-Рубрики

 -неизвестно

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в alek-ka4alin2012

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.09.2014
Записей: 769
Комментариев: 2624
Написано: 3789


Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и и часовни (4 часть)

Воскресенье, 09 Октября 2016 г. 22:59 + в цитатник
В книге рассказано обо всех сохранившихся и утраченных в XX веке московских монастырских, приходских, кладбищенских, домовых храмах и об известных часовнях. Особое внимание уделено новейшему периоду истории, малоизвестным фактам о судьбе церковных зданий и их имущества в советский период. О сохраняющихся в храмах чудотворных иконах и мощах святых угодников Божиих, об особенностях архитектуры и внутреннего благоукрашения каждой московской церкви вы прочитаете в этой книге. Она станет необходимым путеводителем для тех, кто направляется в церковь для молитвы, или даже просто проходит мимо храма, любуясь его неповторимой красотой.

http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-m...il-vostryshev/read/page-1.html

http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-6-moskva-p_333.html

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

Далее составлено мною материалы и интернета фото мои.

Неизвестная часовня-усыпальница
Часовня. Не действует.

DSCN0191.JPG

Россия, город Москва, Донская площадь, 1-3
Донской мужской монастырь
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Год постройки: Дата постройки неизвестна.
Часовня семьи Ураносовых.Эта часовня является родовой усыпальницей семьи Ураносовых (семинарская фамилия с ударением на втором слоге). Построена в 1896 году по проекту архитектора Дмитрия Евгеньевича Виноградова. В склепе усыпальницы 12 семейных захоронений. http://sobory.ru/article/?object=19959
слева
Часовня-усыпальница Простяковых
справа
Горельефы с Храма Христа Спасителя (XIX в.)

ЦерковьТихона, Патриарха Всероссийского
(с нижним храмом Вячеслава Чешского)

DSCN0113.JPG

Донской мужской монастырь
Россия, город Москва, Донская площадь, 1,строение 5
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Год постройки: Между 1997 и 1998.
Церковь. Действует.
Престолы: Тихона, Патриарха Всероссийского.
В конце прошлого – начале нынешнего столетий на месте бывших братских огородов были построены несколько новых храмов, выполненных в контексте общего архитектурного стиля монастыря: церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского (1997 г.), церковь св. великомученика Георгия Победоносца (2000 г.) и церковь св. Александра Невского (2006 г.)
Церковь свт. Тихона, Патриарха Всероссийского построена на месте бывших братских огородов в 1997 г.
http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/arkhitekturnyjj-ansambl
Св. Вячеславу Чешскому молятся о защите страны от внешних врагов, об охранении воинов, которые защищают Родину, ее границу, находятся на боевых учениях или в местах военных конфликтов.
Св. князь Вячеслав почитается как покровитель Чехии."

Церковь Александра Невского
Донской мужской монастырь

DSCN0114.JPG

Россия, город Москва, Донская площадь, 1,строение 2
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Год постройки: 2006.
Церковь. Действует.
Престолы: Александра Невского.
Церковь св. блгв. кн. Александра Невского построена на месте бывших братских огородов в 2006 г.
http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/arkhitekturnyjj-ansambl

Церковь Георгия Победоносца
Донской мужской монастырь

DSCN0120.JPG

Россия, город Москва, Донская площадь, 1
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Год постройки: 2000.
Церковь. Действует.
Престолы: Георгия Победоносца
Церковь св. вмч. Георгия победоносца построена на месте бывших братских огородов в 2000 г.
http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/arkhitekturnyjj-ansambl


Антиохийское подворье
Гавриила архангела и Феодора Стратилата в Антиохийском подворье.
В 1551 году недалеко от Поганого (ныне Чистого) пруда был заложен деревянный храм во имя архангела Гавриила. В 1657 году храм впервые числится каменным. Нынешний храм построен в 1704-07 года архитектором И.П. Зарудным по заказу А.Д. Меншикова. Был самым высоким зданием Москвы, высота со шпилем 81 м. Стены внутри и наружи украшены белокаменным декором. С 1923 по 1947 год был закрыт. В 1960-х годах в храме установили иконостас XIX века из разрушенного храма Петра и Павла в Преображенской слободе.
Храм великомученика Феодора Стратилата построен в 1782-1806 года архитектором И.В. Еготовым во дворе храма архангела Гавриила как теплый храм. В 1860-1869 годах был построен северный придел во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Ралрсть».Закрыт в 1930-е годы, четырехколонный портик, выходивший за красную линию, снесли.
В 1947 году в храмах разместилось подворье Антиохийского Патриархата и возобновились богослужения.Историческая справка: Русскую и Антиохийскую Апостольские Церкви связуют многовековые духовные узы. По преданию, первый Митрополит Киевский святитель Михаил был сирийцем. Предстоятели древней Антиохийской Церкви не раз посещали Русскую землю для совместной молитвы. Так, в 1655 году гостем Русской Церкви был Блаженнейший Патриарх Макарий.
В начале XIX века Священноначалием Антиохийской Церкви было высказано пожелание иметь при Святейшем Синоде Русской Православной Церкви постоянного представителя. Это пожелание встретило сочувственный отклик. В 1848 году представители Антиохийской Церкви начали свое служение в Москве.
В 1848 году для Антиохийского подворья был передан московский храм в честь Вознесения Господня и священномученика Ипатия, епископа Гангрского.
В 1913 году Россию посетил Блаженнейший Патриарх Антиохийский Григорий IV.
В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III. Во время официального собеседования Первосвятителей Антиохийской и Русской Церквей решено было возобновить деятельность Антиохийского подворья в Москве, которая была прервана из-за революционных событий 17-го года прошлого века. Подворью были переданы два храма, во имя архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата, что на Чистых прудах в Москве. Открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года.

Церковь Гавриила Архангела
Меншикова башня

DSCN0870.JPG

Москва, Архангельский переулок, дом 15а.
Метро "Чистые пруды", "Тургеневская"
Архитектурный стиль: Барокко
Год постройки: Между 1701 и 1707.

DSCN0889.JPG

DSCN0882.JPG

Архитектор: И.П. Зарудный (с участием Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро
Церковь Архангела Гавриила впервые упомянута в 1551 г. и называлась тогда церковью Гавриила Архангела в Мясниках. В 1620 г. храм именовался «Гавриила Великого, что на Поганом пруде»; он был центром Гаврииловой Патриаршей слободы. В 1657 г. он значится уже как каменный. За несколько лет до закладки Петропавловского собора церковь была заново построена. По давней традиции москвичи именуют её Меншиковой башней, из-за того, что стояла она во владениях друга и соратника Петра I князя А.Д.Меншикова, который купил в 1699 г. внутри города рядом с Мясницкими воротами себе усадьбу. Купив усадьбу, Меншиков приказал очистить Поганый пруд, который с тех пор стали называть Чистым, да ещё и во множественном числе и пригласил архитектора Ивана Петровича Зарудного перестроить трехшатровую церковь Архангела Гавриила. В постройке также принимали участие такие известные архитекторы, как Д. Трезини, Г. Пандо, Б. Скала, скульпторы Д. и Ж. Фонтана, Г. Квадро, К. Феррара.

DSCN0879.JPG

DSCN0894.JPG


Настоятелем подворья был назначен архимандрит Василий Самаха. В 1962 году его сменил архимандрит Алексий Абдель-Карим. В 1971 году представителем Антиохийского Патриарха при Патриархе Московском и всея Руси был назначен архимандрит Макарий Тайяр.
9 мая 1977 года представителем Патриарха Антиохийского в Москве и настоятелем Антиохийского подворья Священноначалием Антиохийской Церкви был назначен архимандрит Нифон Сайкали (впоследствии епископ Филиппопольский), кандидат богословия Московской духовной академии. Заботами епископа Филиппопольского Нифона развиваются и углубляются духовные связи Антиохийской и Русской Церквей.

Храм Архангела Гавриила в Гавриловой патриаршей слободе: храмовой день – празднование Собора Архангела Гавриила 26 июля.
Храм святого великомученика Феодора Стратилата: храмовой день – празднование памяти великомученика Феодора Стратилата 21 февраля.
Москва, Архангельский пер., 15а


Добавлено 23.10.2013. Доступно всем
Церковь Феодора Стратилата

DSCN0851.JPG

DSCN0854.JPG

Москва, Архангельский переулок, 15-а
Год постройки: Между 1782 и 1806.
Архитектор: И.В. Еготов
Престолы: Феодора Стратилата, "Нечаянная Радость" иконы Божией Матери
Московская церковь во имя св. великомученика Феодора Стратилата находится в Архангельском переулке близ Чистых Прудов, рядом с Меншиковой башней. Скромная и маленькая, притаившаяся в изогнутом старомосковском переулке, Стратилатовская церковь была построена спустя столетие после возведения своей знаменитой соседки, - в 1806 году, как "зимний" или "теплый", небольшой отапливаемый храм при Московском Почтамте, и одно время так и называлась "почтамтской". Однако первоначально новая московская церковь при Почтамте была освящена во имя св. Феодора Тиронского, а директор Ключарев по своим именинам освятил при ней придел. Отсюда родилась версия, что будущая почтамтская церковь возводилась как теплый храм гораздо раньше, после 1782 года, - когда началось восстановление Меншиковой башни, сильно порушенной и оставшейся без колокольни. Нужна была звонница, которую и разместили, крохотную, в самой главе новой Стратилатовской церкви под крестом. А лишь потом она перешла в наследство Московскому Почтамту, обустроившему ее.

Так или иначе, только возведена эта церковь была в 1806 году архитектором И. Еготовым, (по другой, менее принятой версии, Старовым). А вот во второй половине XIX века церковь была очень сильно перестроена, и с того времени вся стала называться Стратилатовской, а ее северный придел, ныне очень известный среди московских прихожан, был освящен во имя иконы "Нечаянная Радость". Чтимый образ находится в храме на левой стороне.

Церковь была закрыта в 1930-х годах, но, к счастью, ненадолго. Видимо, хорошая сохранность храма определила открытие здесь 17 июля 1948 года Антиохийского подворья, действующего в этой церкви и поныне. Сейчас великолепный храм действует, и по-прежнему звонят его колокола.


Николаевский Греческий мужской монастырь

Монастырь. Не действует.
Год основания:1390.
Адрес:Россия, город Москва, улица Никольская, дом 11-13.
Храмы монастыря
Собор Николая Чудотворца (утрачен)
Часовня Николая Чудотворца

DSCN0639.JPG

Здание Никольского греческого монастыря с часовней
DSCN6917.JPG

Известно, что Николаевский (Никольский, Николо-греческий) монастырь в Москве на посаде существовал еще в конце 14 века, еще до строительства Китай-городской стены. В этом месте проходила древняя Смоленская дорога, ведущая из Киева во Владимир. Точное время основания обители неизвестно, а первые документальные свидетельства о Никольском монастыре относятся к 1390 году, но уже тогда он называется ″Старым″. Существующая летопись указывает на связь монастыря с греками, и, возможно, служил им пристанищем в Москве. Кроме того, Никольский монастырь служил местом заключения для провинившихся священников.
По результатам археологических раскопок было выяснено, что в старину Старый Николаевский монастырь стоял на правой стороне улицы, возле Богоявленского монастыря. Видимо, в то время, когда Иван Грозный даровал греческим монахам земли на левой стороне для устройства обители, они постепенно перебрались на новое место, а старую монастырскую территорию передали Казанскому подворью.

DSCN9599.JPG


Когда – точно не установлено, но или в 1556, или в 1571 году Иван Грозный определил греческим афонским монахам Никольский монастырь. В то время в Москву прибыл Архимандрит Афонского Введенского Хиландарского монастыря Прохор, и царь к нему очень благоволил, пригласил приезжать и впредь, а также пожаловал земли на улице Никольской, находившиеся напротив монастырского подворья. На подаренных землях греки вскорости построили церковь Николая Чудотворца (Никола Большая Глава), а при царе Федоре Иоанновиче эта церковь и положила начало новому Никольскому монастырю. В 1603 году Борис Годунов пожаловал монастырю соседний двор с богатыми хоромами за вечный помин. Старый же Никольский монастырь, расположенный в Ветошном переулке, продолжал оставаться местом заключения опальных русских священнослужителей. Сюда прибыл митрополит Московский Филипп (Колычев), после того, как отказал царю в благословлении на служении в Успенском соборе. Также на территории монастыря находился Никольский крестец (место, где людей приводили к древней присяге – целованию креста) – один из трех в Москве.
Часовня Николая Чудотворца, построенная в монастыре в 1646 году, была очень почитаема среди жителей Москвы. Была даже традиция каждый день с наступлением сумерек брать огонь от негасимой свечи перед образом святого угодника, и от него зажигать свечи дома. Эта традиция продолжалась до вступления на престол Петра I, который запретил часовни и крестцы.
В 1648 году с Афона в Москву привезли великую святыню – список с чудотворной Иверской иконы, которую поместили в Николаевский монастырь. В благодарность за это царь Алексей Михайлович разрешил грекам на Афонском подворье Никольского монастыря совершать службы на родном языке, а год спустя в монастыре оставили только греческих монахов. В то время особую благосклонность мужскому Никольскому монастырю выказывал патриарх Никон, который даже на своем столе предпочитал видеть греческие кушанья.
Спустя некоторое время Иверская икона была передана Валдайскому монастырю, а в Николаевском остался новый список. В мае 1669 года чудотворную икону перенесли в часовню, специально выстроенную у Неглинских ворот. В этот же день царь Алексей Михайлович пожаловал греческому архимандриту Дионисию грамоту на вечное владение Никольской обителью. С той поры монастырь стали называть Греческим. Грекам было лишь строжайше запрещено привозить в монастырь заграничные товары, чтобы не превращать монастырь в торговое место, и не нарушать строгих законов московской торговли. Рядом с Никольским греческим монастырем был выстроен Греческий гостиный двор, где останавливались приезжие греческие купцы. Именно здесь появилась первая московская кофейня. Постепенно Никольская улица стала напоминать греческий квартал, здесь селились целые семьи выходцев из Эллады. Монахи с Афона приезжали в Никольский монастырь и оставались здесь на 4-7 лет, а затем сменялись.
По приказу царя Алексея Михайловича греческому монастырю приписали Крестовоздвиженский монастырь и убогий дом на Божедомке, где монахи выстроили себе загородную резиденцию. Это привело к невиданному наплыву иноков-посетителей из других стран, и в 1694 году монахи подали Петру I прошение о запрещении приезжим останавливаться у них, т.к. средств на содержание гостей было недостаточно. Эта просьба разгневала царя, и он приказал отобрать у монахов Крестовоздвиженский монастырь, а затем и убогий дом. Но эпоха правления Петра I оставила не только отрицательный след в истории монастыря. Именно в это время рядом с Никольским монастырем поселился Дмитрий Кантемир – род которого восходил к самому Тамерлану (Тимуру). Это Кантемирам принадлежало имение Черная Грязь (Царицыно), которое выкупила у них царица Екатерина Великая. Никольский монастырь с тал фамильной усыпальницей Кантемиров, поэтому они не только щедро одаривали обитель, но и принимали участие в ее обустройстве.
В 1727 году в монастыре был построен каменный храм во имя святого Николая Чудотворца, а в 1734-36 г.г. наследники Кантемира построили над ним верхнюю церковь во имя Иверской иконы (позже Успения). Вторая монастырская церковь была построена еще в 1644 году, и освящена во имя святых Константина и Елены. В 1767 году Матвей Кантемир своими средствами обновил ее. Отдельно от церкви стояла колокольня.
В 1737 году в день Троицы разгорелся печально известный пожар, во время которого выгорела большая часть Москвы. Пожар нанес огромный вред и Греческому монастырю. После того, как обитель была постановлена, ее архитектурный ансамбль практически не изменялся вплоть до конца 19 века.
В 18 веке окончательно определился статус обители. Монастырь был определен как необщежительный греческий монастырь 2-го класса (1764). В 1766 году Николаевский монастырь вышел из подчинения Московской Синодальной Конторы, и перешел в распоряжение Священного Синода. В этом же году обитель произвели в разряд ставропигиальных. Теперь монахов из других российских монастырей в него помещать было запрещено. В 1775 году монастырь зачислили в епархиальное ведомство, но он все равно числился как приписной от Афонского Иверского монастыря.
К концу 18 века собор, построенный Кантемирами очень обветшал, и в 1795 году обрушилась его верхняя часть. Греческие священники обратились к царю Павлу I с прошением о предоставлении средств на обновление храма. Царь выдал 15 000 рублей, и приблизительно такую же сумму составили добровольные пожертвования греков, проживавших в Москве. На собранные деньги собор был поновлен знаменитым архитектором Матвеем Казаковым.
Отечественная война 1812 года принесла Никольскому греческому монастырю разорение и упадок. Наполеоновские солдаты не только разграбили и осквернили обитель, но и издевались над иноками, оставшимися в стенах монастыря. После войны монастырь быстро восстановили, и уже в 1820-х годах здесь случилось происшествие, быстро облетевшее всю Москву. В монастыре поселился на покой престарелый греческий дворянин Зой Зосима, у которого не было наследников, но была редкая коллекция сокровищ и монет. Особенно ценной была редкая жемчужина в 28 каратов без одной доли. Эта жемчужина казалась почти прозрачной, и была идеально круглой – настолько, что не лежала на ровной поверхности, а все время катилась, за что и была прозвана Пелегриной (путешественницей). Молодой грек поручик Сивинис вошел в доверие к старику и обманом выманил у него все сокровища. Когда открылась правда и Зосима узнал, что его сокровища безвозвратно утеряны, он не вынес новости, и умер от удара. Точно не известно, была ли в числе украденных драгоценностей и жемчужина, следы ее затерялись.
К концу 19 века большинство монастырских построек сильно обветшали и были снесены. Оставшиеся строения были реконструированы под руководством архитекторов Г.А. Кайзера и К.Ф. Буссе. В 1902 году по Красной линии улицы Никольской было выстроено огромное здание, которое одновременно являлось и часовней и колокольней. Венчалось оно небольшой главой с крестом и звоном. Сейчас от здания сохранилась лишь ротонда, с расположенной под ней часовней.

Торговый корпус Никольского монастыря (1893, архитектор К. Ф. Буссе), объект культурного наследия регионального значения
Россия, Москва, Никольская улица, 11-13с5

DSCN0626.JPG

Метро Площадь революции.
Никольский ("Никола Старый") греческий монастырь, кон. XVII в. - нач. XX в., архитекторы К.Ф.Буссе, Г.А.Кайзер
В 1893-1895 гг. по периметру владения монастыря и по красной линии улицы строятся новые каменные здания по проекту архитектора К.Ф.Буссе. Эти здания монастырь сдавал внаем разным учреждениям.


Зачатьевский монастырь
Зачатьевский монастырь был основан в 1584 году на месте существовавшего здесь до 1547 года Алексеевского монастыря. После переноса Алексеевского монастыря на новое место здесь оставалась церковь Зачатия святой Анны. По этой церкви новый монастырь и получил название Зачатьевского.
В августе 1612 года около Зачатьевского монастыря ополченцы князя Дмитрия Пожарского вели тяжелые бои с польскими войсками. Сам монастырь был разорен поляками, но вскоре восстановлен. Существенно пострадал монастырь и во время французского нашествия 1812 года.
В 1804-07 годах в монастыре по проекту М.Ф. Казакова был построен Зачатьевский собор (собор Рождества Богородицы и Зачатия святой Анны), ставший главным храмом монастыря. В 1844-46 годах по проекту М.Д. Быковского была построена церковь Сошествия Святого духа.
В 1924 году Зачатьевский монастырь был закрыт. На его территории была организована детская колония. В дальнейшем в помещениях монастыря размещались различные учреждения.
В 1930-х годах часть построек монастыря была разрушена. Был уничтожен и Зачатьевский собор. (На его месте была построена школа.) Церковь Сошествия Святого Духа была перестроена до неузнаваемости.
В настоящее время главной достопримечательностью Зачатьевского монастыря является надвратная церковь Спаса Нерукотворного. Эта церковь была построена в 1696 году на средства А.Римского-Корсакова, бывшего тогда стольником Петра I. Сохранились также корпуса кельи и часть монастырской стены.
В настоящее время Зачатьевский монастырь возвращен церкви. В 1995 году здесь был возрожден женский монастырь. В монастыре ведутся реставрационные и восстановительные работы.
Зачатиевский Алексеевский монастырь, 3 класса, в Москве, близ Пречистенских ворот, на Остоженке. Основан в 1547 году, на месте переведенного отсюда Алексеевского женского монастыря оставшимися инокинями этого монастыря. В смутное время был сожжен; возобновлен в 1623 году. При монастыре богадельня.
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Особо почиталась в монастыре икона Божией Матери "Милостивая", прославившаяся в народе обилием чудес. После октябрьского переворота 1917 года, обитель была разорена, но чудотворный образ удалось спасти, перенеся его в соседний с монастырем храм пророка Илии, что в Обыденном переулке. И только в 1999 году, после возрождения древнейшей обители, состоялось торжественное перенесение чудотворного образа Божией Матери "Милостивая" обратно в Зачатьевский монастырь. 16 мая 2001 года состоялось прославление в лике святых, основательниц Зачатьевского ставропигиального монастыря столицы, игумении Иулиании и монахини Евпраксии.
В настоящее время в обители действуют храмы: Спаса Нерукотворного, Зачатия святой праведной Анны и Сошествия Святаго Духа. Полным ходом идет восстановление собора Рождества Пресвятой Богородицы. Кроме чудотворной иконы Божией Матери "Милостивая", находящейся в церкви Зачатия Анны, особо почитается и то место, где покоятся мощи преподобных Иулиании и Евпраксии.
Со страниц издания Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря.

DSCN9932.JPG

DSCN9922.JPG

Рождествеский собор
Адрес:Россия, город Москва, 2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 2.
Проезд:Станция метро "Кропоткинская".
Год постройки:Между 2005 и 2010.
Собор. Действует.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Зачатия Анны, Феодора Стратилата, Алексия, митрополита Московского, Казанской иконы Божией Матери, "Неопалимая Купина" иконы Божией Матери
После октябрьского переворота 1917 года обитель была закрыта,храмы и колокольня уничтожены. Впоследствии, на месте бывшего величественного собора Зачатьевского монастыря, была построена общеобразовательная школа №36 Ленинского района столицы.
В 1995 году то, что осталось от одной из древнейших обителей Москвы было возвращено церкви. Начался долгий и сложный период возрождения поруганной святыни. В начале 21-ого века школа была снесена и на подклете разрушенного собора начались работы по его возрождению, которые продолжаются и по сей день.
В 1804-1807 годах на месте разобранного храма XVI века, по проекту архитектора М.Ф.Казакова, был построен величественный неоготический собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами Зачатия праведной Анны, великомученника Феодора Стратилата, святителя Алексия митрополита Московского(1799) и Казанской иконы Божией Матери(1887). Объем нового собора полностью включил в себя храм в честь иконы Божией Матери "Неопалимая Купина"(1766), стоявшего над местом погребения монахинь Иулиании и Евпраксии. Трехъярусную колокольню возвели в 1800 году.
Со страниц издания Зачатьевского монастыря.
http://sobory.ru/article/?object=15057

Церковь Сошествия Святого Духа Зачатьевского монастыря.
Сошествия Святого Духа (с больничным корпусом)

DSCN9918.JPG

DSCN9912.JPG

Адрес:Россия, город Москва, 2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 13.
Проезд:Станция метро "Кропоткинская".
Год постройки:1846-1850
Архитектор:Быковский М. Д.
Церковь. Действует.

DSCN9686.JPG

Престолы:Духа Святого Сошествия
Историческая справка: Храм Сошествия Святого Духа
В 1846 году при игумении Аполлинарии (Шуваловой) белица Варвара Михайловна Головина, урожденная Львова, обратилась к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову) с просьбой «дозволить соорудить собственным иждивением церковь внутри монастыря и при ней жилой корпус для размещения бедных и немощных стариц из сестер монастыря», изъявив готовность обеспечить «содержание церкви и призреваемых вкладов». Проект богадельни был заказан известному архитектору М.Д. Быковскому .
В 1849 году начались строительные работы. Новый архитектурный комплекс состоял из двухъярусного однопрестольного одноглавого храма, соединявшимся переходом – трапезной с двухэтажной богадельней. Храм был выполнен из полнотелого кирпича, нижний этаж богадельни, где располагались кельи стариц и «службы» был каменным, а верх, где располагались ризница и покои госпожи Головиной – деревянный. Известно, что В.М. Головина, будучи искусной в живописи, сама участвовала в росписи храма.
В 1850 году, 24 октября, храм был освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским в честь праздника Сошествия Святого Духа на апостолов.
В 1887 году при игумении Валентине принимается решение о реконструкции и расширении храмового комплекса. К южному фасаду храма было пристроено «каменное одноэтажное здание для устройства в нем келий» для сестер, ухаживающих за насельницами богадельни.
В 1902-1909 г-х были возведены пристройки для расположения сиротского приюта и церковно-приходской школы для девочек. В 1910 году приют был переведен в бывший трапезный корпус, а школа стала двухклассной.
В 1910 году по заказу игумении Марии были выполнены работы по реставрации, укреплению и обновлению внутренней росписи стен и иконостаса Духо-Сошественской церкви.
II этап. Разрушение храма, его назначение в советский период.
В 1918 году, в связи с революционными изменениями в Российском государстве монастырь как религиозная структура был закрыт, его церкви были объявлены приходскими и переданы общинам.
В 1926 году были закрыты все церкви Зачатьевского женского монастыря и весь комплекс окончательно перешел в ведении Наркомпроса.
В 1933 году с храма Сошествия Святого Духа был снят купол и проведена капитальная перестройка. Келья Головиной и богадельня были превращены в конторское учреждение.
В советский период здание храма использовалось различными учреждениями. В южной пристройке размещались мастерские художников–скульпторов – Ф.М. Согояна. и В.Ф. Согояна. Изнутри здание обшито новыми облицовочными материалами, планировка была искажена междуэтажными перекрытиями, выгородками по приспособлению, вырыты подвалы . Фирмой ООО «Стройтехинвест», многолетним арендатором, был устроен подземный переход, соединявший храм со старым трапезным корпусом. Среди арендаторов числились также финская строительная фирма и совместное советско-американское предприятие. (по данным осмотра 1993 г.)
III этап. Восстановление храма. Современное состояние.
В 1991 году при храме пророка Божия Илии в Обыденском пер. образуется Сестринство во имя иконы Божией Матери «Милостивая», своей целью поставившее возрождение древнейшей святыни столицы – Зачатьевского монастыря. В 1991-92 году выходят официальные постановления о безвозмездной передаче строений Зачатьевского монастыря Сестринству с распоряжением соответствующим структурам о содействии в выводе арендаторов. Следуют годы переписки, обращений в различные инстанции, встреч с различными официальными лицами. В это время сестры могли лишь на несколько минут зайти в храм, пропеть тропарь, кондак и величание празднику.
В 1999 году были получены ключи от пристройки к храму Сошествия Святого Духа.
В 2000 году был освобожден сам храм. Начались восстановительные работы. В это время было явлено первое чудо: обнаружен сохранившийся фрагмент запрестольного изображения – лик распятого Спасителя.
В реставрации храма принимали участие следующие организации: ЗАО «Элгад спецстрой”, г.д. Кирносов И.В.; ЗАО «Клен АС», г.д. ОнацикА.Ф.,; ООО «Рес Дан», г.д. Данилин А.В.. Архитектурные работы были выполнены архитектором Могиновым Б.Г. В финансировании работ помощь оказывали государственные структуры, в т.ч. ГУОП г. Москвы, префектура ЦАО и частные благотворители.
В 2001 году было совершено первое богослужение – всенощное бдение под Духов день – престольный праздник храма.
В 2002 году к северному фасаду пристроена звонница как временное приспособительное сооружение. Возникло решение об устройстве в подвале Свято-Духовской церкви малого «пещерного» храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, были начаты восстановительные работы.
В 2003 году было завершено воссоздание купола над основным храмовым объемом и торжественно водружен крест. В южном объеме, бывших сестринских кельях, начаты работы по устройству придела в честь священномученика Владимира (Амбарцумова), новомученика, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 г.
В 2004 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II были начаты работы по росписи храма. Роспись храма осуществлялась силами небольшой бригады иконописцев под руководством Марии Цех. В этом же году, под праздник Успения Божией Матери было совершено малое освящение нижнего храма. 24 ноября 2004 года в канун праздника Милостивой иконы Божией Матери, было совершено малое освящение храма Сошествия Святого Духа. С того времени в храме начинают совершаться регулярные богослужения.
Каменный иконостас выполнен в греческой традиции: равноконечный византийский крест, растительно-животный орнамент, каменные фигуры голубей, служащих кронштейнами для лампад, страусиные яйца в подвесках к лампадам. Роспись храма также соответствует стилю храмов в Греции и на Святой Земле. Все эти характерные черты, а также центральный хорос в греческом вкусе были выбраны в память о связи главной монастырской святыни – «Милостивой» иконы Божией Матери с древним образом Милостивой-Киккской иконы Пресвятой Богородицы, находящимся с XI века на о. Кипр в Киккском монастыре.
В 2005 году, 2 ноября было совершено малое освящение южного придела в честь священномученика Владимира, пресвитера Московского.
В настоящее время в храме Сошествия Святого Духа совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. В храме находится распятие с сохранившимся с дореволюционных времен ликом Спасителя и с частицей животворящего древа Креста Господня. В храме находится собрание частиц мощей Оптинских старцев и Киево-Печерских преподобных.
http://zachatevmon.ru/?p=3066
http://sobory.ru/article/?object=02387

Церковь Спаса Нерукотворного Образа Зачатьевского монастыря.
Храм Нерукотворного Образа Спасителя над северными воротами

DSCN9901.JPG

DSCN9935.JPG

(под храмом часовня свт.Алексия, Митрополита Московского)
Адрес:Россия, город Москва, 2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 19.
Проезд:Станция метро "Кропоткинская".
Год постройки:1696.
Архитектурный стиль:Нарышкинский
Церковь. Действует.   
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на вратах Зачатьевского монастыря сооружена в 1696 году. Средства на строительство пожертвовал Андрей Леонтьевич Римский-Корсаков. Самая старая церковь обители. Незначительно пострадала от пожара 1812 года. В этом же году поновляется. Закрыта в 1925 году. В 1960 году проведены работы по внешней реставрации. Вновь освящёна в 1993 году. Под церковью в большом проходе размещена часовня в честь свт. Алексия Московского.
http://sobory.ru/article/?object=02388


Церковь Зачатия Анны
В новом трапезном корпусе

DSCN9658.JPG

DSCN9657.JPG

Восточные ворота
Зачатьевский монастырь
Дата постройки неизвестна.
город Москва,2-й Зачатьевский переулок, дом 2, строение 5.
Проезд: Станция метро Кропоткинская.
Церковь Зачатия Анны устроена в правом крыле трапезного корпуса монастыря. Посвящение соответствует названию придела Рождественского соборного храма, разрушенного в годы советской власти, который в данное время восстанавливается

Часовня "Проща" Спасо-Андроникова монастыря.
Проща

DSCN9783.JPG

Адрес:Россия, город Москва, улица Сергия Радонежского, дом 23/25.
Проезд:Станция метро "Площадь Ильича"
Год постройки:Между 1889 и 1890.
Архитектор:А.А. Латков
Архитектурные стили:Эклектика, Кирпичный стиль
Часовня. Действует.
Таганский,Московская епархия (городская) / Покровское благочиние
Координаты:55.746967, 37.67865
Часовня Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице - таково старое название данной часовни. Воронья улица располагалась на месте Вороньей слободы.
На Руси был обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. Проща - это народное название многих часовен, стоящих у городских застав (в данном случае у Рогожской заставы).
По преданию на этом месте преподобный Сергий, отправляясь в Нижний Новгород, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником.
Часовня известна с XVI в., когда она сильно обветшала решено было построить на ее месте новую. На средства купца В.А.Александрова, архитектор А.А.Латков в 1889-1890 гг. и возвел эту часовню. В 1892 г., когда отмечалось 500-летие преставления преподобного Сергия Радонежского, был осуществлен крестный ход из монастыря до часовни.
Часовню закрыли в годы советской власти и она постоянно находилась под угрозой сноса. Но Бог не дал. Сейчас там совершаются богослужения.
Постепенно она восстанавливается и реставрируется.
http://sobory.ru/article/?object=03246


Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

yuriy_iWowWe   обратиться по имени Понедельник, 10 Октября 2016 г. 03:55 (ссылка)
Божественно красиво и познавательно ! Спасибо !
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку