Эти разные, разные, разные лица... ФРАНС ХАЛЬС (1580/85 - 1666) |
Чаще всего мы не знаем их имен... Но... Я думаю, что эти лица покажутся Вам знакомыми. Они существуют вне времени. Этим людям невероятно повезло: их писал Франс Хальс. Вряд ли кто-нибудь из них понимал, что это значит. Ведь только единственный портретист за всю историю обладал этим уникальным даром – он мог показать человека абсолютно без всяких условностей эпохи. Представьте себе чудо – а подлинное искусство всегда чудо – перелететь на 400 лет назад в далекую и непостижимую Республику Соединенных Провинций, словно бы с цифровым фотоаппаратом! Тогда идея фотографии не начинала даже витать, живописцы видели мир сквозь оптику репрезентативного портрета, то есть схемы. Да, конечно, раньше были и Ян ван Эйк, и Антонис Мор, и Лотто, и великий Тициан. Я не говорю уже о Веласкесе, Рубенсе, Рембрандте. Но у всех у них есть доля условности. Иногда намеренная, иногда просто неизбежная. Франс Хальс пишет то, что он видит, а видит он человека почти насквозь. Это человек, это личность, это внутренний мир и это характер. Схвачен остро, точно, с первого взгляда. Он сейчас заговорит. Мы всегда знаем, какое место занимает в обществе этот человек. Для Мастера Хальса это очень важно ( совершенно неважно для Ремрандта, но там вообще все другое). Хальс видит жизнь как борьбу, беспощадную и бесконечную. Вот победители, а вот побежденные. Вот хозяева жизни, «новые голландцы», которые знают силу денег, а больше им ничего и не нужно. Вот те, кто вынужден унижаться. Хальс – великий режиссер и актер. Он становится человеком, которого пишет, влезает в его шкуру. Костюм только дополняет сущность, а не создает ее (как в репрезентативном барочном портрете). Разве трудно представить себе, например, портрет пивовара Форхоута с мобильным телефоном? А Исаака Массу, выходящего из собственного джипа? По отношению к героям Хальса это проще всего сделать. Виллем Хетхейзен показан в жанре репрезентативного портрета, схема с патетической драпировкой, какими-то шикарными атрибутами и т.д. Но мы видим, что он позирует. Это просто игра и Хальс ее принимает. Какая разница, как он встанет, этот Хетхейзен! Разве не видно, что это высокомерный циник? Разве не видно, что пивовар Форхоут – это настоящий мещанин во дворянстве?! Он носит блестящий пышный костюм, он хочет, чтобы его волосы струились блестящей волной, как у французских дворян. Но волосы все равно торчат, как солома, а сам он не «аристократ духа», а пошлый позер. Всмотритесь. Вы встречали этих людей. Вчера, сегодня и завтра их увидите. По праву Гения, художник дарит нам это чудо – соприкосновение с вечностью. А в конце спектакля, когда занавес уже опущен, выходит автор. Не надо аплодисментов. Живопись – это страстное молчание. Старый Мастер, увы, ни во уже не верит. В жизненном соревновании со своими клиентами он не лидер. Он скорее грустный музыкант со скрипкой, который только старается иногда показаться веселым. У него было одиннадцать детей, которых надо кормить, не все они выросли благополучными. У него умерла первая жена, он знал и радость, и отчаяние ( и, говорят, запои). Рука судьбы видна на его лице. Он проиграл в благополучии, и, вероятно, в вере. Надо писать и все. Вот закон его жизни. Простой и ясный. Даже когда не можешь уже видеть этот холст, который всегда кажется неудачным. Когда глаз уже «замылился» и ничего невозможно оценить. Когда каждый может сказать тебе, что «это не так», а «то не этак», а тебе каждое слово – как бритвой по сердцу… Когда вокруг столько «специалистов» , а ты словно школьник перед ними. Когда над наслаждаться работой, а уже не можешь. Когда надо радоваться, а у тебя нет денег ни на что. Не будем его осуждать за мрачность. Ведь это так нелегко – победить Холст. И он победил. Победил в главном - Мастер подарил нам ЧУДО…
Рубрики: | Живопись Художники Магия личности Голландия История искусства |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |