150 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ШАЛЯПИНА (1873-1938) |
Федор Шаляпин (13 февраля 1873 — 12 апреля 1938)
Федор Иванович вспоминал, что его первое театральное впечатление, как он выразился, "театральный ожог", связано не с театром даже, а с выступлением ярмарочного актера, которое он увидел, когда ему было восемь. Актерское мастерство скомороха, удивительное присутствие духа поразило Федю и открыло для него идею "на некоторое время не быть самим собой". В детстве то выступление было для Шаляпина верхом, пределом искусства.
Метки: Ф.И. Шаляпин |
УИЛЬЯМ ТЁРНЕР |
Автопортрет. Около 1799
Одним из ярких представителей живописи Викторианской эпохи (период правления английской королевы Виктории в 1837—1901 гг.) был художник Уильям Тернер. Сын парикмахера, получивший самое простое образование, он вошел в историю искусства своими прекрасными романтическими пейзажами, морскими батальными сценами, акварелями и гравюрами. Его называли предшественником французских импрессионистов.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер родился в лондонском районе Ковент-Гарден.
С 1785 года из-за болезни матери он был отправлен к дяде в Брентфорд, где впервые проявил интерес к изобразительному искусству.
Окончив школу в конце 1780-х и немного поработав у лондонских архитекторов и топографов Уильям поступил в 1789 году в Королевскую академию. Экзамены у него принимал Джошуа Рейнолдс (Первый президент академии). Лекции Рейнолдса по идеалистическому направлению в искусстве оказали впоследствии большое влияние на творчество Тернера.
Уже через год учебы акварельная работа Уильяма Тернера удостоилась экспозиции в Академии. В том же 1790 году Тернером была написана картина маслом, которая также экспонировалась на академической выставке.
|
ФРАНЦУЗСКИЙ ПОСТИМПРЕССИОНИСТ ЖОРЖ СЁРА / GEORGES SEURAT (1859-1891) |
В сообществе молодых художников Парижа Жорж Сёра был одним из немногих, кто молчал и иронично улыбался, наблюдая за собратьями по цеху. Душа компании, загадочный и непостижимый Жорж-Пьер Сёра всю свою недолгую жизнь рисковал быть отверженным и не страшился этого. Он шел собственной, избранной однажды дорогой, и подарил миру основы неоимпрессионизма, навсегда изменившие облик живописи.
В картинах Сёра при жизни одни находили вдохновение, другие придирчиво искали недостатки. Современные исследователи пытаются отыскать таинственные шифры на основе его наиболее знаменитых произведений, таких, как «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Создатель жанра пуантилизма старался вложить в свое творчество как можно больше души, словно знал, что отведенного на земле времени остается ничтожно мало.
Никто, даже друзья из так называемого кружка «независимых» художников, не мог похвастаться тем, что хорошо знал Сёра. Быть может, корни скрытности уходили далеко в детство, где Жорж-Пьер, младший ребенок в семье, находился словно между молотом и наковальней. С одной стороны, уставшая, отчасти равнодушная мать, с другой – отец, министерский чиновник, в последние годы жизни со всей страстью отдавшийся религиозному чувству. Старшие брат и сестра вращались в той же атмосфере отсутствия душевной близости и рано покинули отчий дом.
Метки: Жорж Сёра Поль Синьяк Пуантилизм Неоимпрессионизм Живопись Графика |
ВЛАДИМИР ТАТЛИН - РУССКИЙ АВАНГАРД |
Шенг Схейен. Авангардисты: Русская революция в искусстве. 1917–1935
Шенг Схейен — специалист по русской культуре и истории ХХ века, составитель сборника писем Сергея Дягилева и автор его биографии. Его новая книга посвящена русскому авангарду, который автор рассматривает как «менталитет, образ жизни, выражавшийся не только в творчестве художников, но и в каждой фибре их души, в их убеждениях и поведении». С любезного разрешения издательства публикуем фрагмент, рассказывающий о детстве и юности Владимира Татлина.
Владимир Татлин играет на бандуре. 1940-е.
Владимир Татлин во многих отношениях не был образцовым художником. Периоды застоя в его творчестве чередовались с безудержной активностью. Он был эмоционально нестабилен и уязвим, а уверенность в себе то зашкаливала, то угасала. Подобная лабильность Татлина, возможно, обусловила и его небрежное отношение к собственному наследию, львиная доля которого, да наиважнейшая его часть, была утрачена еще при жизни художника. Впрочем, даже если бы сохранилось гораздо больше работ Татлина, их количество в целом было бы весьма скромным по сравнению с плодовитостью Малевича или Пикассо. Он не стремился к интеллектуальным высотам и не получил всестороннего образования. Тем не менее Татлин был удивительной фигурой, в концептуальном развитии осмелившейся пойти дальше любого другого художника своего поколения, словно затяжные периоды бездействия вдруг разражались мощным творческим взрывом. Его амбициозный проект Памятника III Интернационала, ставший иконой для мирового авангарда, является наиболее очевидным примером подобных самовоспламенений. Художественное мастерство Татлина было основано на радикальном воображении и смелости беспечно отвергать любую укоренившуюся привычку или затасканную идею. При этом часто забывают, что как рисовальщик и живописец он был немыслимым виртуозом, возможно, лучшим в своем поколении. Все, что он творил на бумаге или холсте, отличалось меткостью и сочетало в себе скорость эскизности с равновесием тщательно продуманной композиции.
|
Алексей Герман. Молитва человека пожилого возраста |
|
ХУДОЖНИК РУССКОГО АВАНГАРДА Иван Васильевич Клюн (1873-1943) |
|
МАРСЕЛЬ ПРУСТ (1871 - 1922) |
Марсель Пруст является одним из родоначальников литературного модернизма, он соединял в своем творчестве настоящие и минувшие события в единую цельную картину. Изысканный и причудливый мир прустовской прозы воссоздает удивительный и непредсказуемый путь человека в глубины своей внутренней вселенной. Писатель заложил основу нового типа романа – романа “потока сознания”.
« — Ты слышал о Марселе Прусте?
…Он умер, — сказала Шарлотта холодно. — Он был писателем. Сначала он потерял память. Но как только он чувствовал запах определённого пирожного, его переполнял поток воспоминаний, который теперь занимает три тысячи страниц.
— Дай мне пирожное, — сказал юноша. — И я вспомню четыре тысячи…»
<1990>
Ночные рассказы/Fortællinger om natten
Питер Хёг, современный датский писатель, г.р. 1957
______________
Метки: МАРСЕЛЬ ПРУСТ (1871 - 1922) |
ХУДОЖНИКИ ИТАЛЬЯНСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ - ФРА ФИЛИППО ЛИППИ (1406-1469) |
Здесь я покоюсь, Филипп, живописец навеки бессмертный,
Дивная прелесть моей кисти - у всех на устах
. Душу умел я вдохнуть искусными пальцами в краски
, Набожных души умел - голосом бога смутить.
Даже природа сама, на мои заглядевшись созданья,
Принуждена меня звать мастером равным себе.
В мраморном этом гробу меня упокоил Лаврентий
Медичи, прежде чем я в низменный прах обращусь
Эпитафия в переводе А.Блока
В истории Раннего Возрождения много легендарных красавиц, без которых эпоха вообще не состоялась бы. Но одна особенно будоражит воображение, потому что спустя века мы можем увидеть ее нежную красоту.
Юная Лукреция ди Бути смотрит на нас с картин своего возлюбленного супруга – великого художника Филиппо Липпи…
Ф. Липпи. Мадонна с Младенцем и двумя ангелами. Ок. 1465далее
Серия сообщений "Возрождение.Искусство":
Часть 1 - РЕНЕССАНС
Часть 2 - Сикстинская капелла — невероятное христианское искусство
...
Часть 25 - Художники Возрождения:Фра Беато Анджелико
Часть 26 - Художники Возрождения:Джованни Беллини
Часть 27 - Художники Возрождения:Фра Филиппо Липпи
Часть 28 - Мастера Возрождения:Андреа Верроккьо
Часть 29 - ХудожникиВозрождения:СандроБотичелли(1)Симонетта
...
Часть 32 - Художники Высокого Возрождения:Леонардо да Винчи(1)Универсальный человек
Часть 33 - Художники Возрождения:Леонардо да Винчи(2)Тайная вечеря
Часть 34 - Художники Высокого Возрождения:Леонардо да Винчи(3)Джоконда
Серия сообщений "История Италии.Великие люди.":
Часть 1 - Архивы Да Винчи. Теневая сторона выдающегося человека
Часть 2 - Семейство Медичи.Часть2
...
Часть 30 - Художники Возрождения:Фра Беато Анджелико
Часть 31 - Художники Возрождения:Джованни Беллини
Часть 32 - Художники Возрождения:Фра Филиппо Липпи
Часть 33 - Мастера Возрождения:Андреа Верроккьо
Часть 34 - Художники Возрождения:Сандро Ботичелли(2)Весна
...
Часть 36 - Художники Высокого Возрождения:Леонардо да Винчи(1)Универсальный человек
Часть 37 - Художники Возрождения:Леонардо да Винчи(2)Тайная вечеря
Часть 38 - Художники Высокого Возрождения:Леонардо да Винчи(3)Джоконда
|
22 ИЮНЯ РОДИЛСЯ ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРК (1898 – 1970) |
«— Нет, мне кажется, мы живем в век консервов.
— Консервов? Почему?
Равик показал на газеты.
— Нам больше не нужно думать. Все за нас заранее продумано, разжевано и даже пережито. Консервы! Остается только открывать банки. Доставка на дом три раза в день. Ничего не надо сеять, выращивать, кипятить на огне раздумий, сомнений и тоски. Консервы.
Он усмехнулся.
— Нелегко мы живем, Борис. Разве что дешево…».
<1945>
«Триумфальная арка»
Метки: Эрих Мария Ремарк |
ПОЛЬ ГОГЕН (1848-1903) |
«Единственный способ стать Богом—это поступать, как Он: творить». Поль Гоген
Фрагмент картины Поля Гогена"Автопортрет с палитрой", 1894
Подробности жизни Поля Гогена сложились в одну из самых необычных биографий в истории искусства. Его жизнь действительно давала поводы разным людям говорить о ней, восторгаться, смеяться, возмущаться и преклонять колени.
Поль Эжен Анри Гоген родился в Париже 7 июня 1848 года в семье журналиста Кловиса Гогена, убеждённого радикала. После поражения июньского восстания, семья Гогена по причинам безопасности вынуждена была перебраться к родственникам в Перу, где Кловис намеревался издавать собственный журнал. Но по пути в Южную Америку журналист умер от сердечного приступа, оставив жену с двумя маленькими детьми. Нужно отдать должное душевной стойкости матери художника, которая одна, без жалоб, воспитывала детей.
|
ПРАВНУЧКА ЖЕНЫ ПУШКИНА И РЕКОРДСМЕНКА МИРОВЫХ АУКЦИОНОВ. ХУДОЖНИК ГОНЧАРОВА НАТАЛИЯ СЕРГЕЕВНА (РОССИЯ - ФРАНЦИЯ, 1881-1962) |
Давно заметила, разглядывая картины в других дневниках или цитируя чужие сообщения, так не проникаешься творчеством художника как при создании собственного поста. В случае с Наталией Гончаровой это и произошло. Теперь вот прониклась, очарована и с удовольствием делюсь... Прошу прощения за обширную подборку, рука не поднимается удалять такие работы... И это лишь малая толика ее творческого наследия.
Автор коллажа Марина Бармани
М.И. Глинка - Ноктюрн "Разлука"
Наталия Сергеевна Гончарова (1881–1962) вошла в русское искусство как «амазонка авангарда», новатор живописи, блестящий декоратор, живописец, график, театральный художник. В цепи самостоятельных творческих экспериментов Гончарова развивала идеи примитивистской живописи (неопримитивизма), включала в свои работы преобразованные элементы иконописи и лубка.
Гончарова - из дворянского рода, ведущего начало с 1780 г. Двоюродная правнучка жены А.С. Пушкина. В 1892 с отцом-архитектором и метематиком переехала из тульской губернии в Москву, где окончила гимназию и недолго училась на исторических курсах. В 1901 поступила а МУЖВЗ, занималасьв классах скульптуры у С.М. Волнухина и П.П. Трубецкого, позже - в классах живописи у К.А. Коровина.
Московская зима, 1900-е
|
ТЕО ВАН РЕЙССЕЛЬБЕРГЕ (1862-1926), ЧАСТЬ1 |
|
Александр Кушнер |
Готовясь к интервью с поэтом Александром Семеновичем Кушнером, я искала в интернете какую-нибудь информацию о его жизни — автобиографию, мемуары и воспоминания самого поэта, но так ничего и не нашла, кроме короткой биографической справки в Википедии и пары интервью, в которых он в основном размышляет о поэзии и литературе. Поэтому, когда я пришла в гости к Александру Семеновичу и его жене Елене Всеволодовне Невзглядовой (в квартиру в Калужском переулке), мне прежде всего хотелось поговорить о нем самом. В итоге получилось интервью, в котором поэт рассказывает о своем детстве в эвакуации, юности, проведенной на Большом проспекте Петроградской стороны — «улице, похожей на хорошую стихотворную строку: прямую, выверенную, обдуманную», учебе в школе и работе, любви, друзьях, встречах с Ахматовой и Бродским, и конечно же о стихах, ставших лирическим дневником поэта.
|