-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2726


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ ОСКАР ЯКОВЛЕВИЧ РАБИН (1928-2018), ЧАСТЬ I

Суббота, 30 Декабря 2023 г. 02:23 + в цитатник
1969 Оскар Рабин перед домом в Черкизово, где он жил, Фото Игоря Пальмина (459x700, 86Kb)
Оскар Рабин перед домом в Черкизово, где он жил. 1969 г.
Фото Игоря Пальмина.

Оскар Яковлевич Рабин (1928-2018) – российский и французский художник, один из крупнейших представителей нонконформизма, известный на Западе как «Солженицын в живописи». Родился в Москве. Учился в Рижской Академии художеств, в художественной студии Е.Л. Кропивницкого, в 1948 году Сергей Герасимов принял Рабина сразу на второй курс Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова, но уже через год молодой художник был исключен за «формализм». Вместе с Евгением Кропивницким стоял у истоков неофициальной художественной группы «Лианозово», возникшей в конце 1950-х годов в одноименном подмосковном поселке, где жили оба художника, и ставшей центром нонконформистского искусства в 1960-е годы. Рабин был организатором скандально известной «Бульдозерной выставки» в 1974 году. В 1978 году был лишен советского гражданства и вынужденно эмигрировал во Францию.


1938 Оскару 10 лет (700x397, 69Kb)
Оскар рисует. Ему здесь 10-12 лет.
Фельетон Р. Карпель «Жрецы „помойки № 8“» в газете «Московский комсомолец», 29 сентября 1960 г.

Пресса критиковала Рабина за очернение Советского Союза, депрессивность картин, подыгрывание буржуазным критикам социализма. «Смутный, перепуганный, неврастенический мирок встаёт в холстах художника. Скособоченные дома, кривые окна, селёдочные головы, измызганные стены бараков — всё это выглядело бы заурядной предвзятостью обывателя, если бы не было перемножено с многозначительной символикой бессмысленности» («Советская культура», 14 июня 1966 г.)
Оскар Яковлевич Рабин родился 2 января 1928 года в Москве в семье врачей, выпускников Цюрихского университета Якова Рахмиловича Рабина (родом из Украины) и Вероники Мартыновны Андерман (из Латвии). Отец умер, когда будущему художнику -было 5 лет, мать — когда ему было 13 лет (1941).
Вот несколько цитат из книги воспоминаний, где Рабин рассказывает о своем детстве. «Мои отец и мать, - пишет Рабин, - по образованию врачи, познакомились в Цюрихском университете, где оба учились. Отец - Яков Рахмаилович Рабин, родившийся на Украине еврей, которого я почти не помню (он умер, когда мне исполнилось шесть лет), мать - Вероника Леонтиновна Андерман - латышка. Она умерла, когда мне исполнилось тринадцать лет».

1956 Футболисты (700x500, 115Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Футболисты. 1956 г. Бумага, смешанная техника. 30 × 40,1 см.
Собрание Александра Кроника, Москва.

1956 Футболисты. Карт, масло.397 x 420; 300 x 430 см. ГМИИ им. Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова (700x493, 148Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Футболисты. 1956 г. Картон, масло. 39,7 x 42 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Коллекция В.Н. Некрасова.

1956 Самоубийца Бум, акв. 27×20.5 см (529x700, 107Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Самоубийца. 1956 г. Бумага, акварель. 27 х 20,5 см.
Частное собрание.

Рисунок сделан для отборочной комиссии VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве 1957 года. «Самоубийца» стала третьей попыткой художника показать комиссии «социальные» сюжеты на тему «жизни при капитализме».

1956 Христос. Бум, гуашь. 42 by 30cm, Сотбис Лондон. Эстим. 1000-1500 фунт (500x700, 112Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Христос. 1956 г. Бумага, гуашь. 42 х 30 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, Эстимейт GBP 1000-1500 фунтов.

1957 Бабушкины сказки (503x700, 194Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Бабушкины сказки. 1957 г. Холст, масло 87 x 63 см.
Музей современного искусства АРТ4, Москва.

1957 Лев. Бум, смеш. техн. 28×39 см. (700x515, 116Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Лев. 1957 г. Бумага, смешанная техника. 28 х 39 см.
«Лев» относится к периоду поиска «своих» тем. Впоследствии лев не вошёл в круг «образов Рабина». Лишь спустя тридцать лет похожий зверь появляется в картине «Я голоден» (1987). (Воспр.: Рабин, Кропивницкая, Рабин. ГРМ. 1993. С. 48).

1957 Оборот льва. Бум, смеш. техн. 28×39 см (700x501, 117Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Игра или драка? 1957 г. Бумага, смешанная техника. 28 х 39 см.
Рисунок на обороте «Льва» – попытка (в очередной раз безуспешная) получить заказ от издательства детской книги. Лишь в конце 1960-х благодаря знакомым Рабину удалось оформить несколько книг для издательства «Советский писатель» (Жилинская. Забота. М., 1968 и Фатьянов В.И. Сохрани весну. М., 1969)

1957 Адам и Ева Х, м. 80 by 98cm. Сотбис Нью-Йорк. Эст 12-18 тыс дол (700x567, 157Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Адам и Ева. 1957 г. Холст, масло. 80 х 98 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк.
Эстимейт $12.000 – 18.000 дол.

1958 Прилуки (700x485, 140Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Прилуки.1958 г. Бумага, гуашь, акварель. 40 х 58 см. Частное собрание.

1958 Вереск цветёт. Прилуки. Бум, акв. 40×59 см. (700x483, 125Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Вереск цветёт. Прилуки. 1958 г. Бумага, акварель. 40 х 59 см. Частное собрание.

1957 Дерев. пейзаж. Бумага, акварель, гуашь. 35,5 х 45. ЧС (2) (700x541, 184Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Деревенский пейзаж (Прилуки). 1957. Бумага, гуашь, акварель. 35,5 х 45,5 см.
Аукционный дом «Антиквариум», Москва, 2017 г. Лот продан за 240.000 руб.

1958 Букет цветов. Х, м. 53 х 40,5 см. ЧС (527x700, 144Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Букет цветов. 1957 г. Холст, масло. Частное собрание.

1940-е конец. О. Рабин в студии Е.Л. Кропивницкого (2) (700x515, 78Kb)
Оскар Рабин в студии Е.Л. Кропивницкого. Конец 1940-х гг.

В начале 1930-х годов вместе с матерью, назначенной главврачом культбазы, Рабин оказался на Крайнем Севере СССР, в Ханты-Мансийском национальном округе. Об этом есть несколько строк в воспоминаниях: «Ханты и манси приезжали за мукой, солью, патронами, а культбригады разъезжали по стойбищам… Мать постоянно участвовала в этих поездках. И не столько в качестве врача… сколько как агитатор. Язык ханты и манси она выучила очень быстро». В это же время в Москве от рака желудка скончался отец Рабина, так и не успевший выехать вслед за женой и сыном. Они вернулись в столицу, до начала войны оставалось несколько лет. Маленький Оскар посещает музыкальную школу и школьный кружок рисования. В книге «Три жизни» он вспоминает: «Я стал рисовать каждую свободную минуту… почти на всех уроках, рисовал дома, пока мама не загоняла меня спать. Карманные деньги, уходившие прежде на конфеты и мороженое, тратились теперь на краски и кисточки».

1958 В пивной. Бум, тушь. 25.5×36.5 см (700x496, 156Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). В пивной. 1958 г. Бумага, тушь. 25,5 х 36,5 см,
Рисунок «В пивной» не стал основой для картины, но искаженное пространство комнаты, кривое окно,
бутылка водки с этикеткой будет не раз возникать в его работах.

1957 Трамвай в Москве (700x627, 153Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Трамвай в Москве. 1957 г. Холст, масло. Галерея Саатчи -
музей современного искусства, Лондон. Уже здесь Рабина сравнивали с Хаимом Сутиным.

1958 Коты перед бараком. Бум, акв, тушь. 19×27 см (700x472, 177Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Коты перед бараком. 1958 г. Бумага, акварель, тушь. 19 х 27 см.
Собрание Александра Кроника, Москва.

1958 Вертолет (525x700, 151Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Вертолет. 1958 г. Бумага, смешанная техника.

1958 Пожарный песок. Х, м. 58х69.. СОВКОМ 2010. Эстим 900.000-1.500.000 руб. (700x602, 152Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). 1958 Пожарный песок. Холст, масло. 58 х 69 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2010 г. Эстимейт 900.000 - 1.500.000 руб.

1958 Помойка № 8. Бум, акв, тушь. 29.3×41.5 см (700x486, 134Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Помойка № 8. 1958 г. Бумага, акварель, тушь. 29,3 х 41,5 см. Фото art-assorty.ru.

1958 Помойка No. 8. oil on Canvas. 70 x 90 a Collection of Igor Tsukanova (700x549, 138Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Помойка No. 8. 1958 г. Холст, масло. 70 x 90 см.
Коллекция Игоря Цуканова, Лондон.

1959 Без названия. бумага, уголь, карандаш, акварель, белила39,7 х 57,1 см. ММСИ на Петровке (700x546, 98Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Без названия. 1959 г. Бумага, уголь, карандаш, акварель, белила. 39,7 х 57,1 см.
Московский музей современного искусства на Петровке, 25.

1959 Посв. Морису Утрилло. АТТР. Х, м. 28 x 22 дюйм. LiveAuctioneers. 2023 (700x545, 101Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Русский пейзаж. По картине Мориса Утрилло «Уличная сцена», 1908 г.
1959 г. Холст, масло. 55,9 х 71,1 см. Аукцион LiveAuctioneers.com. 2023 г.

1959 БАРАК С ЛУНОЙ (700x538, 132Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Барак с Луной. 1959 г. Собрание Игоря Цуканова, Лондон.

1959 Оптимистический пейзаж (700x520, 180Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Оптимистический пейзаж. 1959 г. Холст, масло. 60 х 80 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Из собрания Леонида Талочкина.

1960 Оптимистический пейзаж (700x544, 200Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Оптимистический пейзаж №2 (Котлетная). 1960 г. Холст, масло.

1959 Деревня. 2 (700x498, 116Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Деревня. 1959 г. Бумага, тушь, гуашь. 29,5 х 42 см. Частное собрание.

1959 Похороны барака. [Склад]. бумага, карандаш, тушь. 194 x 255 мм. ГМИИ им.Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова.  (700x525, 163Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Похороны барака (Склад). 1959 г. Бумага, карандаш, тушь. 19,4 x 25,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1950 Молодожены (505x700, 56Kb)
Молодожены Валентина Кропивницкая и Оскар Рабин. 1950 г.

В июне 1941 года началась Великая Отечественная война. Здоровье матери, подорванное на Крайнем Севере, ухудшилось, и холодной зимой 1942 года мать умерла. «Оставшись дома один в ледяной, черной от копоти комнате, я плакал долго и не мог остановиться… Пока жива была мать, я постоянно чувствовал ее внимание и скрытую ласку. После ее смерти до меня никому не было дела… Целый день я лежал в промороженной комнате и думал только о том, чтобы поскорее наступило утро, когда пойду в магазин и отоварю свои четыреста граммов черного хлеба». Осенью 1942 года Оскар Рабин знакомится с Евгением Леонидовичем Кропивницким и начинает посещать занятия под его руководством в художественной студии Дома пионеров.
После трагических военных и первых послевоенных лет, полных скитаний, голода, переездов без паспорта из Москвы в Ригу и обратно, попыток самоубийства, учебы в Рижской академии художеств и Суриковом институте (ни одно из этих учебных заведений не было закончено), Рабин снова оказывается в кругу Евгения Кропивницкого, увлекается романтизмом, и в 1950 году женится на его дочери Валентине.

1960 Автопортрет с подснежниками. Х, м. 70×89,5 см. Аук МакДуглас 2007. Эстим. 40,000-60,000 фунтов (700x540, 145Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Автопортрет с подснежниками. 1960 г. Холст, масло. 70 х 89,5 см.
Аукционный дом MacDougall's, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 40.000 - 60.000 фунтов.

1959 Нефтелавка. Обед (2) (700x628, 207Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Нефтелавка. Обед. 1959 г. Бумага, гуашь, акварель. Частное собрание.

1959 Город и луна (Социалистический город) Х, м. 89.5 by 109.5cm, Сотбис Лондон 2008. Эстим. 120-160 тыс. фунт (700x568, 150Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Город и луна (Социалистический город). 1959 г. Холст, масло. 89,5 х 109,5 см.
Аукцион Sotheby’s, 2008 г. Эстимейт GBP 120.000 - 160.000 фунтов.

1959 Вечер (700x578, 146Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Вечер. 1959 г. Холст, масло.

1959-1965 Поезд.. Холст, темпера. Музей АЗ, Мск (2) (700x486, 158Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Поезд. 1959-1965 гг. Холст, темпера. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1959 Стоп! Московская улица. Х, м. 110 х 90 см. Сотбис. Эстим. 60,000 - 80,000 CHF  (577x700, 185Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Стоп! Московская улица. 1959 г. Холст, масло. 110 х 90 см.
Аукцион Sotheby’s, Цюрих, 2022 г. Эстимейт 60.000 - 80.000 швейцар. франков.

1961 Натюрморт на московских задворках, Х, м, песок, смещ техн. 79,5 x 63,5 см. Эстим 50-70 тыс. евро. Гал Влад (568x700, 201Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Русский натюрморт в московском переулке на задворках
зимней ночью. 1961 г. Холст, масло, песок, смешанная техника. 79,5 x 63,5 см.
Аукцион VLADEY, Москва. Эстимейт EUR 50.000 – 70.000 евро.

1960-е Пять рублей (700x565, 172Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Пять рублей. 1960-е гг. Бумага, карандаш, тушь.

1960 С новым годом. бумага, карандаш, тушь. 185 x 145 мм. ГМИИ им.Пушкинаю Коллекция В.Н.Некрасова (532x700, 137Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). С новым годом. 1960 г. Бумага, карандаш, тушь. 185 x 145 мм.
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Коллекция В.Н. Некрасова.

1950-е О.Рабин, его жена Валент Кропивницкая, ее дочь Катя и общий сын Саша (700x526, 80Kb)
Оскар Рабин, жена Валентина Кропивницкая, дочь Катя (1949-2020) и сын Саша - будущий художник
Александр Рабин (1952-1994).

Как художник Оскар Рабин формировался в кругу творческого содружества «Лианозовская школа», или «Лианозовская группа», хотя такой «школы» с точки зрения определенной живописной традиции не существовало. Представление о «Лианозовской школе» как о творческом союзе единомышленников верно в большей степени лишь в отношении дружеских и родственных отношений, общности мироощущений, связывающих молодых художников и поэтов, которых объединил их старший наставник, учитель живописи и поэзии — Евгений Леонидович Кропивницкий. Влияние этого человека, который, как казалось, был внутренне защищен своим искусством от неустроенности и тягот послевоенного существования, было, пожалуй, определяющим для атмосферы, царившей в семье Кропивницких, ставшей центром творческих встреч молодых поэтов и художников.

1960-1980 Автопортрет. Х, м 50x65cm. Сотбис (700x538, 74Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Автопортрет. 1960-1980 гг. Холст, масло. 50 x 65 см. Частное собрание.

1960 Две рыбы (614x700, 145Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Две рыбы. 1960 г. Холст, масло.

1960 Натюрморт с водкой. 71,5 х 54 см. ЧС (525x700, 164Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Натюрморт с апельсиновой водкой. 1960 г. Холст, масло. 71,5 х 54 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 40.000 - 50.000 фунтов.

1961 Bottles and electric wire in the city. Х, м. 70 x 50 evaluation of the auction (estimate) 12 000-15 000 euros Price 43 000 Euro (2) (502x700, 105Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Бутылки и электрические провода в городе. 1961 г.
Холст, масло. 70 x 50 см. Коллекция Дениса Химиляйна, Санкт-Петербург.

1961 Город Париж. Х, м. 70 by 90 cm Сотбис Нью-Йорк. Эст 12-18 тыс дол (700x551, 186Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Город Париж. 1961 г. Холст, масло. 70 х 90 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2019 г.
Эстимейт $12.000 – 18.000 дол.

1961 Без названия. Х, м. 110 х 90 см. (Christie's) (2) (570x700, 185Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Без названия. 1961 г. Холст, масло. 110 х 90 см.
Аукцион Christie's, Лондон, 2011 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.

1961 Железная дорога (498x700, 132Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Железная дорога. 1961 г. Холст, масло. 70 х 50 см.
Аукционный дом Cannes Encheres, Канны, Франция.

1961 Любка-дура (700x525, 136Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Любка-дура. 1961 г. Холст, масло.

1961 Дорожный знак (700x560, 111Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Дорожный знак «Осторожно, поезд!». 1961 г. Холст, масло.

1961 Кот на крыше. Х, м. 47×80. ЧС (700x409, 127Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Кот на крыше. 1961 г. Холст, масло. 47 х 80 см. Частное собрание.

1961 Кот на крыше. Бум, тушь, акв.  297 x 415 мм.. ГМИИ им. Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова. (700x498, 131Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Кот на крыше. 1961 г. Бумага, тушь, акварель. 29,7 x 41,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1961 Кошки на крыше (700x583, 163Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Кошки на крыше. 1961 г. Бумага, тушь, акварель.

1961 Дневной пейзаж. Линогр. 287 x 407 мм. ГМИИ им.Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова (700x514, 173Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Дневной пейзаж. 1961 г. Линогравюра. 28,7 x 40,7 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1950 Е.Л. Кропивницкий, Валентина Кропивгицкая и Оскар Рабин (700x516, 92Kb)
Е.Л. Кропивницкий, Валентина Кропивницкая и Оскар Рабин. 1960-е гг.

Рабин вспоминал: «Евгений Леонидович был прирожденным учителем. В условиях советской власти он учил свободе от всяческих схем и догм. В его доме не чувствовалось гнета времени, дышалось легко и свободно».
Евгений Кропивницкий родился в 1893 году, художественное образование Кропивницкий получил еще до революции в Строгановском училище. Среди его друзей и близких знакомых были поэт и переводчик Арсений Альвинг (1885–1942), активно пропагандировавший поэзию Иннокентия Анненского, художники Павел Кузнецов (1878–1968), Роберт Фальк (1886–1958), Александр Тышлер (1898–1980), то есть художники, учившиеся или преподававшие во Вхутемасе, так или иначе прежде близкие кругу символистов. Однако позже Кропивницкий отказался от увлечений своей молодости и уничтожил большинство произведений, созданных до 1930-х годов.

1959 Камышов Александр - П-т О.Рабина. Линограв. 14,5 x 20 см. РОСИЗО (700x491, 98Kb)
Александр Камышов (1941-1960). Портрет Оскара Рабина. 1959 г. Линогравюра. 14,5 x 20 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.

1961 Нотр-Дам и букет. Холст, масло. 70 × 90. ЧС (700x547, 182Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Собор Нотр-Дам и букет (Ландыши в Париже). 1961 г. Холст, масло. 69,5 х 90 см.
Аукцион VLADEY, Москва.

1961 Девушка в черном платье. Х, м. 92 х 73. МакДуглас Лондон 2019. Эстим. 12,000–18,000 GBP (555x700, 145Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Девушка в черном платье. 1961 г. Холст, масло. 92 х 73 см.
Аукционный дом MacDougall's, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 12.000 - 18.000 фунтов.

1961 Москва. Трубная площадь. Бум, акв. 32×25 см (532x700, 174Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Москва. Трубная площадь. 1961 г. Бумага, акварель. 32 х 25 см.
Собрание Александра Кроника, Москва.

1961 Пейзаж с железной дорогой. Х, м. 80 х 100 см. ЧС (700x546, 159Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Пейзаж с железной дорогой. 1961 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Частное собрание.

1961 Прачечная и сфера (шар). Х, м. 51 х 70 см. Доротеум 2022. Прод. EUR 51,200.-. (700x509, 161Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Прачечная и арбуз. 1961 г. Холст, масло. 51 х 70 см.
Аукционный лом Dorotheum, Вена, 2022 г. Лот продан за EUR 51.200 евро.

1961 Натюрморт в пейзаже.бумага, тушь, акварель 288 x 391 мм. ГМИИ им.Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова.  (700x512, 133Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Натюрморт в пейзаже. 1961 г. Бумага, тушь, акварель. 28,8 x 39,1 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1962 Барак №2. Бум, флом. 208 x 299 мм. ГМИИ им.Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова. Г (700x486, 145Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Барак №2. 1962 г. Бумага, фломастер. 20,8 x 29,9 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Коллекция В.Н. Некрасова.

1961 Подсолнечное масло, Бум, см. техн. 28 х 22 см Гал ВЛАДЕЙ (563x700, 172Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Подсолнечное масло, 1961 г. Бумага, смешанная техника.
28 х 22 см. Аукцион VLADEY, Москва.

1961 Столичная. Бум, акв. 31×25 см (532x700, 134Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Столичная. 1961 г. Бумага, акварель. 31 х 25 см.

1960-е Без названия. (560x700, 224Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Без названия. 1960-е гг. Музей ФИНБАН
Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге.

1950-е О. Рабин 2 (700x470, 117Kb)
Оскар Рабин. Подготовка к пикнику. 1950-е гг. Фото Владимира Сычева.

С 1946 по 1948 год Рабин учился в Рижской Академии художеств. В этот период придерживался строгого реалистического метода, много работал над натюрмортами. В Академии латышские студенты звали его «наш Репин». В 1948 году Сергей Герасимов принял Рабина на второй курс Московского государственного художественного института им. В.И. Сурикова. В 1949 году был исключён «за буржуазный формализм», после чего возвратился к своему первому учителю Е. Кропивницкому. Оскар Рабин так описывает этот период: «некоторые студенты позволяли себе даже упражняться в кубистической либо в импрессионистической манере».

1962 Автопортрет №4. (700x560, 164Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Автопортрет № 4. 1962 г. Холст, масло. 89 х 112 см. Частное собрание.

1959 The Bottles and The Factory (700x476, 131Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Бутылки и фабрика. 1959 г. Холст, масло.

1962 Большая селедка (700x546, 108Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Большая селедка. 1962 г. Холст, масло. 69,5 х 90 см.
Российский аукционный дом, Санкт-Петербург.

1962 Бутылки, бараки и кран (700x525, 170Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Бутылки, бараки и мостовой кран №2. 1962 г. Холст, масло.

1962 Notre-Dame de Lianozovo. Х. м. 80×100 см. Собр. Иветы и Тамаза Манашеровых 3 (700x572, 127Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Собор Парижской Богоматери в Лианозово. 1962 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых.

1962 База № 50 (700x497, 119Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). База № 50. 1962 г. Холст, масло.

1962 Кафе поэта Сапгира. Х, м. 70 х 89 см. Коллекция Виктора Бондаренко, Москва  (700x540, 200Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Кафе поэта Сапгира. 1962 г. Холст, масло. 70 х 89 см.
Коллекция Виктора Бондаренко, Москва.

1962 Все для кошек. Х, м. 50.2 x 70.5 cm. Кристис НЙ 2017. Прод. USD 16,250 (700x496, 166Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Всё для кошек. 1962 г. Холст, масло. 50,2 x 70,5 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2017 г. Лот продан за $16.250 дол.

1962 Весенний вид города с черемухой (сиренью) и килькой (497x700, 189Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Весенний вид города с сиренью и килькой. 1962 г.
Холст, масло. 70,5 х 51 см. Частное собрание.

1962 Русский городской пейзаж и две луны (555x700, 171Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Русский городской пейзаж и две луны. 1962 г.
Холст, масло. 100,3 х 80 см. Частное собрание.

1962 Шурин дом (№ 125). Коллекция Игоря Цуканова (700x510, 193Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Шурин дом (№ 125). 1962 г. Холст, масло. Коллекция Игоря Цуканова, Лондон.
Оскар Рабин с самого начала творчества нумеровал свои картины (№125) и к концу его жизни их число
уже превышало более полутора тысяч.

1962 За окном город (700x513, 172Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). За окном – город (№ 132). 1962 г. Холст, масло. 80,6 х 109,2 см.
Частное собрание.

1962 Дача с рождественской елкой (700x549, 153Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Дача с рождественской елкой. 1962 г. Бумага, восковые карандаши, фломастер.
25,3 х 32,2 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г.

1962 Дача зимой (700x580, 184Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Дача зимой. 1962 г. Бумага, восковые карандаши, фломастер. 25,3 х 30,3 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2009 г.

1962 Вертолеты и водопровод. Цвет кар-ши, бум, фломастер. 252 x 324 мм. ГМИИ им.Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова. (700x549, 166Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Вертолеты и водопровод. 1962 г. Бумага, цветные карандаши, фломастер.
25,2 x 32,4 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1960-е В Липнозово (700x394, 69Kb)
Лианозовская группа. Вторая слева - Валентина Кропивницкая. Крайний справа - Оскар Рабин.
Начало 1960-х гг.

С 1950 до 1957 года Оскар Рабин работал грузчиком на железной дороге, мастером на строительстве «Севводстроя».
В конце 1950-х годов вместе с Е.Л. Кропивницким стал основателем неофициальной художественной группы «Лианозово». Собирались сначала у Кропивницкого и его жены художницы Ольги Ананьевны Потаповой, а затем у Оскара Рабина, переселившегося вместе с Валентиной Кропивницкой в бывший лагерный барак, располагавшийся неподалеку от железнодорожной станции Лианозово. Здесь часто бывали Николай Вечтомов (1923–2007), Лидия Мастеркова (1929–2008), Владимир Немухин (1925-2016), Лев Кропивницкий, сын Евгения Леонидовича, который пришел с войны в 1945-м, через год попал в лагерь и вышел только в 1956-м.

1962 Девушка с цветами. Бум. на карт, масло. 62 х 82,5 см. Аук МакДуглас Л-н 2015. Прод.  7,000-9,000 GBP (700x539, 124Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Девушка с цветами. 1962 г. Бумага на картоне, масло. 62 х 82,5 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2015 г. Эстимейт GBP 7.000 – 9.000 фунтов.

1962 Московские чудотворцы №2 и лампа. Х. м. 80х100 см. (Norton Dodge collection) (700x560, 163Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Московские чудотворцы №2 и лампа. 1962 г. Холст, масло. 80 х 100 см.
Norton Dodge collection.

1962 Королевство Лианозово (700x550, 165Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Королевство Лианозово. Ст. Лианозово, бар. 2, кв. 2. 1962 г. Холст, масло.

1962 Королевство Англия. Лондон (Лондон 4-116). Х, м. 70 х 90. Аук Бонхэмс, 2008. Прод 96.000 фунт (700x542, 147Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Королевство Англия. Лондон (LONDON - 4-116). 1962 г. Холст, масло. 70 х 90 см.
Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2008 г. Лот продан за GBP 96.000 фунтов.

1962 Лианозово 13 (700x500, 168Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Лианозовский дом (Лианозово 13). 1962 г. Холст, масло. 51 х 70,5 см.
Коллекция Дениса Химиляйна, Санкт-Петербург.

1962 Лондон 3а (700x506, 196Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). «Лондон 3А». 1962 г. Холст, масло. Коллекция Ирины Столяровой.

1962 Лондон. Х, м. 100 by 80cm. Сотбис Л-н 2009 Эст 25-35 тыс ф (562x700, 188Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). London. Время пить пиво. 1962 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2009 г. Эстимейт GBP 25.000 – 35.000 фунтов.

1962 Луна и пять кошек. Х, м. 68.5 by 90 cm. Сотбис НЙ 2011. Эстим. 60-80 тыс дол (700x544, 226Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Луна и пять кошек. 1962 г. Холст, масло. 68,5 х 90 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г. Эстимейт $60.000 – 89.000 дол.

1962 Нижняя Масловка. Х, м. 70 by 90.5cm. Сотбис Л-н 2013. Эстим 40-60 тыс ф (700x532, 176Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Нижняя Масловка. 1962 г. Холст, масло. 70 х 90,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 40.000 – 60.000 фунтов.

1962 Московская водка (700x569, 177Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Московская водка. 1962 г. Холст, масло.

1962 Муха наш враг (700x552, 220Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Муха наш враг. Эскиз плаката. 1962 г. Бумага, черный фломастер,
восковые карандаши. 24,7 х 30,7 см. Частное собрание.

1962 Натюрморт с бутылкой. Бумага, карандаш, акварель, фломастер. 22,2х27,3 Музей АЗ (700x571, 150Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Натюрморт с бутылкой. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, фломастер.
22,2 х 27,3 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1962 Натюрморт с чайником. Бумага, карандаш, акварель, фломастер. 20,3х28,8. Музей АЗ (700x578, 150Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Натюрморт с чайником. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, фломастер.
20,3 х 28,8 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

1960-е И. Холин, Л. Кропивницкий, О. Рабин в Лианозове  (700x519, 128Kb)
Игорь Холин, Лев Кропивницкий, Оскар Рабин в Лианозово. 1960-е гг.

По словам Владимира Немухина, все эти художники, не будь они друзьями, были бы противниками в искусстве: «Нас объединяет только несвобода, в ином случае мы были бы врагами, настолько у нас разное понимание искусства и мировосприятие». Вместе с тем большинство художников лианозовского круга были увлечены беспредметной абстрактной живописью, хотя и шли к ней разными путями.
Оскар Рабин, пожалуй единственный в группе, сплавил в своих работах поэтический сюжет и экспрессивную выразительность, свойственные художникам и поэтам лианозовского круга, создав тем самым собственный индивидуальный образный язык.
Однако от живописной, изобразительной составляющей в своем творчестве Рабин никогда не отказывался. Позже он признавался, что ему всегда были близки художники от передвижников до «Мира искусства» — Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Леонард Туржанский.

1962 ПЯТЬ МИЛЛИОНОВ МУХ. Х, м. 80,6х110 см. Аук L-collection.ru (700x526, 212Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Пять миллионов мух. 1962 г. Холст, масло. 80,6 х 110 см. Аукцион L-collection.ru.

1962 Пейзаж с продуктовым магазином. Х, м. 60.5 by 80cm. Сотбис Л-н 2007. Эст 30-50 тыс ф (700x535, 188Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Пейзаж с продуктовым магазином. 1962 г. Холст, масло. 60,5 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Эстимейт GBP 30.000 – 50.000 фунтов.

1962 Париж - 3 103. Х, м. 79 х 99,5 см. ЧС (700x567, 154Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). «Париж - 3 103». 1962 г. Холст, масло. 79 х 99,5 см. Частное собрание.

1962 Половина селедки. Х, м. 70,5 х 90. ЧС (700x540, 149Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Половина селедки. 1962 г. Холст, масло. 70,5 х 90 см. Частное собрание.

1962 Притча о серебряном рубле. (700x564, 157Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Притча о серебряном рубле. 1962 г. Холст, масло. Музей Циммерли
(Zimmerli Art Museum). Собрание Нортона Доджа, США.

1962 Стоянка запрещена (700x516, 156Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Стоянка запрещена. 1962 г. Холст, масло.

1962 Сердце и кошка в ночи. Х, м. 60 х 80 см.ЧС  (700x630, 159Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Сердце и кошка в ночи (Вовка + Клавка = любов). 1962 г.
Холст, масло. 60 х 80 см. Частное собрание.

1963 Любка+Колька=дураки. Х, м. 50 x 71 cm, Аук Доротеум Вена 2022. Прод  EUR 38,400 (700x495, 158Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Любка+Колька=дураки. 1963 г. Холст, масло. 50 x 71 см.
Аукционный дом Dorotheum, Вена, 2022 г. Лот продан за EUR 38.400 евро.

1963 Строение №150. Приобретена у художника Эриком Эсториком, продана в 1965 г. В 2012 г. была продана на аукционе MacDougall’s в Лондо (700x567, 225Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). «Строение №150». 1963 г. Холст, масло. Приобретена у художника Эриком Эсториком, продана в 1965 г. В 1965—2012 гг. работа находилась в частном собрании в Великобритании, 27 мая 2012 г. была продана на аукционе MacDougall’s в Лондоне.

1950-е конец В доме у Рабина (второй справа) в Лианозово (700x451, 72Kb)
В доме у Оскара Рабина (второй справа) в Лианозово. Начало 1960-х гг.

В процессе поиска собственного узнаваемого почерка Рабин двигался именно путем прибавления дополнительного смысла к увиденному. В Москве в Ленинской библиотеке можно было найти хорошие альбомы с репродукциями мировой живописи.
«Так, скопировав левитановскую „Золотую осень“, я пририсовал к картине цветы и лошадей, получилась не знакомая каждому картина, а нечто совсем иное. Подобные вещи я никому не показывал, знал, что Евгений Леонидович будет против, но, чувствуя его правоту, продолжал упрямо делать по-своему».
Художник не создает портретов своих друзей, так же как не пишет просто натюрмортов. На его картинах возникают особые образы, сложно соотносимые с каким-либо определенным жанром. В довершение этого впечатления мастер припечатывает свои картины строгой, словно выведенной по трафарету подписью. Созданные Рабиным произведения, конечно, воспринимались либо как очернение действительности - в его картинах действительно много черного цвета, - либо как социальный протест, что отчасти было условием тонкой игры, затеянной художниками и властью.
Однако было место и более светлым образам. Рабин много писал свою жену Валентину Кропивницкую. Он изображал любимую в образе Симонетты Веспуччи («Автопортрет с женой», 1963), («Моя жена», 1964) и благочестивой Мадонны («Лианозовская Мадонна», ок. 1963) и помещал ее на фоне мрачных советских пейзажей городских окраин.

1963 Автопортрет с женой в костюмах ренессансных аристократов (700x525, 200Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Автопортрет с женой в костюмах ренессансных аристократов.
1963 г. Холст, масло.

Пьеро ди Козимо (1462-1522)  Портрет Симонетты Веспуччи. Дер, м. 57 х  42 м. Музей Конде, Шантийи  (518x700, 185Kb)
Пьеро ди Козимо (1462-1522). Портрет Симонетты Веспуччи. 1480-1490-е гг.
Дерево, масло. 57 х 42 см. Замок Конде, Шантийи, Франция.

1963 Лианозовская мадонна (552x700, 212Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Лианозовская мадонна (по картине Лукаса Кранаха
«Мадонна с Младенцем», 1525 г.). 1963 г. Холст, масло. 90,3 х 70,5 см.
Частное собрание.

ФОТО Лукас Кранах-ст. (1472-553) Мадонна с млад. 1525. Дер, м. 58 х 46 cm. ГМИИ  (533x700, 193Kb)
Лукас Кранах-старший (1472-1553). Мадонна с Младенцем. 1525 г.
Дерево, масло. 58 х 46 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1963 Лита Лианозовская (533x700, 206Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Лита Лианозовская (по картине Леонардо да Винчи
«Мадонна Литта», 1490-е). 1963 г. Холст, масло. Музей ФИНБАН Финляндского
вокзала в Санкт-Петербурге.

ФОТО Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», 1490-е 42 х  33 cm. Эрмитаж (548x700, 169Kb)
Леонардо да Винчи (1452-1519). Мадонна Литта. 1490-е гг. Темпера на дереве,
перенес. Холст. 42 х 33 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1963 Без названия (по Тициану) (514x700, 96Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Без названия (по Тициану). 1963 г. Холст, масло.
ФОТО ТИциан - 1520 Венера Анадиомена (Венера выходит из моря). Нац. гал. Шотландии. (377x500, 74Kb)ФОТО Тициан - Любовь небесная и любовь земная”. 1514 (2) (425x500, 86Kb)
Тициан Вечеллио (1488/1489-1576). 1. Венера Анадиомена (Венера выходит из моря). 1520 г. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург. 2. Любовь небесная и любовь земная. Фрагмент. 1514-1515 гг. Галерея Боргезе, Рим.

Собственный художественный стиль Рабина оформился в середине 1950-х. Он захотел участвовать в Московской городской выставке в рамках Международного фестиваля молодежи в 1957 году, но не прошел первый отбор. В поисках новых выразительных средств художник обратил внимание на рисунок дочери. Он пишет: «Кате исполнилось семь лет, и она, как и все дети, любила рисовать. Рисовала цветными карандашами все, что видела, — дома, деревья, бабушку с дедушкой. Я подумал: «А что, если увеличить один из ее рисунков и перенести его на полотно! И тогда же я написал картину «Бабушкины сказки»… Для меня подобная живопись, выполненная кистью и мастихином, превратилась почти в игру. Позже я понял, что именно эта игра позволила мне раскрепоститься, освободиться от всего, что сковывало до сих пор».

1963 Три крыши (700x577, 165Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Три крыши. 1963 г. Холст, масло. 89,5 х 109,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1963 Тадж-Махал. Х, м. 68.7 x 91 cm. Кристис Л-н 2014. Прод.GBP 32,500 (700x524, 127Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Тадж-Махал. 1963 г. Холст, масло. 68,7 x 91 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2014 г. Лот продан за GBP 32.500 фунтов.

1963 Бегство в Египет. Х, м. 69 by 89cm. Сотбис (700x524, 151Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Бегство в Египет. 1963 г. Холст, масло. 69 х 89 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Коллекция Леонида Талочкина.

1963 Маленькие бутылки. Х, м. 50 by 71cm, Сотбис Л-н 2013. Эст 15-20 тыс ф (700x496, 174Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Маленькие бутылки. 1963 г. Холст, масло. 50 х 71 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2013 г. Эстимейт GBP 15.000 -20.000 фунтов.

1963 Московская особая водка. (700x546, 153Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Московская особая водка. 1963 г. Холст, масло.

1960-е Всеволод Некрасов и Оскар Рабин (700x392, 88Kb)
Всеволод Некрасов и Оскар Рабин. Начало 1960-х гг.

В преддверии Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве (1957) в художественных кругах восторженно обсуждали картины членов «левого крыла» Союза художников. Особое внимание Рабина привлекли работы Юрия Васильева, Андрея Васнецова и Гелия Коржева. Все эти художники вошли потом, как сейчас бы сказали, в топ живописцев официального искусства. Позже в интервью «Новой газете» Рабин признавался, что из современников на его искусство повлияли Гелий Коржев и «суровые».
Размышление над проблематикой, способной привлечь внимание взыскательного жюри, подтолкнуло художника обратиться к социальной теме. Он подробно описал эту «эпопею» в книге воспоминаний «Три жизни», в главе «Да здравствует фестиваль!». «Я стал искать, что бы им могло понравиться. Решил обыграть «социальный» сюжет. Нарисовал «безработного»... Изображённая на другой картине проститутка стояла, опершись о фонарь, и вызывающе курила сигарету. ...Я проституток сроду не видел и думал, что курение сигарет является определяющим признаком их профессии. То, что подобные сюжеты почерпнуты из западной жизни, подразумевалось само собой, ибо кто же у нас не знает, что ни проституток, ни безработных в стране Советов нет. ...Между членами третьего выставкома вновь разгорелись ожесточенные споры по поводу моих работ... В тот же вечер, вернувшись домой, я уничтожил и «Безработного», и «Проститутку»

1963 Памяти Джона Кеннеди. Х, м. 80 х 60,8 см. ЧС (530x700, 193Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Памяти Джона Кеннеди. 1963 г.
Холст, масло. 80 х 60,8 см. Частное собрание.

1963 Небрежный натюрморт, Х, м. 90 х 70 см.  €35,000 — €45,000 евро. Гал Влад (544x700, 152Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Небрежный натюрморт (Натюрморт с перевернутой иконой). 1963 г. Холст, масло. 90 х 70 см. Аукцион Владей, Москва. Эстимейт EUR 35.000 – 45.000 евро. Картина экспонировалась на первой зарубежной выставке Рабина в Лондоне в Галерее Гросвенор в 1963 г.

1963 Вечерний чай. Х, м. 80 х 100. ЧС (700x558, 203Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Вечерний чай. 1963 г. Холст, масло. 80 х 100 см. Частное собрание.

1962 Ромашка и кот. Бумага, карандаш, акварель, фломастер. 25,5х32,3 Музей АЗ (700x560, 151Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Ромашка и кот. 1962 г. Бумага, карандаш, акварель, фломастер. 25,5 х 32,3 см.
Музей Анатолия Зверева, Москва.

1960 Оскар Рабин с сыном Сашей, Фото из архива Оскара Рабина (700x517, 104Kb)
Оскар Рабин с сыном Сашей, 1960 г. Фото из архива Оскара Рабина.

Благодаря диплому, которым была отмечена монотипия на фестивале, Рабину вскоре удалось, оставив тяжелую работу десятника на Северной водопроводной станции, устроиться в Декоративно-оформительский комбинат, где уже работали Николай Вечтомов, Владимир Немухин и Лев Кропивницкий. Впервые в жизни у Рабина появилась возможность зарабатывать на хлеб с помощью кисти и карандаша и активно включиться в кипевшую в художественных кругах культурную жизнь. Это было время наибольших социальных послаблений хрущевской оттепели. Рабин вспоминает: «Впервые за много лет власти разрешили издать крошечные сборнички стихов Есенина и Ахматовой, разошедшиеся с невероятной быстротой… Люди… перестали бояться говорить о прежде запретных вещах, в области живописи появилась даже какая-то видимость „свободы“».

1963 Автопортрет в окне барака. Бум, флом. 17×20 см (700x612, 161Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Автопортрет в окне барака. 1963 г. Бумага, фломастер. 17 х 20 см.

1962 Стрекоза над Москвой рекой. Бум, смеш. техн. 30×40 см. ЧС (700x509, 148Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Стрекоза над Москвой рекой. 1962 г. Бумага, смешанная техника. 30 х 40 см.
Частное собрание.

1962 Провода среди зимы (2). цветные карандаши, бумага, фломастер. 251 x 290 мм. ГМИИ им.Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова. (700x608, 170Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Провода среди зимы (1). 1962 г. Бумага, цветные карандаши, фломастер.
25,1 x 29 см. ГМИИ им.А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1962 Провода среди зимы (1). цветные карандаши, бумага, фломастер. 259 x 330 мм ГМИИ им.Пушкина. Коллекция В.Н.Некрасова. (700x548, 157Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Провода среди зимы (2). 1962 г. Бумага, цветные карандаши, фломастер.
25,9 x 33 см. ГМИИ им.А.С. Пушкина, Москва. Коллекция В.Н. Некрасова.

1963 Бутылка в окне. Бумага, карандаш, акварель, фломастер. 29,5х24,6 Музей АЗ (568x700, 143Kb)
Оскар Рабин (1928-2018). Бутылка в окне. 1963 г. Бумага, карандаш, акварель,
фломастер. 29,5 х 24,6 см. Музей Анатолия Зверева, Москва.

Желание вырваться из узкого круга единомышленников и расширить аудиторию не только для себя, но для друзей-художников подтолкнуло Оскара Рабина в мае 1958 года открыть двери своего барака для всех желающих каждое воскресенье. Среди покупателей — первые советские коллекционеры: Г. Костаки, А. Мясников, Е. Нутович, а также иностранные дипломаты и журналисты. Однако первый же иностранный покупатель, американский журналист, был задержан милицией, не успев даже донести картину до дома. В 1960 году Лианозово вошло в черту Москвы, но до этого момента большинство иностранцев не имело права покидать пределы Москвы, посещая квартиру Рабина. С присоединением Лианозова к Москве число иностранных покупателей стало расти. Одновременно началась острая критика Рабина и его окружения в советской прессе. Первым стал фельетон Романа Карпель «Жрецы „помойки № 8“» в Московском Комсомольце: «Не говоря уже о том, что «произведения» Рабина вызывают настоящее физическое отвращение, сама тематика их — признак его духовной убогости».

1960 Cтатья «Жрецы „помойки № 8“» в газете «Московский комсомолец». 1960 год (700x470, 169Kb)
Фельетон Р. Карпель «Жрецы „помойки № 8“» в газете «Московский комсомолец», 29 сентября 1960 г.

Пресса критиковала Рабина за очернение Советского Союза, депрессивность картин, подыгрывание буржуазным критикам социализма. «Смутный, перепуганный, неврастенический мирок встаёт в холстах художника. Скособоченные дома, кривые окна, селёдочные головы, измызганные стены бараков — всё это выглядело бы заурядной предвзятостью обывателя, если бы не было перемножено с многозначительной символикой бессмысленности» («Советская культура», 14 июня 1966 г.)

1962 Left to right Valentina Kropivnitskaya, Oscar Rabin, with their son Alexander Rabin, 1962. Photo by Ida Kar © NPG, London (700x700, 154Kb)
На снимке (слева направо): Валентина Кропивницкая, Оскар Рабин и их сын Александр Рабин.
Лианозово, 1962 г. Photo by Ida Kar © NPG, Лондон.

В 1964 году работы Оскара Рабина впервые были представлены на зарубежной выставке. Это произошло в Лондоне, на групповой выставке «Аспекты современного советского искусства». В 1965 году владелец лондонской Grosvenor Gallery Эрик Эсторик организовал в своей галерее первую персональную выставку Рабина. На ней были представлены 70 работ художника. В том же году Рабин с семьей переезжает из Лианозова в Москву.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО Е.Андреева - Угол несоответствия. Школы нонконформизма. Москва-Ленинград 1946-1991 (2012) =1700 руб. (482x680, 91Kb)
Екатерина Андреева. Угол несоответствия. Школы нонконформизма.
Москва-Ленинград 1946-1991. Москва Издательство «Искусство XXI век», 2012 г.
– Стр. 71-75, 363-366, 370-375, 377-380 и др.

Рабин,_Оскар_Яковлевич - Википедия


Отрывок из худож. фильма «Француз», 2019 г. Режиссер Андрей Смирнов.

С Новым годом! (386x600, 109Kb)
ПОЗДРАВЛЯЮ МОИХ ПОСТОЯННЫХ И НЕПОСТОЯННЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ! ЖЕЛАЮ МИРНОГО НЕБА, ЗДОРОВЬЯ, УСПЕХОВ В БУДУЩЕМ ГОДУ И ПРИГЛАШАЮ В ДРУЗЬЯ ВСЕХ ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО АВАНГАРДА И ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИКИ.
С УВАЖЕНИЕМ СЛАВА44.

(Продолжение следует)





Рубрики:  Художники русского авангарда
Художники русского авангарда
Советские художники
Живопись
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

Томаовсянка   обратиться по имени Суббота, 30 Декабря 2023 г. 19:54 (ссылка)
С наступающим, Вячеслав! Желаю тебе в 2024 году охранить силы и интерес для продолжения авангардной деятельности!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку