Концерт для скрипки с оркестром Феликса Мендельсона
Концерт для скрипки с оркестром (ми минор) Феликса Мендельсона (1809—1847 гг.) принадлежит к выдающимся произведениям этого жанра. Наряду со скрипичными концертами Бетховена, Чайковского, Брамса и Глазунова концерт Мендельсона входит в репертуар всех крупнейших скрипачей, пользуется широкой популярностью среди любителей музыки всего мира.
Концерт сочинен в 1844 году и посвящен выдающемуся скрипачу и педагогу Лейпцигской консерватории, основанной Мендельсоном, — Фердинанду Давиду (ученику Л. Шпора).
Щедрое мелодическое богатство, поэтичность, задушевный лиризм, классическая стройность формы — все лучшие черты творческого облика Мендельсона, как в фокусе, собраны в этом произведении. Присущий концерту виртуозный блеск дает исполнителю возможность во всю ширь
развернуть свое исполнительское мастерство, но не является господствующим началом. Это — чудесная лирическая поэма, покоряющая свежестью и чистотою чувства, благородством и изяществом мелодий, кристаллической ясностью форм.
Хилари Хан. Мендельсон. Скрипичный концерт (Violin Concerto (e-moll), Op. 64
Концерт Мендельсона состоит из традиционных трех частей.
Первая из них — Allegro molto appassionato — представляет собою сонатное аллегро, основой которого служат излагаемые в первом разделе его три темы-мелодии: одна — широко напевная, взволнованная, с налетом меланхолии, вторая — более энергичная и волевая и третья — полная чистой, созерцательной лирики. Эти темы мало контрастируют между собой, не заключая в себе того элемента конфликтности, который обуславливает драматическое развитие музыки. Первая часть концерта ярко эмоциональна, написана в романтически приподнятых тонах. Блистательна каденция скрипки соло, органично
вплетенная в музыкальную ткань первой части.
Вторая часть — Andante, следующая за первой без перерыва, своей светлой, привольно льющейся мелодией заставляет вспомнить знаменитые мендельсоновские «Песни без слов». Andante составляет чудесный контраст с финалом, оттеняя стремительность движения, ликующую радость, которой полна эта венчающая концерт музыка.
Первая тема финала — прозрачная, полетная, полная прихотливых ритмов — невольно вызывает в памяти фантастические образы «Скерцо» из музыки Мендельсона к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь», или — широко известного фортепианного «Рондо каприччиозо», так же, как вторая тема — праздничная, маршеобразная свидетельствует о близости к «Свадебному маршу» из «Сна в летнюю ночь». (К. Сеженский)
Статья К. Сеженского - на сайте http://obraz.ruweb.net/