Читаю у Людмилы строки поэтические с глубоким смыслом, что редко сейчас. И не обманываюсь, под стихотворением - Инна Кашежева. Советской поэзии Знак Качества. Для нас она была прежде всего поэтом-песенником. Собственно ее стихи для меня прошли стороной. Непозволительно, конечно, но в те времена было СТОЛЬКО интересного...всего было не Ухватить, не Охватить.
Инна Иналовна Кашежева родилась 13 февраля 1944 года в Москве, но Кабардино-Балкарию всегда считала своей Родиной. Отец ее из кабардинского села, и Инна по его линии была внучатой племянницей кабардинского просветителя — Талиба Кашежева.И неудивительно, что родовая любовь к слову и свету в душе определила жизнь Инны. В 1974 году она закончила Литературный институт имени А.М. Горького.
Инна Кaшежева автор двадцати поэтических сборников,
множества популярных песен
и переводов зарубежных шлягеров,
известный переводчик кабардинской поэзии.
Визитной карточкой поэтессы стала песня "Лунный камень"
из цикла «Полутона»,
созданного ей и композитором Аркадием Островским
в 1966 году.
Юному автору прекрасных по форме
и глубоких по смыслу стихотворений
было тогда всего 22 года.
История создания этого цикла изложена в книге Г.Соболевой «Жизнь в песне. Аркадий Островский».
"Однажды Инна Кашежева, придя к Островскому, застала композитора в глубоком раздумье.
— Как вы относитесь к импрессионистам? —
неожиданно спросил он.
— Они мне нравятся, — ответила Инна. — В них много чувства, настроения, красочности.
— Да, пожалуй, — согласился Островский. — В музыке импрессионизм — это своеобразная звуковая живопись. Давайте, Инна, напишем несколько песен в стиле музыки Дебюсси и Равеля. Что-нибудь в неярких тонах, как в картинах Ренуара или Моне… Песни-пейзажи в полутонах…
Инна согласилась. Так началась работа над этим совершенно новым для стиля и всего творческого облика композитора циклом. Его так и назвали — «Полутона».
Задуман он был из шести песен.
Закончить удалось только три.
В этих песнях много печали и грусти. В них глубина чувства, мысли и предельная искренность. Как только началась работа над циклом, Островский пригласил Эдуарда Хиля. По существу, Эдуард Хиль стал третьим соавтором «Полутонов» и первым исполнителем.(Для этого поста мною выбрано исполнение Майи Кристалинской. Думаю. поймете, когда прослушаете, не в обиду нашему мэтру, Эдуарду Хилю)
Цикл начинался с песни «Круги на воде». Память о жизни, событии, встрече. И давно все свершилось, ушло вдаль, растворилось. Но нет-нет и вспомнится, мелькнет, вернется на миг, чтобы вновь разойтись кругами по времени. Для Островского работа над циклом была полна неожиданных открытий и звуковых находок. Привычное понятие о куплетности в песне, о традиционном запеве и припеве отошло на задний план. Форма песни едва сдерживала поток чувств и сложного переплетения настроений. В музыке — неустойчивый взлет мелодии, длинные, затянутые окончания фраз на зыбкой основе сопровождения.
Во время репетиций Аркадий Ильич часто бывал задумчив и печален. Песня «Дожди» — это светлая печаль о хорошем, человечном, добром. О чистоте душевной и красоте.
«Лунный камень» — загадочная романтика. Мечта о счастье. И лунный камень — символ этой мечты.
Песни-поэмы, песни-баллады, они объединили высокую поэзию, не менее возвышенную музыку и совершенное исполнение... И кто знает, может быть, пройдут годы, и романтика этого цикла обернется явью. И отыщется кто-то на Земле, способный подарить любимой «лунный свет».
Добрый вечер!Как ни странно,но я только теперь узнала(а может знала,да забыла) имя поэтессы,написавшей такие замечательные песни,которые мы привыкли слышать в исполнении М.Кристалинской.Привыкли слушать и называть просто Песни М.Кристалинской.Заслушалась....столько нежности,доброты в её лице,поневоле улыбкой отвечаешь ,глядя и слушая её.
Цикл песен Полутона - теперь буду знать,что написала их И.Кашежева вместе с композитором А.Островским.
С удовольствием почитаю стихи Инны Кашежевой по ссылке.Спасибо,Сашенька!
Просто сейчас эти песни крайне редко звучат в концертах, где называются имена авторов слов и музыки. Раньше она была на слуху, по многочисленным песням. посмотри, по одной из ссылок огромный перечень ее стихов, к которым написана музыка и указаны исполнители - какие фамилии... Это ж не нынешнее убожество. То время и рождало таланты, и воспитывало их. Рада, что по душе!
Искусство того времени и существовало, чтоб рождать в душах доброе и светлое, чтоб теплело сердце, чтоб расправлялась крыльями душа. Наверное, потому нам и не очень уютно сейчас... И как хорошо, что есть интернет, что есть люди, которые оцифровывают богатство тех времен, чтоб мы имели возможность слушать и видеть.
Аркадий Островский - необыкновенно любим, его одна песня о Песне чего стОит! И Инну Кашежеву знаю , но только по песням. А тут - волшебство!!! Спасибо, Сашенька, за стихи Инны Кашежевой, от отдельных строчек, не то что мурашки, просто переворачивает! Про сытость, не о чарке, о душе! Уф... Гениальный пост! Кислородный коктейль, не как в аптеке - стакан, а с неба - дождём...
Для меня тоже откровением стали ее стихи! песни знала, да в то время почти все песни были умные и мудрые. Знала, что кабардинскую поэзию переводила. А что бы взять в библиотеке да почитать... невнимательны были и расточительны. Или и правда, слишком много было тогда талантов, казавшихся обычными поэтами...И мы верили, не читая... Хорошо, что пришло узнавание.
https://vk.com/video-66808638_456240623 вот здесь эта песня с авторского вечера А.Островского. Сколько чувств и переживаний у Майи в голосе и в глазах.! Для Майи эта песня была особенной. Знаю, что она боялась воды....и что-то в памяти у неё было страшное , что и выражается в исполнении этой песни. Спасибо, Агнешка!
Инна Кошежева была подругой Майи Кристалинской....и это естественно.
Да, естественно и знаково: две трепетные души должны и найти друг друга, и соприкасаться. Круги на воде меня потрясли... Почему-то не то что мимо прошла, знала эту песню, но очевидно, время не приходило долго для ее осознания сердцем.
Инна Кошежева.. Мне это имя сразу запомнилось своей фамилией, непохожей на обыкновенные... Песни - это же наша молодость, наша романтика, наши влюбленности... А в ее песнях всегда была как бы отгадка на мои вопросы и поддержка.... Песня "Дожди" - в самую глубь моей души, я в юности обожала дождь, эти страдания под дождем...Завтра с утра поставлю диск Кристалинской. А как пел Хиль "Лунный камень". Волшебство было в его исполнении. ПОДАРИ МНЕ ЛУННЫЙ КАМЕНЬ, СТО ПРЕГРАД ПРЕОДОЛЕЙ.. Сколько в этих строках.... Ах.. Разбередилась моя душа.... Да, ты права, какая у нас была богатая молодость, мы жили и напевали прекраснейшие песни! И считали, что так будет всегда... Жаль очень поколение наших внуков.... что они слушают.... Забираю себе пост. Спасибо тебе, дорогая!
Рада, что к душе ленинградской да и просто оставшейся в юности! Иначе и быть не могло. Кашежева - из того НАШЕГО мира, который нельзя не помнить, невозможно не жить его образами, голосами, мелодиями. не устаю повторять. что именно наше послевоенное поколение - самое счастливое, осознанно вобравшее в себя все, чем жила страна на том историческом этапе, и мы, взрослея, впитывали в себя ту неповторимую атмосферу. Согласись, что родившиеся в 60-х уже не те... У них было детство 70-х, а у нас уже сознательная юность, полная надежд, как и у страны. Остается лишь вспоминать, говорить и слезки смахивать.
Первое стихотворение очень затронуло..
"Лунный камень" люблю сколько себя помню)
Но живет в душе только голос Хиля..Хотя Кристалинскую люблю нежно...Спасибо!