Чаиры — традиционное садоводство крымских народов |
Словари крымскотатарского языка переводят слово «чаир» как сенокос. Но более известна фраза из дореволюционного романса «В парке Чаир распускаются розы…» — речь идет о великокняжеском имении «Чаир» в Гаспре, устроенном действительно среди горного южнобережного леса на нескольких полянах.
Когда-то для местного населения (крымских «греков» — православных тюрков, выселенных из Крыма в 1778 году) чаиры служили и местом сенокосов, и сбора орехов, а также кизила, яблок, груш, слив и много еще.
Происхождение слова «чаир» не ясно. Вероятно, это противопоставление тюркскому слову «аир» — ущелье, ведь чаир это нечто другое, чем естественные поляны в лесу. Естественные поляны среди леса называются словом «алан». Алан — это только сенокосы и пастбища. А вот чаир — очень сложная и разумная технология, память о традициях и жизненной философии самых древних обитателей Крыма — таврах.
Каждый раз, неожиданно натолкнувшись на это лесное чудо, испытываешь изумление. За очередным поворотом тропы взгляду вдруг открывается зеленая лужайка, огибаемая веселым ручьем, а на ней целое облако цветов, поднимающееся от травы по кустам терна к верхушкам яблони и груш. Вернитесь сюда осенью, и вы увидите всю необычность этих даров леса.
Ягоды кизила крупные, грушевидной формы, терн по размеру не уступает алыче, а фундук в два-три раза крупнее обычного. Абрикосы, сливы, яблоки, груши размером не намного уступают садовым, но отличаются особым лесным ароматом. Наверняка удивит вас и то, что плоды эти обычно без единой червоточины. Чтобы добиться этого на своем дачном участке, приходится ведь потратить немало ядохимикатов.
В чаирах деревья растут без всякого ухода, не нуждаются ни в обрезке, ни в поливе, ни в рыхлении земли у корней, не страшны им вредители и болезни. Почему же это происходит?
Лесной сад формировался в течение нескольких лет, а то и десятилетий. Вначале в долине ручья при помощи плетеных запруд задерживался плодородный ил, взвешенный в ливневых потоках. Он покрывал валуны и гальку ровным плотным чехлом — так образовались ступени своеобразных террас с отличным природным дренажом. Русло ручья направлялось с более крутого борта долины, чтобы вода могла самотеком орошать эти террасы. Затем сюда пересаживались из окружающего леса молодые дикорастущие плодовые растения — «дички», приметные своей силой.
Посадка деревьев и кустарников в чаире — это целый ритуал, священнодействие, тайну которого хранят сегодня немногие.
Вот, например, как садили грецкий орех: на дно неглубокой ямы перед посадкой укладывали плоский камень, чтобы стержневой корень сразу направлялся в сторону и находил питание в самом плодородном слое, а не углублялся в бесплодную подстилающую породу, где существует вдобавок и опасность оказаться в грунтовой воде. На камень сыпали несколько горстей пшеницы или ячменя; зерно со временем прорастало, но на поверхность земли ростки выбиться не могли, они гнили в почве, обеспечивая молодой саженец органическими веществами; ходы, которые они пробили в грунте, еще долго служили корням ореха, улучшая возможности для дыхания и питания — ведь землю в чаирах не рыхлят. Саженец был двойной — у корней двух молодых орехов делали плоский срез и накрепко притягивали друг к другу, чтобы надежно срастить; после одного года тот ствол, что выглядел чуть слабее, срезали, а оставшийся получал двойную порцию соков земли.
Это лишь один из секретов силы и долголетия чаиров, но и взаимное расположение растений, учет рельефа, строения и состава почвы, сторон горизонта — еще многие тонкости надо было знать, чтобы создать единый саморегулирующийся организм.
На «дичках» со временем прививались культурные сорта, но не «неженки», а нетребовательные к уходу. Постепенно формировались растительные сообщества, как мы их теперь называем фитоценозы, обладающие связями саморегуляции, взаимоподдержки, устойчивости к вредителям и болезням. С окружающим горно-лесным ландшафтом эти небольшие сады были связаны тысячью незримых нитей, обеспечивающих ход природных процессов без помощи человека.
Система плодоводства, которая веками складывалась в долинах горных рек, была очень разнообразной и представляла собой постепенный переход от отдельных привитых деревьев в чаще леса, навещаемых лишь несколько раз в год, к требующим постоянной заботы орошаемым садам Предгорья.
В крымской топонимике сохранилось обозначение нескольких типов названий растительных сообществ. Причем, точный перевод этих слов не возможен: ни в русском языке, ни в каких западно-европейских культурах нет аналогов для обозначения регулируемых человеком биологических систем, традиции которых вырабатывались в условиях традиционной замкнутости жителей Горного Крыма тавров.
Процесс тюркизации тавров, пополнения населения Горного Крыма разными ираноязычными и тюркоязычными племенами шел многие века. Во многих случаях тавры только принимали беженцев из Степи (как, это например, ясно видно из археологических материалов поселения Тау-Кыпчак), и бывшие кочевники принимали традиции местного населения и интегрировались в хозяйственную жизнь горцев. Тем более, что жизнь эта была спокойнее, сытнее и разнообразнее. Красота и достаток создавали очень своеобразную философию наслаждения природой, изучения природы и увеличения ее богатств с минимальным вмешательством и минимальным приложением физического труда.
Теперь собственно список топонимов и приблизительный (надеюсь, понятно теперь почему) перевод:
Западно-европейские путешественники, впервые увидевшие крымские сады в XVIII веке, с возмущением описывали их запущенный вид — отсутствие рядовой посадки, включение бесполезных (на их взгляд) дубов, чинар и тополей, пасущихся под деревьями коз. Между тем, обилие фруктов, а также овощей, растущих под деревьями, их поражало.
«Все делается в этих садах само собою: текущий с гор ручей приносит столько воды, сколько нужно, сухих сучьев хватает на растопку, а травы на корм скоту… Сады, оставленные на произвол случаев, содержат в себе деревья, насаженные с давнего времени, ибо татары любуются лишь происходящею от них тенью, веселятся множеством плодов и ожидаемою от того прибылью» — таково было первое впечатление русского аристократа Петра Сумарокова, посетившего Крым в 1799 году.
Петр Сумароков татар называл «сии избалованные сыны природы», но любой дачник скажет, что крымская природа садовода не балует.
Итак, «насаженные с давних времен» — это, очевидно, о старых деревьях, и я даже знаю о каких. Основу бахчи составляли синапы: кандиль, сары, судакский, саблы, кара, происходящие из турецкого города Синопа, но выведенные здесь в Крыму на основе лесных яблонь. Деревья синапов, чрезвычайно мощные, с пирамидальной кроной, живут и плодоносят до 70 и даже до 100 лет. С одного дерева снимали тонну плодов, а рекорды достигали 2 тонн с дерева.
П. И. Сумароков, назначенный в Таврическую губернию судьей, оставил уже в несколько другом стиле описание дома на берегу р. Салгир в Симферополе, где он жил в 1808 году: «Расположенные же вдоль берега версты на четыре сады окружают его так, что оный кажется быть построен в лесу. Перед окнами моей гостиной сквозь открытую галерею чинаровые и каштановые деревья густотою своей затеняют свет, за ними выглядывают красивые тополи, персики, абрикосы, айва. При дорожках стелется желтеющий виноград; повсюду приятная тень и повсюду на обрамленных кистях висят различные плоды…» (это замечательное краеведческое сочинение называется «Досуги крымского судьи, или Второе путешествие в Тавриду»).
Чинара (платан восточный), конский каштан и тополь непременно присутствовали в плодовых садах, где обязательно было много сортов и видов деревьев. Мощные раскидистые кроны платанов и высокие колонны тополей создавали благоприятный режим тепла и влаги — закрывали от ветра, давали тень, смягчали зной, испаряя с поверхности своих листьев огромное количество воды.
Такая целесообразность поразительна. Начиная от почв и вод и кончая микроклиматом, прежние сады были настоящими рукотворными ландшафтами, где все природные процессы служили человеку. В чаирах саморегуляция и устойчивость достигла наивысшего уровня.
Причины появления чаиров не следует искать в широком распространении естествознания — время отбирало самые жизнестойкие типы садов. И время это было суровым.
Корни крымского садоводства уходят в древность. При раскопках поселения тавров Уч-баш обнаружены косточки черешни, алычи, вишни. Остатки груш, яблок, грецких орехов и черешни обнаружены в поселениях и могильниках скифов.
Однако настоящие чаиры могли появиться, предположительно лишь в эпоху Великого переселения народов и раннего Средневековья, когда в долинах Альмы, Качи и Салгира возникает новый тип укрепленных поселений — убежища. Разбросанные по глухим долинам и балкам, они становятся безопаснее больших крепостей. Люди предпочитают жить небольшими группами. На обрывистых возвышениях они дополняют естественные укрепления каменными стенами, а внизу у воды располагают обычное селение. Возможно, что непрекращающиеся набеги кочевников вынудили земледельцев прятать сады в лесу. С другой стороны, многие сельские усадьбы прекращали свое существование, плодовые деревья оставались без ухода и поглощались лесом. Так рядом с пожарищами рождались чаиры.
С тех пор садоводческая культура не раз переходила от одного народа к другому, все более обогащаясь, но чаиры не исчезли — мир на крымской земле никогда в прошлом не был долгим. Среди нынешних лесных садов немало зеленых памятников селам, сожженным в последнюю войну фашистами.
Одна из главных задач современных ландшафтоведения и экологии — поиск путей управления природными процессами и создание экологических систем с заданными свойствами. Существует утверждение, что сельское хозяйство ХХІ века станет многокультурным, то есть на одном поле, одной плантации будут конструироваться растительные, а затем и биологические сообщества из многих видов, включая почвенные микроорганизмы, насекомых и крупных животных и конечно несколько ярусов растений.
Человек займется не столько поддержанием роста отдельных видов (для этого сейчас требуются минеральные удобрения, ускорители роста, ядохимикаты), сколько управлением их взаимоотношений, развитием экологической системы в нужном направлении. Ведь растения и животные способны к формированию безотходных замкнутых цепочек, обеспечивающих равновесие природы.
Сохранившиеся в Горном Крыму чаиры — это реально существующий прообраз будущего сельского хозяйства в районах вблизи заповедников и в национальных парках, в так называемых буферных зонах, где индустриальный ландшафт постепенно должен сменяться нетронутым природным и поэтому существуют ограничения на применение ядов и машинную обработку почвы.
Но нельзя забывать, что век плодовых деревьев недолог, чаиры сейчас доживают свое последнее десятилетие. В Крыму лишь несколько энтузиастов объезжают леса по весне со связкой черенков, прививая их на молодых дичках. Хотелось бы, чтобы у них появились последователи, особенно среди юннатов, студентов-биологов. В чаиры вложено немало труда и выдумки, и мы должны сохранить это чудо.
Богаты крымские леса и плодами, и ягодами, орехами и лекарственными травами, но требуют они и осторожности, особенно, если путешествуете вы с детьми. Ну а главное — крымская природа очень богата и щедра, но требует знаний и уважительного отношения к местным традициям.
Автор: Александр Чердак
Источник: http://kraevedenie.net
Серия сообщений "Заповедники, парки, сады":
Часть 1 - Даурский заповедник - суровая красота Забайкалья
Часть 2 - Болгария. Камчия - болгарская Амазонка.
...
Часть 32 - Плато Путорана — загадочный древний вулкан Сибири
Часть 33 - Заповедник Камикочи. Осень.
Часть 34 - Чаиры — традиционное садоводство крымских народов
Часть 35 - В краю одичавшего Эдема: древние черкесские лесосады
Серия сообщений "Крым":
Часть 1 - Крым.Интересные факты о Крыме.
Часть 2 - Тайна генералов-обозников
...
Часть 22 - СУЩЕСТВУЮТ ЛИ В КРЫМУ ПИРАМИДЫ? ПИРАМИДА ГОХА — ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?
Часть 23 - ПОЧЕМУ ВЛАСТИ УКРАИНЫ ЗАКРЫЛИ ПРОЕКТ «КРЫМСКИЕ ПИРАМИДЫ», ШУРФ ЗАЛИЛИ БЕТОНОМ, А ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВЫДВОРИЛИ С ПОЛУОСТРОВА?
Часть 24 - Чаиры — традиционное садоводство крымских народов
Рубрики: | Деревья и кустарники |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |