Воспитание чувств: новые открытия
Новых талантливых авторов книг для детей и подростков уже пятый год подряд открывает конкурс «Новая детская книга».
Алла Ануфриева
В этом году в конкурсе, организованном издательством РОСМЭН, как и прежде, участвовали малоизвестные отечественные писатели – всего было прислано более 4000 рукописей. Но с 2014 года появилась новая номинация: кроме художественных и научно-познавательных книг для детей младшего возраста жюри оценивало и рукописи книг для подростков (номинация «Воспитание чувств») – о первых чувствах, взрослении, о сложных отношениях со сверстниками и родителями.
И вот наконец подведены итоги V ежегодного конкурса «Новая детская книга» и объявлены победители. В номинации «Воспитание чувств» ими стали:
Нина Дашевская* со сборником рассказов «Около музыки» (1-е место)
Юлия Венедиктова с повестью для подростков «Армас. Зона надежды» (2-е место)
Богатырева Татьяна с трагикомедией «День матери» (3-е место)
Подробнее узнать о результатах конкурса «Новая детская книга» 2013–2014 можно на сайте издательства РОСМЭН
Книга Нины Дашевской «Около музыки» будет издана в первом полугодии 2015 года издательством РОСМЭН. Сегодня мы с согласия автора публикуем фрагмент рассказа «Панкратьев», вошедшего в этот сборник. Героиня рассказа Соня Арсеньева думала, что в школе и поговорить особенно не с кем, пока на крыше школьной пристройки она не столкнулась со своим самым несимпатичным одноклассником.
«ПАНКРАТЬЕВ» (ОТРЫВОК)
– А, Сенька-Сонька. Тебе, кстати, какое имя больше нравится?
– Сенька, конечно. А ты что здесь делаешь вообще?
– А ты? – отбил Панкратьев.
Я пыталась вспомнить, как его зовут. Нет, не помню.
В общем, он открыл свою тетрадку и опять стал там чирикать. А я ушла на другой край крыши и стала смотреть вниз. Как-то по-дурацки всё. Мне обычно так хорошо здесь, спокойно. А тут Панкратьев этот. Вот же день не задался с утра, и горло дерет.
– Слушай, Сень. А ты когда на своей виолончели играешь, ты о чем думаешь вообще?
– Чего?...
– Ну... Ты думаешь, куда там пальцы ставить, или, типа, о музыке больше?
– Не знаю...
Я правда не знаю. Я никогда не думала, о чем я думаю.
– Раньше думала только о пальцах, а сейчас... Я не знаю, словами трудно объяснить.
– А ты попробуй. Подумай, я тебя не тороплю.
Я впервые увидела, какие у него глаза. Жутковатые. Темные-темные, почти черные. И сверлят меня, как перфоратор у соседей за стенкой. Мне стало холодно как-то с ним. Надо же, думаешь, что идиот идиотом, а он вопросы задает.
– А тебе зачем вообще?
– Просто интересно. А тебе самой не интересно, что ли, подумать над этим?
Как-то странно. Вот этот псих устраивает мне допрос, а я думаю, что ответить, как дурочка. Но мне и правда интересно.
– Ноты как буквы. В первом классе думаешь, как пишутся. А сейчас нет, просто пишешь и все. Тут похожее.
Панкратьев аж вскочил:
– Ты что, серьезно?! Для тебя любую музыку сыграть – как текст написать? А пальцы не мешают, что ли?! То есть у тебя музыка напрямую из головы шарашит, не заплетается в руках?
Ничего себе, как он. Мне даже страшно стало. С психом на крыше любому будет страшно. И к тому же получается, что я ему соврала.
– Нет. Бывают трудные места, тогда да, думаю про руки. Чаще всего даже думаю. Но если простое место... Нет, думаю, все равно это не похоже на буквы. Ты меня запутал.
– Это ты меня запутала, – сказал он и в целом был прав.
Я решила с ним больше не разговаривать. Чего привязался вообще? Мы помолчали минут пять. Звонок; ну вот, опоздали.
– Слушай, Сень. Давай не пойдем ни на какую физику. Ты и так все знаешь, а мне уже не поможет. Давай?
– Как это... Нет, надо идти, – я еще никогда не пропускала уроки просто так.
– Да ты болеешь! Вон, голоса нет. Чего пришла вообще? Тебе спокойно можно не ходить.
– И что, – осторожно спросила я, – лучше с тобой тут на крыше торчать?
– Зачем на крыше. На речку пойдем...
Никто и никогда не звал меня куда-то пойти. Вдвоем. Ну, разве Данька, но это другое – он мой брат. Только почему Панкратьев! Вот ужас-то...
* Нина Дашевская – профессиональный музыкант, скрипачка, выпускница московской консерватории. Она работает в оркестре Детского музыкального театра им. Сац, а еще пишет рассказы и сказки.
Ее первая повесть, «Скрипка неизвестного мастера», получила вторую премию в конкурсе «Книгуру» и диплом премии им. Крапивина (она готовится к изданию в Издательском доме Мещерякова). А еще она автор книги «Семь невысоких гномов. Таблица умножения в стихах» (ДЕТГИЗ, 2011).
.