1 (14) января, великий непереходящий праздник
На восьмой день после Рождества Младенец, рожденный Марией, по ветхозаветному обычаю, принял обрезание и получил имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом в День Благовещения Пресвятой Деве.
Величаем Тя, / Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея / законное обрезание.
При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, — этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется как звезда при двух солнцах.
Ему даже времени нет: 31 декабря (по старому стилю — прим. ред) отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника.
А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви как Василий Великий, почивший 1 января; — торжество ему тоже ослабляет Обрезание.
Тропарь Обрезания Господня, глас 1
На Престоле огнезрачнем/ в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом,/ благоволил еси родитися на земли/ от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе,/ сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный./ Слава всеблагому Твоему совету,/ слава смотрению Твоему,// слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.
На Литургии в праздник Обрезания Господня читается двухсоставное – Евангелие от Луки 6 зачало, гл. 2, ст. 20- 21-й, и с 40-52-й.
Первая его часть передает прямое описание совершенного над Младенцем Христом обряда обрезания. Смысл этого действия в полной мере отражен и в богослужении этого церковного торжества. Содержание богослужебных текстов говорит нам о том, что «Закона Творец законная исполняет».
Мессия принял обрезание как первое установление Моисеева закона.
Обрезание ко всему прочему это еще и подтверждение принятия Христом всей полноты человеческой природы, доказательство того, что Христос не только Истинный Бог, но и истинный человек.
Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).
В Малороссии, например, в этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и благожеланиями. Совершался особый обряд, который в разных регионах назывался по-разному: авсень, усень, овсень, говсень, баусень, таусень. Все они происходят от слова «овес». Именно овес является основным элементом обряда: крестьянские дети ходили в Васильев день по домам селян и, распевая «засевальную песню» (в каждом селе свою), из рукава или мешка «сеяли» зерна овса, пшеницы, гречихи или ржи. В некоторых деревнях вместо засевальных песен проговаривались пожелания: на счастье, на здоровье, на новое лето, «роди, Боже, жито-пшеницю и всякую пашницу», «уроди, Боже, всякого жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный».
Несомненная перекличка с Рождественскими колядами и в обычае в Васильев день ходить по домам и собирать пироги и всякую святочную снедь.
Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом
Святитель Димитрий Ростовский писал: «В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека... в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех».
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку. Канон празднику написан преподобным Стефаном Савваитом (память 28 октября).
http://orthcalendar.ru/event/obrezanie_gospodne/icons Обрезание Господне. Иконы.
http://pravicon.com/icon-462
http://fotospas.ru/index.php/2010-06-04-14-22-27?func=viewcategory&catid=78
http://www.buddhachannel.tv/portail/spip.php?article3669 LA CIRCONCISION DANS L’ART
«Обрезание Иисуса», картина итальянского живописца Гвидо Рени, около 1635-1640 гг
Peter Paul Rubens, Die Beschneidung Christi .. 1605