-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ALEPH1

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 213


Художник Хуго Симберг

Вторник, 04 Января 2011 г. 04:02 + в цитатник
Цитата сообщения Anna_Livia Хуго Симберг

Этого художника-символиста многие знают по его картине "Раненый ангел". Мне некоторые его работы напоминают картины великого Уильяма Блейка, а иные работы, на мой взгляд, перекликаются с произведениями более близкого ему по времени польского художника Яцека Мальчевского.

Уж не знаю, согласитесь вы со мной или нет, но по-моему, Симберг - гениальный художник.

Раненый ангел (1903)

Это самая известная картина Симберга. Художник создал ее после выхода из больницы. На ней изображены два мальчика, несущие ангела на носилках. Пейзаж намеренно сделан суровым и печальным, но умиротворённым. Картина может символизировать, в зависимости от интерпретации, как земное начало, помогающее духу, так и дух, утопающий в земном начале. На самом простом уровне понимания картина символизирует детскую невинность. Второй план состоит из чувств художника, возвращающегося к жизни после тяжёлой болезни. Здесь жизнь и идеалы смешаны с близостью смерти и эфемерности живого. Тёмные костюмы мальчиков могут быть также поняты как символ смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, давая им понять, что темы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение.





Хуго Симберг родился 24 июня 1873 года в Хамине (город в Южной Финляндии на берегу Финского залива) в большой семье военного. В возрасте 8 лет вместе с семьей переехал в Выборг, бывший тогда одним из культурных центров Финляндии. Семья летом выезжала на побережье Финского залива. Уже став известным художником, Хуго Симберг построил на берегу залива мастерскую и писал береговые пейзажи.

Побережье (1907)






В 1891 году поступил в Выборгскую художественную школу, позже учился (1893-95) в Художественной школе Финского художественного общества в Хельсинки. Не закончил ни одну из них, т. к. ему не понравилось преподавание.

Эволюция Дракона


Решив получить образование самостоятельно, Хуго обратился к Аксели Галлен-Каллела, крупнейшему финскому художнику-символисту, жившему в сельской местности в Руовеси, около Тампере. Между 1895 и 1897 годами Симберг трижды брал уроки у Галлен-Каллела. Ещё в 1895 году он испытал сильнейшее влияние Арнольда Бёклина, написав, что тот «является художником от Бога, и перед ним все должны склониться».

Чёрт у котла (1897)


В 1896 году Симберг путешествовал по Европе, посетив Лондон и Париж и познакомившись с современным европейским искусством. Наибольшее влияние на него оказали Эдвард Бёрн-Джонс и прерафаэлиты. Впоследствии он ещё дважды работал в Париже длительные периоды времени, в 1903-04 и 1910 гг.

Смерть заслушалась (1897)
Известная сказка о том, как Смерть пришла к старой крестьянке. И тогда ее сын взял скрипку и заиграл. И пока Смерть слушала музыку, мать была жива...


В 1896 году он впервые принял участие в Осенней выставке финских художников и представил несколько картин, получивших доброжелательные отзывы критики. Эти картины были выполнены в стиле, характерном для всего творчества Симберга, объединявшем символизм с фольклорными мотивами. В 1897 году он посетил Италию, где на него сильнейшее впечатление произвели работы мастеров Возрождения 16 в.

Стирка (1895)


В 1898 году его работы, представленные на Осеннюю выставку, снова получили благожелательные рецензии, после чего Симберг был принят в Союз художников Финляндии и получил должность преподавателя живописи в Выборгской художественной школе.

Крестьянин и Смерть перед вратами Рая и Ада (1897)


В 1899 году он путешествовал по Кавказу из Тифлиса в Дагестан. Результатом стали горные атмосферные пейзажи с нарочито усиленными цветами.




Зимний пейзаж (1890-93)


На Всемирной выставке 1900 года в Париже он получил почётный диплом за картину «Осень» (1895).

Осень I (1895)


Осень II (1895)


Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. После выхода из больницы он создал самую известную свою картину, «Раненый ангел» (см. выше). Ещё в 1902 году художник получил стипендию для путешествия по Европе, на средства которой в 1903-04 годах он посетил Италию, Испанию, Северную Африку, а также работал во Франции. В 1904 году он выиграл первую премию на национальном конкурсе портретной живописи. В том же году он получил заказ на росписи церкви (позже собора) Иоанна Богослова в Тампере.

Круговая пляска


Сад Смерти

Одним из излюбленных сюжетов Симберга был «Сад Смерти». Художник выполнил это произведение в нескольких вариантах, из которых наиболее известны акварель 1896 года в галерее Атенеум и фреска в кафедральном соборе Тампере (1904-06). Фигуры Смерти (три скелета в чёрных одеяниях), намеренно плоские, заняты сортировкой человеческих душ в чистилище, изображённых как растения. Произведение стилизовано почти до примитивизма. Сюжет акварели восходит к средневековой традиции, а примитивный стиль должен напоминать о работах мастеров готики. Сухой жёлтый песок окружает сад и создаёт фон для акварели (в варианте фрески жёлтый цвет существенно разбавлен зелёным). Человеческие души изображены в виде растений, нуждающихся в постоянном уходе, и сад представлен как место, где Смерть может выразить свои чувства. По одной из интерпретаций, Смерть является другим лицом любви, а цветы столь хрупки, что не могут выдержать воздействия этого чувства.







В 1907 году Симберг через Лондон совершил путешествие в Нью-Йорк. Вернувшись в Финляндию, он занял место преподавателя в Художественной школе Финского художественного общества в Хельсинки, и занимал его до своей смерти в 1917 году.





В 1908 году двадцать работ Симберга были отобраны для участия в выставке финского искусства в Париже, первой большой выставке за пределами Финляндии. Из 23 принявших участие в выставке художников лишь два (Галлен-Каллела и Энкель) представили больше своих работ. Последнее своё зарубежное путешествие Симберг предпринял в 1910 году, посетив Нидерланды, Бельгию и Францию, где он снова смог остаться на продолжительное время, благодаря полученной им стипендии.

Большой пожар в лесу




После 1910 года Симберг стал всё больше уставать от художественных кругов Хельсинки и постепенно отходил от живописи. Известно очень мало работ художника этих лет; в основном это малые графические произведения. В 1910 году женился на Анне Бремер, у них было двое детей. Умер Симберг 12 июля 1917 года в городке Эхтяри (Северо-Западная Финляндия) в возрасте 44 лет.

Играющая девочка (1909)




Сам Симберг не любил разъяснять символику своих произведений, они остаются открытыми для интерпретаций.

Важное место в творчестве Симберга занимают пейзажи. Как правило, эти пейзажи не передают реальные черты местности и в этом смысле являются абстрактными. Так, полотно «Весенний вечер в ледоход» изображает озеро вблизи Руовеси, но в то же время оно выражает и настроения самого художника. Картина была написана весной 1897 года, сразу после смерти матери Симберга, и цвета намеренно выбраны резко контрастными, сочетание жёлтого и чёрного — это цвета солнца и ночи, в данном случае символизирующие жизнь и смерть. Все детали пейзажа сосредоточены на переднем плане. Возможно, островок с деревьями символизирует переправу на другую, тёмную сторону — в другой мир.

Весенний вечер в ледоход (1897)


Зимний пейзаж



Выборг






Летние волны (1898)



Большая часть сохранившихся произведений Симберга — графические работы. Подавляющее большинство его произведений находится в Финляндии, многие в музеях Хельсинки и Тампере. Самое большое собрание его работ принадлежит Национальной галерее Финляндии (галерея Атенеум).

Экслибрис


Цирковой лев (1887)


Задумавшаяся женщина


Post Festum (1898)


В конце 19 века в финской живописи начался процесс отхода от академической традиции. Одна из ветвей, повторяя эволюцию Поля Гогена и понт-авенской школы, следовала по пути символизма и модернизма, ориентируясь на искусство раннего («примитивного») Возрождения и готики, а также на традиционные культуры. Главным представителем этого течения в Финляндии был Аксели Галлен-Каллела, у которого учился Симберг.

Восход луны


Уже в ранних работах художника видны черты примитивизма, которые позже развиваются и становятся важной частью его творчества. Ранние малоформатные работы Симберга напоминают иллюстрации к средневековым рукописям. Они появились как раз в то время, когда он учился у Галлен-Каллела. Последний работал в конце 1890-х годов в основном над большими композициями, посвящёнными эпическим мотивам. Эти темы совершенно не интересовали Симберга, и он взял у учителя в первую очередь простоту произведений. Первыми его произведениями, созданными в Руовеси, были гуаши, изображающие мороз и осень. По настоянию Галлен-Каллела Симберг позже создал варианты этих же произведений в темпере, так как темпера придавала картинам архаический характер, напоминавший о старых мастерах.

Адам и Ева (1895)


Ощущение весны (1895)


Река жизни (1896)



Несмотря на существенное влияние, которое на Симберга оказали различные мастера, в первую очередь Галлен-Каллела, Бёклин и Магнус Энкель, он никогда не пытался им подражать или копировать их стиль. Более того, творчество художника сугубо индивидуально и не похоже ни на одного из них. Так, например, в произведениях Галлен-Каллела смерть однозначно является трагедией, и картины, изображающие её, полны драматизма. В картинах Симберга же смерть является просто одним из персонажей и воспринимается гораздо легче, скорее как попутчик и утешитель.

Компания путешественников


Его два излюбленных персонажа — Чёрт и Смерть. Когда в работах Симберга появляются люди, это часто дети, так как они ещё не утратили связи с природой.

Друзья детства


Школа


Смерть на коньках (1899)


Танец на мосту (1899)



Цветы для нее (1901)



Портрет Мари фон Гейрот (1904)
Портреты занимают относительно небольшое место в творчестве Симберга. Моделями, как правило, были его друзья и близкие. Чаще всего это погрудное изображение, модель обычно смотрит прямо на зрителя.


Портрет мужчины с рыжими усами (1903)


Автопортрет



Автопортрет (1914)


Портрет тети художника (1898)


Тетя художника (1901)



Росписи собора Иоанна Богослова в Тампере


Одной из основных работ Симберга являются фрески, выполненные (1904-06) им в кафедральном соборе святого Иоанна в Тампере (архитектор Ларс Сонк). Фрески были заказаны двум художникам-символистам, Симбергу и более старшему Магнусу Энкелю, по рекомендации самого известного на тот момент финского художника, Альберта Эдельфельта. Симбергу и Энкелю была предоставлена полная свобода творчества. Они договорились, что Энкель выполнит росписи алтарной части, а Симберг — всей остальной церкви.



В главном куполе собора Симберг на красном фоне изобразил змею с яблоком во рту, окружённую оперёнными крыльями. В обычной интерпретации считается, что крылья изображают ангелов, а фреска в целом символизирует победу добра над злом.



На галерее собора изображены 12 обнажённых мальчиков, держащих гирлянду. Гирлянда символизирует жизнь (традиционное название росписи — «Гирлянда жизни»), а двенадцать мальчиков, напоминающие фигурные композиции Фердинанда Ходлера — двенадцать апостолов. Мальчики идут в сторону леса, написанного на обоих концах подковообразной композиции.



В лесу стоит дерево, на котором изображены одиннадцать языков огня и змея; также в лесу написана сорока. Языки огня часто интерпретируются как символ Святого духа, змея — символ Иуды и дана ему вместо пламени. В финской мифологии сорока является символом стыда.



На восточной стене Симберг изобразил два самых известных сюжета своего творчества — композиции «Сад смерти» и «Раненый ангел». Фреска «Раненый ангел» является повторением холста 1903 года с некоторыми вариациями. Так, Симберг добавил фабричные трубы на задний план пейзажа (отсылка к тому факту, что Тампере был крупнейшим индустриальным центром Финляндии) и сделал берег озера неровным, что придаёт сюжету больше драматизма.






Фрески вызвали неприятие у части церковного руководства, так как часть не имела отношения к библейским сюжетам, и их судьба решалась в последний момент перед открытием собора. Ни Симберг, ни Энкель не пришли на церемонию открытия фресок. Уже после открытия собора была создана специальная комиссия для определения, является ли изображение змеи подходящим для церкви. Согласно решению комиссии в мае 1907 года змея была оставлена. Вопрос снова поднимался в 1946 году, много позже смерти Симберга, во время визита епископа.



Кроме фресок, Хуго Симберг также выполнил дизайн шести из семи витражей собора, три в южной галерее (голубь — олицетворение святого духа, бело-синий цвет; Неопалимая Купина, оранжевый цвет; Солнце) и три в северной (Пеликан, кормящий птенца своей кровью — символ причастия; а также два окна, изображающих всадников Апокалипсиса — в одном конь белый и конь рыжий, в другом — конь бледный и конь вороной).

Симберг был не только живописцем, графиком и скульптором, но и фотографом.

Хуго Симберг с сестрой Блендой (1896), фотография сделана самим художником


Он начал делать фотографии малого формата в 1895 году, и быстро понял, что они подчёркивают важность света и тени и дополняют его художественное творчество.

Хуго Симберг в своей студии


Художник не только использовал их для подготовки этюдов, большинство его фотографий рассматриваются как независимые работы, равноправные с живописными и графическими произведениями.

Хуго Симберг в своем саду (1907)


Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку