-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53795


Анне-Софи Муттер исполняет скрипичные сонаты Моцарта

Среда, 28 Мая 2014 г. 09:20 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Сонаты - далеко не из самых лёгких для восприятия жанров инструментальной музыки. Но поскольку они представляют для меня профессиональный интерес, тем более в таком замечательном исполнении, то без них никак не обойтись...

Mozart: The Violin Sonatas (2006)

Моцарт жил и творил в ту знаменательную для истории западноевропейской музыки эпоху, когда происходило становление и интенсивное развитие жанров инструментальной музыки в целом и жанров сонаты и симфонии в частности. 

Популярность, которой пользовался жанр сонаты в Европе, объясняется несколькими причинами. Среди них демократизация музыкальной жизни, развитие бытового инструментального исполнительства. Произошли изменения и в технике композиции: постепенно отмирала практика basso continuo, расцвет переживала сольная клавирная литература. 

Одним из основополагающих факторов следует признать расширение сферы бытового музицирования. В отличие от параллельно и интенсивно развивающихся жанров симфонии и сольного концерта, исполнявшихся на публичных академиях, аккомпанированная соната составляла, прежде всего, часть музыкального быта в аристократических европейских домах и салонах. Особенно славился такими салонами Париж. Во французской столице в это время существовали самые различные салоны — литературные, политические, философские. Эти и другие подобные им собрания включали как обязательный элемент камерное музицирование. «Идея музыкальной беседы, — пишет Финшер (немецкий музыковед), — распространяется на любые камерные жанры. Ключевые инструменты (почти всегда скрипки или флейты) рассматриваются как "люди", которые беседуют друг с другом на языке музыки».

Соната для скрипки и фортепиано KV 380 ми-бемоль мажор. Andante con moto

 

В исполнении аккомпанированной сонаты — подобно другим ансамблевым жанрам эпохи— дилетанты участвовали наравне с профессионалами. Это была повсеместно распространенная практика. Среди любителей было немало аристократов и членов правящих домов; они не только содержали на службе капеллы, но и музицировали вместе с профессионалами в приватных— придворных, домашних, салонных— концертах. Аккомпанированная соната была особенно ценима в этом кругу: помимо Парижа и Лондона, она была также востребована в одном из самых музыкальных и знаменитых городов Европы — Мангейме.

Соната для скрипки и фортепиано ми-бемоль мажор KV 302



 

Развитие концертирования и виртуозности — одна из линий эволюции жанра от аккомпанированной сонаты — к дуэту, от любительского музицирования к концертным формам камерной музыки. У Моцарта меняется представление о роли инструментов в ансамбле и в процессе темообразованиия. Клавир и скрипка становятся равноправными. Если в ранних произведениях скрипка лишь сопровождала изложение темы у клавира, дублируя мелодию, дополняя ее контрапунктирующими фразами или достраивая гармоническую вертикаль, то в зрелых сонатах проведение главной темы в сонатном Allegro чаще всего звучит у обоих инструментов, как правило, сперва у клавира, потом у скрипки, но иногда пальма первенства уже отдается мелодическому инструменту.

Violinsonate G Dur KV 379



Моцарт трактует партии клавира и скрипки не только как полностью равноправные Он сочетает их свободно и гибко. Клавир и скрипка обмениваются короткими репликами, то выходя на первый план в мелодической роли, то отступая на второй — в аккомпанирующей, то сливаясь в унисонах и дублировках, то создавая объемные многослойные фактурные образования, контрастирующие с прозрачными гомофонно-гармоническими эпизодами.

Violinsonate F Dur KV 547 



Моцарту довелось творить в переломную для западноевропейской инструментальной музыки эпоху: вторая половина XVIII века отмечена сменой художественно-эстетической парадигмы, которая не могла не отразиться на всех формах музыкальной практики.

Violinsonate G Dur KV 301



На смену домашнему и салонному музицированию постепенно приходит концерт; на сценах концертных залов дилетанты уступают место профессионалам-виртуозам; весьма значительно меняется и репертуар: на первое место в нем выдвигаются симфония и инструментальный концерт. Разумеется, и камерная музыка не осталась в стороне: на протяжении второй половины XVIII века в значительной степени эмансипируются жанр струнного квартета и клавирного трио. Меняет свой облик и соната для клавира и скрипки.

Violinsonate A Dur KV 305



Этот жанр оказался не только не периферийным, но, напротив, одним из ключевых жанров XVIII столетия. Интенсивность его становления и развития была исключительной: за полвека с лишним она пережила бурную эволюцию. Крайние точки этой эволюции определяют два принципиально различных, но генетически связанных между собой жанра: аккомпанированная соната 1760-х годов, теснейшим образом связанная с бытовым музицированием, и камерная (1780-е годы) «соната-дуэт», масштабное сочинение концертного характера. Изменения, произошедшие в этом жанре, затронули все основные параметры жанра, начиная от сферы бытования, техники исполнительства и вплоть до стилистики, особенностей фактуры и ансамблевого баланса.

Violinsonate F Dur KV 376



«Моцарт вечен и актуален в любые времена, — убеждает нас Алексей Любимов. — Но мне кажется, для творчества ему хватало ресурсов XVIII века, это искусство абсолютно законченное. Моцарт не стремился писать музыку будущего . Он вошел в контекст своего времени вполне естественно. Другое дело, что он преобразил этот контекст в некий микрокосм своего сознания, создал собственный, удивительно яркий и какой-то волшебный мир».

Источник:

Автореферат диссертации "Сонаты для клавира и скрипки В.А.Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации

Метки:  

Процитировано 30 раз
Понравилось: 21 пользователям

Radeia   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2014 г. 10:52 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
egulumbek   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2014 г. 10:57 (ссылка)
Спасибо! Анна-Софи, конечно, скрипичная королева (не только потому, что владеет скрипками Страдивари [The Emiliani, 1703] и [Lord Dunn-Raven, 1710], а также скрипкой Регацци), но и её аккомпаниатор Ламберт Оркис -- великий музыкант (Lambert Orkis, born 1946, Philadelphia, is a United States-based pianist of classical music. ... since 1988 is the performance partner of Anne-Sophie Mutter in their concerts of piano and violin chamber music (mainly containing sonatas for violin and piano by Beethoven, Mozart, Brahms, and Schubert). For the interpretation of the complete collection of Beethoven's and Mozart's violin sonatas the artist duo was honored by a German Grammy rsp. by a French "choc de l’annйe" [событие года]. ... for eleven years he collaborated with the famous cellist (and conductor) Mstislav Rostropovich on all of the chamber music recitals that he was a part of. Rostropovich even created a fixed position for Orkis, appointing him as first piano instrumentalist member of the National Symphony Orchestra, during his time as a chief conductor of that orchestra at Washington, D.C. Lambert Orkis is Professor of piano of the Esther Boyer College at the Temple University in Philadelphia).
Ответить С цитатой В цитатник
Томаовсянка   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2014 г. 11:35 (ссылка)
Красивая Анне-Софи Муттер, великолепное исполнение, прекрасная музыка! Спасибо, Наташа!
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2014 г. 12:27 (ссылка)
Большое спасибо! Чудесная музыка в исполнении такой талантливой и красивой жещины - огромное наслаждение!
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Среда, 28 Мая 2014 г. 14:31 (ссылка)
Спасибо за пост! С удовольствием послушала!
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Наточка спасибо за прекрасное настроение.Слушаю!! Среда, 28 Мая 2014 г. 22:00 (ссылка)
Смайлики
Ответить С цитатой В цитатник
nomad1962   обратиться по имени Четверг, 29 Мая 2014 г. 01:34 (ссылка)
Спасибо!
65275554 (649x434, 383Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
MultiMazurka   обратиться по имени Четверг, 29 Мая 2014 г. 07:09 (ссылка)
Наташа, прочитала и очень похвалила вас за этот прекрасный материал. Сейчас отправлю постик своим ребятам -информация и ролик -лучше не сделаешь и не придумаешь. Ну и мастерица!
29f59299af.gif Класс! (320x266, 127Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Nika_Nikol   обратиться по имени Четверг, 29 Мая 2014 г. 10:19 (ссылка)
Спасибо большое!
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Четверг, 29 Мая 2014 г. 10:35 (ссылка)
Спасибо за интересный пост и прекрасную музыку!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Меркульдин   обратиться по имени Четверг, 29 Мая 2014 г. 11:37 (ссылка)
Благодарю,буду слушать,предвкушаю кайф,спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
Galja_les   обратиться по имени Четверг, 29 Мая 2014 г. 20:50 (ссылка)
Благодарю сердечно за великолепную музыку в исполнение двух великих музыкантов. Бальзам на душу.
Ответить С цитатой В цитатник
Шарадин   обратиться по имени Четверг, 29 Мая 2014 г. 21:53 (ссылка)
Огромное спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 17:35 (ссылка)

Ответ на комментарий Шарадин

Шарадин, большое спасибо за отклик! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 17:36 (ссылка)

Ответ на комментарий Galja_les

Galja_les, рада, что Вам понравилось! Большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 17:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Меркульдин

Меркульдин, приятного прослушивания! Спасибо за внимание!
Ответить С цитатой В цитатник
Меркульдин   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 17:48 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Желаю успехов,ждем новых открытий
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 17:51 (ссылка)

Ответ на комментарий Меркульдин

Меркульдин, спасибо большое! И Вам удачи и успехов!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 17:52 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Annakraj, большое спасибо за внимание и отзыв, Анна!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 17:54 (ссылка)

Ответ на комментарий Nika_Nikol

Nika_Nikol, большое спасибо за отклик! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 17:59 (ссылка)

Ответ на комментарий MultiMazurka

MultiMazurka, большое спасибо за тёплый отзыв, Вера! Рада, что пост понравился!
Вера, я недавно узнала, что из Нового Уренгоя довольно много детей сейчас поступают в Десятилетку при Казанской консерватории. Одна девочка пианистка учится у Рэма Урасина.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 18:02 (ссылка)

Ответ на комментарий nomad1962

nomad1962, спасибо за дивные розы! Приятных выходных!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 18:04 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, спасибо, Наденька! Хороших выходных!
Ответить С цитатой В цитатник
MultiMazurka   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 18:10 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Рэм -потрясающий пианист и замечательный педагог. ей очень повезло. Сейчас ССМШ вошла в состав КГК, как подразделение. У нее новый заведующий. выпускник МГК. Аня Мишарина. о которой мы с Вами говорили. работает и в школе и в консерватории. И ее детей и студентов все очень хвалят. не говоря о том. что она сама уникальная скрипачка. Думайте. Все еще можно поменять. Не в Уренгое живете.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 18:43 (ссылка)

Ответ на комментарий MultiMazurka

MultiMazurka, Вера, я боюсь у меня уже ни на какие перемены сил не хватит. Мы с Вероникой еле живые после учебного года. Она начала уже выступать потихоньку в концертах и сольно и в оркестре. В начале мая вообще отыграла целый сольный концерт. Недавно был концерт в консерватории - она там исполняла свои собственные произведения - романс (очень красивый) на стихи Бальмонта и фортепианную пьесу. Я попозже постараюсь это всё здесь у себя опубликовать. Особенно интересно было бы узнать Ваше мнение по поводу романса. Она правда ещё и переложение для скрипки сделала.
Вероника здесь уже привыкла, втянулась, подружилась со многими, а всё это происходило довольно трудно и болезненно...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 19:01 (ссылка)

Ответ на комментарий мария_карчина

мария_карчина, большое спасибо за внимание и отзыв, Мария! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 19:08 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

natali_100, большое спасибо за внимание и отзыв, Натали! Приятных Вам выходных!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 19:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Томаовсянка

Томаовсянка, спасибо большое за тёплый отзыв, Тамара! Удачных и приятных выходных!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 19:40 (ссылка)

Ответ на комментарий egulumbek

egulumbek, огромное спасибо за такое замечательное, интересное дополнение об Анне-Софи Муттер и о Ламберте Оркисе, Эрнст Галимович. В скрипичных сонатах Моцарта, даже в зрелых, клавиру уделено всё-таки особое внимание. Любимым инструментом Моцарта было фортепиано и Ламберту Оркису превосходно удалось передать моцартовскую ясность, гармоничность, одухотворённость, устремлённость движения и свет...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Суббота, 31 Мая 2014 г. 19:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, большое спасибо за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку