-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей: 1227
Комментариев: 937
Написано: 2734


МУЗЕЙ РУССКОГО ИМПРЕССИОНИЗМА - ХУДОЖНИК ИГОРЬ ЭММАНУИЛОВИЧ ГРАБАРЬ (1871-1960), ЧАСТЬ III

Вторник, 09 Августа 2022 г. 21:22 + в цитатник
1947 Автопортрет в шубе. Х., м., 75х100 ГТГ 2 (533x700, 98Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Автопортрет в шубе. 1947 г. Холст, масло. 75 х 100 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) - многогранный и сверкающий, могучий и сильный талант. Одно из самых известных имен в истории русской культуры XX века. Пожалуй, не было в ней человека более многогранного, проявившего себя в самых разных ее сферах, оказавшего личное творческое воздействие на формирование целых ее направлений. Освоив лучшие достижения импрессионистов мировой живописи, Грабарь нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Он открыл миру русский пейзаж и умел показать необычное в обычном. Современники не зря называли его «человеком-оркестром» - он умел делать практически все. Человек искусства, науки, музейного и реставрационного дела, Грабарь в своей очень долгой жизни проявлял чудеса трудолюбия, вкладывая всего себя в то дело, которым в данный момент занимался. Прожив 89 лет, Игорь Эммануилович был свидетелем поистине эпохальных и драматических событий, произошедших в нашей стране, и активным участником ее художественной жизни, прилагал все свои силы, знания, энергию, разносторонний талант для развития и расцвета культуры России.


1945 май. И.Э. Грабарь (700x700, 69Kb)
И.Э. Грабарь. Победная фотография, май 1945 г.

Из воспоминаний художника Амшея Нюренберга «Одесса–Париж–Москва. Воспоминания художника. Грабарь».
«В 1936 году в Музее новой западной живописи в Москве был устроен вечер, посвященный Эдуарду Мане. На вечере выступили: А. Сидоров, И. Грабарь, А. Тихомиров и пишущий эти строки. А. Сидоров дал живой и яркий образ великого импрессионистского мастера. Он показал его богатую душу и гениальные творческие черты. Его остроумие и тонкую иронию. Рассказал, какое огромное влияние Мане оказывал на своих друзей-художников. И закончил тем, что рассказал, как великий мастер одевался, весело разгуливал по бульварам и с жаром работал.
После А. Сидорова выступил И. Грабарь. Свое выступление он провел на сплошном мажоре. Сразу начал о роли и значении импрессионизма для русской и советской живописи. «Все то, - сказал он вдохновенно, - что мы знаем о современной живописи принадлежит этой великой, интернациональной и демократической школе. Импрессионизм освежил и обогатил современную живопись! Теперь каждый студент академии пишет а ля Мане, Сислей и Писсарро. Многие из молодых художников не знают, кому они обязаны своими знаниями». - Закончил он свое темпераментное выступление крылатой фразой - «Я рад, что живу в эпоху расцвета импрессионизма».

1938 Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина. Х, м. 128 х 179 см. (700x541, 121Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Крестьяне-ходоки на приеме у В.И. Ленина (1920 год). 1938 г.
Холст, масло. 128 х 179 см. Государственный исторический музей, Москва.

1938 В.И.Ленин и И.В.Сталин в раб. кабинете в Кремле беседуют с крестьянами (Ходоки-крестьяне на приеме у Ленина). ГИМ (700x519, 154Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Ходоки-крестьяне на приеме у В.И. Ленина (1920 год. В.И. Ленин и И.В. Сталин
в рабочем кабинете в Кремле беседуют с крестьянами). 1938 г. Холст, масло. 128 х 179 см.
Государственный исторический музей, Москва.

1938 Старик крестьянин. Деталь картины Ходоки у Ленина. с.251 (520x700, 175Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Старик крестьянин. Фрагмент картины
«Ходоки-крестьяне на приеме у В.И. Ленина» (1920 год). 1938 г. Холст, масло.
Государственный исторический музей, Москва.

1939 Портрет академика Алексея Николаевича Баха. Х., м. Донецк (531x700, 158Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет академика Алексея Николаевича Баха. 1939 г.
Холст, масло. 106 х 79 см. Донецкий республиканский художественный музей, ДНР.

1939 Портрет брата В.Э. Грабаря. с.223 (633x700, 190Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет брата В.Э. Грабаря. 1940 г. Холст, масло.
Частное собрание.

1938 Портрет дочери. Холст, масло, 80,5х80 Чуваш ХМ, Чебоксары ОРИГИНАЛ (696x700, 151Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет дочери в синем платье. 1938 г. Холст, масло. 80,5 х 80 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1939 Март. Х, м. 81 х 101 см. ГРМ (700x558, 172Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Март. 1939 г. Холст, масло. 81 х 101 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1939 Весенний пейзаж. Апрель. Х, м. 66 х 91 см. Сотбис Лондон 2007. 57,600 GBP (700x512, 147Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Весенний пейзаж. Апрель. 1939 г. Холст, масло. 66 х 91 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г. Лот продан за GBP 57.600 фунтов.

1939 Березовая аллея. Х., м. 74 х 98 см. Закарпатский ХМ, Ужгород (700x546, 220Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Березовая аллея. 1939 г. Холст, масло. 74 х 98 см.
Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.

1939 Апрельский день. Х, м. 58,5×47,8 Аук Литфонд 2020 (571x700, 196Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Апрельский день. 1939 г. Холст, масло. 58,5 х 47,8 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2020 г.

1938 Букет роз. (Одесский ХМ) (466x700, 130Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Розы. 1938 г. Холст, масло. 51 x 32 см.
Одесский художественный музей, Украина.

1938 Букет роз. Х, м. 69,7x75,3 см. Самара ХМ (700x647, 146Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Букет роз. 1938 г. Холст, масло. 69,7 x 75,3 см.
Самарский областной художественный музей.

1939 Подснежники (Утренний чай) . Х, м. 98 х 118 см. ГМИИ Узбекистана, Ташкент (700x586, 140Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Подснежники. Утренний чай. 1939 г. Холст, масло. 98 х 118 см.
Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1946 апрель. И.Э. Грабарь с деятелями науки и искусства во время чествования его в связи с 75-летием со д.р. (700x513, 171Kb)
И.Э. Грабарь (сидит в центре) с деятелями науки и искусства во время чествования его в связи
с 75-летием со дня рождения. Апрель 1946 г.

А. Нюренберг: «После Грабаря трудно было выступать, но Тихомиров и я, набравшись мужества, все же выступили. Тихомиров говорил о влиянии Эдуарда Мане и Клода Моне на немецкую современную живопись. Он отметил благотворное влияние этих мастеров на творчество молодых художников. Особенно он тепло отозвался о живописи даровитого вождя немецкого импрессионизма Макса Либермана. «Многие из молодых немцев, - добавил он, - ездят в Париж, чтобы скопировать произведения вождей импрессионизма». Я взял на себя решение задачи - «что дал постимпрессионизм русским художникам. Главными последователями постимпрессионизма следует считать группу «Бубновый валет». Это были революционно настроенные, одаренные богатым чувством новаторства, художники. Вождем этой группы был Кончаловский».

1940 Портрет профессора В.Э.Грабаря. Х., м. Ужгород (698x700, 254Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет брата, профессора В.Э. Грабаря. 1940 г. Холст, масло.
Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.

1940 Портрет народного артиста А.Б.Гольденвейзера. Х., м., 100х125 ЧС (558x700, 156Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет народного артиста А.Б. Гольденвейзера. 1940 г.
Холст, масло. 100 х 125 см. Частное собрание.

1939 Угасающий зимний день. Х, м. 68,5х90,5 см. Воронеж. ХМ (700x514, 148Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Угасающий зимний день. 1939 г. Холст, масло. 68,5 х 90,5 см.
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.

1940 Caminho-do-degelo-1940-Museu-Regional-de-Arte-de-Poltava (700x526, 172Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Оттаявшая дорожка. 1940 г. Холст, масло. 57 x 74 см.
Полтавский областной художественный музей им. Николая Ярошенко, Украина.

1940 Последний снег. ХМ Сумы. Museu-de-Arte-de-Sumy-Ucrânia (700x562, 178Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Последний снег. 1940 г. Холст, масло.
Сумской областной художественный музей им. Н.Х. Онацкого, Украина.

1940-1950-е Зимний пейзаж. Х, м. 46 х 50 см. (Единств. карт. в Музей рус. импрессионизма, Москва) Куплен на Сотбис Лондон 2009. 43,250 GBP (700x652, 265Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Зимний пейзаж. 1940-1950-е гг. Холст, масло. 46 х 50 см.
Единственная картина И. Грабаря в собрании так называемого «Музея русского импрессионизма» в Москве.
Картина приобретена на аукционе Sotheby’s, Лондон в 2009 году за 43.250 британских фунтов стерлингов.

А. Нюренберг: «Теперь, изучая их реалистическое творчество («Бубновый валет», Л.В.), приходится удивляться, сколько врагов они имели среди критиков, даже передовых. Большую роль в формировании творчества бубнововалетских художников сыграли знаменитые постимпрессионисты: Поль Сезанн и Анри Матисс. Пора уже знать художникам, что импрессионизм со своими ответвлениями (неоимпрессионизмом и постимпрессионизмом) в истории живописи является таким же расцветом, как венецианская школа и русская икона времен Андрея Рублева и Феофана Грека».

1940 Березовая аллея. Х.,м. 88x75 ГТГ (520x700, 201Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Березовая аллея. 1940 г. Холст, масло. 88 x 75 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1940-е Букет клевера на окне. Холст, масло, 63,7х50,5 (2) (539x700, 199Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Букет клевера на окне. 1940-е гг. Холст, масло, 63,7х50,5 см.
Антикварный салон «Богема», Москва.

Натюрморт с цветами. Х, м. 42,4 х 36,5 см. Кристис Лондон 1999 (601x700, 120Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Натюрморт с цветами. Холст, масло. 42,4 х 36,5 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 1999 г.

1939 Розы на рояле. Х., м., 114х103 Пермь (617x700, 197Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Розы на рояле. 1939 г. Холст, масло. 114 х 103 см.
Пермская государственная художественная галерея,

1939 Флоксы на террасе. с.256 (562x700, 163Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Флоксы на террасе. 1939 г. Холст, масло. 103 х 79 см.

1939 Розы на окне. Х., м. (Ужгородский ХМ) (546x700, 186Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Розы в окне. 1939 г. Холст, масло. 89 х 69 см.
Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.

1947 март. И.Э. Грабарь пишет автопортрет (700x471, 173Kb)
И.Э. Грабарь пишет автопортрет. Фотография, март 1947 г.

С 1937 года И.Э. Грабарь становится профессором, а затем директором Московского государственного художественного института. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны Московский художественный институт был эвакуирован. Эвакуировались и деятели разных областей искусства. Часть работников искусства, а с ними Грабарь и С.С. Прокофьев некоторое время пробыли в Нальчике. Они жили в одной гостинице, в комнатах, находившихся в одном коридоре, и здесь Грабарь получил долгое время наблюдать композитора за работой и беседовать с ним. И в это время художником был создан известный портрет С.С. Прокофьева, второй после двухсеансного портрета композитора 1934 года. В 1942 Грабарь был эвакуирован в Грузию, в Тбилиси, а затем в Самарканд.

1941 Портет композитора С.С.Прокофьева за работой над оперой 'Война и мир'. Х., м., 80х102 ГТГ (544x700, 165Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет композитора С.С. Прокофьева за работой над оперой
«Война и мир». 1941 г. Холст, масло. 80 х 102 см. Государственная Третьяковская галерея.

1941 Проходной двор в Замоскворечье. Серый день. Х.,м. 79x66.5 ГТГ (561x700, 136Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Проходной двор в Замоскворечье. Серый день. 1941 г.
Холст, масло. 79 x 66,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1941 Проходной двор в Замоскворечье. Х., м. 61х61,5 см. Ужгород (700x647, 222Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Проходной двор в Замоскворечье. 1941 г. Холст, масло. 61 х 61,5 см.
Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.

1941 Иней. Восход солнца. Х., м., 59 х 76 см. ГТГ 3 (700x523, 136Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней. Восход солнца. 1941 г. Холст, масло. 59 х 76 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1941 Малиновая гамма. Х, м. 65х100 см. ИркутскХМ (2) (700x472, 152Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Малиновая гамма. 1941 г. Холст, масло. 65 х 100 см.
Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачёва.
1941 Роскошный иней. Из сюиты День инея. Х, м. 57-74 см. ГРМ (700x596, 206Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Роскошный иней. Из сюиты «День инея». 1941 г. Холст, масло. 57 х 74 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1941 Косые лучи. Х, м. 72,5x89 см. ГТГ (700x568, 169Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Косые лучи. 1941 г. Холст, масло. 72,5 x 89 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1941, февраль. Солнце поднимается. Х, м. 57,6 х 75,2 см. Нац. музей изо. искусства, Кишинёв, Молдова. ОРИГ на сайте музея (700x532, 143Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Солнце поднимается. Февраль 1941 г. Холст, масло. 64 х 82 см.
Национальный музей изобразительного искусства Республики Молдовы, Кишинев.

1941 Иней. Палевое небо. Х, м. 59,2х77,5 см. Чебоксары ХМ 2 (700x531, 141Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней. Палевое небо. 1941 г. Холст, масло. 59,2 х 77,5 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1941 Мороз крепчает. К ночи заиндевеет. Х, м. 50 x 68 см.  (Н.Тагил ХМ) (700x509, 151Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Мороз крепчает. К ночи заиндевеет. 1941 г. Холст, масло. 50 x 68 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

1941 Зимний солнечный день. Х., м., 95х78 см. ГТГ (700x556, 193Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Зимний солнечный день. 1941 г. Холст, масло. 95 х 78 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1941 Последний снег. Х, м. 41х62 см. ПКГ 13 апреля. ПКГ (700x425, 115Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Последний снег. 13 апреля 1941 г. Холст, масло. 41 х 62 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1940-е серед. В залах ГТГ (700x557, 211Kb)
И.Э. Грабарь (в центре) в залах Третьяковской галереи. Фотография, середина 1940-х гг.

В 1940 году в статье «Репин и импрессионизм», помещенной в газете «Советское искусство», Грабарь защищал импрессионизм: «В наши дни отдельные советские художники и изокритики не останавливались перед утверждением, что импрессионизм - течение идеалистическое, едва ли не враждебное. Мне всегда было непонятно, как могли не заметить в живописи Репина столь очевидных элементов, органически связанных с течением импрессионизма. Без живописи импрессионистов не могли появиться ни “Крестный ход в Курской губернии”, ни “Явленная икона”, ни особенно этюды к этим картинам или этюды к картине “Речь Александра III к волостным старшинам”».

1942 Портрет Народной артиски Грузинской ССР Тамары Иосифовны Цицишвили.Холст, масло 80х80 см. ГТГ (700x694, 138Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет Народной артистки Грузинской ССР Тамары Иосифовны Цицишвили.
1942 г. Холст, масло 80 х 80 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1942 Портрет Наты Вачнадзе. с.264 (501x700, 158Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет Нато Вачнадзе. 1942 г. Холст, масло. 125 х 83 см.
Нато Вачнадзе (1904-1953) - советская грузинская актриса немого и звукового кино.
Народная артистка Грузинской ССР (1941). Заслуженная артистка РСФСР (1935).
Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).

1942 Снежный пейзаж (Рассвет) 54 x 81 cm. ЧС (700x463, 115Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Снежный пейзаж (Рассвет). 1942 г. Холст, масло. 54 x 81 см.
Частное собрание.

1944 Спускается иней. холст, масло, 69,5х89,5 см. Саратов ХМ (700x555, 155Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Спускается иней. 1944 г. Холст, масло, 69,5 х 89,5 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1944 Первый снег. Х., м. (ГМИИ Таджикистана, Душанбе) (700x594, 165Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Первый снег. 1944 г. Холст, масло. Национальный музей Таджикистана, Душанбе.

1944 Ручей ширится. с.268 (700x489, 193Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Ручей ширится. 1944 г. Холст, масло. 37 х 51 см.

1944 Весна в Абрамцеве. 30 х 40 см. Пермь ХГ (700x510, 130Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Весна в Абрамцеве. 1944 г. Холст, масло. 30 х 40 см.
Пермская государственная художественная галерея.

1945 снежный зимний пейзаж на рассвете. Х, м. 54,5 х 62,5 см. ЧС (700x616, 167Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Снежный зимний пейзаж на рассвете. 1945 г. Холст, масло. 54,5 х 62,5 см.
Частное собрание.

1945 Заснеженный лес. Х, м. 38×55 ЧС (700x479, 152Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Заснеженный лес. 1945 г. Холст, масло. 38 х 55 см. Частное собрание.

1945 Иней. Палевые лучи. Х, м. 35-35 см. Н-Новгород ХМ (2) (700x698, 170Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней. Палевые лучи. 1945 г. Холст, масло. 35 х 35 см.
Нижегородский государственный художественный музей.

1945 Иней. Последние лучи. Х, м. 59 х 48 см (567x700, 215Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней. Последние лучи. 1945 г. Холст, масло. 59 х 48 см.

1945 Иней. Узкое. с.269 (500x700, 169Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней. Узкое. Январь 1945 г. Холст, масло.

1945 Натюрморт с тарелкой, цветами и фруктами. Х, м. 50×65 ЧС (700x538, 190Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Натюрморт с тарелкой, цветами и фруктами. 1945 г. Холст, масло. 50 х 65 см.
Частное собрание.

1940-е втор. пол. И.Э. Грабарь с дочерью О.И. Грабарь (Епифановой) и сыном Мстиславом Грабарем (700x459, 169Kb)
И.Э. Грабарь с дочерью О.И. Грабарь (Епифановой) и сыном Мстиславом Грабарем.
Фотография, вторая половина 1940-х гг.

О признании и высокой оценке И.Е. Репиным импрессионистов или, как их вначале называли, «эмпрессионистов» говорит его письмо к Стасову в 1875 году: «Иван Сергеевич Тургенев теперь уже начинает верить в эмпрессионистов. Это, конечно, влияние Золя. Как он со мной ругался за них в «Друо», а теперь говорит, что у них только и есть будущее». На выставке Мане в отеле «Друо» Репин неистово спорил с Тургеневым, доказывая ему живописные качества импрессионистов. Не без горечи он отмечал, что тот, не убедившись его доводами, поддался однако на убеждения Золя. В письме к Стасову (того же года) Репин пишет: «Я сделал портрет с Веры (а ля Мане) в течение двух часов». На Мане эта вещь не похожа, но самый факт установки на Мане засвидетельствовал Репин собственноручно и непреложно. Все доводы против этого аргумента излишни и беспредметны. Этюд а ля Мане написан широкой, свободной кистью. В колористическом отношении - это шедевр. Сохранить нам его, к сожалению, не удалось».

1945 Портрет академика Б.Д. Грекова. Холст, масло 100х65 см. ГТГ с. 272 (2) (468x700, 75Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет академика Б.Д. Грекова. 1945 г.
Холст, масло. 100 х 65 см. Государственная Третьяковская галерея.

1945-1946 Портрет академика Е.В.Тарле. Х, м. 101x78 см. ГТГ (545x700, 87Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет историка, академика Е.В. Тарле. 1945-1946 гг.
Холст, масло. 101 x 78 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1946 Большой иней. с.281 (700x514, 221Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Большой иней. 1946 г. Холст, масло. 79 х 107 см.

1947 Вечерние тени. Х, м. 40х60 см. ГТГс.285 (700x468, 151Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Вечерние тени. 13 апреля 1947 г. Холст, масло. 40 х 60 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1944 Абрамцево. Плетень. Х, м. 64 x 80,4 см. Самарский ХМ (700x556, 212Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Абрамцево. Плетень. 1944 г. Холст, масло. 64 x 80,4 см.
Самарский областной художественный музей.

1946 Пруд в Абрамцево. Х, м. 41-61,5 см. Тамбов КГ (700x470, 214Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Пруд в Абрамцево. 1946 г. Холст, масло. 41 х 61,5 см.
Тамбовская областная картинная галерея.

1947 Последний снег. Х, м. 68,5-81 см. Музей Абрамцево (2) (700x577, 149Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Последний снег. «Узкое», 1947 г. Холст, масло. 68,5 х 81 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».

И еще одна любимая серия Игоря Грабаря, кроме зимней «День инея», серия «ДЕЛЬФИНИУМЫ», которую он писал, начиная с 1908 года, и особенно в течение последних 20 лет своей жизни.
Дельфиниум (Живокость) - род однолетних и многолетних цветковых растений семейства Лютиковых, произрастающих по всему Северному полушарию, а также в высокогорьях тропической Африки. Включает около 450 видов. Род был выведен Карлом Линнеем. Все представители рода Delphinium токсичны для человека и домашнего скота.

1908 Дельфиниум. Х, м. 141 х 100,5 см. ГРМ (497x700, 744Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Дельфиниум (Другая тональность). 1908 г. Холст, масло.
141 х 100,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Наделенный тонким чувством цвета, Грабарь тщательно прослеживает богатейшую гамму взаимопроникающих рефлексов. Все изображенное на холсте как бы соткано из многочисленных голубоватых и зеленоватых оттенков, создающих ощущение обилия света, солнца, воздуха. Мажорным аккордом звучит в мягкой световоздушной среде букет на столе. Художник пишет фактурно, раздельными мазками, которые в своей совокупности дают живую игру форм, а также цветных теней и света. И картина обретает своеобразную светоносность. В основу композиции лег характерный для художника принцип фрагментарности, что еще более усиливает ощущение непосредственности запечатленного момента. Грабарь создал в картине волнующий образ. Свежестью, радостью, бодростью, летним благоуханием веет от этого произведения.

1944 Дельфиниумы. Х, м. 102 x 78,8 см. Новокузнецк ХМ. (532x700, 129Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Дельфиниумы. 1944 г. Холст, масло. 102 x 78,8 см.
Новокузнецкий художественный музей.

1945 Цветы (Дельфиниум и розы), Х, м. 90,5-70,5 см. Муз-зап Абрамцево (563x700, 150Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Натюрморт. Дельфиниум и розы. 1945 г.
Холст, масло. 90,5 х 70,5 см. Музей-заповедник «Абрамцево».

1947 В саду. Грядка дельфиниумов. Х, м. 79,3 х 102 см. Курская КГ (700x540, 191Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). В саду. Грядка дельфиниумов. 1947 г. Холст, масло. 79,3 х 102 см.
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

1950  Грядка дельфиниумов. Х, м. 99,3 х 129,6 см. Рус Север (700x520, 183Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Грядка дельфиниумов. 1950 г. Холст, масло. 99,3 х 129,6 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1952 Дельфиниумы. Х, м. 132,5х112,0 см. Сотбис Лондон 2010. Прод.181,250 GBP (589x700, 247Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Дельфиниумы. 1952 г. Холст, масло. 132,5 х 112 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2010 г. Лот продан за GBP 181.250 фунтов.

1952 Дельфиниумы в саду. Х., м. Закарпат ХМ, Ужгород (518x700, 241Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Дельфиниумы в саду. 1952 г. Холст, масло.
Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.

1952 Autorretrato-Х, м.-Galeria-de-Arte-de-Uzhhorod-Ucrânia (531x700, 186Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Автопортрет. 1952 г. Холст, масло.
Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.

В октябре 1942 года И.Э. Грабарь был назначен директором Всероссийской Академии художеств и Института живописи, скульптуры и архитектуры при ней в Ленинграде. Вместе с Академией Грабарь был эвакуирован в Самарканд, где он должен был ограничиться лишь служебной работой, оставив живопись. В 1943 году известны только две работы художника: «Портрет грузинского скульптора Н.П. Канделаки» и редкая зарисовка «Эсэсовцы», которые отсутствуют в сети.
Во время войны Грабарь внес в Фонд обороны СССР свои средства – 70 тысяч рублей для создания бронетанковой колонны «Советские художники Красной армии». За что его поблагодарил лично тов. И.В. Сталин: «Благодарю Вас, товарищ Грабарь, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Примите мой привет и благодарность Красной Армии».

В начале 1943 года Грабарь выдвинул идею компенсации потерь советских музеев за счёт конфискации произведений из музеев Германии и её союзников. Возглавил Бюро экспертов, которое составляло списки лучших произведений из музеев Европы, готовил «трофейные бригады», отправлявшиеся на фронт, и принимал эшелоны с произведениями искусства. Осенью 1944 года под его руководством был создан Институт истории искусства и охраны памятников архитектуры при Отделении истории и философии АН СССР (ныне Государственный институт искусствознания). До конца своей жизни возглавлял этот коллектив учёных, задачей которого стала подготовка многотомного издания «История русского искусства» (1954-1962). До последних дней жизни Грабаря составление и редактирование «Истории» оставалось его основной заботой.

1946 Портрет художника, музейного деятеля Петра Ивановича Нерадовского (515x700, 108Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет художника, музейного деятеля Петра Ивановича Нерадовского.
1946 г. Холст, масло. 99 х 74 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1946 Портрет академика В.П.Волгина. Х., м., 79х102 см. ЧС (533x700, 141Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет академика В.П. Волгина. 1946 г.
Холст, масло. 79 х 102 см. Частное собрание.

1946 Портрет академика Н.Ю.Крачковского. Х, м. 67х51 см. РОСИЗО. (559x700, 75Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет академика Н.Ю. Крачковского. 1946 г.
Холст, масло. 67 х 51 см. Государственный музейно-выставочный центр РОСИЗО, Москва.

1949 Куст сирени в Абрамцево. Х. на карт, м. 68,6х99,5 см. Новокузнецк ХМ (700x471, 144Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Куст сирени в Абрамцево. 1949 г. Холст на картоне, масло. 68,6 х 99,5 см.
Новокузнецкий художественный музей.

1950-е Пейзаж с прудом. Х, м. 77-100 см. Муз-зап Абрамцево (700x537, 128Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Пейзаж с прудом. 1950-е гг. Холст, масло. 77 х 100 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».

1951 Зимний пейзаж (562x700, 117Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Зимний пейзаж. 1951 г. Холст, масло.

1952 Иней.-Iz-sobraniya-Muzeya-zapovednika-Abramtsevo (582x700, 105Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней. «Узкое». 1952 г. Холст, масло.
Музей-заповедник «Абрамцево».

1946 Натюрморт с яблоками. 49-59 см. Тамбов КГ (700x580, 136Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Натюрморт с яблоками. 1946 г. Холст, масло. 49 х 59 см.
Тамбовская областная картинная галерея.

1947 Натюрмлорт с яблоками. Х, м. 57.5 x 78 cm. ЧС (700x518, 147Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Натюрморт с яблоками. 1947 г. Холст, масло. 57,5 x 78 см.
Частное собрание.

1949 Букет цветов в вазе. Х, м. 45 х 34 см. СПБ муз муз (531x700, 151Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Букет цветов в вазе. 1949 г. Холст, масло. 45 х 34 см.
Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.

1949 Цветы. Х, м. 61,5-41 см. Муз-зап Абрамцево (449x700, 81Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Цветы. 1949 г. Холст, масло. 61,5 х 41 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».

1929 ЦГРМ (стоит сзади) (700x551, 110Kb)
Центральные государственные реставрационные мастерские. Фотография 1929 г.
И.Э. Грабарь стоит у стола на втором плане.

В 1944 году И.Э. Грабарь возвратился в качестве научного руководителя в Государственные центральные реставрационные мастерские. Современный Всероссийский художественный научно-реставрационный центр, выросший из созданных им Центральных реставрационных мастерских, носит его имя.
В 1947 году стал одним из инициаторов проведения реставрационных работ в Андроникове монастыре, а также в организации там Музея древнерусского искусства Андрея Рублёва.

1954 Автопортрет (83 года), за шесть лет до кончины. (591x700, 150Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Автопортрет (83 года, за 6 лет до кончины). 1954 г.
Холст, масло. 58 x 48,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1951 Портрет дочери-биолога О.И. Епифановой. Х, м. Закарпатский ХМ, Ужгород (700x639, 152Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет дочери-биолога О.И. Епифановой. 1951 г. Холст, масло.
Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.

1952 Моя дача и студия в Абрамцево. Х, м. 63 by 80cm, Сотбис Лондон 2014. Эстим. 40.000-60.000 фунтов (700x547, 164Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Моя дача и студия в Абрамцево. 1952 г. Холст, масло. 63 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г. Эстимейт GBP 40.000 - 60.000 фунтов.

1954 Бревечатые избы. Карт, м. 39,5×45 ЧС (700x594, 143Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Бревенчатые избы. 1954 г. Картон, масло. 39,5 х 45 см. Частное собрание.

1954 На даче. Х, м. 81x81 ГТГ (700x697, 185Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). На даче. 1954 г. Холст, масло. 81 x 81 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1953 Над рекой поднимается туман. с.293 (700x566, 261Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Над рекой поднимается туман. 1953 г. Холст, масло.
Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.
1955 Иней при заходе солнца. Х. м. 72,5х89 см. Ужгород. с.300 (700x538, 243Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней при заходе солнца. 1955 г. Холст, масло. 72,5 х 89 см.
Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.

Иней (на послед. выст. в ГРМ в июле 2021 г) (700x466, 186Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней. Холст, масло. Картина экспонировалась на последней выставке
художника в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге летом 2021 г.

1953-1954 Зима. Х, м. 130,5х85. СОВКОМ 2017 (458x700, 81Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Зима. 1953-1954 гг. Холст, масло. 130,5 х 85 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2017 г.

1954 Зимний пейзаж. Х.,м. 83x83.5 ГТГ (700x694, 220Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Зимний пейзаж. 1954 г. Холст, масло. 83 x 83,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1954 Зимний пейзаж. Х, м. 65.8 x 90.2 cm. ЧС (700x495, 172Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Зимний пейзаж. 1954 г. Холст, масло. 65,8 x 90,2 см. Частное собрание.

1954 Розы. Х, м. 99,3 х 129,6 см. Рус. Север (700x541, 123Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Розы. 1954 г. Холст, масло. 99,3 х 129,6 см.
Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.

1953 Пионы. Х., м. 91х75,5 см. Ужгород (580x700, 197Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Пионы. 1953 г. Холст, масло. 91 х 75,5 см.
Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.

1954 август. И.Э. Грабарь с внуком и М.И. Грабарь. (434x700, 183Kb)
И.Э. Грабарь с внуком и М.И. Грабарь. Август 1954 г.

Благодаря Грабарю сохранили и отреставрировали многие произведения иконописи, включая и знаменитую «Троицу» Андрея Рублёва. В начале века реставрацию называли ремонтом, и у мастеров был соответствующий подход: перед реставрацией не проводили научных исследований. Грабарь же хотел сделать реставрацию наукой: он привлекал к работам учёных – химиков, физиков и микробиологов. По планам Грабаря, а зачастую и при его непосредственном участии, в 1918–1930 годах были проведены пятнадцать экспедиций - в Новгород и Псков, по городам Поволжья, в Крым и на Кавказ - по выявлению, сбору, реставрации культурных сокровищ России. Он организовывал экспедиции и участвовал в них. Специалисты справедливо охарактеризовали этот период «эпохой великих открытий». За свою долгую яркую жизнь Грабарь и его ученики спасли сотни памятников древней культуры, отдали много сил учёту и сохранению ценностей Троице-Сергиевой лавры.

1955 Портрет реставратора С.С.Чуракова. Х., м. 80,5х80,5 см. (Ужгородский ХМ) (686x700, 256Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет реставратора С.С. Чуракова. 1955 г. Холст, масло.
80,5 х 80,5 см. Закарпатский художественный музей им. И. Бокшая, Ужгород, Украина.

1954 Портрет А.В.Арциховского» Холст, масло 130х85,5 Государственная Третьяковская галерея (459x700, 113Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет члена-корреспондента АН СССР,
археолога А.В. Арциховского. 1954 г. Холст, масло. 130 х 85,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1956 Березы летом (700x604, 327Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Березы летом. 1956 г. Холст, масло.

1956 Березовый пушок. с.301 (700x527, 266Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Березовый пушок. 1956 г. Холст, масло. Выставка «Русский импрессионизм»
в Национальном художественном музее Республики Беларусь, ноябрь 2019 г.

1956 На даче (Пруд в Узком). Х, м. 71-89,5 см. Муз-зап Абрамцево (700x518, 212Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). На даче (Пруд в Узком). 1956 г. Холст, масло. 71 х 89,5 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».

1956 Осенний пейзаж с рекой Карт, м. 28 х 37 см. ЧС (700x528, 206Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Осенний пейзаж с рекой. 1956 г. Картон, масло. 28 х 37 см.
Частное собрание.

1956 Пожелтевший дубок. Х, м. 47,5-58,4 см.. Муз Абрамцево (700x610, 210Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Пожелтевший дубок. 1956 г. Холст, масло. 47,5 х 58,4 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».

1956 Ранняя весна. Х, м. 47,3-62,8 см. Муз Абрамцево (700x580, 132Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Ранняя весна. 1956 г. Холст, масло. 47,3 х 62,8 см.
Музей-заповедник «Абрамцево».

1957 Туманное утро. Карт, м. 21.6 x 27.9 cm. ЧС (700x535, 105Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Туманное утро. 1957 г. Картон, масло. 21,6 x 27,9 см. Частное собрание.

1957 Грабарь за работой над своей картиной Мост через реку (556x700, 128Kb)
И.Э. Грабарь за работой над своей картиной «Мост через реку». Фотография 1957 г.

В поздние годы художник был директором музея-усадьбы «Абрамцево», руководил Институтом имени В.И. Сурикова. На закате жизни Игорь Грабарь поселился в дачном поселке Абрамцево, любимом месте многих русских художников. Он продолжил заниматься живописью и работать над «Историей русского искусства». В письме коллеге Грабарь писал: «Вы увидали бы, какой у меня с третьего этажа моей дачи русский простор открывается - просто дух захватывает. Все лето занимался живописью…». Он создавал летние и зимние пейзажи, обращался к излюбленной зимней теме в работах «Иней» (1952), «Зимний пейзаж» (1954).

1957 Bridge across the River. Х, м. 49 by 59.5 cm. ЧС (700x570, 190Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Мост через реку. 1957 г. Холст, масло. 49 х 59,5 см. Частное собрание.

Последняя работа Грабаря «Березовая аллея» (1959), написанная в Абрамцеве, стала последней данью старого художника природе Подмосковья, любимому пейзажному образу - русской березе. Говоря как-то о своей огромной переписке, накапливавшейся в течение жизни (теперь она издана в трех томах), Грабарь определил ее главное содержание: «...искусство, искусство и искусство. С детских лет до сих пор оно для меня - почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни». Свои импрессионистические по чувству портреты и жанры советского времени художник писал, используя приемы «классического наследия», что тоже было характерным проявлением «двойных стандартов».

1958 Ветка яблони. Х., м. ЧС (2) (641x700, 247Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Ветка яблони. 1958 г. Холст, масло. Собственность семьи художника.
Передана на хранение в Третьяковскую галерею.

1956 Груши. с.302 (700x449, 169Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Груши. Натюрморт. 1956 г. Холст, масло.

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО РАННИХ И НЕДАТИРОВАННЫХ РАБОТ И.Э. ГРАБАРЯ

Эскиз. Подписан Игорь Грабарь (700x503, 224Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Эскиз. Подписан - Игорь Грабарь.

1904 Дугино. Восход солнца. Холст, масло. Чуваш ХМ (700x526, 116Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Дугино. Восход солнца (Другая тональность). 1904 г. Холст, масло.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

Натюрморт с самоваром (700x560, 205Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Натюрморт с самоваром.

Натюрморт с медным чайником и фруктами. Дер, м. 31,7 х 33 см. ЧС (700x640, 142Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Натюрморт с медным чайником и фруктами. Картон, масло. 31,7 х 33 см.
Частное собрание.

Натюрморт с перцем и баклажанами. Карт, м. 57.5 x 79.5 cm. ЧС (700x488, 148Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Натюрморт с перцем и баклажанами. Картон, масло. 57,5 x 79,5 см.
Частное собрание.

Натюрморт с яблоками. Б.г. Х, м. 64.1 x 76.8 cm. ЧС (700x577, 170Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Натюрморт с яблоками. Холст, масло. 64,1 x 76,8 см. Частное собрание.

Яблоки. (ГМИИ Казахстана, Алма-Ата) (700x573, 199Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Яблоки. Холст, масло. Государственный музей искусств
республики Казахстан им. А. Кастеева, Алматы.

Тюльпаны. Б.г. Х, м. 50х67,5. ЧС (700x519, 142Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Тюльпаны. Холст, масло. 50 х 67,5 см. Частное собрание.

1959 И.Э. Грабарь на даче в Абрамцево. (488x700, 167Kb)
И.Э. Грабарь на даче в Абрамцево. Фотография 1959 г.

Награды и звания И.Э. Грабаря

Академик АХ СССР c 27.09.1943 - Отделение истории и философии (история искусства)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1928)[19]
Народный художник РСФСР (1943)
Народный художник СССР (1956)
Сталинская премия первой степени (1941) за двухтомную монографию «Репин» (1937)
Два ордена Ленина (1945, 1946[20])
Два ордена Трудового Красного Знамени (14.01.1940, 1954)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»

Портрет Степанова. Б.г. Х,м. 90 x 116 Воронеж ХМ (536x700, 76Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Портрет Степанова. Холст, масло. 90 x 116 см.
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.

Зимний пейзаж. Карт, м. 9.5 x 15 cm. ЧС (700x444, 130Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Зимний пейзаж. Картон, масло. 9,5 x 15 см. Частное собрание.

Зимний пейзаж. Б.г. Карт, м. 22х22,6 см. ГМИИ ОЛК. Коллекция А.Н. Рамма,  (700x675, 169Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Зимний пейзаж. Картон, масло. 22 х 22,6 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина.
Отдел личных коллекций. Коллекция А.Н. Рамма.

Зимний пейзаж. АТТР. Б.г. Карт, м. 26.6 x 38 см. Аук Шапиро НЙ 2013 (700x495, 220Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960), атрибуция. Зимний пейзаж. Картон, масло. 26,6 x 38 см.
Аукцион Shapiro Auctions, Нью-Йорк, 2013 г.

Березы. Х, м. 49,5×52,1 ЧС (700x592, 181Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Березы. Холст, масло. 49,5 х 52,1 см. Частное собрание.

Пейзаж. Б.г. Х, м. 79.5 x 63.5cm. Кристис Нью-Йорк 2001 (541x700, 126Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Пейзаж. Холст, масло. 79,5 x 63,5 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2001 г.

Ранняя осень. Б.г. ЧС (518x700, 137Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Ранняя осень. 1930-1950-е гг. Холст, масло.
Центр искусств «Москва» на Волхонке.

Зимний пейзаж. Б.г. 61 x 81 cm. ЧС (700x526, 104Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Зимний пейзаж. Холст, масло. 61 x 81 см. Частное собрание.

Иней. Восход солнца. (Собств. Н. В. Мещерина в Москве) (683x700, 187Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Иней. Восход солнца. Холст, масло. Собственность Н.В. Мещерина, Москва.

Bloemstilleven. Х, м. 59.5 x 42 cm (475x700, 98Kb)
И.Э. Грабарь (1871-1960). Пионы. Холст, масло. 59,5 x 42 см.

ФОТО Игорь Грабарь со соей семьей (513x700, 141Kb)
Игорь Грабарь со своей семьей.

Игорь Эммануилович Грабарь умер 16 мая 1960 года в Москве в возрасте 89 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 8).
Его первая жена Валентина Мещерина умерла годом ранее. Вторая жена Мария Михайловна Грабарь-Мещерина пережила его только на четыре года и умерла в 1964 г. Вторая жена похоронена вместе с мужем и его сыном Мстиславом на Новодевичьем кладбище. Их дети, Ольга и Мстислав, выбрали далекие от искусства профессии биохимика и математика.

ФОТО Могила художника Игоря Грабаря на Новодевичьем кладбище в Москве (525x700, 161Kb)
Памятник на могиле художника Игоря Грабаря на Новодевичьем кладбище в Москве

После смерти И.Э. Грабаря художник С.В. Герасимов напишет: «Нужно считать счастьем для русского искусства,
что такой человек действительно существовал».

2021 Почта России. 150-летие со дня рождения художника И. Э. Грабаря (700x466, 138Kb)
Почта России 2021 г. Почтовый блок, посвященный 150-летию со дня рождения И. Э. Грабаря.
На блоке картина «Малиновая гамма», 1941 г.

ИСТОЧНИКИ

1964 Подобедова О. И. Игорь Эммануилович Грабарь. – М. Советский художник, 1964 — копия (550x550, 150Kb)
О.И. Подобедова. Игорь Эммануилович Грабарь. Монография. Москва,
Издательство «Советский художник», 1964 г. – 338 стр. с илл. Формат 28,5 х 25 см.

1974 Igor Grabar  Наталья Васильевна, Егорова Валентина ГригорьевнаАзаркович  (573x700, 158Kb)
Igor GRABAR / Игорь ГРАБАРЬ. Альбом. Авторы вступительной статьи и составители
В.Г. Азаркович, Н.В. Егорова (на англ., франц., нем. и рус. языках). Ленинград,
Издательство «Аврора», 1974 г. – 120 стр., 57 цвет. илл. (Серия «Мастера советской живописи»)
1974 Грабарь. Письма 1891-1917 гг.  (400x500, 95Kb)1974 Грабарь. Письма 1841-1960 гг.  (392x500, 99Kb)
Игорь Грабарь. Письма. Комплект из 3-х книг. Т.1. Письма 1891-1917. Т.2. Письма 1917-1941. Т.3. Письма 1941-1960. Москва, Издательство «Наука», 1974-1983 гг. 1416 стр., илл. Суперобложка 1-го и 3-го тт.

Русский импрессионизм - Игорь Грабарь




Рубрики:  Объединение Мир искусства
Живопись
Импрессионизм, постимпрессионизм
Живопись, скульптура
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку