Мой дедушка Василий Афанасьевич Кузьмич умер в сентябре 2008 года. Умер в возрасте 85 лет. Жил на Украине, дадеко от нас. Он не был ветераном в прямом смысле этого слова, потому что не выскочил на полном ходу поезда, увозившего его в Германию, как это сделал его отец. Почти всю войну он провёл в Германии, в плену, работая на одну фрау. Это почти ВСЁ, что я знаю о нём. Да, он жил далеко, но мы виделись, когда он приезжал к нам на лето или мы к нему в деревню. Виделись... и не общались толком. Я уже ничего не могу узнать у него. Тяжёлый камень на сердце.
Сколько их осталось? Я нашла такие данные в поисковике: из призванных в 1941 году 31млн.чел к 1945 году осталось 18 млн.чел, а к 2005 1,2млн.чел. Да и то, мне кажется, цифры завышены. Сейчас, думаю, счёт идет уже на десятки тысяч.

Читаю материалы интернета и ужасаюсь - какие-то вечные передряги и склоки по поводу - на самом ли деле ветеран, на самом ли деле у него нет жилья, на самом ли деле у него маленькая пенсия....Ох, матушка-Россия, какая же ты непредсказуемая, темная иногда и дремучая, что только в тебе не происходит. Если бы им в 41м сказали, что вот так жить будут на старости лет, пошли бы наше светлое будущее защищать? Думаю, что да. Потому что такие тогда были люди, не чета сегодняшним. Мне вообще кажется, что Господь нас именно приберег для конца времён, как наиболее слабых, а самые первые были самыми сильными - а ну выживи - ни тебе плит газовых, ни стиралок-автоматов, ни сотовых и компов...и как без всего этого люди жили? Я то ещё застала житьё без сотовых и компов, а вот поколение пепси вряд ли поймёт, что это такое. Ну, что-то я отвлеклась.
Так я о ветеранах. В последнее время в наших местных газетах стали всё чаще появляться мили..простите полицейские сводки о краже медалей с последующей их перепродажей.

Это... я даже не могу дать этому определение, как вообще это называется. У меня даже возникла идея написать статью об этом в нашу газету (правда, что-то в последнее время журналист во мне умер, но об этом в другой раз) Бывает, что ради копеек и медалей даже избивают стариков. Честное слово, просто хочется найти этих людей и , забыв на время всё своё христианство, хорошо дать в морду, вот просто от души, чтобы дошло, если это вообще возможно. Хотя, думаю, мили....ой, полицейские их там обрабатывают. Это наше общество. Но впрочем, чем дама в кассе сбербанка, орущая на глухую бабушку, отличается от этих воров? Они просто грубее. Мы живём без милости, без доброты, без оглядки вперёд, мы просто не можем представить, что когда-то тоже будем старыми, это для нас запредельно. "Бери от жизни всё" - вот неусыпающий девиз, а если бери всё, то и гадь по полной, только вот не понимаем, что обгаживаем, извиняюсь, самих себя.
Честно искала в инете о наполеоновских ветеранах и их льготах в 19 веке - не нашла, думаю, что государство о них поболее заботилось. Но нашла вот это

Это последний ветеран войны 1812 года, 117-летний старец Павел Яковлевич Толстогузов. Фото сделано в 1912 году к столетию великой битвы.
Рядом с ним запечатлена его 80-летняя жена. Меня посетила мысль - вот наш последний ветеран ВОВ, оборванный, бедный, брошенный, даже ему, последнему, не досталось нашей полной благодарности, не смогли мы понять и оценить его вклад в нашу мирную жизнь, не измерили - ЧТО ЖЕ ТАКОЕ БЫЛА ЭТА ПОБЕДА?
Вот выдержка из одного ответа на форуме:"
Социальная пенсия на одного пожилого человека ветерана или нет в ФРГ 350 евро плюс 200-300 евро в зависимости от местожительства на квартиру,плюс все лекарства бесплатны,плюс бесплатная медицинская страховка,плюс 50% скидка на городской транспорт включая электрички,музеи,спортивные залы включая бассейны и аквалэнты,библиотеки и др. Если бы мои деды вернувшиеся с войны имели бы на старости такое,то живы были бы и сегодня ". Занятно. Нашим ветеранам тоже вроде обещают пенсии по 25 тыс, так же как им обещали квартиры и машины, которые получили все, кто вовремя подсуетился и единицы ветераны. Но кто им пообещает хорошее отношение, уважение, почёт. Им, нападавшим и опустошающим, убивающим и грабящим, им респект и уважуха, а нашим?
Вот интересная зарисовка:"
В преддверии Дня Победы участникам и инвалидам Великой Отечественной войны будет оказана адресная материальная помощь, сообщает пресс-служба правительства. Как отмечается в пресс-релизе, по 1000 рублей получат все участники и инвалиды ВОВ, проживающие в Новосибирской области ". Это насмешка? Или плевок? Реальной помощью нельзя назвать. Новосибирская область - это какой пояс, третий? Что там можно купиь на эти деньги?
И напоследок такая история всё от тех же посетителей форумов, там иногда много интересного можно найти, гораздо интереснее самих статей:"
У меня преподаватель в институте - сын полка был в ВОВ. Семью его кого на фронт забрали, кто погиб во время блокады. Он мальчишкой примкнул к какому-то отряду из 30 солдат. А перед важным наступлением, ему командир сказал: мы может завтра все погибнем, а ты ещё мальчишка, проживи за всех за нас. А на следующий день полк их ушёл, и потом никого в живых не оказалось. А этот мальчишка выжил, спортом увлёкся, он сейчас преподаёт у нас, у него жена и дети, бодрый такой старичок, трижды мастер спорта по разным видам. Добился-таки своего, выжил и прожил жизнь за всех. А на параде ветеранов и детей-блокадников в прошлом году он, когда речь говорил, подошёл к нему старичок такой же седой и бодрый. "Не узнал, - спрашивает. А тот - Узнал." И обнялись-поцеловались. Оказалось, это был тот самый командир полка, чудом выжил. Я тогда сидела и слушала на лекции, чуть не плакала. Сейчас только в голову пришло, что надо что-то с этим делать. Надо искать их, помогать всем, чем только можно. Пройдёт совсем немного лет, и их совсем с нами не будет. А память... она постепенно стирает многое. А то, что они пережили - не должно быть забыто. "
Да, скоро их совсем с нами не будет...И складывается у меня такое впечатление, что мы этого ждём, спокойно, равнодушно. Чтобы не делать лишних движений, не переживать, не помнить.
В каком-то из своих прошлых постов я уже писала одну кавказскую мудрость - род, который забывает своих стариков - вымирает. Мы этого хотим?
Асадов Э. А. - «День Победы. И в огнях салюта»
День Победы. И в огнях салюта
Будто гром: - Запомните навек,
Что в сраженьях каждую минуту,
Да, буквально каждую минуту
Погибало десять человек!
Как понять и как осмыслить это:
Десять крепких, бодрых, молодых,
Полных веры, радости и света
И живых, отчаянно живых!
У любого где-то дом иль хата,
Где-то сад, река, знакомый смех,
Мать, жена... А если неженатый,
То девчонка - лучшая из всех.
На восьми фронтах моей отчизны
Уносил войны водоворот
Каждую минуту десять жизней,
Значит, каждый час уже шестьсот!..
И вот так четыре горьких года,
День за днем - невероятный счет!
Ради нашей чести и свободы
Все сумел и одолел народ.
Мир пришел как дождь, как чудеса,
Яркой синью душу опаля...
В вешний вечер, в птичьи голоса,
Облаков вздымая паруса,
Как корабль плывет моя Земля.
И сейчас мне обратиться хочется
К каждому, кто молод и горяч,
Кто б ты ни был: летчик или врач.
Педагог, студент или сверловщица...
Да, прекрасно думать о судьбе
Очень яркой, честной и красивой.
Но всегда ли мы к самим себе
Подлинно строги и справедливы?
Ведь, кружась меж планов и идей,
Мы нередко, честно говоря,
Тратим время попросту зазря
На десятки всяких мелочей.
На тряпье, на пустенькие книжки,
На раздоры, где не прав никто,
На танцульки, выпивки, страстишки,
Господи, да мало ли на что!
И неплохо б каждому из нас,
А ведь есть душа, наверно, в каждом,
Вспомнить вдруг о чем-то очень важном,
Самом нужном, может быть, сейчас.
И, сметя все мелкое, пустое,
Скинув скуку, черствость или лень,
Вспомнить вдруг о том, какой ценою
Куплен был наш каждый мирный день!
И, судьбу замешивая круто,
Чтоб любить, сражаться и мечтать,
Чем была оплачена минута,
Каждая-прекаждая минута,
Смеем ли мы это забывать?!
И, шагая за высокой новью,
Помните о том, что всякий час
Вечно смотрят с верой и любовью
Вслед вам те, кто жил во имя вас!