-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Валентина-л-1

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.09.2020
Записей: 81828
Комментариев: 5134
Написано: 147418


ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА часть 16: Петербургские всадники

Четверг, 02 Мая 2024 г. 10:24 + в цитатник
Цитата сообщения MOLODA_I ЛОШАДИНАЯ ИСТОРИЯ ПЕТЕРБУРГА часть 16: Петербургские всадники

Сколько в городе всадников на конях? Со счёта не собьёшься. Их всего 5:

- памятник Петру 1 от Екатерины 2 (1768-1778, скул. Э. Фальконе)
- памятник Петру 1 от внука Павла 1 (1800, скул. К-Б. Растрелли)
- памятник Николаю 1 (1856-1859, скул. П.К.Клодт)
- памятник Александру 3 (1906-1909, скул. П.Трубецкой)
- памятник Александру Невскому (2002, скул. А. Сдобников)

С двумя всадниками я уже встретилась во время своей «Лошадиной прогулки». Это – памятники Николаю 1 на Исаакиевской площади и Александру 3 у Мраморного дворца. Первый связан с эпохой расцвета Российской империи, второй оказался свидетелем её краха.

1 (700x511, 375Kb)
Памятник Петру 1 на Сенатской площади, известный, как Медный всадник /фото с сайта Википедия/

Последний по времени появления в городе памятник установлен на площади Александра Невского перед монастырём, названным в честь легендарного русского князя. Александр Святославович одержал победу над шведами в битве на Неве ещё в 1240 году, за что и вошёл в историю с именем Невский.

А Пётр 1 в ходе Северной русско-шведской войны основал на Неве город. Одержав решающую в этой войне победу над шведами под Полтавой, русский царь заложил в строящемся Петербурге мужской монастырь и назвал его именем Александра Невского, протянув через века нить и увековечив память о русском князе. В 21 веке у стен монастыря появился русский богатырь верхом на коне. Он пополнил коллекцию конных монументов Петербурга, но ещё не оброс легендами.

2 (523x700, 296Kb)
Памятник Александру Невскому на площади Александра Невского Фото ТАСС с сайта Ситиволс/

3 (593x700, 366Kb)
Памятник Александру Невскому, в проводах большого города /фотоиз личного архива/

Ещё два конных памятника объединяет один и тот же всадник – это памятники основателю Петербурга Петру 1, знаменитый Медный всадник на Сенатской площади (1768-1778, ус. 1782, скул. Э. Фальконе) и памятник у Михайловского замка (1716-1800). Эти два памятника появились по воле императоров. Причём открытый первым в 1782 году Медный всадник по времени создания стал вторым. Но оба раза Пётр увековечен в бронзе верхом на своём любимом жеребце Лизетте. Для второго открытого в городе в 1800 году памятника позировал лично сам Пётр 1. Казалось бы, невероятно! Но, никакой мистики! Просто очередная захватывающая петербургская история.

Лизетта

Своего любимого коня Пётр увидел впервые, возвращаясь из зарубежной поездки. Царь скакал во весь опор по Рижской дороге. Он был вынужден прервать своё путешествие в составе Великого посольства, получив известие о начавшемся в Москве Стрелецком бунте 1698 года. Пётр был в ярости. Однако это не помешало ему увидеть «своего» коня, который был словно послан свыше русскому царю для начала великих дел.

Грациозного коня персидской породы бурой окраски вели на продажу купцы-барышники. Так называли торговцев лошадьми. Пётр принял решение сразу – приобрести коня любой ценой. Однако долго торговаться не пришлось. Пётр легко договорился с торговцами, обменяв с приплатой свою старую лошадь на новенького жеребца. Царь влюбился в коня с первого взгляда, как в женщину! Может быть, поэтому жеребец и получил женское имя Лизетта?

4 (412x418, 161Kb)
Конь Петра 1 на старинной гравюре /фото с сайта petro-barocco.ru/

5 (598x398, 155Kb)
Чучело коня Лизетта в Зоологическом музее /фото с сайта irecommend.ru/

Конь отвечал Петру взаимностью, ел только из его рук. А во время долгого отсутствия царя вообще отказывался от еды и иногда сбегал на поиски любимого хозяина. Лошадь достойно прошла вместе с Петром всю Северную войну. В бою Лизетта был незаменим, не раз выносил царя из-под огня и во время Полтавской битвы спас ему жизнь. После смерти Лизетты Пётр повелел сделать чучело любимой лошади и поместить его в Кунсткамеру, откуда позднее Лизетту передали в Зоологический музей, где и сегодня находится царский конь. Но ещё раньше Пётр решил увековечить Лизетту в бронзе.

Несостоявшийся памятник Петру 1 от Петра 1

Пётр создавал Петербург для потомков. Свою роль и место в истории он отлично осознавал. А потому он решил поставить на главной городской площади памятник основателю Санкт-Петербурга – царю Петру 1. Памятник начал создаваться, когда Пётр ещё не был императором, да и город был в проектах. Согласно одному из них, на Стрелке Васильевского острова предполагалось создать главную городскую площадь, на ней поставить правительственное здание для размещения Двенадцати коллегий (на самом деле коллегий, предшественников министерств, было 10, а над ними – 2 главных правительственных органа управления – Сенат и Синод), а перед ним – памятник тому, кто всё это придумал. В 1716 году Пётр поручил создание памятника одному из прибывших в Россию европейских мастеров – скульптору Карло Бартоломео Растрелли (1666-1744), отцу будущего знаменитого архитектора.

С творческим азартом начинает работать итальянский скульптор, стремясь оправдать оказанное ему высочайшим лицом государства доверие. С лица царя он снимают гипсовую маску, чтобы передать портретное сходство. Но всё остальное, по замыслу автора, никак не должно было соответствовать действительности. Слишком прост был великий русский царь, слишком скромна была его одежда и слишком миниатюрным для своего седока был его конь.

Но совсем не таким виделся русский царь-реформатор в величии своих начинаний. И Растрелли создаёт скульптурный портрет Петра в образе римского императора – в античном одеянии, в императорской короне верхом на мощном коне с круто изогнутой шеей. Но работа продвигалась медленно. То царю было некогда, то он отсутствовал в Петербурге, то что-то не устраивало в представленном скульптором макете, и Растрелли начинал вносить изменения. В результате так памятник Петру и остался незавершённым. Пётр умер, центр города переместился с Васильевского острова, Коллежская площадь постепенно была застроена, а о памятнике на время позабыли.

6 (650x684, 266Kb)
Статуя Петра 1 на коне, изготовленная по модели К-Б. Растрелли /фото из личного архива/

Елизавета Петровна решила было вернуться к идее отца и поставить ему памятник в столице. При ней Карло Растрелли вновь взялся за работу над своим проектом, а после его смерти дело продолжил его сын Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771). Наконец, конная статуя Петра 1 была отлита из бронзы. Однако до изготовления постамента дело не дошло. Прежний пьедестал был рассчитан на установку на площади огромных размеров. А новое место пока не подобрали. Так и остался памятник стаять в огромном амбаре старого Литейного двора.

Памятник Петру 1 от Екатерины 2

Когда очередная императрица задумалась об установке памятника основателю города, она заглянула на Литейный двор, где пылился не первое десятилетие старый петровский памятник. Екатерина 2 критически осмотрела модель, изготовленную в старинном барочном стиле, и решила, что он не соответствует ни масштабам петровских дел, ни её честолюбивым замыслам, ни духу времени. Решительно нужен был новый памятник.

И он появился – знаменитый памятник, целеустремлённый царь и его стремительный конь на вершине скалы. В единстве бронзы и камня неуемный дух царя-реформатора передал создатель памятника французский скульптор Этьен Фальконе (1706-1791), приглашённый Екатериной 2. Император изображён в виде всадника, на скаку останавливающего разгорячённого коня и подчиняющего его своей твёрдой воле. Жестом правой руки Пётр утверждает свою победу, торжество новой России, а его конь попирает змею, олицетворяющую противников петровских реформ. Основанием статуи служит огромная гранитная скала в форме волны, символизируя стремление русского царя открыть для России выход к морю и возвысить её как великую морскую державу.

7 (600x660, 290Kb)
8 (650x692, 197Kb)
Памятник Петру 1 на Сенатской площади /фото из личного архива/

Растрелли видел живого царя и его настоящего коня. Он стремился передать портретное сходство Петра, но, для передачи величия личности царя-реформатора, создал его в облике римского полководца. Царский конь такой же великий и могучий, как всадник. Но это образ, рождённый творческой фантазией мастера. Для него огромное значение имели мельчайшие детали одежды и конской сбруи. Фальконе преследует другие цели.

Для него важно передать дух царя, и все детали отступают на второй план. На Петре – простая одежда, на коне – попона из медвежьей шкуры. Создавая образ Петра всадника, скульптор передаёт его неразрывную связь с лошадью. Они словно повторяют движения друг друга. Держа поводья в левой руке, седок вздыбил горячего скакуна, стремительно взлетевшего на гранитную скалу. Могучий конь, подчиняясь силе и воле всадника, застыл над обрывом, встав на задние ноги, напряженно перебирая в воздухе передними. Только живая натура могла помочь мастеру «оживить» своего всадника и его лошадь.

В качестве модели для бронзового Лизетты был выбран любимый конь Екатерины по имени Бриллиант. На этом коне Екатерина 2 буквально ворвалась в русскую историю, проскакав на нём по Петергофской дороге 28 июня 1762 года в день дворцового переворота, в результате которого она заняла престол, свергнув с него своего супруга Петра З.

9 (549x600, 240Kb)
Портрет Екатерины II в гвардейском мундире на коне Бриллианте, худ. В. Эриксен, 1778 /фото с сайта rusmuseumvrm.ru/

Об Медном всаднике можно говорит долго, вспоминать историю его создания и исторические легенды, рассуждать о художественных особенностях и гениальных идеях. Но лучше, чем сказал о памятнике великий поэт Александр Сергеевич Пушкин в своей поэме «Медный всадник» всё равно не получится:

«Какая дума на челе!
Какая сила в нём сокрыта!
А в сём коне, какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?

Над Невой и останавливает своего коня русский царь. Покорённая им река распростёрлась перед Петром. На её берегу в августе 1882 года памятник был торжественно открыт на Сенатской площади к 100-летию восшествия Петра 1 на российский престол. А на гранитном постаменте красуется надпись: «Петру I Екатерина II Лета 1782». Чтобы потомки не забыли, кому обязаны появлением легендарного памятника, а заодно знали, кто в стране «первый, кто «второй» и кто за кем следует. Может быть, не скромно. Но ведь всё верно!

Памятник Петру 1 от Павла 1

Но сын переиграл мать. Отношения Павла с матерью не сложились по многим причинам. Решающим событием стал дворцовый переворот 1762 года, в результате которого Екатерина свергла с престола своего супруга императора Петра 3 и не передала власть его законному наследнику Павлу. В качестве самодержавной императрицы правила Россией Екатерина долгие 34 года, считая себя последовательницей петровских реформ. Лишь после кончины матери на престол взошёл император Павел, начав «чудить» на троне. Он построил себе новый императорский дворец – Михайловский замок. А на площади перед дворцом поставил памятник.

10 (700x466, 299Kb)
Памятник Петру 1 у Михайловского замка /фото с сайта Википедия/

Это был тот самый памятник, который намеревался в своём городе поставить его прадед, великий Пётр 1, памятник, который не доделала его бабушка Елизавета и который не оценила его мать. По указу Павла для памятника был, наконец, изготовлен пьедестал. Его украсили барельефы, рассказывающие о легендарных петровских победах в Северной войне. На памятнике была укреплена надпись: «Прадеду правнук 1800». Она окончательно расставила точки над «И» и показала, кто кому кто. Оба петровских памятника сохранили историю о том, как Пётр был увековечен в основанном им городе, но до сих пор продолжают незаконченный диалог матери и сына.

Окончание следует...

Источник

Рубрики:  Вся наша Россия.
Города России, деревни, пейзажи городские и сельск
Интересно.Любопытно.Памятно.Ностальгично.Загадки
История вещей, событий, обычаев... Факты.Музеи.
Лошади.
Памятники. Скульптуры. Кладбища. Мемориалы.
Путешествия. Земля.
Санкт-Петербург и его окрестности.

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку