-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2710


АМАЗОНКА ВТОРОГО РУССКОГО АВАНГАРДА ХУДОЖНИЦА-НОНКОНФОРМИСТКА ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА МАСТЕРКОВА (1927-2008), ЧАСТЬ I

Четверг, 22 Февраля 2024 г. 23:00 + в цитатник
1970 Лидия Мастеркова. Фото Анатолия Брусиловского. МСИ 2 (700x700, 98Kb)
Лидия Алексеевна Мастеркова. Фото Анатолия Брусиловского, 1970 г.

Лидия Алексеевна Мастеркова (1927-2008) - амазонка второго русского авангарда. Русская художница-нонконформистка из «Лианозовского круга». Училась в Московской средней художественной школе в 1940-1941 годах, в Московской детской художественной школе в 1943-1946 годах, в Московском городском художественном училище памяти 1905 года в 1946–1950 годах. С середины 1950-х годов входила в Лианозовскую группу. Мастеркова писала в стиле метафизической абстракции, наделяя геометрические формы сакральным значением. Также в своих композициях она использовала технику коллажа, включая в живопись кружево, парчу и старинные ткани. Участвовала в легендарной «Бульдозерной выставке», после разгрома которой в 1975 году эмигрировала во Францию.

3 (456x700, 69Kb)
Лидия Алексеевна Мастеркова (1927-2008)

Лидия Мастеркова по праву считается «амазонкой» второго русского авангарда. Таковой ее считал и великий коллекционер Георгий Костаки. В начале ХХ века «амазонками» называли шестерых художниц русского авангарда: Александру Экстер, Наталью Гончарову, Любовь Попову, Ольгу Розанову, Варвару Степанову и Надежду Удальцову. Именно они во многом прокладывали пути кубизма, футуризма, экспрессионизма и конструктивизма, бескомпромиссно утверждая будущее нового искусства.
А когда речь идет о 1950–1960-х, когда еще господствовал социалистический реализм, о женщинах-художницах говорят редко. Но первое имя, которое приходит на память, — это имя Лидии Мастерковой. Как же она появилась в истории искусства и почему ее часто называют амазонкой второй волны русского авангарда?

1956 Прилуки. Собрание Ивана Филонова  из книги «Лидия Мастеркова. (519x700, 162Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Прилуки. 1956. Собрание Ивана Филонова / из книги
«Лидия Мастеркова. Право на эксперимент» (М., Музей современного искусства «Гараж», 2022)

1956 Цветные линии. 70 х 75, Холст, масло. ГТГ (700x500, 157Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Цветные линии. 1956 г. Холст, масло. 70 х 75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1958 -- Без назв. Бум, масло. 45 x 67 см. Цуканов кол (700x477, 177Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1958 г. Бумага, масло. 45 x 67 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.

1957 Абстр комп. Бум, гуашь 31 x 41 см. Коллекция музея Циммерли (700x515, 115Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1957 г. Бумага, гуашь 31 x 41 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1958 ПОСЕЛОК СЕВЕРНЫЙ. К, м. (476x700, 143Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Поселок «Северный». 1958 г.
Картон, масло. 49 х 34,5 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2018 г.
Эстимейт 70.000 руб.

1957 Без названия. 51 х 60. Коллекция музея Циммерли (602x700, 90Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1957 г. Картон, масло. 51 х 60 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.

1957 Комп. масло, холст, 98х78 см. Постоянная коллекция Q-ART Gallery (560x700, 132Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1957 г. Холст, масло. 98 х 78 см.
Постоянная коллекция Q-ART Gallery, Москва.

1958 Без названия Бум, кар. 49.5 by 27.5cm, Кристис Нью-Йорк 2017. Прод. 5.000 дол (493x700, 141Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1958 г. Бумага, карандаш.
49,5 х 27,5 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $5.000 дол.

1958 Комп без назв.76 х 51Коллекция музея Циммерли (506x700, 110Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия.1958 г. Холст, масло. 76 х 51 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.

1959 Композиция. Холст, масло. 121х80 см. Музей АЗ (470x700, 111Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1959 г. Холст, масло. 121 х 80 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1958 Комп. Фанера, масло.  79.5 x 60 см. Гал Владей. Кол Александра Резникова (527x700, 120Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1958 г. Фанера, масло. 79,5 x 60 см.
Галерея VLADEY, Москва. Коллекция Александра Резникова.

1958 Композиция. Холст, масло. 55х45,5 см. Музей АЗ (567x700, 173Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1958 г. Холст, масло. 55 х 45,5 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва. На аукционе «Литфонд» в 2018 году эта картина
была продана за 480.000 руб.

1959 Композиция. 56 х 50 см. Коллекция Петра Новицкого (632x700, 91Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1959 г. Холст, масло. 56 х 50 см.
Коллекция Петра Новицкого.

1959 Композиция (№41). Бум, монотипия. 25,8 x 18,1 см. ГМИИ им.Пушкина.  Кол В.Н.Некрасова (601x700, 157Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция (№41). 1959 г. Бумага, монотипия. 25,8 x 18,1 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1930-е С сестрой  (457x700, 84Kb)
Лидия Мастеркова (слева) с младшей сестрой Ритой. Фото 1930-е гг.

Лидия Алексеевна Мастеркова родилась 8 марта 1927 года в Москве в семье высококвалифицированного рабочего. По воспоминаниям самой художницы и по свидетельству историков искусства, оба ее деда были ювелирами, а отец был настоящим мастером в своем деле, рабочим-художником. Семья была погружена в атмосферу высокой культуры. В доме царил культ красоты и любви к музыке. И это неслучайно, потому что с детства у Мастерковой было две страсти. Одна - любовь к искус¬ству, вторая - любовь к музыке. Она говорила, что музыка для нее играет очень важную роль, в том числе помогает в ее собственном художественном творчестве.

1960 Комп на красно-желт фоне. Х, м.106 х 160. Аук Отель Друо Париж (700x471, 162Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция на красно-желтом фоне. 1960 г. Холст, масло. 106 х 160 см.
Аукцион Hôtel Drouot, Париж, 2021 г.

1960 Композиция. Х, м. 98 x 106 см. Saatchi Gallery  Лондон (700x637, 265Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1960 г. Холст, масло. 98 x 106 см. Saatchi Gallery, Лондон.

1960 Композиция без названия. 46 x69 см. Коллекция музея Циммерли (700x461, 124Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1960 г. Холст, масло. 46 x 69 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1960 Композиция без названия_20_x_32 см. Коллекция музея Циммерли (700x435, 99Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1960 г. Холст, масло. 20 x 32 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1960 Без названия. Х, м. 80 х 79 см. Сотбис Лондон 2012. Прод. 37.250 фунт (660x700, 207Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1960 г. Холст, масло. 80 х 79 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г. Лот продан за GBP 37.250 фунтов.

1960 Композиция. Х, м. 162 x 130 см. ЧС или Аук 2018 (560x700, 227Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1960 г. Холст, масло. 162 x 130 см.
Аукцион Vermot et Associes, Париж, 2018 г.

1960 Композиция без названияa, 74 х 54 см. Коллекция Семенихиных (511x700, 177Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1960 г.
Бумага, акварель. 74 х 54 см. Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.

1960 Композиция. Прилуки. Ткань, коллаж. 130 х 230 см. Гал Владей (700x367, 58Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. Прилуки. 1960 г. Ткань, коллаж. 130 х 230 см.
Галерея VLADEY, Москва.

1960-1962 Абстрактная композиция. Х, м. 76×65 см. Собр. В. Антоничука, Мск (700x600, 190Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1960-1962 гг. Холст, масло. 76 х 65 см.
Собрание Владимира Антоничука, Москва.

1960-1962 Композиция. 80 х 75 см. Коллекция Т. и И. Манашеровых (658x700, 179Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1960-1962 гг. Холст, масло. 80 х 75 см.
Коллекция Тамаза и Иветы Манашеровых.

1962 Комп. Бум, акв, графит кар, 20×26 см. Литфонд, 2020  (700x540, 138Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстракция. 1962 г. Бумага, акварель, графитный карандаш, 20 х 26 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.

1960-е Абстракция. Х, м. 30 x 43,5 см. ГМИИ им.Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова, (700x440, 153Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстракция. 1960-е гг. Холст, масло. 30 x 43,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Коллекция В.Н. Некрасова, Джексон Поллок отдыхает!

1940-е Мастеркова (700x419, 60Kb)
Лидия Мастеркова. Фотография 1940-е гг.

В 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, Лидия поступила в Московскую художественную школу, которая находилась недалеко от Парка культуры им. Горького. В этой школе учились многие художники советского андерграунда, например Николай Вечтомов, Владимир Немухин, Михаил Рогинский. В школе преподавали художники, которые вышли из среды ВХУТЕМАСа - в частности, Михаил Перуцкий (1892-1959). Он когда-то входил в знаменитую группу НОЖ (Новое общество живописцев) и не заставлял своих учеников следовать определенным канонам или принципам, а просто помогал им самим определиться в своем искусстве. По признанию Мастерковой, она стала любимой ученицей Перуцкого и первый натюрморт, который она нарисовала в этой школе, висел в кабинете директора.

1960-е Композиция №28, Бум, смеш. техн. 24 х 17 см. Гал Владей (490x700, 221Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 28. 1960-е гг.
Бумага, смешанная техника. 24 х 17 см. Галерея VLADEY, Москва.

1961 Композиция VII_37 x 22 см. Коллекция музея Циммерли (700x410, 90Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция VII. 1961 г. Холст, масло. 37 x 22 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1961 Композиция № 186 (700x459, 192Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция № 186. 1961 г. Бумага, акварель. 59 х 69 см.
Фонд культуры «Екатерина», Москва.

1961 Композиция без названия. Бум, акв. 59 х 69 см. Кол Семенихиных (700x504, 136Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция № 36. 1962 г. Бумага, акварель. 56 х 76 см.
Собрание Екатерины и Владимира Семенихиных.

1960-е Без названия. Бум, смеш техн. 19.5 x 16.7 см. Гал Владей (610x700, 253Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1960-е гг. Бумага, смешанная техника.
19,5 x 16,7 см. Галерея VLADEY, Москва.э

1960-е Композиция №52. Бум, смеш. техн. 24 х 17 см, Гал Владей  (507x700, 236Kb)<br />
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция №52. 1960-е гг. Бумага, смешанная техника. <br />
24 х 17 см. Галерея VLADEY, Москва.
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция №52. 1960-е гг. Бумага, смешанная техника.
24 х 17 см. Галерея VLADEY, Москва.

1960 Композиция. Х, м. 160 х 80 см. Saatchi Gallery Лондон (356x700, 92Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1960 г.
Холст, масло. 160 х 80 см. Saatchi Gallery Лондон.

1961 Композиция I. 49x33 см Коллекция музея Циммерли (459x700, 89Kb)
Лидия. Мастеркова (1927-2008). Композиция I. 1961 г. Бумага, смешанная техника. 49 x 33 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1961 Композиция III. 37x22 см. Коллекция музея Циммерли (503x700, 153Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция III. 1961 г. Бумага, смешанная техника. 37 x 22 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1961 Композиция IV_30x20 см. Коллекция музея Циммерли (371x700, 107Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция IV. 1961 г. Бумага, смешанная техника. 30 x 20 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1961 Композиция. Х, м. 51 х 87 см. Кол. Дудакова (392x700, 82Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. Начало 1960-х гг.
Холст, масло. 50,5 х 87 см. Коллекция Валерия Дудакова.

1940-е Лида Мастеркова (457x700, 106Kb)
Лидия Мастеркова. Фотография 1940-е гг.

В 1946 году Мастеркова поступает в Московское городское художественное учи-лище памяти 1905 года. И практически те же самые преподаватели - Матвей Хазанов и Михаил Перуцкий - продолжают учить студентку Лидию Мастеркову. Об этих годах ее жизни известно не так много. Мы знаем, что ее кумиром тогда был Сезанн (и, по свидетельству многих художников, не только Мастерковой), в училище были доступны книги, которые описывали коллекцию закрытого уже в то время московского Музея нового западного искусства. То есть, Мастеркова знала работы импрессионистов и постимпрессионистов. Но само ученическое творчество Лидии Мастерковой все-таки находилось внутри фигуративной живописи.

1960 Автопортрет. 26 x 23 см. Коллекция музея Циммерли (592x700, 115Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Автопортрет. 1960 г. Бумага, смешанная техника. 26 x 23 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1962 Абстрактная композиция с арбузом. Х, м. 70 х 74,5 cm. Кол Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон (700x667, 225Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция с арбузом. 1962 г. Холст, масло. 70 х 74,5 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.

1961 Триптих. 30 х 105 см. Кол Евгения Нутовича (см. триптих 1965 г) (700x332, 88Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих. 1961 г. Холст, масло. 30 х 105 см.
Коллекция Евгения Нутовича, Москва.

1962 Абстрактная композиция. Х, м. 70 х 79 cm. Цуканлв кол (700x605, 229Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1962 г. Холст, масло. 70 х 79 см.
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон.

1961 Композиция. 110 х 100 см. Коллекция Александра Резникова (700x654, 151Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1961 г. Холст, масло. 110 х 100 см.
Коллекция Александра Резникова.

1962 Без названия. Бум, тушь 64 х 83 см. Коллекция Игоря Маркина (700x536, 172Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1962 г. Бумага, тушь. 64 х 83 см. Коллекция Игоря Маркина.

1962 Без названия (700x700, 304Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1962 г. Холст, масло. Частное собрание.

1962 Без названия. Бум, тушь 60 х 52 см. Коллекция Игоря Маркина (599x700, 211Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1962 г. Бумага, тушь 60 х 52 см.
Коллекция Игоря Маркина.

1962 Комп без названия. 21_x_10 см. Коллекция музея Циммерли (343x700, 116Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г.
Бумага, смешанная техника. 21 x 10 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс,
коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1962 Абстрактная композиция с красной диагональю. Холст,масло. 87,5х50,5 см. Музей АЗ (403x700, 148Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция с красной диагональю.
1962 г. Холст, масло. 87,5 х 50,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1948 Лидия Мастеркова. Автопортрет. 1948. Фото Архив Музея современного искусства «Гараж». (626x700, 171Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Автопортрет. 1948 г. Холст, масло.
Архив Музея современного искусства «Гараж», Москва.

Перелом в творчестве Мастерковой происходит в середине 1950-х годов, когда она становится гражданской женой художника Владимира Немухина, с которым была знакома со школьных лет. К этому моменту Лидия Мастеркова уже была в разводе (в 1948 году она вышла замуж за однокурсника, в 1949 году у нее родился сын). Интересная подробность: сына Мастерковой зовут Игорь Холин, и точно так же звали поэта, с которым Мастеркова знакомится уже вместе с Немухиным во второй половине 1950-х, когда они входят в круг Лианозовской группы.

1959 В. Немухин - П-т Мастерковой (552x700, 162Kb)
В.Н. Немухин (1925-2016). Портрет Лидии Мастерковой. 1959 г. Бумага, карандаш.

1962 Комп. 70 х 75 см. ГТГ (700x476, 173Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1962 г. Холст, масло. 70 х 75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1962 Композиция (Три грации). Х, м. 130х162 см. ЧС или Аук 2014 (700x563, 194Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция (Три грации). 1962 г. Холст, масло. 130 х 162 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2014 г. Эстимейт 1.200.000 – 1.600.000 руб.

1962 Композиция.  65 х 84 см. Музей AZ (700x532, 189Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1962 г. Холст, масло. 65 х 84 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1962 Композиция без названия. 14_x_27 см. Коллекция музея Циммерли (700x385, 91Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г. Бумага, смешанная техника. 14 x 27 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1962 Композиция без названия. 15_x_22 см.Коллекция музея Циммерли (700x458, 110Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г. Бумага, смешанная техника. 15 x 22 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1962 Композиция. Х, м. 70 x 75 см (700x658, 198Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1962 г. Холст, масло. 70 x 75 см. Saatchi Gallery, Лондон.

1962 Композиция. 11_x_10 см. Коллекция музея Циммерли (668x700, 152Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1962 г. Бумага, смешанная техника. 11 x 10 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1962 Композиция без названия. 19_x_10 см. Коллекция музея Циммерли (374x700, 86Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г.
Бумага, смешанная техника. 19 x 10 см. Коллекция музея Циммерли
Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1962 Композиция без названия. 19_x_9.5 см. Коллекция музея Циммерли (369x700, 84Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г.
Бумага, смешанная техника. 19 x 9,5 см. Коллекция музея Циммерли
Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1962 Композиция без названия. 25_x_19 см. Коллекция музея Циммерли (489x700, 152Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1962 г. Бумага, смешанная техника.
25 x 19 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов
Нортона и Нанси Додж, США.

1962 Композиция. Худ Москвы (568x700, 147Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1962 г. Холст, масло.
Сайт «Московские художники». www.moscowart.net.

1960-е Мастеркова (518x700, 76Kb)
Лидия Мастеркова. Wikimedia Commons.

В Лианозовскую группу приводит Немухина и Мастеркову их друг Николай Вечтомов, и они оказываются внутри этого удивительного сообщества, становятся друзьями на всю жизнь с Оскаром Рабиным и Валентиной Кропивницкой. Сама Мастеркова говорила, что ей не нравится слово «группа», поскольку все художники, которые объединялись в этом бараке в Лианозово, шли совершенно разными путями. Ни Евгений Кропивницкий, ни Ольга Потапова, отец и мать жены Оскара Рабина Валентины Кропивницкой, не оказали влияния на развитие искусства Мастерковой. Рабин тоже писал совершенно иные картины — фигуративные, мрачные, экспрессивные, которые были посвящены реалиям окружающей жизни. Мастеркову интересовало совсем другое. Она отмечала, что к 1956 году больше не могла писать пейзажи. Но перелом наступил в 1957 году во время VI Фестиваля молодежи и студентов в Москве. В 1957 году после выставки в Парке культуры, где были представлены западные произведения искусства, очень многие художники начали писать абстрактные картины.

1963 Абстрактная композиция. Триптих. Х, м. Цуканов кол (700x350, 84Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. Триптих. 1963 г. Холст, масло. 50 x 40 см. (каждая).
Коллекция Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон. Картина экспонировалась на выставке в ЦДХ, Москва, 2017 г.

1963 Abstract Composition. Х, м.  28.5h x 25.5 дюйм. ЧС или Аук 2019 (630x700, 156Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. Квадриптих. Часть I. 1962 г.
Холст, масло. 69,8 х 63,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1963 Abstract Composition,. Квадриптих. Без названия. Часть II. Х, м.  28.5h x 25.5 дюйм. ЧС или Аук 2019 г (700x700, 228Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. Квадриптих. Часть II. 1963 г.
Холст, масло. 72,4 х 64,8 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1963 Abstract Composition,. Квадриптих. Без названия. Часть 3. Х, м. (700x700, 214Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. Квадриптих. Часть III. 1963 г.
Холст, масло. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1963 Abstract Composition,. Квадриптих. Без названия. Часть IV.  (700x700, 217Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. Квадриптих. Часть IV. 1963 г.
Холст, масло. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1962 Композиция в красном и синем. Х, м. 84 х 70 см. Saatchi Gallery Лонлон (585x700, 192Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция в красном и синем. 1962 г.
Холст, масло. 84 х 70 см. Saatchi Gallery, Лондон.

1963 Композиция. Худ Москвы (435x700, 113Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1963 г. Холст, масло.
Сайт «Московские художники». www.moscowart.net.

1963 Композиция V. 36x27 см. Коллекция музея Циммерли (546x700, 143Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция V. 1963 г. Бумага, смешанная техника. 36 x 27 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1963 Композиция VI. 33x20 смКоллекция музея Циммерли (421x700, 96Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция VI. 1963 г. Бумага, смешанная техника. 33 x 20 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1963 Без названия. Бум, тушь 57 x 49 cm. (621x700, 118Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1963 г. Бумага, тушь. 57 x 49 см.

1964 Абстр. комп. 47 х 30 см.Коллекция музея Циммерли (453x700, 100Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1964 г. Бумага, карандаш. 47 х 30 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1964 Абстрактная композиция. Доска, масло 50,2 х 30,5 см. Кристис Нью-Йорк 2011. Прод. 37.500 дол или Музей АЗ (420x700, 97Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1964 г.
Доска, масло 50,2 х 30,5 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1964 Комп без назв. 69x12x13 см. Коллекция музея Циммерли (460x700, 25Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1964 г. Дерево. 69 x 12 x 13 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1967 Мастеркова на фоне комп с чернвм квадратом (700x474, 64Kb)
Лидия Мастеркова на фоне своей картины «Композиция с черным квадратом». Фотография 1967 г.

И действительно чуть ли не на следующий день после посещения этой выставки Мастеркова взяла в руки холст и, почувствовав свободу от окружающего мира, который ей нужно изображать, от любых фигуративных форм, создала свою первую экспрессивную абстрактную картину. В чем особенность этих первых работ Лидии Мастерковой? Она постоянно, вплоть до расставания с Немухиным в 1968 году, работала с ним рядом. В это время они жили в коммунальной квартире, в одной комнате с родителями Лидии Мастерковой и ее сестрой. Для Мастерковой, ее сына Игоря и Владимира Немухина был отгорожен угол. И в этом пространстве коммуналки они и вынуждены были работать буквально нос к носу, очень близко друг к другу. Немухин в то время пишет такие картины, как, например, «Голубой день», где сквозь абстрактные формы проглядывает воспоминание о пейзаже, о некой реальности. Мастеркова начинает писать тоже длинными мазками очень экспрессивные работы. Причем она смешивает дополнительные цвета: зеленый, красный, желтый, - и они получают особенную энергию.

1964 Без названия. ГМИИ им.Пушкина (Культобзор) (686x700, 176Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1964 г. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
(www.magisteria.ru)

1963 Без названия (Абстр кол). Цуканов кол  (579x700, 160Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия (Абстрактная композиция). 1963 г.
Дерево, масло. 50,2 х 40,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г.
Лот продан за GBP 18.750 фунтов.

1964 Композиция. Дер, масло. 61,5х88 см. (700x555, 179Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1964 г. Дерево, масло. 61,5 х 88 см.
Картина экспонировалась на «Бульдозерной выставке» в 1974 году.

1964 Абстракция. (2) (700x618, 149Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1964 г. Катина экспонировалась на выставке
«Нонконформисты на Красной площади» в Государственном историческом музее в 2007 году.

1964 Комп. Бумага, монотипия, 25×30,5 см. Аук Литфонд 2019   (700x568, 240Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1964 г. Бумага, монотипия, 25 х 30,5 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.

1964 Композиция II..33x24 см. Коллекция музея Циммерли (497x700, 116Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция II. 1964 г. Бумага, смешанная техника. 33 x 24 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1964 Композиция. 90x70 см. Коллекция музея Циммерли (534x700, 110Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1964 г. Холст, масло. 90 x 70 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1964 Композиция. Х, м. 100 × 60 см. (429x700, 149Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1964 г. Холст, масло. 100 х 60 см.

1964 Комп без назв. 133_x_100 см. Коллекция музея Циммерли (525x700, 102Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1964 г. Холст, масло. 133 x 100 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1964 Композиция без названия. 70_x_84 см. Коллекция музея Циммерли (700x576, 162Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1964 г. Холст, масло. 70 x 84 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1965 Композиция без названия_100_x_107 см. Collection Zimmerly Art Museum at  (700x646, 173Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция (с иконой). 1965 г. Холст, масло, коллаж. 100 x 107 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1965 Композиция. Холст, масло,  ткань, коллаж, ХМ Циммерли, Рутгерс. (700x574, 215Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1965 г. Холст, масло, ткань, коллаж.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1965 Композиция. Х, м, коллаж из ткани. Коллекция Ирины Столяровой (700x569, 212Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1965 г. Холст, масло. Коллекция Ирины Столяровой, Лондон.

1965 Композиция. Х, м. 99 х... см. ЧС, Москва (700x362, 133Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1965 г. Холст, масло. 51,2 х 99 см. Частное собрание, Москва.

1965 Рыба. 57 х 71 см. Коллаж из ткани. Музей AZ (700x560, 189Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Рыба. 1965 г. Холст, масло, коллаж из ткани. 57 х 71 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1966 Комп без назв. 70_x_90 см. Коллекция музея Циммерли (700x539, 149Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1966 г. Холст, масло, коллаж из ткани. 70 x 90 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1965 Натюрморт. 71_x_70 см. Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс,  (680x700, 136Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Натюрморт. 1965 г. Холст, масло, коллаж. 71 x 70 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1966 Композиция. 90x70 см. Коллекция музея Циммерли Университета (546x700, 157Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1966 г. Холст, масло, коллаж из ткани. 90 x 70 см.
Коллекция Александра Глезера.

1971 Георгий Костаки и Лидия Мастеркова на дне рождения поэта Генриха Худякова 1971 (700x466, 82Kb)
Георгий Костаки и Лидия Мастеркова на праздновании дня рождения Генриха Худякова. Москва, 1971 г.

Каждому повороту в искусстве Лидии Мастерковой сопутствовало новое увлечение, встреча, импульс. Так, она знакомится с русским авангардом. Мастеркова увидела его в запасниках Третьяковской галереи и у Георгия Костаки, известного коллекционера, который собирал не только русский авангард, но и произведения неофициальных художников второй половины ХХ века. С Костаки Мастеркова знакомится при удивительно благоприятных обстоятельствах. Дело в том, что она уже в 1961 году была удостоена персональной выставки. Правда, это была выставка квартирная, но в биографии Мастерковой она часто обозначается как персональная выставка в Доме-музее Федора Шаляпина. Дело в том, что именно там была квартира искусствоведа Ильи Цырлина, который предложил Мастерковой выставить ее работы. И на собственной выставке Мастеркова познакомилась с Георгием Костаки. В квартире Костаки Мастеркова увидела это удивительное пиршество для глаз - яркие композиции, построенные на геометрических формах.

1966 Комп. без названия. Х, м. 178 x 94 см. Кол Цуканов Фэмили Фаундейшн, Лондон. Аукцион Bonhams Лондон 2015, Прод. 86,5  (362x700, 171Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1966 г.
Холст, масло. 178 x 94 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2015 г.
Лот продан за GBP 86.500 фунтов.

1966 Собор. Холст, масло, парча. Собр. Е. Нутовича, Мск (626x700, 212Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Собор. 1966 г. Мешковина, масло, парча, смешанная техника.
Коллаж. 93,5 х 83 см. Собрание Евгения Нутовича, Москва.

1965 Композиция. Триптих. 50,2 х 104,5, Фанера, масло. Худ Мск (700x335, 65Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. Триптих. 1965 г. Фанера, масло. 50,2 х 104,5 см.
Сайт «Московские художники». www.moscowart.net.

1965 Триптих. Худ Москвы (700x335, 75Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Триптих. 1965 г. Холст, масло. Сайт «Московские художники».
www.moscowart.net.

1966 Композиция. Бум, см. техн. 46,8 х 57,3 см. (2) (700x566, 194Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1966 г. Бумага, смешанная техника. 46,8 х 57,3 см.
Аукционный дом Minerva Auctions, Рим, 2017 г. Эстимейт EUR 1.000 – 1.500 евро.

1966 Композиция. Бум, см. техн. 46,8 x 57,3 см. (1) (700x554, 154Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1966 г. Бумага, смешанная техника. 46,8 x 57,3 см.
Аукционный дом Minerva Auctions, Рим, 2017 г. Лот продан за EUR 1.250 евро.

1966 Композиция. Бум, см. техн. 46,8 х 57,3 см. Литфонд (700x552, 173Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1966 г. Бумага, тушь. 46,8 х 57,3 см.
Аукционный дом Minerva Auctions, Рим, 2017 г. Лот продан за EUR 1.250 евро.

1966 Композиция. Бум, см. техн. 46,8 х 57,3 см. Литфонд (2) (700x566, 170Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1966 г. Бумага, тушь. 46,8 х 57,3 см.
Аукционный дом Minerva Auctions, Рим, 2017 г. Лот продан за EUR 1.250 евро.

1966 Композиция. Бум, см. техн. 46,8 х 57,3 см. Minerva Auctions, Рим, 2017 (700x570, 184Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1966 г. Бумага, смешанная техника. 46,8 х 57,3 см.
Аукционный дом Minerva Auctions, Рим, 2017 г. Лот продан за EUR 1.250 евро.

ФОТО Иван Алексеевич Кудряшов. Фотография 1960-х гг.  (482x700, 99Kb)
Художник Иван Алексеевич Кудряшов. Фотография 1960-х гг.

Еще одной важной встречей оказалось знакомство с художником Иваном Кудряшовым. Кудряшов прожил очень долгую жизнь и стал для Мастерковой примером верности и преданности своему искусству, умения трансформиро¬вать свой язык, не изменяя себе. Кудряшов был увлечен проблемой космиче¬ского пространства и создавал композиции, в том числе коллажные, которые содержали в себе воспоминания о его искусстве 1920-х годов, но все-таки представляли собой пример какого-то другого развития, увлечения другими формами, в которых геометрия соединялась с органикой. Эти встречи и зна¬комства изменили язык Лидии Мастерковой. Ее вещи стали еще более структурированными и геометрическими (О художнике Иване Алексеевиче Кудряшове см. мой пост)

1966 Лидия Мастеркова в своей мастерской в деревне Прилуки. Предоставлено Маргаритой Тупицыной (461x700, 113Kb)
Лидия Мастеркова в своей мастерской в деревне Прилуки, 1966 г.
© Предоставлено Маргаритой Тупицыной.

1967 Герой революции (К 50-летию революции). Бум, тушь, гуашь 9,2 х 12 см. (700x606, 125Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Герой революции (К 50-летию Октябрьской революции). Бумага, гуашь. 8,5 х 12 см.
Частное собрание. «Герой революции», пожалуй, единственная картина Мастерковой на партийную тему.

1967 Композиция с Черным квадратом (579x700, 143Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция с «Черным квадратом». 1967 г.
© Предоставлено Маргаритой Тупицыной.

1967 Без назв. Х, м, смеш. техн. 37 x 31 inches. Аук 2023 (592x700, 156Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1967 г. Холст, масло, смешанная техника.
94 х 78,7 см. Частное собрание.

1967 Комп. с черн. кружевом. Х, м, коужево. 88 х 80 см. Музей АЗ (623x700, 222Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция с черным кружевом. 1967 г.
Холст, масло, кружево. 88 х 80 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1967 Композиция 2 (Композиция с использование кружева) Х, м, смеш техн. 99 х 81. Пост кол Q-ART Gallery, Москва (562x700, 209Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция (Композиция с использование кружева). 1967 г.
Холст, масло, смешанная техника. 99 х 81 см. Постоянная коллекция Q-ART Gallery, Москва.

1967 Абстр. комп. 140х90 см. Музей АЗ (446x700, 176Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1967 г. Холст, масло,
смешанная техника. 140 х 90 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1967 Композиция с диафильмами. Х, м, диафильмы, коллаж 91×55 см. (442x700, 114Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция с диафильмами. 1967 г.
Холст, масло, диафильмы, коллаж. 91 х 55 см. AI Аукцион, Москва, 2016 г.

1968 Л. Мастеркова. Фото Игоря Пальмина 2 (700x419, 106Kb)
Лидия Мастеркова с картиной «Абстрактная композиция» (1967). Фото Игоря Пальмина, 1968 г.

В 1963 году Лидия Мастеркова поступает на работу в Государственный музей А.С. Пушкина в Москве, где занимается в том числе реставрацией. В музее Мастеркова знакомится со знаменитым коллекционером Феликсом Вишневским, знатоком пушкинской эпохи, который давал ей советы в реставрационных работах. Но самое главное - Вишневский был страстным собирателем не только древнерусского искусства, но и церковной утвари. Он увлекает Мастеркову культурой, которая вышла из русского Средневековья, и она тоже начинает собирать старинные ткани и предметы культа. Мастеркова не просто собирает - она делает эти предметы частью своего творчества, включает их в композиции, которые вырастают в размерах, становятся монументальными, практическими. Коллажи из предметов и обрывков ткани - парчи, шелка, кружев - она помещает на холст, располагает их волнами и туда же впечатывает свою мощную живопись, окрашенную в бронзовые, золотые, коричневые, охристые тона.

1967 Без названия. Х, м, смеш. техн 41,5 x 37,5 дюйм. Аук 2023 (631x700, 169Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия (Абстрактная композиция). 1967 г. Холст, масло,
смешанная техника. 105,4 х 95,3 см. Частное собрание.

1967 Комп. Холст, коллаж, масло, смешанная техника. 200 x 97,5 см. ГТГ (342x700, 114Kb)
Лидия Л.А. Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1967 г.
Холст, коллаж, масло, смешанная техника. 200 x 97,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1967 Композиция без названия. 46 х 57,_Collection_Zimmerli_Ar_Museum (700x567, 164Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1967 г. Бумага, тушь. 46 х 57 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1967 Композиция без названия. 57 х 46,_Collection_Zimmerli_Ar_Museum (568x700, 136Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1967 г. Бумага, тушь. 57 х 46 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1967 Композиция без названия. 57 х 46,_Collection_Zimmerli_Ar_Museu (565x700, 120Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1967 г. Бумага, тушь. 57 х 46 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1968 Дворец. Собр. Марка  Курцера. Коллаж с кусками парчовой ткани. (700x632, 183Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Дворец. 1968 г. Холст, масло, коллаж с кусками парчовой ткани.
Собрание Марка Курцера.

1968 Дворец. Собрание Марка Курцера (640x700, 242Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Дворец. 1968 г. Холст, масло. Собрание Марка Курцера.

1968 Абстрактная композиция. Худ Мск (585x700, 121Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Абстрактная композиция. 1968 г. Холст, смешанная техника.
Сайт «Московские художники». www.moscowart.net.

1968 Комп без назв. 110x100 см. Коллекция музея Циммерли (634x700, 117Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1968 г. Холст, смешанная техника. 110 x 100 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1968 Без названия. Х, см. техн. 94,2 x 103,5 cm. Коллекция музея Циммерли (700x700, 116Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1968 г. Холст, смешанная техника. 94,2 x 103,5 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1968 Лидия Мастеркова в мастерской. Фото Игорь Пальмин (700x472, 79Kb)
Лидия Мастеркова в мастерской. Фото Игоря Пальмина, 1968 г.

Работа с тканями продолжается еще долгие годы в живописи Лидии Мастерковой, но сама живопись меняется: к концу 1960-х она становится почти полностью монохромной. В творчестве Мастерковой даже появляется свой «Черный квадрат» - расколотый надвое, потерявший свои края, которые расплылись пятнами. Потерю абриса, его распространение в пространстве подчеркивали черные кружева, которые Мастеркова расположила прямо по периметру черного пятна.
В 1967 году состоялась еще одна важная выставка в истории искусства русского андерграунда - выставка в клубе «Дружба» на шоссе Энтузиастов, которую организовал Александр Глезер. Там было представлено несколько работ Мастерковой, созданных уже в новой черно-белой, практически монохромной гамме. Участники выставки получили возможность показать свои работы огромному количеству людей. Но быстро - по разным свидетельствам, то ли через 15 минут, то ли через пару часов - эта выставка была закрыта, в зале погас свет.

1968 Композиция без названия. 60x42 см. Коллекция музея Циммерли (700x494, 175Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1968 г. Холст, масло. 60 x 42 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1968 Композиция без названия. 109_x_99 см.. Коллекция музея Циммерли (638x700, 131Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1968 г. Холст, смешанная техника. 109 x 99 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1968 Композиция. 110 x 100 см. Коллекция музея Циммерли (658x700, 134Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1968 г. Холст, смешанная техника. 110 x 100 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1968 Композиция без названия. 104 х 87 см. Коллекция музея Циммерли (592x700, 101Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция без названия. 1968 г. Холст, смешанная техника. 104 х 87 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1968 Композиция. 16x23 см.  Коллекция музея Циммерли Университета (700x523, 175Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1968 г. Бумага, смешанная техника. 16 x 23 см.
Коллекция музея Циммерли Университета Ратгерс, коллекция нонконформистов Нортона и Нанси Додж, США.

1968 Композиция. 99 х 82,5 см. Кол. Л. Талочкина., Мск (584x700, 147Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Композиция. 1968 г. Холст, смешанная техника.
99 х 82,5 см. Коллекция Леонида Талочкина, Москва.

1968 Без названия. Х, смеш. техн. 208 x 130 см. Аукцион 2016 (434x700, 157Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Без названия. 1968 г. Холст, смешанная техника.
208 x 130 см. Аукцион Artinfo.pl, 2016 г.

1968 Париж. Х, смеш. техн. 106 x 65 см. Аукцион 2016 (438x700, 127Kb)
Лидия Мастеркова (1927-2008). Парижский мотив. 1868 г. Холст, смешанная техника.
106 x 65 см. Аукцион Artinfo.pl, 2016 г.

1970 Вид выставки во дворе особняка Эдмунда Стивенса. Москва (700x464, 168Kb)
Вид выставки во дворе особняка американского корреспондента Эдмунда Стивенса. Москва, 1970 г.

Начиная с 1961 года, с первой выставки в доме Шаляпина, Лидия Мастеркова стала популярной среди иностранных дипло¬матов и журналистов, которые приезжали в Советский Союз и часто посещали ее дом, их мастерскую с Немухиным и приобретали ее работы. Так, например, она познакомилась с Кириллом и Галиной Махровыми, французскими дипло¬ма¬тами русского происхождения. Они стали не только ее покупателями, но и верными друзьями и много помогали ей потом во Франции. Благодаря как раз иностранным покупателям работы Мастерковой оказались на выставке советского неофициального искусства в польском Сопоте и участвовали в еще нескольких подобных проектах в разных странах Европы. Так что Мастеркова чувствовала себя уже отчасти известной за рубежом, но все равно, как и другие художники, мечтала о выставках в СССР, о праве показа.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Е.Андреева - Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград 1946-1991 (2012) =1700 руб. (482x680, 91Kb)
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва, Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 47, 146-147, 437 и др.

Лидия Мастеркова - русская художница-нонконформистка



(Окончание следует)


Рубрики:  Художники русского авангарда
Художники русского авангарда
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку