Цитата сообщения Galina_Res
Кружево-Lace. 14-18 век
Кружево ручной работы во все времена стоило очень дорого.
На кружевах разорялись, из-за них влезали в долги, садились в тюрьму и кончали жизнь самоубийством. По официальным документам, аристократия и церковь тратили на кружева колоссальные суммы.
![](http://www.wga.hu/art/p/pourbus/frans_y/archduke.jpg)
POURBUS, Frans the Younger. Archdukes Albert and Isabella
Носовой платок
Возникновение кружева относится к очень древним временам. В легендарной книге «Исход» упоминается «завеса из голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона узорчатой работы» (гл. XXVI—XXVII) и «одежда Аарона из золотой, голубой, пурпуровой и червленной шерсти и крученного виссона». Кружево с незапамятных времен являлось любимым украшением, но его расцвет связан с костюмом XVI века.
Нитки для кружев могли быть бумажными, льняными, шерстяными, шелковыми, серебряными, золотыми. В Италии использовали даже нитки из алоэ.
Кружево было плетеное или шитое. Плетеное кружево делали на круглой подушке при помощи коклюшек. Узор, или сколок клали на подушку, а плетея (кружевница), укрепив концы нитей булавками, втыкала булавки в ближайшие линии пересечения узора и перекидывала коклюшки друг через друга, достигая скрещивания нитей, оплетающих булавки, затем вынимала прежде воткнутые и втыкала их в новые места, следуя узору.
Шитое кружево выполняли иголкой с ниткой. Рисунок наносили на пергамент, кружевница наметывала по линиям рисунка толстую нитку, затем шила орнаменты, заполняла середины, вшивала связки тюля и нашивала рельефные контуры. Ножницами разрезала наметку, соединяющую кружево и пергамент, и работа была готова.
-------------------------------------Воротники--------------------
---------------------------------------Фреза---------------------
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e5/Charles%2C_Prince_of_Wales_%28later_Charles_I%29_by_Isaac_Oliver.jpg/479px-Charles%2C_Prince_of_Wales_%28later_Charles_I%29_by_Isaac_Oliver.jpg)
Charles, Prince of Wales (later Charles I). Vellum. Oval, 2 5/8 in (6.7cm) high.
Author Isaac Oliver. Date 1615(1615)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/76/Elizabeth%2C_Queen_of_Bohemia_by_Michiel_Jansz._van_Miereveldt.jpg)
Elizabeth, Queen of Bohemia, by Michiel Jansz. van Miereveldt (died 1641). See source website for additional information. Date c. 1623
![](http://www.wga.hu/art/g/gheeraer/ruhout.jpg)
GHEERAERTS, Marcus the Younger
Portrait of Lady Anne Ruhout. 1631
Oil on canvas, 126 x 102 cm. Groeninge Museum, Bruges
![](http://www.wga.hu/art/d/dyck_van/1portrai/genoese3.jpg)
DYCK, Sir Anthony van. Portrait of a Noble Genoese Lady. 1621-27
Oil on canvas, 239 x 170 cm. Musée du Louvre, Paris
![](http://www.wga.hu/art/g/gonzalez/duchess.jpg)
GONZÁLEZ Y SERRANO, Bartolomé
Portrait of Margarita Aldobrandini, Duchess of Parma. 1610-23
Oil on canvas, 155 x 112 cm. The Hermitage, St. Petersburg
Итальянскими художниками XVI века было создано около двадцати двух книг с узорами для кружевных изделий. Известны имена их авторов: Niccolo Zoppino (1527), Bugato (1527), Paganino (1527), Tagliente (1534) и другие. В Италии славились своим мастерством кружевницы Венеции, Генуи, Альбиссола, Милана. С конца XV века стало известным венецианское кружево «стежок в воздух», представлявшее собой узенький зубчатый бортик редкого геометрического узора. Постепенно геометрический узор усложнялся фигурами людей и животных. Иглой с помощью льняных нитей плели пышные и сложные шитые гипюры, а на коклюшках создавали пестрые, цветные, золотые и серебряные кружева.
Фландрия была не менее знаменита, чем Италия, своими кружевами. Здесь изготавливали плетеные гипюры с орнаментами из растительных завитков, для изготовления которых в сырых подвалах, чтобы кудель постоянно был влажным, мастерицы пряли удивительно мягкие и тонкие нити из льна.
Название знаменитого тонкого фламандского брюссельского гипюра «гипюр англетэр» объясняется политико-экономическими причинами. В Англии вплоть до 1735 года сохранялись запрет и ограничения на ношение кружев иностранного производства. В 1662 году английский парламент запретил ввоз фламандского кружева и поощрил выпуск отечественного. Однако спрос был столь велик, что фламандское кружево привозилось тайно и продавалось под видом английского с новым названием.
В Шотландии кружевное мастерство достигло расцвета во время царствования Марии Стюарт, которая и сама была знатной мастерицей, искусно сочинявшей узоры из цветов, зверей и птиц.
В Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 году закон, запрещающий носить кружева.
Другие европейские страны тоже старались не отставать от моды.
![](http://www.wga.hu/art/m/mierevel/port_wom.jpg)
MIEREVELD, Michiel Jansz. van. Portrait of a Woman. 1628
Oil on panel, 67 x 56 cm. Wallace Collection, London
![](http://www.wga.hu/art/p/pourbus/frans_y/archduke.jpg)
POURBUS, Frans the Younger. Archdukes Albert and Isabella
Oil on oak panel, 60 x 42 cm (each). Groeninge Museum, Bruges
![](http://www.wga.hu/art/p/pourbus/frans_y/portlady.jpg)
POURBUS, Frans the Younger. Portrait of an Italian Lady. 1600-09
Oil on canvas, 47 x 36 cm. Pinacoteca Malaspina, Pavia
Other works by the artist...
![](http://www.wga.hu/art/p/pourbus/frans_y/margaret.jpg)
POURBUS, Frans the Younger
Portrait of Margaret of Savoy, Duchess of Mantua. 1608
Oil on canvas, 207 x 116 cm. The Hermitage, St. Petersburg
Other works by the artist...
![](http://www.wga.hu/art/p/pourbus/frans_y/isabella.jpg)
POURBUS, Frans the Younger
Portrait of Isabella Clara Eugenia of Austria with her Dwarf. c. 1599
Oil on canvas, 217 x 130 cm. Royal Collection, Hampton Court
Людовик XIII в 1613 году издал закон, который должен был положить конец разорительной склонности французов, тративших на приобретение кружев целые состояния. Франция вскоре нашла выход из создавшегося положения, но не с помощью запретов, а благодаря развитию кружевного дела и кружевных центров во Франции, для чего из Венеции были срочно выписаны мастера.
Такими центрами стали города Аржантан и Алансон. Сложные декоративные композиции, тысячи изощренных деталей, нитяные мостики, или связки, превратившиеся в фон, придают неповторимую воздушную массивность ранним французским гипюрам. Во Франции кружево было популярным вплоть до Французской революции. После революции кружево стало модным при дворе Наполеона, но ненадолго.
В Германии первая книга для кружевных работ Иоганна Шарценсбергера появилась в 1534 году в Аугсбурге.
Кружевные работы в Швеции во многом связаны с именем св. Бригиты из Водстена, которая обучала этому ремеслу монахинь.
К XVII веку кружевом украшали костюмы маршалов и офицеров, кавалеров и придворных дам. Кружево шло на изготовление галстуков, воротников, манжет, шарфов, отворотов сапог и перчаток, украшение карет, кроватей, тронов, мебели, алтарей.
В XVIII веке наибольшим успехом пользовалось чрезвычайно тонкое кружево с цветочными гирляндами, бантами, голубями. Большое распространение получили рисунки на религиозные сюжеты, часто изображалась мадонна с младенцем. Сложный рисунок для таких кружев создавался профессиональным художниками. Шелковое тонкое кружево «блонд» было излюбленным во времена ампира, а кружева с цветами и листьями с золотой и серебряной нитями, шли на знаменитую испанские мантильи.
---------------Чепцы и наколки--------------------------
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a4/WLANL_-_mystic_mabel_-_Portret_Anna_de_Looper%2C_Abraham_Rombouts%2C_1627.jpg/800px-WLANL_-_mystic_mabel_-_Portret_Anna_de_Looper%2C_Abraham_Rombouts%2C_1627.jpg)
Portret Anna de Looper, Abraham Rombouts, 1627
Portret Anna de Looper, Abraham Rombouts, 1627
![](http://www.wga.hu/art/m/mierevel/port_ywo.jpg)
MIEREVELD, Michiel Jansz. van. Portrait of a Young Woman. 1630
Oil on panel, 70 x 58 cm. Kunsthistorisches Museum, Vienna
![](http://www.wga.hu/art/a/aved/m_crozat.jpg)
AVED, Jacques-André-Joseph. Madame Crozat. 1754
Oil on canvas. Musée Fabre, Montpellier
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/82/Eleanor_James_from_NPG.jpg/482px-Eleanor_James_from_NPG.jpg)
Eleanor James, by unknown artist.
---------------------------Стоячий воротник-----------------
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fb/Elisabeth_de_France_Spain.jpg)
Elisabeth of France, Queen of Spain, eldest daughter of King Henry IV. of France and Maria de Medici, first Wife of King Philip IV of Spain, oil on canvas, Staatliche Kunsthalle Karlsruhe
Date c. 1615
Author Frans Pourbus the Younger
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f5/Anthonis_van_Dyck_021.jpg)
Anthony van Dyck (1599(1599)–1641(1641))
um 1630
Porträt der Marie-Louise de Tassis
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/eb/Catherine_Killigrew_Lady_Jermyn.jpg)
Catherine Killigrew, Lady Jermyn, oil on panel. Date 1614(1614)
Source Scanned from Karen Hearn, ed. Dynasties: Painting in Tudor and Jacobean England 1530-1630.
Author Marcus Gheeaerts the Younger
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/36/Portrait_of_a_Lady%2C_Marcus_Gheeraerts_o_Jovem.jpg)
unknow, probably 17th century. Author Marcus Gheeraerts
![](http://www.wga.hu/art/p/pourbus/frans_y/port_man.jpg)
POURBUS, Frans the Younger. Portrait of a Frenchman. 1610-22
Oil on canvas, 61 x 53,3 cm. Art Gallery, New South Wales
---------------------Отложной--------------------
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Frans_Luycx_002.jpg)
Kaiser Ferdinand III. (1608-1657), Brustbild. Frans Luycx
![](http://www.wga.hu/art/d/dyck_van/2portrai/palatine.jpg)
DYCK, Sir Anthony van. Portrait of the Princes Palatine Charles-Louis I and his Brother Robert. 1637
Oil on canvas, 132 x 152 cm. Musée du Louvre, Paris
![](http://www.wga.hu/art/h/hals/frans/06-1643/53portwo.jpg)
HALS, Frans. Portrait of a Woman Holding a Fan. c. 1640
Oil on canvas, 79,8 x 59 cm. National Gallery, London
----------------Рукава и вырез-------------------
![](http://2.bp.blogspot.com/_Nom0LLxPPG0/SfR_VLwPdeI/AAAAAAAABT4/nKEkUJ6k7YE/s1600/%2B%2B%2B%2B%2B%2B%2Blace005.jpg)
Detail from a painting of The Marquise d'Aigurandes by F. Drouais, 1759
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Catharina_Aleksejevna.jpg/493px-Catharina_Aleksejevna.jpg)
Russian Grand princess Catharina Aleksejevna 16 years old (future Catherine II of Russia, called the Great)
german painter Georg Christoph Grooth
State Hermitage Museum, St-Peterburg, Russia
Date 1745(1745)
![](http://www.wga.hu/art/d/drouais/francois/mme_pomp.jpg)
DROUAIS, François-Hubert. Madame de Pompadour. 1763-64
Oil on canvas, 217 x 157 cm. National Gallery, London
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1c/Alexander_Roslin_m%C3%A5lning_Familjen_Jennings_%281769%29.jpg)
Alexander Roslin (1718 (1718) -1793 (1793))
John Jennings Esq., his Brother and Sister-in-Law. Year 1769
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d0/Half_length_portrait_of_a_lady.jpg/475px-Half_length_portrait_of_a_lady.jpg)
Half length portrait of a lady.
--------------------------Жабо-и-галстуки--------------------
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/40/Louis-xiv-lebrunl.jpg/502px-Louis-xiv-lebrunl.jpg)
Portrait of Louis XIV. Date 1661 (1661). Author Charles Le Brun
![](http://www.britishmuseum.org/collectionimages/AN00397/AN00397350_001_l.jpg)
After David Paton. Date 1698 (c.). Robert Earle of Roxburgh
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c7/Gustavo-III%2C-Rey-de-Suecia_1777-by-Roslin.JPG)
Gustavus III of Sweden. Date 1777(1777)
Alexander Roslin (1718 (1718) -1793 (1793))
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b2/The_Emperor_Francis%E2%85%A0%2Cthe_Empress_Maria_Theresa_and_their_children%28detail%29.jpg)
The Emperor FrancisⅠ,the Empress Maria Theresa and their children in 1756 (detail)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/William_Gore_by_Christian_Friedrich_Zincke.jpg/505px-William_Gore_by_Christian_Friedrich_Zincke.jpg)
William Gore. Miniatures. Date circa 1752
Author Christian Friedrich Zincke
![](http://www.wga.hu/art/b/belle/louis_14.jpg)
BELLE, Alexis-Simon. Portrait of Louis XV
-
--------------------------------Игольное кружево-------------
![](http://media.vam.ac.uk/media/thira/collection_images/2006AM/2006AM7534_jpg_l.jpg)
Наиболее популярными темами для рукоделия фотографий и панелей для которых это кружева тесно связаны, были сцены из Ветхого Завета и античной мифологии, или чувств, элементов и сезонов.
England (made) Англия (сделано). Date: Дата: 1640-1670 (made) 1640-1670