Отношения в семье: формирование страхов у ребенка |
В настоящее время наиболее частой проблемой становятся детские страхи, необходимо выявить влияние семьи на возрастание и закрепление страхов у детей. Так как проблемы ребенка в основном исходят из семьи, необходимо изучать влияние детско-родительских отношений на формирование страхов у ребенка.
Существует предположение, что неблагоприятные отношения ребенка с родителями, сказываются на восприятии ребенком системы семейных отношений, что в свою очередь ведет к увеличению уровня страхов. На основе проведенного исследования (проводилось в 2007-2008 годах, на базе дошкольных образовательных учреждений) были сделаны следующие выводы:
Дети, которые находятся в зоне эмоционального благополучия – не проявляют негативного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам, имеют более низкий уровень страхов. Было установлено, что связи между эмоциональным благополучием, уровнем страхов и отношениям к братьям и сестрам являются наиболее значимыми, причем они имеют обратный знак. Это значит, что наиболее эмоционально благополучные дети имеют более низкий, типичный для данного возраста, уровень страхов.
Особенности детей, выявленные в исследовании:
1. Исследуя межличностные отношения в семье, было показано что, у ребенка нарушен эмоциональный и психологический контакт с семьей, нарушено восприятие целостности семьи.
2. Доминирующего положительного отношения к членам семьи выявлено не было. В основном дети проявляют нейтральное отношение, это связано с состоянием эмоционального неблагополучия ребенка в семье, которое определяется эмоциональной ценностью ребенка для родителей, наличием позитивных межличностных отношений.
3. Страхи у детей в выборке представлены как возрастными, так и специфическими. Например, наиболее выраженный возрастной страх одиночества и смерти. Более выраженный страх, навязанный родителями – страх природных явлений, и угрозы пожара, наводнения. Особенность выборки – у 48% детей наличие социальной тревожности.
4. В случае увеличения уровня страхов, можно предположить, что родитель пристально следит за ребенком и «предупреждает» его обо всех опасностях, так же навязывая социальную тревожность (опоздание в детский сад, плохо сделанное задание на занятии). В обратном случае, при уменьшении страхов, можно сделать вывод о том, что у детей сохраняются возрастные страхи, а «навязанные» социумом страхи устраняются родителями. Например – «Большие не боятся уколов». Такие дети не показывают и не говорят о своих страхах.
|
Коррекция демонстративности у детей |
Полностью убрать нельзя, так как может стать негативистической, т.е. ребенок будет демонстративно вести себя в
своих мечтах, уйдет в эти мечты – где его все любят и хвалят.
Приведем несколько игр, которые помогут лучше увидеть своих сверстников, оценить их и пережить чувство общности с ними.
В этих играх могут участвовать от 2 до 6 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
"Зеркало"
Перед началом игры проводится "разминка". Взрослый становится перед детьми и просит как можно точнее повторять его
движения. Он демонстрирует легкие физические упражнения, а дети воспроизводят его движения. После этого дети разбиваются
на пары и каждая пара по очереди "выступает" перед остальными. В каждой паре один совершает какое-либо действие (например,
хлопает в ладоши или поднимает руки, или делает наклон в сторону), а другой пытается как можно точнее воспроизвести его
движение, как в зеркале. Каждая пара сама решает, кто будет показывать, а кто воспроизводить движения. Если зеркало
искажает или опаздывает, оно испорченное (или кривое). Паре детей предлагается потренироваться и "починить" испорченное
зеркало.
Когда все зеркала будут работать нормально, взрослый предлагает детям делать то, что люди обыкновенно делают перед
зеркалом: умываться, причесываться, делать зарядку, танцевать. Зеркало должно одновременно повторять все действия
человека. Только нужно стараться делать это очень точно, ведь неточных зеркал не бывает!
"Эхо"
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении; увидеть его нельзя, а услышать
можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых
изображает путников в горах, а другая - Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) "путешествует по комнате" и
по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: "Ау-у-у-у", или: "Тр-р-р-р", и т.п. Между
звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему. Он же может следить за очередностью произносимых
звуков, т.е. показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места
комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает
несинхронно, т.е. воспроизводит звуки не одновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности
воспроизводило их.
"Волшебные очки"
Взрослый торжественно объявляет, что у него есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в
человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. "Вот я сейчас примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые,
умные!" Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, у кого-то новая
кукла, кто-то хорошо застилает свою кровать). "А теперь пусть каждый из вас примерит очки, посмотрит на других и
постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом. Может быть, даже то, чего раньше не замечал". Дети по очереди
надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь ему и
подсказать какое-либо достоинство его товарища. Повторения здесь не страшны, хотя по возможности желательно расширять
круг хороших качеств.
"Конкурс хвастунов"
Взрослый предлагает детям провести конкурс хвастунов. "Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не
собой, а своим соседом. Ведь это так приятно - иметь самого лучшего соседа! Посмотрите внимательно на того, кто сидит
справа от вас. Подумайте, какой он, что в нем хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем может
понравиться. Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше похвалится своим соседом, кто найдет в нем больше
достоинств".
После такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и хвастаются его достоинствами. При этом
совершенно не важна объективность оценки - реальные эти достоинства или придуманные. Не важен также и "масштаб" этих
достоинств - это могут быть и громкий голос, и аккуратная прическа, и длинные (или короткие) волосы. Главное, чтобы дети
заметили эти особенности сверстника и смогли не только положительно оценить их, но и похвалиться ими перед сверстниками.
Победителя выбирают сами дети, но в случае необходимости взрослый может высказать свое мнение. Чтобы победа стала более
значимой и желанной, можно наградить победителя каким-либо маленьким призом (бумажная медаль "Лучшего хвастуна" или значок).
Такой приз вызывает даже у самого себялюбивого ребенка интерес к сверстнику и желание найти у него как можно больше
достоинств.
"Связующая нить"
Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача
клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым
пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети
по просьбе взрослого натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них
важен и значим в этом целом.
"Царевна Несмеяна"
Взрослый рассказывает сказку про царевну Несмеяну и предлагает поиграть в такую же игру. Кто-то из детей будет царевной,
которая все время грустит и плачет. Дети по очереди подходят к царевне Несмеяне и стараются утешить ее и рассмешить.
Царевна же изо всех сил будет стараться не рассмеяться. Выигрывает тот, кто сможет вызвать улыбку царевны. Затем дети
меняются ролями.
Рекомендации родителям:
Необходимо уделять внимание ребенку. Он должен чувствовать, что его любят.
При рождении второго ребенка, не забывать о старшем. Он может помогать в хлопотах с малышом. Тогда он его еще больше
полюбит и будет чувствовать, что он необходим.
Не использовать эгоцентричный тип воспитания.
Помнить о своем поведении, так ребенок может копировать ваш тип поведения.
Хвалить ребенка за то, что он действительно сделал хорошо и что он сам может сделать.
Рекомендации педагогам:
Необходимость психологической работы с ребенком.
Установление адекватной самооценки у ребенка (если она завышена или занижена);
Развитие командных качеств и навыков.
Ориентировать ребенка на результат, а не на оценку. Должен научиться сравнивать результат с самим собой, а не с другими
детьми.
|
Демонстративные дети |
Понятие демонстративности:
Демонстративность – особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и
внимании к себе окружающих.
3 вида демонстративности:
- сама демонстративность;
- негативистическая демонстративность;
- в воображении.
Общение и отношение ребенка к другим людям на протяжении дошкольного возраста существенно
изменяются. Так, в середине дошкольного возраста (4-5 лет) появляется и начинает
доминировать потребность в признании и уважении.
Если до 3-4 лет дети получали непосредственное удовольствие от игры с игрушками, то теперь им важно
знать, как воспринимают и оценивают их действия окружающие люди. Ребенок стремится привлечь внимание
других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на
невнимание или упреки партнеров. В детском общении в этом возрасте появляется конкурентное, соревновательное
начало. Сверстник становится предметом постоянного сравнения с собой. Через такое сравнение своих конкретных
качеств, навыков и умений ребенок может оценить и утвердить себя как обладателя определенных достоинств.
Этот этап является закономерным и необходимым для развития межличностных отношений. Противопоставив себя
сверстнику и выделив, таким образом, свое "Я", ребенок может вернуться к сверстнику и воспринять его как
целостную, самоценную личность. Обычно к 6-7 годам появляется способность ценить качества и умения других
людей, желание дружить, помогать, делать что-то вместе.
Однако часто демонстративность фиксируется и перерастает в личностную особенность,
устойчивую черту характера. Такие дети больше всего озабочены тем, чтобы показать свое
превосходство во всем. Основным мотивом действий ребенка становится положительная оценка
окружающих, с помощью которой он удовлетворяет собственную гипертрофированную потребность
в самоутверждении.
Портрет:
В отличие от обидчивых и застенчивых детей, демонстративных детей выделяет ярко выраженная активность и
стремление привлечь к себе внимание любыми возможными способами. Такие дети, как правило, достаточно
активны в общении. Однако в большинстве случаев, обращаясь к партнеру, они не испытывают к нему реального
интереса или желания что-то делать вместе. Преимущественно они хотят показать себя и вызвать восхищение других:
говорят о себе, показывают свои игрушки, демонстрируют любые способы привлечения внимания взрослых или сверстников.
"Смотрите, как я умею рисовать, прыгать, как я быстро кушаю, какие у меня тапочки, и пр.". Самоутверждение и
восхищенное внимание других являются для них главной целью и ценностью. При этом способом привлечения внимания
могут быть как положительные формы поведение ("смотрите, какой я хороший"), так и действия, выражающие агрессию.
Демонстративные дети очень ориентированы на оценку окружающих, особенно взрослых. Как правило, такие дети
стремятся во что бы то ни стало получить положительную оценку себя и своих поступков. Однако в случаях, когда
отношения со взрослым или со сверстниками не складываются, демонстративные дети применяют негативную тактику
поведения: проявляют агрессию, жалуются, провоцируют скандалы и ссоры. Нередко самоутверждение достигается путем
снижения ценности, или обесценивания другого.
|
Проблема психологической готовности ребенка к школе |
Готовность ребенка к школе - это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальна эта проблема в последние годы. Но для начала стоит разобраться, а что, собственно говоря, из себя представляет школьная зрелость ребенка и его готовность к школьному обучению.
Вот некоторые из определений:
1. Школьная зрелость - это овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками.
2. Школьная зрелость - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.
3. Школьная зрелость - овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристикам.
4. Л.И.Божович указывала, что готовность к обучению в школе – это совокупность определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
В структуре психологической готовности ребенка к школе принято выделять:
• Личностная готовность (готовность ребенка к принятию позиции школьника)
• Интеллектуальная готовность ребенка к школе (наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов)
• Эмоционально-волевая готовность (ребенок должен уметь ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации)
• Социально-психологическая готовность (наличие у ребенка нравственных и коммуникативных способностей)
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе – комплексный показатель, каждый из тестов дает представление об определенной стороне готовности ребенка к школе.
Любая методика тестирования дает субъективную оценку, т. к. многое зависит от состояния ребенка, его настроения и т.д. Но в то же время, именно благодаря своевременному проведению тестов можно выявить достаточную или недостаточную готовность ребенка к поступлению в школу.
Интеллектуальная готовность.
Под интеллектуальной готовностью обычно понимают необходимый для освоения учебной программы начальной школы уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.
Должна быть развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т.е. все психические процессы.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. К ним первым делом относится умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.
К первому классу у ребенка должно быть развито внимание:
1. Он должен быть способен не отвлекаться в течение 10-15 мин.
2. Уметь переключать внимание с одного вида деятельности на другой.
Мотивационная готовность – это желание ребенка идти в школу, обеспеченное мотивами, с доминирующими внутренними и наличием внешних мотивов. Мотивы:
1. Познавательный
2. Позиционный
3. Оценочный
4. Атрибутивный
5. Игровой
6. Социальный
Познавательный ("мне учиться интересно, там много узнают нового, много рассказывают"); одного такого мотива недостаточно для мотивационной готовности т. к. он довольно быстро себя исчерпывает, проза жизни не интересна.
Позиционный ("хочу заниматься важным, значимым делом, "как взрослый", хочу чувствовать себя взрослым"). Этот мотив связан с изменением отношения взрослого к ребенку со стороны семьи - если игра кажется неважной для взрослых, то учеба - наоборот.
Теперь немного о неадекватных мотивах, по которым ребенок хочет идти в школу: Игровой ("хочу в школу, т. к. там можно поиграть, там много ребят, там весело"); часто такой ребенок носит в школу игрушки, больше всего любит переменки).
Социальный ("учиться в школе необходимо, чтобы потом выбрать себе профессию, обеспечивать свою жизнь, без учения ничего не добьешься"). Вы можете удивиться, почему этот мотив неадекватный - ведь, вроде, правильно рассуждает! Однако, не надо забывать, что Вашему ребенку 6-8 лет, а долгосрочная перспектива, о которой он "рассуждает"- новообразование только подросткового возраста. Таком образом, ребенок младшего школьного возраста может только повторять социально одобряемый вариант, который не является его собственным, внутренним.
Оценочный – стремление получить оценку взрослого, одобрение.
Атрибутивный – желание получить атрибуты школы (новые карандаши, пенал, рюкзак).
Социально – личностная готовность. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы в виде системы мотивов поведения, а также умения произвольного управления своим поведением. Диагностика, личностной готовности самая трудная, так как требует оценки не только отношения ребенка к взрослым, сверстникам и самому себе, но и его способности к осознанной и целесообразной регуляции собственной деятельности и поведения в целом. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им обращаться с одноклассниками, с учителем. Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
|
Детская ревность |
Великое чудо рождения-чудо появления нового человека в семье! Радость!
Но если это чудо происходит в семье во второй раз, нередко бывает сопряженно оно
с проблемой детской ревности. Чувство ревности, само по себе, в подобной ситуации
не является чем то аномальным,скорее наоборот. Истребить детскую ревность полностью
нельзя и не стоит пытаться,но укротить ее порывы и нивелировать , это вполне реально.
Не оставляйте эту проблему, без должного внимания, иначе все может перерасти в
серьезные неприятности в дальнейшем. Легкое соперничество между детьми допустимо,
вражда нет!
Ребенок, до недавних пор чувствующий себя центром семьи,а часто вселенной,
вдруг понимает что его свергли с пьедестала. Нарушили его права обладания мамой и
папой! Маленькое крикливое существо, которое и разговаривать то не умеет ,грозит
занять его место; С ним все носятся, а на него решительно все перестали обращать
внимания, а порой и вовсе даже прикрикивают! Все самое лучшее теперь ему , а за
что? Вот что примерно происходит в душе малыша ставшего по мгновению, с доброй воли
взрослых, старшим! Но старшим отнюдь не значит мудрым и всепонимающим ,автоматически
ваше чадо не станет более ответственным и не войдет в ваше положение, ему решительно
все равно , что вы устаете и вам некогда! Ведь его никто не спрашивал хочет ли он
стать братиком или сестренкой, а если спросили то не объяснили чем это грозит его
беззаботному детству! Первенцу часто кажется что младенец вытесняет его и только
нежная материнская любовь, помогает преодолеть эти страхи!
Если прибавление в семействе только ожидается, то при правильном, грамотном
подходе, проблемы детской ревности, можно избежать вовсе или свести ее к минимуму.
Но и если проблема уже существует, руки опускать не следует, нужно из-за всех сил
постараться сохранить хрупкое душевное равновесие маленького человечка.
Самое главное не забывать что ваш старший ребенок и в 3, и в 5, и в 7 лет
остается ребенком! Который нуждается в вашем постоянном внимании, любви и ласке,
особенно в период стресса, когда привычный уклад его жизни рушиться ,а он только
беспомощно может за этим наблюдать! Стоит это понять, как все ваше последующее
поведение покажется вам очевидным.
Сделайте вашего ребенка активным соучастником процесса, вместе ожидайте
появление нового члена семьи. Всячески подчеркивайте, что он уже большой, а
новорожденный вначале будет совершенно беспомощным и вам очень будет нужна его
помощь и поддержка. Очень полезной может оказаться фраза, что появление второго
малыша стало возможным благодаря тому, что он уже «взрослый» и вы рассчитываете на
его помощь. Вместе готовьте комнату для новорожденного, перестановка, украшение,
и т. д. (только не переусердствуйте, все, что связано с будущим малышом не должно
вызывать негатива). Советуйтесь с ним, о покупке вещей для малыша, это позволит ему
чувствовать себя взрослым и ответственным. Введите традицию по вечерам, вместе с
ребенком, рассказывать маленькому пузожителю сказки , все что происходило за день,
это отличная возможность уже сейчас прочувствовать , что маленький братик и
сестричка уже рядом и пробудить теплые чувства к нему. Расскажите ребенку, что
он тоже был малюсеньким, посмотрите вместе его первые фотографии и видео. По
возможности не нарушайте привычных для ребенка ритуалов: чтение книжки на ночь,
прогулка, совместные игры.
Когда малыш появится нив коем случае , не отдавайте ему комнату старшего,
его игрушки, кроватку, это будет большой ошибкой. Не создавайте вокруг новорожденного
культ недосягаемости, наоборот доверяйте старшему присмотреть за маленьким, поощряйте
проявления любви (объятия, поцелуи).Между ними должна быть тесная связь, а не
пропасть. Если вам страшно за кроху, покажите старшему как проявлять свою любовь
безопасным способом, (погладить, послать воздушный поцелуй...). Когда будете
восхищаться крохой и его достижениями не забывайте и про старшего, похвалите и
он обязательно это заметит и оценит. По чаще давайте ему почувствовать свою любовь,
целуйте , обнимайте, берите на руки, делайте маленькие сюрпризы. Но не допускайте
сравнений, типа "Посмотре какой твой братик или сестра молодец, он сам убрал за
собой! ", это будет так или иначе возвышать одного из детей, а это прямая мотивация
к ревности. Вы также можете рассуждать вместе о преимуществах «взрослой» жизни и
неудобствах и минусах младенчества (младенец не может смотреть телевизор, играть
в футбол, раскрашивать картинки, в конце концов младенец, о ужас, не может есть
мороженного и шоколада ). Конечно прежде всего надо отталкиваться от особенностей
именно вашего ребенка, от его темперамента, привычек. Прочувствуйте любящим сердцем,
какую именно линию поведению вам избрать, конкретно с вашим ребенком.
Позвольте своему ребенку вырожать свой гнев, ревность и агрессию, при вас,
под вашим контролем, это несомнено безопаснее чем если он будет выплескивать свои
эмоции без вашего присмотра; позвольте ему вырозить то что у него наболело и тогда
вероятнее всего вы пройдете фазу ревности без особых потерь. Иначе ревность и негатив
уйдет глубоко внутрь и все перерастет в бесконечную вражду между детьми.
То как ваши чада научаться ладить между собой, сегодня, несомненно с вашей
помощью, поможет им в дальнейшем, во взрослой жизни. Общение в семье это первая,
важная ступень, неоценимый опыт социальной адаптации. А здоровое соперничество и
чистолюбие позитивно скажется на их личностном росте. И помните все проблемы в семье
решаются и если вы все же чувствуете, что не справляетесь, не стесняйтесь обратиться
за советом к специалисту!
|
Готовимся к появлению малютки |
Приближается тот долгожданный момент, когда на свет пoявится
мaленькое чудо. К этому событию маме лучше подготовиться
заблаговремeнно. За месяц до предполагаемых родов необходимо, чтобы уже
были пройдены все специалисты, получены ответы на анализы и записи об этoм
быпи занесены в обменную карту.
Будущая мама может воспользоваться своим правом на 6ecплaтные роды (по
программе ОМС) либо выбрать медицинское учреждение, где за плату ей окажут
те виды услуг, которые она пожелает. Если мамочка сделала выбор в пользу
платных родов, то необходимо заключить договор с этим медицинским
учреждением. В этом случае обязательно удостоверьтесь, что у данноого
учреждения имеются следующие документы:
• лицензия на осуществление медицинской деятельности;
• разрешение на предоставление платных медицинских услуг (для
государственных учреждений здравоохранения).
Медицинское обслуживание носит добровольный характер, и женщина сама
решает, где ей рожать - в больнице или дома, так как в соответствии с
Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан необходимым
условием медицинского вмешательства является информированное добровольное
согласие человека (это осознанное личное согласие пациента, которое он
дал на основе полной и всесторонней информации). Под медиицинским
вмешательством понимается любое вмешательство в организм со стороны
медицинского работника, включая назначение лекарств, взятие крови на
анализ и даже психотерапевтическое воздействие.
Также женщина имеет право отказаться от медицинского вмешательства или
потребовать его прекращения, за исключением случаев, когда проводятся
противоэпидемические мероприятия в отношении лиц, совершивших
общественно-опасные деяния, а также лиц, страдающих тяжелыми психическими
расстройствами. При этом врач обязан в доступной форме разъяснить возможные
последствия отказа. Если, несмотря на эти разъяснения, женщина стоит на
своём, то в медицинской документации производится запись об отказе от
медицинского вмешательства, подтверждаемая подписями пациента и
медицинского работника.
Поэтому никто не может роженицу насильно отвезти в роддом без её согласия.
Но необходимо учесть, что если мама решит рожать дома, то данная
услуга не входит в программу ОМС и, таким образом, за такие роды
необходимо будет платить.
Отправляясь в роддом, помимо необходимых вещей для себя и будущего
крохи нужно взять документы:
• паспорт;
• обменную карту;
• полис ОМС;
• договор с роддомом, если будут оказываться платные услуги.
|
Малыши в первый раз идут в детский сад. |
Детский сад - важный этап в жизни ребенка, когда он учится общению, поведению в
коллективе, взаимодействию со сверстниками. Пропускать этот этап крайне нежелательно:
ведь тогда всеми необходимыми социальными навыками ребенку придется овладевать в школе.
Как морально подготовить ребенка к посещению детского сада? Прежде
всего, не должно быть никакого давления. Одним детям можно представить
это как продвижение вперед: "Ты теперь большой и скоро пойдешь в садик, у тебя
будут друзья, как у твоей сестры (или брата), воспитательница научит вас рисовать,
и ты покажешь нам свои рисунки". Другим - детский сад лучше представить как место,
где все играют (что, впрочем, верно): "Ты найдешь там новые игрушки, книги, вы
будете слушать музыку и, может быть, смотреть фильмы или кукольные спектакли".
И уж, конечно, не должно быть угроз такого типа: "Вот увидишь, воспитательница
быстро заставит тебя слушаться... Если не будешь есть, я оставлю тебя в детском саду".
Если ребенок плачет. В первый день отвести ребенка в детский сад должен кто-то из
родителей, даже если в другие дни это будет делать соседка или няня. Если при
расставании он заплачет, это обычное явление, почти нормальное. Смело уходите.
Если вы останетесь, ребенок начнет жалеть себя (а вы - его). Когда вы уйдете,
новая обстановка отвлечет его. Вечером непременно приходите за ним сами, на первых
порах это действительно необходимо.
Если же по прошествии 2 недель ребенок по-прежнему плачет при прощании, обсудите
с воспитательницей дальнейшую линию поведения. Возможно, он еще не созрел для
детского сада. Заведующая скажет вам, сможет ли она принять его позже в течение года.
Вполне возможно, что это вы, его мать, еще не созрели для разлуки с ребенком и своей
тревожностью затрудняете его адаптацию к детскому саду. В таком случае эстафету может
принять отец, который будет встречать и провожать ребенка до тех пор, пока он не
привыкнет. Если же ребенок быстро адаптируется к новым условиям, тем лучше. Однако
следует знать, что иногда трудности появляются через 3 недели, даже через месяц.
Однажды утром без всякой видимой причины ребенок может расплакаться перед уходом;
иногда он видит кошмарные сны; или еще: просидев 2 дня дома с легкой простудой,
на 3-й - он отказывается утром вставать.
Что происходит? В первые 2-4 недели оказывали свое действие и притягательность новизны,
и радость общения с другими детьми; он был горд тем, что ходит в детский сад, как
старшие дети. Затем, возможно, в связи с тем, что ребенок слишком быстро оказался
предоставленным самому себе или посторонним (например, соседка отводит его утром или
забирает вечером), или же почувствовал себя потерянным среди такого количества детей,
он теперь оценил свои потери, связанные с поступлением в детский сад (привычные удобства,
небольшая группа детей, с которыми он находился вместе у няни или в яслях, прогулки
с мамой и др.). И тогда разыгрывается настоящая драма в тот момент, когда ее уже не
ждали.
Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через
2-3 месяца. И
в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро
ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь, как можно
чаще сами отводить его в детский сад или забирать оттуда. Если он обедает в саду,
следует внимательнее отнестись к ужину, а в выходной день можно составить меню по
желанию ребенка. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду,
внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он
приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и
умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых,
благодаря их постоянным поощрениям. Появление у ребенка желания подарить воспитательнице
цветы (что вполне естественно) или пригласить к себе нового товарища по детскому саду
свидетельствует о том, что для него больше не существует резкой границы между жизнью
дома и в детском саду, отныне одна является продолжением другой.
Поддерживайте с детским садом тесные связи, регулярно беседуйте с воспитательницей.
Она наверняка расскажет вам о вашем ребенке немало такого, чего вы не замечаете, и
что вам будет полезно узнать. Часто дети ведут себя в детском саду иначе, чем дома,
и здесь воспитательница поможет вам раскрыть и решить некоторые небольшие проблемы.
Со своей стороны вы, беседуя с ней, можете помочь ей лучше понять реакции ее
маленького воспитанника.
Р.Н. Федотова
|
ЖИЗНЬ ДО РОЖДЕНИЯ |
|
Диатез и аллергия |
|
Как обезопасить ребенка от заноз |
Каждый родитель знает, что занозы - обычное явление у детей. Ни одна сеемья не
застрахована от этих неприятных, хотя обычно мелких, травм. Но число заноз можно
уменьшить, приняв следующие меры:
• Поддерживайте в доме чииcтoтy и порядок.
• Быстро и тщательно убирайте любое разбитое стекло.
• Следите за состоянием деревянных полов.
• Не позволяйте детям играть на неструганых досках.
Имейте дома аптечку первой помощи. Помимо прочего, там должны быть средства для
удаления заноз: пинцет, иголка, спички (для стерилизаации), пластыри.
Как удалить неглубоко сидящую занозу:
• Вымойте руки и место вокруг занозы водой с мылом.
• Дважды проведите пинцетом над открытым огнем, чтобы простерилизовать его.
Если он почернеет, оботрите и снова подержите над огнем - или на 5 минут
опустите в кипящую воду.
• Воспользуйтесь пинцетом. Старайтесь тянугь под тем же углом, под каким она
вошла в кожу.
• Если заноза маленькая, возможно, ее удастся удалить, проведя над ней краем
пластиковой карточки - под тем же углом, под каким заноза вошла в кожу.
Как удалить занозу, вошедшую глубоко:
• Дважды проведите иголкой и пинцетом над открытым огнем, чтобы про стерилизовать
их. Если они почернеют, оботрите их и снова подержите над огнем.
• Если заноза хорошо видна, аккуратно раздвиньте кожу простерилизованной иголкой,
затем осторожно вытащите занозу пинцетом. Тяните под тем же углом, под каким она
вошла в кожу.
• Если заноза вошла очень глубоко или ломается при попытке вытащить ее,
понадобится медицинская помощь.
• Если заноза маленькая, но вытащить ее не удается, попробуйте вымачивать ее
теплой мыльной водой в течение 15 минут три раза в день в течение двух дней.
Если она не выйдет, обратитесь за медицинской помощью.
Что делать после удаления занозы:
• Промойте ранку проточной водой, чтобы смыть микробы. Затем еще раз промойте
теплой водой с мылом.
• Воспользуйтесь мазью с антибиотиком и заклейте ранкy пластырем.
• Следите, не появятся ли симптомы инфекции, в частности краснота, гной или
красные прожилки, как бы стремящиеся от ранки к центру тела. При появлении
прожилок немедленно обращайтесь к врачу.
Врач может удалить очень глубоко сидящую занозу через крошечный надрез. Чтобы
избежать инфекции, делается укол от столбняка.
Если у вашего ребенка образовалась глубокая колотая ранка после извлечения занозы,
уточните у педиатра, не требуется ли ему укол от столбняка.
|