-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Циничка

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.11.2003
Записей: 4368
Комментариев: 64750
Написано: 98802


Лето, день сорок первый

Четверг, 11 Июля 2019 г. 15:45 + в цитатник

Утренние чтения за завтраком

2019-07-11 (700x524, 404Kb)

(М.В. Осорина "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых",
тезисно, в круглых скобках курсивом мои комментарии)
 

- Любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей (думаю, если опускаться по вертикали вниз, то точно так же можно рассуждать и о модели мира, созданной в каждой деревне; ясное дело, что упрощаю, но смысл в том, что вот это "можно вывезти девушки из деревни, а деревню из девушки не вывести никогда" как раз об этом).

- Три фактора определяют формирование модели мира ребенка: 1) влияние "взрослой культуры", 2) усилия ребенка, проявляющиеся в разных видах интеллектуально-творческой деятельности, 3) детская субкультура (про детскую субкультуру очень интересно, тут и о страшилках, и про дворовые игры, и много-много другого, пожалуй, надо отдельно).

- Осмысление ребенком устройства своего телесного "Я" абсолютно необходимо для нормального умственного и личностного развития (для этого и существуют испокон веков в народе пестушки, потешки, пальчиковые игры, даже нерадивая мать, основываясь на опыте предков, может дать ребенку минимальные первичные знания).

- Для полноценного психического развития ребенку исключительно важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире, - самое хорошее, мама - самая лучшая, дом - самый родной (и как тут не вспомнить, как спорят маленькие дети, чья мама самая лучшая; Моя! - кричит один. - Нет, моя! - вторит ему второй).

- Понятие "край" очень ёмкое, его постижение в т.ч. и через телесно-двигательное поведение - опознание края как границы конкретного пространства - своего и чужого, освоенного и неизвестного, комфортного и опасного, всё через опыт тела (не влезай - убьет!).

- Для построения образа воспринимаемого объекта особую ценность имеет контур (поэтому дети и рисуют контур-линию неба, контур земли, чертят на асфальте линии с подписью "не заходить").

Очень вовремя выложила фотокарточку Claudia Caniggia

149385333_11 (700x525, 378Kb)

- "Движущаяся рука всегда поначалу учит глаз" (дал определение физиолог И.М. Семёнов).

- Интеллект крох: что исчезло из моего поля зрения, того больше не существует в моем мире (как же они горько рыдают, когда близкий взрослый выходит за дверь и как же бурно радуются его возвращению).

- В любом возрасте, от самого младшего до подросткового, территория, освоенная мальчиками, в полтора-два раза больше территории девочек (вспомним, как гуляют девочки на площадке - куклы, кастрюльки, коляски и цацки в домике, и как гуляют не в пример им мальчики). Все объяснить можно тем, что так эволюционно сложилось, что самцы испытывают мир собой, через себя, собирают информацию, у них как бы два пути: или погибнуть "в стране далекой", или вернуться в прайд в новом качестве и с новыми знаниями, умениями, свойствами (мужчины, как носители Y-хромосомы, именно в ней много чего заложено в плане проявления вариативности, полиморфности признаков и проявления наследственных заболеваний). Женская же задача (по Геодакяну, автору эволюционной теории пола) - добытую информацию воспринять, использовать, сохранить и передать потомкам.

- Про рисунок, графику по возрастам:

около 1 года - первые каракули, потом со временем налаживается зрительно-моторная координация, когда глаз следит за графическим движением руки;

1-2 года - ребенок целенаправленно оставляет следы своего присутствия в этом мире (каляки-маляки на стенах, на мебели);

2-2,5 года - внезапно обнаруживает, что лист, предложенный для рисования, имеет край;

2,5-3 года - революция! ребенок обнаруживает, что его рисунок что-то значит, так появляются первые изображения членов семьи и окружающего мира;

3,5-4 года - начинает представлять пространство листа как пространство мира (есть на нем и земля, и небо, т.е. верх и низ), но рисунок все еще имеет вид ленточный (еще зовется фризовый, т.е. каждый персонаж размещен отдельно, в полной своей самости, имея четкие контуры); кстати, первое, что осознается в пространстве - это вертикаль (верх и низ), когда приходит понимание горизонтали, рисунки "оживают" - те же люди рисуются в профиль, что означает движение вперед, передвижение;

к 5 годам - созревает индивидуальная символическая система в рисунке (несет смысловую нагрузку, тут уж можно и поговорить про кто в доме хозяин и с психологом про счастье).

(продолжение следует)

Рубрики:  Четыре сезона/90 и 2 дня лета 19-го
(с)
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

Мамзель_Зануда   обратиться по имени Четверг, 11 Июля 2019 г. 23:40 (ссылка)
Что человек хочет сделать с котом?!)

Про границы, кстати, да. Большинство проблем от того, что мы умеем выстраивать свои и не уважаем чужие. А всё это закладывается и формируется в совсем юном возрасте, когда, казалось бы, какие могут быть границы.
Ответить С цитатой В цитатник
Мамзель_Зануда   обратиться по имени Четверг, 11 Июля 2019 г. 23:42 (ссылка)
P.S. Как я люблю твои фотографии! Смотришь на них и радостно становится.
Ответить С цитатой В цитатник
Циничка   обратиться по имени Пятница, 12 Июля 2019 г. 01:26 (ссылка)

Ответ на комментарий Мамзель_Зануда

Исходное сообщение Мамзель_Зануда
Что человек хочет сделать с котом?!

Ты имеешь в виду верхний правый угол фотографии с детскими рисунками? Если да, то у меня вопрос противоположный: что кот хочет сделать с человеком?))

Да, многое из детства и границы в первую очередь. Кстати, на следующий раз у меня припасена тема еды, а она не только автору как психологу, но и мне, как ты знаешь, довольно близка.

Спасибо за добрые слова!)
Ответить С цитатой В цитатник
Мамзель_Зануда   обратиться по имени Пятница, 12 Июля 2019 г. 01:37 (ссылка)
Циничка, я смотрела и так и эдак, но кот лежит мордой вверх, мне кажется, сложно что-то с кем-то делать в таком положении, если только сибаритствовать, используя человека как вьючное животное, потому как тот явно стоит на четырёх конечностях. В общем, у них своеобразный симбиоз.. под небом голубым.)

Тема еды близка всем. Даже коту.;)
Ответить С цитатой В цитатник
Циничка   обратиться по имени Пятница, 12 Июля 2019 г. 01:43 (ссылка)
Мамзель_Зануда, скорее не стоит на четырех, а лежит в позе морской звезды, а кот лежит на человеке. О, так это же Эльдорадо! ))

В этой безумной любви мы конечно утопим друг друга
И будем вечно лежать, как две морские звезды.
Ответить С цитатой В цитатник
Мамзель_Зануда   обратиться по имени Пятница, 12 Июля 2019 г. 01:50 (ссылка)
Циничка, они летят! Над головой ведь парашют? Уже почти приземлились. Не зря же из машины такое сложное оборудование достали. Ну, а всем сопричастным - стоять-ждать-наблюдать, не мешать - за линию не заходить.))

Обожаю детские рисунки!)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку