-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ada_Peters

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2012
Записей: 32298
Комментариев: 23502
Написано: 58316


Александр ВОЛОДИН: "Жизнь - это такое воспоминание"

Четверг, 13 Февраля 2014 г. 04:42 + в цитатник



Александр ВОЛОДИН:
"Жизнь - это такое воспоминание"

18 декабря 2001, 16:40





Мы разговаривали, как всегда с Володиным, - об ощущении жизни. Я уезжала в командировку, и он попросил: "Вернешься - позвони". Не успела. Осталась диктофонная пленка.

- Юля, жизнь какая-то неуравновешенная. Обо мне вспоминают по датам, моим и чужим: я уже не из тех, кого знают, а из тех, кого помнят. Свои даты не люблю, чужим радуюсь. А потом телефон молчит, все как-то идет волнами.

- "Мы вниз опускались полгода,/а где же полгода, чтоб вверх?/Запросы покорно понизив, согласны на осень, на снег/...На разные беды - полжизни..."

- А где же полжизни на смех? Да-да. Ты помнишь?! Я думал, наизусть помнят только хорошие стихи, а ты помнишь мои... Где полжизни на смех? До сих пор не знаю - где, не успеть уже узнать. Смеха действительно было немного, а счастье - иногда получалось.

Счастье может быть только иногда, иначе оно - благополучие, а это скучно. Я никогда не писал ничего "социального", просто рассказывал о людях, которые дарят друг другу счастье. "Фабричная девчонка", "Пять вечеров" - об этом, да, в общем, и "Осенний марафон" - тоже. Неброское, негромкое, но единственно настоящее счастье.

Черт с ними, с начальством, с парткомами и обкомами - люди-то могут быть счастливы сами. Только они иногда этого счастья боятся, потому что перед ними было либо несчастье, либо долгое ожидание, либо и то, и другое.

- Вы писали:"...Что такое счастье?/Все непросто. Ты счастлив?/Да. А если честно?/ Нет".
Всегда, Александр Моисеевич?

- И да, и нет. Вдруг, совсем неожиданно, насквозь, тебя пронзит ощущение, что кто-то тебе дорог или что-то хорошее произошло в твоей душе или в душах близких.

Счастье - это такое пронзительное мгновение. А несчастье - длительное, тупое, сродни разочарованию. И все-таки счастья ждешь, оно еще более ясное после несчастья. Это солнце после грозы.

Ты знаешь, у меня когда-то написалось: "Длинная, долгая смерть отнимает дни у маленькой щедрой жизни"...

Жизнь - это такое воспоминание. Теперь я это особенно остро чувствую. Сейчас мне кажется, что смерть больше, чем жизнь. Это значит, что я постарел? Или поумнел? Смерть начинается тогда, когда тебя ничего не касается, когда тебе становится все равно. Все равно.

- Это кровно меня касается, а также и всех остальных. Только все делают вид, что это их не касается, а я не хочу делать вид. - Точно. Так говорит Сережа Юрский, и он прав. А ты откуда знаешь?!

- Александр Моисеевич, это не Юрский, это - Володин. - Брось! Правда? Я забыл. А вид я никогда не умел делать, мне всегда легче оставаться искренним. Мне с самим собой так легче. Я, наверно, эгоист. Первое ощущение жгучего стыда за соучастие испытал в 40-м году, когда наши таки вошли в Прибалтику. Я же в этом виноват, я же тогда был в армии.

"Терплю, не подавая вида, за грех империи моей". Этот стыд за грех, вернее, грехи "империи моей", меня мучает всю жизнь. У него нет срока давности. Помню, когда в Чехословакию в 68-м вошли наши танки, я сидел в каком-то кафе. И вдруг понял: ну невозможно же молчать, ну невозможно же радоваться, когда там танки! Стукнул кулаком по столу, завопил: "Стукачи, раскрывайте свои блокноты, записывайте! Я за свободу, демократию и Чехословакию". Несколько раз прокричал. После Чехословакии я долго не мог успокоиться... И Чечня не дает мне покоя.

- "Я не буду зависеть от разгильдяев,/ от негодяев,/ от несчетных дневных забот,/ от нелюбящих,/ и не уважающих - мимо, мимо!/ Я от этого в стороне."

Получалось быть в стороне? - Старался. Во всяком случае - от негодяев... В 46-м году Жданов буквально убивал Зощенко хамством, враньем, партийностью. Это был, может, первый случай, когда я раз и навсегда решил - буду от негодяев в стороне.

- И аплодировали Зощенко. - Дело было вот в чем. После ждановского постановления о журналах "Звезда" и "Ленинград", осуждавшего Зощенко и Ахматову, собрался весь партийно-писательский синклит. И должен был выступать Зощенко, каяться. А он не стал!

Он перед этими подонками не извинялся. Гении рабству неподвластны. Заканчивая выступление, крикнул в зал: "Не надо мне вашего сочувствия, дайте мне спокойно умереть!"

Этого крика, этих слов не забыть. Все жутко молчали. И тогда Израиль Меттер и я зааплодировали. В той слепой тишине.

- Есть женщины Тургеневские, есть женщины Чеховские, а есть - Володинские. Какие они - в жизни и в пьесах?

- Волнующие. Ведь в пьесы они приходят из жизни, у меня пьесы личные, как жизнь. Знаешь, что волнует меня в любой женщине? Я преклоняюсь перед ней, как перед чудом. В женщине есть мелодия, должна быть, иначе она - не женщина. Мне всегда кажется, что чудо-женщина беззащитна. Вот и получается, что любовь - это жалость и преклонение. Я всегда очень сильно любил.

Юлия КАНТОР, Санкт-Петербург

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/256020#ixzz2t9fP722x


.
Рубрики:  литература
Литературная страница
Писатели - поэты - жизнь и судьба
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку