храм Воскресения Христова в Кадашах
Москва Кадашевский 2-й переулок, 7/14
метро Третьяковская

DSCN9428.JPG

DSCN9421.JPG

DSCN9925.JPG
Храм Воскресения в Кадашах был построен в 1687-1695 годах и является памятником архитектуры федерального значения. Он расположен на территории объединенной охранной зоны
Московского Кремля.
Храм Воскресения Христова, дошедший до нас, был заложен на средства богатых купцов Кондрата Марковича Добрынина и сына его Лонгина. Имени архитектора до нас, к сожалению, не дошло, но у исследователей есть основания предполагать, что это был зодчий и «колокольных дел мастер» иеромонах Сергий Турчанинов, уроженец Кадашей и сподвижник патриарха Никона, достраивавший после его смерти Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. По-видимому, в основание храма вошли и остатки стен предыдущей каменной церкви. Первоначально храм выглядел несколько иначе, нежели сейчас: до 1695г. не было колокольни, зато с юга, запада и севера к изукрашенным резьбой порталам вели широкие лестницы (наподобие лестниц храма Покрова в Филях). Вскоре после освящения первоначальный вид храма стал меняться: в том же году к трапезной пристроили семиярусную шатровую колокольню со стройными ажурными очертаниями, которую в Москве нередко именуют «Кадашевской свечой». Вместо одной широкой западной лестницы в верхний храм появились две, одновременно служившие своего рода опорами-контрфорсами для столпа колокольни.В 1695 году три лестницы были разобраны, с западной стороны к
трапезной пристроена стройная шатровая шестиярусная колокольня высотой
более 43 метров, поставленная на нижний подклеточный этаж церкви.
Колокольня выполнена в виде сужающихся восьмигранников с пролётами,
что напоминает об излюбленной в середине XVII столетия форме шатра.
За особое изящество эту колокольню в народе прозвали «свечой».
При строительстве храма Воскресения в Кадашах были применены некоторые архитектурные новшества, появившиеся с освоением московскими зодчими стиля барокко. Поверх нижнего яруса храма была проведена галерея-гульбище, обхватывавшая не только боковые фасады трапезной и основного объема, но и алтарную часть. Такой прием был уже применен при строительстве собора в Новом Иерусалиме в 1658-1685гг. Апсиды верхнего яруса были меньше, чем теперь, и имели несколько другую форму – более продолговатую. Вместо привычных для церковного зодчества XVII века кокошников фронтоны храма архитектор украсил кружевными «гребешками», богатый и разнообразный узор которых отчасти повторяется в декоре наличников на окнах и в убранстве порталов. Тесно посаженные барабаны главок сделаны гранеными, с колонками, подчеркивающими грани. Центральный барабан – световой, двухъярусный, мелкие узкие окошки в нем добавляют ажурности верху храма, как и тонкие парные колонки, обрамляющие углы четверика.
Найденов Н. А.
1882 год
https://pastvu.com/p/5141