25 мая исполнилось бы 80 лет Франко Бонисолли, одному из моих любимейших певцов, которого мне, к сожалению, не довелось слышать живьём. (Он ушёл из жизни в 2003 году.)
Чтобы получить представление о феномене Бонисолли достаточно посмотреть вот эту запись хрестоматийной неаполитанской песни знакомой каждому зрителю мультфильма «Ну, погоди!».
Бонисолли изучал вокал у Альфредо Ларетто, а в 1961 году одержал победу в своём первом крупном музыкальном конкурсе в городе Сполето. В последующие годы Бонисолли исполнял лирические партии (Неморино, Альмавива, герцог Мантуанский, Альфред, Рудольф, Фауст) в оперных театрах по всей Италии. Международный успех пришёл к нему в 1968 году, когда он дебютировал в Венской государственной опере. С 1970-х гг. Бонисолли начинает исполнять и драматические партии, особенно в операх Верди, Пуччини и веристов.
Особую славу Бонисолли снискал благодаря своим уникальным голосовым данным — он один из немногих теноров, обладавших действительно свободным «верхним До». Несмотря на музыкальность, прекрасную дикцию, свободный верх, карьера Франко Бонисолли постоянно страдала от его эскапад. Он был совершенно непредсказуем в общении с импресарио, руководством оперных театров и коллегами. Случалось, что рассерженный холодным приёмом Бонисолли прерывал представление и уходил со сцены. Язык за зубами певец тоже не держал, иногда отпуская в интервью весьма колкие ремарки в адрес некоторых по его мнению чересчур увязших в популяризации оперы коллег. В результате достаточно быстро за Бонисолли закрепилось нелестное прозвище il pazzo, что значит «чокнутый».
И всё же il pazzo велик. Вот послушайте совершенно сумасшедшие овации, которые ему устроила публика после исполнения Dein ist mein ganzes Herz Франца Легара.
Это космос... Buon compleanno!