-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ada_Peters

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2012
Записей: 32298
Комментариев: 23504
Написано: 58318


Александр Сумароков «Прости, моя любезная, мой свет, прости...»

Четверг, 23 Июня 2016 г. 04:21 + в цитатник



Поэты "Золотого века"

Александр Сумароков


Александр Петрович Сумароков. 1777 год.
Худ. Ф.С. Рокотов


Сумароков Александр Петрович (14 (25) ноября 1717 года, Санкт-Петербург — 1 (12) октября 1777 года, Москва) — русский поэт, писатель и драматург XVIII в.

Родился в старинной дворянской семье. До пятнадцати лет обучался и воспитывался дома. В 1732 - 1740 Сумароков учился в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал писать стихи, перелагать стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне и песни — подражая французским поэтам и В. Тредиаковскому.

Окончив корпус в 1740, был зачислен на службу сперва в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем служил адъютантом у графа Г. Головкина и графа А. Разумовского и продолжал писать, в это время испытывая сильное влияние од Ломоносова.


Александр Сумароков

Песня (Ты сердце ...)

Ты сердце полонила,
Надежду подала
И то переменила,
Надежду отняла.
Лишаяся приязни,
Я всё тобой гублю.
Достоин ли я казни,
Что я тебя люблю?

Я рвусь, изнемогая;
Взгляни на скорбь мою,
Взгляни, моя драгая,
На слезы, кои лью!
Дня светла ненавижу,
С тоскою спать ложусь,
Во сне тебя увижу -
Вскричу и пробужусь.

Терплю болезни люты,
Любовь мою храня;
Сладчайшие минуты
Сокрылись от меня.
Не буду больше числить
Я радостей себе,
Хотя и буду мыслить
Я вечно о тебе.



Молитва

Не терпи, о боже, власти
Беззаконных ты людей,
Кои делают напасти
Только силою своей!
Сколько злоба возвышенна,
Столько правда устрашенна.

Не на то даны дни века,
Чтоб друг друга нам губить;
Человеку человека,
Творче, ты велел любить.
Кто как титлами ни славен,
Пред тобой с последним равен.

Титла громкого содетель
Часто развращенный свет.
Лишь едина добродетель
Преимущества дает,
И она всего дороже;
Защищай ее ты, боже!





«Прости, моя любезная, мой свет, прости...»

Прости, моя любезная, мой свет, прости,
Мне сказано назавтрее в поход ийти;
Не ведомо мне то, увижусь ли с тобой,
Ин ты хотя в последний раз побудь со мной.

Покинь тоску, иль смертный рок меня унес?
Не плачь о мне, прекрасная, не трать ты слез.
Имей на мысли то к отраде ты себе,
Что я оттоль с победою приду к тебе.

Когда умру, умру я там с ружьем в руках,
Разя и защищаяся, не знав, что страх;
Услышишь ты, что я не робок в поле был,
Дрался с такой горячностью, с какой любил.

Вот трубка, пусть достанется тебе она!
Вот мой стакан, наполненный еще вина;
Для всех своих красот ты выпей из него,
И будь ко мне наследницей лишь ты его.

А если алебарду заслужу я там,
С какой явлюся радостью к твоим глазам!
В подарок принесу я шиты башмаки,
Манжеты, опахало, щегольски чулки.





Через некоторое время Сумароков находит собственный жанр - любовные песни, которые получили признание публики и расходились в списках. Известность же Александру Сумарокову принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая стихотворная трагедия «Хорев», также при дворе было поставлено несколько его пьес. В то же время Сумароков пишет еще две стихотворные трагедии - «Гамлет» (1748) и «Синав и Трувор» (1750). Сумароков соединил в них личные, любовные темы с общественной и философской проблематикой.

В 1756 Сумарокова назначили директором только что учреждённого постоянного театра, где он долго оставался главным «поставщиком» репертуара. За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто. Параллельно Сумароков, развивался в других областях литературы. В 1755—1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762—1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 — ряд сборников его стихотворений.

В начале царствования Екатерины II литературная слава Сумарокова достигает зенита. Молодые сатирики, группировавшиеся вокруг Н. Новикова и Фонвизина, поддерживают Сумарокова, который пишет басни, направленные против бюрократического произвола, взяточничества, бесчеловечного обращения помещиков с крепостными.

Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву.

В 1770 Сумароков вступает в конфликт с московским главнокомандующим П. Салтыковым. Императрица приняла сторону Салтыкова, на что Сумароков ответил издевательским письмом. Все это ухудшило его общественно-литературное положение.

В 1770-х Александр Сумароков создал лучшие свои комедии («Рогоносец по воображению», «Вздорщица», 1772) и трагедии «Дмитрий Самозванец» (1771), «Мстислав» (1774). Участвовал как постановщик в работе театра при Московском университете, издал сборники «Сатиры» (1774), «Элегии» (1774).

Последние годы жизни отмечены материальными лишениями и утратой популярности. Заброшенный покровителями, разорившийся и спившийся, Сумароков умер 1 (12) октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище.

Серия сообщений "Поэты "Золотого века"":
Часть 1 - Федор Глинка
Часть 2 - Золотой век русской литературы
Часть 3 - Фридрих Шиллер
Часть 4 - Василий Тредиаковский
Часть 5 - Александр Сумароков «Прости, моя любезная, мой свет, прости...»
Часть 6 - Николай Языков
Часть 7 - Константин Фофанов
...
Часть 12 - Кондратий Рылеев Ах! должно, должно быть бездушным, Чтобы Наташу не любить!
Часть 13 - Евдокия Ростопчина Да женщина еще — мятежное созданье, Рожденное мечтать, сочувствовать, любить,—
Часть 14 - Алексей Андреевич Ржевский (1737-1804)

Рубрики:  литература
Литературная страница
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 5 пользователям

olychca   обратиться по имени Четверг, 23 Июня 2016 г. 06:56 (ссылка)
Ada_Peters, Спасибо! Очень понравилась статья и стихи поэта!
Ответить С цитатой В цитатник
xrizantema9   обратиться по имени Четверг, 23 Июня 2016 г. 20:07 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку