В книге рассказано обо всех сохранившихся и утраченных в XX веке московских монастырских, приходских, кладбищенских, домовых храмах и об известных часовнях. Особое внимание уделено новейшему периоду истории, малоизвестным фактам о судьбе церковных зданий и их имущества в советский период. О сохраняющихся в храмах чудотворных иконах и мощах святых угодников Божиих, об особенностях архитектуры и внутреннего благоукрашения каждой московской церкви вы прочитаете в этой книге. Она станет необходимым путеводителем для тех, кто направляется в церковь для молитвы, или даже просто проходит мимо храма, любуясь его неповторимой красотой.
http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/107075-m...il-vostryshev/read/page-1.html
http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-6-moskva-p_333.html
Всех Святых в Ново-Алексеевском монастыре церковь (2-й Красносельский переулок, дом № 7).
За Садовым кольцом, в Красном селе, на берегу Красного пруда находился комплекс зданий Алексеевского монастыря, чаще называемого Ново-Алексеевским. Монастырь, на протяжении нескольких веков своего существования не раз менявший свое месторасположение, с 1837 г. располагался в Красном селе, куда был перенесен в связи со строительством Храма Христа Спасителя. Его собором стала Крестовоздвиженская церковь 1692 г., остальные здания обители возводились в XIX веке. В северо-восточной части обители, на территории, занятой кладбищем, 22 августа 1887 г. заложили большой храм в честь Всех Святых с южным приделом Казанской иконы Божией Матери. Он стал центром нового комплекса, в который также вошли два корпуса богадельни и училища. Храм, рассчитанный на тысячу человек, освятили 30 июня 1891 г. Его выстроили по проекту архитектора А.А. Никифорова в русском стиле, наиболее популярном во второй половине XIX века. Создавая конструкцию здания, архитектор Никифоров ориентировался на соборы XVI века, а в декоре использовал мотивы XVII века. Главный западный вход находится в основании колокольни, соединенный с основным объемом храма небольшим переходом. Основной объем – кубический, крестово-купольный, четырехстолпный и одноглавый, но на этом сходство с постройками XVI века кончаются. Храм имел сложную форму кровли, соединявшей сводчатое покрытие с четырехскатным, и был завершен мощным куполом. Церковные стены – красные, кирпичные, с белокаменными вставками, что характерно для зодчества XVII века. В храме установили мраморный иконостас, созданный по проекту архитектора Д.Н. Чичагова, в котором иконы соседствовали с белокаменными рельефами на библейские темы. Живописные работы в интерьере выполнили иконописцы Троице-Сергиевой лавры. Необычно сделали подклет, где собирались устроить большую усыпальницу. В нем соорудили систему коридоров с нишами, где предполагалось размещать гробы. Но проект не успели завершить до закрытия храма.
В 1920-е гг. монастырь упразднили, и его помещения заселили жильцами и советскими учреждениями. Всехсвятский храм закрыли в 1925 г. Кладбище уничтожалось с конца 1920-х гг., но в 1932-м там еще оставались некоторые надгробные памятники. Впоследствии на месте кладбища устроили парк. Единый когда-то комплекс обители в 1980-е гг. разделило Третье транспортное кольцо, заняв широкой магистралью большую часть ее бывшей территории. Храм Всех Святых с двумя корпусами училища и богадельни возвратили верующим в 1990 г. и вновь освятили в 1991 г. Казанский придел после восстановительных работ перенесли в подклет. В храме находятся: чудотворная икона Божией Матери «Всецарица», частицы мощей святого Филарета митрополита Московского, мученицы Татианы и преподобного Серафима Саровского.
Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Синодальной резиденции Святейшего Патриарха в Даниловом монастыре церковь (улица Даниловский вал, дом № 22)
В середине XIX века Данилов монастырь расширил свою территорию из-за роста кладбища. Этот участок окружили стеной в 1869–1878 гг. Ограду XVII века, которая оказалась внутри обители, разобрали. На этой территории построили келейный корпус, и позже его надстроили. В 1984–1988 гг. здесь выстроили здание Патриаршей и Синодальной резиденции. Руководителем коллектива, проектировавшего и строившего здание, являлся архитектор Ю. Рабаев. Домовую церковь в резиденции освятили в 1988 г. В центре здания, над главным входом, на втором этаже устроили крестовый храм, так называемый храм при митрополичьих и архиерейских домах. Снаружи он отмечен мозаичной иконой Нерукотворного образа Спасителя, повторяющей новгородскую икону XII века. Служит в нем монастырская братия. В этой церкви совершают чин наречения епископов, а их хиротония проходит на литургии в кафедральном храме Христа Спасителя. В церкви установлены девять икон московских святителей в мраморных киотах, подаренные клубом православных предпринимателей.
Далее идут страницы не Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.
Собор Троицы Живоначальной
Свято-Данилов мужской монастырь
Москва, улица Даниловский вал, дом 22.
Метро "Тульская"
Год постройки:Между 1833 и 1838.
Архитектор:О.И. Бове
В 1833-1838 гг. по проекту архитектора О.И. Бове в обители возводится Троицкий собор - самый большой собор монастыря, освященный святым митрополитом Московским Филаретом.
Церковь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов
Свято-Данилов мужской монастырь
Москва, улица Даниловский вал, дом 22.
Метро "Тульская"
Год постройки: между приблизительно 1750 и 1800.
Древнейший из храмов монастыря - храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов - сложное разновременное сооружение, включающее в себя несколько церквей. Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и Надкладезная часовня.После реставрационно-восстановительных работ в соборе установлен иконостас Костромской школы XVII в.
На первом этаже храма расположена церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Ее северный придел освящен в честь святого пророка Даниила - Небесного Покровителя благоверного князя Даниила, который с именем этого святого был пострижен перед смертью в схиму.
Самые древние части Покровской церкви относятся к XVII веку. Иконостас храма написан в 1984 году. Группу художников-иконописцев возглавил насельник Псково-Печерского монастыря игумен (ныне архимандрит) Зинон. В своей работе мастера следовали традициям древнерусского искусства XV - начала XVI веков.
На солее Покровской церкви в киоте помещена главная святыня храма - икона благоверного князя Даниила с частицей его честных мощей.
В западной части храма находится церковь святого Даниила Столпника. Она сооружена в XVIII веке. Ее престол - самый древний в монастыре. В честь преподобного Даниила Столпника - Небесного Покровителя благоверного князя Даниила, получившего имя его при крещении, - была освящена в XIII веке первая деревянная церковь монастыря, давшая название всей обители.
Иконостас церкви создан по проекту священника отца Вячеслава Савиных в 1988 году. Он состоит из местного, деисусного и пророческого рядов. Большинство икон написаны отцом Вячеславом и художницей Натальей Шелягиной. Над Царскими вратами размещен ярус аналойных икон XVII-XIX веков.
Храм Святых Отцов Семи Вселенских соборов размещается на втором этаже. Первоначально собор во имя Святых Отцов находился к северу от существующего храма. Он был сооружен в 1555-1560-х годах и освящен святым митрополитом Московским Макарием в присутствии царя Ивана Грозного 18 мая 1561 года. В XVIII веке древний храм обветшал и был разобран. В связи с этим над Покровской церковью возвели второй этаж, куда был перенесен престол в честь Святых Отцов Семи Вселенских Соборов.
Из сокровищ древнего храма сохранилась Владимирская икона Божией Матери с Акафистом. Она находится в местном ряду иконостаса, слева от Царских врат. Справа от Царских врат размещен храмовый образ Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, написанный в 1989 году. Из других икон местного ряда замечательны в историческом и художественном отношении образ святителя Николая,архиепископа Мир Ликийских, с клеймами жития на раме XVII века и Казанская икона Божией Матери XVIII века с клеймами, иллюстрирующими "Сказание о явлении чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в г. Казани". Верхние ряды иконостаса представляют собой единый ансамбль из 67 икон XVII века, поступивших из Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Академии. К северу от иконостаса находится рака с частицей мощей благоверного князя Даниила. В северной галерее храма расположен придел в честь святого князя Даниила.
Часовня надкладезная
Москва, улица Даниловский вал, дом 22.
Метро "Тульская"
Год постройки: 1988.
Архитектор: Ю. Г. Алонов
Надкладезная часовня в виде четырех сквозных арок, увенчанных главкой с крестом, расположена, как и прежде, на монастырской площади. Вода в часовню поступает из артезианской скважины, находящейся на глубине свыше 200 метров.
Поминальная часовня имеет вид небольшого храма со звонницей, архитектурные формы которого восходят к древнему зодчеству Пскова. Часовня построена у северного прясла монастырской ограды, неподалеку от Нагорной башни. Это место выбрано не случайно. Именно отсюда начинался монастырское некрополь, основанный во второй половине XIX века. Поминальная часовня занимавший всю западную часть обители.
Здесь, на братском кладбище, был в 1303 году погребен основатель обители князь-схимник Даниил. Впоследствии в стенах монастыря хоронили не только духовных лиц, но и мирян, среди которых были выдающиеся деятели науки, искусства, культуры: Н.В. Гоголь, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, Н.М. Языков, С.М. Третьяков, Н.Г. Рубинштейн, В.Г. Перов и другие.
Монастырский некрополь
Надвратная церковь Симеона Столпника
Храм преподобного Симеона Столпника в колокольне
Свято-Данилов мужской монастырь.
Москва, улица Даниловский вал, дом 22.
Метро "Тульская"
Год постройки: Между 1680 и 1700.
В 1984 году "колокольня Свято-Данилова монастыря была восстановлена в прежних формах. Ее высота - 45 метров. На колокольне 16 колоколов, привезенных, в основном, из Поволжья. Самый большой из них, отлитый в 1886 году в Ярославле. Церковь преподобного Симеона Столпникале, весит 221 пуд.
Церковь преподобного Симеона Столпника расположена над Святыми вратами, под колокольней. Она построена в 1730-х годах и сохранилась в своем первоначальном виде. Колокольня же над храмом была снесена в 1930-х годах, а ее колокола, подбор которых был одним из лучших в Москве, вывезены в США и размещены на звоннице Гарвардского университета.
Церковь преподобного Симеона Столпника освящена после реставрационных работ 27 февраля 1988 года. Ее иконостас состоит из местного, праздничного и деисусного чинов. Он оформлен по проекту московского художника-иконописца С.Н. Добрынина, написавшего для него 12 икон, в том числе и храмовый образ святого Симеона Столпника. Основной комплекс икон для иконостаса надвратной церкви поступил в Данилову обитель как пожертвование из Псково-Печерского монастыря. Он составлен из стилистически близких икон XVII-XX веков. Тябла (по-перечные брусья) и вертикальные колонки между иконами расписаны орнаментом по мотивам росписи иконостаса в церкви преподобного Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря.
Церковь Серафима Саровского
Свято-Данилов мужской монастырь
Россия, город Москва, улица Даниловский вал, дом 22.
Метро "Тульская" (из центра - последний вагон),
Год постройки: 1988.
Церковь. Действует.
Престолы: Серафима Саровского
Храм Свято-Данилова монастыря.
Устроен в 1988 году в подклете больничного корпуса.
Поминальная часовня
Свято-Данилов мужской монастырь
Москва, улица Даниловский вал, дом 22.
Метро "Тульская"
(с криптой, на Новом кладбище, 1988)
Часовня. Действует.
Год постройки: 1988.
Архитектор: Ю.Г. Алонов
Часовня Даниила Московского на площади Серпуховской заставы
Москва,Даниловская площадь
Метро "Тульская"
Год постройки: 1998.
Архитектор: Ю.Г.Антонов, Д.Г.Соколов
Воссоздана в 1998 году (арх. Ю.Г.Антонов, Д.Г.Соколов) на месте одноименной часовни, выстроенной до 1722 года, перестраивавшейся в 1784 и 1869 гг., и разрушенной после 1920 года.
Приписана к Свято-Данилову монастырю
Скорбященский женский монастырь
Монастырь. Не действует.
Год основания:не ранее 1890.
Адрес:Адрес:Москва улица Новослободская, 58
Координаты:55.789366, 37.592412
Храмы монастыря:
1. Собор Спаса Всемилостивого
2. Церковь Спаса Всемилостивого в бывшем рукодельном корпусе
3. Часовня над могилой инокини Рафаилы
Другие постройки:
4. Бышее здание монастырского женского училища (перестроено)
5. Постройки советского периода
Скорбященский (Всехскорбященский) монастырь. В 1865 году княгиня Прасковья Николаевна Голицына учредила в усадьбе домовую церковь во имя иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», также в усадьбе был открыт приют для приезжих монахинь-сборщиц. Вскоре при нём была открыта Филаретовская больница.
6 сентября 1889 года Синод официально преобразовал Голицынский приют в общежительный женский монастырь, названный в честь иконы Всех Скорбящих Радости Всехскорбященским (Скорбященским). 1889-1894 г.г. на средства купеческой вдовы из Воскресенска А.А.Смирновой (в монашестве Рафаилы) в обители был построен соборный храм во имя Всемилостивого Спаса. Храм был возведен по проекту архитектора И.Т.Владимирова в русско-византийком стиле. Также в обители были построены храмы Архангела Рафаила (1900 г.), Тихвинской иконы Божией Матери (1901 г.), часовня над могилой А. А.Смирновой. В 1894 г. было открыто монастырское кладбище. На кладбище были похоронены более тысячи человек, среди них сын Федора Шаляпина Игорь, известный адвокат Плевако, мыслитель Н.Ф.Федоров, дрессировщик А.Л.Дуров, историк Д.Н.Иловайский. К 1917 г. в монастыре было 5 церквей с 7 престолами, и проживало 265 монахинь. Обитель неоднократно посещала великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1913 году при монастыре были открыты высшие богословско- педагогические курсы.
После революции, в 1918 г. монастырь был упразднен. Монахини остались на месте, организовав швейную артель. Почти все постройки монастыря были уничтожены. В 1929-30 г.г. было уничтожено и монастырское кладбище. Останки Ф.В.Плевако были перенесены на Ваганьковское кладбище. В настоящее время сохранились лишь обезглавленый собор Всемилостивого Cпаса и здание монастырских келий. В течении длительного времени в них находились различные учреждения. В настоящее время они передаются церкви.
Богоявленский мужской монастырь
Собор Богоявления Господня
Богоявленский мужской монастырь
Москва, Богоявленский переулок, 4
Проезд: Ст/м Площадь Революции
Год постройки: Между 1624 и 1693.
Архитектурные стили: Барокко, Нарышкинский
Собор. Действует.
Престолы: Богоявления Господня, Андрея Первозванного, Владимира, митрополита Киевского, Алексия, митрополита Московского, Казанской иконы Божией Матери
Выстроенный в стилистике нарышкинского барокко, Богоявленский собор ориентирован по вертикали: на четверик поставлен восьмерик, который в свою очередь увенчан вытянутым барабаном с восьмигранной главой. Фасады щедро декорированы белокаменной резьбой, особенно пышно смотрятся крупные наличники окон с фигурными колонками и гребнями. Грани восьмерика также увенчаны гребнями, а углы четверика украшены стилизованными вазами. Верхняя половина четверика прорезана с севера и с юга двойными окнами, окна подклета меньше по размеру и декорированы скромнее, но тоже элементами нарышкинского барокко. Трапезная и четверик соединены между собой широкой галереей, на которых позднее появились дополнительны приделы. Над западным входом построена колокольня, увенчанная шпилем. В интерьере внимание привлекают крупные скульптурные композиции «Коронование Богоматери», «Рождество» и «Крещение».
В нижнем храме, освященном во имя Казанской иконы Божией Матери, ранее находился обширный некрополь: здесь располагались усыпальницы самых знатных родов России – Голицыных, Шереметевых, Долгоруковых, Салтыковых и многих других. Собор сильно пострадал во время пожара 1812 года: от взрыва, произошедшего в Кремле, в здании лопнули железные связи, вылетели стекла и рамы, крест на колокольне согнуло пополам. В течение следующих нескольких лет здание было приведено в порядок.
Помимо собора в монастыре существовало еще две надвратных церкви: первая, во имя Рождества Иоанна Предтечи была разобрана в 1905 году (несмотря на протесты Московского археологического общества) для строительства доходного дома на Никольской улице; а вторая, Спаса Нерукотворного Образа, утрачена в начале 1920-х годов после закрытия монастыря.
Во время Великой Отечественной войны собор едва не был утрачен: в непосредственной близости от него, на углу Никольской и Богоявленского переулка, упал немецкий бомбардировщик. Стоявшие на этом месте здания были полностью разрушены, а сам собор лишился главы с барабаном – их снес самолет во время падения. После войны территория была расчищена и застроена массивным зданием в стиле сталинского ампира.
С 1991 года начался постепенный процесс возрождения Богоявленского собора. Монастырская жизнь не была восстановлена, поэтому собор действует в качестве приходской церкви. В 2007 году перед алтарем собора в Богоявленском переулке был установлен памятник братьям Лихудам.
Богоявленский монастырь по праву считается одним из древнейших в Москве: он был основан первым московским князем Даниилом Александровичем в 1296 году – старше него только Данилов монастырь. Поначалу все здания обители были деревянными, но в 1342 году на пожертвования боярина Протасия возводится первый каменный собор Богоявления. В дальнейшем все перестройки велись на основе этого здания: в 1571 году после нашествия крымского хана Девлет‑гирея, потом в 1624 году по окончании Смутного времени. Наконец, в 1693‑1695 годах на фундаментах старого собора было возведено существующее здание. Впоследствии оно несколько раз обновлялось, но структура более не менялась.
Автор статьи Никита Брусиловский
http://um.mos.ru/houses/5367/
Памятник братьям Лихудам.
Собор Богоявления Господня
Богоявленский мужской монастырь
Москва, Богоявленский переулок, 4
Проезд: Ст/м Площадь Революции
Памятник просветителям Иоанникию и Софронию Лихудам. Дар правительства Греции г.Москве. Установлен в 2007 г. Памятник работы художника В.Клыкова и архитектора В.Пасенко. Братья Лихуды в 1687 г. основали в Москве Славяно-греко-латинскую академию. Они также известны своими научно-богословскими трудами.
«Памятник монахам-просветителям братьям Лихудам в Богоявленском переулке в Москве»
Автор: Клыков Вячеслав Михайлович
Годы жизни: (1939 —2006)
Время создания: 2006
Местонахождение: Скульптурная композиция установлена у Богоявленского Собора рядом с бывшим Заиконоспасским монастырем — на месте, где в свое время стояло здание славяно-греко-латинской академии
Тихвинской иконы Божией Матери
надвратная церковь
Донской мужской монастырь
Россия, город Москва, Донская площадь, 1,строение 10.
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Год постройки: Между 1713 и 1714.
Архитектор: Зарудный И.П.
Церковь. Действует.
Престолы: Тихвинской иконы Божией Матери.
Надвратная церковь
Тихвинской иконы Божией Матери
(1713-1714 гг.).
К XVIII столетию относится создание сегодняшнего вида двух основных входов в монастырь – Северных и Западных врат.
В 1713-1714 гг. над Северными вратами монастыря была построена Надвратная церковь Тихвинской иконы Божией Матери, а к 1753 году завершилось устройство прекрасной колокольни над Западными вратами, служащими в наши дни главным входом в обитель. Внутреннее пространство храма Тихвинской иконы Божией Матери в настоящее время находится на стадии отдели и благоукрашения. Службы здесь пока не совершаются.
http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/arkhitekturnyjj-ansambl
Церковь Александра Невского
Донской мужской монастырь
Россия, город Москва, Донская площадь, 1,строение 2
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Год постройки: 2006.
Церковь. Действует.
Престолы: Александра Невского.
Церковь св. блгв. кн. Александра Невского построена на месте бывших братских огородов в 2006 г.
Церковь Иоанна Лествичника
усыпальница Терещенко
Россия, город Москва, Донская площадь, 1, строение 17.
Донской мужской монастырь
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Архитектурный стиль: Ретроспективизм
Год постройки: 1898.
Церковь. Действует.
Престолы: Иоанна Лествичника
Церковь Святого Иоанна Лествичника с пятью шатровыми главками воспроизводит формы московского посадского храма 17 века.Дата постройки: 1898 г.
Церковь прп. Иоанна Лествичника была построена на средства генерала Терещенко. В 1991 - 1992 годах в храме проведены реставрационные работы, которые вернули ему первозданный облик. К освящению храма был выполнен новый иконостас, вновь засияли краски росписей. В храме возобновлены богослужения.
http://www.vidania.ru/bookdonskoy.html
Церковь во имя прп. Иоанна Лествичника построена в 1896–1897 гг. на средства генерал-майора И.Ф. Терещенко первоначально как часовня-усыпальница для его семьи; в 1898 г. переоборудована в церковь.
Небольшой храм сооружен в русском стиле: центральный шатровый восьмерик фланкирован 4 меньшими подобными объемами, расположенными по сторонам света, диагональные углы основного объема оформлены бочками.
Реставрация 1991–1992 гг. вернула церкви первозданный облик; был выполнен новый иконостас.
http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/arkhitekturnyjj-ansambl
Донской мужской монастырь
Год основания: Между 1686 и 1800.
Россия, город Москва, Донская площадь, 1-3.
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Донской монастырь, 1 класса, ставропигиальный (с 1764 года), в Москве, близ Калужской заставы, на Донской улице. Основан в 1593 году царем Федором Иоанновичем (см. 19 августа). В смутное время монастырь подвергся разорению и опустошению. По возобновлении царями Михаилом Федоровичем и Алексеем Михайловичем монастырь сделался «богомольем царей»: сюда совершались крестные ходы, в которых принимали участие цари. Величественный соборный храм в честь Донской иконы Божией Матери, сооруженный усердием царевны Екатерины Алексеевны, при участии царя Федора Алексеевича, освящен в 1698 году. Он построен в стиле зодчества конца ХУПвека; стены расписаны фресками итальянцем Клаудио; иконостас искусной резьбы XVII века; иконы фряжского письма. Здесь находится чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери. Второй соборный храм также в честь Донской иконы Божией Матери с приделами преподобного Сергия и Федора Стратилата построен в 1593 году. Он находится на том же месте, где в 1593 году стояла временная церковь во имя преподобного Сергия, в которую принесена Донская икона Богоматери. Настоящий свой вид храм принял позднее, В 1893 году он был возобновлен как снаружи, так и внутри. У левого клироса под мраморной гробницей покоится тело Московского архиепископа Амвросия, убиенного в монастыре в 1771 году во время бунта по случаю чумы. Каменная ограда монастыря сооружена в 1692 году. В 1712 году сооружен Сретенский храм.Здесь находится усыпальница царей Имеретинских и князей Грузинских. В 1714 году построен в стиле возрождения Тихвинский храм царицей Прасковьей Федоровной, супругой царя Иоанна Алексеевича, возобновленный в 1815 году. В 1812 году монастырь был разграблен французами и только некоторая часть драгоценностей увезена была в город Вологду. В 1897 году близ святых ворот построен в византийском стиле двухпрестольный храм с усыпальницей семейства известных московских коммерсантов Первушиных. Кладбище монастыря служит местом упокоения некоторых писателей и публицистов ( А.Н. Сумароков, М.М. Херасков и др.) и по богатству и великолепию своих памятников представляет собою открытый музей замечательных произведений зодчества. Ежегодно 19 августа совершается крестный ход из Успенского собора в монастырь. При нем духовное училище и находящаяся под непосредственным наблюдением Московской Святого Синода конторы иконописная палата (имени Селезнева) для обучения живописи и исполнения работ по заказам (написания отдельных икон и складней, иконостасов и украшения храмов стенной фресковой живописью), согласно проектам, нарочито исполняемым в духе Церковью установленной и обычаем освященной русской и византийской старины (с каковыми заказами следует обращаться в Канцелярию Московской Священного Синода Конторы).
Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году».
Церковь Праведных Захария и Елисаветы
(под колокольней)
Донской мужской монастырь
Россия, город Москва, Донская площадь, 1 строение 14.
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Год постройки: Между 1730 и 1755.
Архитектор: Трезини Д., Евлашов А.П., Ухтомский Д.В.
Церковь. Действует.
Престолы: Захария и Елисаветы
Колокольня у западных ворот Донского монастыря. Построена в 1730-1755 гг. Сооружение колокольни началось по проекту петербургского архитектора Д.Трезини. Он возвёл лишь нижний ярус колокольни, расчленённый тосканскими пилястрами. Достраивал колокольню архитектор А.П.Евлашев. В колокольне находится церковь праведных Захарии и Елисаветы. Надвратный храм над западными воротами во имя праведных Захария и Елизаветы был закрыт в конце XVIII века по указу императрицы Екатерины II; впоследствии в нем разместилась монастырская библиотека и архив. После революции помещения храма были приспособлены под жилье, а весь объем храма разделен на этажи. Реставрационные работы, начатые еще музеем архитектуры, вернули первоначальный облик храму, а в 1996 году к Светлому Христову Воскресению в нем начались богослужения.
Вопрос о строительстве новой колокольни встал в конце XVII века в связи с окончанием строительства нового соборного храма, масштабам которого не соответствовали имеющиеся колокольни у Малого собора и над северными воротами. Вероятно, отсутствие средств заставило отложить начало работ по сооружению новой колокольни почти на треть века.
Первое упоминание о новой колокольне относятся к марту 1730 года, когда архимандрит Илларион обратился к Императрице Анне Иоанновне с просьбой о выделении средств на строительство колокольни и церкви над западными воротами. Однако Анна Иоанновна не ответила на просьбу архимандрита и пришлось собирать средства «на колокольное строение» у богатых прихожан. В 1730 году милитийская царевна Дарья Арчиловна пожертвовала на строительство колокольни тысячу рублей, двадцать рублей были пожертвованы графом Головкиным, канцлером А.Б. Куракиным вложено двести рублей на новое строительство. На помин души генерал-аншефа Ивана Ильича Дмитриева-Мамонова его родные пожертвовали на строительство колокольни сто рублей. Из дома Льва Нарышкина (1664-1705), владельца Тульских железоделательных заводов, по указу его сына Александра Львовича было отпущено на строение колокольни 100 пудов железа.
Судя по документам, к строительству колокольни приступили в 1730 году : «1730 г. Июля 21 по приказу отца архимандрита Иллариона к строению новых ворот, на которых будет строиться колокольня, призван архитектор иноземец Ив.Ив. Шейден для размеру и чтобы ему быть у надсмотру онаго строения. Поднесено архитектору 15 рублев. И по размеру его ров копать начали тогож числа».
Следующая запись гласит: «1730. Начато строить новыя колокольня, чтобы быть на вратах от западная стороны, а по намерению, чтоб под тою колокольней была церковь. И для оного нового строения старые ворота разобраны все и бут выбран и фундамент весь очищен для того, по усмотрению архитектора иноземца Андрея Иоакимовича сына Трезина, что оной старый фундамент был не тверд и такова большаго здания не подымет; а оное дело старым воротам разобрание началось июня с 19, а окончилось июля 14. И июля с 22 начаты строить вновь ворота с нового фундамента, и по середине, на пяти саженях, против которого места быть церкви, по обе стороны биты сваи дубовые двуаршинные и бучено под все стены бутом на извести и защебенивано щебнем и заливано известью и стены зделаны с лица белым камнем с тескою, а изнутри делано кирпичем; и оных ворот сделано сентября по 16 число от земли в вышину 2 саж., а сводов не сведено, за умалением денежной казны, и тогож сентября 16 оное дело делать покинуто; и что построено и то покрыто тесом». Западные ворота с надвратной колокольней были построены на месте ранее существовавших. Ворота начали строить по проекту А.И. Трезини под наблюдением арх. И.И. Шейдена в 1735 году. Возведение колокольни над воротами продолжили по проекту арх. Д.В. Ухтомского в 1750-1753 годах, которому были заплачены деньги за проект. Фактическим строителем колокольни был его ученик Алексей Петрович Евлашев.
В 1755 году в нижнем ярусе колокольни был освящен храм во имя прп.Захария и Елизаветы, упраздненный при Екатерине II. В основании ворот по обе стороны от проездной арки в сводчатых помещениях были квартиры учителей духовного училища и служащих цензурного комитета, который размещался в монастыре с 1799 до 1827 года.
В 1980-е годы Музеем архитектуры проведена комплексная реставрация западных ворот с церковью-колокольней. Фасады здания получили первоначальный облик барочной постройки середины XVIII века. Однако полная отделка фасадов из-за отсутствия средств не была закончена.
Внутреннее убранство верхних помещений ворот и церкви было утрачено полностью. При проведении ремонтно-реставрационных работ были обнаружены фрагменты печных изразцов, которые были употреблены в засыпке пазух сводов. По предварительной оценке большая часть изразцов относятся к началу XVIII века.
В середине 1990-х годов храм был освящен и в нем ведутся службы. Тогда же в проездной арке ворот художницей Н.П. Ермаковой были выполнены росписи с сюжетами из истории монастыря. На южной стене помещены сюжеты, связанные с основанием монастыря, а на северной отражены события, связанные с пребыванием Патриарха Тихона в Донском монастыре в 1920-х годах и чудесным обретением его мощей.
http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/arkhitekturnyjj-ansambl
Большой собор Донской иконы Божией Матери
Большой ("Новый") собор Донского монастыря
Донской мужской монастырь
Россия, город Москва, Донская площадь, 1, строение 12.
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Год постройки: Между 1684 и 1698.
Собор. Действует.
Престолы: Донской иконы Божией Матери, Сретения Господня.
В 1684-1698 годах рядом с Малым собором по обету сестры Петра I царевны Екатерины Алексеевны был построен новый собор Донской иконы Божией Матери, гораздо больший по размерам и оттого прозванный Большим. Обет был дан, очевидно, в связи с подписанием Бахчисарайского мира России с Турцией и Крымским ханством. Строительство финансировалось «из царских сокровищ». Большой собор освятил 21 августа 1698 года митрополит Сарский и Подонский Преосвященный Тихон. Величественный храм был расписан в 1782-1785 годах; настенные росписи на библейские сюжеты выполнил художник Антонио Клаудо по эскизам В.И. Баженова.
Стены алтаря на протяжении почти двух веков украшала роспись под мрамор. С возрождением монастырского служения в алтаре была выполнена роспись в традициях древнерусской живописи, сюжет ее традиционно связан с таинством евхаристии. До настоящего времени в Большом соборе сохранился семиярусный резной иконостас с иконами, выполненный в стиле «московского барокко» мастерами Посольского приказа и Оружейной палаты в Кремле К. Золотаревым, А. Андреевым, И. Федоровым. Несмотря на то, что иконостас неоднократно поновляли и реставрировали, он почти полностью сохранил свой первоначальный облик. Иконы иконостаса в большинстве своем конца XVII века. Многие из них были отреставрированы к юбилею монастыря в 1991 году. В местном ряду иконостаса установлена Донская икона Божией Матери, написанная в XVI веке. Ныне над ней сделана нарядная сень.
Святыни Большого собора Донской иконы Божией Матери
Рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского
Чудотворная Донская икона Божией Матери
Большой собор Донского монастыря является главным храмом обители. Строительство нового храма во имя иконы Донской Божией Матери было начато при архимандрите Никоне по обету царевны Екатерины Алексеевны при участии ее сестры царевны Софьи Алексеевны. Строительство храма началось в 1683 году и продолжалось до 1686 года, к этому времени храм возвели до глав. В 1692 году при наместнике монастыря архимандрите Антонии строительство продолжилось. Одновременно в Посольском приказе начались работы по изготовлению иконостаса.
21 августа 1698 года новый собор был освящен митрополитом Сарским и Подонским Тихоном.
Главным украшением храма являлся семиярусный резной иконостас работы мастеров Посольского приказа и Оружейной палаты.
Работы по благоукрашению храма велись и в начале XVIII века. В 1703 году в киотах на фасаде храма были написаны иконы, а наличники и карнизы расписаны растительным орнаментом, хорошо выделявшемся на светлом фоне стен. В 1750 году на средства атамана войска Донского Даниила Ефремова были позолочены все главы нового собора, в таком виде они сохранялись до 1802 года.
В 1752 году на средства купца Кузьмы Антоновича Замятина были устроены в храме чугунные полы, существующие в настоящее время.
В 1786 году закончены работы по росписи храма художником Антонио Клаудо. Классические росписи стен органично вписались в интерьер древнего храма. Программа росписи была составлена известным архитектором Василием Ивановичем Баженовым. По программе евангельские сюжеты трактовались как отдельные сюжетные картины, которые регистрами располагались по стенам храма. В остальном росписи следовали привычной иконографии: в куполе помещалось Изображение Бога, в парусах – изображения Евангелистов или их символы (в Большом соборе каждый из Евангелистов изображен со своим символом). На подпружных арках изображены «силы небесные», а на столбах – праотцы и святые. Поскольку художник был иноверец, то росписи в алтаре не было. Росписи в алтаре были выполнены в 1990-е годы.
В 1812 году Большой собор, как и весь монастырь, был разорен французскими войсками. Описание того, что происходило в Донском монастыре во время нашествия французов опубликовано в кн. «Русский архив» за 1891 г., кн.3 №10. Французы разместились по кельям, а теплую церковь (Малый собор) превратили в конюшню. В алтаре ночевали коровы, привязанные к престолу. В Донском монастыре богослужения не велись, так как не было ни одной свободной церкви. Вскоре монахи по 5-6 человек бежали из монастыря, остались только ризничий, свечник и два престарелых монаха, которые жили в монастыре до возвращения братии.
Работы по восстановлению храмов начали сразу после ухода неприятеля. Большие средства на восстановление Донского монастыря пожертвовало донское казачество. Атаман войска Донского граф Матвей Иванович Платов прислал в 1815 г. на возобновление разграбленных французами храмов Донского монастыря 11 00 рублей деньгами и 10 пудов серебра, отбитого казаками у неприятеля. В 1816 году из этого серебра были сделаны ризы на все местные иконы, кроме образа Донской Богоматери.
В подклете Большого собора в 1712-1714 гг. был устроен Сретенский храм, возведенный одновременно с основным объемом храма как крипта (усыпальница) для захоронения церковнослужителей. Вход в крипту был по внутристенной лестнице из алтаря собора. Основание храма связано с семейными захоронениями представителей рода имеретинского царя Арчила Багратиони.
В 1705 году наместником Донского монастыря стал архимандрит Лаврентий (Габашвили) и его назначение способствовало укреплению русско-грузинских отношений.
В 1711 году в крипте Большого собора был захоронен царевич Александр, сын царя Арчила и один из сподвижников царя Петра в деле становления русской артиллерии. Здесь же в крипте перезахоронили еще двух сыновей царя Арчила – Давида, скончавшегося в 1688 году, и Мамуку, скончавшегося в 1693 году, ранее захороненных в Новодевичьем монастыре.
Храм во имя Сретения Господня был освящен 24 сентября 1712 года. Спустя год в храме похоронили самого Арчила. Его дочь Дарья Арчиловна на протяжении многих лет делала пожертвования на украшение царской усыпальницы и Нового собора.
Над гробницами царственных особ были размещены иконы в богатых окладах. Здесь же у внутренней лестницы в был похоронен архимандрит Лаврентий.
В 1732 году в Сретенском храме был заново сделан иконостас, простоявший до 1781 года, когда он был заменен на новый классического стиля. По разрешению Святейшего Синода в 1786 году храм был поновлен: заделаны трещины в стенах, устроен новый пол и навешаны новые входные дубовые двери. Новый дубовый иконостас был сделан в главном алтаре, а иконы для него написал Антонио Клаудо, расписывавший интерьер Большого собора. После 1812 года иконостас Сретенского храма был поновлен на средства княгини А.И. Багратион (1832 г.).
Помимо царя Арчила и членов его семьи, в храме похоронены царевичи и князья грузинские, представители других грузинских родов, лица из грузинского и греческого духовенства.
В 1985-1986 годах в храме были проведены археологические раскопки и реставрационные работы. Археологи восстановили места захоронений лиц царской фамилии, над ними были установлены надгробные плиты с надписями на двух языках.
В настоящее время Сретенский храм был восстановлен и освящен в 2013 году.
http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/arkhitekturnyjj-ansambl
Церковь свт.Иоанна Златоуста (верхний храм)
и церковь вмч. Екатерины (нижний храм) (1888-91, усыпальница Первушиных)
Донской мужской монастырь
Россия, город Москва, Донская площадь, 1,строение 14.
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Год постройки: Между 1888 и 1891.
Архитектор: Венсан А.Г., Гаврилов В.П., Каминский А.С. (иконостас)
Церковь. Действует.
Престолы: Иоанна Златоуста, Екатерины великомученицы.
Недалеко от северных ворот в 1891 году был построен по проекту архитектора А. Венсана храм-усыпальница семейства Первушиных. Нижний храм во имя святителя Иоанна Златоуста (ныне храм великомученицы Екатерины) был сооружен над могилой И.А. Первушина, который жертвовал в монастырь значительные суммы, а перед кончиной был пострижен и стал монахом Донского монастыря. Верхний храм освящен во имя великомученицы Екатерины (ныне храм святителя Иоанна Златоуста). После революции в храме размещались различные учреждения: курсы пчеловодов, клуб, а с конца 1940-х годов - фонды Музея архитектуры. В 1991-1993 годах храм был восстановлен: разрушены поздние перекрытия и восстановлен нижний храм.
Двухъярусная церковь святителя Иоанна Златоуста с нижним храмом св. великомученицы Екатерины была построена в 1888-1891 гг. как усыпальница семьи Первушиных и освящена по именинам главы семейства купца первой гильдии Ивана Первушина.
В советское время в церкви размещалась фототека и фонды Музея Архитектуры.
Архитектор, скульптор, реставратор: А. Венсан.
Богослужения в этом храме весьма редки – по сложившейся монастырской традиции служба здесь совершается не каждый день, а лишь в дни престольных праздников. В нижнем храме в настоящее время располагается реставрационная мастерская Донского монастыря.
http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/arkhitekturnyjj-ansamb
Малый собор Донской иконы Божией Матери
Малый (старый) собор Донского монастыря
Донской мужской монастырь
Россия, город Москва, Донская площадь, 1, строение 19.
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Год постройки: Между 1591 и 1593.
Собор. Действует.
Престолы: Донской иконы Божией Матери, Сергия Радонежского, Феодора Стратилата.
Собор Донской Иконы Божией Матери, ныне именуемый Малым или старым собором, был построен в 1591-1593 гг. Есть предположение, что его строителем был московский зодчий Федор Конь. Первоначально храм состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников – «огненным» завершением. Главный престол церкви был устроен в честь Похвалы Богородицы, и изначально сам храм звался Похвалынским, но вскоре за ним закрепилось название, данное прихожанами по особо чтимой иконе – Донской Божией Матери. В 1679 г. были пристроены шатровая колокольня и двустолпная трапезная «о 12 окнах». В это же время собор и приделы были заново расписаны мастерами Оружейной палаты Леонтием Чулковым и Федором Евтиевым, а также поставлен иконостас, отчасти сохранившийся до наших дней. До того в храме сохранялись фрески работы итальянского живописца Клаудио, и по свидетельству от 1651 г. дьяка Ивана Тимофеева одна из икон в иконостасе изображала Бориса Годунова «красками как только святым подобает». При Романовых вместе с перестройкой храма была убрана и эта икона. В 1748 г. был переложен барабан и шлемовидная глава заменена на луковичную. В советское время, когда в конце 1920-х гг. храм был закрыт, в нем был музейный зал. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., он снова открылся как храм, и до 1960-х гг. в нем проводились регулярные службы и даже была установлена мироварная печь. Раз в несколько лет на Святой неделе с понедельника по среду здесь варили святое миро для всех приходов; это продолжается и поныне – Донской монастырь снабжает миром все русские приходы.
В 1948-1950 гг. проводилась реставрация древнего собора; при реставрации были восстановлены многие части храма, хотя не все – окна самой старой части здания были растесаны так сильно, что восстановлению не подлежали. Пол был поднят по сравнению с изначальным почти на 50 см.
В основном службы проводятся в новом, Большом соборе Донского монастыря, и теперь попасть внутрь старого собора не так просто – для этого нужно дожидаться больших церковных или храмовых праздников.
Первым сооружением на территории Донского монастыря, является так называемый Малый собор, построенный в 1591-1593 гг. в честь Донского образа Богородицы. Собор выполнен в стиле типичной русской храмовой архитектуры XVI в. и первоначально состоял из одного основного бесстолпного объема, почти квадратного в плане, с одной шлемовидной главой и несколькими ярусами кокошников. Завершили ансамбль храма пристроенные в 1677-1678 гг. приделы во имя преподобного Сергия Радонежского и великомученика Федора Стратилата, а впоследствии – Трапезная часть (1673 г.) и шатровая колокольня (1679 г.)
В 1785 году собор расписывал итальянский художник Клауди, который в классицистическом стиле тогда же расписал университетскую церковь св. мч. Татианы в старом Главном здании на Моховой и храм св. Мартина Исповедника близ Таганки.Есть версия, что свои росписи в Донском монастыре он проводил по эскизам В.И. Баженова.
В 1930 гг. собор закрыли, в нем разместилось общежитие метрополитена.Однако с 1946 г. богослужения в храме возобновились. Кроме того, по благословению Патриарха Алексия I в Малом соборе, приписанном тогда к храму Ризоположения на Донской улице, была установлена мировареная печь. Мироварение в Малом соборе Донского монастыря продолжается и поныне, именно отсюда распределяется миро по всем приходам Русской Церкви.В Малом соборе Донского монастыря 12 апреля 1925 г. был погребен свт. Тихон, Патриарх Всероссийский. После обретения и перенесения в 1992 году честных мощей Святителя в Большой собор монастыря, над местом его погребения в Малом соборе возведена изукрашенная сень.
http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/arkhitekturnyjj-ansambl
ЦерковьТихона, Патриарха Всероссийского
(с нижним храмом Вячеслава Чешского)
Донской мужской монастырь
Россия, город Москва, Донская площадь, 1,строение 5
Проезд: Станция метро «Шаболовская»
Год постройки: Между 1997 и 1998.
Церковь. Действует.
Престолы: Тихона, Патриарха Всероссийского.
В конце прошлого – начале нынешнего столетий на месте бывших братских огородов были построены несколько новых храмов, выполненных в контексте общего архитектурного стиля монастыря: церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского (1997 г.), церковь св. великомученика Георгия Победоносца (2000 г.) и церковь св. Александра Невского (2006 г.)
Церковь свт. Тихона, Патриарха Всероссийского построена на месте бывших братских огородов в 1997 г.
http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre/arkhitekturnyjj-ansambl