-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2733


МАСТЕРА РУССКОГО АВАНГАРДА – ХУДОЖНИК РОБЕРТ РАФАИЛОВИЧ ФАЛЬК (1886-1958), ЧАСТЬ V

Понедельник, 11 Июля 2022 г. 20:22 + в цитатник
1955 Р.Р. Фальк 2 (700x700, 198Kb)
Роберт Фальк за работой в Подмосковье. Фотография 1955 г.

Имя Роберта Фалька (1886–1958) было хорошо известно во времена СССР. Это один из немногих художников, начинавший еще до революции как авангардист и не изменивший своим принципам до конца жизни. Участник «Бубнового валета», один из главных русских кубистов, декан факультета живописи в знаменитом ВХУТЕИНе, он был символом старого, неидеологического отношения к искусству. Его персональные выставки во времена оттепели стали для многих символом послабления. Кроме того, многими Фальк воспринимался и как «человек оттуда»: в 1928 году он уехал в творческую командировку во Францию, откуда вернулся лишь девять лет спустя. В отличие от многих, его не подвергли репрессиям, возможно, сказалась дружба со знаменитым летчиком 1930-х годов, Героем Советского Союза Андреем Юмашевым.


1934 Валерий и Роберт Фальк на пляже в Бретани (599x700, 59Kb)
Валерий и Роберт Фальк на пляже в Бретани. Фотография 1934 г.

В 1933 году в Париж приехал сын Фалька от первого брака — Валерий. Он тоже увлекался живописью, и Роберт Фальк всячески поощрял этот интерес. В Париже отец и сын наравне участвовали в выставках.
В конце 1937 года Фальк с сыном вернулись на родину. «Нашел время возвращаться!» — воскликнул, узнав об этом, друг Роберта Фалька актер Соломон Михоэлс.
Сейчас его картины – во всех музеях страны, а в советское время их видели только тайно приходившие к нему в мастерскую – Михоэлс, Святослав Рихтер, Илья Эренбург. Ученик Валентина Серова и Константина Коровина, внезапно покоривший своими авангардными картинами всю Европу, Роберт Фальк вернулся в Союз в 1937 году и все ждал ареста. Но его попросту не замечали до самой смерти – ни его, ни его творчества. По словам Е. Зельдович-Гальпериной, его очень точно изобразил Вениамин Каверин в своем романе «Перед зеркалом». Там в лице художника выведен Фальк, совершенно достоверно.

1940-е Портрет Л.Н. Толстого. Х, м. 79х60 см. ССХ. Ныне местонахождение неизвестно (495x700, 112Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Л.Н. Толстого. 1940-е гг. Холст, масло. 79 х 60 см.
Собрание семьи художника. Ныне местонахождение неизвестно.

1941 Портрет Соломона Михоэлса. Бумага, гуашь. Собрание И.И.Палеева. В собрании семьи Палеевых, Санкт-Петербург. (567x700, 113Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Соломона Михоэлса. 1941 г. Бумага, гуашь.
Собрание семьи Палеевых, Санкт-Петербург.

1941 Портрет сына. Холст, масло. 64 х 54 см. Собрание А.Н. Володчинского, Москва (580x700, 123Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет сына. 1941 г. Холст, масло. 64 х 54 см.
Собрание А.Н. Володчинского, Москва.

1941 В красной блузке. (Художница Лидия Васильевна Чага). Х, м. 73,5х52,5 см. Чуваш. ХМ (499x700, 120Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). В красной блузе. (Художница Лидия Васильевна Чага). 1941 г.
Холст, масло. 73,5 х 52,5 см. Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

1940 осень-весна 1941 Строительство Дворца Советов в Москве. Х, м. 100 х 152 см. Музей истории города Москвы (700x468, 149Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Строительство Дворца Советов в Москве. Осень 1940 - весна 1941 гг.
Холст, масло. 100 х 152 см. Музей истории города Москвы.

В предвоенном 1940 году Фальк получил заказ Худфонда написать большеформатную картину на тему строительства Дворца Советов. Фальк не любил писать по заказу. Но в данном случае ему пришлось принять это предложение в силу весьма стесненных материальных обязательств, связанных не в последнюю очередь со сложным положением художника-формалиста. Фальк написал несколько эскизов и два варианта картины. Однако картина не была принята заказчиком по причине отсутствия «пафоса социалистического строительства», и работа не была оплачена.

1940 Этюд «Строительство Дворца Советов». ЯХМ (700x588, 204Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Строительство Дворца Советов в Москве. Этюд. 1940 г.
Ярославский художественный музей.

1933 Оливковые деревья, Прованс. Муз рус иск Армении. Кол Абрамяна (700x554, 165Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Оливковые деревья. Прованс. 1933 г. Холст, масло. 68 х 89 см.
Музей русского искусства, Ереван. Коллекция А.Я. Абрамяна.

1940-е Осенний пейзаж с березой (497x700, 114Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Осенний пейзаж с березой. 1940-е гг.
Бумага, акварель, гуашевые белила. 46,5 х 33,6 см.
Собрание семьи Мамонтовых, Москва.

1940-е Букет с полевыми цветами. Бумага, акварель, белила. 42 × 52 см. ЧС, Германия (700x528, 151Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Букет с полевыми цветами. 1940-е гг. Бумага, акварель, белила. 42 х 52 см.
Частное собрание, Германия.

1940-е Букет ромашек на фоне сада. Х, м. 73х90 см. «Золотое Руно», Москва 3 (700x546, 136Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Букет ромашек на фоне сада. 1940-е гг. Холст, масло. 73 х 90 см.
Галерея «Золотое Руно», Москва.

1940-е конец. Черемуха в кувшине (700x562, 143Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Черемуха в кувшине. Конец 1940-х гг. Бумага, гуашь. 46 х 58,5 см.
Частное собрание, Москва.

1940-е Жасмин в стеклянной банке. Бумага, акварель, гуашь, белила, тушь, палочка. 62,4 × 53,3 см. ГТГ (615x700, 163Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Жасмин в стеклянной банке. 1940-е гг.
Бумага, акварель, гуашь, белила, тушь. 62,4 х 53,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930-е Роберт Фальк в Париже. ЧС, Москва 2 (2) (417x600, 83Kb)1930-е Роберт Фальк, Париж. Начало 1930-х годов. Фотография, частный архив. Ангелина Щекин-Кротова, Москва. 1936 год. Фотография.  — копия (393x600, 64Kb)
1. Роберт Фальк, Париж. Фотография начало 1930-х гг. 2. А.В. Щёкин-Кротова, четвертая жена Р. Фалька. Фотография 1936 г.

В 1940 году Роберт Фальк женился в четвертый и последний раз. Его избранницей стала переводчица Ангелина Щёкин-Кротова (1910-1992). С Ангелиной Фальк познакомился на своей персональной выставке, которая прошла весной 1939 года в Центральном доме писателей: Фальку было 53 года, ей - 29. Вскоре они поженились и поселились в мастерской Фалька в Доме Перцовой, которую ему помоги получить его друзья. Соседями Фальков были художники, которых Ангелина Васильевна называла «тихими бубновыми валетами» - Александр Куприн и Василий Рождественский.
В эти годы Роберт Фальк уже не был таким популярным художником. Его начали критиковать за «формализм», что фактически означало в те годы полную изоляцию от творческого сообщества. У Фалька не было заработка: существовал негласный запрет давать ему любую работу, включая эскизы театральных декораций и костюмов.

1974 Интерьер мастерской Фалька в доме Перцова (2) (700x593, 127Kb)
Мастерская Роберта Фалька в Доме Перцовой в Москве. На мольберте «Обнаженная. Крым» (1916 г.).
Фотография 1974 г.

Каждое воскресенье в мастерской Фалька проходили показы его работ. К нему приходили знакомые, знакомые знакомых, которые интересовались живописью, театром, литературой, люди самых разных профессий. По виду обычные, скромные и для того времени смелые люди. В конце 1940-х - начале 1950-х годов их бывало немного - человек пять, а то и меньше. Некоторые из них приходили и не один раз. Фальк сам показывал работы. Всегда присутствовала Ангелина Васильевна, часто ему помогала. Обычно начинал показ с работы недавно законченной и написанных в последнее время. Пейзажи показывал вперемешку с натюрмортами и портретами.

1941 Attrib. To Robert Falk, The Nude In Black Stockings. Х, м. 100 х 70 см. ЧС (508x700, 113Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958), атрибуция. Обнаженная в черных чулках.
Художница Лидия Васильевна Чага. Холст, масло. 100 х 70 см. 1941 г.
Частное собрание.

1941 Attrib. To Robert Falk, The Nude In Black Stockings. Detail (700x700, 217Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958), атрибуция. Обнаженная в черных чулках. Фрагмент.
Художница Лидия Васильевна Чага. Холст, масло. 100 х 70 см. 1941 г.
Частное собрание.

1940 Обнаженная. Х, м. 90 x 64 см. НУКУС (482x700, 159Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Обнаженная. 1940 г. Холст, масло. 90 x 64 см.
Государственный художественный музей Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1941 Three works on paper - oil pastels (слева и справа), graphite and gouache, 1941 (в центре) Частное собр, Омск (700x651, 138Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Две натурщицы. 1941 г. Бумага, гуашь, графит. Частное собрание, Омск.

1940-е Подгрудный портрет дирижера Н. С. Голованова. Х, м. 58х74 см. Музей ГАБТа (580x700, 137Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Подгрудный портрет дирижера Н.С. Голованова. 1940-е гг.
Холст, масло. 58 х 74 см. Музей ГАБТа, Москва.

1930-е Корзина с фруктами. Х, м. 60 х 60 см. ГМИИ ОЛК (680x700, 190Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Корзина с фруктами. 1930-е гг. Холст, масло. 60 х 60 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1933 Натюрморт с золотыми рыбками.55 х 73 см. Эскиз к картине «Старухи. (Одиночество)» (1933) из собрания Мордовского. ГМИИ ОЛК  (700x509, 162Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Натюрморт с золотыми рыбками. Эскиз к картине «Старухи. (Одиночество), 1933»
из собрания Мордовского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. 1933 г. Холст, масло. 55 х 73 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1942 Осенние листья. Х, м. 43.5 by 60cm, Сотбис Лондон 2018 (700x501, 136Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Осенние листья. 1942 г. Холст, масло. 43,5 х 60 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2018 г.

1942-1943 Картошка.  Самарканд. Бумага, гуашь. (700x609, 178Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Картошка. Самарканд. 1942-1943 гг. Бумага, гуашь, акварель, белила.
Государственный музей Востока, Москва.

1943 ЮМАШЕВ А.Б., летчик. Портрет Р.Фалька. Самарканд, Бумага, тушь, перо. 18,7 × 13,8 см. ЯХМ (484x700, 143Kb)
А.Б. Юмашев (1902-1988). Портрет Роберта Фалька. Самарканд. 1943 г.
Бумага, тушь, перо. 18,7 х 13,8 см. Ярославский художественный музей.

Ангелине Васильевне достался самый «тяжелый» период в творчестве Фалька: художника критиковали за «формализм», его картины не покупали, заказов на оформление спектаклей практически не было. После начала Великой Отечественной войны Фальк и Щекин-Кротова были эвакуированы; судьба занесла их в Башкирию, а затем и в Самарканд. Фальк преподавал в Самаркандском областном художественном училище и, как обычно, много работал. Самаркандские пейзажи стали одним из самых интересных периодов позднего творчества Фалька. Художник видел все самые обычные явления Центральной Азии мудрыми и логичными.
1943-й год принес Роберту Фальку горестное известие: его сын Валерий умер в госпитале от ран, полученных на фронте. Отец узнал об этом уже после возвращения из эвакуации в Москву. Ангелина Васильевна утешала и поддерживала мужа.

1943 При свете коптилки (Портрет жены, А.В.Щекин-Кротовой). Бум, акв, гуашь. ГМИИ им. Пушкина (544x700, 120Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). При свете коптилки. Женщина с пиалой
(Портрет жены А.В. Щекин-Кротовой). 1943 г. Бумага, акварель, гуашь,
тушь, перо. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1943 На фоне сюзане. Х, м. 99,7х74 см (472x700, 156Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). На фоне сюзане. Самарканд. 1943 г.
Холст, масло. 99,7 х 74 см.Государственный художественный музей
Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1942 Самарканд. Карт, масло 36,8 х 46,5 см. (700x548, 191Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Самарканд. 1942 г. Картон, масло. 36,8 х 46,5 см.
Аукционный дом Euro-Art, Киев, 2013 г.

1943 Пейзаж с минаретами.  Бум, акв, гуашь. 55 х 65 см. ЧС, Москва (700x576, 170Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Пейзаж с минаретами. 1943 г. Бумага, акварель, гуашь. 55 х 65 см.
Частное собрание, Москва.

1943 Регистан. Х, м. 64 х 81 см. ГРМ (700x545, 141Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Пейзаж с минаретами. Регистан. 1943 г. Холст, масло. 65 х 81,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1942-1943 Самарканд. Карт, гуашь, бел. 42,8 × 48,3 см. ЧС (700x652, 134Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Самарканд. 1942-1943 гг. Картон, гуашь, белила. 42,8 х 48,3 см.
Частное собрание.

1943 Улица в Самарканде (700x531, 190Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Улица в Самарканде. 1943 г. Картон, масло. 33 х 43 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2011 г.

1943 Самарканд. Девушка под деревьями (Деревья в цвету). Х, м. 64 х 83,3 см. Н-Новгород ХМ (700x535, 148Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Самарканд. Девушка под деревьями (Деревья в цвету). 1943 г.
Холст, масло. 64 х 83,3 см. Нижегородский государственный художественный музей.

1943 Сумерки в Самарканде (Реквием)ю Х, м. 60 х 77,5 см. ГМИИ ОЛК (ОРИГИНАЛ) (700x575, 174Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Сумерки в Самарканде («Реквием»). Конец 1943 г. Холст, масло. 60 х 77,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1943 У водоема. Х, м. 64 х 78 см. Музей народов Востока, Мск (700x577, 232Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). У хауса (У водоема). Самарканд. 1943 г. Холст, масло. 65 х 80 см.
Музей народов Востока, Москва.

1943 Дворик в Самарканде (700x640, 164Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Дворик в Самарканде. 1943 г.

1943 Улица в Самарканде на фоне Биби-Ханым. Японская бумага, белила, акварель. 44 × 52 см. ГРМ. (700x582, 157Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Улица в Самарканде на фоне Биби-Ханым. 1943 г. Японская бумага, белила,
акварель. 44 х 52 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Направление поисков Фалька радикально отличалось от задач социалистического реализма. Несмотря на то, что после возвращения на родину в 1937 г. Фальк практически не выставлялся, избрав путь отшельника, авторитет его был огромен. Фактически, его пример сформировал тип художника-нонконформиста, широко воспроизведенный уже в следующих поколениях позднесоветской интеллигенции.
В 1946-1947 гг. Фальк был объявлен официальной критикой «формалистом». Его произведения не приобретались, найти работу было практически невозможно. Именно в это время его мастерство портретиста, основанное на мудром понимании человеческой сущности, достигает высочайшего расцвета.

1943 Портрет профессора Александра Ивановича Яроцкого. Холст, масло. 54 х 41 см. ГМИИ ОЛК (541x700, 120Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет профессора Александра Ивановича Яроцкого.
Самарканд. 1943 г. Холст, масло. 54 х 41 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.

1943 Портрет профессора Яроцкого. Пензен. КГ (489x700, 100Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет профессора Александра Ивановича Яроцкого. Самарканд. 1943 г.
Бумага, акварель, карандаш, гуашь. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1943 На площади в Самарканде (2) (700x688, 151Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). На площади в Самарканде. 1943 г. Дерево, масло. 38 х 38 см. Частное собрание.

1943 На площади в Самарканде. Х, м. 61.5 x 74см. НУКУС (700x579, 203Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). На площади в Самарканде. 1943 г. Холст, масло. 61,5 x 74 см.
Государственный художественный музей Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого,
г. Нукус, Узбекистан.

1943 Золотой пустырь. Самарканд. Х, м.  65х80 см. ГТГ (2) (700x550, 204Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Золотой пейзаж (Золотой пустырь). Самарканд. 1943 г. Холст, масло. 65 х 80 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1943 Самарканд. Х, м. 70 х 90 см. ЧС (2) (700x539, 74Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Самарканд. 1943 г. Холст, масло. 70 х 90 см. Частное собрание.

1943 Самарканд (700x542, 193Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Площадь в старом городе (Перед грозой. Самарканд). 1943 г.
Холст, масло. 64 х 79 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.

1943 Отдых под деревьями. Самарканд. (Частное собр, Москва) (700x525, 176Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Отдых под деревьями. Самарканд. 1943 г. Бумага, акварель, тушь. 48 х 60 см.
Частное собрание, Москва.

1943 ЗИМНИЙ ЭТЮД. САМАРКАНД. 49 х 59,5 см. Н.Тагил ХМ (700x569, 195Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Зимний этюд. Самарканд. 1943 г. Холст, масло. 49 х 59,5 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

1943 Самарканд. Реквием. Бум, акв, гуашь. (Собр. А.Сарабьяновой и А.Курилкина, Москва) (700x540, 102Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Самарканд. Реквием. 1943 г. Бумага, акварель, гуашевые белила.
Собрание А. Сарабьяновой и А. Курилкина, Москва.

1943 Самарканд. Бум, акв, гуашь. (Частное собр, Москва. Из собрания Н.Я.Мандельштам) (700x594, 124Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Самарканд. 1943 г. Бумага, акварель, гуашь. Частное собрание, Москва
(из собрания Н.Я. Мандельштам).

1943 Ранняя весна. Самарканд. Бум, акв, гуашь. (Собр. Е.Б.Муриной и Д.В.Сарабьянова, Москва) (2) (700x567, 143Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Ранняя весна. Самарканд. 1943 г. Бумага, акварель, гуашь. 37,5 х 46 см.
Собрание Е.Б. Муриной и Д.В. Сарабьянова, Москва.

1943 Под платанами. Самарканд. Японская бумага, белила, акварель. 49,3 × 39,7 см. ГРМ (538x700, 193Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Под платанами. Самарканд. 1943 г. Японская бумага,
белила, акварель. 49,3 х 39,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Показателен приведенный в воспоминаниях жены художника А.В. Щекин-Кротовой рассказ о визите в мастерскую Фалька чиновников от культуры: «Я помню, как к нам в мастерскую в середине 1940-х годов явились представители художественных властей - Сысоев и Лебедев. (Их визит был вызван настоятельными просьбами Фалька обратить внимание на тяжелые жилищные условия в его мастерской. Мы жили в мансарде, иными словами, на чердаке известного Дома Перцовой на берегу Москвы-реки. После войны его причудливая фигурная крыша носила следы яростной бомбежки. Потолки протекали, в углах появились грибы. Было так холодно, что стены покрылись льдом. Я лежала с воспалением легких, одетая в валенки и ватную телогрейку, голову укутала платком. Фальк работал в теплой шапке и пальто.) Наши гости остановились посреди комнаты и брезгливо осматривались вокруг. Фальк стал приносить из мастерской пейзажи, как ему казалось, вполне понятные даже «соцреалистам». Помню, как он поставил на мольберт пейзаж с ярко-зеленой травой, синим небом, сверкающим серебряным стволом березы, запечатлевший прощальный осенний звонкий день. Лебедев, директор Третьяковской галереи, воскликнул: «А все-таки Фальк всегда побеждает цветом. Что за цвет, смотрите!». Сысоев перебил его, грозно насупился и вымолвил: «Дело не в цвете. Этот пейзаж - не русский. Наши березы рослые, ровные, стройные. А это - местечковая береза, вся изогнулась, искривилась». Фальк вышел из комнаты, а я сказала гостям: «До свидания. Он больше не будет показывать»».

1944 Женщина в желтой блузе (Портрет А.В. Щекин-Кротовой) 60 × 42 cm. ГТГ (559x700, 160Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). В желтой кофте (А.В. Щекин-Кротова). 1944 г.
Холст, масло. 72,5 х 59,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1944 Геля в полосатом башлыке. Бум, акв, гуашь. (ГМИИ им. Пушкина) (508x700, 115Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Геля в полосатом башлыке. 1944 г. Бумага, акварель, гуашь.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1944 Женщина в чепчике, портрет А. Щекин-Кротовой, жены художника. Бум, акв, гуашь, кар (525x700, 114Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Женщина в чепчике, портрет А. Щекин-Кротовой,
жены художника. 1944 г. Бумага, акварель, гуашь, карандаш.

1944 Геля» («Портрет А.В.Щекин-Кротовой»). Пензенкая КГ (588x700, 98Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Геля (Портрет А.В. Щекин-Кротовой). 1944 г.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

1944 Портрет Люции Семёновны Лившиц-Юмашевой. Харьков. Собр. Юрия Носова (519x700, 161Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Люции Семёновны Лившиц-Юмашевой. Харьков.
1944 г. Холст, масло. Собрание Юрия Носова.
Этот портрет спасла сама его героиня, жена лётчика Андрея Юмашева, друга художника. Она выкупила работу за рубль у дворника, который готовился сжечь её вместе с другими картинами, списанными Худфондом как неликвид.

1944 Портрет Татьяны Сельвинской (в красном) 71 × 59 cm. ЧС Мск (565x700, 140Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Татьяны Сельвинской (в красном). 1944 г.
Холст, масло. 71 х 59 см. Частное собрание, Москва.

Татьяна Ильинична Сельвинская (1927-2020) - советский и российский театральный художник-сценограф, живописец и поэт. Дочь известного советского поэта Ильи Сельвинского (1899-1968). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1990), лауреат Государственной премии Российской Федерации (1994).

1944 Портрет Татьяны Сельвинской (в голубом) 80 × 65 cm. ЧС, Мск (569x700, 141Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Татьяны Сельвинской (в голубом). 1944 г.
Холст, масло. 80 х 65 см. Частное собрание, Москва.

1943-1945 Женский портрет. Х, м. ГМИИ Казахстана (565x700, 118Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Женский портрет. 1943-1945 гг. Холст, масло.
Государственный музей искусств республики Казахстан, Алматы.

1944-1947 Портрет Рахиль Л. Баумволь_ поэтессы и писательницы. Х, м. Челябинск ГМИИ (558x700, 120Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Рахиль Л. Баумволь (1914-2000),
поэтессы и писательницы. 1944-1947 гг. Холст, масло.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

1944 Эскиз-вариант к портрету маслом (1947) из со брания Челябинского музея изобразительных искусств.  (581x700, 92Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Эскиз-вариант к портрету маслом Рахиль Л. Баумволь (1947)
из собрания Челябинского музея изобразительных искусств. 1944 г.

Габриэль за вязанием. (Нукус КГ 2) (574x700, 117Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Габриэль за вязанием. Государственный художественный
музей Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

1944 Харьков в 1944 году. Бум, акв, гуашь, кар. 52,7х49,2 см. ГЛМ им. Даля (544x700, 110Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Харьков в 1944 году. 1944 г. Бумага, акварель, гуашь,
карандаш. 52,7 х 49,2 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1945 Summer in the Village. oil on canvas, 40 x 32.5 cm. ЧС (2) (555x700, 143Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Лeто в деревне. 1945 г. Холст, масло. 40 x 32,5 см.
Частное собрание.

1944 Натюрморт с негритянской скульптурой. Х, м. 64 х 55 см. ГТГ (601x700, 185Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Натюрморт с негритянской скульптурой. 1944 г.
Холст, масло. 64 х 55 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1944 Интерьер на даче у Сельвинских. Переделкино. Псковский муз-зап (519x700, 162Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Интерьер на даче у Сельвинских. Переделкино. 1944 г.
Холст, масло. Псковский музей-заповедник.

В послевоенные годы художник, обвинённый в «формализме» и «упадничестве», был отторгнут властями от официальной художественной жизни. Его искусство оказалось несовместимым с доктриной воцарившегося соцреализма. Лишённый возможности участвовать в выставках, он продолжал работать у себя в московской мансарде вплоть до своей кончины, организуя показы своих работ для немногих ценителей «высокой и чистой живописи».
Искусство Фалька, художника верного и преданного своим идеалам, ставшего предтечей так называемого «второго» русского авангарда – неофициального искусства 1960-х, в последующие годы являлось знаменем «тихой художественной оппозиции». Его творчество, в начале века закалённое авангардизмом, а впоследствии со временем утратившее модернистские опознавательные признаки, во вторую половину ХХ века стало той благодатной почвой, на которой произрастали будущие нонконформисты и концептуалисты новой эпохи.

1945 Портрет жены (А. В. Щекин-Кротова в Софрино). Х, м. 70.5 х 58.5 см.Челябинский ХМ (583x700, 195Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет жены (А. В. Щекин-Кротова в Софрино). 1945 г. Холст, масло. 70,5 х 58,5 см. Челябинский государственный музей изобразительных искусств.

1945 В белой шали (А.В. Щёкин-Кротова). Эскиз к одноимённому портрету маслом Бум, акв, гуашь, белила. ГМИИ им.Пушкина (493x700, 131Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). В белой шали (А.В. Щёкин-Кротова). Эскиз
к одноимённому портрету маслом. 1945 г. Бумага, акварель, гуашь, белила.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1945 Портрет Святослава Рихтера. Бумага, карандаш, акварель. Собственность Н.Дорлиак (2) (536x700, 108Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Святослава Рихтера. 1945 г. Бумага, карандаш,
пастель, акварель. 68 х 54 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1945 Портрет искусствоведа П.Д.Эттингера. 71,5х58 см. Тамбов КГ. (567x700, 113Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет искусствоведа П.Д. Эттингера. 1945 г.
Холст, масло. 71,5 х 58 см. Тамбовская областная картинная галерея.

1945-1946 Портрет художника А.В.Куприна. Х, м. 71,5х80,5 см. Волгоград ХМ (700x534, 166Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет художника А.В. Куприна. 1945-1946 гг. Холст, масло. 71,5 х 80,5 см.
Волгоградский музей изобразительных искусств им.И.И. Машкова.

1945-1946 Портрет Нади Вишневской. Псковский муз-зап (620x700, 160Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Нади Вишневской. 1946 гг. Холст, масло. 69 х 60 см.
Псковский музей-заповедник.

1945 Перед снегом. Софрино. Х, м. 60 × 72 cm. ЧС (700x563, 175Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Перед снегом. Софрино. 1945 г. Холст, масло. 60 х 72 см. Частное собрание.

1946 Цветущий сад. Химки КГ им.Горшина (700x562, 200Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Цветущий сад. 1946 г. Химкинская картинная галерея им. С.Н. Горшина.

1946 Забор. Хотьково. Холст, масло. 70 х 82 см. Собрание И.Сановича, Москва. (700x571, 186Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Забор. Хотьково. 1946 г. Холст, масло. 60,8 х 81 см.
Собрание И. Сановича, Москва.

1946 В саду. Хотьково. Х, м. 100 х 80 см. Сотбис Лондон 2020 (2) (578x700, 222Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). В саду. Хотьково. 1946 г. Холст, масло. 100 х 80 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г.

1946 Пейзаж (700x476, 106Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Пейзаж. 1946 г. Холст на доске, масло. 54 х 77 см.
Стокгольмский аукционный дом, 2007 г.

1946 Московский пейзаж с высотными зданиями (Зимний пейзаж). Х, м. 64,5 х 99 см. Чуваш. ХМ (2) (700x462, 149Kb)
Московский пейзаж с высотными зданиями (Зимний пейзаж). 1946 г. Холст, масло. 64,5 х 99 см.
Чувашский государственный художественный музей, Чебоксары.

К слову, был один занимательный эпизод, который произошел уже после смерти художника на знаменитой выставке в Манеже в 1962 году. Именно тогда многие впервые услышали имя Роберта Фалька и открыли для себя его творчество. Так вот, на той выставке было представлено две картины Фалька – «Картошка» и «Обнаженная». Всем, конечно, известно, что гнев Хрущева был тогда сосредоточен на скульптуре Эрнста Неизвестного и работах студии Белютина. Но, как утверждается, подогрела это эмоциональное состояние Никиты Сергеевича как раз картина Фалька «Обнаженная». Как можно понять из названия, картина была написана в жанре «ню», и созерцание ее особо задело Хрущева, до того с таким искусством не сталкивавшегося.
В общем, причин для неприязни к Фальку у советской власти было достаточно. Причем особую ненависть к нему питал как раз Александр Герасимов, долгие годы ведавший живописью при советском правительстве. Видимо, помнил первый президент Академии художеств СССР, как еще в студенческие времена получил по физиономии от Фалька за антисемитскую выходку.

1946-1947 В белой шали (Портрет Ангелины Васильевны Щекин-Кротовой, жены художника). ГРМ (2) (561x700, 187Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). В белой шали (Портрет Ангелины Васильевны
Щекин-Кротовой, жены художника). 1946-1947 гг. Холст, масло. 80 х 65 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1946 Портрет дочери Кириллы Фальк. Х, м. Частное собр, Москва (554x700, 135Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет дочери (Кирилла Фальк). 1947 г.
Холст, масло. 65 х 81 см. Частное собрание, Москва.

1946 Этюд к портрету дочери художника Кириллы Фальк (514x700, 123Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Этюд к портрету дочери художника Кириллы Фальк.
1946 г. Бумага, карандаш, акварель 41,5 х 31,5 см. Частное собрание.

1946 Портрет Цецилии Воскресенской. 74 × 60.5 cm. ЧС Мск (577x700, 143Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Цецилии Воскресенской. 1946 г.
Холст, масло. 74 х 60,5 см. Частное собрание, Москва.

Цецилия Александровна Воскресенская (1923-2006) - падчерица поэта Ильи Сельвинского. Актриса и режиссёр театра, мемуаристка. Окончила Государственный институт театрального искусства, работала в Ленинградском и Московском областных драмтеатрах, преподавала в Государственном училище циркового и эстрадного искусства (1965-1980). Член Комиссии по литературному наследию Ильи Сельвинского и организатор его Дома-музея в Симферополе.

1946 Юлик Лабас. ЧС (552x700, 93Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Юлик Лабас. 1946 г. Частное собрание.

Александр Аркадьевич Лабас (1900-1983) - советский художник, представитель русского авангарда 1920-1930-х гг. Второй женой была художница и поэтесса Раиса Вениаминовна Идельсон, ученица и в прошлом третья жена Р. Фалька. В 1933 году у Александра Лабаса и Раисы Идельсон родился сын Юлий, впоследствии биолог (скончался в Москве в 2008 году). Юлий Александрович провёл ряд значительных выставок А.А. Лабаса. Семьей Юлия Лабаса были подготовлены и изданы книги и альбомы, посвящённые творчеству художника.

1945 Рябина и фрукты. Х, м. 53,5 х 64 см. ЧС, Европа (700x581, 226Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Рябина и фрукты. 1945 г. Холст, масло. 53,5 х 64 см.
Частное собрание, Европа.

1945 Натюрморт с подсолнухами, рябиной и грушами. Х, м. 60,5х80,7. ЧС Р.Бабичева (700x520, 167Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Натюрморт с подсолнухами, рябиной и грушами. 1945 г. Холст, масло. 60,5 х 80,7 см.
Собрание Романа Бабичева.

1946 Фрукты в синей вазе. (На обороте 'Кувшины на овальном столе', 1910-е гг.) Х, м. 57,2х70,4 см. (700x565, 118Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Фрукты в синей вазе. 1946 г. (На обороте «Кувшины на овальном столе», 1910-е гг.)
Холст, масло. 57,2 х 70,4 см.

1946 Натюрморт на красной скатерти. ГМИИ им.Пушкина (700x599, 197Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Натюрморт на красной скатерти. 1946 г. Холст, масло.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1947 Рябина осенью. Холст, масло. Музей-заповедник Абрамцево. (700x537, 167Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Рябина осенью. 1947 г. Холст, масло. Музей-заповедник «Абрамцево».

1947 Последние цветы. Репихово (Букет). Х, м. 81 х 76 см. ГМИИ им.Пушкина (588x700, 187Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Последние цветы. Репихово. 1947 г. Холст, масло. 81 х 76 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1947 Белый букет. Сенежское озеро (546x700, 109Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Белый букет. Сенежское озеро. 1947 г.
Картон, акварель, гуашь. 64,8 x 50,2 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2011 г.

1920-е Елизавета Зельдович-Гальперина (456x582, 38Kb)
Елизавета Зельдович-Гальперина. Фотография 1920 г.

Елизавета Наумовна Зельдович (1902-1985, в замужестве Гальперина), художница, училась в 1ГСХМ у А.В. Шевченко, 1919-1920) и во ВХУТЕМАСе у Л.С. Поповой (1920-1921). Кроме того, в 1919-м, учась в ГСХМ, она поступила в Первый МГУ на факультет истории и теории искусства, а в 1922-1924 годах обучалась на металлообрабатывающем факультете ВХУТЕМАСа. В 1930-е гг. работала как художник-декоратор театральных постановок, выставок, преподавала рисование; в 1950-х участвовала в оформлении павильонов ВСХВ и VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.

Важен рассказ Зельдович-Гальпериной о малоизвестном факте биографии Фалька - давнем, еще студенческих времен, конфликте художника с будущим столпом соцреализма, любимым портретистом Сталина А.М. Герасимовым, ставшим в послевоенные годы главным организатором гонений на Фалька. О неприглядной роли Герасимова в судьбе художника вспоминал также Илья Эренбург в знаменитой книге «Люди, годы, жизнь»: «В 1946 или 1947 году Фалька зачислили в “формалисты”. Это было абсурдом, но в те годы трудно было чем-либо удивить. “Формалиста” решили поставить на колени; помню заявление одного из тогдашних руководителей Союза художников: “Фальк не понимает слов, мы его будем бить рублем...” Вот это изумило меня даже в то время: человек “рубля” не знал, с кем имеет дело. В жизни не встречал я художника более безразличного к каким-либо благам, удобствам, к достатку. Фальк сам варил горох или картошку; годами ходил в той же протертой куртке; одна рубашка была на нем, другая лежала в старом чемодане. В обыкновенной, прилично обставленной комнате он чувствовал себя неуютно, жил в запустении, а дорожил только красками и кистями. Его перестали выставлять. Денег не было. Он считался заживо похороненным. А он продолжал работать. Иногда в его мастерскую приходили любители живописи, молодые художники; он всех впускал, объяснял, стыдливо улыбался». «Отшельник в живописи, в жизни он был общительным, встречался со множеством людей, внимательно слушал споры, рассказы, исповеди».

1948 В черной шали (А.В.Щекин-Кротова). ГМИИ Армении. (399x700, 137Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). В черной шали (А.В. Щекин-Кротова). 1948 г.
Холст, масло. 130 х 75 см. Музей русского искусства, Ереван.
Коллекция. А.Я. Абрамяна.

1947-1948 Портрет С.М. Михоэлса. Х, м. 84 × 79 cm. Собр Валентина Шустера, СПб (649x700, 211Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет С.М. Михоэлса. 1947-1948 гг. Холст, масло. 84 х 79 см.
Собрание Валентина Шустера, Санкт-Петербург.

1948 Портрет В.Б. Шкловского. 93.3 × 80 cm. ГЛМ им. Даля (580x700, 164Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет В.Б. Шкловского. 1948 г. Холст, масло. 93,3 х 80 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

1948 Портрет художницы-керамистки Л.С.Орловой. 80 х 65 см(Вологод. карт. галерея) (554x700, 158Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет художницы-керамистки Л.С. Орловой. 1948 г.
Холст, масло. 80 х 65 см. Вологодская областная картинная галерея.

1947 Портрет Ильи Эренбурга. ГМИИ ОЛК (515x700, 66Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Ильи Эренбурга. 1947 г. Бумага, карандаш.
39,5 х 30,5 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1947 Портрет А.Б. Юмашева. Музей истории г. Обнинска (534x700, 54Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет А.Б. Юмашева.1947 г. Бумага, карандаш.
Музей истории города Обнинска.

1947 Женский портрет (Аукцион) (532x700, 103Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Женский портрет. 1947 г. Бумага, графит, акварель.
Частное собрание.

1947 ВИД ИЗ МАСТЕРСКОЙ. Карт, акв, белила 49×64 см 2. (700x538, 76Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Вид из мастерской. 1947 г. Картон, акварель, белила 49 х 64 см.
Галерея искусств Даев-33, Москва.

1948-1949 Кремль в серый день. (Из окна мастерской художника). Х, м. 63.5 by 78.5cm. Сотбис Лондон 2019. Эстим. 80,000 - 120,000 GBP (700x565, 141Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Кремль. Серый день. (Из окна мастерской художника). 1948-1949 гг.
Холст, масло. 63,5 х 78,5 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 80.000-120.000 фунтов.

1950 7 ноября. Вид из окон мастерской, ГРМ (700x554, 97Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). 7 ноября 1950 г. Вид из окон мастерской. Холст, масло. 1950 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1950-е Красные флаги (700x547, 89Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Москва. Улица Горького. 1950-е гг. Холст, масло. 65 х 81 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1950 Москва. Кремль (США) (700x563, 158Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Москва. Кремль. 1950 г. Холст, масло. 78,7 х 97,8 см.
Государственный художественный музей Республики Каракалпакстан
им. И.В. Савицкого, г. Нукус, Узбекистан.

После возвращения из эвакуации Фальк работал в Крыму, Молдавии, Прибалтике и, главное, в Подмосковье, которое любил. Со второй половины 1940-х годов и в самые последние годы проводил лето по северной дороге: в Хотьково, Софрино, 55-й км, Абрамцево, - где жил и на дачах у знакомых или снимал комнату, а чаще всего в деревеньках. Там он писал много пейзажей и цветов. Зимой, ранней весной и осенью он гостил в Загорске (ныне Сергиев Посад), у художницы Татьяны Николаевны Шевченко (Тютчевой), где были написаны его лучшие пейзажи.

1947 Репихово. Козы. (700x530, 144Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Репихово. Козы. 1947 г. Холст, масло. Музей-заповедник «Абрамцево».

1948 Пейзаж с сараем. Картон, масло. 35 × 52 см. ЧС, Москва (700x476, 127Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Пейзаж с сараем. 1948 г. Картон, масло. 35 × 52 см. Частное собрание, Москва.

Первый президент Академии художеств СССР ненавидел Фалька – помнил, как тот влепил ему пощечину за антисемитскую выходку: студентом Герасимов сорвал лекцию Леонида Пастернака, отца Бориса Пастернака, прямо в глаза обзывая его евреем перед всей аудиторией...
К этому периоду и относится вышеупомянутый эпизод с будущим президентом Академии художеств СССР Александром Герасимовым. Дело в том, что студент Герасимов сорвал лекцию Леонида Осиповича Пастернака, отца Бориса Пастернака. Просто, стоя за кафедрой, призвал всех остальных студентов покинуть аудиторию, потому что Пастернак – еврей. Большинство студентов действительно встали и демонстративно вышли прямо на глазах у Леонида Осиповича.


1950 Заплетает косичку (Портрет А.В. Щёкин-Кротовой). ГМИИ им.Пушкина (567x700, 117Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Заплетает косичку (Портрет А.В. Щёкин-Кротовой). 1950 г.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1948 Черкешенка (Маргарита Кушнарьянц). Х, м. 100 х 62 см. ЧС, СПб (416x700, 117Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Черкешенка (Маргарита Кушнарьянц). 1948 г.
Холст, масло. 100 х 62 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.

1950 Алупка. Пейзаж-с-морем_Холст-масло_81х66см. Воронцовский дворец (2) (570x700, 189Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Алупка. Пейзаж с морем. 1950 г. Холст, масло. 81х 66 см.
Воронцовский дворец-музей, Алупка, Крым.

1950 Московский пейзаж. Х, м. 83 х 89 см. ГМИИ Казахстана (700x680, 255Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Московский пейзаж. 1950 г. Холст, масло. 83 х 89 см.
Государственный музей искусств республики Казахстан им. А. Кастеева, Алматы.

ДВОР. ВИД ИЗ ОКНА. (Иваново, ХМ) (700x532, 130Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Двор. Вид из окна. Ивановский областной художественный музей.

1950 Париж. Х, м. 60х70 см. (700x598, 139Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Париж. 1950 г. Холст, масло. 60 х 70 см.

1930-е Набережная в Париже. Х, м. 57,8 х 70 см. ГМИИ ОЛК (700x583, 198Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Набережная в Париже. 1930-е гг. Холст, масло. 57,8 х 70 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

Деревенский пейзаж во Франции. Х, м. 55.5 х  81 cm. (700x479, 127Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Деревня во Франции. Холст, масло. 55,5 х 81 см. Частное собрание.

Узнавший об этом Фальк был в ярости – так Герасимов и схлопотал свою абсолютно заслуженную пощечину. Это, к сожалению, не помогло ему исправиться – он вырос в еще более заядлого антисемита. Известен случай, произошедший на одном из правительственных приемов. Герасимов стоял в зале и разговаривал с Ворошиловым. В это время к ним подошел Илья Эренбург – поздоровался сначала с маршалом, а затем протянул руку Герасимову. В ответ Герасимов демонстративно повернулся к Эренбургу задом, и рука Эренбурга повисла в воздухе. Шокированный писатель молча отошел в сторону. В недоумении был и сам Ворошилов, принявшийся отчитывать Герасимова. Но тот спокойно ответил: «Климент Ефремович, да это ж неразоблаченный шипиен!»

1950 Портрет Ксении Некрасовой. 120 × 79 cm. ГРМ (459x700, 161Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Ксении Некрасовой. 1950 г.
Холст, масло. 120 х 79 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
«Нарисовал меня как деревенскую бабу! Я же изысканная!»: Этот портрет
«безумной Ксюши послевоенной Москвы» Роберта Фалька до сих пор приковывает взгляды.

Ксения Александровна Некрасова (1912, д. Ирбитские Вершины Екатеринбургской губ. - 1958, Москва) - широко известная в узких кругах советская поэтесса. Строгая на похвалу Анна Ахматова высоко оценила её талант. Фальк нарисовал два десятка её графических портретов - набросков, эскизов, а в 1950 г. - большой портрет.

1940-е Портрет Ксении Некрасовой. Вторая половина 1940-х ГМИИ им.Пушкина (577x700, 120Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Ксении Некрасовой. Вторая половина 1940-х гг.
Бумага, карандаш. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1950-е Ксения Некрасова. Рисунок (516x700, 86Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Ксения Некрасова.1940-1950-е гг. Рисунок.

1950-1951 Портрет Ольги Северцевой. Х, м. 81 × 66,7 см. Собр. О.Северцевой, Москва (2) (577x700, 235Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Ольги Северцовой. 1950-1951 гг. Холст, масло. 81 х 66,7 см.
Собрание О. Северцовой, Москва.

Ольга Сергеевна Северцова (1931-2021), искусствовед, известный ученый и деятель культуры, почетный член Российской академии художеств. Внучка биолога-эволюциониста А.Н. Северцова, Ольга воспитывалась в семье тети, художницы Н.А. Северцовой-Габричевской и историка искусства, философа, переводчика А.Г. Габричевского. Портреты юной Ольги Северцовой писал Роберт Фальк.

1950 Садовник Коля. Алупка. Х, м. 65 х 83 см. Тула ХМ (700x550, 169Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Садовник Коля. Алупка. 1950 г. Холст, масло. 65 х 83 см.
Тульский музей изобразительных искусств.

1950-е Портрет Ежи Кухарского (466x700, 116Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет польского переводчика Ежи Кухарского (1926-2000).
1950-е гг. Бумага, графитный карандаш. 62,5 × 44,5 см. Местонахождение неизвестно.

1950-е Арбат. Крыши-зимой. (Частное собр (2) (700x566, 171Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Арбат. Крыши-зимой. 1950-е гг. Бумага, акварель. Частное собрание.

1949 Ноготки и васильки. Х, м. ЧС Мск, 2. 1955 Букетик с подсолнухом. Х, м. ГМИИ им. А.С.Пушкина.   (700x410, 111Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). 1. Ноготки и васильки. 1949 г. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
2. Букетик с подсолнухом. 1955 г. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Отдел личных коллекций.

1948-1950 Голубка и роза (Реквием) Собрание В.С. и Л.И. Семеновых, Москва (700x525, 191Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Голубка и роза (Реквием). 1948-1950 гг. Холст, масло. 47 х 60 см.
Собрание В.С. и Л.И. Семеновых, Москва

1952 Лимоны. Натюрморт. Х, м. 48 х 70 см. ГМИИ ОЛК (700x461, 115Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Лимоны. Натюрморт. 1950-е гг. Холст, масло. 49 х 73 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1950 Красные цветы. Х, м. 64.5 х 53 см. ЧС, Европа (578x700, 175Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Красные цветы. 1950-г. Холст, масло. 64,5 х 53 см.
Частное собрание, Европа.

1954 Фальк за работой в Хотьково (533x700, 179Kb)
Роберт Фальк за работой в Хотьково. Фотография 1954 г.

Антисемитизм Александра Герасимова еще отразится на Фальке, но тогда, в 1920-е годы, он был очень востребован как преподаватель ВХУТЕМАСа – желающие записаться в его класс выстраивались в очередь. Что касается творческого пути, о котором еще не упомянули, то сам Фальк однажды сформулировал его в своей анкете так: «В период творчества от 1906 по 1918 гг. придерживался ориентации: вначале импрессионистической, затем через Сезанна – некоторый уклон к кубизму. Техника и форма более или менее обладали признаками, свойственными этим учениям. С последующего момента начинается все более резкое отхождение. В настоящее время интерес к нескольким мастерам старой школы: 1) Рембрандт, 2) Вермеер Дельфтский, 3) Тициан, 4) испанцы: Веласкес, Греко, Сурбаран, Гойя, 5) французы: Ватто, Шарден». Вот так от броскости и эпатажа – к неброскому выявлению сути вещей».

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 476-478, 498-499.

История любви в картинах: жены и музы Роберта Фалька



(Окончание следует)

[more=ЧИТАТЬ
Рубрики:  Художники русского авангарда
Художники русского авангарда
Бубновый валет
Живопись
Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку