-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Дракошка_Скорпиошка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.11.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 9424


О «Молитве врача» Моисея Маймонида .

Вторник, 16 Октября 2007 г. 21:25 + в цитатник


Маймонид был одним из самых выдающихся врачей средневековья.Всемирную известность он, разумеется, снискал главным образом благодаря своим философским и теологическим работам. Однако и многочисленные его труды по медицине пользовались заслуженным успехом и в средние века, и в эпоху Возрождения.Рамбам заставил современников заново осознать высокое предназначение врача, приравняв его к служению Богу.Медицина не ремесло,а высокое искусство, считал он. А если это так, то главным в искусстве врачевания является фигура врача, особые свойства его личности. Ибо он должен быть не только безупречным диагностом и фармацевтом, не только правильно назначать и проводить лечение, но и благодаря особым свойствам своей личности положительно влиять на психику больного, ведя его к скорейшему выздоровлению. Как очень точно сказал один из биографов Рамбама, история медицины знает и чтит имена врачей, которые “светя другим, сгорали сами”. Именно к таким врачам относится Моисей Маймонид. После Ибн-Сины он явился высшим проявлением медицинского гения – особенно в области врачебной этики. .


Моисей Маймонид (1135–1204) или просто Маймонид известен под таким именем в европейской традиции,в арабской он известен как Абу Имран Мусса Бен Маймун,в еврейской – Рамбам (аббревиатура на иврите раббену Моше Бен Маймон). Без преувеличения можно сказать, что этот человек оказал ощутимое и в наши дни влияние на мировую культуру:систематизатор и реформатор иудаизма,
общепризнанный арабоязычный писатель, вдохновитель исканий в христианской схоластике.Наследие Маймонида включает важнейший со времен завершения Талмуда свод еврейских законов «Мишне-Тора»(«Повторение Торы»)или «Яд ха-Хазака» («Могучая длань»),его главный философский труд «Море невухим»(наиболее распространенный перевод–«Наставник колеблющихся»,реже–«Учитель заблудших»,
«Путеводитель колеблющихся»), ряд полемических произведений, написанных в форме посланий, и вызыващее в наши дни чрезвычайный интерес «Маамар тхият ха-метим»(«Рассуждение о воскресении из мертвых»),медицинские труды «Макалат фи гадбир Ассыха»(или «Диететика»),«Китаб Альфусул фи Альм Табби» («Афоризмы») и другие.


Неизменный интерес исследователей истории медицины и медицинской этики привлекает небольшая по объему, но ярчайшая по содержанию, художественная по форме «Молитва врача». «Молитва врача» приводится в наиболее полном и известном на русском языке варианте из книги Т.Келановского, а новые переводы используются при комментировании.Что касается других источников,то за последние годы были переведены и, хотя еще не в полном варианте, изданы на русском языке крупнейшие сочинения Рамбама – «Мишне Тора» , ее третий обособленный раздел,своеобразный этико-психологический трактат «Шмона праким» («Восемь глав») и «Море навухим», его послания к религиозным общинам, обширные выдержки из личной переписки.

Всевышний!Пускай дума моя воспламенится любовью к искусству и к Твоим созданиям. Форма памятника, донесшего до нас деонтологические взгляды Моисея Маймонида,–молитва,что нельзя игнорировать при анализе.Т.Келановский
«секуляризирует» форму памятника, приравнивая к клятве, А.Вернер также проводит полную аналогию с клятвой Гиппократа. Не допускай,чтобы жажда наживы и славы руководила мною в практической работе; враги правды,мира и любви среди людей могут помешать нести помощь детям Твоим.Маймонид в своем учении всегда делал акцент на этических и духовных мотивах отправления культа, обращение к Богу не означало пассивного ожидания его милости. В самом общем виде сущность философского учения Маймонида определяют как попытку синтеза иудаизма и учения Аристотеля. Он горячо возражал против мнения тех философов, которые считали невозможным сочетание богословия и философии:«...Мы убеждены, что наш Закон согласуется с греческой философией, которая подкрепляет убедительными доказательствами утверждение, что поведение человека всецело зависит от него самого».

Мыслитель, таким образом, обосновывает неправильность веры в предопределение. Он рассуждает, что если бы все было предопределено свыше, тогда были бы бесполезны и Закон, и любые наказания за содеянное, и обучение человека, и любые меры предосторожности.Бог предоставил человеку свободу выбора, за свой нравственный выбор,за свои поступки человек несет ответственность сам. Поэтому
он должен совершенствоваться сам и стараться влиять на других:«наука врачевания исследует здоровье тела», а «совершенствование моральных качеств осуществляется врачеванием душ»;«нравственный человек будет постоянно проверять черты своего характера,обдумывать свои поступки и ежедневно изучать свое душевное состояние»:Укрепи силы моего сердца так,чтобы оно могло одинаково реагировать на страдания бедного и богатого, добро и зло, помогать одинаково другу и врагу.Сделай так, чтобы при страданиях я видел только человека;

В теоретических трактатах в рассуждениях об отношении к людям, «ближним» Маймонид главный акцент делает на выполнении заповедей,развитие той же позиции
приводит к формулировке общего гуманистического принципа. Из сохранившихся источников известно, что выдающийся врач в жизни следовал ему в полной мере. Опубликованы два личных письма Маймонида. Первое написано в 1191 г. ученику Иосефу Бен Иехуде.В нем он описывает свой полностью занятый работой в качестве
придворного врача день и горько сожалеет, что простые люди не могут к нему обратиться.Из второго письма,датированного 1199г., к переводчику «Наставника колеблющихся» с арабского языка на иврит Шмуэлю Ибн Тиббону,мы узнаем уже иной
распорядок.Обязанности в отношении султана занимают первую первую половину дня, а затем Маймонид из Каира возвращается к себе, в Фостад (около полутора километров):«Моя приемная всегда полна– как евреями,так и неевреями, знатью и простолюдинами,судьями и чиновниками, врагами и друзьями – пестрая толпа, которая ждет моего возвращения.Я схожу с коня,мою руки, иду к своим пациентам и прошу у них извинения,чтобы хоть немного отдохнуть и поесть, это моя единственная трапеза в течение суток.Затем я иду принимать пациентов,выписываю
рецепты.Пациенты приходят и уходят до самого вечера,а иногда, я клянусь тебе, и до двух часов ночи и более.Я беседую с ними и выписываю рецепты лежа, умирая
от усталости.И когда наступает ночь,я так выдыхаюсь, что едва могу говорить» .

Перед необходимостью оказания врачебной помощи, по мнению Рамбама, должны отступить даже религиозные запреты: «Для тяжелого больного, родильницы можно нарушить все предписания о субботе и считать ее обычным днем». Маймонид стремился принести своими профессиональными знаниями максимальную пользу всем людям. М.Г.Соловей и Э.Д.Грибанов отметили такую особенность его медицинских афоризмов: «Медицинские афоризмы Маймонида отличаются от афоризмов Гиппократа тем, что последний обращается к врачу, Маймонид же главным образом ко всем людям.И если гиппократовские афоризмы с клиническими поучениями в наши дни во многом утратили конкретный практический интерес,то указания Маймонида о режиме
жизни человека – здорового и больного – звучат актуально до сих пор»:пусть дух мой у постели больного всегда будет на высоте положения; мысли мои должны концентрироваться вокруг больного,а действия опираться на опыте и
исследовании; ибо только накопленный большой опыт поможет проанализировать в тишине то, что поддерживает существование и жизнь сотворенных.

Можно уточнить, что в переводе Ле Порье фраза звучит так: «Сделай так, чтобы разум мой оставался ясным при всех обстоятельства, ибо велика и благородна наука,цель которой сохранять здоровье творений Твоих» [Маймонид многократно обращался к размышлениям об особых профессиональные требованиях к врачу. В узкоспециальном медицинском сочинении («О геморрое»)он замечает:«Врач, помимо знаний, должен быть добрым и внимательным, и в то же время решительным».В уже упоминавшемся письме к ученику(которому он посвятил главный труд«Море навухим»
Маймонид не упускает случая для урока:«самое большее,что я способен делать вечером и ночью, – это изучать медицинские книги, ибо ты знаешь, как долго должен учиться этому трудному искусству добросовестный и пунктуальный человек, который не должен утверждать что-либо, что он не мог бы обосновать и не знает, где это было сказано и как это может быть доказано».

Эту же тему он развивает и в афоризме: «Медицина – самая сложная из наук. Изучение медицины –это не изучение ремесла–столярного или ткацкого.
Медицинские знания необходимы человеку везде и в любое время. Они нужны человеку не только тогда, когда человек заболел, но и когда он здоров».Среди 10 должностных лиц и учреждений, которые необходимы городу Маймонид называет лекаря и хирурга на первом месте, затем следуют:баня, уборная,проточная вода,синагога, учитель, писец, казначей благотворительных фондов, суд. Утверждение об опыте как главном источнике медицинских знаний сочетается с сугубо теологическим обоснованием необходимости заботы о здоровье:«Человек должен стремиться сохранять здоровье и крепость тела, дабы его душа была праведной и могла познать Бога. Ибо он не в состоянии постигнуть науки или размышлять о мудрых вещах, когда он голоден или болен или когда поражен недугом один из членов его тела»:Сделай так, чтобы больные верили мне, моему искусству и чтобы они слушались моих советов и указаний.Отстрани от их постели всех шарлатанов и всю армию советующих родственников и слишком
«умных» знахарей,ибо эти люди часто мешают в проведении врачебного искусства, а в результате, несмотря на Твои намерения, приходит смерть.

Медицинское учение Маймонида носит строго рационалистический характер. Оно основано на теории гуморальной патологии Гиппократа и Галена.Ученый был знаком
с арабскими переводами античных медицинских трудов, работами лучших арабских врачей. Он неоднократно и резко осуждал применение чар, заклинаний и амулетов во врачевании. Из арабских источников явствует, что Маймонид читал лекции по медицине и имел учеников. Маймонид подразделял медицину на три раздела: профилактическую, лечение больных и уход за выздоравливающими, а также за пожилыми людьми и инвалидами. В отличие от других специалистов, врач должен обладать одновременно мастерством, логикой и интуицией, потому что диагноз должен отражать как общее состояние больного, так и заболевания его отдельных органов .

На наш взгляд, более чем актуально звучит мысль о необходимости высокого профессионализма в труде врача:Когда несознательные люди смеются надо мной,пускай любовь к искусству сделает мой дух крепким к невзгодам и наветам. Правда должна восторжествовать,невзирая на славу, возраст и положение врагов ее.Научи меня, Всемогущий,терпеливости и спокойствию,когда больной непослушен или оскорбляет, сделай меня умеренным во всех моих суждениях и действиях,
Данный фрагмент «Молитвы врача»,пожалуй, наиболее труден для понимания сам по себе. Дело в том, что Маймонид выходит здесь на свое основное этическое учение – учение о золотой середине. Согласно этому учению, каждый человек наделен различными нравственными склонностями, одни свойственны от природы, ко вторым была предрасположенность, третьи приобретаются в течение жизни, перенимаются от других. «Правильный путь – это средний путь в каждой из всех склонностей... человек всегда долен давать оценку своим склонностям и так направлять их, чтобы они занимали среднее положение... Человек не должен быть гневливым, легко раздражаться, но и не уподобляться бесчувственному чурбану, должен стремиться к золотой середине...». Человек сам может воспитать в себе нужные качества, анализируя и направляя свои поступки: «Добрые дела – это те, которые уравновешены, держаться середины между двумя крайностями: слишком многим и слишком малым. Добродетели суть душевные состояния и склонности, которые образуют средний путь между двумя достойными порицания крайностями, одна из которых характеризуется чрезмерностью, другая – недостаточностью» .

В то же время Маймонид называет склонности, в отношении которых человеку запрещено придерживаться середины.Именно к ним относится гордыня(здесь следует
вспомнить, что в начале молитвы уже шла речь о недопустимости жажды славы). Правильный путь в отношении этого–быть не просто кротким, но быть смиренным и непритязательным до предела,гневу нельзя давать воли даже в том случае, когда он оправдан: «Праведные обычно сносят оскорбления и не отвечают тем же... их деяния побуждены любовью,и они воспринимают страдания с радостью. Запрещается также говорить одно, а думать другое, прибегать к сладкоречивости и лести, потехе и насмешкам,злословию и сплетням,нельзя мстить,таить злобу на ближнего:
«Тот, кто возвеличит себя, унижая другого человека, не будет иметь удела в будущем мире».[сделай меня умеренным во всех моих суждениях и действиях,] но только не в знаниях, ибо в последнем я хочу остаться ненасытным, и пускай далекой от меня останется мысль о том, что я все знаю и все умею. Дай мне силу, волю и способности для расширения моих знаний так, чтобы дух мой мог обнаружить и осознать ошибки в искусстве,которых еще вчера не замечал;
искусство это великое дело,но человеческий ум все дальше и глубже постигает его».

Завершающая,наверное,наиболее знаменитая часть «Молитвы» звучит как настоящий гимн человеческому разуму. Представляется, она дает основания говорить о гуманистической составляющей мировоззрения Маймонида. С этими идеями перекликаются положения «Море навухим»: «Человек обладает чем-то присущим только ему в подлунном мире – интеллектуальным восприятием». Маймонид считал, что цель человека – блаженство и состоит оно в развитии мышления. Разум ведет к познанию истины, а познание истины есть познание добра. Условие достижения этого – преобладание разума над плотью, нравственное совершенствование. Источник добродетели и порока – пять способностей нашей души: питания (возрастания), ощущения (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание), воображения (сохранение впечатления после прекращения воздействия),стремления, размышления
(обретение знаний наук). Совершенствование добродетели требует упражнения и развития интеллекта.

«Молитва» отразила такие составляющие его мировоззрения, как дуализм (признание основных утверждений Торы и попытка согласовать их с философскими истинами Аристотеля), учение о золотой середине, положение о познаваемости мира. В Все эти общие идеи преломляются применительно к профессии врача, с которой связываются высочайшие нравственные и профессиональные качества. Такая особая форма, как молитва, усиливает значимость отраженных в ней взглядов. Думается, что в этом деонтологическом памятнике с особой силой проявилось качество,присущее и другим сочинениям Маймонида, – вневременность. В наши дни в Кордове – родном городе мыслителя ему установлен памятник, его могила в Тверии стала местом настоящего паломничества. Благодарная память потомков, которые чтят имя Маймонида – Рамбама, – лучшее доказательство того, что сам он всю жизнь следовал заложенному в «Молитве» нравственному императиву.

Источник: http://www.medicine-in.dsmu.edu.ua/...tv&num=5&page=1

Как мы знаем, Рамбам двадцать лет изучал медицину, прежде чем заняться ею практически. Смерть брата Давида, содержавшего всю огромную семью Маймонидов, вынудила Моисея заняться медицинской практикой – он стал единственным кормильцем семьи. Человек незаурядных способностей и фантастического трудолюбия, а самое главное – человек необычайной совестливости, он уже через несколько лет становится самым известным врачом Каира. И вполне логично то, что вскоре его приглашает на службу визир аль-Фадил. Одновременно он работает в крупнейшей больнице Каира, основанной султаном Салах ад-Дином в 1186 году.
Кстати, здесь же работал знаменитый арабский врач, историк медицины Ибн Ави Осейбия. Вот что он пишет о своем собрате по профессии: “Абу Амрам Муса ибн Маймон, еврей из Кордовы, был великим знатоком еврейских книг и руководителем своего народа в Египте. Этот ученый также был одним из величайших врачей своего времени, как теоретик и как практик, знатоком всех наук и глубоким философом. Султан малик Алнасар Салах ад-Дин питал к нему большое уважение и охотно следовал его указаниям. Должность придворного врача он занимал и при сыне Салах ад-Дина, принце аль-Фадиле”.

Мы уже неоднократно писали о том, что такое придворный врач. Это человек, в сущности, не принадлежащий самому себе.Каждую минуту он может быть затребован своим сиятельным господином. Но несмотря на занятость, Рамбам всегда находил время для простых людей, нуждавшихся в его советах и помощи. Он встречал всех с открытым сердцем и вселял в больных надежду на выздоровление.Да что там рядовые сограждане! Коллеги из других стран, которые не очень-то жалуют друг друга, были от него в восторге. Абдул Латиф, врач и философ из Багдада, специально приехал в Каир, чтобы лично пообщаться с Рамбамом и хотя бы на короткое время приобщиться к его врачебной практике, вступить с ним в диалог по важнейшим мировоззренческим проблемам века.

Главным побудительным мотивом врачебной деятельности, согласно убеждению Рамбама, должен быть не заработок, а осуществление тесной связи между медициной и этикой. “Врачебное дело воспитывает в человеке скромность, богобоязненность и любовь к здоровью”. Он усматривал в занятиях медициной высокое, благородное искусство и одновременно религиозную обязанность. Цель сохранения и укрепления здоровья - усовершенствование души и высокая нравственность: “Врачебная профессия дает выход к совершенству, к нравственности, к познанию Бога, к достижению истинного счастья - можно сказать, что это труд во имя Творца”.

Рамбам предъявляет к врачу особенно строгие моральные требования, такие, как предельная скромность и доброта - врач должен быть образцовым человеком. Кстати, наиболее похвальные человеческие черты, которые Рамбам находил в своем сыне, давали ему надежду, что тот станет хорошим врачом.Он резко выступал против халтуры и невежества. Одной из первых обязанностей врача, согласно Рамбаму, является постоянная забота о своем образовании, причем это касается не только медицины, но и других наук. Однако приобретая глубокие знания и совершенствуя свои душевные качества, он также обязан заботиться о сохранении и укреплении собственного здоровья. “Поэтому следует избегать всего того, что наносит вред организму, и придерживаться режима, помогающего оздоравливать и укреплять тело”.

Со свойственным ему уважением к мысли Рамбам требует от врача стремиться к достижению истины, “...постоянное чтение медицинских книг крайне необходимо, ибо ты должен знать, какие затруднения испытывает каждый, кто сохранил в душе страх Божий и любовь к истине, и кто не собирается утверждать ничего, если тому нет должных доказательств”.Рамбам принципиально возражал против занятия врачебной профессией для достижения крупных барышей. В то же время он считал, что человек может изучать медицину и заниматься врачебной практикой для того, чтобы “прокормиться и содержать семью”. Он высоко ценил и уважал любую профессиональную деятельность и повторял изречение “люби ремесло (труд) и ненавидь барство”. Он также напоминал в связи с этим, что “наука, которая не применяется на практике, - пустое дело, порождающее грех”.

НАДО ЛИ ЛЕЧИТЬ ЗДОРОВОГО?
О высоком врачебном искусстве он писал: “Знай, что медицина - наука, крайне необходимая для человека в любое время, в любом месте, и не только когда он болен, но даже тогда, когда он здоров… Нет другого искусства, которое в такой же степени, как врачебное, было бы основано на знании жидкостей и тканей (организма); следует хорошо изучить привычки, улучшающие их качество и меняющие их функции. Ибо практика в этом искусстве должна быть результатом тщательного исследования и наблюдения. Больному следует знать, что при каждом заболевании необходимо заново повторить исследование, а не утверждать, что это (новое) заболевание похоже на ранее перенесенную болезнь” (“Трактат об астме”).

Врач всегда должен быть готов оказать помощь, даже при наличии опасности для него самого.Особая обязанность врача-уделять внимание здоровым людям:
“Врачебная работа включает наблюдение за тремя группами: первая - группа здоровых; это наиболее важная часть работы врача - научить здоровых людей сохранять здоровье. Вторая группа - это больные люди, здесь цель врача - возвращение утраченного здоровья; третья группа - ослабленные и пожилые люди, выздоравливающие - по отношению к ним задача врача состоит в организации ухода и создании благоприятных условий для достойной жизни” (“Режим здоровья”).Таким образом, Рамбам поддерживает профилактический подход, основная идея которого состоит в том, что человек нуждается в наблюдении врача в любом состоянии - и когда он здоров, и когда он болен. “Только глупцы думают, что врач необходим лишь во время болезни и никогда больше. Прежде чем переселиться на новое место, - советует Рамбам, - следует узнать, есть ли там врач, учитель и баня”.Еще одно душевное качество, которое, наряду со скромностью и смирением, Рамбам считал необходимым для врача - это смелость. Здесь имеется в виду сохранение независимости при общении с высокопоставленными пациентами, а также те случаи, когда врач убежден, что для сохранения жизни и здоровья человека он должен позволить больному временно нарушить религиозные заповеди.

ЛУЧШИЙ АРГУМЕНТ В СПОРЕ
Рамбам с большим уважением относился к мнениям великих врачей прошлого, однако не останавливался перед критикой авторитетов, если считал, что они уклонились от пути истины. К коллегам-современникам он относился доброжелательно и с уважением (даже к людям, враждебно настроенным по отношению к нему). Свое отношение к мнениям коллег он мотивировал так: “Надо понять, что они - люди, простые смертные и, если они и мудры, все же они не пророки и даже не сыновья пророков! Поэтому в случаях, когда проверки покажут, что они решили тот или иной вопрос неверно, мы вправе оспаривать их утверждения”. Но при этом даже в пылу полемики Рамбам был способен выразить свое уважение к противнику и стать на его сторону в споре. Рамбам не мог мириться с ошибочными, с его точки зрения, суждениями врачей, ибо каждый неправильный совет врача он расценивал как грех, который следует отвергнуть ради истины и блага больного. Однако и в самом остром споре он не раздражался, сохранял спокойствие, и не отстаивал громко свою правоту, придерживаясь поговорки: “Слова мудрецов хорошо слышны в тишине”. Рамбам относился к своим коллегам, “как брат к братьям”, а к больным - “подобно отцу к сыновьям”. Он сохранил скромность и деликатность и тогда, когда достиг высокого общественного положения и прославился как философ и врач.

КОНСИЛИУМ ЛЕЧИТ ИЛИ КАЛЕЧИТ?
Придавая большое значение врачебному консилиуму, Рамбам призывал врачей не стесняться советоваться друг с другом, чтобы правильно установить диагноз и назначить лечение. Весьма злободневно звучит остроумный пассаж Рамбама из
“Трактата об астме”,относящийся к трагикомическим последствиям одновременного пользования одного больного несколькими врачами. “Я наблюдал обычное в Египте явление - как в среде великих людей, так и в народе, - когда один больной лечится у нескольких врачей одновременно. При этом ни один из врачей вначале не догадывается о других, да и больной, конечно, в этом не признается. Больной часто выбирает из назначенного врачами лечения только то, что, по его разумению, ему полезно, тем самым вводя врачей в заблуждение и внося недоразумения и путаницу. Сам же он при этом считает, что таким путем оберегает себя от врачебных ошибок. В этом я усматриваю не одну вредную сторону, а несколько: во-первых, сам больной находится в смятении, не зная, за кем из лечащих врачей правда. Во-вторых, врач, увидевший неожиданный эффект от назначенных (может быть, не им) лечебных рекомендаций, приходит в замешательство. В-третьих, врачи начинают оскорблять друг друга, обвинять в безграмотности, а порой даже прибегают к клевете. В-четвертых, у врача вырабатывается какая-то лень, скудость мысли и безответственность, ибо он не дает себе труда тщательно продумать лечение – мол, если он ошибется, то назовут не только его имя; если же исход болезни будет счастливым, авось, назовут и его имя.

А если бы все лечащие врачи собрались вместе, как это делают в трудных ситуациях короли и советники, и всерьез обменялись мнениями о состоянии больного и о том, какие именно из предложенных способов лечения, следует избрать, то это было бы разумно. Ведь ни один врач не в состоянии запомнить все, что он изучал... но если соберутся несколько специалистов и каждый вспомнит что-нибудь полезное, то это поможет прийти к общему мнению, и так будет достигнуто всеми желаемое и спасительное для больного согласие”.Рамбам резко осуждает шумные консилиумы у постели больного, когда некоторые из их участников стремятся во что бы то ни стало доказать больному и его близким свою правоту и ошибочность мнений коллег,похвастать своими знаниями и опытом. Он даже советовал покидать консилиумы, если возникнет подобная недопустимая ситуация.

http://www.pharmnews.kz/Nomera132/ct2.html

Маймонид как врач:об отдельных медицинских трудах Маймонида
http://www.lechaim.ru/ARHIV/146/maymonid.htm

Еврейская медицина в древности: http://www.velizariy.kiev.ua/avallon/apteka/med_2.htm
Нашла здесь:http://nedorazvmenie.livejournal.com/909421.html#cutid1

Рубрики:  Обо всем
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку