Выставка пленительных работ
автора "Шоколадницы":
редкие картины Лиотара собрали в Эдинбурге
Творивший в эпоху Моцарта и Казановы, Жан Этьен Лиотар прославился своей аппетитной «Шоколадницей».
Полюбуемся и другими его работами, — не всем ведь повезло прославиться из-за рекламы какао!
50 работ из частных и музейных собраний — изящные, нежные и очень живые портреты работы мастера, — покоряют публику в Национальной галерее Шотландии.
Тщательно и любовно собранные из разных коллекций картины мастера составили прелестный вернисаж!
Крупная выставка Жана Этьена Лиотара — событие неординарное еще и потому, что его знаменитые работы пастелью редко выставляются в целях сохранности.
Жан-Этьен Лиотар
Принцесса Луиза Анна
1754, 30×40 см.
«Невероятная выставка одного из самых значительных мастеров XVIII века» — гласит анонс выставки Жана Этьена Лиотара (Jean-Еtienne Liotard, 1702 — 1789), швейцарского художника, «живописца королей и красивых женщин».
Вообще, обратите внимание на его автопортрет: очевидно, Жан Этьен — личность неординарная! Ладно бы просто коллекционер, дилер, художник, инноватор и увлеченный путешественник, посетивший много стран…
Ну кто еще мог, разговорившись в 1739 году с двумя туристами в кафе в Риме, тут же поехать с ними в Константинополь, и после 4 лет пребывания там явиться в Вене пред светлы очи самого императора Франциска I в турецком наряде?
Жан-Этьен Лиотар
Автопортрет (Лиотар смеющийся)
1770, 74×84 см.
Немного картинной географии.
Лиотар покидал Рим далеко не безвестным. Портреты папы Климента XII и нескольких кардиналов уже были в его послужном списке.
В Вене последовали портреты членов императорской семьи и самой Марии Терезии.
А еще именно здесь создает он и свою «Шоколадницу» — портрет красавицы Анны Бальдауф (в каталоге нынешней шотландской выставки он не значится, и хранится в Дрезденской галерее).
Париж был благосклонен к работам пастелью, и блистательная маркиза де Помпадур пожелала позировать художнику. Лиотар получает титул «королевского живописца» и члена академии — поймав волну успеха, мастер работает без устали, показывая множество работ на парижских выставках 1751—1753 годов.
И путешествия продолжаются: Англия, Голландия, наконец, Швейцария.
На афишах выставки в Эдинбурге — портрет принцессы Луизы Анны, и также в экспозиции (большая удача!) — портрет Георга, Принца Уэльского (позже — Георга III).
Королевских детей Лиотар нарисовал во время его второго визита в Англию. Они очень похожи, эти дети — фамильные черты аристократичны и… анемичны.
Принцесса Луиза прожила всего 19 лет, а Георг Третий, во времена 60-летнего правления которого Англия потеряла американские колонии, и англо-французское противостояние привело к Наполеоновским войнам, — страдал от психического заболевания. Пришлось даже назначить регента… Но пока это просто дети и прелестные портреты работы Лиотара.
Принцесса Луиза Анна (деталь)
1754, 30×40 см.
Королевское художественное собрание, Лондон
Портрет Георга, Принца Уэльского (позже - Георга III)
1754
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург
Обратите внимание и на моду: именно этот портрет принцессы Луизы чаще всего служит иллюстрацией в исследованиях пикантной темы «Декольте на старинных детских портретах».
Продолжаем путешествие с художником по выставке в Эдинбурге: Лаура Тарси, «Греческая леди» — картина демонстрирует любовь Лиотара к экзотическим нарядам. Любая красавица в таком становится еще ярче!
Однако не портретами знати единой известен Жан-Этьен Лиотар: семейный круг — еще одна излюбленная тема его работ. Супруга и пятеро детей — было кому вдохновлять! «Портрет Марии-Анны с куклой» (дочери художника) — заглавная иллюстрация этой новости.
Жан-Этьен Лиотар
Мадам Лиотард с дочерью
XVIII
После выставки в Шотландии работами Лиотара сможет полюбоваться и публика в Лондоне — на выставке в Королевской Академии (Royal Academy of Arts) с 24 октября по 31 января 2016 года. А потом многие из 50 картин будут опять скрыты в запасниках музеев и личных коллекциях — подальше от разрушительного влияния времени и света.