Лето, день сорок первый |
Утренние чтения за завтраком
- Любая человеческая культура обязательно несет в себе модель мира, созданную данной этнокультурной общностью людей (думаю, если опускаться по вертикали вниз, то точно так же можно рассуждать и о модели мира, созданной в каждой деревне; ясное дело, что упрощаю, но смысл в том, что вот это "можно вывезти девушки из деревни, а деревню из девушки не вывести никогда" как раз об этом).
- Три фактора определяют формирование модели мира ребенка: 1) влияние "взрослой культуры", 2) усилия ребенка, проявляющиеся в разных видах интеллектуально-творческой деятельности, 3) детская субкультура (про детскую субкультуру очень интересно, тут и о страшилках, и про дворовые игры, и много-много другого, пожалуй, надо отдельно).
- Осмысление ребенком устройства своего телесного "Я" абсолютно необходимо для нормального умственного и личностного развития (для этого и существуют испокон веков в народе пестушки, потешки, пальчиковые игры, даже нерадивая мать, основываясь на опыте предков, может дать ребенку минимальные первичные знания).
- Для полноценного психического развития ребенку исключительно важно утвердиться в том, что место, занимаемое его "Я" в этом мире, - самое хорошее, мама - самая лучшая, дом - самый родной (и как тут не вспомнить, как спорят маленькие дети, чья мама самая лучшая; Моя! - кричит один. - Нет, моя! - вторит ему второй).
- Понятие "край" очень ёмкое, его постижение в т.ч. и через телесно-двигательное поведение - опознание края как границы конкретного пространства - своего и чужого, освоенного и неизвестного, комфортного и опасного, всё через опыт тела (не влезай - убьет!).
- Для построения образа воспринимаемого объекта особую ценность имеет контур (поэтому дети и рисуют контур-линию неба, контур земли, чертят на асфальте линии с подписью "не заходить").
Очень вовремя выложила фотокарточку Claudia Caniggia
- "Движущаяся рука всегда поначалу учит глаз" (дал определение физиолог И.М. Семёнов).
- Интеллект крох: что исчезло из моего поля зрения, того больше не существует в моем мире (как же они горько рыдают, когда близкий взрослый выходит за дверь и как же бурно радуются его возвращению).
- В любом возрасте, от самого младшего до подросткового, территория, освоенная мальчиками, в полтора-два раза больше территории девочек (вспомним, как гуляют девочки на площадке - куклы, кастрюльки, коляски и цацки в домике, и как гуляют не в пример им мальчики). Все объяснить можно тем, что так эволюционно сложилось, что самцы испытывают мир собой, через себя, собирают информацию, у них как бы два пути: или погибнуть "в стране далекой", или вернуться в прайд в новом качестве и с новыми знаниями, умениями, свойствами (мужчины, как носители Y-хромосомы, именно в ней много чего заложено в плане проявления вариативности, полиморфности признаков и проявления наследственных заболеваний). Женская же задача (по Геодакяну, автору эволюционной теории пола) - добытую информацию воспринять, использовать, сохранить и передать потомкам.
- Про рисунок, графику по возрастам:
около 1 года - первые каракули, потом со временем налаживается зрительно-моторная координация, когда глаз следит за графическим движением руки;
1-2 года - ребенок целенаправленно оставляет следы своего присутствия в этом мире (каляки-маляки на стенах, на мебели);
2-2,5 года - внезапно обнаруживает, что лист, предложенный для рисования, имеет край;
2,5-3 года - революция! ребенок обнаруживает, что его рисунок что-то значит, так появляются первые изображения членов семьи и окружающего мира;
3,5-4 года - начинает представлять пространство листа как пространство мира (есть на нем и земля, и небо, т.е. верх и низ), но рисунок все еще имеет вид ленточный (еще зовется фризовый, т.е. каждый персонаж размещен отдельно, в полной своей самости, имея четкие контуры); кстати, первое, что осознается в пространстве - это вертикаль (верх и низ), когда приходит понимание горизонтали, рисунки "оживают" - те же люди рисуются в профиль, что означает движение вперед, передвижение;
к 5 годам - созревает индивидуальная символическая система в рисунке (несет смысловую нагрузку, тут уж можно и поговорить про кто в доме хозяин и с психологом про счастье).
(продолжение следует)
Рубрики: | Четыре сезона/90 и 2 дня лета 19-го (с) |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Ответ на комментарий Мамзель_Зануда
Исходное сообщение Мамзель_Зануда
Что человек хочет сделать с котом?!
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |