-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2733


МАСТЕРА РУССКОГО АВАНГАРДА – ХУДОЖНИК РОБЕРТ РАФАИЛОВИЧ ФАЛЬК (1886-1958), ЧАСТЬ III

Вторник, 05 Июля 2022 г. 20:22 + в цитатник
1930-е Роберт Фальк в Париже (2) (592x700, 104Kb)
Роберт Фальк в Париже. Фотография 1930-е гг.

Роберт Рафаилович Фальк (1886-1958) – один из талантливейших живописцев XX века, соединивший в своем творчестве идеи модерна и авангарда. Его выставки с успехом проходили в Париже, в котором он прожил почти девять лет «для собственного развития». Но европейское признание было для него второстепенным – он горел желанием привезти все свои работы на родину. Фальк вернулся в СССР в 1937 году, и оказалось, что родине не нужны ни его картины, ни он сам. Причин тому, конечно, было множество: и то, что еврей, и то, что не хочет работать в жанре соцреализма, и то, что знаменит в Европе – даже это в пору «импортозамещения» играло против него.


1929 Роберт Фальк в Париже (2) (466x700, 52Kb)
Роберт Фальк в Париже. Фотография 1929 г.

Невозможность полного погружения в творчество, страстное желание двигаться дальше подтолкнули Роберта Фалька, уже немолодого известного художника, к решению уехать за границу. Возможно, он ощущал влияние на искусство «социального заказа», требование «тематических» картин, когда начал активно претворяться в жизнь лозунг «искусство в массы». В 1928 году Фальк был командирован по рекомендации А.В. Луначарского в Париж «для изучения классического наследия». Там он вместо запланированных шести месяцев прожил почти девять лет до 1937 года. Он жил и работал в Париже, выставляясь в галереях «Зак» и «Бонапарт». Уже в 1929 году состоялась первая парижская персональная выставка Фалька в галерее Зак.

1929 Портрет Нарышкиной. Париж. Х, м. 99х72 см. (Новосибирская карт. гал.) (415x560, 91Kb)1929 Портрет Нарышкиной. Париж. Х, м. 99х72 см. (Новосибирская карт. гал.) ОРИГИНАЛ (386x560, 81Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). 1-2. Портрет Зинаиды Диомидовны Нарышкиной. Париж. Вариант репродукции и оригинал из музея. 1929 г. Холст, масло. 99 х 72 см. Новосибирский государственный художественный музей.

Биография З.Д. Нарышкиной (1883, Петербург – 1953, Ленинград), опровергает уже прочно вошедшую в литературу легенду о портрете аристократки-официантки. З.Д. Нарышкина никогда не была эмигранткой. Она бывшая аристократка, жена советского служащего Сергея Ивановича Лаврова. С.И. Лавров был революционером, большевиком и телохранителем Ленина. В апреле 1917 г. он управлял броневиком, на котором Ленин прибыл в Петроград. В 1930-х гг. жила в Париже с мужем, который в это время занимал большой пост и находился в длительной командировке во Франции. После возвращения в СССР Нарышкина овдовела. Ее муж был расстрелян в 1937 г. В 1941-м, когда началась война, З.Д. Нарышкина пошла на прием к В.М. Молотову и отдала все фамильные драгоценности на нужды фронта. На вырученные за драгоценности деньги были построены военные самолеты. Блокаду пережила в Ленинграде. После войны работала корректором в одном из издательств. Умерла в 1953 г. в Ленинграде.
Портрет Нарышкиной - один из первых портретов, выполненных Фальком в Париже под влиянием творчества А. Модильяни. (Для желающих подробности см. Новые материалы о портрете Нарышкиной Фалька)

1929 Портрет Нарышкиной. Париж. Эскиз ГМИИ ОЛУ. Из собр. С.Рихтера (509x700, 93Kb)
1930 Амра в сиреневой сорочке. Х, м. 89 х 78 см. ЧС, Москва (562x700, 133Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Амра в сиреневой сорочке. 1930 г. Холст, масло. 89 х 78 см.
Частное собрание, Москва.

1929 Мулатка (Амра). Бум, паст. 48,0х36,4 см. Воронеж ХМ (531x700, 93Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Мулатка (Амра). 1929 г. Бумага, пастель. 48 х 36,4 см.
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.

1930 около. Обнаженная с распущ. волосами. Х, м. 128 х 88 см. (Восточно-Кахахстан. музей ИЗО им. Невзоровых, г. Семей) (473x700, 132Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Обнаженная с распущенными волосами. Ок.1930 г.
Холст, масло. 128 х 88 см. Восточно-Казахстанский музей изобразительных
искусств имени семьи Невзоровых, г. Семей.

1930 около. Обнаженная с голубыми бусами. Х, м. 91 х 71,8 см. Курская КГ (550x700, 161Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Обнаженная с голубыми бусами. Около 1930 г.
Холст, масло. 91 х 71,8 см. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.

Double-sided Study of a Seated Nude. уголь, графит и гуашь на бумаге. 50 х 40 см. ЧС (540x700, 65Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Двухсторонний этюд обнаженной натуры.
Бумага, уголь, графит, гуашь. 50 х 40 см. Частное собрание.

1930 + Париж. Канал Сен-Мартен. (Частное собр, Москва) (700x562, 189Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Париж. Канал Сен-Мартен. 1930 г. Холст, масло. 73,7 х 90,7 см.
Частное собрание, Москва.

1930-е + Париж ночь. Бум, акв. . 34,9 х 47 см. ЧС (700x528, 99Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Ночной Париж. 1930-е гг. Бумага, акварель. 34,9 х 47 см. Частное собрание.

1930-е + Paris, Street Scene. Бум, гуашь. 34.1 by 50 cm. Сотбис НЙ 2008 (700x479, 122Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Париж, уличная сцена. 1930-е гг. Бумага, гуашь. 34,1 х 50 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2008 г.

1930-е + On the Boulevard. Paris. Х, м. 61 by 74 cm. Сотбис НЙ 2008. Прод. 349,000 USD. (700x579, 152Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). На бульваре. Париж. 1930-е гг. Холст, масло. 61 х 74 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2008 г. Лот продан за $349.000 дол.

1930-е + Парижский бульвар (700x507, 167Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Парижский бульвар. 1930-е гг. Холст, масло. 54 х 73 см. Частное собрание.

1929-1930 + Пейзаж с деревом и пароходом.  Холст, масло. Частное собрание, Москва. (700x610, 210Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Пейзаж с деревом и пароходом. 1929-1930 гг. Холст, масло.
Частное собрание, Москва.

1930-1940 + Paris Street Scene. Х, м. 52.7 cm x 71.8 cm. Музей 5 колледжей, США (700x527, 164Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Париж, уличная сцена. 1930-1940 гг. Холст, масло. 52,7 x 71,8 см.
Музей пяти колледжей, штат Массачусетс, США.

1929-1930 + Вид Сены с баржей и подъемным краном. Х, м. 60 х 73 см. ЧС, Москва (700x575, 104Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Вид Сены с баржей и подъемным краном. 1929-1930 гг. Холст, масло. 60 х 73 см.
Частное собрание, Москва.

1929-1931 + Париж. Раннее утро. Х, м. 58,3 х 72 см. ГМИИ им.Пушкина. ОЛК (700x577, 165Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Париж. Раннее утро. 1929-1931 гг. Холст, масло. 58,3 х 72 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1931 Художник Абрам Минчин (Париж) Х, м. 80,5х65 см. (Пензен. карт. галерея) (2) (558x700, 148Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Художник Абрам Минчин. Париж. 1931 г. Холст, масло. 80,5 х 65 см.
Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого.

Из письма Р. Фалька матери М.Б. Фальк, март 1929 г.: «Выставка моя открыта…Ведь всего две недели, как продолжалась выставка, а после этого можно сказать, какой это большой кусок моей жизни кончился. Пока я получил много комплиментов от очень авторитетных лиц. Есть несколько очень одобрительных критик. Знающие здешние обстоятельства люди говорят, что все это настоящий успех. Здесь не бывает, чтобы первая выставка сделала человека знаменитым. А положение добывается очень длительным пребыванием здесь…Здесь в общем совершенно безразлично, что я в Москве являюсь известным художником, у которого много работ в музеях...Критических отзывов было штук 15 и большинство благоприятные. Была одна ругательная критика, исключительно злобная в эмигрантской газете «Последние новости». Но не только мне попало, но и французскому критику (Вольдемару Жоржу), который «осмелился» для моего каталога предисловие написать».

1930-е 1931 Девушка в платье с кружевным воротником. Париж. (Предпол. Татьяна Яковлева, послед. возлюбл. Маяка). ГМИИ им. А.С.Пушкина (513x700, 106Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Девушка в платье с кружевным воротником. Париж. 1931 г.
(Предположительно это Татьяна Яковлева, последняя возлюбленная В.В. Маяковского).
Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1931-1932 Старуха в зеленом. Х, м. 98 х 79 см. Сумской ХМ, Укр (586x700, 135Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Старуха в зеленом. 1931-1932 гг. Холст, масло. 63,8 х 53,3 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930-е серед. Уличные музыканты.  Х.М. 64х98. ГТГ (700x578, 172Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Уличные музыканты. Середина 1930-х гг. Холст, масло. 64 х 98 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1931 Ярмарка в Париже.Фотоателье Фуар, Фотография. Холст, масло. 54x73. Собрание KGallery, СПб (700x515, 142Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Ярмарка в Париже. Фотоателье / Фуар, «Фотография». 1931 г. Холст, масло. 54 x 73 см.
Собрание KGallery, Санкт-Петербург.

1930-е Семья. Париж. Бум, акв, гуашь. ГМИИ РТ (700x554, 129Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Семья. Париж. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1930-е + Two Women Sitting Among Trees. Х, м. 60 by 73 cm. Сотбис НЙ 2009. Прод. 230.500 дол (2) (700x574, 238Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Две женщины, сидящие под деревьями. 1930-е гг. Холст, масло. 60 х 73 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2009 г. Лот продан за $230.500 дол.

1930 Пейзаж с деревьями. Бумага, гуашь. Частное собрание, Москва. (2) (700x515, 119Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Пейзаж с деревьями. 1930 г. Бумага, гуашь. Частное собрание, Москва.

1930 Букет (601x700, 195Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Натюрморт с букетом. 1930 г. Холст, масло.

1930-е Два букета. Х. на карт, м.72 by 91.5cm,   Сотбис Лондон 2019. Эстим. 180-250 тыс. фунтов (700x546, 184Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Два букета. 1930-е гг. Холст на картоне, масло.72 х 91,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 180.000 - 250.000 фунтов.

1930-е Натюрморт с перцем и горшочком. Х, м. 60 х 81 см. Аук МакДуглас Лондон 2021. Прод.£ 286 000 ф (700x520, 144Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Натюрморт с перцами и горшком. Середина 1930-х гг. Холст, масло. 60 х 81 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 286.000 фунтов.

Цветы в вазе (ГРМ или Частное собр, СПб.) (700x635, 185Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Цветы в вазе. Холст, масло. Частное собрание, Санкт-Петербург.

1930-е Ваза с фруктами. Париж. ЧС (700x568, 168Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Ваза с фруктами. Париж. 1930-е гг. Холст, масло. Частное собрание.

1930-1940-е Розовый букет, х., м. Гал. Мамонтовых (вопрос) (700x587, 180Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Розовый букет. 1930-1940-е гг. Холст, масло. Галерея Мамонтовых, Москва.

1931 Автопортрет в серой шляпе. Х, м. 65 х 54 см. МАГМА (557x700, 135Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Автопортрет в серой шляпе. 1931 г. Холст, масло. 65 х 54 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2008 г. Лот продан за $679.400 дол.
Ныне в собрании Музея искусства авангарда (МАГМА) в Москве.

Годы работы в Париже для эволюции художника стали решающими. Ему открылась во всём великолепии французская живопись: Ренуар, Дега, Мане, Домье, Коро и так далее. Формировалось новое видение света и цвета. Но если в Москве он уже был известным художником, то здесь он чувствовал себя новичком. Приходилось упорным трудом, «стиснув зубы», завоёвывать позиции. «Я решил быть терпеливым и во что бы то ни стало стать настоящим художником», – писал Фальк. Усилия его оказались небезуспешны. Он начал выставляться в частных галереях, затем в Осеннем салоне (1930, 1931, 1934 и 1935) и Салоне Тюильри (1934, 1935). Его заметила публика. Фальк познакомился с маршаном Амбруазом Волларом, обратившим внимание на опыты русского живописца и галеристом Жоржем Бернхеймом («Бернхейм у меня взял 5 холстов и ни одной акварели» - Р. Фальк). Вторая персональная выставка Фалька в Париже состоялось только в 1937 г. в Галерее Ван-Леер. Вот так и жил в Париже Фальк, материально себя обеспечивая только за счет продажи своих картин.

1930-е + A House Behind a Wall, Outskirts of Paris. Х, м. 60 by 74 cm. ЧС (700x574, 187Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Дом за забором, окраина Парижа. 1930-е г. Холст, масло. 60 х 74 см.
Частное собрание.

1930-е + Street Scene with Tree and Lamp Post. Х, м. 38 x 55 cm. ЧС (700x483, 150Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Уличная сцена с деревом и фонарным столбом. 1930-е гг. Холст, масло. 38 x 55 см.
Аукцион Gene Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2020 г.

1930-е + Paris Street Scene. Бум, гуашь. 37.5 by 48cm, Сотбис Лондон 2019 (700x549, 135Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Париж, уличная сцена. 1930-е гг. Бумага, гуашь. 37,5 х 48 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г.

1930-е + Pont Mirabeau, with the Eiffel Tower in the Background. Х, м. 50 by 65cm. Сотбис Лондон 2020 (700x539, 166Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Мост Мирабо с Эйфелевой башней на заднем плане. 1930-е гг.
Холст, масло. 50 х 65 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2020 г.

1930-е + Péniche sur la Seine. Бум, акв. 30,5 x 44 cм. ЧС (700x478, 148Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Баржа на Сене. 1930-е гг. Бумага, акварель. 30,5 x 44 cм. Частное собрание.

1930-е + view of paris. Бум, акв. 28.5 by 39.5 см Лондон 2007 (700x505, 123Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Парижский пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель. 28,5 х 39,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г.

1930-е + Vue de Paris la nuit. Бум, акв, гуашь. 32 x 44 cm. ЧС (700x509, 138Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Ночной Париж. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 32 x 44 см.
Частное собрание.

1930-е + Гуляющие на берегу Сены (700x441, 84Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Гуляющие на берегу Сены. 1930-е гг. Холст, масло. 50 х 80 см.
Аукцион Gene Shapiro Auctions LLC, Нью-Йорк, 2009 г.

1930-е + Городской пейзаж. Х, м. 54 х 64 см (700x576, 168Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Городской пейзаж (Маленький городок). 1930-е гг. Холст, масло. 54 х 64 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2005 г.

1930-е + Булонский лес. Бум, акв, гуашь. (Частное собр. А.Г. Габричевского) (700x518, 105Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Булонский лес. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. Частное собрание.
(Из собрания А.Г. Габричевского).

1930-е + Весна в Париже. Платаны на набережной. Х. м. 80 х 62 см. ЧС, Москва. (525x700, 159Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Весна в Париже. Платаны на набережной. 1930-е гг.
Холст, масло. 80 х 62 см. Частное собрание, Москва.

1930-е + Булонский лес. Бумага, гуашь, графитный карандаш. 46 × 34,6 см. Собр. О.С. Северцевой, Мск (524x700, 175Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Булонский лес. 1930-е гг. Бумага, гуашь, графитный карандаш.
46 х 34,6 см. Собрание О.С. Северцевой, Москва.

1930-е + В парке. Париж (489x700, 114Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). В парке. Париж. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь.
50,8 х 34,6 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2007 г.
Раиса Идельсон, фото (523x700, 56Kb)
Раиса Идельсон. Фотография 1935 г.

В Париже Фальк жил небогато. Он приехал туда с женой Раисой Идельсон*, нашел недорогую мастерскую, на всем экономил, давал частные уроки. Вел почти студенческое существование, хотя на тот момент ему уже было 42 года. Обедал один раз в день в кафе, завтракал и ужинал в гостинице, в номере, где была газовая плитка и море продуктов и зелени в ближайших лавках. Кстати, жена художника Раиса Идельсон вернулась из Парижа в Москву уже летом 1929 года, поскольку их недолгий брак распался.
*Раиса Вениаминовна Идельсон (1894-1972) - художница, поэт, ученица и жена Р.Р. Фалька в третьем браке
(1922-1929). В 2020 году в Москве вышел ее художественно-поэтический сборник «Безмолвный поэт», в который вошли стихотворения, которые эта прекрасная женщина писала всю жизнь, но никогда не публиковала, а также ее дневниковые записи, статьи и воспоминаний о ней.

1930-е Портрет Софьи Моисеевны Фальк. Бум, кар. 51х39 см. СОВКОМ, 2009 (537x700, 50Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Софьи Моисеевны Фальк. 1930-е гг.
Бумага, карандаш. 51 х 39 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2009 г.

1934 Портрет математика. 51 х 40 см. Russian Art Salon (400x525, 94Kb)1934 Портрет математика. Эскиз. Бум, паст. 51 х 41 см (390x525, 85Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). 1-2. Портрет математика. Эскиз. 1934 г. Бумага, пастель, графитный карандаш. 51 x 41 см. Аукционный дом Hermitage Fine Art, Монако, 2021 г. (Всего худ выполнил 6 эскизов к портрету, находящимся в Новосибирском ХМ)

1931-1934 Портрет молодого художника (Швед). Х. м. 71 х 59 см. Смоленский ХМ (588x700, 142Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет молодого художника (Швед). 1931-1934 гг.
Холст, масло. 71 х 59 см. Смоленский музей-заповедник.

1931 Танцующий индус. Париж. Муз Нов Иерусалим (454x700, 58Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Танцующий индус. Париж. 1931 г.
Бумага, цветные карандаши. Музей «Новый Иерусалим», Московская обл.

1930-е Портрет женщины в красном свитере. Париж. Бум. серая, паст. 55х47 см. ГТГ  (592x700, 112Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет женщины в красном свитере. Париж. 1930-е гг.
Бумага серая, пастель. 55 х 47 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Мне кажется, здесь голова у женщины не на месте, или мне так кажется...

1931 Портрет Габриэль. Аук МаеДуглас, Лондон, 2018. Эстим 90.000 £ - 120.000 £ (582x700, 116Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Габриэль. 1931 г. Холст, масло, 65,5 на 54,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2018. Лот продан за GBP 110.000 фунтов.
Габриэль Морье (1901 - ? ), медсестра, близкая подруга Р. Фалька в 1931-1932 гг.

1930-е Обнага. модель.Х, м. 80,1 х 64,5 см. Вологда ХМ (543x700, 143Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Обнаженная модель. 1930-е гг. Холст, масло. 80,1 х 64,5 см.
Вологодский музей-заповедник.
А здесь у этой модели что-то с фигурой не в порядке, мне так кажется.

ФОТО 1930-е Стоящая обнаженная боком (2-х сторон. П-т математика, 1934). Бум, пастель (526x700, 144Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Стоящая обнаженная боком. (Двухсторонняя картина.
На обороте «Портрет математика. Эскиз», 1934). 1930-е гг. Бумага, пастель. 51 х 40 см.
Аукционный дом Hermitage Fine Art, Монако, 2021 г.

1930-е Сидящая обнажённая. Париж. Муз Нов Иерусалим (700x550, 84Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Сидящая обнажённая. Париж. 1930-е гг. Рисунок. Музей «Новый Иерусалим»,
Московская область.

1920-е Обнага. Бумага, сепия, перо, пастель.26,8х54,8.СОВКОМ, 2010 (700x355, 66Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Обнаженная. 1920-1930-е гг. Бумага, сепия, перо, пастель. 26,8 х 54,8 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г.

1934 Обнага. Бум. на карт, гуашь, кар. 29.5 by 52.5cm, Сотбис Лондон 2014 (700x388, 73Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Обнаженная. 1934 г. Бумага на картоне, гуашь, карандаш. 29,5 х 52,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2014 г.

ФОТО 1923 Обнаженная. Бум, кар, тушь. ГМИИ РТ (700x473, 66Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Обнаженная. 1923 г. Бумага, карандаш, тушь.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1930-е Обнаженная в чулках, сидящая, подогнув под себя ноги (512x700, 69Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Обнаженная в чулках, сидящая, подогнув под себя ноги.
Двусторонняя картина, на обороте «Ночной вид Парижа с Эйфелевой башней».1930-е гг.
Бумага, темпера, гуашь. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл., 2014 г.

ФОТО 1922-1925 Эскиз женского костюма. Проститутка. Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). Ночь на старом рынке. ГЦТМ  (462x700, 134Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Проститутка. Эскиз костюма к спектаклю «Ночь на старом рынке».
Москва, Государственный еврейский театр (ГОСЕТ). 1922-1925 гг.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1931-1932 Обнажённая. Париж. Муз Нов Иерусалим (463x700, 85Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Обнажённая. Париж. 1931-1932 гг.
Музей «Новый Иерусалим», Московская обл.

1930-е Обнаженная. Париж (485x700, 62Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Обнаженная. Париж. 1930-е гг.
Бумага, черный карандаш, пастель. 56,2 х 39,2 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1930-е Р.Р. Фальк в Берлине (531x700, 65Kb)
Роберт Фальк в Берлине. Фотография 1930-е гг.

Франция ошеломила Фалька. В Париже он попал в другую действительность и получил все, о чем мечтал: никаких социальных обязательств, нет преподавательской деятельности, учеников, общественной нагрузки. Фальк начал как юный художник, которого никто не знает — но ему эту нравилось!
В 1930 году Фальк совершил поездку из Парижа в Берлин для оформления пьесы К. Гуцкова» Уриэль Акоста»в театре «Габима», постановщик Алексей Грановский.
В это время Фальк немного работал в кино: делал эскизы и декорации для фильма опять же А. Грановского «Тарас Бульба». Но ни декорации, ни эскизы не сохранились.

Афиша фильма «Тарас Бульба» (ее автор не Фальк) (502x700, 111Kb)
Афиша фильма «Тарас Бульба» (ее автор не Фальк). Режиссер А. Грановский. 1936 г.

1932 Повар. Х, м. 115×73 см. Собр. Чудновского, СПб (444x700, 132Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Повар. 1932 г. Холст, масло. 115 х 73 см.
Из собрания А.Ф. Чудновского. Ныне в коллекции KGallery, Санкт-Петербург.

1932 Женщина в красном. (Любовь Георгиевна Попеску). Х, м. 71 х 91 cm. Аук МакДуглас Лондон 2011 (700x556, 106Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Женщина в красном (Любовь Георгиевна Попеску). 1932 г.
Холст, масло. 71 х 91 см. Аукцион Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2011 г.
Л.Г. Попеску – одна из любимых натурщиц Фалька. О ней я уже упоминал в 1-й части моего поста
о Фальке по поводу пресловутой модели «Голая Валька».

1932 Женщина в синем берете. Портрет Л.Г.Попеску. Х, м. (Вологод. ХМ) (545x700, 105Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Женщина в синем берете. Портрет Л.Г. Попеску. 1932 г.
Холст, масло. Вологодский музей-заповедник.

1932-1933 Женщина в красном (Художник Любовь Георгиевна Попеску). Эскиз к карт Старухи. Одиночество, 1933. ГМИИ РТ (602x700, 149Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Женщина в красном (Любовь Георгиевна Попеску). 1932-1933 гг.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1929 Портрет Л.Г. Попеску. Бум, акв, белила. 55,5х48 см. Ульяновск ХМ (550x700, 109Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет Л.Г. Попеску. 1929 г. Бумага, акварель,
белила. 55,5 х 48 см. Ульяновский областной художественный музей.

1930-е + Вечер в городе (700x589, 144Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Парижская уличная сцена (Вечер в городе). 1930-е гг. Холст, масло. 40 х 50,2 см.
Аукционный дом Kamelot Auctions, Филадельфия, США, 2012 г.

1930-е + Канал Сен-Мартен, ПарижБум, гуашь.35 by 45cm ЧС (700x549, 101Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Канал Сен-Мартен, Париж. 1930-е гг. Бумага, гуашь. 35 х 45 см.
Частное собрание.

1930-е + Мост на окраине Парижа. KGallery (700x549, 170Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Мост на окраине Парижа. 1930-е гг. Холст, масло.
Собрание KGallery, Санкт-Петербург.

1930-е + Лодки в Марселе. Темпера. (Частное собр, Москва) (700x504, 102Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). В порту. Лодки в Марселе. 1930-е гг. Бумага, темпера.
Частное собрание, Москва.

1930-е Парусные лодки (700x495, 142Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Парусные лодки. 1930-е гг. Бумага, гуашь. 30,5 х 42,5 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2012 г.

1930-е + Мост через Сену в пасмурный день. Бум, кв, гуашь. (Част. собрание, Москва) (700x550, 123Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Мост через Сену в пасмурный день. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь.
Частное собрание, Москва.

1930-е + Ночная Сена. Бумага, гуашь, акварель. 38 × 15,5 см. ЧС, Москва (700x503, 93Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Ночная Сена. 1930-е гг. Бумага, гуашь, акварель. 38 х 15,5 см.
Частное собрание, Москва.

1930-е + Ночной вид Парижа с Эйфелевой башней (700x514, 81Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Ночной вид Парижа с Эйфелевой башней. Двусторонняя картина,
на обороте «Обнаженная в чулках, сидящая, подогнув под себя ноги». 1930-е гг.
Бумага, темпера, гуашь. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл. 2014 г.

1930-е + нач. Хмурое утро в Париже. Х, м. 73 х 60 см.ЧС, США (566x700, 123Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Хмурое утро в Париже. Начало 1930-х гг.
Холст, масло. 73 х 60 см. Частное собрание, США.

Парижское десятилетие (1928-1937) принесло художнику новые впечатления, новое душевное состояние, новую манеру и технику. Мастер открыл для себя воздушную технику акварели, требующую необычайной точности. Многие историки искусства полагают, что этот период стал вершиной творчества Роберта: «Именно здесь его кисть обрела особую зыбкость, воздушность, легкость».

1932 Девушка с попугаем (И.Б.Агапьева-Соколова, Париж) Х, м. 92 х 72 см. Донецкий худ. музей (530x700, 106Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Девушка с попугаем (И.Б. Агапьева-Соколова, Париж). 1932 г.
Холст, масло. 92 х 72 см. Донецкий республиканский художественный музей, ДНР.

На картине «Девушка с попугаем» изображена Ирина Агапьева-Соколова, парижская знакомая Роберта Фалька. Близкая знакомая – Фальк отличался повышенной слабостью к женскому полу. Ирина пришла к художнику, она была одета в красный с синим пуловер, и Фальк пожелал немедленно писать её. Роберт Фальк закончил портрет за несколько сеансов, что было ему не свойственно – он не из тех, кто «подошел к холсту и написал». Основное ощущение от картины – мягкость, гармония, умиротворение и свойственное полотнам парижского периода ощущение легкой грусти и томления.

1932 Девушка в синем платье. Эскиз к картине «Девушка с попугаем».Б., аквар. 23х16,6 см. (Донецкий ХМ) (592x700, 105Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Девушка в синем платье. Эскиз к картине «Девушка с попугаем».
1932 г. Бумага, акварель. 23 х 16,5 см. Донецкий республиканский художественный музей, ДНР.

1932 Девушка, лежащая на тахте (Ирина Анапьева-Соколова). Х, м. 83,8х117 см. Киргизский ХМ, Бишкек. (700x488, 172Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Девушка, лежащая на тахте (Ирина Агапьева-Соколова). 1932 г. Холст, масло.
83,8 х 117 см. Киргизский национальный музей изобразительных искусств им. Г. Айтиева, Бишкек.

1930-е + Париж в сумерках. 16x20 см. (700x536, 174Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Париж в сумерках. 1930 г. Холст на картоне, масло. 40,6 х 50,8 см.
Russian Art Salon.

1930-е + Ночной ПАриж. Бумага, гуашь, акварель, тушь, перо. 41,5 × 33. Частное собрание, Москва (573x700, 134Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Ночной Париж. 1930-е гг. Бумага, гуашь, акварель,
тушь, перо. 41,5 х 33 см. Частное собрание, Москва.

1930-е + Париж. Триумфальная арка. Акварель (700x602, 146Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Париж. Ворота Сен-Мартен. 1930-е гг. Бумага, уголь, гуашь. 42,5 х 48,8 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2018 г.

1930-е + Париж. Трокадеро Серая бумага, гуашь, акварель. 31,9 × 41 см (700x541, 120Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Париж. Трокадеро. 1930-е г. Серая бумага, гуашь, акварель. 31,9 х 41 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1930-е + Парижский пейзаж с мостом-виадуком (700x538, 119Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Парижский пейзаж с мостом-виадуком. 1930-е гг.

1930-е + Парижский бульвар (700x507, 167Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Парижский бульвар. 1930-е гг. Холст, масло. 54 х 73 см.
Аукцион MacDougall Arts Ltd., Лондон, 2008 г.

1930-е + Парижский пейзаж. Х, м. 59.7 cm x 80 cm. Музей 5 коллджей, США (700x520, 153Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Парижский пейзаж. 1930-е гг. Холст, масло. 59,7 x 80 см.
Музей пяти колледжей, штат Массачусетс, США.

1930-е + Парижский пейзаж Бумага, акварель. 46х56 см. KG Галерея, СПб (700x567, 142Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Парижский пейзаж. 1930-е гг. Бумага, акварель. 46 х 56 см.
Собрание KGallery, Санкт-Петербург.

1930-е + Парижское кафе под тентом. Бумага, акварель, гуашь. 47 × 63 Частное собрание, Париж П (700x553, 122Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Парижское кафе под тентом. 19330-е г. Бумага, акварель, гуашь. 47 х 63 см.
Частное собрание, Париж.

1930-е + Велосипедист у бара. Бум, гуашь. 43 х 55,8 см. Частное собр, Москва (700x546, 147Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Велосипедист у бара. 1930-е гг. Бумага, гуашь. 43 х 55,8 см.
Частное собрание, Москва.

1931 Автопортрет с африканской скульптурой. Х, м. 100 х 65 см. ГМИИ Грузии, Тбилиси (458x700, 127Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Автопортрет с африканской скульптурой. 1931 г.
Холст, масло. 100 х 65 см. Государственный музей искусств Грузии, Тбилиси.

Несмотря на все обаяние Парижа и отсутствие обязательств, Фальк столкнулся со сложностями. Нужно налаживать со всеми отношения и обрастать новыми связями. Для этого надо ждать часами в кафе нужных людей, тратить время на встречи. Это раздражает: «Не хватает времени на главное — рисование».
Писать тоже сложно. В Париже абсолютно новые оптические эффекты, определенные атмосферные характеристики: много оттенков серого, дымчатость, прозрачность, влажность. Необходимо «приучить», «воспитать» глаз.

1932 Портрет мисс Алисы Доллар. Х, м. 65 x 54 cm. ЧС 2 (579x700, 117Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет мисс Алисы Доллар. 1932 г.
Холст, масло. 65 x 54 см. Аукцион Bonhams, Лондон, 2012 г.
Лот продан за GBP 253.250 фунтов.

ФОТО 1932 Девушка в красном. Волгоград ХМ (525x700, 102Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Девушка в красном. 1932 г. Бумага, акварель, гуашь.
Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

1932 Женщина в голубом. Х, м. 72.5 x 59 cm. Сотбис Лондон 2012 (568x700, 77Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Женщина в голубом. 1932 г. Холст, масло. 72,5 x 59 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2012 г.

1930 Булонский лес зимой (535x700, 131Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Булонский лес зимой. 1930 г. Бумага, акварель, гуашь.

1930-е + Городской пейзаж (476x700, 121Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Городской пейзаж. 1930-е гг. Холст, масло.
61 х 41,9 см. Частное собрание.

1930-е + Южный пейзаж. (Собр. Автобанка, Москва) (700x554, 156Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Южный пейзаж. 1930-е гг. Холст, масло. 68 х 95 см. Собрание Автобанка, Москва.

1930-е + Дом в долине. Х, м. 40 х 48,5 см (700x580, 129Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Дом в долине. 1930-е гг. Холст, масло. 40 х 48,5 см.

1930-е + Пейзаж французской провинции (700x577, 126Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Пейзаж французской провинции. 1930-е гг. Холст, масло. 56 × 65,4 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2006 г.

1930-е + Гора сен Виктуар. Бум, гуашь. ГМИИ РТ (700x553, 116Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Гора Сен-Виктуар. 1930-е гг. Бумага, гуашь.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.

1932 + Гора Сент-Виктуар (Экс. Дорога Сезанна). Х, м. 53,7 х 65,7 см. ГМИИ им.Пушкина (700x571, 158Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Гора Сент-Виктуар (Экс. Дорога Сезанна). 1932 г. Холст, масло. 53,7 х 65,7 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1931 + Пригород, недалеко от Парижа. Бум. на карт, гуашь, кар. 30.8 by 41.6 cm. Сотбис НЙ 2011 (700x519, 89Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Пригород близ Парижа. 1931 г. Бумага на картоне, гуашь, карандаш. 30,8 х 41,6 см.
Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2011 г.

1930-е + Сумерки на Сене (700x571, 132Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Сумерки на Сене. 1930-е гг. Бумага на картоне, акварель, гуашь 39,5 х 48 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

В Париже все решает художественный рынок. Работы нужно продавать. А для этого нужно работать и в каждой созданной работе быть похожим на себя. Из письма Р. Фалька руководству ВХУТЕИНА от 1929 г.: «Я в Париже первый раз. И должен сказать, сильно разочарован. Здесь определенный упадок искусства. Особенно если сравнивать с теми французскими мастерами XIX века, которые висят в здешних музеях…Я думаю о Жерико, Делакруа, Курбе и Мане. Но то, что сейчас делается – это скорее игра в игрушки, чем работа, чем жизнь в искусстве. Но, правда, нужно признаться, что иногда встретишь такие полотна, по которым видно, что былая пластическая мощь еще существует. Например, есть такой прекрасный мастер, как Segonzac (Андре де Сегонзак, 1884-1974). Глядя отсюда на наших московских художников, они представляются мне гораздо сильнее и доброкачественнее, чем до поездки сюда».

1930-е Мужской портрет (Аукцион) (532x700, 152Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Мужской портрет. 1930-е гг. Холст, масло. 48,7 х 37,4 см.
Аукцион Artkapital, Киев, 2013 г.

1930-е Мужской портрет. Карт. на холсте 36×29 см. (525x700, 119Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Мужской портрет. 1930-е гг. Холст на картоне, масло.
36 х 29 см. Частное собрание.

1930-е + Улица Парижа (537x700, 168Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Улица Парижа. 1930-е гг.

1930-е + Улица в Париже. Бумага, акварель, гуашевые белила. 37,8 × 49 Частное собрание, Москва  (700x539, 181Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Улица в Париже. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашевые белила. 37,8 х 49 см.
Частное собрание, Москва.

1931-1934 + Кафе на углу. ЧС, Мск (700x576, 153Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Кафе на углу. 1931-1934 гг. Частное собрание, Москва.

1932 + A pair of street scenes, Paris. Бум, акв,  гуашь. 37.1 x 45.7 cm. ЧС (700x575, 110Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Уличная сцена, Париж. 1932 г. Бумага, акварель, гуашь. 37,1 x 45,7 см.
Частное собрание.

1931-1934 + Ветреный день. Пейзаж с бурым небом. Париж. ЧС (560x700, 145Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Ветреный день. Пейзаж с бурым небом. Париж.
1931-1934 гг. Холст, масло. Частное собрание, Москва.


1930-е Роберт Фальк на пленэре. Франция,  (558x700, 130Kb)
Роберт Фальк на пленэре. Франция. Фотография 1930-е гг.

Фальк так и не смог стать частью богемы, ему был совершенно чужд увеселительный дух шумных компаний. Поэтому большинство парижских картин Фалька наполнены ощущением тоски и одиночества. Из письма Р.В. Идельсон (1931г.): «Я на самом деле только теперь стал понимать, что по здешним условиям с моими старыми работами нельзя было ни на какой практический успех рассчитывать. Здесь никак не принимают работы очень темные и тяжелые. Мои работы сейчас светлые легкие. Если бы я того сам желал, то я мог бы их довести до легкости Рауля Дюфи или Матисса. Но мне этого, конечно, не хочется. Для меня очень заманчива «легкая тяжесть» старых работ Мориса Утрилло».

1932 Девочка с мишкой (Маленькая Рашель Розенталь с игрушкой). Х, м. 80 х 61 см. ЧС, Израиль (578x700, 136Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Девочка с мишкой (Маленькая Рашель Розенталь с игрушкой).
1932 г. Холст, масло. 80 х 61 см. Частное собрание, Израиль.

1932 Портрет старухи. (Сумской ХМ) (540x700, 155Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет старухи. 1932 г. Холст, масло.
Сумской областной художественный музей им. Н.Х. Онацкого, Украина.

1932-1933 Портрет женщины в сиреневой кофте. Х, м. 92 х 60 см. Новгородский музей-заповедник (454x700, 111Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Портрет женщины в сиреневой кофте. 1932-1933 гг.
Холст, масло. 92 х 60 см. Новгородский музей-заповедник.

1932 Пейзаж в Эксе. Холст, масло. Гос. Русский музей. (700x556, 196Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Пейзаж в Эксе (В некоторых случаях название переводят как «Пейзаж в Ейске»).
1932 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1932 Южный пейзаж (Долина стражей). Х, м. 59,5 х 79 см. ЧС, Европа (700x531, 185Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Южный пейзаж (Долина стражей). 1932 г. Холст, масло. 59,5 х 79 см.
Частное собрание, Европа.

1932 Прогулка на родине Сезанна. Х, м. 73 х 53 см. ЧС, Москва (511x700, 150Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Прогулка на родине Сезанна. 1932 г.
Холст, масло. 73 х 53 см. Частное собрание, Москва.

Фальк любил Париж и много писал его, но, подобно И.Г. Эренбургу («Мой Париж»), у него был «свой» Париж – Париж бедных кварталов и мрачных домов. В них он ощущал душу города. У Фалька трудно найти светлые, солнечные пейзажи, ему ближе «серебристая гамма пасмурного дня». В его парижских пейзажах сквозь сумрачную серую дымку можно видеть едва пробивающийся прозрачный, мерцающий свет, передающий ощущение тревоги и надежды. Даже его среднеазиатские пейзажи не несут в себе экзотической яркости красок, не передают ощущения зноя. В них есть сдержанное цветовое и композиционное равновесие, создающее ощущение покоя и мудрости Востока.

1932-1934 Л.М. Эренбург-Козинцева. Х, м. 96-64 см. ЧС (451x700, 143Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Л. М. Эренбург-Козинцева, портрет жены писателя
Ильи Эренбурга. Париж. 1932-1934 гг. Холст, масло. 96 х 64 см. Частное собрание.

В Париже Фальк опекал двух молодых художниц: Татьяну Верховскую (в замужестве Гиршфельд) и Любовь Козинцеву, жену Эренбурга (и сестру кинорежиссёра Григория Козинцева). Иногда они работали вместе, по воспоминаниям Верховской в 1935 году Фальк предложил ей и Козинцевой писать у него в мастерской этюды с обнаженной модели. С самим Эренбургом Фальк познакомился тоже в Париже в начале 1930-х гг.
(Подробнее о художнике Л.М. Козинцевой-Эренбург см. мой пост)

1932-1934 Л.М. Эренбург-Козинцева. Темпера (381x700, 103Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Л. М. Эренбург-Козинцева. Эскиз.
Париж. 1932-1934 гг. Бумага, темпера. Частное собрание.

1932-1933 Пейзаж с рекламой. Париж Х, м. 63 х 80 см. Запорож. худ. музей (700x548, 206Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Пейзаж с рекламой. Париж. 1932-1933 гг. Холст, масло. 63 х 80 см.
Запорожский областной художественный музей, Украина.

1932-1935 Мост в Париже (700x559, 120Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Мост в Париже. 1932-1935 гг. Бумага на доске, акварель. 35,5 × 46 см.
Частное собрание.

1930-e серед. Тополя и дом с розовой крышей. Бум, акв, гуашь, бел. 50 х 37 см. Аук. дом КабинетЪ, 2024 (518x700, 121Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Тополя и дом с розовой крышей. Середина 1930-х гг. Бумага, акварель,
гуашь, белила. 50 х 37 см. Аукционный дом «КабинетЪ», Московская обл, 2014 г.

1932 Фрукты на столе. Х, м. 58 х 91 см. ЧС, СПб (700x455, 134Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Фрукты на столе. 1932 г. Холст, масло. 58 х 91 см.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

1930-е Пикник.  Холст, масло. 97,5 × 146 см. Частное собрание. (700x461, 155Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Пикник. 1930-е гг. Холст, масло. 97,5 × 146 см. Частное собрание.

1932 Красные перцы и розовая пиала. Холст, масло. ГМИИ им. А.С.Пушкина. (700x516, 151Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Красные перцы и розовая пиала. 1932 г. Холст, масло.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Отдел личных коллекций.

1932-1933 Натюрморт с крабом. Холст, масло. Частное собрание, Москва. (700x498, 170Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Натюрморт с крабом. 1932-1933 гг. Холст, масло. Частное собрание, Москва.

1932-1933 Натюрморт с креветками и раковинами. Холст, масло. Частное собрание, Москва. (700x544, 173Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Натюрморт с креветками и раковинами. 1932-1933 гг. Холст, масло.
Частное собрание, Москва.

1931 Still Life with Bust and African Sculpture. Х, м. 90 by 70.5 cm. Сотбис НЙ 2007. Прод. 712,000 USD (549x700, 111Kb)
Р.Р. Фальк (1886-1958). Натюрморт с бюстом и африканской скульптурой.
1931 г. Холст, масло. 90 х 70,5 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 2007 г.
Лот продан за $712.000 дол.

1930-е серед. Роберт Фальк за работой в парижской мастерской (700x545, 129Kb)
Роберт Фальк за работой в парижской мастерской. Фотография, середина 1930-х гг.

Живя в Париже, Роберт Фальк поддерживал отношения с русскими художниками и выходцами из России - Хаимом Сутиным, Иваном Пуни, Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой.

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 476-478, 498-499.

1981 Фальк  Р.Р. «Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике». (440x700, 126Kb)
Г.Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике.
Составление и примечания А.В. Щекин-Кротовой. Москва,
Издательство «Советский художник», 1981 г. – 256 стр., илл.

Роберт Фальк - авангардист непростой судьбы



(Продолжение следует)


Рубрики:  Художники русского авангарда
Художники русского авангарда
Бубновый валет
Живопись
Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

Чтобы_помнили   обратиться по имени Суббота, 09 Июля 2022 г. 14:44 (ссылка)
Спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку