-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ada_Peters

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2012
Записей: 32298
Комментариев: 23502
Написано: 58316


«Полёт шмеля» и ещё 4 впечатляющих сочинения Николая Римского-Корсакова

Среда, 19 Марта 2014 г. 18:16 + в цитатник



«Полёт шмеля»
и ещё 4 впечатляющих сочинения
Николая Римского-Корсакова




Портрет Николая Римского-Корсакова, выполненный Валентином Серовым в 1898 г


18 марта 1844 года родился Николай Римский-Корсаков — блистательный композитор, дирижёр и педагог, автор 15 опер и множества симфонических произведений, которого современники называли не иначе как «Сказочник».

Римский-Корсаков легко мог изобразить радугу, наступление весны, плеск волн или портрет героя — и все это он «рисовал» в музыке.

АиФ.ru предлагает вспомнить несколько музыкальных картин композитора-сказочника, в которых он точно передаёт пейзажи, атмосферу и рисует психологические портреты своих героев.

«Океан — море синее»

В увертюре к опере «Садко» Римский-Корсаков решил изобразить бескрайний океан. Сам он был знаком с водной стихией не понаслышке: композитор учился в Морском кадетском корпусе, плавал по всему миру на клипере и посетил множество стран от Норвегии до Бразилии. Первая постановка оперы «Садко» состоялась 7 января 1898 года.






«Три чуда»: «Белочка»

В опере «Сказка о царе Салтане» автор нарисовал три музыкальные картины — «Три чуда»: изобразил Белочку, которая «песенки поёт да орешки всё грызёт», 33 богатырей и Царевну-Лебедь. У каждого «чуда» — своя тема.

Например, главную партию в «Белочке» исполняет флейта, а танцует пушистая любительница орехов под русский народный напев «Во саду ли, в огороде» — как у и Пушкина.






«Полёт шмеля»

Несмотря на то, что мелодия была написана как оркестровая интермедия для оперы «Сказка о царе Салтане», сейчас её воспринимают скорее как самостоятельное произведение. «Полёт шмеля» очень сложен в исполнении: музыкантам приходится играть его в сумасшедшем темпе, и не каждый артист может с этим справиться.

Забавно, что сам Римский-Корсаков не включил отрывок в оркестровую сюиту для концертов, да и словосочетание «Полёт шмеля» в своих записях не употреблял — оно «приклеилось» к мелодии, под которую происходит путешествие героя, позднее.






«Прощай, Масленица!»

Оперу «Снегурочка» Римский-Корсаков писал в глухой русской деревне — возможно, именно поэтому в сочинении нашли отражение несколько традиционных славянских обрядов и картины народных гуляний — например, свадебный ритуал и проводы Масленицы. Как композитор потом говорил, «Снегурочка» далась ему очень легко и стала его лучшим творением.






Серенада царя Додона

Приступая к работе над своей последней оперой, «Золотым петушком», композитор говорил: «Царя Додона надеюсь посрамить окончательно». И посрамил: признаваясь в любви Шемаханской царице, персонаж поёт мелодию из «Чижика-пыжика»! Причём слова его серенады не намного «серьёзнее» музыки:

      «Буду век тебя любить,
      Постараюсь не забыть.
      А как стану забывать,
      Ты напомнишь мне опять.»

Неудивительно, что цензура долго запрещала постановку: в ней увидели сатиру на самодержавие в целом и на императора Николая II в частности. В итоге премьера состоялась только спустя год после смерти Римского-Корсакова, а в изначальный вариант были внесены изменения.






Экранизация одноимённой сказки А.С. Пушкина. Царь Додон на старости лет не может оборонять своё царство от воинственных соседей. Мудрец дарит ему Золотого Петушка, который заблаговременно предупреждает царя об опасности. За это царь обещает мудрецу, исполнить любое его желание.


Елена Меньшенина

.
Рубрики:  Музыка:/Великие композиторы / исполнители
Памятные даты / "сегодня родились"
музыкальная страница
рассказы о музыке и музыкантах
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку