Михаил Матвеевич Плаксин (1898-1965) – русский советский живописец, график, театральный художник, иллюстратор, художник кино. Примыкал к левому крылу авангарда. Учился в Рисовальной школе при Императорском Обществе поощрения художеств в Санкт-Петербурге у И.Е. Репина, Н.К. Рериха и A.Е. Яковлева. В 1920 году поступил во ВХУТЕМАС. Участник группы проекционистов «Электроорганизм». Член Общества станковистов (ОСТ) с 1925 года. Участник Великой Отечественной войны, автор графической серии «Ужасы войны» (1940-1950-е)
Автопортрет. Не датирован. Бумага, карандаш.
Михаил Матвеевич Плаксин родился 3 (15 мая по новому стилю) 1898 года в Шлиссельбурге Петербургской губернии (ныне Кировский район Ленинградской области) - в еврейской семье кантонистов. Учился в Рисовальной школе при Императорском Обществе поощрения художеств в Санкт-Петербурге у И.Е. Репина, Н.К. Рериха, A.Е. Яковлева. В 1916-1917 гг. служил в армии. В 1917-1918 гг. оформлял любительские спектакли в Кронштадте. Был мобилизован в Красную армию, служил в агитационно-пропагандистском отделе политуправления 3-й армии Восточного фронта на Урале, где делал плакаты и оформлял городские улицы к праздникам.
М.М. Плаксин (1898-1965). Балерина. 1922 г. Бумага, пастель. 42,4 х 27 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
М.М. Плаксин (1898-1965). Танцовщица. Бумага, тушь и акварель. 20 х 29 см.
Галерея Галины Шлепяновой, Лондон.
Под влиянием служившего вместе с ним художника Александра Аркадьевича Лабаса (1900-1983) М.М. Плаксин стал интересоваться проблемами современного искусства. В 1920 году он поступает во ВХУТЕМАС. Сближается с группой проекционистов «Электроорганизм», которая впоследствии стала называться «Метод» (1922-1924). В группе «Метод» объединились старшекурсники ВХУТЕМАСа, увлеченные формальными поисками в духе абстрактного искусства. Плаксин участвовал в 1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства (1924, Москва). Помимо характерных для проекционизма абстрактных и полуабстрактных работ, несущих в себе определённые элементы современного урбанизма, Плаксин исполнял и сюжетно тематические композиции и рисунки.
М.М. Плаксин (1898-1965). Спектр газа. 1922-1923 гг. Холст, масло. 81 х 81 см.
Государственная Третьяковская галерея. Коллекция Георгия Костаки.
М.М. Плаксин (1898-1965). Планетарное. 1922 г. Холст, масло. 71,9 х 61 см.
Государственный музей современного искусства, Салоники. Коллекция Георгия Костаки.
Как сказал о подобных произведениях другой авангардист Густав Клуцис – это
«Машинная эстетика планетарного масштаба».
М.М. Плаксин (1898-1965). Коллаж из открыток, газетных вырезок и репродукций. 1920-е гг.
Опубликовано в статье Любови Хачатурян «И все так хитро и просто сделано». Альбом «Зззудо»
Алексея Крученых. Журнал «Russian Literature», 2022 г. № 131, стр. 88.
В 1925 году М.М. Плаксин вступает в Общество станковистов (ОСТ), в котором активно выступает на выставках. Автор рекламного плаката «ГЭТ электрифицирует города, заводы, села, деревни. Лампа ГЭТ равна лучшей заграничной» (1925). Тиражный плакат М.М. Плаксина находится в фондах Научной библиотеки Государственного архива Российской Федерации (НБ ГА РФ).
М.М. Плаксин (1898-1965). ГЭТ электрифицирует города, заводы, села, деревни.
Лампа ГЭТ равна лучшей заграничной. Плакат. 1925 г.
ГЭТ - Государственный электротехнический трест СССР, работал в 1925-1930 гг. До 1925 года назывался ЭТЦР -
Электрический трест центрального района. Так первоначально трест и указывался на плакате М. Плаксина.
М.М. Плаксин (1898-1965). Скульптура «Делегатка». 1928 г.
На проводившейся в 1928 году в Кёльне выставке «Пресса» была выставлена стилизованная скульптура «Делегатка». Она стояла в советском павильоне, которым заведовал (сейчас сказали бы: «был куратором») Эль Лисицкий. Фигуру сделал существенно менее известный советский художник-авангардист Михаил Матвеевич Плаксин. В общем, это освобожденная женщина советского Востока, которая читает всякую прессу. В частности, под левой верхней надписью на немецком, обложка бакинского журнала Шарк кадыны (соответственно, «Женщина Востока»).
И надписи на немецком (верхняя левая): «Советские законы преследуют покупку и продажу женщин (калым), борются с многоженством, умыканием женщин и выдачей замуж несовершеннолетних девочек».
(Средняя правая): «До революции женщина была объектом купли и продажи. Мужчина оставлял ее в наследство своему ближайшему родственнику. Несовершеннолетних женщин принуждали к замужеству. Полог из конского волоса (паранджа) закрывал женское лицо от солнца и света».
(Нижняя): «Женщина должна работать на своего мужа, смиренно сносить налагаемые им наказания и всем своим поведением выказывать рабскую покорность» (Из шариата).
Со второй половины 1920-х годов М.М. Плаксин практически оставил занятия живописью. Работал как дизайнер выставок, оформлял книги и театральные постановки в рабочих клубах. Работал художником кино. Автор ряда изобретений в области цветного кино.
В 1930 году в Минске решили провести Первую Всебелорусскую сельскохозяйственную и промышленную выставку. Для ее оформления властями были привлечены не только белорусские художники, но и мастера из Москвы, Ленинграда, создавшие ряд интересных визуальных объектов в стиле художественного авангарда.
Павильон механизации и электрификации. Минск, 1930 г
Летом 1930 года М. Плаксин совместно с А. Лабасом работали в Минске над оформлением центрального фасада Павильона механизации и электрификации, где была размещена большая инсталляция, представлявшая гигантский рубильник с приборной панелью, от которого к огромной лампе бежал провод. На крыше павильона были установлены декоративные элементы в виде антенны, электрической дрели и мачты с фонарем, в правой части стены фасада были размещены декоративные тракторные гусеницы. Внутри павильона были установлены две концептуальные кинетические скульптуры высотой 4 метра, символизирующие электрификацию и механизацию.
А.А. Лабас, М.М. Плаксин. Скульптуры «Механизация» и «Электрификация», 1930 г.
Как сложилась дальнейшая судьба фигур «Электрификация» и «Механизация» – неизвестно, скорее всего они были разобраны и утилизированы. Здание самого павильона сохранилось до наших дней и обладает статусом историко-культурной ценности. В 2011 г. скульптура «Электрификация» (альтернативное название - «Электрическая Венера») была воссоздана группой «ВХУТЕМАС - XXI век» и демонстрировалась на выставке работ А. Лабаса в Государственной Третьяковской галерее. Фигура «Механизация» до сегодняшнего момента реконструирована не была.
А.А. Лабас, М.М. Плаксин. Установка «Электрификация» (Электрическая Венера) для павильона электрификации на Всебелорусской сельскохозяйственной выставке в Минске. 1930 г. 2. Реконструкция «Электрической Венеры» на выставке А. Лабаса в Третьяковской галерее в 2011 году. В настоящее время находится в запасниках Мультимедиа Арт Музея в Москве.
Реконструкция «Электрической Венеры» на выставке А. Лабаса в Третьяковской галерее в 2011 году.
Реконструкция «Электрической Венеры» на выставке А. Лабаса в Третьяковской галерее в 2011 году.
В конце 1930-х годов Михаил Плаксин работал художником-оформителем на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве, где в соавторстве исполнил панорамы с барельефными порталами 11 союзных республик (не сохранились).
М.М. Плаксин (1898-1965). Восточный рынок. 1933 г. Холст, масло. 80 х 105 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2021 г. Из коллекции Виктора Холодова.
Михаил Плаксин участвовал в Великой Отечественной войне, где сделал много рисунков о военных преступлениях немецких фашистов. В 1940-1950-е годы создал большую графическую серию «Ужасы войны». Отдельные листы из этой серии сохранились в коллекции Евгения Табачникова, в Германии. Е. Табачников - известный московский врач и крупный коллекционер русской живописи ХХ века, сын известного советского композитора Модеста Табачникова. 12 декабря 2022 года четыре листа из серии «Ужасы войны» были выставлены на продажу в аукционе Osenat в отеле Друо в Париже. Еще один вариант листа их этой серии появился ранее в 2017 году на московском аукционе «Литфонд».
М.М. Плаксин (1898-1965). Ужасы войны (1). 1940-1950-е гг.
Бумага, смешанная техника. 41 х 32 см.
Аукционный дом Osenat, Hôtel Drouot, Париж 2022 г.
М.М. Плаксин (1898-1965). Ужасы войны (2). 1940-1950-е гг.
Бумага, карандаш. 41 х 32 см.
Аукционный дом Osenat, Hôtel Drouot, Париж 2022 г.
М.М. Плаксин (1898-1965). Ужасы войны (3). 1940-1950-е гг. Пробный оттиск.
40 х 32 см. Аукционный дом Osenat, Hôtel Drouot, Париж 2022 г.
М.М. Плаксин (1898-1965). Ужасы войны (4). 1940-1950-е гг. Пробный оттиск.
41 х 32 см. Аукционный дом Osenat, Hôtel Drouot, Париж 2022 г.
М.М. Плаксин (1898-1965). Ужасы войны (5). Оригинал-макет плаката. 1940-1950-е гг.
Бумага, кисть, тушь, белила. 52,7 х 38,7 см. Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2017 г.
Серию Михаила Плаксина «Ужасы войны» можно смело поставить в один ряд с антивоенными работами немецкого художника-экспрессиониста и антифашиста Отто Дикса (1891-1969)
Отто Дикс (1891-1969). Триптих «Война». 1929-1932 гг. Дерево, смешанная техника. 406 х 264 см.
Галерея «Новые мастера», Дрезден, Германия.
Наиболее известные живописные работы М.М. Плаксина - «Спектр газа» (1920, ГТГ, Коллекция Г.Д. Костаки,); «Планетарное» (1922, ГМСИ Салоники, Коллекция Г.Д. Костаки).
Работы художника выставлялись на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.
М.М. Плаксин (1898-1965). Две фигуры в пейзаже. 1945 г. Бумага, гуашь. 13,5 х 35,5 см.
Частное собрание.
Михаил Матвеевич Плаксин умер 22 мая 1965 года в Москве в возрасте 67 лет.
Произведения М.М. Плаксина находятся Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Государственном музее современного искусства в Салониках, а также в частных коллекциях.
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 238, 271.