Первая редакция \"Молодой гвардии\" Фадеева - это, говоря возвышенно-научно, одно из самых совершенных в художественном отношении произведений, которое мне доводилось читать за последнее время. Между Гоголем и Олди. (Я сейчас только о прозе).
Основной художественный прием - эмоциональный контраст, обычно описания природы/обстановки/манеры поведения обычных людей и героя. Повторен несчетное количество раз и каждый раз бьет под дых, хотя ты уже ученая и у тебя весь конспект в три цвета исписан комментариями к цитатам.
Если угодно, берем эмоционально-контрастный эпитет Ахматовой - и переносим его на большой размер.
Вчера я еще как-то просто читала. С выписками, да, но не более. А сегодня - на сцене, когда они слушают первую сводку Совинформбюро, я поняла, что у меня в глазах слезы. И не от содержания слезы (я человек скорее антисоветский), а от того, КАК написано. А значит - взяла цитату, голубушка, и в три цвета выяснять, ПОЧЕМУ эти слезоньки...
...вплоть до профиля Данте Алигьери в последней строке, ненавязчивого, но вполне узнаваемого символа пути по всем кругам Ада.
То есть книга построена по законам ПОЭТИЧЕСКОГО текста. Полностью, начиная с сюжета. Именно ПЕРВАЯ редакция, разруганная Сталиным: там, где взрослое подполье мгновенно заваливается, а ребята бьют и бьют фашистов. Это тоже макроконтраст.
Мы со студентами будем этот шедевр разбирать пословно. Как Гоголя.
И вот тут по-настоящему понимаешь, что такое соцреализм как художественное (не общественно-политическое!!) направление. Это модернистский порыв + модернистские художественные приемы (некоторые), приложенные к реальности, которую никак иначе и не опишешь. Если реальность подходящая - имеем отличную книгу. Если нет - увы...
Только одна цитата. Вырванная из. Потому что ее хватит для подтверждения моих мыслей.
\"...торжественно, обыденно, свободно заговорил знакомый голос диктора Левитана...\". Вы в курсе, что \"торжественно\" и \"обыденно\" - это антонимы? Тут они соединены, что есть модерн, но Левитан так и говорил, так что сие - реализм.
PS Студенты, которые прочтут сие до вебинара, имеют достаточно времени, чтобы поиграть в эту игру самостоятельно.
PPS Надо узнать у Любашки, проходят ли это нынче в школе. И если да... Впрочем, даже если нет... Надо же учить ребенка грамотно отвечать на вопрос \"почему я плАчу над этим текстом?\"