Ребенок имеет право на любовь.
("Любите ребёнка, не только своего собственного)"
Ребенок имеет право на уважение.
("Давайте потребуем уважения для сияющих глаз, гладких лбов, юной энергии и доверчивости. Почему потухшие глаза, морщины, неопрятные седые волосы или усталое безразличие вызывают большее уважение?")
Ребенок имеет право на оптимальные условия для роста и развития.
("Мы требуем: долой голод, сырость, зловоние, темноту, перенаселённость)"
Ребенок имеет право жить настоящим.
("Дети - это не люди будущего, это люди сегодняшнего дня".)
Ребенок имеет право быть самим собой.
(«Ребенок — не лотерейный билет, от которого ждут выигрыша главного приза».)
Ребенок имеет право на ошибки.
(«Среди детей не больше дураков, чем среди взрослых».)
Ребенок имеет право на неудачу.
(«Мы отвергаем обманчивое стремление сделать ребенка совершенным».)
Ребенок имеет право на то, чтобы его воспринимали всерьез.
(«Кто спрашивает мнение ребенка или его согласие?»)
Ребенок имеет право, чтобы его ценили за то, что он есть. («Ребенок, будучи маленьким, имеет низкую рыночную цену».)
Ребенок имеет право желать, предъявлять требования, просить.
(«С каждым годом разрыв между потребностями взрослых и желаниями детей стремительно расширяется».)
Ребенок имеет право на тайны.
(«Уважайте их секреты».)
В отдельных случаях ребенок имеет право солгать, обмануть, украсть.
(«Он не имеет права лгать, обманывать, воровать».)
Ребенок имеет право на уважение его собственности, его бюджета.
(«У каждого есть право на собственность, какой бы незначительной или малоценной она ни была».)
Ребенок имеет право на образование. Ребенок имеет право сопротивляться педагогическому воздействию, если оно вступает в противоречие с его собственными убеждениями.
(«Человечеству повезло, что у нас нет возможности принудить детей уступить нашим нападкам на их здравый смысл и человеколюбие».)
Ребенок имеет право на протест против несправедливости.
(«Мы должны положить конец деспотизму».)
Ребенок имеет право на Детский Суд, где он может судить равных себе и быть судим ими.
(«Сейчас мы — единственные судьи действий, мыслей и планов ребенка... Я знаю, как важен Детский Суд, и уверен, что через пятьдесят лет не останется ни одной школы, ни одной организации без такого суда».)
Ребенок имеет право на защиту в рамках судебной системы для малолетних преступников.
(«Преступивший закон ребенок остается ребенком... К сожалению, нищета, распространяющаяся подобно эпидемии, питает садизм, преступность, грубость, жестокость».)
Ребенок имеет право на уважение его огорчений.
(«Даже если это всего лишь потеря красивого камушка».)
Ребенок имеет право на общение с Богом. Ребенок имеет право на преждевременную смерть.
(«Глубокая любовь матери к своему ребенку должна дать ему право на преждевременную смерть, на то, чтобы жизнь его продлилась одну или две весны... Не всякий кустик вырастает в дерево».)
Януш Корчак
(опубликовано в книге Бетти Джин Лифтон "Король детей. Жизнь и смерть Януша Корчака")
Дмитрий Кедрин
БЕСЕДА
1937
На улице пляшет дождик. Там тихо, темно и сыро.
Присядем у нашей печки и мирно поговорим.
Конечно, с ребенком трудно. Конечно, мала квартира.
Конечно, будущим летом ты вряд ли поедешь в Крым.
Еще тошноты и пятен даже в помине нету,
Твой пояс, как прежде, узок, хоть в зеркало посмотри!
Но ты по неуловимым, по тайным женским приметам
Испуганно догадалась, что у тебя внутри.
Не скоро будить он станет тебя своим плачем тонким
И розовый круглый ротик испачкает молоком.
Нет, глубоко под сердцем, в твоих золотых потемках
Не жизнь, а лишь завязь жизни завязана узелком.
И вот ты бежишь в тревоге прямо к гомеопату.
Он лыс, как головка сыра, и нос у него в угрях,
Глаза у него навыкат и борода лопатой,
Он очень ученый дядя - и все-таки он дурак!
Как он самодовольно пророчит тебе победу!
Пятнадцать прозрачных капель он в склянку твою нальет.
"Пять капель перед обедом, пять капель после обеда -
И всё как рукой снимает! Пляшите опять фокстрот!"
Так, значит, сын не увидит, как флаг над Советом вьется?
Как в школе Первого мая ребята пляшут гурьбой?
Послушай, а что ты скажешь, если он будет Моцарт,
Этот не живший мальчик, вытравленный тобой?
Послушай, а если ночью вдруг он тебе приснится,
Приснится и так заплачет, что вся захолонешь ты,
Что жалко взмахнут в испуге подкрашенные ресницы
И волосы разовьются, старательно завиты,
Что хлынут горькие слезы и начисто смоют краску,
Хорошую, прочную краску с темных твоих ресниц?..
Помнишь, ведь мы читали, как в старой английской сказке
К охотнику приходили души убитых птиц.
А вдруг, несмотря на капли мудрых гомеопатов,
Непрошеной новой жизни не оборвется нить!
Как ты его поцелуешь? Забудешь ли, что когда-то
Этою же рукою старалась его убить?
Кудрявых волос, как прежде, туман золотой клубится,
Глазок исподлобья смотрит лукавый и голубой.
Пускай за это не судят, но тот, кто убил,- убийца.
Скажу тебе правду: ночью мне страшно вдвоем с тобой!