-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей: 1219
Комментариев: 935
Написано: 2724


МЭТРЫ СЮРРЕАЛИЗМА – НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖНИК МАКС ЭРНСТ / MAX ERNST (1891-1976), ЧАСТЬ I

Суббота, 11 Декабря 2021 г. 22:00 + в цитатник
1920 Макс Эрнст — мастер сновидений (446x700, 92Kb)
Макс Эрнст. «Удар кулаком», или «Цезарь Буонаротти». 1920 г.
Фотоколлаж, гуашь, тушь на фотографии. 17,6 x 11,4 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

Макс Эрнст (1891-1976) – немецкий, французский и американский художник-сюрреалист, скульптор и поэт, значимая фигура в мировом авангарде XX века. Уроженец Германии Макс Эрнст был провокатором, шокирующим художником-новатором, который использовал свое бессознательное для создания сказочных образов, высмеивающих социальные условности. Участник Первой мировой войны, Эрнст оказался глубоко травмированным и очень критически настроенным по отношению к западной культуре. Эти заряженные чувства напрямую повлияли на его видение современного мира как иррационального, идея, которая стала основой его произведений искусства.


1900-е Родной дом Макса Эрнста в Брюле (700x525, 150Kb)
Родной дом Макса Эрнста в Брюле, Германия.

Макс Эрнст (нем. Max Ernst) родился 2 апреля 1891 года в Германии в небольшом городке Брюле (Северный Рейн-Вестфалия) на Шлоссштрассе в католической семье учителя в школе для глухонемых детей и художника-любителя Филиппа Эрнста. Мать - Луиза Эрнст, урожд. Копп. В семье было девять детей. Макс быть третьим ребенком. У него был брат Карл и сёстры Эмили, Луиза, Элизабет и Аполлония. Пятая сестра, Мария, умерла в возрасте шести лет. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца.
С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Мальчик был поражён великолепием природы: «…Большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». В детстве он проводил много времени на природе и впоследствии часто возвращался в своих работах к теме леса и флоры. В 1906 году, в ночь, когда родилась младшая сестра Эрнста, Аполлония, умер его любимый попугай. Единовременность этих двух событий поразила подростка, он был уверен, что родившийся ребёнок забрал у птицы жизненную искру. Это событие оставило большой отпечаток на творчестве художника, он неоднократно изображал людей в виде птиц.

1908 Bildnis von Hedwig Hackenberg. Х, м. 36.5 x 54 cm. Сотбис Лондон 2017 (700x470, 88Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Портрет Хедвиг Хакенберг. 1908 г. Холст, масло. 36,5 x 54 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2017 г.

1909 Солнечный пейзаж. Х, м. 80 x 60 cm (590x700, 207Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Солнечный пейзаж. 1909 г. Холст, масло. 80 x 60 см.

1909 Untitled. Х, м.  (511x700, 250Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1909 г. Холст, масло.

1910 Portrait Karl Henk. Х, м. 31 х 23 см. ЧС  (522x700, 185Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Портрет Карла Хенке. 1910 г. Холст, масло. 31 х 23 см.
Частное собрание.

1911 Der See Bethesda. Бум, акв. Universitäts- und Stadtbibliothek Köln, Sammlungskontext Sammlung Kasimir Hagen (510x700, 128Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Озеро Бетесда. 1911 г. Бумага, акварель.
Университетская и городская библиотека Кёльна, собрание Казимира Хагена.

1912 Feldarbeit an der Parkmauer in Brühl (700x558, 172Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Полевые работы в парке Брюля. 1912 г. Картон, масло. 36,5 х 45 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г. Картина продана за GBP 73.250 фунтов.

1913 Crucifixion. Масляная краска, картон, ДСП. oil on canvas.67.5 x 80 cm .. Музей Людвига, Кёльн (570x700, 182Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Распятие. 1913 г. Картон, масло. 50,5 х 43 см.
Музей Людвига, Кёльн.

1914 Crucifix 2 (489x700, 176Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Распятие. 1914 г. Холст, масло. 55 х 38 см.
Музеи Ватикана, Рим.

1913 Immortality. 80 x 54 cm. oil on canvas.67.5 x 80 cm Кёльн (474x700, 212Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Бессмертие. 1913 г. Холст, масло. 80 x 54 cм.

1913 Szene im Park [Park scene] (700x553, 129Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Сцена в парке. 1913 г.

1916 Laon. Х, м. 65,5 x 100,5 cm. Музей Людвига, Кёльн (700x454, 135Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Город Лаон, Франция. 1916 г. Холст, масло. 65,5 x 100,5 см.
Музей Людвига, Кёльн.

1916 Towers, Х, м. 60 x 43 cm. Нац гал Шотл, Эдинбург. (505x700, 134Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Башни. 1916 г. Холст, масло. 60 x 43 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

1896 Филипп Эрнст Макс Эрнст в образе младенца Иисуса (401x700, 71Kb)
Филипп Эрнст (1862-1942). Макс Эрнст в образе младенца Иисуса. 1896 г.

В 1897-1908 годы Макс Эрнст посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. В 1909 он поступил в Боннский университет на факультет философии для изучения классической филологии, философии, психологии и истории искусств в угоду родителям, которые прочили ему карьеру преподавателя. Он особенно интересовался психологией и теориями Зигмунда Фрейда. Его глубоко тронули картины, написанные пациентами в некоторых местных психиатрических больницах Бонна. Именно с этого времени у Эрнста появился интерес к работе подсознания на протяжении всей своей жизни. Он уделял большое внимание картинам и скульптурам резидентов госпиталя и даже хотел написать книгу об искусстве душевнобольных.

1917 Композиция, 14×22 см (700x463, 112Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Композиция. 1917 г. Бумага, гуашь, акварель. 14 х 22 см. Частное собрание.

1917 Fish fight. Х, м.  (700x481, 158Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Битва рыб (1). 1917 г. Холст, масло.

1917 Mondfische  (Kampf der Fische) (700x487, 154Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Битва рыб (2). 1917 г. Холст, масло. Музей Макса Эрнста, Брюль,
собрание Даллас Эрнст.

1917 Sieg der Spindel. Бум, акв. ЧС, Муахардт (468x700, 141Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Победа веретена. 1917 г. Бумага, акварель.
Частное собрание, г.Мурхардт, Германия.

1918 Jean Cocteau (499x700, 82Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Эскиз костюма к балету «Парад» на либретто
Жана Кокто. Музыка Эрика Сати, хореография Леонида Мясина.
«Русские сезоны» С. Дягилева. 1917-1918 гг.

1919 Шляпа в руке, шляпа на голове. Карт, м. 36.8 x 29.2 cm. Нац гал Шотл, Эдинбург (554x700, 186Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Шляпа в руке, шляпа на голове. 1919 г.
Картон, масло. 36,8 x 29,2 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

1919 Das Leben im Haus. Х, м. 36 x 28 cm. Нац гал, Прага (544x700, 118Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Жизнь в нашем доме. 1919 г. Холст, масло. 36 x 28 см.
Национальная галерея, Прага.

1919 OHNE TITEL (UNTITLED) Карт, м. 35,8 x 28,5 cm; Сотбис Париж 2020  (559x700, 188Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1919 г. Картон, масло. 35,8 x 28,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2020 г.

1919 Семейная прогулка,  Oil on canvas. 36 x 26 cm. Narodni Gallery, Prague, Czech Republic. (492x700, 125Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Семейная прогулка. 1918 г. Холст, масло.
36 x 26 см. Национальная галерея, Прага.

1919 Pferd und Kühe [Horse And Cows] (700x499, 143Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Лошадь и коровы. 1919 г. Картон, масло. 37 х 51 см.

1919 Paesaggio (Città con animali) Мешковина, масло. 66.6 x 62.3 cm. Музей С.Гуггенхейма, НЙ, кредит у Пегг в Венеции (654x700, 245Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Пейзаж (Город с животными). 1919 г. Мешковина, масло. 66,6 x 62,3 см.
Коллекция Пегги Гуггенхейм, Венеция.

1919 Aquis submersus. oil on canvas. 54 x 43.8 cm. Städelsches Kunstinstitut und Städtische Galerie, Frankfurt-on-Main, Germany. (566x700, 188Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Он утонул в воде (лат. Aquis submerses). 1919 г.
Холст, масло. 54 x 43,8 см. Штеделевский художественный институт
и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.

1919 Justitia or Metzgerladen (534x700, 163Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Юстиция, или Мясная лавка. 1919 г.
Холст, масло. 55,7 x 42,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г.
Картина продана за GBP 362.500 фунтов.

1919 Holoëder sulfate... (700x497, 179Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Два сульфата голоэдра, силикаты, пикастраты и близнецы после моего выбора
палочками для еды. 1919 г. Бумага, гуашь, тушь, карандаш, коллаж. 14,3 x 21,4 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г. Картина продана за GBP 313.250 фунтов.

1919 Fruit of a Long Experience. Painted wood relief. 45.7 x 38 cm. Private collection. (581x700, 147Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Плоды долгого опыта. Рельеф из раскрашенного дерева.
1919 45,7 x 38 см. Частное собрание.

1909 Автопортрет, 90×60 см (2) (458x700, 107Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Автопортрет. 1909 г. Холст, масло. 90 х 60 см.
Музей Макса Эрнста, Брюль.

В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Он подружился с поэтом Иоганном Кулеманном, боннским художниками-экспрессионистом Августом Макке (в 1914 он погибнет на фронте в 27 лет), Паулем Адольфом Зеехаусом, Генрихом Кампендонком, психологом Карлом Оттеном. В своих биографических заметках Макс Эрнст так писал о своих университетских годах: «Подросток с жаждой знаний избегает любого типа знаний, которые могут привести к заработку. Напротив, он предаётся занятиям, расцениваемым его профессорами пустыми, из которых самое важное - живопись». В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Однако вскоре он почувствовал недостаток теоретических знаний и стал посещать университетские лекции по искусству. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). С тех пор лекции по философии служили лишь ширмой для получения финансовой помощи от родителей.

1919 Ambiguous Figures  (1 copper plate, 1 zinc plate, 1 rubber cloth...). collage, gouache, indian ink, paper.) (486x700, 183Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Неопределенные фигуры (1 медная пластина,
1 цинковая пластина, резиновая ткань ...). 1919 г. Бумага, гуашь, тушь, коллаж.

1919-1920 La grande roue qui font l'amour sur mesure. Карандаш, тушь, акварель, бумага, фротаж35,5 x 22,5 cm. ЧС, Париж (480x700, 96Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Колесо обозрения, которое занимается любовью…
1919-1920 гг. Карандаш, тушь, акварель, бумага, фроттаж. 35,5 x 22,5 см.
Частное собрание, Париж.
Фротта́ж (фр. Frottage) - техника живописи, изобретенная Максом Эрнстом. Создается путем переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша.

1919-1920 Mehrdeutige Figur (figure ambiguë). Коллаж. Hamburger Kunsthalle, (537x700, 123Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Неоднозначная фигура. 1919-1920 гг. Бумага, коллаж.
Кунстхалле, Гамбург.

1919-1920 Self-Constructed Little Machine (473x700, 106Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Самодельная маленькая машинка.
Эскиз. 1919-1920 гг.

1919-1920 Little Machine Constructed by Minimax Dadamax in Person.Бумага, ручная печать (), Карандаш, тушь, акварель, гуашь. 49.4 x 31.5 cm. Музей Пегги Г. Венеция. (437x700, 114Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Маленькая машинка, сконструированная Minimax
Dadamax лично. 1919-1920 г. Бумага, ручная печать, тушь, акварель,
гуашь, карандаш. 49,4 x 31,5 см. Коллекция Пегги Гуггенхейм, Венеция.

1920 Chilisalpeterlein. Бум, каран, тушь, акв, гуашь, клише, фротаж39 x 32,5 cm. ЧС (457x700, 85Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Chilisalpeterlein. 1920 г. Бумага, тушь,
акварель, гуашь, карандаш, фроттаж. 39 x 32,5 см.
Частное собрание

1920 Katharina Ondulata (Завитая картина). Бум, гуашь, тушь, кар. 31.5 x 27.5 cm. Нац гал Шотл (574x700, 209Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Katharina Ondulata (Завитая картина). 1920 г. Бумага, гуашь,
тушь, карандаш. 31,5 x 27,5 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

1920 Hydrometric Demonstration (509x700, 200Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Гидрометрическая демонстрация при
номинальной температуре. 1920 г.

1920 Le Limacon de chambre. Tempera, goache, ink, pencil, collage on paper. 31.2 x 22.2 cm. Private collection. (2) (528x700, 166Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Патронник (Le Limacon de chambre). 1920 г.
Бумага, темпера, гуашь, тушь, карандаш, коллаж. 31,2 x 22,2 см.
Частное собрание.

1920 Без названия. Gouache, Chinese ink and pencil on cardboard. 30 x 25 cm. Private collection. (582x700, 184Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1920 г. Картон, гуашь, китайская тушь,
карандаш. 30 x 25 см. Частное собрание.

1920 Шляпа делает человека. Бум. на карт, гуашь  35.2 x 45.1 cm (МоМА, Нью-Йорк) (700x545, 147Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Это шляпа, которая делает мужчину. 1920 г. Бумага на картоне, гуашь.
35,2 x 45,1 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1920 Progetto di manifesto Collage (546x700, 171Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Эскиз плаката. 1920 г. Бумага, коллаж.

1920 Без названия. Гуашь, тушь, карандаш17 x 18,7 cmAmsterdam, Stedelijk Museum Amsterdam (700x686, 105Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1920 г. Бумага, гуашь, тушь, карандаш. 17 x 18,7 см.
Городской музей Амстердама.

1920 Senza titolo (700x521, 185Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1920 г. Холст, масло.

1909 Max Ernst im Brühler Schlosspark, 1909 г (700x579, 110Kb)
Макс Эрнст в Дворцовом парке Брюля на этюдах. Фотография 1909 г.

В 1912 году Макс Эрнст отправил несколько работ на небольшие выставки в Бонне и Кёльне и написал несколько статей в журнал «Der Volksmund», в которых защищал идеалы «Молодого Рейнланда». В них он насмехался над художественными критиками, оперировавшими понятиями «мастерство» и «вкус» для оценки искусства. Летом следующего года его работы были представлены на выставке «Рейнские экспрессионисты» в Бонне, а в сентябре - в «Первом немецком осеннем салоне» в Берлине.
В 1913 году Август Макке познакомил его с Робером Делоне и Гийомом Аполлинером. Тогда же он совершил поездку в Париж. В 1914 году в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, который был на пять лет старше его, и подружился с ним на всю жизнь.

1920 Pleiades-pubertaet Приближение половой зрелости или Плеяды. Mixed media on paper, mounted on Cardboard. 24.5 x 16.6 cm. Private collection. (494x700, 180Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Плеяды, или Приближение половой зрелости. 1920 г.
Бумага, коллаж. 25 х 18 см. Частное собрание.

1920 Above the clouds collage on paper.  Private Collection. (481x700, 216Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Над облаками. 1920 г. Бумага, коллаж.
Частное собрание.

1920 Cormorants. Бум, коллаж.  (556x700, 235Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Бакланы. 1920 г. Бумага, коллаж.

1920 Un peu malade le cheval patte pelu. Б. на рарт, гуашь, коллаж. 16 x 23 cm. GAM - Galleria Civica d'arte Moderna e Contemporanea, Turin, Italy. (700x471, 127Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Маленькая хромая лошадка. 1920 г. Бумага на картоне, гуашь, коллаж. 16 x 23 см.
Галерея современного искусства, Турин, Италия.

1920 Дада-Гоген, 30×40 см (700x513, 189Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Дада Гоген. 1920 г. Бумага, гуашь, тушь. 30,3 х 40 см. Институт искусств, Чикаго.

1920 Stratified Rocks, Nature's Gift of Gneiss Lava Iceland Moss. Бумага на картоне, гуашь, карандаш.19.1 x 24.1 cm.. МОМА (2) (700x545, 195Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Многослойные природные камни из гнейсовой лавы, покрытые исландским мхом.
1920 г. Бумага на картоне, гуашь, карандаш. 19,1 x 24,1 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1920 The song of the fleshCollage with fragments of photographs, gouache and pencil on card. 12х 21 см. Центр Помпиду (700x405, 140Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Песня плоти. 1920 г. Коллаж с фрагментами фотографий, гуашь, карандаш
на открытке. 12 х 21 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

1920 La chambre à coucher de Max Ernst cela vaut la peine d’y passer une nuit. Collage 16.3 x 22 cm. ЧС (700x391, 169Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). В спальне Макса Эрнста стоит провести ночь. 1920 г. Бумага, коллаж. 16,3 x 22 см.
Частное собрание.

1920 Untitled (Otto Flake) (392x700, 157Kb)
Макс Эрнст (1891-1976), Луиза Штраус-Эрнст (1893-1944). Без названия
(Августин Томас и Отто Флаке). 1920 г. Бумага, коллаж. 23 х 13,5 см.
Музей Шпренгеля. Ганновер, Германия.

1920 The Chinese Nightingale (2) (500x700, 195Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Китайский соловей. 1920 г. Бумага, тушь,
фотоколлаж. 12,2 × 8,8 см. Музей Гренобля, Франция.

1920 Switzerland, Birth-Place of Dada (602x700, 220Kb)
Макс Эрнст (1891-1976), Ханс Арп (1866-1966). Картина физиопатологического
наводнения, или Швейцария - место рождения Дада. 1920 г. Бумага, коллаж.

1920 Без названия. Бум, гуашь, каран. ЧС, Цюрих (516x700, 190Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1920 г. Бумага, гуашь, карандаш.
Частное собрание, Цюрих.

1914-1918 Эрнст в Армии (444x700, 67Kb)
Макс Эрнст в униформе. Фотография 1914-1918 гг.

В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В 1915 году получил повышение до бригадира. Отдачей пушки ему ранило голову и правую руку, и симпатизировавший ему лейтенант перевёл его к картографам, где Эрнст имел возможность рисовать. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Весной 1918 года он был произведён в лейтенанты, а в октябре, незадолго до окончания войны, он женился на историке искусств Луизе Штраус (1893-1944)., с которой познакомился в 1914 году. Выпускница Боннского университета, сокурсница Эрнста, Луиза Штраус в 1917 году защитила диссертацию, после чего ее приняли на должность научного сотрудника в музее Вальрафа-Рихарца. Луиза прекрасно знала художественный мир Кельна. Через два года в семье Эрнста родился сын, позже известный в США под

1919 Луиза Штраус и ее друзья-дадаисты (слева направо) Эмиль Нольде, Макс Эрнст, Рихард Штраус и Йоханнес Теодор Бааргельд. (700x378, 65Kb)
Луиза Штраус и ее друзья-дадаисты (слева направо): Эмиль Нольде, Макс Эрнст, Рихард Штраус
и Йоханнес Теодор Бааргельд. Фотография 1919 г.

1918 Bildnis Louise Straus-Ernst; Suermondt-Ludwig-Museum, Aachen. - первая жена Эрнста (585x700, 106Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Портрет Луизы Штраус-Эрнст. 1918 г.
Музей Сюрмондта-Людвига, Ахен, Германия.

1920 Untitled (700x561, 211Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Таверна на берегу реки Лан. 1920 г. Холст, масло.

1920 Избиение младенцев. Ч-б. фото с ручной раскраской акв, гуашь, тушь 29,5 × 38 см. Ин-т Чикаго, (700x510, 178Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Избиение младенцев. 1920 г. Черно-белая фотография с ручной раскраской,
акварель, гуашь, тушь. 29,5 х 38 см. Институт искусств, Чикаго.

1922 Bailarín bajo el cielo (El noctámbulo) [Danseur sous le ciel (Le Noctambule)] (700x402, 124Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Танцовщица под небом, или Ночная сова. 1922 г.

1920-1921 Collage à la rose. Карт, акв, каран, коллаж.13.3 by 26.7 cm. Сотбис НЙ 2021 (700x272, 76Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Коллаж из роз. 1920-1921 гг. Картон, акварель, карандаш, коллаж.13,3 х 26,7 см.
Аукцион Sotheby’s, Ньэ-Йорк, 2021 г.

1920 Untitled (Murdering Airplane).jpg (700x309, 75Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Самолет-убийца. 1920 г. Бумага на картоне, карандаш, коллаж. 6,4 х 14 см.
Коллекция Менил, Хьюстон, штат Техас, США.

1920 The Small Fistule That Says Tic Tac. Gouache on paper. 44.5 x 33 cm. МоМА (513x700, 31Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Маленький слезоточивый свищ, который говорит
о крестиках-ноликах. 1920 г. Бумага, гуашь. 44,5 x 33 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1920-1921 Зернистый велосипед, украшенный колокольчиками, пятнистыми огнями и иглокожими, изгибающими позвоночник в поисках ласки Gouache on print. 74.3 x 99.7 cm. МоМА. (700x530, 151Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Зернистый велосипед, украшенный колокольчиками, пятнистыми огнями
и иглокожими, изгибающими позвоночник в поисках ласки 1920-1921 гг. Бумага, принт, гуашь.
74,3 x 99,7 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1921 Die Anatomie selbdritt. Гуашь, карандаш, бумага, фротаж. 18 х 36 см. ЧС 2 (700x399, 79Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Сама анатомия. 1921 г. Бумага, гуашь, карандаш, фроттаж. 18 х 36 см.
Частное собрание.

1921 Les moutons. Гуашь, бумага, коллаж11,2 x 16 cm. Центр Помпиду. (700x489, 109Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Овцы (Les moutons). 1921 г. Бумага, гуашь, коллаж. 11,2 x 16 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.

1921 La belle gardinière. Б.г. Роспись на доске. Museum Kunstpalast Düsseldorf (520x700, 121Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Прекрасная садовница (La belle gardinière). 1921 г.
Роспись на доске. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф, Германия.

1921 Sacred conversation. Collage photomontage (429x700, 98Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Священный разговор (Sacred conversation).
1921 г. Бумага, коллаж, фотомонтаж.

1921 The Anatomy as Bride. Илл., вырезан.  из журнала, гуашь, накл. на бум. 10,7 x 7,8 cm. Carton de montage  23,5 x 16 cm. Центр Помпиду (521x700, 140Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Анатомия невесты. 1921 г. Иллюстрация, вырезанная
из журнала и наклеенная на бумагу, гуашь, картонная коробка. 23,5 x 16 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.

1915 wounded by cannon recoil 2 (700x700, 217Kb)
Макс Эрнст, раненный не войне отдачей пушки. Фотография 1915 г.

После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом, и в Мюнхене - с Паулем Клее. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластичи» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes - pereat ars». Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада», он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда», и что он готов стать активным участником группы дадаистов.

1920-е Sans Titre. Cut-and-pasted hand-tinted printed paper on printed paper with gold metallic paint and pencil. МоМА (700x520, 151Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1920-е гг. Вырезанные и наклеенные вручную фигуры на бумаге,
золотистая металлическая краска, карандаш. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1921 Sans titre. Collage and gouache on paper (2) (700x514, 205Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1921 г. Бумага, гуашь, коллаж. 9,3 x 11,3 см.
Аукцион Artcurial, Париж, 2015 г. Картина продана за €559.800 евро.

1921 Мир женщины-птицы. Collage and gouache on paper. 18.5 x 10.6 cm. Private collection. (2) (397x700, 175Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Мир женщины-птицы. 1921 г.
Бумага, гуашь, коллаж.18,5 x 10,6 см. Частное собрание.

1921 Без названия. Бум, гуашь под давлением. 45,5 x 66 cm. ЧС, Париж (700x499, 84Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1921 г. Бумага, гуашь под давлением. 45,5 x 66 см.
Частное собрание, Париж.

1921 Woman with Umbrella. Бум. накл. на карт, гуашь, мел, карандаш.16.5 x 10.5 cm Нац гал, Шотл, Эдинбург (421x700, 192Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Дама с зонтиком. 1921 г. Бумага, наклеенная на картон,
гуашь, мел, карандаш. 16,5 x 10,5 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.

1921 Птицы (птицы, рыба-змея пугало) Oil on canvas. 58 x 62.8 cm. Staatsgalerie Moderner Kunst, Munich, Germany. (700x648, 156Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Птицы (Птицы, рыба-змея и пугало). 1921 г. Холст, масло. 58 x 62,8 см.
Государственная галерея современного искусства, Мюнхен.

1921 Paysage en ferraille erreur de ceux qui preferent la navigation sur l'herbe a un buste de femme (613x700, 252Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Ландшафтная ошибка с металлоломом тех, кто предпочитает плавание
по траве женскому бюсту. 1921 г. Бумага на холсте, гуашь, черная тушь, карандаш. 77,8 x 67,9 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 1993 г. Картина продана за USD 706.500 дол.

1920 Химера молодая collage, gouache, watercolor, paper. 8.5 x 25.5 cm  ЧС. (228x700, 67Kb)1920 Химера collage, gouache, indian ink, paper (402x700, 131Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). 1. Молодая химера. 1920 г. Бумага, гуашь, акварель, коллаж. 8,5x25,5 см.
Частное собрание. 2. Химера. 1920 г. Бумага, гуашь, тушь, коллаж.

1921 seascape. Oil on canvas. 66 x 81 cm. Private collection. (700x546, 160Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Морской пейзаж. 1921 г. Холст, масло. 66 x 81 см. Частное собрание.

1922 Oedipus Rex. Oil on canvas. 93 x 102 cm. ЧС Париж (700x638, 128Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Царь Эдип. 1922 г. Холст, масло. 93 x 102 см. Частное собрание, Париж.

1922 The Arrival of travellers (Illustration for The Misfortunes of the... ​collage, gouache, paper. 11 x 14 cm. Private Collection  (700x532, 127Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Прибытие путешественников (Иллюстрация из серии «Несчастья бессмертных»).
1922. г. Бумага, гуашь, коллаж. 11 х 14 см. Частная коллекция.

1922 Frontispiece of Répétitions, 1922, by Paul Éluard, with illustrations by Max Ernst. (700x381, 136Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Фронтиспис к сборнику стихотворений Поля Элюара «Репетиции». 1922 г.

1923 Enter, Exit 80x 205 cm (266x700, 94Kb)1923 Вход и выход. (Япония) (276x700, 52Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). 1. Вход, выход. 1923 г. 80x205 см. Частное собрание. 2. Вход и выход. Музей Кавамура, Япония. Из серии 17 росписей стен дома Поля Элюара. Моделью считается Гала Элюар, которая впоследствии стала любовницей Эрнста.

1923 Макс Эрнст Acting Dada somewhere in France. (514x700, 92Kb)
Макс Эрнст во время акции дада где-то во Франции. Фотография 1923 г.

Макс Эрнст начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в коллаже разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: „Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки“ …»). Эрнст, как и его коллеги по цеху, давал своим работам замысловатые названия - от описаний до абсурдных стихов на немецком и французском. Традицией стало также брать себе новое тематическое имя: Дадамакс Эрнст, Минимакс Дадамакс и т. д.

1922 Рандеву с друзьями. Музей Людвига, Кёльн  (700x464, 136Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Рандеву с друзьями. 1922 г. Холст, масло. 95 х 130 см. Музей Людвига, Кёльн.
1922 Рандеву с друзьями. Музей Людвига, Кёльн 2 (367x550, 86Kb)1922 Рандеву с друзьями. Музей Людвига, Кёльн 2А (446x550, 97Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Рандеву с друзьями. Фрагмент (1). Действующие лица и исполнители. 1922 г.

1922 Рандеву с друзьями. Музей Людвига, Кёльн 3 (631x700, 161Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Рандеву с друзьями. Фрагмент (2). 1922 г. Холст, масло.
Музей Людвига, Кёльн.

1922 Рандеву с друзьями. Музей Людвига, Кёльн 4 (578x700, 151Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Рандеву с друзьями. Фрагмент (3). 1922 г. Холст, масло.
Музей Людвига, Кёльн.

1922 Au rendez-vous des amis (539x700, 169Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Автопортрет. Рандеву с друзьями. Фрагмент (4).
1922 г. Холст, масло. Музей Людвига, Кёльн.

1921 Слон Целебесс Oil on canvas. 125.4 x 107.9 cm. ТЕЙТ (598x700, 129Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Слон Целебес (Celebes). 1921 г. Холст, масло, коллаж.
125,4 x 107,9 см. Галерея Тейт, Лондон.

1922 Untitled (Dada). Х, м. 43,2 x 31,5 cm. Музей Тиссена-Борнемисы (503x700, 128Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия (Дада). 1922 г. Холст, масло.
43,2 х 31.5 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

1922 L'Intérieur de la vue. Х, м. 34 x 26,1-8 дюйм (545x700, 115Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Внутренний интерьер (L'Intérieur de la vue).
1922 г. Холст, масло. 86,4 х 66,4 см.

1923 Paysage Noir (700x554, 89Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Черный пейзаж (Paysage Noir). 1923 г. Фанера, масло. 31.5 x 39.8 см.
Музей современного искусства Берардо, Лиссабон, Португалия.

1923 Heavenly and Earthly Love. Карт, м. 48 x 63 cm . ХМ Гарвард. ун-та (700x535, 106Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Любовь земная и любовь небесная. 1923 г. Картон, масло. 48 x 63 см .
Художественный музей Гарвардского университета, Кембридж, США.

1923 At the first clear word. Х, м. Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Düsseldorf, Germany (700x583, 148Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). При первом слове кристально ясно. 1923 г. Холст, масло. 167 х 232 см.
Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия.

1923 Histoire naturelle (700x458, 116Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Естественная история (Histoire naturelle). 1923 г. Гипс, масло,
позже перенесено на холст. Музей современного искусства, Тегеран, Иран.

1923 saint-cecilia-invisible-piano-1923. (562x700, 171Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Святая Цецилия (Невидимое пианино). 1923 г.
Холст, масло. 101 x 82 см. Государственная галерея, Штутгарт, Германия.

1923 Пиета, или Революционная ночь Pietà or Revolution by Night. Х, м. 116,2 × 88,9 см. ТЕЙТ (528x700, 111Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Пиета, или Революционная ночь. 1923 г.
Холст, масло. 116,2 х 88,9 см. Галерея Тейт, Лондон.

1923 -- The Fall of an Angel. Б.г. Collage and oil on paper. 44 x 34 cm. Private collection. (529x700, 137Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Падший ангел. 1923 г. Бумага, масло, коллаж.
44 x 34 см. Частное собрание.

1921 Max Ernst première page catalogue expo mai 1921. (453x700, 98Kb)
Каталог первой выставки «Дада Макса Эрнста». Париж, 3 мая - 3 июня 1921 г.

В ноябре 1919 года Макс Эрнст и Бааргельд устроили дадаистскую выставку, на которой кроме работ организаторов и их друга Отто Фрейндлиха представлены работы художников-любителей и резидентов психиатрических лечебниц. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrühling), в пивной «Зима» (Winter), которая вызвала агрессию у публики - разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. На следующей день после скандала художник получил телеграмму от отца, в которой тот отрекался от него. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом.

1923-1924 Женщина, старик и цветок. Oil on canvas. 96.5 x 130.2 cm. The Museum of Modern Arts, New York, NY. (700x511, 134Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Женщина, старик и цветок. 1923-1924 гг. Холст, масло. 96,5 x 130,2 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.

1923 Двое детей и соловейOil on canvas. 73 x 100 cm. Private collection. (700x511, 88Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Кастор и Поллукс, близнецы Диоскуры. 1923 г. Холст, масло. 73 x 100 см.
Частное собрание.

1923 Двусмысленная женщина .Колеблющаяся женщина. Х, м. 130.5 x 97. 5 cm. Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen, Düsseldorf, Germany. (512x700, 108Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Двусмысленная женщина (Колеблющаяся женщина).
1923 г. Холст, масло. 130,5 x 97,5 см. Художественное собрание земли Северный
Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия.

1923 Да здравствует любовь (Long Live Love) Saint Louis Art-Museum, Saint Louis, US (527x700, 174Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Да здравствует любовь (Long Live Love). 1923 г.
Художественный музей Сент-Луиса, штат Миссури, США.

1923 L´oeuvre (Il ne faut pas voir la realité telle que je suis), Центр Помпиду (307x700, 104Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Работа (Вы не должны видеть реальность
такой, как Я). 1923 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.

1923 Убю-король Oil on canvas. 100 x 81 cm. Private collection. (547x700, 146Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Убю-король. 1923 г. Холст, масло. 100 x 81 см.
Частное собрание.

1923 Мужчины ничего об этом не узнаютOil on canvas. 80,3 × 63,8 cm. ТЕЙТ ОРИГИНАЛ. (3) (537x700, 107Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Об этом люди ничего не должны знать. 1923 г.
Холст, масло. 80,3 х 63,8 см. Галерея Тейт, Лондон.

1923 Who is this sick person; Qui est ce grande malade (537x700, 153Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Кто этот больной человек? (Большой пациент).
1923 г. Холст, масло. 64,6 х 50 см. Частное собрание.

1923 Ohne Titel (Papillon) (461x700, 127Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия (Бабочка). 1923 г.

1923 The Forest (488x700, 100Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Лес (The Forest). 1923 г. Холст, масло. 73 х 50,3 см.
Художественный музей Филадельфии, США. Начало большой «лесной» серии Эрнста.

1924 Дадавиль. Гипс, пробка, масло 66х56 см. (Тейт, Лондон) (555x700, 241Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Город Дадавиль. 1924 г. Гипс, пробка, масло. 66 х 56 см.
Галерея Тейт, Лондон.

Эрнст был ключевой фигурой в анархических кругах кёльнского Дада до переезда в Париж и зарождающегося сюрреалистического движения. Эта странная работа датируется тем переходным моментом. Использование грубой пробки типично для изобретательного исследования материалов Эрнстом. Создавая стены города Дада из этого неожиданного вещества, можно предложить размышление о временной, но устойчивой природе Дада.

1924 Deux Hirondelles traversant l'océan dans une valise (538x700, 122Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Две ласточки пересекают океан в чемодане. 1924 г.

1924 Untitled (Birds)Масло, песок на холсте на масонитовой прессованной доске, в пробковом обрамлении. 19.1 × 29.2 cm Ин-т Чикаго (700x532, 174Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия (Птицы). 1924 г. Мазонит, масло, песок на холсте в пробковом обрамлении.
19,1 х 29,2 см. Институт искусств, Чикаго.

1921 Открытие выставки Макса Эрнста в галерее «Au Sans Pareil» 2 мая Слева направо Рене Хилсум, Бенжамен Пере, Сергей Шаршун, Филипп Супо, Жак Риго, (700x506, 101Kb)
Открытие выставки Макса Эрнста в галерее «Au Sans Pareil» 2 мая 1921 г. На снимке (слева направо):
Жак Риго, Бенджамен Пере, Серж Шаршун, Филипп Супо и Андре Бретон у книжной лавки «Sans Pareil»
на авеню Клебер, 31 во время выставки «Дада Макс Эрнст».

Выставки дадаистов вызвали ажиотаж, информация о них дошла до Парижа, Цюриха и Нью-Йорка, начался активный обмен письмами, текстами, работами. Вскоре художник получил письмо от Андре Бретона с предложением провести персональную выставку в Париже и, польщённый, ответил согласием. Выставка открылась в мае 1921, открытие сопровождалось большим представлением дадаистов, каталог вышел с предисловием Бретона. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Выставка имела большой резонанс, заметки о ней появились во многих журналах, её посетили различные представители парижской интеллигенции, но никакой личной выгоды художнику она не принесла.

1921 Hans Arp, Tristan Tzara and Max Ernst 2 (700x411, 90Kb)
Ханс Арп, Тристан Тцара и Макс Эрнст. Фотография 1921 г.

Тёплый приём его творчества среди друзей-дадаистов подал Эрнсту идею, что его место среди них, в Париже. Лето 1921 года Эрнст с женой провели в Тарренце, где встретились с Тристаном Тцарой, Хансом Арпом и Софи Тойбер. Эрнсту даже удалось наконец лично увидеть Андре Бретона, бывшего в свадебном путешествии с Симоной. Однако из-за окончания визы супруги были вынуждены уехать в конце сентября и разминулись с Полем Элюаром и Галой. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа.

1924 The enigma of an autumn afternoon (700x509, 150Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Загадка осеннего послеполудня (по Джорджо де Кирико, из коллекции
Пегги Гуггенхейм, Венеция, 1910 г.). 1924 г.

1924 Воскресные гости. Илл. к стих. Elinor Wylie  1885-1928 (700x593, 243Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Воскресные гости. Иллюстрация к стихотворению Элинор Уайли (1885-1928). 1924 г.
Холст, масло. 55 х 65 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2015 г. Картина продана почти за 9 млн. долларов.

1924 Гала Дали, Х, м. 81.3 × 65.4 cm. МЕТРО (570x700, 107Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Гала Дали. 1924 г. Холст, масло. 81,3 х 65,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

1924 Двое детей подвергаются угрозам соловья Oil on wood with wooden elements. 69.8 x 57.1 x 11.4 cm. МоМА. (572x700, 126Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Двое детей подвергаются угрозам соловья. 1924 г.
Дерево, масло, рама. 69,8 x 57,1 x 11,4 см. Музей современного искусства (МоМА),
Нью-Йорк.

1924 The letter (486x700, 141Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Письмо (The letter). 1924 г. Холст, масло.

1924 Пара. Х, м. 92 х 102 см. Собр. г=жи Кребс, Брюссель (517x700, 130Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Пара. 1924 г. Холст, масло. 92 х 102 см.
Собрание г-жи Кребс, Брюссель.

1925 Forest (frottages) (368x700, 111Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Лес (Forest). 1925 г. Бумага, фроттаж.

1925 Beatiful Season. (700x395, 118Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Прекрасное время года (Beatiful Season). 1925 г.

1925 Cave to Canvas, 100,000 Doves (700x571, 257Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Пещера на холсте и 100.000 голубей.1925 г.

1925 Couple Oiseaux (Les Diamants Conjugaux) (490x700, 136Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Пара птиц (Бриллиантовая пара). 1925 г.

1925 Синий ++ (голубой) лес. Х, м. 116 × 73 cm. Ин-т Чикаго  (435x700, 114Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Голубой лес. 1925 г. Холст, масло. 116 х 73 см.
Институт искусств, Чикаго.

1925 Colombe blanche [White Dove] (542x700, 146Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Белый голубь. 1925 г. Холст, масло, графит. 65 х 50 см.
Галерея де ла Бераудьер, Брюсснль.

1925 Die Birne  Poire (Pear), Карандаш, акварель, бумага, фротаж. Гамбург Кунстхалле (434x700, 121Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Груша. 1925 г. Бумага, акварель, карандаш, фроттаж.
Кунстхалле, Гамбург.

1925 LES MAINS AUX OISEAUX (700x565, 180Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Руки с птицами. 1925 г.

1925 Le soleil noir or Tremblement de terre (700x533, 98Kb)
Макс Эрнст (1891-1976). Золотое землетрясение черного Солнца. 1925 г. Открытка, накл. на холст,
масло, граттаж. 45,5 x 59,5 см.

1922 Макс Эрнст, Гала и Поль Элюар. Фото 1922 года (700x393, 68Kb)
Макс Эрнст, Гала и Поль Элюары. Фотография 1922 г.

В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Встреча оказалась знаменательной. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. Элюар купил два наиболее законченных полотна художника - «Слон Целебес» (Celebes) и «Царь Эдип», а также выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Répétitions). Как только сборник был опубликован в марте 1922 года, поэт решил лично передать Эрнсту его экземпляр. Они встретились в Дюссельдорфе. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар — что он больше не единственный сын[20]. Их духовное родство нашло продолжение в новом совместном проекте: сочинении поэм в прозе на основе коллажей Эрнста. Они отправляли друг другу письма с исправлениями, пока не приходили к варианту, который устраивал обоих. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Художник большую часть времени оставался на вилле Элюаров, Гала стала его любовницей, завязался «любовный треугольник» (ménage à trois).

ФОТО Ален и Одетт Кассу - Мэтры сюрреализма. 1996 (2) (469x700, 137Kb)
Ален и Одетт Кассу. Мэтры сюрреализма. Перевод с франц. Т.Б. Евдокимовой и др.
Санкт-Петербург, Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996 г.
(Серия «Компакт-энциклопедия»). Стр. 203-205.

1995 Гастон Диль - Макс Эрнст. Москва, Издательство Слово  SLOVO, 1995 г (521x700, 115Kb)
Гастон Диль «Макс Эрнст». Монография. Перевод с франц. М.А. Трудолюбова.
Москва, Издательство Слово / SLOVO, 1995 г. – 96 стр., илл. (Серия «Картинная галерея»).
На обложке картина «Дети, играющие в астронавтов». 1927 г. Частное собрание.




(Продолжение следует)


Рубрики:  Сюрреализм
Сюрреализм
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку