Парис Бордоне (1500-1571). Автопортрет. XVI век. Холст, масло, 104 х 76 см.
Музей Прадо, Мадрид.
Парис Бордоне (1500-1571) - итальянский художник венецианского Возрождения. Родился в Тревизо, однако к 16 годам переехал в Венецию. Ученик Тициана, от которого унаследовал цветовую гармонию, однако сохранил нить маньеристской сложности и провинциальной энергии. Его стиль является более маньеристичным, чем работы учителя, с более тёплыми цветами, эффектно закрученными драпировками и фигурами в немного странных позах. По свидетельству Джорджо Вазари, Бордоне писал пасторальные сцены в манере Джорджоне, аллегории, портреты, а также картины на мифологические и религиозные сюжеты, которые принесли художнику известность. Характерной чертой многих работ Бордоне является отсутствие чёткой композиционной связи между фигурами, что типично для маньеризма.
Парис Бордоне (Pàris Paschalinus Bordón, или Paride Bordone) родился 5 июля 1500 года в Тревизо, Венецианской республики в Италии. После смерти отца Бордоне уже в позднем подростковом возрасте переехал с матерью в Венецию. Согласно Джорджо Вазари, он стал учеником Тициана около 1516 года, но оставался в его мастерской менее двух лет. Тициан не стремился обучать его ремеслу. Есть свидетельства напряженности в отношениях между ними, потому что Бордоне смог так хорошо подражать стилю своего мастера, что дело даже дошло до того, когда Тициан перехватил полученный Бордоне заказ на алтарь для церкви Сан Николо аи Фрари. Трудно сказать, насколько эти истории правдивы, но Бордоне вскоре обратился к манере Джорджоне, что очевидно в его ранних работах 1520-х годов. Возможно, Вазари встречался еще со старшим Бордоне.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет юноши с лавровым венком. 1518-1529 гг.
Холст, масло. 191,1 x 112,4 см. Королевская коллекция, Лондон.
Этот портрет Бордоне, вероятно, датируется периодом до 1530 года, что делает его одним из самых важных сохранившихся ранних полнометражных произведений итальянского искусства. Лицом к зрителю, наполовину повернув голову влево и положив правую руку в перчатке на бедро, натурщик одет в короткое черное пальто поверх стеганого и плиссированного дублета с черными чулками. Одно время эта картина считалась автопортретом Джорджоне и содержит ряд ложных деталей. Нимб, пальмовая ветвь в левой руке натурщика, колчан со стрелами на полу - все это более поздние дополнения, которые, по-видимому, были добавлены для того, чтобы превратить картину в изображение святого Себастьяна. Однако лавровый венок и стебель ложной пальмы являются частью оригинальной картины, что позволяет предположить, что первоначально это мог быть портрет поэта.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем и Святым Себастьяном. 1518 г. Дерево, масло.
42,6 х 42,3 см. Художественная галерея Окленда Тои о Тамаки, Новая Зеландия.
Парис Бордоне (1500-1571). Отдых на пути в Египет. 1520-1530 гг. Холст, перенос с дерева, масло.
49 x 68,9 см. Институт искусства Курто, Лондон.
Парис Бордоне (1500-1571). Святой Иероним в пустоши. 1520-1525 гг. Холст, масло. 70,2 x 87,3 см.
Художественный музей Филадельфии, США.
Венецианских художников начала 1500-х годов особенно привлекали сюжеты, в которых важную роль играл пейзаж. Здесь история странствий святого Иеронима кажется предлогом для изображения меняющихся эффектов света в штормовом пейзаже. На переднем плане изображен лев, который сопровождал Иеронима в знак благодарности за то, что тот вытащил колючку из его лапы. Загадочная сцена на среднем расстоянии - молодой человек, убегающий от крылатого монстра, - до сих пор не получила объяснения.
Парис Бордоне (1500-1571). Посещение Марии. 1520-1530-е гг. Холст, масло. 69 х 89,5 см.
Музей искусств Штутгарта, Германия.
Интимные объятия, которые Бордоне изобразил здесь, представляют собой «посещение Марии» – встречу беременных женщин Марии и Елизаветы, матерей Христа и Иоанна Крестителя. Мужчина на заднем плане указывает своей косой в будущее: Нехристя распинают на кресте, Иоанна обезглавливают.
Парис Бордоне (1500-1571). Святое Семейство со Святой Екатериной. 1520-1522 гг. Холст, масло.
69 x 89 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем, Святым Антонием и юным донатором. Начало 1520-х гг.
Холст, перенос с дерева, масло. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2010 г. Эстимейт GBP 100.000–150.000 фунтов.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем, Святым Иеронимом и донаторами. 1522 г.
Холст, масло. 61 x 82,9 см. Художественная галерея и музей Келвингроув, Глазго, Шотландия.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем и Святыми Иоанном Крестителем, Марией Магдалиной
и Георгием Победоносцем. 1524 г. Дерево, масло. 85,4 x 117,5 см. Ресурсный центр музеев Глазго (GMRC),
Шотландия.
Парис Бордоне (1500-1571). Святое семейство со Святым Амвросием, представляющим заказчиков.
1524-1526 гг. Холст, масло. 93 х 130 см. Пинакотека Брера, Милан.
Парис Бордоне (1500-1571). Христос прощается со Своей Матерью. 1520-1530 гг. Холст, перенос с дерева,
масло. 83,2 х 73 см. Художественный музей Филадельфии, США.
Эта сцена взята не из Евангелий, скорее это воображаемая встреча Христа и Девы Марии. Венецианский писатель XVII века назвал необычный сюжет картины «прекрасной идеей», которая предвосхищает встречу Девы Марии и Христа в раю.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет Джулио Манфроне. 1523 г. Холст, масло. 77,8 x 66 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.
Джулио Манфроне (1490/1492-1526), сын кондотьера Джампаоло Манфроне, известного как «Фортебраччо», и Анжелы Меле, неаполитанской аристократки. Он начал свою военную карьеру в 1509 г. вместе со своим отцом против понтификов. В 1512 г. во время сражения в Брешии он был схвачен Гастоном де Фуа-Немуром и освобожден только после уплаты выкупа. Он вел распутную жизнь и в возрасте около двадцати лет его вместе с некоторыми из его друзей обвинили в том, что он применил насилие к молодой женщине. Он погиб в бою под стенами Кремоны в 1526 году, участвуя в осаде.
Парис Бордоне (1500-1571). Мужской портрет. 1520-е гг. Холст, масло. 90 х 72,5 см.
Дрезденская картинная галерея.
В 1523 году Парису Бордоне предложили его первый заказ на роспись алтаря для венецианской церкви, но Тициан взял эту работу себе. Несмотря на этот разрыв, Бордоне провел большую часть своей трудовой жизни в Венеции, хотя в 1538 году он посетил Францию, чтобы временно поработать при дворе Франциска I в Фонтенбло, а в 1540-1543 гг. работал в Аугсбурге, в Германии.
Работы Бордоне 1520-х годов включают «Святое семейство» во Флоренции, «Священную беседу с дарителем» (Музей Глазго) и «Святое семейство со Святой Екатериной» (Гос. Эрмитаж). «Святой Амвросий и даритель» (1523) сейчас находится в Пинакотеке Брера, в Милане. В 1525-1526 годах Бордоне написал алтарный образ для церкви Сан-Агостино в Креме, «Мадонну со святыми Христофором и Георгием» (сейчас находится в коллекции Палаццо Тадини в Ловере). Второй алтарь, «Пятидесятница», также находится в Пинакотеке Брера.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем и Святыми Иеронимом и Франциском. 1525 г.
Холст, масло. 74,9 x 97,8 см. Музей искусств округа Лос-А́нджелес (LACMA), США.
Парис Бордоне (1500-1571). Отдых на пути в Египет со Святой Екатериной и ангелами. 1527-1530 гг.
Холст, масло. 154,7 х 236 см. Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия.
Бордоне написал несколько версий «Отдыха на пути в Египет». Размер и сложность мельбурнской версии позволяют предположить, что она была создана для богатого частного покровителя или в качестве алтарного образа. Сюжет «Святое семейство со Святой Екатериной» взят из апокрифического Евангелия от Псевдо-Матфея, а позже попал в «Золотую легенду» Якопо да Варагине, сборник житий святых, составленный в XIII веке. В этом чудесном повествовании младенец Христос, как сообщается, призвал пальму наклониться, чтобы Иосиф сорвал с нее плод, и вызвал родниковую воду из ее основания. Животный мотив в центре композиции напоминает пророчество Исайи (11:6) о том, что когда волк и ягненок лягут вместе, исполнится Божье обещание гармонии на земле.
Из-за моды в Венеции XVI века не подписывать картины, «Отдых во время бегства в Египет» долгое время приписывался Джорджоне, и именно как Джорджоне картина была приобретена в 1833 году лордом Нортвиком из Нортвик-парка. В 1957 году Бернард Бернсон повторно приписал эту работу раннему Бордоне. Присутствие ранних мазков, выявленное на рентгенограмме, подтверждает раннюю датировку 1527-1530 годами, предложенную Бернсоном и другими.
Парис Бордоне (1500-1571). Молодая венецианка с собачкой. 1525 г.
Холст, масло. 75 х 61 см. Нереализованный Музей фюрера Crotos.
Парис Бордоне (1500-1571). Мужской портрет. 1525 г. Холст, масло. 82,2 х 67 см.
Художественная галерея Онтарио, Торонто, Канада.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем, Святым Георгием и Святым Христофором. 1525-1527 гг.
Холст, масло. 210 x 160 см. Академия Тадини, Ловере, Италия. На картине черты Святого Георгия – это
предположительно черты Джулио Манфроне (см. портрет выше)
Парис Бордоне (1500-1571). Святой Георгий и дракон. 1525-1530 гг.
Дерево, масло. 290 х 189 см. Пинакотека Ватикана.
Парис Бордоне (1500-1571). Венецианские любовники (или Обещание свадьбы). 1525-1530 гг.
Холст, масло. 80,5 x 86 см. Пинакотека Брера, Милан.
Парис Бордоне (1500-1571). Женский портрет. 1525-1530 гг. Холст, масло. 60,3 х 50,1 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2021 г. Лот продан за $75.600 дол.
Парис Бордоне (1500-1571), ранее приписывался Тициану. Портрет Альвизе Контарини.
1525-1550 гг. Холст, масло. 95 х 71,5 см. Художественный музей Сан-Паулу, Бразилия.
Альвизе Контарини – один из восьми венецианских дожей из семьи Контарини.
Парис Бордоне (1500-1571). Сошествие Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.
(по-нашему Троица). 1526-1527 гг. Холст, масло. 305 x 220 см. Пинакотека Брера, Милан.
Парис Бордоне (1500-1571). Мифологическая сцена. 1530 г. Дерево, масло. 41,7 х 96,3 см.
Институт изящных искусств Барбера при Университете Бирмингема, Англия.
Якопо Пальма Веккио-старший (1480-1528), Парис Бордоне (1500-1571). Святые Марк, Георгий и Николай
освобождают Венецию от демонов (Морской шторм). 1528-1535 гг. Холст, масло. Галерея Академии, Венеция.
Картину начал писать Якопо Пальма Веккио-старший и закончил Парис Бордоне после его смерти. Картина, вдохновленная легендой о рыбаке, изображает чудесное спасение Венеции святыми Марком, Николаем и Георгием. Этих троих доставляет в устье порта на Лидо старый рыбак, который не знает, кто они такие, чтобы они могли успокоить морской шторм, вызванный кораблем демонов. Заключительный эпизод этой истории рассказывается в следующей картине («Вручение рыбаком кольца венецианскому дожу»), где мы видим, как рыбак встречается с дожем.
Якопо Пальма Веккио старший (1480-1528), Парис Бордоне (1500-1571). Святые Марк, Георгий и Николай
освобождают Венецию от демонов (Морской шторм). Вариант цветопередачи. 1528-1535 гг. Холст, масло.
Галерея Академии, Венеция.
Парис Бордоне (1500-1571). Отдых на пути в Египет. 1530 г. Дерево, масло. 131 х 184 см.
Музей изобразительного искусства Страсбурга, Франция.
Парис Бордоне (1500-1571). Святое семейство со Святыми Иеронимом, Екатериной Александрийской
и ангелами. 1530-1535 гг. Холст, масло. 193 x 275 см. Музей Страда Нуова, Генуя, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет Виоланты делла Веккио в красном бархатном платье
и с веером в руках. 1530 г. Холст, масло. 105,5 x 85,2 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.
В 1520-х годах Парис Бордоне начал экспериментировать с изображением «идеальной красоты» и обратился к моделям мастеров венецианской школы живописи Джорджоне и Порденоне. К 1540-м годам эксперименты Бордоне привели к разработке нового образа «кортиджаны честной» (своего рода образованной и состоявшейся куртизанки), который он многократно воспроизводил и легко заменял женским портретом или аллегорией. Оригинал этой композиции часто называют «Виоланта», поскольку часто предполагалось, что фигура изображает молодую женщину с таким именем, которая была дочерью художника Пальмы Веккио-старшего.
Парис Бордоне (1500-1571). Дама с носовым платком (Виоланта, дочь Пальма Веккио-ст.).
1530-е гг. Холст, масло. 130 x 90 см. Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571). Мужской портрет. 1530 г. Холст, масло. 108,9 x 94,9 см.
Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571). Мужской портрет с фрагментом античной колонны.
1530 г. Холст, масло. Словацкая национальная галерея, Братислава.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет мужчины в пальто с меховым воротником.
1530-1535 гг. Холст, масло. 107 x 83 см. Галерея Уффици, Флоренция.
Парис Бордоне (1500-1571). Мистическое обручение Святой Екатерины. 1530-е гг. Холст, масло.
149 х 260 см. Музей Страда Нуова, Генуя, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Мистическое обручение Святой Екатерины. 1530-е гг. Холст, масло.
195,9 х 235 см. Музей изящных искусств Бостона, США. (Повторение «генуэзской» картины)
Парис Бордоне (1500-1571). Юноша, вытирающийся у фонтана (возможно, фрагмент большой картины).
1530-1539 гг. Холст, масло. 57 x 39 см. Музей искусств и археологии Эшмола, Оксфордский университет.
В 1534-1535 годах (по мнению других, в 1545) Бордоне написал свой масштабный шедевр для Школы Сан-Марко - полотно, изображающее «Вручение рыбаком кольца венецианскому дожу Градениго» (Галерея Академии, Венеция), где мы видим типичные яркие цвета, тяжёлые тициановские фигуры и комплекс архитектурных мотивов. Полотно было выполнено для братства святого Марка и составляет цикл, посвященный жизни этого святого. В основе сюжета легенда, восходящая к ХIV веку, согласно которой рыбак приносит дожу Венеции кольцо, подаренное ему святым Марком в доказательство произошедшего прошлой ночью чуда, когда святые Марк, Георгий и Николай вместе с рыбаком в открытом море, во время ужасной бури, разбили корабль с демонами, направлявшимися к городу, чтобы разрушить его. По преданию, кольцо хранится в ризнице базилики.
Парис Бордоне (1500-1571). Вручение рыбаком кольца венецианскому дожу. 1534 г.
Холст, масло. 370 x 301 см. Галерея Академии, Вена.
Бордоне, используя краски холодных и ярких тонов, разворачивает сцену на фоне сложных архитектурных декораций, напоминающих по форме Дворец дожей и навеянных теоретическими изысканиями Себастьяно Серлио: в частности, конструкция лестницы непосредственно взята из его второй книги «Трактата об архитектуре». Вокруг дожа Андреа Гритти изображены сенаторы, а слева можно узнать главу и некоторых членов братства святого Марка. Работа считается безусловным шедевром мастера и является одним из первых образцов использования сложных декоративно-архитектурных построений, что было еще необычно для венецианского искусства того времени.
Однако сравнение этой картины с почти одновременной и структурно похожей картиной «Представление Богородицы» выявляет ограниченность Бордоне в использовании перспективы, которая создает затуманенный отдаленный плаг и ограниченную окраску по сравнению с яркими оттенками Тициана.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем, Святым Иоанном Крестителем и Святым Георгием
(Святое Собеседование). Начало 1530-х гг. Холст, перенос с дерева, масло. 90 х 120 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Парис Бордоне (1500-1571). Пастух и нимфа, увенчанные Купидоном (Дафнис и Хлоя). 1530-е гг.
Холст, масло. 100 x 134 см. Аукцион Christie’s, Париж, 2004 г. Лот продан за EUR 49.350 евро.
Парис Бордоне (1500-1571). Дафнис и Хлоя. 1935 г. Холст, масло. 112 х 174 см.
Музей Иоанна Павла II, Варшава.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет дамы с мальчиком. Середина 1530-х гг.
Холст, масло. 97 х 77 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет Николауса Кёрблера. 1532 г.
Холст, масло. 100 х 78 см. Музей Лихтенштейн, Вена.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет бородатого мужчины. 1533 г.
Холст, масло. 98 х 84 см. Музей Лихтенштейн, Вена.
Парис Бордоне (1500-1571). Потрет джентльмена. Начало 1530-х гг.
Холст, масло. 101,7 x 76,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2017 г.
Лот продан за GBP 125.000 фунтов.
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Портрет мужчины в черной кепке.
1535 г. Холст, масло. 52,1 x 39,3 см. Королевская коллекция, Лондон.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем на троне со Святыми Фабианом,
Рохом, Себастьяном и Екатериной Александрийской. 1535 г. Холст, масло. 296 х 179 см.
Берлинская картинная галерея.
Парис Бордоне (1500-1571). Священный разговор. 1535 г. Дерево, масло.
210 х 136 см. Национальный музей, Варшава.
Парис Бордоне (1500-1571). Священный разговор. Фрагмент (1). 1535 г.
Дерево, масло. 210 х 136 см. Национальный музей, Варшава.
Парис Бордоне (1500-1571). Священный разговор. Фрагмент (2). 1535 г.
Дерево, масло. 210 х 136 см. Национальный музей, Варшава.
Парис Бордон выполнил очень важные настенные росписи в Венеции, Тревизо и Виченце, но они были уничтожены после бомбардировок во время Второй мировой войны. В 1538 году он был приглашен во Францию на службу к королю Франциску I в Фонтенбло, при дворе которого написал множество портретов. Именно при дворе он создал многие из своих картин, изображающих женщин. Тем не менее, никаких следов во французских коллекциях не обнаружено (два единственных портрета, хранящихся в Лувре, на самом деле, похоже, были куплены музеем позже). Осыпанный почестями, в 1540 году Бордоне отправился в Аугсбург, где расписал дворец Фуггеров (но работы снова были утеряны) и создал несколько женских портретов. Затем вернулся в Венецию.
Парис Бордоне (1500-1571). Крещение Христа. 1535-1540 гг. Холст, масло. 129,5 х 132 см.
Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем на троне со Святыми Себастьяном
и Рохом. 1535-1543 гг. Холст, масло. Художественная галерея, Вальдоббьяден, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна с Младенцем и донаторами. 1535-1540 гг. Холст, масло.
81,5 x 125,4 см. Королевская коллекция, Лондон.
Парис Бордоне (1500-1571). Благословляющий Христос. 1540 г. Холст, масло. 73,8 х 64,5 см.
Музей Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды.
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Святой Иоанн Креститель. 1538 г. Холст, масло. 99 x 132 см.
Аукцион Casa Capitolium Art, Брешия, 2015 г. Эстимейт EUR 40.000 – 50.000 евро. По другим источникам
картина приписывается Алессандро Варотари (или Падованино, 1588-1649)
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет мужчины в доспехах. 1535-1540 гг. Холст, масло.
91,4 х 76,2 см. Художественный музей Северной Каролины, город Роли, США.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет рыцаря. 1535-1550 гг. Холст, масло. 115 х 90,5 см.
Галерея Уффици, Флоренция.
Парис Бордоне (1500-1571). Мужской портрет. Портрет Томаса Штахеля
(Thomas Stahel ou Stachel ?), ранее известный как портрет Иеронимуса Краффта.
1540 г. Холст, масло. 107 x 86 см. Лувр, Париж.
Парис Бордоне (1500-1571). Молодая женщина со служанкой, смотрящаяся в зеркало.
1535-1540 гг. Холст, масло. 87 х 72 см. Гамбургский кунстхалле, Германия.
Парис Бордоне (1500-1571). Отдых на пути в Египет. 1540 г. Холст, масло. 104 x 140,8 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Парис Бордоне (1500-1571). Обручение девы Марии. 1540 г. Холст, масло. 73 х 99 см.
Музей изобразительного искусства Кана, Франция.
В 1543 году Парис Бордоне, вернувшись из Баварии в Венецию, украсил стены церкви Святого Симона и Иуды Фаддея в Валлада-Агордина великолепным циклом фресок.
Бордоне работал также в Тревизо, Виченце, Креме, Генуе и Турине. Его многочисленные портреты, среди которых особенно удачными считаются женские, отличаются пышностью и богатством колорита, т.н. «Портреты куртизанок». После общения с Лоренцо Лотто в 1540-х гг. его портреты приобрели более глубокую степень интимности. Бордоне также преуспел в создании небольших работ, изображающих предметы интерьера, демонстрируя полуодетых мужчин и женщин из мифологии или религиозных историй в их тесном взаимодействии, несмотря на переполненное пространство. Он часто сочетал портретную живопись с аллегорией.
Парис Бордоне (1500-1571). Спящая Венера с Амуром. 1540 г. Холст, масло.
Галерея Джорджо Франчетти в Ка’д’Оро, Венеция.
Парис Бордоне (1500-1571). Спящая Венера с Амуром. Фрагмент. 1540 г. Холст, масло.
Галерея Джорджо Франчетти в Ка’д’Оро, Венеция.
Парис Бордоне (1500-1571). Лежащая обнаженная. 1537-1538 гг. Холст, масло. 81 x 67 см.
Собрание графа Уэмисса и Марч КТ (The Earl of Wemyss and March KT), Шотландия.
Парис Бордоне (1500-1571). Флора. 1540 г. Холст, масло. 85 х 105 см. Лувр, Париж.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет куртизанки. 1540-1545 гг. Холст, масло.
90 х 67 см. Коллекция Хайнца Кистерса, Кройцлинген, Германия.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет дамы в красном бархатном платье, держащей зеркало.
1540-1545 гг. Холст, масло. 89,8 х 73,2 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Парис Бордоне (1500-1571). Дама из семьи Фуггеров (в Аугсбурге). 1540-1543 гг.
Холст, масло. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2008 г. Эстимейт GBP 600.000–800.000 фунтов.
Парис Бордоне (1500-1571). Два шахматиста. 1540-1545 гг. Холст, масло. 116 x 184 см.
Берлинская картинная галерея.
Парис Бордоне (1500-1571). Давид и Вирсавия. 1540-1549 гг. Холст, масло. 114 х 145 см.
Художественный музей Уолтерса, Балтимор, США.
Парис Бордоне (1500-1571). Благословляющий Христос. 1540-1550 гг.
Холст, масло. 70 х 88 см. Академия Каррара, Бергамо, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571), circle. Христос Пантократор. 1540-е гг. Холст, масло.
100 x 88 см. Аукцион Christie’s, Рим, 2001 г. Лот продан за ITL 17.150.000 итал. лир.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна со спящим Младенцем. 1540-1560 гг. Холст, масло. 69,5 х 83,2 см.
Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды.
Заметная разница в манере учителя Тициана и ученика Бордоне показывает пропасть, возникшую между ними. К 1540-м годам Бордоне поднаторел в маньеризме, демонстрируя сочные, но вычурные колористические решения, сложные ракурсы, скульптурные тела, сценографический архитектурный фон - словом, радикальный отход от тогдашней манеры Тициана.
Многие из его картин не могут быть датированы с какой-либо определенностью. Также трудно установить, повлияла ли на него работа с другими современными художниками или просто просмотр гравюр с их работами.
Парис Бордоне (1500-1571). Венера и Амур. 1545-1550 гг. Холст, масло. 95 х 143 см.
Национальный музей, Варшава.
Парис Бордоне (1500-1571). Венера и Амур. Фрагмент. 1545-1550 гг.
Холст, масло. Национальный музей, Варшава.
Парис Бордоне (1500-1571), мастерская. Марс, Венера и Амур. 1530-1567 г. Холст, масло. 84,3 x 140,7 см.
Королевская коллекция, Лондон.
Парис Бордоне (1500-1571). Диана и Каллисто. 1545 г. Дерево, масло. 28,5 х110 см.
Королевский замок Вавель, Краков, Польша.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет венецианской куртизанки за туалетом. 1545 г. Холст, масло.
97,2 x 140,4 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет молодой женщины. 1540-e гг.
Холст, масло. 107 x 83 см. Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет молодой женщины. 1543-1550 гг.
Холст, масло. 103 x 83 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет молодой женщины. 1545 г.
Холст, масло. 100,9 х 82,5 см. Национальная галерея, Лондон.
Парис Бордоне (1500-1571). 1. Портрет мужчины (ранее обозначался как Андреас Везалий). После 1545 г. Холст, масло. 75x62 см. Художественный магазин UCLH, Лондон. 2. Портрет неизвестного джентльмена. 1545 г. Холст, масло. 73,2x60,3 см. Хантерианский музей и художественная галерея университета Глазго, Шотландия.
Андреас Везалий (1514-1564) - врач и анатом, лейб-медик Карла V, затем Филиппа II.
Парис Бордоне (1500-1571). Меркурий и Минерва вооружают Персея. 1545-1555 гг. Холст, масло.
103,5 x 153,4 см. Музей искусств Бирмингема, штат Алабама. Подарок Фонда Сэмюэля Г. Кресса.
Парис Бордоне (1500-1571). Диспут (Христос, дискутирующий в храме). 1545 г. Холст, масло. 163 x 229 см.
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон, штат Массачусетс.
Парис Бордоне (1500-1571). Аполлон между Марсием и Мидасом. 1545-1550 гг.
Холст, масло. 98 х 81,5 см, Дрезденская картинная галерея.
Парис Бордоне (1500-1571). Воскресение Христа. После 1545 г. Холст, масло.
223,5 х 144 см. Музей искусств Штутгарта, Германия.
Парис Бордоне (1500-1571). Купание Вирсавии. 1549 г. Холст, масло. 234 x 217 см.
Музей Вальрафа-Рихарца, Кёльн, Германия.
Для картины, написанной по заказу миланского дворянина Карло да Ро, Бордоне позаимствовал мотив архитектурной кулисы из недавно опубликованного трактата Себастьяно Серлио «Вторая книга об архитектуре» (Libro II dell'Architettura, Париж, 1545) с архитектурными декорациями, согласно классическому образцу построения «трагической сцены» в современном театре. Возможно, художник посчитал, что это как раз то, что нужно для изображения Вирсавии, принимающей ванну. Царь Давид отправил верного патриота Урию, мужа героини, умирать на войну, чтобы самому обладать прелестницей, хотя впоследствии любовники были наказаны смертью их сына. Крошечные фигуры Давида и Урии можно разглядеть среди декораций в самой глубине сцены.
Фигуры, «разыгрывающие» библейскую сцену на первом плане, принимают слегка нарочитые позы, словно стремясь подчеркнуть их явную театральность и участие в сценическом представлении. Однако трагическое повествование куда менее существенно, чем демонстрация изощренной композиции, в которой вычурные жесты персонажей придают им сходство с художественными экспонатами и не несут никакой сюжетной нагрузки. Нарочитая стилизованность этой картины, по сути, становится ее главным смыслом.
Парис Бордоне (1500-1571). Святое Семейство со Святым Иеронимом и ангелами-музыкантами.
1548-1551 гг. Дерево, масло. 351 х 191 см. Святилище Санта-Мария-деи-Мираколи, Милан.
Парис Бордоне (1500-1571). Крещение Христа. 1548-1551 гг. Холст, масло. 175 x 202 см.
Пинакотека Брера, Милан.
Парис Бордоне (1500-1571). Марс и Венера, застигнутые Вулканом. 1548-1550 гг. Холст, масло.
168 x 198 см. Берлинская картинная галерея.
Парис Бордоне (1500-1571). Марс и Венера, застигнутые Вулканом. Фрагмент. 1548-1550 гг.
Холст, масло. Берлинская картинная галерея.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет мужчины в доспехах с двумя пажами (Миланский период).
1549-1550 гг. Холст, масло. 116,8 х 157,5 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Такое впечатление от этой картины, как будто до прерафаэлитов остался один шаг.
Парис Бордоне (1500-1571). Время раскрывает красоту (Il Tempo espone la Bellezza). 1550 г. Холст, масло.
126 х 177 см. Картина вывезена фашистами из Польши во время Второй мировой войны в 1939-1945 гг.
Парис Бордоне (1500-1571). 1. Поклонение пастухов. 2. Поклонение пастухов. Фрагмент. 1550 г. Холст, масло. Кафедральный собор Тревизо. Интерьер вестибюля капеллы dell'Annunziata o del Malchiost.
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Диана-охотница. 1550 г. Дерево, масло. 27,9 x 65,4 см.
Фонд Сэмюэля Г. Кресса, Нью-Йорк.
Парис Бордоне (1500-1571). Благосавляющий Христос - Свет мира. 1550 г.
Холст, масло. 90,7 х 74,7 см. Национальная галерея, Лондон.
В этой картине, повторяющей сюжет из Академии Каррары (1540), рука Христа поднята, указательный палец направлен вверх, возможно, в сторону небес, представленных залитым солнцем небом через окно. Он держит свиток с надписью: EGO. SVM. LVX. МУД. означает ‘Я есмь свет миру’ (Иоанна 8:12). Далее Христос обещает, что "тот, кто последует за Мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни", подчеркивая свою роль спасителя. Картины такого типа хранились в домах, особенно в спальнях, а также выставлялись в церквях. Картина подписана на цоколе колонны. Штриховка теней в глазах Христа и тонкие горизонтальные белые линии, пересекающие его радужную оболочку, типичны для стиля Бордоне. Красный цвет одежды Христа поблек, из-за чего блики и тени кажутся довольно резкими.
Парис Бордоне (1500-1571). Мадонна на троне с Младенцем со Святыми
Иоанном Крестителем и Иеронимом. 1550 г. Холст, масло.
Городской музей Тревизо.
Парис Бордоне (1500-1571). Мужчина и женщина с дочерью (А может быть, мужчина с двумя дочерьми?).
1550 г. Холст, масло. Чатсуорт-хаус, Дербишир, Англия.
Парис Бордоне (1500-1571). Венера, Амур, Вакх и Диана. 1550 г. Холст, масло. 97,5 x 142 см.
Частное собрание.
Парис Бордоне (1500-1571). Женщина с зеленой накидкой. 1550 г.
Холст, масло. 102 х 77,5 см. Музей истории искусств, Вена.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет молодой женщины за туалетом (Женщина у комода).
1550 г. Холст, масло. 102 x 81 см. Музей истории искусств, Вена.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет дамы с белкой (на левом плече). 1550 г.
Холст, масло. 102 х 81 см. Художественные коллекции и музеи Аугсбурга, Германия.
Парис Бордоне (1500-1571). Портрет дамы. 1550 г. Холст, масло. 66 х 53 см.
Государственный музей Штутгарта, Германия.
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Пророки Даниил, Аввакум, ангел и Святой Андрей.
1550 г. Холст, масло. Музей XVIII века, Венеция. Коллекция Эджидио Мартини.
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Пророки Даниил, Аввакум, ангел и Святой Андрей.
Фрагмент (1). 1550 г. Холст, масло. Музей XVIII века, Венеция. Коллекция Эджидио Мартини.
Парис Бордоне (1500-1571), атрибуция. Пророки Даниил, Аввакум, ангел и Святой Андрей.
Фрагмент (2). 1550 г. Холст, масло. Музей XVIII века, Венеция. Коллекция Эджидио Мартини.
Парис Бордоне (1500-1571). Святое Семейство со Святыми Елизаветой, Иоанном Крестителем и Захарием.
1550-1555 гг. Холст, масло. 72,2 x 99 см. Коллекция дворца Борромео, остров Изола Белла, Италия.
Парис Бордоне (1500-1571). Благовещение. 1550-1555 гг. Холст, масло. 94 х 134 см.
Национальная Пинакотека, Сиена.
Парис Бордоне (1500-1571). Поклонение волхвов. 1550 г. Холст, масло. 86,3 x 100,8 см.
Художественные музеи Гарвардского университета / Музей Фогга.
Среди руин античного Рима, символизирующих окончание старого мира и начало нового, христианского, восседает Мадонна. Она держит на коленях Младенца, позади стоит, облокотившись на руку, Иосиф и умиленно смотрит на новорожденного. Примечательно, что Иисусу пришли поклониться явно цари — дорогие одежды, золотые короны, многочисленные украшения... Волхвы в изображении сбиваются с ног, стремясь поклониться святому младенцу. Можно заметить антитезу в изображении природы (лошадей, травы) и людей — последние в суматохе стараются увидеть лицо Христа. Мадонна будто принадлежит природе — её печальное спокойствие контрастирует с суетливой толпой. Как и в «Купании Вирсавии» на первом плане фигуры с лошадью изображены в причудливых телодвижениях. Картина Бордоне из Художественного музея Гарвардского университета подтверждает маньеристские тенденции в творчестве художника.
В пятидесятых годах XVI века Бордоне опираясь на французский вкус А. Карона, создал известные архитектурные сюжеты «Бой гладиаторов» (1560) и две аллегории.
ИСТОЧНИКИ
Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Том V. Перевод А.И. Венедиктова и А.Г. Габричевского под ред. А.Г. Габричевского. Москва. Издательство «Искусство», 1971 г. – Стр. 383-386, 394-395, илл.141. Обложка и суперобложка.
1.Стефано Дзуффи. Высокое и позднее Возрождение. XVI век. Пер. с итал. С.И. Козлова. Москва, Издательство «Омега» 2009 г. – Стр. 129. 2. Том Николс. Эпоха перемен. От Беллини до Тинторетто. Ренессанс в Венеции. Перевод с англ. И.А. Литвиновой. Москва, Издательство Слово/Slovo, 2023 г. - Стр. 136-137.