«Портреты XIX века»
Данте Габриэль Россетти
Женщина в жёлтом. 1863
Woman in Yellow
Бумага, акварель. 40,6 × 30,5 см
Британская галерея Тейт, Лондон
«Женщина в жёлтом» (также «Аурелия») — акварель английского художника-прерафаэлита Данте Габриэля Россетти, созданная в 1863 году. На данный момент работа находится в собрании галереи Тейт.
Натурщицей для акварели стала возлюбленная Уильяма Холмана Ханта Энни Миллер. В отличие от Холмана Ханта («Пробудившийся стыд»), Россетти изобразил более поэтичный и романтичный образ Энни, по манере сходный с работами живописцев эпохи Возрождения.
«Женщину в жёлтом» можно отнести к группе портретов Россетти, где он изображает красоту тела — «Возлюбленная Фацио», «Леди Лилит», «Монна Ванна» и другие (в противовес красоте души). Позднее Энни Миллер позировала для Россеттти для образа Елены Троянской.
Акварель принадлежит к периоду, когда Данте Габриэль Россетти исследовал цвет в качестве источника композиции произведения.
Искусствовед Генри Марилльер назвал эту работу эффектным эскизом и особо отметил тонкие цветовые переходы на фоне акварели и волосах натурщицы.
Анри де Тулуз-Лотрек
Женщина с зонтиком
(Глухая Берта в саду г-на Фореста). 1889
фр. Femme à l'ombrelle, dite Berthe la Sourde,
assise dans le jardin de M. Forest
картон, гуашь, акварель, темпера. 76,6 × 57,5 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Женщина с зонтиком (Глухая Берта в саду г-на Фореста) — картина Анри де Тулуз-Лотрека из Государственного Эрмитажа.
Эта картина написана в 1889 году и является портретом парижской проститутки по прозвищу «Глухая Берта». Примечательным является то, что неизвестный фотограф запечатлел работу над картиной: здесь виден и сам художник, и его модель и четко различима картина.
Прекрасно видно что, несмотря на некоторую гротескность изображения, Тулуз-Лотрек безупречно точен в изображении всех подробностей: предметы, одежда, шляпка, поза модели и выражение ее лица — полностью соответствуют картине.
Главный научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа доктор искусствоведения А. Г. Костеневич так описывает Берту:
«Берта же одета словно для парадного портрета: дорогая двуцветная шляпа из тонкой соломки, зонтик, платье с кружевной отделкой. … Нет, Берта откровенно и терпеливо позирует для портрета, который должен стать лучшим в её жизни. Ей, несомненно, хотелось выглядеть светской дамой, в чём она почти преуспела, только художник не удержался от иронии, пускай и не злой, а скорее участливой».
Поль Гоген
Женщина с цветком. 1891
Vahine no te Tiare
Холст, масло. 70,5 × 46,5 см
Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген
Гоген прибыл на Таити в июне 1891 года. В своей книге «Ноа Ноа» он описал события, предшествовавшие написанию картины. Женщина, изображённая на картине, была соседкой Гогена.
Однажды она отважилась войти в хижину Гогена, чтобы посмотреть на картины, приколотые к стенам — репродукции с картин Мане, итальянских примитивистов и японских художников.
Он воспользовался этим визитом, чтобы сделать набросок портрета таитянки, но она запротестовала и убежала. Через час женщина вернулась одетой в нарядное платье и с цветком в волосах.
Она не была привлекательной по европейским стандартам, но тем не менее красива. В её чертах Гоген увидел поистине рафаэлевскую гармонию, меланхолию горечи, смешанную с радостью и страхом неизвестного.
При взгляде на её лицо вспоминается фраза: «Нет идеальной красоты без некоторой странности пропорций».
Таитянцы были обращены в Христианство французскими миссионерами, вместе с чем им был навязан и европейский стиль одежды. Поэтому женщина переоделась в европейскую парадную одежду прежде чем позволить художнику написать свой портрет.
Жёлтый и красный фон портрета украшен стилизованными цветами, которые встречаются и в других более ранних портрета Гогена. Кроме декоративного эффекта они создают и баланс в композиции.
Цветок в волосах женщины — это гардения таитянская (Gardenia taitiensis), типичная на Таити. Этот цветок также используют для приготовления духов.
Название «Vahine no te Tiare» написано в центре вверху картины, а подпись Гогена «P. Gauguin 91» расположена в верхнем правом углу.
«Женщина с цветком» была одной из первых картин таитянского цикла, прибывших в Европу. Сначала она была выставлена в Париже в 1892 году, а в 1893 году в Копенгагене.
Картина была передана в Новую глиптотеку Карлсберга Хельге Якобсеном в 1927 году и в настоящий момент находится в 65-м зале глиптотеки.
.