Если того, кому доверяешь без опаски деньги, значит, дружба для тебя - честность слуги. Если того, к кому обращаешься за помощью и получаешь ее, значит, Дружба для тебя - выгода, которую можно извлечь. Если того, кто в нужный момент встанет на твою защиту, значит, дружба - долг чести. Но я презираю арифметику и называю другом того, кого вижу внутри каждого из нас, он может спать в глубинах естества, но при моем приближении проснется, узнает и улыбнется мне, хотя, возможно, завтра этот человек предаст меня.
А ты зовешь в друзья только тех, кто выпьет вместо тебя цикуту. На такую будущность и впрямь немного охотников.
Слывущие добряками ничего не смыслят в дружбе. Мои отец был жесток, но у него были друзья, он умел любить их и не знал разочарований. Разочарование в дружбе - это обманувшееся корыстолюбие. Разочарование низко, куда же подевалось в человеке все то, что ты полюбил? Ведь и вначале в нем было то, что тебе не нравилось. Но и любимого тобой, и любящего тебя ты превращаешь в раба и, если он не выдерживает тягот рабства, казнишь его.
Друг подарил тебе любовь, а ты вменил ему любовь в обязанность. Свободный дар любви стал долговым обязательством жить в рабстве и пить цикуту. Но друг почему-то не рад цикуте. Ты разочарован, но в разочаровании твоем нет благородства. Ты разочарован рабом, который плохо служит тебе.
Если бы я решил выстроить дом для истинных моих друзей, я бы не справился - так он должен быть огромен - нет человека, который не был бы мне другом, хотя бы одной своей малоприметной черточкой. Тот, кому по моему приказу рубят голову, тоже мне друг, и в нем есть согласие со мной, но расчленить человека невозможно. Друг мне и тот, кто считает, что ненавидит меня, и с удовольствием отрубил бы голову мне. Не подумай, что я говорю из дешевого прекраснодушия, снисходительности или пошлого желания понравиться, - нет, я по-прежнему тверд, суров и молчалив. Но дружественное мне и в самом деле обильно, оно рассеяно повсюду и быстро наполнило бы мой дом, помоги я ему сдвинуться с места.
Антуан де Сент-Экзюпери "Цитадель"
Иногда человек и навязывается в близкие друзья, и лезет в собеседники, утверждая, что от вас восторге, но, общаясь с ним, понимаешь, что не нравишься ты ему ничем. А другой, напротив, заговаривает редко, и видитесь вы нечасто, и с уверениями в искренней дружбе не лезет, а очевидно, что он относится с теплотой.
На самом деле у ситуации "нравлюсь" есть критерии. И, если эти критерии применять, то можно достаточно быстро понять, как человек к вам относится. С большой долей вероятности можно предполагать, что вы нравитесь, если в процессе общения:
- собеседник/партнер чувствует ваши личные границы и их не нарушает, а в случае, если нарушил - извиняется;
- не пытается вас переделать, принимая таким/ой, как есть (от образования до формы носа);
- не врёт и не утаивает правды, а заявляемые мотивы общения совпадают с поведением собеседника;
- считает достаточно компетентным/ой, чтобы не учить жить;
- может под вас подстроиться (например, по времени);
- интересуется вашим мнением и учитывает ваше мнение в отношениях;
- не пытается использовать вас для решения своих проблем;
- принимает ваши ограничения и недостатки.
В результате такого общения вы:
- бодры, веселы, у вас хорошее настроение;
- сохраняете веру в себя и адекватную самооценку;
- сохраняете хорошее самочувствие и физическую форму после общения (не испытываете чувство вины, стыда, тоски, агрессии, не мчитесь себя срочно переделывать, не ощущаете себя "выжатым, как лимон" и уж тем более не заболеваете "на пустом месте" совершенно неожиданно).
То есть, в процессе общения вам не надо постоянно меняться, чтобы "нравиться" и переделывать себя, а в результате общения вы сохраняете себя и положительное мнение о себе. Если вы человеку нравитесь, он будет проявлять активную заинтересованность в вашем развитии.
(c) N
В присутствии другого внезапно ты чувствуешь себя счастливым. Просто оттого, что вы вместе, чувствуешь экстаз. Само присутствие другого удовлетворяет что-то глубоко в твоем сердце… что-то начинает петь у тебя в сердце. Само присутствие другого помогает тебе быть более собранным, ты становишься более индивидуальным, более центрированным, более уравновешенным. Тогда это Любовь. Любовь это не страсть, не эмоция. Любовь это очень глубокое понимание того, что кто-то завершает тебя. Кто-то делает тебя замкнутым кругом. Присутствие другого увеличивает твоё присутствие. Любовь дает тебе свободу быть собой.
Ошо
Крайне редко, но случаются люди, которые приходят в нашу жизнь, чтобы уже не покидать её. Ты смотришь на такого человека и понимаешь - всё, приехали, готовьте соль и спички, это надолго. И это не зависит от сходства или различия ваших интересов, от того, какого вы пола и возраста, от существования или отсутствия между вами «искры», от уровня развития, от того, ругаетесь вы каждый день или, наоборот, у вас прекрасные отношения. Это не зависит даже от того, видитесь ли вы каждый день или вас разделяет расстояние, которое немногим меньше миллиона световых лет. Со временем ты начинаешь воспринимать этих людей как неотъемлемую часть себя. Их слова, их походка, их шутки, их семейные проблемы, любимые напитки и вид из окна встраиваются в твою систему жизнеобеспечения, входят в кровь, как табак у курильщика, и ты уже не мыслишь себя без них. Иногда тебе хочется отпилить им голову ржавой ложкой и навсегда забыть этот номер телефона, но это ничего не меняет. Ни-че-го. Готовь соль и спички - это надолго. Если не навсегда.
(c) N
Не смешивай любовь с жаждой завладеть, которая приносит столько мучений. Вопреки общепринятому мнению, любовь не причиняет мук. Мучает инстинкт собственности, а он противоположен любви. Любя Господа, я, хромой, ковыляю по каменистой дороге, чтобы поделиться своей любовью с людьми. Мой Бог не раб мне. Я сыт тем, чем Он оделяет других. Истинную любовь я распознаю по неуязвимости. Умирающий во имя царства не обижается на него. Можно жаловаться на неблагодарность одного человека, другого, но можно ли говорить о неблагодарности царства? Царство создано твоими дарами, и как жалка будет арифметика, если ты потребуешь от царства возмещения почестями. Положивший жизнь на возведение храма - переливает себя в него, он любит свой храм и не видит от него ни в чем обиды. Настоящая любовь начинается там, где ничего не ждут взамен. Чтобы научить человека любить людей, нужно научить его молиться, потому что молитва безответна.
Под личиной любви вы прячете ненависть, вы сделали стойку возле женщины или мужчины, вы превратили их в свою добычу и, стоя как собака над костью, ненавидите всех, кто косится на ваше пиршество. Эгоизм насыщения вы зовете любовью. Как только вам дарят любовь, вы так же, как в ваших фальшивых дружбах, обращаете свободного и любящего в слугу и раба, присвоив себе право обижаться. И чтобы заставить его лучше служить себе, казните ежечасным зрелищем своих страданий. Да, конечно, вы всерьез страдаете. Но именно ваше страдание и не нравится мне. А что в нем, скажите мне, хорошего?
В юности и я мерил шагами террасу под полыхающими звездами: сбежала рабыня, которая казалась мне единственным моим лекарством. Я поднял на ноги всех моих воинов и послал за ней вдогонку. Добиваясь ее, я бросил к ее ногам не одну провинцию, я заплатил бы ей и собственной жизнью, но, Бог мне свидетель, я никогда не называл любовью погоню за добычей.
Дружбу я узнаю по отсутствию разочарований, истинную любовь по невозможности быть обиженным.
Когда приходят к тебе и говорят: "Брось эту женщину, она тебя обижает..." -выслушай их со снисхождением и люби ее по-прежнему, ибо кто в силах тебя обидеть?
Тебе скажут: "Брось ее, ты же видишь, старания твои бесполезны". Выслушай их со снисхождением и люби ее по-прежнему: ты уже сделал свой выбор. И если можно украсть полученное тобой, то кто в силах отнять у тебя тобой отданное?
Тебе скажут: "Здесь ты в долгах. Там у тебя их нет. Здесь смеются над твоими заслугами. Там почитают их". Заткни уши, зачем тебе арифметика?
Всем ты можешь ответить: "Любить меня - значит вместе со мной трудиться".
Вот и в храм вошли только друзья, и несть им числа.
Друг тот, кто не судит. Я уже говорил: открыв свою дверь бродяге на костыле и с палкой, друг поставит палку и костыль в угол и не попросит бродягу станцевать, чтобы убедиться, как плохо он танцует. Если бродяга заговорит о весне на дальних дорогах, друг порадуется весне. А если тот расскажет о голоде в деревне, которую он проходил, друг разделит с ним огорчение. Я уже говорил, друг - это та частица в человеке, которая отдана тебе, тебе открывают дверь, которую, может быть, больше не открывают никому.
Я встретил его, поднявшись над тем что нас разделяет, и стал ему другом. Я могу возле него стоять молча, не боясь, что он отправится бродить по садам в моей душе, по моим горам, крепостям и пустыням. Ты - мне друг, ты дождешься посланцев моего внутреннего царства и обойдешься с ними бережно. Ты примешь их, усадишь и выслушаешь. И обоим нам хорошо. А я? Разве видел кто-нибудь, чтобы я плохо обошелся с посольством или не принял его только потому, что вдали, в тысяче дней пути от меня, едят то, что мне не нравится, и обычаи их отличны от моих? Дружба -это всегда перемирие, это душевное согласие, отрешившееся от пошлых распрей повседневности. Гость за моим столом всегда безупречен.
Знай, что гостеприимство, обходительность и дружеское участие - это присутствие человеческого в человеке. Каково мне будет в храме, если Господь станет разбирать верующих по росту и дородству, как почувствую себя в доме друга, если он, заметив мои костыли, попросит станцевать, чтобы высказать свое мнение?
В мире достаточно судей. Помогать тебе меняться и закалять тебя будут враги. Это их дело, они с ним прекрасно справятся, бури неплохо помогают кедру. А друг создан для того, чтобы тебя принять. Знай и о Господе. Он не судит тебя, когда ты пришел к Нему в храм, Он тебя принял.
Антуан де Сент-Экзюпери "Цитадель"
Ты - это Уникальное Событие... Я подхожу к тебе, упираюсь ладонью в лопатку и угадываю в тебе ад. Он таится скрытым теплом порочности идей, звенит рассыпающейся ложью, поворачивается ко мне жестоким лицом лукавого демона и хищно улыбается жадностью. Я подхожу к тебе, упираюсь лбом в висок и чувствую рай. Трепетный рай человеческой доброты, горячее дыхание таланта, дарованного небом, мягкий смех глаз, скрывающий за собой размах зрелой мудрости, верность любви и глубину души. Я нахожу в тебе ад, нахожу рай, добро и зло, бездну и небеса.
ТЫ - это УНИКАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ, В КОТОРОМ можно найти ВСЁ...
И вопрос только в одном, что именно я хочу найти. Я подхожу тебе, и так ли важно, что кто-то слева шипит в плечо проклятия, зажимая на горле холодные пальцы, что кто-то справа шепчет в ухо страстные признания, вцепившись в крыло. Все просто, они тоже находят то, что хотят найти. Где-то там, далеко далеко, в каком-то странном человеке, не знакомом ни мне, ни тебе, но так похожим на их собственные лица.
Аль Квотион
Ученик однажды спросил Старца:
—Как мне научиться разбираться в людях, —кому мне доверять и кого опасаться?
—Скажу тебе вначале, кого нужно опасаться, —сказал Старец. —Опасайся самого смиренного с виду! Когда увидишь, что кто-то кладет перед тобой поклоны, обнимает тебя и выказывает тебе свое необыкновенное расположение, того ты опасайся больше всего!»
—Как же так, Старче? —удивился ученик. —Объясни мне!
—Потому что он первый и предаст тебя! —ответил Старец со вздохом.
—А кому же мне доверять? —спросил ученик.
—Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит тебе правду, какая бы она ни была. Эти люди первыми придут к тебе на помощь!