Цитата сообщения Polina_Ukhanova
Особняк П.И. Харитоненко в Москве.
Вторым пунктом моей культурно-просветительской программы 18 мая стало посещение великолепного особняка, расположенного на противоположной от Кремля стороне Москвы-реки, — городской усадьбы Харитоненко. Долгие годы здесь размещалось Британское посольство, а теперь роскошный дом является резиденцией английского посла и её семьи (если кто не в курсе, сейчас послом Великобритании в России является женщина, Энн Прингл).
Массивный, эффектный особняк, который, на мой взгляд, выглядит гораздо выигрышнее жёлтого дворца на противоположной стороне реки, построен в 90-е годы позапрошлого столетия, в 1891-1893 годах по проектам архитекторов В.Г. Залесского и Ф.О. Шехтеля по заказу одного из крупнейших промышленников той поры (бизнесменов, как мы бы с вами сейчас сказали) — известного мецената Павла Ивановича Харитоненко. Залесскому принадлежит общая планировка и оформление фасадов, Шехтелю — интерьеры.
Фасады главного дома усадьбы выполнены в традиционном для второй половины XIX столетия ренессансно-барочном стиле и богато декорированы лепными узорами, придающими монументальному особняку лёгкость и очарование. Ну и, конечно, не обошлось без масок с разными рожицами.
Обратите внимание, что каждая рожица имеет свою собственную, индивидуальную мимику…
Внешний вид особняка очень контрастирует с его внутренними интерьерами. Парадный вестибюль выполнен уже Фёдором Шехтелем в неоготическом стиле. Вообще же этот дом предшествовал не менее великолепному особняку на Спиридоновке, известному как дом Приёмов МИД. О нём я писала в прошлом году здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/polina_ukhanova/post162701109/
Безусловным украшением вестибюля является парадная лестница с прекрасным деревянным декором и годом постройки особняка на панелях слева.
На стенах вдоль лестницы размещаются великолепные гобелены, которые долгое время считались работой XVII века — настолько они хороши! Тем не менее, при последней реставрации, инициированной и оплаченной Великобританией, выполненной на высочайшем профессиональном уровне, исследователи выяснили, что гобелены были выполнены в конце XIX века в тех же французских мастерских, которые занимались изготовлением гобеленов с XVI столетия...
Готическая гостиная расположена на первом этаже дома Харитоненко, в ней стоит невероятный по-красоте камин и подходящая по стилю мебель.
В столовой, также отделанной деревом, очень эффектный камин и декор стен и потолка.
Прекрасный резной буфет столовой отделан зелёным камнем, перекликающимся с каменными же подоконниками и отделкой камина.
Совершенно замечательна и библиотека!
На верхнем марше парадной лестницы начинаются наиболее нарядные интерьеры особняка, задуманные Фёдором Шехтелем в разных стилях. Сначала интерьеры продолжаются в том же неоготическом стиле всё с теми же эффектными деревянными декоративными элементами...
Ну а в рокайльном зале поражает воображение изысканный расписной плафон, ставший своеобразной визитной карточкой усадьбы Харитоненко.
Дальше идёт белый зал — весь в золоте, с прекрасным паркетом...
Настоящими жемчужинами особняка являются голубая и средневековые гостиные посла — последние помещения во втором этаже усадьбы, куда пускают гостей, т.к. остальные интерьеры относятся к приватной жизни дипломатов. Но, надо сказать, британцы пускают в наиболее выдающиеся залы, так что никаких претензий к ним нет и быть не может. Более того, они ещё и разрешают фотографировать всё что угодно, в отличие, например, от того же дома Приёмов МИД.
После октябрьской революции 1917-го года музейные работники хотели отдать особняк Харитоненко в музейный фонд, чтобы разместить в нём какую-нибудь экспозицию, однако комиссия, собранная специально для решения этого вопроса, нашла что особняк не представляет исторической и художественной ценности... Возможно, это к лучшему, потому что далеко не все музейные здания находятся в столь великолепном состоянии и так грамотно и тонко реставрируются, сохраняя аутентичные материалы и интерьеры. Так что можно с уверенность сказать, что особняку П.И. Харитоненко на Софийской набережной повезло, а нам повезло, что он сохранился до наших дней, позволяя время от времени видеть красоту, созданную выдающимися гениями зодчества конца XIX — начала XX веков.
P.S. Прошу прощения за такое обилие фотографий. Но остановиться было просто невозможно, хотелось показать побольше, чтобы и вы смогли увидеть и насладиться этой потрясающей, уникальной, неповторимой красотой...
Архитектура и интерьер