У верующих во Христа есть удивительная надежда - наследовать ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ! Никто больше не может рассчитывать на такой дар, потому что из мертвых воскрес только один Иисус Христос. И только ОН может гарантировать Жизнь ВЕЧНУЮ любящим ЕГО... Любишь ли ты Его? Если нет, тогда у тебя нет надежды...
Для тех, кого эта тема не оставила равнодушным, хочу поместить еще две статьи, которые дополнят этот видео-материал.
Статья первая:
Человек так устроен, что ему свойственно создавать себе различные стереотипы и усиленно, затем, отстаивать их, убеждая себя в том, что это – истина. Верующие люди не являются исключением. Порой мы даже не замечаем, что то, во что мы верили годами, с подачи проповедников, совершенно не соответствует тому, что изложено в библии! Даже, наоборот, читая библию, мы находим подтверждения своим ложным стереотипам, что является показателем духовной слепоты, исцелить от которой может только Сам Господь. Но для этого необходимо иметь ищущее и жаждущее правды Божьей сердце. До недавнего времени, и я был слеп в некоторых вопросах, касающихся спасения и бессмертия души, но, слава Богу, который просветил меня откровением свыше и расставил всё по своим местам!
Итак, начнём. Я, как и тысячи других Христиан, был научен, что душа человека бессмертна, и после смерти она попадает либо в Ад, где мучается, либо на Небеса, в Рай, где обретает вечное наслаждение в присутствии Божьем. Душа уверовавших в жертву Иисуса Христа неминуемо отправляется на Небеса (к Иисусу), а не уверовавших – в ад на вечные мучения. Но оказалось, что такое понимание есть чисто человеческие вымыслы! Бог, через Библию, открывает совершенно иное! Ни о каких небесах, после смерти тела, не учили Апостолы. Что касается Самого Иисуса, то Он дал на это лишь косвенное указание, что говорит о том, что не всё так просто и однозначно, и что здесь, на самом деле, кроется глубокая тайна. Но, как сказал мудрый Соломон, «Слава Божья – облекать тайною дело, а слава царей – исследовать дело». Откровение этой Тайны я хочу предоставить на ваш суд.
Начнём с учения Апостолов. В 1-Кор. 15 главе, Павел пишет буквально следующее (читайте внимательно и вдумчиво):
«Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения из мёртвых? Если нет воскресения из мёртвых, то и Христос не воскрес. А если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. Ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть чрез человека, так через человека и воскресение мёртвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своём порядке: Первенец Христос, потом - Христовы в пришествие Его… Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление,и смертному сему – облечься в бессмертие» (1 Коринфянам гл.15, ст.12-53)
Итак, что же мы видим из этих слов? Да то, что Павел связывает понятие «Вхождение в царство Божье» с понятием «воскресение из мёртвых», причём, он понимает это буквально, т.е. воскресение в новых телах при втором пришествии Христа на землю. Здесь нет и намёка на пребывание на Небесах после смерти тела! Павел ясно учит, что Царство Божье и Жизнь Вечная начнутся для верующих только после воскресения в новых, нетленных, телах, но никак не до этого!
Вот ещё один отрывок из посланий того же Павла:
«Не хочу же оставить вас, братья, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие люди, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших. Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божьей, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1 Фессалоникийцам гл. 4, ст.13-18)
Первое, на что сразу же обращается внимание, это то, что Павел, говоря о надежде, которую имеют верующие по отношению к своим усопшим родственникам –Христанам, да и к самим себе, опять же говорит только о воскресении в нетленных телах в конце времён, в момент второго пришествия Христа, и ни слова о Небесах! Он не говорит, мол, не скорбите об умерших в Господе, они на небесах блаженствуют, там им хорошо с Господом. Нет! Он говорит: Не скорбите, потому как смерть, это не навсегда. Будет славное воскресение. Будет встреча с Господом. Опять же, когда будет эта встреча, исходя из слов Павла? Только по воскресении в новых, нетленных телах. Почему мы этого не видим?!
В книге Деяний, в 24 главе, описывается разговор Павла с неким правителем Феликсом. И вот что говорит Феликсу Павел:
«Но в том признаюсь тебе, что по учению, которое они признают ересью, я, действительно служу Богу Отцов моих, веруя всему написанному в законе и пророках, имея надежду на Бога, что БУДЕТ ВОСКРЕСЕНИЕ МЁРТВЫХ…» (Деяния гл. 24, ст.15-16)
На что была надежда Павла? На блаженство на небесах после смерти тела? Нет! Но на будущее воскресение из мёртвых!
Рассмотрим ещё одно изречение апостола Павла. На этот раз из послания Филиппийцам:
«…Чтобы познать Его и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть ВОСКРЕСЕНИЯ мёртвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг…, но стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус. Братья, я не почитаю себя достигшим, а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к ПОЧЕСТИ ВЫШНЕГО ЗВАНИЯ Божия во Христе Иисусе»
(Филиппийцам гл.3, ст.10-12)
Я никогда не мог понять этих слов Павла. Чего он хочет достигнуть? Какого воскресения? Оказалось, что по Гречески, слово «воскресение», это «анастасис», но в данном случае, когда Павел говорит, что хочет «достигнуть воскресения», он использует немного иное слово, а именно – «эксанастасис», т.е., некое «сверх-воскресение», имея в виду, первое воскресение, или, как он ещё его называет «лучшее» воскресение, в котором примут участие только вошедшие в разряд «Побеждающих». И опять он ничего не говорит о небесах, но – только о воскресении в «последний день». Именно на это и было всё его упование.
Во втором послании Коринфянам, в синодальном Русском переводе читаем:
«Ибо знаем, что когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на Небесах, дом нерукотворённый, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище» (2 Коринфянам гл.5, ст.1,2)
Вот типичный пример, когда неверный перевод, возможно, умышленно адаптированный к традиционно сложившемуся церковному учению (и не только в этом месте), может полностью исказить смысл того, что было сказано в действительности. Не буду вдаваться в лингвистические тонкости, скажу только, как это звучит в Греческом подлиннике:
«Ибо знаем, что когда этот земной дом, эта палатка (земное тело) разрушится, мы получим новый дом от Бога, сделанный на Небесах, сделанный не руками, а потому, вечный. Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в «одежду», посланную нам с Небес».
Т.е., речь, опять-таки, идёт о будущем, новом, прославленном Теле, которое верующие в Иисуса получат в день воскресения мёртвых. «Старый дом» (это тело) разрушится, «новый дом» (новое Тело) получим, - такова главная мысль Павла в этом отрывке. Теперь, кстати, становится понятно, что имел в виду Апостол Пётр, который писал:
«…к наследству нетленному,…хранящемуся на небесах для вас, Силою Божиею, через веру, соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время. О сём радуйтесь..." (1 Петра гл.1, ст.4-6)
Можно приводить бесконечное множество примеров, ясно и недвусмысленно показывающих, что концепции попадания души в небеса (или в Ад, как место мучений), сразу после смерти тела, не было в учении апостолов, а стало быть, и в учении ранней церкви. Они говорили только о будущем воскресении из мёртвых и, последующей за этим событием, жизни вечной со Христом в Его царстве. Кстати, эта же мысль хорошо видна и в словах Самого Иисуса:
«…нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр… ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, среди гонений, во сто крат более…, а В ВЕКЕ ГРЯДУЩЕМ – жизни вечной»
(от Марка гл.10, ст.29-30)
Что называли Евреи «веком грядущим»? Правильно, царство Мессии на Земле. Вот именно по установлении этого Царства, т.е., после своего второго Пришествия, Иисус и обещал ученикам, что они наследуют жизнь вечную.
«Не дивитесь сему: ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат голос Сына Божьего, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (от Иоанна гл.5, ст.28-29)
Когда апостолы проповедовали Евангелие, они делали упор именно на будущее воскресение:
«…услышавши о ВОСКРЕСЕНИИ мёртвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другой раз»
(Деяния гл.17, ст.32)
«… к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе ВОСКРЕСЕНИЕ из мёртвых»
(Деяния гл.4, ст.1-2)
Как это отличается от сегодняшней проповеди Евангелия! Ведь сегодняшние Евангелисты, неся благую весть о Христе, как правило, ни слова не говорят о будущем воскресении из мёртвых. Я, например, слышал выступления очень многих Евангелистов, и все они весь акцент своей проповеди делали на то, что всякий, уверовавший в Иисуса Христа, отправится на небеса после смерти тела. Апостолы же, напротив, ни о чём таком не учили, но весь упор делали на будущее воскресение из мёртвых, в котором оправданными пред Богом окажутся только те, которые уверовали во Христа Иисуса.
В книге Деяний, в 9 главе, описывается случай, который произошёл в одной из ранне-Христианских общин. Заболела и умерла одна ученица по имени Тавифа. Её омыли, оплакали и положили в горнице. Узнав же, что там, неподалёку, находится апостол Пётр, верующие послали за ним, и он, пришед, воскресил Тавифу. Меня всегда мучил вопрос: почему она ничего никому не рассказала о небесах, ведь ясно же, что всё это время её душа была там?! Я никак не мог этого понять. Почему Лазарь, который целых четыре дня был мёртвым, тоже никому ни о каком «загробном мире» не поведал, иначе об этом обязательно были бы упоминания в Евангелиях и посланиях апостолов? Теперь мне всё стало понятно! Да не были они ни на каких небесах! Они просто «спали», пока их не разбудили (не воскресили)!!!
И это – только Новозаветные примеры. Но они полностью соответствуют изречениям святых Ветхого Завета. Вот, лишь, некоторые из них:
«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; И любовь их и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем»
(Екклесиаст гл.9, ст.5-6)
«Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Екклесиаст гл.9, ст.10)
«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Псалом 125, ст.4)
Из этих отрывков ясно видно, что со смертью тела наступает и смерть души, т.е. всё, что включает в себя это понятие – сознание, мысли, чувства, знание, - просто прекращает своё существование вместе с телом! Если вы с этим не согласны, значит, вы не согласны со СЛОВОМ Бога!!!
«А человек умирает, и распадается; отошел, и где он? … Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего… В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает» (Иов гл.12, ст.10,12,21)
«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Даниил гл.12, ст.2)
«А ты иди к своему концу, и успокоишься и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней» (Даниил гл.12, ст.13)
Да и в самом начале Библии, в книге Бытия, Господь уже не оставляет никаких сомнений, относительно смертности человеческой души. Прежде всего, необходимо рассмотреть описание сотворение человека с учётом понимания истинного смысла , передаваемого языком оригинала.
« И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие гл.2, ст.7)
Термином «дыхание жизни» переведено Ивритское словосочетание «Нишмат Хаим». Это Дыхание Бога в человеке стало тем, что Русском переводе звучит, как «дух человека» (Ивр. – «НЕШАМА»), и является, по сути, частицей Всевышнего, которая в момент грехопадения утратила связь со своим Источником и, как-бы, «умерла». Ей требуется духовное возрождение, что и происходит вследствие крещения Духом Святым.
Вследствие соединения этого духа/дыхания Бога и тела человека, человек стал «душою живою» (Ивр.- «НЕФЕШ»). Обратите внимания, что человек не просто «обрёл душу», как сегодня говорят многие богословы, но он «СТАЛ» ею.
После же грехопадения, Господь объявил Адаму приговор:
«… ибо прах ты и в прах возвратишься» (Бытие гл.3, ст.19)
Смотрите, очень ясно сказано, т.е. «из земли ты вышел, в землю и вернёшься». Обратите внимание на то, что Всевышний не сказал Адаму, как, по идее, должен был бы сказать, исходя из существующей в современном Христианстве концепции «бессмертия души»:
«Адам, твоё тело возвратится в землю, а ты пойдёшь в Ад на мучения...»
Нет! Сказано очень ясно и недвусмысленно:
«Ты, Адам, из праха вышел, и ты, Адам, обратно туда возвратишься»!
Я, естественно, понимаю, что у прочитавшего всё вышеизложенное, может возникнуть множество вопросов, относительно тех или иных мест в Библии, которые, как может показаться, указывают на то, что апостолы говорили таки о жизни души на Небесах после смерти тела. На самом же деле имеет место либо недопонимание существовавшей в ранней церкви концепции «встречи с Христом», либо, просто, не совсем верный перевод.
Вот некоторые примеры:
«Влечёт меня и то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти нужнее для вас» (Филиппийцам гл.1, ст.23-24)
На первый взгляд может показаться, что Павел говорит о своём посмертном, бестелесном существовании с Христом на Небесах. Если это так, то тогда непонятно, почему во всех других местах он называл своей надеждой ВОСКРЕСЕНИЕ из мёртвых в новом, нетленном Теле, а не бесплотное бытие в мире духов. Дело в том, что понятие «время» заканчивается для человека в момент его смерти. С момента смерти человека и до момента его воскресения из мёртвых, здесь, в мире живых, могут пройти сотни лет. Для умершего же это покажется одним мгновением и это очень хорошо понимали в ранней церкви. Вот это и имел ввиду Павел, говоря, что он желает лучше разрешиться и быть с Христом. В его восприятии это будет, как будто, он только уснул и тут же проснулся, но уже в небесном Теле, чтобы встретить Христа лицом к лицу и быть с Ним всегда. Сравните это с тем, что он пишет в уже приведённом мною отрывке из 1 Фесс. гл.4, ст.15-18, где Павел утешает верующих будущим воскресением, говоря: «… и так всегда с Господом будем»
Вот другой пример. В синодальном переводе читаем:
«…Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в Раю»
(от Луки гл. 23 ст.43)
А вот подлинный смысл, передаваемый греческим текстом:
«Истинно говорю тебе ныне: будешь со мною в Раю»
Здесь необходимо объяснить, как мыслили Иудеи местонахождение Рая. Они верили, что Рай, который был насажен на земле, а не на небесах, и в дословном переводе означает «Роща», был сокрыт (сверхъестественно) от людей после изгнания из него Адама и Евы. Но после прихода Мессии, воскресения мёртвых и наступления Мессианской эры, Бог снова откроет Рай, куда введёт всех воскресших праведников. Таким образом, для Иудеев, слышавших эти слова Иисуса, было совершенно ясно, что когда этот распятый разбойник воскреснет в последний день, Иисус причислит его к праведникам и введёт в Рай. Кстати, Сам Иисус, после смерти, т.е., в тот же день, не попал на небеса, а был погребён на три дня и три ночи, а потом, по воскресении из мёртвых, ещё 40 дней ходил по Земле…
Но чаще всего, конечно, преткновение и непонимание может вызывать притча Иисуса о богаче и Лазаре (от Луки гл.16, ст.12-15). Хотя и здесь, на самом деле всё просто. С этой притчей Иисус обратился не к кому-нибудь, а именно к фарисеям . Дело всё в том, что «Лоно Авраамово» было чисто фарисейским термином, да и само учение об этом «лоне», так же родилось в среде фарисеев. Кстати, концепция жизни души после смерти, в Израиле, была принята только сектой фарисеев, да и то, примерно за 300 лет до Р.Х. Многие историки полагают, что заимствована она была из более древних верований Египтян и Вавилонян. Не буду здесь расписывать в подробностях сути этого фарисейского учения, напомню, только, что Иисус рассказал именно притчу, использовав некоторые верования тех, к кому эта притча была обращена. Кстати, если читать внимательно, то можно увидеть, что Иисус вовсе не подразумевал жизнь души в загробном мире. Вот, например, в Его притче богач обращается к Аврааму с такими словами:
«Отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сём».
Во-первых, богач взывает о милости не к Богу, а к Аврааму, т.е., к человеку! Неужели вам не показалось это странным? Неужели, действительно, Авраам «заправляет» всем в мире мёртвых? Да нет же. Просто это, опять-таки, было верой секты Фарисеев. Иисус говорит к ним на их языке, пытаясь достучаться до их сердец. Далее, мы видим, что в этой притче и богач и Лазарь пребывают «на том свете» в телах, ведь у душ нет ни языков, ни рук с пальцами (перстами)! Кроме того, «огонь мучений» до суда не мыслим, а суд будет только однажды, в конце времён (вот, кстати, именно об этом и писал автор послания к Евреям, говоря, что «человекам положено однажды умереть, а потом…что? Небеса или мучения в Аду? Нет!... СУД») поэтому и «озеро огненное» будет тогда же, т.е. только после суда (Откровение гл.20). Не забывайте, это - всего лишь, притча, а в притчах Иисус использовал различные образы, которые Он брал из природы, уклада жизни людей того времени и… из некоторых специфических верований тех же Фарисеев, как это и было сделано Им в данном случае. Кстати, обратите внимание, что имя богача не упоминается, а вот на имени нищего Иисус, кажется, просто акцентирует внимание слушающих. Почему? А вот вспомните, что ответил в этой притче Авраам богачу, когда тот обратился к нему с просьбой послать на землю (опять, такая просьба, и обращена к человеку, а не к Богу!) Лазаря:
«…если Моисея и пророков не слушают, то, если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».
И, через несколько дней после рассказа этой притчи, Иисус воскрешает человека по имени… Лазарь! И действительно, фарисеи, даже видя это чудо, не уверовали в Него. Ещё раз хочу напомнить, что это была, всего лишь, притча, а не учение о том, как устроен загробный мир, т.к. это полностью бы противоречило всему остальному Писанию, которое ясно учит, что со смертью тела, «умирает» и душа (хотя и не исчезает бесследно, т.к., Бог восстановит её в момент воскресения, при соединении духа («нешама») умершего человека с Новым, небесным телом), т.е. гаснет сознание человека, или как говорит Давид:
«...исчезают все помышления его» (Псалом 125, гл.4)
А Екклесиаст, вообще, не оставляет никаких сомнений, относительно смерти души вместе со смертью тела:
«…участь сынов человеческих и участь животных – участь одна. Как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание (нефэш) у всех, и нет у человека преимущества пред скотом. Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратиться в прах»
(Екклесиаст гл.3, ст.18-20)
«Всему и всем - ОДНО; одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому... как добродетельному, так и грешнику… Это то и худо во всём, что делается под солнцем, что одна участь всем…" (Екклесиаст гл.9, ст.1,2)
Разве это не было бы полным противоречием, если бы история о богаче и Лазаре была «учением», а не, всего лишь, притчей?
«Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, потому что и память их предана забвению; и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли…» (Екклесиаст гл.9, ст.5,6)
И это всё сказано человеком, о котором Дух Божий засвидетельствовал такими словами:
«…слова Истины написаны им верно»
(Екклесиаст гл.12, ст.10)
Значит, этому можно и нужно верить.
Я понимаю, что всё это больно бьёт по многим традиционным вероучениям церкви, но это – «Так Говорит Господь»!
Читающий да разумеет, и имеющий ухо, да слышит, что Дух открывает церкви в эти последние времена!
Аминь!
Андрей Расшиваев
Статья вторая:
ЧТО ЖЕ НА САМОМ ДЕЛЕ ПРОИСХОДИТ С ДУШОЙ ПОСЛЕ СМЕРТИ, И ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?
Прежде, чем приступить к исследованию состояния мёртвых, важно понять, почему этот вопрос требует изучения. Ведь легко сказать: раз человек мёртв, то у него больше уже нет возможности принять Христа своим Спасителем. В чём тут суть? Что собой представляет состояние мёртвых?
Многие деноминации учат, что умершие праведники немедленно отправляются ко Христу в виде бестелесных духов. Несмотря на то, что эта идея может показаться милосердной, на самом деле она устраняет необходимость воскресения, с такой силой утверждаемого в Новом Завете (НЗ). Другие христиане, как, например, римо-католики, настаивают, что умершие попадают в чистилище (место очищения), где их грехи сжигаются в ужасном огне, и боль превосходит всякое воображение. По окончании этого очищения они отправляются в рай, где живут со Христом вечно. В дополнение к этому римо-католическая церковь учит, что усопшие "святые" на самом деле живут на небесах и к ним можно обращаться в молитвах как к заступникам.
Совершенно ясно, что если умерший не перешёл в духовное состояние, то данная идея ошибочна. А если молитвы направляются к несуществующим святым, они более чем бесполезны, поскольку являются идолопоклонством. Идолопоклонство - прямое оскорбление Бога, и о нём в Библии имеется больше упоминаний, чем о каком-либо другом грехе. Совершенно ясно, что этого греха надо избегать. Следовательно, мы должны быть осторожны, и исследовать библейское представление о состоянии мёртвых, если хотим избежать невольного совершения подобного греха.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
При изучении любого библейского вопроса мы должны осознавать, что если в Писании имеется много упоминаний на определённую тему, то все они совсем не обязательно являются однозначными.
Одни утверждения могут быть метафорическими. Другие могут быть прямыми и однозначными. Третьи - поэтическими. Четвёртые - иносказательными.
Отсюда вытекает, что мы должны искать самые ясные утверждения на нужную тему и разобраться в первую очередь в них. Если же мы сталкиваемся с прямыми однозначными утверждениями, которые не ставят нас в тупик, тогда мы вправе ожидать, что эти утверждения представляют собой базовые истины. Далее мы можем перейти к менее ясному материалу, используя более ясный для освещения не столь очевидных мест. Нам никогда не следует действовать противоположным образом, потому что, поступая так, мы отрицаем ясные истины Слова Божьего. Единственный случай, когда уместно действовать противоположным образом в понимании основ по ясному вопросу, - это когда мы обнаруживаем, что имеется контекст, который ставит нас в тупик, и значение которого мы ранее не поняли.
ПЕРВОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
Первое ясное утверждение о состоянии мёртвых исходит от произнесённых Богом слов в адрес Адама после грехопадения.
"В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься"
(Бытие гл.3, ст.19)
Обратите внимание, Бог сказал Адаму, что он - прах. Бог не сказал Адаму, что его тело есть прах, но что сам Адам есть прах. Подобным же образом Бог сообщил ему, что он возвратится в прах. Здесь нет никакого намёка на то, что какая-то часть Адама отправится куда-либо ещё. Весь Адам возвратится в землю. Это последнее пристанище человека снова упоминается Соломоном.
"Потому что участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё - суета! Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах. Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю? Итак увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это - доля его; ибо кто приведет его посмотреть на то, что будет после него?"center>
(Екклесиаст гл.3, ст.19-22)
Соломон указывает, что как у человека, так и у животных одна участь: все они возвратятся в прах. Затем он задаёт риторический вопрос - знает ли кто-нибудь о том, что вверх восходит "дух" (дыхание) человека, когда "дух" (дыхание) животных сходит вниз? Он использует древнееврейское слово "руах" ("дыхание"), применяя его как к человеку, так и к животным, давая понять, что между ними нет различия. Следовательно, невозможно утверждать, что он говорит о "душе" или "духе" (как бестелесных сущностях человека), которые направляются к Богу. Эта мысль становится ещё более ясной в стихе 22, где Соломон использует ту же риторическую форму, когда утверждает, что мёртвому невозможно увидеть ничего из того, что происходит после его смерти.
Далее Соломон развивает эту тему:
"Кто находится между живыми, тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем" (Екклесиаст гл.9, ст.4-6)
Здесь Соломон говорит, что пока мы живы, у нас есть надежда. Когда мы умираем, все наши надежды умирают вместе с нами. Здесь не говорится о том, что нет надежды на воскресение, но о том, что ты перестаёшь сознавать свои надежды, мечты, поскольку мёртвые ничего не сознают. Затем он подчёркивает эту мысль, говоря, что всё, в чём принимали участие мёртвые вместе с живыми, "исчезло". Древнееврейское слово "авад", переведённое как "исчезли", описывает полное и окончательное уничтожение, после которого ничего не остаётся. Так же, как и во всех предыдущих текстах, здесь отсутствует какой-либо намёк на бестелесные "души", которые якобы продолжают жить после того, как тело умерло.
Чёткое недвусмысленное высказывание по поводу смерти в Ветхом Завете (ВЗ) встречаем в Псалмах: "Не мертвые восхвалят Господа, ни все нисходящие в могилу" (Псалом 113, ст.25)
"Выходит дух его, и он возвращается в землю свою:
в тот день исчезают все помышления его" (Псалом 125, ст.4)
Многие полагают, что души умерших Иисус забирает на Небеса. Но если бы они находились на небесах, то постоянно славили бы Бога.
Однако из этих стихов явствует, что они не могут быть на Небесах, так как мёртвые не славят Бога. Псалмопевец ещё более проясняет ситуацию:
"Ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?" (Псалом 6, ст.5)
Наш краткий обзор не был исчерпывающим, но он показал, что в ясных выражениях, относящихся к состоянию человека после смерти, Библия не даёт никаких упоминаний о разделении человека на части, когда одна часть будто бы умирает, а другая идёт на небеса (или в какое-либо другое место). Этот последний стих указывает на место пребывания мёртвых: шеол.
ФИГУРАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СМЕРТИ
"Шеол" иногда употребляется в значении "могила". Это древнееврейское слово, обозначающее место нахождения мёртвых (Исаия гл.28, ст.15, 18). На основании 65 упоминаний этого термина в ВЗ прослеживается чёткая линия. Смерти следует опасаться. Отправиться вниз в шеол - неприятная вещь. Нет никакого намёка на красивые райские места, куда "сущность человека" отправляется в то время, как его тело сходит в могилу. Если бы был хотя бы один такой случай, то не было бы страха смерти. Павел, воспитанный как иудей и получивший образование на основе ВЗ, не написал бы о жале смерти или победе над могилой (1-Коринфянам гл.15, ст.55), цитируя Осию гл.13, ст.12, если бы смерть была чем-то, чего следует с нетерпением ожидать. Псалмопевец упоминает об "ужасах шеола" в Псалме 116, ст.3 (Здесь и далее примечания переводчика. "Ужасы шеола" переведены в синодальном тексте, как "муки адские"). И как ясные утверждения о смерти свидетельствуют, что у мёртвых отсутствует какое бы то ни было сознание, так же ясны Библейские утверждения о шеоле, месте пребывания умерших.
"Всё, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости" (Екклесиаст гл.9, ст.10)
Cоломон не удовольствовался лишь простым упоминанием о том, что мёртвые ничего не знают (Екклесиаст гл.9, ст.5). Ту же самую мысль он выразил четырежды! У мёртвых не только мозг не работает, более того, нет никакой мыслительной деятельности ни у одной личности или духа в месте нахождения мёртвых. Трудно высказаться по этому поводу более однозначно.
Когда мы изучаем образные или не столь прямые утверждения, то должны помнить, что эти утверждения не могут противоречить другим истинам Библии. Потому что Бог и Его Слово не могут противоречить сами себе. Если возникает противоречие между какими-то утверждениями на одну и ту же тему, то по логике имеет место одно из двух: или мы не поняли это высказывание, потому что оно содержит нечто трудное для нас, или Библия не есть Слово Божье.
Поскольку мы согласны, что Писание является Словом Бога, то, если имеется явное противоречие, нам надо пересмотреть наше собственное понимание. И, как мы уже отметили ранее, ясные дидактические утверждения выступают в роли эталона, на который мы равняемся при понимании всех остальных высказываний.
В ВЗ принято метафорически описывать смерть, как "сон". Встречаются 36 утверждений (не учитывая их вариантов), где об умершем говорится, что он "почил с отцами" (3 Царств гл.2, ст.10). В каждом случае упоминание о смерти относится к отдельной личности. Обычно используется глагол "шахай", означающий "ложиться отдыхать". Мы видим это в словах Бога к Моисею, предупреждающих, что он не войдёт в землю обетованную.
"И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими..."
(Второзаконие гл.31, ст.16)
Важно отметить, что Сам Господь использовал эту метафору. Другое древнееврейское слово, используемое для описания смерти, - это "йашен". Оно описывает состояние пребывания во сне в прямом смысле: сон - это естественный ночной феномен, после которого человек пробуждается утром.
"Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным" (Псалом 12, ст.4)
Обратите внимание на то, что буквальный перевод данного места - "чтобы я не уснул смертью". Слово "сном" добавлено переводчиками. Невозможно не заметить, что о смерти говорится, как о форме сна. Однако, смерть - такой сон, от которого человек сам пробудиться не может. Данной метафоре присуща надежда на воскресение, хотя и не так явно выраженная, как в НЗ.
Всё это подводит нас к двум аспектам смерти, для которых её метафорическое описание, как сна, особенно важно. Во-первых, это естественное бессознательное состояние. Во время сна отсутствует какая-либо целенаправленная деятельность. Во-вторых, сон ведёт к ожидаемому пробуждению, подразумевая уверенность в последующем возвращении к жизни. Таковы пророчество и обетование, данные Даниилу:
"И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление. А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней" (Даниил гл. 12, ст.12,13)
Мы, во-первых, замечаем сочетание стиха из Бытия 3:19 с метафорой "сна". Ангел Гавриил ясно говорит Даниилу, что местонахождение мёртвых - это "прах", из которого человек восстаёт, а не какая-то небесная обитель. Затем Даниил должен отправиться отдыхать, будучи уверенным в окончательном пробуждении к вечной жизни. Нам нужно особо подчеркнуть, что награда ожидает Даниила в конце времени, а не после его смерти. Нет никакого намёка на какое-либо вознаграждение ранее воскресения.
В НЗ мы находим такую же метафору. В момент крестной смерти Христа многие святые были воскрешены:
"И гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим" (от Матфея гл.27, ст.52-53)
"Тела" усопших святых были воскрешены. Поскольку они ходили по Иерусалиму, совершенно очевидно, что восстали из мёртвых полноценные люди. Нет никаких указаний на то, что имело место "соединение" бестелесных душ с телами; итак, данное положение о воскресении хорошо согласуется с метафорическим описанием смерти, как "сна". Сходная форма используется в известной истории о воскрешении Лазаря:
"Сказав это, говорит им потом: Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его. Ученики Его сказали: Господи! если уснул, то выздоровеет. Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер" (от Иоанна гл.11, ст.11-14)
Вначале Иисус сказал ученикам, что Лазарь уснул. Они сделали естественный вывод о том, что он пробудится. Иисус затем уточнил свои слова, побуждая их пересмотреть свои выводы, сказав, что Лазарь умер. В воскрешении сына вдовы из Наина мы снова встречаем эту метафору:
"И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились,
и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!"
(от Луки гл.7, ст.12)
Глагол, переведённый как "встань", в оригинале - "егиеро", буквально означает "проснись". Этот глагол также использован в истории о воскрешении дочери Иаира (от Марка гл.5, ст.41). Такое многократное повторение метафорического изображения смерти в виде сна не случайно. Иисус правильно понимал сон, как такое состояние, когда мёртвые совершенно ничего не сознают, но могут пробудиться от голоса Господа. Эти три примера подводят нас к следующему пониманию.
Сторонники идеи о том, что бестелесная сущность человека отправляется на небеса, когда тело умирает, наталкиваются на проблему. Если бы умерший восшёл на небо, а затем возвратился в своё тело, то у него было бы что поведать о своём пребывании на небе. Но ни один из троих не рассказывал ничего подобного. Фактически им нечего было рассказывать. Они не представили свидетельств о том, что, будучи мертвы, хоть какое-то время пребывали в сознании. Если мы посмотрим на истории воскрешённых в Библии (3 Царств гл.17, ст.17-24, 4 Царств гл.4, ст.25-37, от Луки гл.7, ст.11-15, от Луки гл.8, ст.41-56, Деяния гл.9, ст.36-41; гл.20, ст.9-11), никто из этих людей ничего не сообщал о небесах. Для того, чтобы поверить, что "душа" идёт на небеса, когда умирает тело, мы должны поверить, что все эти люди видели какие-то невообразимо прекрасные места Вселенной, встречали самую славную Личность (Бога), и им вообще нечего было рассказать после своего возвращения! Такое предположение уму непостижимо. После того, как был исцелён прокажённый (от Марка гл.1, ст.40-45), он сообщал всем, кто только мог его слушать, об этом чуде. Даже после того, как Иисус наказал ему этого не делать! Не сказать о гораздо больших чудесах, которые они могли бы увидеть, просто невозможно!
Нам следует рассмотреть ещё одно воскресение. В этом случае мы имеем прямое свидетельство о том, отправилась ли душа умершего на небо или нет. В воскресное утро Мария Магдалина пришла ко гробу Христа помазать Его тело. Это произошло примерно через 36 часов после Его смерти на кресте:
"Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему"
(от Иоанна гл.20, ст.17)
Иисуса положили во гроб мёртвым. В то воскресное утро Он сказал Марии, что ещё не был на небесах. Если "душа" мёртвого немедленно уходит на небо, то почему такого не случилось с "Душой" Иисуса? Может ли быть такое, что не существует отдельной "сущности человека", которая могла бы отправиться на небо? Возможно ли, что тексты, которые мы проанализировали и которые прямо утверждают, что смерть - это сон, являются правдой? Иисус использовал метафоры, и Он действительно имел в виду то, что говорил:
"Не может нарушиться Писание"
(от Иоанна гл.10, ст.35)
Но как быть со словами Иисуса, обращёнными к разбойнику на кресте?
"И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (от Луки гл.23, ст.42-43)
Иисус пообещал разбойнику Спасение. Наш вопрос таков: когда же он получит этот драгоценный дар? Если верить переводу, то разбойник должен получить его в тот же день. Однако, обратите внимание на ключевую фразу. Разбойник должен быть "со Мною" в раю. Христос сказал Марии, что ещё не был в раю. Значит, если этот дар предполагалось получить в тот же день, то Иисус солгал.
Решение проблемы заключается в том, что греческий оригинал не имеет знаков препинания. Когда это место переводилось на русский и другие языки, то его переводили в соответствии с господствовавшей в средние века теологией. Реформаторы, восстановившие многие попранные Библейские истины, не уделяли достаточного внимания вопросу о состоянии мертвых. Они всё ещё придерживались взглядов, имевших свои корни в учении римо-католической церкви, и верили в бессмертие души. Поэтому для них было естественно поставить запятую туда, где она стоит. Но если поставить запятую после слов "ныне же", получается совершенно другой смысл. Тогда мы видим, что Христос решительно пообещал разбойнику, так же, как и Даниилу, что тот будет воскрешён во время Второго пришествия. И если мы вернёмся на один стих выше, то увидим, что это именно то, чего ожидал разбойник.
ЭКСКУРС ДЛЯ СКЕПТИКОВ
Некоторые апологеты бессмертия души возражают, что идея о том, что душа умирает, неправильна, поскольку евреи за столетие до Иисуса придерживались взгляда на человека, как имеющего двойственную природу: то есть, что он якобы состоит из тела и души, которые после смерти разделяются. На это имеется два основных возражения.
Во-первых, Иисус Христос посвятил всё Своё служение исправлению ложных идей. Он не раз сталкивался с состоянием мёртвых. Кроме того, фарисеи и саддукеи имели крупные разногласия по поводу возможности воскресения мёртвых. Поэтому Иисус приложил много усилий к тому, чтобы учить людей истине.
Во-вторых, позиция дуализма не была иудейской. На протяжении всего ВЗ (последние книги которого были написаны за 400 лет до рождества Христова) царило целостное согласованное понимание о том, что собой представляет смерть. Мы, в основном, исследовали это выше. В первом столетии нашей эры иудеи заимствовали языческие идеи. В частности, в их мышление проникли идеи платоновского дуализма "души и тела". Платон верил, что плоть - это зло, а духовная составляющая человека есть добро. Следовательно, когда человек умирает, уничтожается тело как носитель зла, а добрый "дух" возвращается в своё первоначальное состояние в духовный мир. Эта система взглядов превратилась в то, что нам сейчас известно как гностицизм. Большинство идей были заимствованы от языческих народов, окружавших иудеев.
Следует отметить, что когда Евангелие достигло язычников, большинство из них были в то время гностиками. Для новообращённого невозможно сразу же освободиться ото всех своих старых представлений. Также, когда умерли апостолы, их писания стали основным источником учений для новообращённых. Таким образом, в христианство вкрались многие идеи гностиков. Дуализм Платона проник в объяснительную литературу. Поскольку у древних не было таких методов изучения, какими мы обладаем теперь, для них было намного труднее распознать подобную ересь, особенно когда им приходилось иметь дело с, казалось бы, более неотложными проблемами, требующими разъяснения, такими, как человеческая и Божественная Природа Христа. Языческий дуализм взглядов Платона на природу человека закрался в христианство и продержался тысячелетия.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ПЕТРА
Давайте обратимся к проповеди Петра в день Пятидесятницы, сразу же после того, как Он был помазан Духом Святым. В ней Пётр ясно говорил о состоянии мёртвых. "Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня. Ибо Давид не восшёл на небеса" (Деяния гл.2, ст.29,34)
Обратите внимание на то, что Пётр говорит о Давиде:
Давид умер и похоронен. И в момент проповеди он продолжает быть мёртвым. Он не восшёл на Небеса.
Другими словами, когда автор 3-й книги Царств писал, что "Давид почил с отцами своими" (3-Царств гл.2, ст.10), он в самом деле это имел в виду! К моменту проповеди Петра Давиду должно было бы потребоваться несколько сотен лет, чтобы добраться до Небес, если природа смерти именно такова. Но Пётр прямо сказал, что Давид всё ещё находится в могиле. Иными словами, у Давида не было бессмертной души, которая могла бы попасть на небо после его смерти. Чтобы быть до конца точными, мы должны заметить, что эта проповедь имела место спустя десять дней после вознесения Христа на Небеса. Те, кто хотели бы, чтобы мы поверили в то, что святые содержались в чистилище до момента крестной смерти, попадают в затруднительное положение. Давид был для Бога "мужем по Сердцу Своему"
(1-Царств гл.13, ст.12), и спустя 50 дней после распятия и 10 дней после вознесения Христа он всё ещё оставался в могиле. Или Пётр ошибался, или утверждения по поводу Давида (пророк, муж по Сердцу Богу, герой веры и т.д.) ошибочны, или Давид не обладал бессмертной душой. Поскольку первые два варианта предполагают ошибочность Библии, очевидно, что единственный правильный вывод таков, что Давид продолжает почивать в могиле.
СВИДЕТЕЛЬСТВО ПАВЛА
Павел дважды упоминает о состоянии мёртвых: в 1-Фессалоникийцам гл.4 и в 1-Коринфянам гл.15.
"Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1-Фессалоникийцам гл.4, ст.13-17)
В данных отрывках Павел сделал несколько утверждений. Во-первых, он описывает умерших, о которых прочие скорбят, как пребывающих во сне (Слово, переведенное, как "умерших" в 13, 12 и 15 стихах, в оригинале - "коймао" - усопших, уснувших). Это не может быть естественный сон. Потом он сообщает нам, что живые будут следующими на очереди после "спящих", "усопших", когда возвратится Христос. После того, как Павел заявляет о Втором Пришествии, он вновь возвращается к только что сказанному, и говорит о том, что мы уже исследовали ранее. В 1-Коринфянам гл.15 Павел 19 раз использует слово "эгиеро" для описания воскресения мёртвых. Как мы уже ранее установили, это слово означает "пробудиться ото сна". Не может быть никаких сомнений в том, что Павел описывает смерть, как сон.
Следует отметить ещё несколько моментов. Если Павел верил в блаженное состояние мёртвых со Христом, то здесь представлялась бы прекрасная возможность рассказать живым о том, почему им не следует горевать об умерших. Тот факт, что он этого не сделал, усиливает позицию о том, что мёртвые пребывают в спящем состоянии, а не на небесах. Другой факт, что живые праведники встретят Христа одновременно с воскресшими мёртвыми (Слово "предупредим" в синодальном переводе 15 стиха, в оригинале - "фтано" - "не попадём в рай раньше" усопших, умерших), несомненно, указывает на то, что мёртвые ещё с Господом не встретились.
ЕЩЁ ОДИН ЭКСКУРС ДЛЯ СКЕПТИКОВ
В Библии имеется три основных места, на которые указывают скептики, пытаясь повернуть Писания в выгодную для себя сторону. В то время, как мы будем их исследовать, нужно помнить, что если какое-то место кажется противоречащим основным ясным истинам, то мы должны использовать более ясные утверждения для объяснения менее ясных. Иными словами, мы не можем отвергнуть ясные и понятные утверждения, отрицающие существование бестелесных "душ", просто потому, что это подходит к желаемому нами выводу. Памятуя обо всём этом, позвольте обратиться к двум утверждениям, сделанным апостолом Павлом, и ещё к одному, сделанному Христом.
Первое представляет собой текст, который мы только что процитировали из 1-Послания к Фессалоникийцам. В нём говорится, что "умерших в Иисусе Бог приведет с Ним". Под словами "приведёт с Ним" многие подразумевают то, что эти люди придут с Небес. Однако это не может быть правдой, поскольку мёртвые пробудятся от громкого гласа, а затем будут подняты, чтобы встретиться с Господом в воздухе. В этом месте отсутствуют упоминания о "душах", соединяющихся с телами. Также греческий глагол "аго", переведённый, как "приведёт", обрисовывает картину того, как все святые будут приведены в Небеса. Эта истина согласуется с уже установленными ранее. Павел подчёркивает, что умершие не останутся забытыми.
"Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, - ибо мы ходим верою, а не видением, то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа" (2-Коринфянамгл.5, ст.6-8)
В этом тексте апостол Павел, на первый взгляд, говорит, что если вы не находитесь в теле (т.е. мертвы), то тогда вы пребываете с Богом. Многие христиане, как протестанты, так и католики, истолковывают это место подобным образом. К сожалению, если согласиться с таким пониманием, то тогда нужно отвергнуть всё изученное до сих пор. Поскольку множество исследованных нами текстов ясно указывает на тот факт, что никакая "душа" не отправляется на Небо после смерти (помните проповедь Петра?), то такое понимание должно быть ошибочным.
Ответом на эту дилемму будет принятие ясного значения простых и однозначных мест Библии, и применение его к этому тексту. Из сказанного Павлом логически можно заключить, что невозможно быть с Богом, находясь в теле (вспомним 1 Коринфянам гл.15 и то, как Павел обсуждает духовное и плотское тело). Следовательно, если кто-то пребывает со Христом, то он не находится в своём теле, а если кто-то в своём теле, то он не со Христом. Поскольку самая главная цель христианина - быть со Христом, очевидно, он должен желать покинуть своё тело. Но о чём этот текст не говорит, так это о том, что в момент смерти "душа" покидает тело, чтобы быть со Христом. Тем самым Павел противоречил бы сам себе. Его утверждение касается конечной цели христиан ион ничего не говорит здесь о том, что происходит с человеком после смерти.
Последний классический текст - история Иисуса о богаче и Лазаре:
"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! Умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! Вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят"
(от Луки гл.16, ст.19-31)
Апологеты идеи бессмертия души настаивают, что эта история якобы доказывает наличие сознания после смерти. Они говорят, что эта история - не притча, поскольку ей недостаёт некоторых черт, характерных для притчей. В частности, они указывают на то, что ни в какой притче не используются собственные имена для обозначения героев.
Если эта история отражает реальное положение вещей, тогда каждое Библейское утверждение, которое прямо относится к состоянию мёртвых, становится фальшивым. С другой стороны, если это притча, тогда она подходит для того, чтобы служить иллюстрацией. В таком случае, мы находим мораль, т.е. нравственное поучение, в последнем стихе: "если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят". Как мы можем установить, является ли или не является эта история притчей?
Когда мы более тщательно исследуем эту историю, то находим, что для того, чтобы она была правдивой, нужно поверить в несколько невозможных вещей. Во-первых, рай и ад (или чистилище) должны в действительности находиться в непосредственной близости. Иначе как Лазарь мог рассчитывать, обмочив свой палец, дотянуться до богача? Невозможно себе представить, чтобы святые в раю чувствовали себя уютно, если бы их соседи рядом мучились бы в пламени. Следующий момент: в то время, как два эти места должны находиться на таком близком расстоянии, между ними, в то же время, должна быть глубокая пропасть, мешающая контактам двоих её героев. Другими словами, это расстояние должно быть одновременно достижимым и недостижимым. Наконец, мы должны помнить, что в предполагаемой загробной жизни как богач, так и Лазарь являются духами. Как духи без тел могут иметь глаза, язык и пальцы?
Эта история - притча, с её заключительной линией, являющейся причиной всей истории. Никакой другой вариант неприемлем. Иисус ясно дал понять фарисеям, что если они не слушают Его учения, то для них нет никакой надежды. Ведь их сердца слишком ожесточены.
ВЫВОД:
Ясные утверждения Писания делают очень понятными истины о том, что когда человек умирает, он находится в состоянии, подобном сну, при котором сознание отсутствует. Пробуждение от этого сна наступит в момент воскресения, когда Бог воззовёт к умершим. Святые восстанут, чтобы встретить Его на воздухе, а нечестивые будут взывать к горам и камням: "падите на нас". Позднее все нечестивые будут воскрешены для суда и наказания. Красота этой надежды не имеет себе равных. Мы имеем возможность следовать по Стопам Христа через смертную обитель к Славе. Но эта весть затуманивается, тускнеет до нуля, если мы принимаем не Библейскую доктрину бессмертия души. Эта доктрина делает воскресение бессмысленной игрой в конструктор, в которой Бог просто собирает мозаику в конце времени. Фактом является, что воскресение - это чудо величайшего масштаба, и нам никогда не следует умалять его с помощью человеческих измышлений.
"Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес;
а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна,
тщетна и вера ваша"
(1-Коринфянам гл.15, ст.13-12)
Мы воскреснем в этот день. Спящие во прахе пробудятся.
Какая прекрасная надежда!
Давайте же не будем унижать её хитросплетёнными баснями
(2-Петра гл.1, ст.16)
или бесовскими учениями (1-Тимофею гл.4, ст.1).
Ноэл Тед.
Ищи Христа, ищи повсюду,
Ищи и в полночи и днем,
Ищи и в праздники и в будни,
Ведь жизнь твоя сокрыта в Нем!
Все в нас направлено в могилу:
Дела и мыслей поворот.
И лишь Христа могучей Силой
В нас Жизнь навеки оживет.
Он даст течение иное
Всем мыслям, чувствам и делам,
Он сердце для Любви откроет,
И все в тебе изменит Сам.
Тебе же надо с покаяньем
Прийти к распятому Христу,
Чтобы воскреснув Его Силой,
Ты в Вечности пришел к нему!
Бог сотворил человека с бессмертной душой. Другое дело, где эта душа будет находится после смерти человека, зависит от самого человека - или в раю, или в аду, но все равно будет вечной
Для меня Библия является неоспоримым авторитетом во всех вопросах, потому что для меня это не просто книга, написанная людьми, но Живое Слово, посланное Богом ко всем живущим на Земле - жизненная инструкция, игнорируя Которую можно просто сломать всю свою жизнь. Действенность Этого Живого Слова я лично проверила в своей практической жизни. Поэтому когда люди просто передают какую-то теорию, выдавая ее за Истину, я прежде всего ищу этому подтверждение в Библии...
Да, действительно, описка, а я и не заметила. Спасибо, что сказали! Я стараюсь с Божьей Помощью и молюсь Ему о том, чтобы мне идти за Ним по узкому Пути! И главное - за Ним, а не за людьми! Я верю в то, что написано в Библии:
"Во всех путях твоих познавай Его,
и Он направит стези твои"
(Притчи гл.3, ст.6)
Галина, оказывается ваш вопрос имел смысл. В различных конфессиях, каноническими являются
разные книги. Поэтому эти сборники книг (Библия) разнятся. Например в Эфиопской церкви , в Библии есть ещё
какая-то книга.Нет памяти поэтому не запомнил какая. И Библию составляли люди на соборных встречах.
Я читаю также и апокрифы (неканонические книги). Да, конечно, люди хорошо поучаствовали, но Слава Богу, что нам дан Святой Дух, Который помогает каждому верующему понимать Библию так, как угодно Отцу открыть ему на сей день...
Как много сейчас прорповедноков смерти развелось! Жуть. Душа смертна, - это верно. Но это ПЛОТСКАЯ душа смертна. А рожденная от Духа ДУША, - это Дух. Дух возвращается к Богу и Духовная Душа с Ним идет на Лоно Авраамова, в отличии от невозрожденного богача, которого просто ПОХОРОНИЛИ(закопали) гнить.
Адам умер и все потомки Адама мертвы, Воскресение во Христе, ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС, при этой жизни на земле. После смерти и разрушения тела невозрожденного человека(не Воскресшего во Христе), никакие воскресения уже не помогут, ибо есле разрушится монада "Я есть" хоть на мгновенье, воскресить получится ЛИШЬ КЛОНА, но не самого человека. Учите квантовую механику, которая говорит об еще, как минимум СЕМИ невидимых измерениях, и Бог вам в помощь.
-SeWenstar_
Я верю ВСЕМУ, что написано в Библии. Вот Вам слова Иисуса:
"Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день".
(Иоан.6:39,40)
"Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день".(Иоан.6:44)
"Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день".(Иоан.6:54)
Как видите, речь идет о тех, кто принимает вечерю. т.е. о возрожденных духовно людях, пребывающих во Христе. Но Иисус говорит об их воскрешении только в ПОСЛЕДНИЙ день.
Галина, Писание, действительно не противоречит себе.
Вопрос в том насколько ВЫ правильно понимаете, что
означает слова: ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ. Что это за последний
день? Почему вы считаете, что он еще не настал?
Ведь у Бога 1000 лет как один день.
Вы всмотритесь в контекст:
(Иоан.11:24
Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение,
в ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ.)
Здесь Марфа и говорит, так же как и вы, Христу о
последнем дне, на что Он ей отвечает:
Я есмь воскресение и жизнь.
То есть: Христос и есть Последний День - Воскресение,
ЖИВОЙ верующий в Него не умрет ВОВЕК, веришь ли сему?
Апостолы, так же проповедовали ВОСКРЕСЕНИЕ во Христе.
День Господен(Воскресный).
Я обсолютно ТОЧНО уверен, что если ПЛОТСКАЯ душа
человека, умрет ХОТЬ НА МИГ, то воскресить получится
лишь ее клон. Копию.
Поэтому то Христос и говорил о Рождении от Духа. Дух
безсмертен. Это Сам Бог.Или к чему тогда ВООБЩЕ
Рождение от Духа, - зачем тогда вообще Тело Духовное,
Святой Дух?
Галина, а Вы уверены, что все услышат эту Трубу, и что
она не звучит прямо сейчас??? вот уже 2000лет
Кстатии, я по подстрочнику кое что глянул, и стало еще
интереснее:
1Фес 4:15
Это ведь вам говорим в слове Го́спода, что мы, живущие,
остающиеся в пришествие Го́спода, нет не опередим
усопших; потому что Сам Господь, в приказании, в голосе
архангела и в трубе Бога, сойдёт с неба, и мёртвые во
Христе воскреснут сначала, затем мы живущие
остающиеся вместе с ними будем схвачены в облаках на
встречу Го́спода на воздух; и так всегда с Господом
будем.
Так, мы заметим В ЧЕМ СОЙДЕТ Господь:
в приказании, в голосе архангела и в трубе Бога
Если мы сравним с 3Цар.19:11:
И сказал: выйди и стань на горе пред лицем Господним, и
вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер,
раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но
не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в
землетрясении Господь; 12 после землетрясения огонь, но
не в огне Господь; после огня веяние тихого
ветра.(тихий-тихий шорох)
и вспомним, что Бог, - это Логос(Мысль, Слово), а не
мужик на небе, то откроется Тайна Седьмого Ангела.
Иоан.6:63 Дух животворит; плоть не пользует нимало.
Слова, которые говорю Я вам, суть ДУХ и ЖИЗНЬ.
Христос, - Воскресение и Жизнь, а Воскресение, - это
Один День (преиод времени), который у Бога как 1000 лет... и
весь этот день Звучит Труба Бога:
Иоан.5:25 Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и
настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и,
УСЛЫШАВ, оживут.
Так же можете сравнить с Матф.24:30, где ясно указано,
что ЗНАМЕНИЕ увидят только ИЗБРАННЫЕ:
"тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и
тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына
Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и
славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою
громогласною, и соберут избранных Его от четырех
ветров, от края небес до края их."
То есть Ангелы собирают Орлов, там где есть
Труп(точный перевод Тело, - Церковь)
Вообщем, сейчас позднее чем вы думаете. А Андрей
Расшиваев прав, и ПРОРОЧЕСТВО о 2010 годе,
исполнилось-таки! Просто не всем дано его увидеть.
(Возможно даже ему самому... не дано.)
Бог есть СЛОВО. Не все ли равно с какой буквы, если это
СЛОВО-ИСТИНА?! Бог есть слово.
То есть Вы считаете, что Господь, в приказании, в голосе архангела и в трубе Бога, сходит с неба, и мёртвые во Христе воскресают, а мы живущие
схватываемся вместе с ними на
встречу Господу на воздух - вот уже тысячу, а может и две тысячи лет?
Еще вы написали на сайте у А. Расшиваева:
"а Воскреснеие - оно во Христе, оно Духе. Истинно есть
лишь состояния, а ни как не видимое.
Все мы мертвы, изначально".
По Вашим словам и следующий стих не нужно понимать в будущем времени, а считать, что он уже сейчас исполняется?
"Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа".
(1Фесс.5:23)
Но многие ли христиане могут сказать, что их тело находится в беспорочном и целостном состоянии? Наверняка, Вы и сами о себе такого не скажете...
Единство духа, души и тела, - есть залог вечной жизни.Смерть-результат нарушения этого единства. После Христа, людей ни кто не заставляет умирать. Нас кто-то надурил....
Однако-же, ВСЕ умирают. Павел писал о том порядке, в котором будет воскресение:
"Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его" (1Кор.15:22,23)