-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ada_Peters

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 07.10.2012
Записей: 32298
Комментариев: 23504
Написано: 58318


Агнон Шмуэль Йосеф Галеви

Среда, 24 Июля 2013 г. 21:25 + в цитатник




Лауреаты Нобелевской премии по литературе





Израильский прозаик Агнон Шмуэль Йосеф Галеви (настоящая фамилия Чачкес), который писал на иврите, родился 17 июля 1888 г. в городке Бучач в Галичине (ныне райцентр Тернопольской области Украины) в семье торговца скотом и мехами, который имел образование раввина.

После окончания хедера (начальной школы, где изучали Талмуд) он продолжил обучение в своеобразном «Доме образования», где читал произведения хасидов и различные произведения древнееврейской литературы.

Первые поэтические публикации появились, когда Агнон был еще подростком, и были написаны на идиш и на иврите. После кратковременной работы в еврейской газете в Львове он осуществил путешествие в Палестину, потом переехал в Иерусалим.

Дебютом Агнона в литературе считается повесть «Покинутые жены» (1909), где от слова «агнон» — покинутый — и появился его псевдоним, который со временем стал фамилией.

В 1912 г. Агнон вернулся в Европу, исследовал хасидизм, и, получив пятилетнюю стипендию от издателя Шокена, в Берлине на идиш выпустил несколько повестей и сборников рассказов. В Иерусалим Ш. Агнон вернулся в 1924 г.

В это время он настойчиво работал над двухтомным романом «Свадебный балдахин» (1931), который считают вершиной его творчества. Это авантюрное произведение о бедном хасиде, который, странствуя по Европе, искал женихов для своих трех дочерей. Произведение насыщено юмором и тонкой иронией.

В 1930 г. Агнон на два года приехал в Европу, где З. Шокен издал его «Полное собрание рассказов» (1931). Объехав иудейские общины Польши, он собрал достаточно материала для романа «Ночной гость» (1939. После переезда в 1945 г. издательства Шокена в Нью-Йорк там вышли книги Агнона на английском языке, что способствовало стремительному росту славы автора.

Там вышли романы «Недавно» (1945), «В сердцевине морей» (1952), книги рассказов «Государства» (1955), «Снопы» (1963), «Рассказы для всепрощения» (1967). Уже после смерти Агнона вышла книга «В сердцевине морей» и другие рассказы» (1981), где собраны произведения, которые сам автор считал наилучшими.

Герои Агнона живут «вне времени и пространства». Так, маленький Бучач (в произведениях часто Шебуш) — место их временного пребывания, душа находится на перекрестке мировых путей, один из которых — главнейший, потому что ведет на землю обетованную. И в его прозе — «реконструкция души средневекового еврея».

Конкретнее можно сказать, что Агнон во всеоружии литературной техники воссоздает портрет еврейства так, как бы оно могло написать о себе в то время, когда еще о себе не писало. Прозу Агнона тяжело переводить. Ее характеризует библейский ритм, включение как прямых, так и «скрытых» цитат из Торы и Талмуда, непонятные «непосвященным» аллюзии и ассоциативные связи.

Заслугой Агнона есть выработка литературного языка иврита. В этом плане его роль сравнивают с ролью Шевченко в украинской и Пушкина в российской литературах. Он создал светскую литературу — современницу и сестру религиозной еврейской словесности.

Агнон неоднократно выдвигался на Нобелевскую премию, но получил ее лишь в 1966 г. К тому времени он уже был награжден несколькими литературными премиями, и не только в своей стране, был почетным доктором нескольких мировых университетов, почетным гражданином Израиля (1962). Премия была присуждена «за глубоко оригинальное мастерство сказа, навеянное еврейскими народными мотивами». В коротком выступлении (Агнон лекции не читал) он подчеркнул значение Талмуда для своего творчества.

В славе и популярности завершилась жизнь Агнона. Том за томом было издано все его наследство (8 томов при жизни и 4 — после смерти).

Умер Ш. Й. Агнон 17 февраля 1970 г. в Иерусалиме. Похоронен на Элеонской горе.

Фрагмент Нобелевской речи Шмуэля-Йосефа Агнона:
    «Я нахожу для себя опору лишь в том, что удостоился жить в Стране, о которой Всевышний поклялся праотцам нашим, обещая отдать ее нам, как сказано:     «И будут обитать на Земле, которую я дал рабу Моему Яакову, в которой обитали отцы ваши, и будут обитать в ней – они, и дети их, и дети детей их вовеки!»

    Этим словам гордого еврея, не побоявшегося сказать правду о Иерусалиме и его правах на Страну Израиля на самом престижном международном форуме, аплодировал шведский король и сотни уважаемых людей со всего мира около сорока лет назад. Именно эти слова могут служить девизом художника Алекса Левина – застенчивого молодого человека, не демонстрирующего внешние признаки религиозного еврея. Достаточно того, что его предки-левиты исполняли псалмы царя Давида на хорах Иерусалимского храма вместе с предками Шмуэля-Йосефа Агнона…




.

Серия сообщений "Лауреаты Нобелевской премии по литературе":
Часть 1 - Агнон Шмуэль Йосеф Галеви
Часть 2 - ШМУЭЛЬ ЙОСЕФ АГНОН ~ ~ РЕЧЬ ИРИ ПОЛУЧЕНИИ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ
Часть 3 - Уильям Фолкнер
...
Часть 33 - «Нобель» в музыке: 5 главных текстов Боба Дилана Главные песни лауреата Нобелевской премии по литературе
Часть 34 - Редьярд Киплинг
Часть 35 - Письмо Пастернака в Союз писателей СССР

Рубрики:  биография
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям