Макс Эрнст. «Удар кулаком», или «Цезарь Буонаротти». 1920 г.
Фотоколлаж, гуашь, тушь на фотографии. 17,6 x 11,4 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Макс Эрнст (1891-1976) – немецкий, французский и американский художник-сюрреалист, скульптор и поэт, значимая фигура в мировом авангарде XX века. Уроженец Германии Макс Эрнст был провокатором, шокирующим художником-новатором, который использовал свое бессознательное для создания сказочных образов, высмеивающих социальные условности. Участник Первой мировой войны, Эрнст оказался глубоко травмированным и очень критически настроенным по отношению к западной культуре. Эти заряженные чувства напрямую повлияли на его видение современного мира как иррационального, идея, которая стала основой его произведений искусства.
Родной дом Макса Эрнста в Брюле, Германия.
Макс Эрнст (нем. Max Ernst) родился 2 апреля 1891 года в Германии в небольшом городке Брюле (Северный Рейн-Вестфалия) на Шлоссштрассе в католической семье учителя в школе для глухонемых детей и художника-любителя Филиппа Эрнста. Мать - Луиза Эрнст, урожд. Копп. В семье было девять детей. Макс быть третьим ребенком. У него был брат Карл и сёстры Эмили, Луиза, Элизабет и Аполлония. Пятая сестра, Мария, умерла в возрасте шести лет. Макс Эрнст рано начал рисовать, получив первые уроки от отца.
С самого детства он был очень впечатлительным и обладал богатым воображением. Одним из его первых воспоминаний был поход в лес с отцом. Мальчик был поражён великолепием природы: «…Большое наслаждение дышать полной грудью среди большого пространства и одновременно тревожное чувство быть пойманным в клетку из деревьев вокруг». В детстве он проводил много времени на природе и впоследствии часто возвращался в своих работах к теме леса и флоры. В 1906 году, в ночь, когда родилась младшая сестра Эрнста, Аполлония, умер его любимый попугай. Единовременность этих двух событий поразила подростка, он был уверен, что родившийся ребёнок забрал у птицы жизненную искру. Это событие оставило большой отпечаток на творчестве художника, он неоднократно изображал людей в виде птиц.
Макс Эрнст (1891-1976). Портрет Хедвиг Хакенберг. 1908 г. Холст, масло. 36,5 x 54 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2017 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Солнечный пейзаж. 1909 г. Холст, масло. 80 x 60 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1909 г. Холст, масло.
Макс Эрнст (1891-1976). Портрет Карла Хенке. 1910 г. Холст, масло. 31 х 23 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Озеро Бетесда. 1911 г. Бумага, акварель.
Университетская и городская библиотека Кёльна, собрание Казимира Хагена.
Макс Эрнст (1891-1976). Полевые работы в парке Брюля. 1912 г. Картон, масло. 36,5 х 45 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2008 г. Картина продана за GBP 73.250 фунтов.
Макс Эрнст (1891-1976). Распятие. 1913 г. Картон, масло. 50,5 х 43 см.
Музей Людвига, Кёльн.
Макс Эрнст (1891-1976). Распятие. 1914 г. Холст, масло. 55 х 38 см.
Музеи Ватикана, Рим.
Макс Эрнст (1891-1976). Бессмертие. 1913 г. Холст, масло. 80 x 54 cм.
Макс Эрнст (1891-1976). Сцена в парке. 1913 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Город Лаон, Франция. 1916 г. Холст, масло. 65,5 x 100,5 см.
Музей Людвига, Кёльн.
Макс Эрнст (1891-1976). Башни. 1916 г. Холст, масло. 60 x 43 см.
Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Филипп Эрнст (1862-1942). Макс Эрнст в образе младенца Иисуса. 1896 г.
В 1897-1908 годы Макс Эрнст посещал начальную школу и лицей в родном Брюле. Большое влияние оказала на него книга немецкого философа Макса Штирнера «Единственный и его собственность», прочитанная им в последний год учёбы в лицее. Она заставила его среди прочего задуматься о буржуазных принципах обучения. В 1909 он поступил в Боннский университет на факультет философии для изучения классической филологии, философии, психологии и истории искусств в угоду родителям, которые прочили ему карьеру преподавателя. Он особенно интересовался психологией и теориями Зигмунда Фрейда. Его глубоко тронули картины, написанные пациентами в некоторых местных психиатрических больницах Бонна. Именно с этого времени у Эрнста появился интерес к работе подсознания на протяжении всей своей жизни. Он уделял большое внимание картинам и скульптурам резидентов госпиталя и даже хотел написать книгу об искусстве душевнобольных.
Макс Эрнст (1891-1976). Композиция. 1917 г. Бумага, гуашь, акварель. 14 х 22 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Битва рыб (1). 1917 г. Холст, масло.
Макс Эрнст (1891-1976). Битва рыб (2). 1917 г. Холст, масло. Музей Макса Эрнста, Брюль,
собрание Даллас Эрнст.
Макс Эрнст (1891-1976). Победа веретена. 1917 г. Бумага, акварель.
Частное собрание, г.Мурхардт, Германия.
Макс Эрнст (1891-1976). Эскиз костюма к балету «Парад» на либретто
Жана Кокто. Музыка Эрика Сати, хореография Леонида Мясина.
«Русские сезоны» С. Дягилева. 1917-1918 гг.
Макс Эрнст (1891-1976). Шляпа в руке, шляпа на голове. 1919 г.
Картон, масло. 36,8 x 29,2 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Макс Эрнст (1891-1976). Жизнь в нашем доме. 1919 г. Холст, масло. 36 x 28 см.
Национальная галерея, Прага.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1919 г. Картон, масло. 35,8 x 28,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Париж, 2020 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Семейная прогулка. 1918 г. Холст, масло.
36 x 26 см. Национальная галерея, Прага.
Макс Эрнст (1891-1976). Лошадь и коровы. 1919 г. Картон, масло. 37 х 51 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Пейзаж (Город с животными). 1919 г. Мешковина, масло. 66,6 x 62,3 см.
Коллекция Пегги Гуггенхейм, Венеция.
Макс Эрнст (1891-1976). Он утонул в воде (лат. Aquis submerses). 1919 г.
Холст, масло. 54 x 43,8 см. Штеделевский художественный институт
и городская галерея, Франкфурт-на-Майне.
Макс Эрнст (1891-1976). Юстиция, или Мясная лавка. 1919 г.
Холст, масло. 55,7 x 42,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г.
Картина продана за GBP 362.500 фунтов.
Макс Эрнст (1891-1976). Два сульфата голоэдра, силикаты, пикастраты и близнецы после моего выбора
палочками для еды. 1919 г. Бумага, гуашь, тушь, карандаш, коллаж. 14,3 x 21,4 см.
Аукцион Christie’s, Лондон, 2011 г. Картина продана за GBP 313.250 фунтов.
Макс Эрнст (1891-1976). Плоды долгого опыта. Рельеф из раскрашенного дерева.
1919 45,7 x 38 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Автопортрет. 1909 г. Холст, масло. 90 х 60 см.
Музей Макса Эрнста, Брюль.
В годы учёбы в Бонне Эрнст присоединился к группе «Молодой Рейнланд», состоявшей из художников, писателей и поэтов. Он подружился с поэтом Иоганном Кулеманном, боннским художниками-экспрессионистом Августом Макке (в 1914 он погибнет на фронте в 27 лет), Паулем Адольфом Зеехаусом, Генрихом Кампендонком, психологом Карлом Оттеном. В своих биографических заметках Макс Эрнст так писал о своих университетских годах: «Подросток с жаждой знаний избегает любого типа знаний, которые могут привести к заработку. Напротив, он предаётся занятиям, расцениваемым его профессорами пустыми, из которых самое важное - живопись». В свободное от занятий время он много рисовал: портреты, пейзажи, карикатуры. Однако вскоре он почувствовал недостаток теоретических знаний и стал посещать университетские лекции по искусству. Он обогащал посещением музеев и выставок самостоятельное обучение. Эрнст окончательно утвердился в решении стать художником, сходив на проходившую в Кёльне экспозицию художников парижской школы (Гогена, Ван Гога, Сезанна и Пикассо). С тех пор лекции по философии служили лишь ширмой для получения финансовой помощи от родителей.
Макс Эрнст (1891-1976). Неопределенные фигуры (1 медная пластина,
1 цинковая пластина, резиновая ткань ...). 1919 г. Бумага, гуашь, тушь, коллаж.
Макс Эрнст (1891-1976). Колесо обозрения, которое занимается любовью…
1919-1920 гг. Карандаш, тушь, акварель, бумага, фроттаж. 35,5 x 22,5 см.
Частное собрание, Париж.
Фротта́ж (фр. Frottage) - техника живописи, изобретенная Максом Эрнстом. Создается путем переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша.
Макс Эрнст (1891-1976). Самодельная маленькая машинка.
Эскиз. 1919-1920 гг.
Макс Эрнст (1891-1976). Маленькая машинка, сконструированная Minimax
Dadamax лично. 1919-1920 г. Бумага, ручная печать, тушь, акварель,
гуашь, карандаш. 49,4 x 31,5 см. Коллекция Пегги Гуггенхейм, Венеция.
Макс Эрнст (1891-1976). Chilisalpeterlein. 1920 г. Бумага, тушь,
акварель, гуашь, карандаш, фроттаж. 39 x 32,5 см.
Частное собрание
Макс Эрнст (1891-1976). Katharina Ondulata (Завитая картина). 1920 г. Бумага, гуашь,
тушь, карандаш. 31,5 x 27,5 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Макс Эрнст (1891-1976). Гидрометрическая демонстрация при
номинальной температуре. 1920 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Патронник (Le Limacon de chambre). 1920 г.
Бумага, темпера, гуашь, тушь, карандаш, коллаж. 31,2 x 22,2 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1920 г. Картон, гуашь, китайская тушь,
карандаш. 30 x 25 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Это шляпа, которая делает мужчину. 1920 г. Бумага на картоне, гуашь.
35,2 x 45,1 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Макс Эрнст (1891-1976). Эскиз плаката. 1920 г. Бумага, коллаж.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1920 г. Бумага, гуашь, тушь, карандаш. 17 x 18,7 см.
Городской музей Амстердама.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1920 г. Холст, масло.
Макс Эрнст в Дворцовом парке Брюля на этюдах. Фотография 1909 г.
В 1912 году Макс Эрнст отправил несколько работ на небольшие выставки в Бонне и Кёльне и написал несколько статей в журнал «Der Volksmund», в которых защищал идеалы «Молодого Рейнланда». В них он насмехался над художественными критиками, оперировавшими понятиями «мастерство» и «вкус» для оценки искусства. Летом следующего года его работы были представлены на выставке «Рейнские экспрессионисты» в Бонне, а в сентябре - в «Первом немецком осеннем салоне» в Берлине.
В 1913 году Август Макке познакомил его с Робером Делоне и Гийомом Аполлинером. Тогда же он совершил поездку в Париж. В 1914 году в Кёльне Эрнст повстречался с Хансом Арпом, который был на пять лет старше его, и подружился с ним на всю жизнь.
Макс Эрнст (1891-1976). Плеяды, или Приближение половой зрелости. 1920 г.
Бумага, коллаж. 25 х 18 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Над облаками. 1920 г. Бумага, коллаж.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Бакланы. 1920 г. Бумага, коллаж.
Макс Эрнст (1891-1976). Маленькая хромая лошадка. 1920 г. Бумага на картоне, гуашь, коллаж. 16 x 23 см.
Галерея современного искусства, Турин, Италия.
Макс Эрнст (1891-1976). Дада Гоген. 1920 г. Бумага, гуашь, тушь. 30,3 х 40 см. Институт искусств, Чикаго.
Макс Эрнст (1891-1976). Многослойные природные камни из гнейсовой лавы, покрытые исландским мхом.
1920 г. Бумага на картоне, гуашь, карандаш. 19,1 x 24,1 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Макс Эрнст (1891-1976). Песня плоти. 1920 г. Коллаж с фрагментами фотографий, гуашь, карандаш
на открытке. 12 х 21 см. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). В спальне Макса Эрнста стоит провести ночь. 1920 г. Бумага, коллаж. 16,3 x 22 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976), Луиза Штраус-Эрнст (1893-1944). Без названия
(Августин Томас и Отто Флаке). 1920 г. Бумага, коллаж. 23 х 13,5 см.
Музей Шпренгеля. Ганновер, Германия.
Макс Эрнст (1891-1976). Китайский соловей. 1920 г. Бумага, тушь,
фотоколлаж. 12,2 × 8,8 см. Музей Гренобля, Франция.
Макс Эрнст (1891-1976), Ханс Арп (1866-1966). Картина физиопатологического
наводнения, или Швейцария - место рождения Дада. 1920 г. Бумага, коллаж.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1920 г. Бумага, гуашь, карандаш.
Частное собрание, Цюрих.
Макс Эрнст в униформе. Фотография 1914-1918 гг.
В Первую мировую войну Макс Эрнст служил в германской армии. В 1915 году получил повышение до бригадира. Отдачей пушки ему ранило голову и правую руку, и симпатизировавший ему лейтенант перевёл его к картографам, где Эрнст имел возможность рисовать. В январе следующего года в берлинской галерее «Штурм» состоялась выставка двух художников: Макса Эрнста и Георга Мухе. Весной 1918 года он был произведён в лейтенанты, а в октябре, незадолго до окончания войны, он женился на историке искусств Луизе Штраус (1893-1944)., с которой познакомился в 1914 году. Выпускница Боннского университета, сокурсница Эрнста, Луиза Штраус в 1917 году защитила диссертацию, после чего ее приняли на должность научного сотрудника в музее Вальрафа-Рихарца. Луиза прекрасно знала художественный мир Кельна. Через два года в семье Эрнста родился сын, позже известный в США под
Луиза Штраус и ее друзья-дадаисты (слева направо): Эмиль Нольде, Макс Эрнст, Рихард Штраус
и Йоханнес Теодор Бааргельд. Фотография 1919 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Портрет Луизы Штраус-Эрнст. 1918 г.
Музей Сюрмондта-Людвига, Ахен, Германия.
Макс Эрнст (1891-1976). Таверна на берегу реки Лан. 1920 г. Холст, масло.
Макс Эрнст (1891-1976). Избиение младенцев. 1920 г. Черно-белая фотография с ручной раскраской,
акварель, гуашь, тушь. 29,5 х 38 см. Институт искусств, Чикаго.
Макс Эрнст (1891-1976). Танцовщица под небом, или Ночная сова. 1922 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Коллаж из роз. 1920-1921 гг. Картон, акварель, карандаш, коллаж.13,3 х 26,7 см.
Аукцион Sotheby’s, Ньэ-Йорк, 2021 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Самолет-убийца. 1920 г. Бумага на картоне, карандаш, коллаж. 6,4 х 14 см.
Коллекция Менил, Хьюстон, штат Техас, США.
Макс Эрнст (1891-1976). Маленький слезоточивый свищ, который говорит
о крестиках-ноликах. 1920 г. Бумага, гуашь. 44,5 x 33 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Макс Эрнст (1891-1976). Зернистый велосипед, украшенный колокольчиками, пятнистыми огнями
и иглокожими, изгибающими позвоночник в поисках ласки 1920-1921 гг. Бумага, принт, гуашь.
74,3 x 99,7 см. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Макс Эрнст (1891-1976). Сама анатомия. 1921 г. Бумага, гуашь, карандаш, фроттаж. 18 х 36 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Овцы (Les moutons). 1921 г. Бумага, гуашь, коллаж. 11,2 x 16 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Прекрасная садовница (La belle gardinière). 1921 г.
Роспись на доске. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф, Германия.
Макс Эрнст (1891-1976). Анатомия невесты. 1921 г. Иллюстрация, вырезанная
из журнала и наклеенная на бумагу, гуашь, картонная коробка. 23,5 x 16 см.
Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Макс Эрнст, раненный не войне отдачей пушки. Фотография 1915 г.
После демобилизации Эрнст вернулся в Кёльн. В 1919 году художник познакомился с Иоганном Бааргельдом, и в Мюнхене - с Паулем Клее. В то же время Макс Эрнст увидел в итальянском журнале «Валори пластичи» (Valori Plastici) репродукции метафизических картин Джорджо де Кирико, под впечатлением он выпустил альбом из восьми литографий «Fiat modes - pereat ars». Он также проиллюстрировал сборник поэм Иоганна Кулеманна. Когда ему попались на глаза журналы «391» Франсиса Пикабиа и «Дада», он заинтересовался этим новым течением, родившимся в Цюрихе в 1916 году. Ханс Арп писал ему из Цюриха о скандалах, которые возникали после выступлений дадаистов. Прочитав «Манифест дада» Тцары, Эрнст почувствовал, что дух этого движения ближе его темпераменту, чем дух поэм «Молодого Рейнланда», и что он готов стать активным участником группы дадаистов.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1920-е гг. Вырезанные и наклеенные вручную фигуры на бумаге,
золотистая металлическая краска, карандаш. Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1921 г. Бумага, гуашь, коллаж. 9,3 x 11,3 см.
Аукцион Artcurial, Париж, 2015 г. Картина продана за €559.800 евро.
Макс Эрнст (1891-1976). Мир женщины-птицы. 1921 г.
Бумага, гуашь, коллаж.18,5 x 10,6 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия. 1921 г. Бумага, гуашь под давлением. 45,5 x 66 см.
Частное собрание, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Дама с зонтиком. 1921 г. Бумага, наклеенная на картон,
гуашь, мел, карандаш. 16,5 x 10,5 см. Национальная галерея Шотландии, Эдинбург.
Макс Эрнст (1891-1976). Птицы (Птицы, рыба-змея и пугало). 1921 г. Холст, масло. 58 x 62,8 см.
Государственная галерея современного искусства, Мюнхен.
Макс Эрнст (1891-1976). Ландшафтная ошибка с металлоломом тех, кто предпочитает плавание
по траве женскому бюсту. 1921 г. Бумага на холсте, гуашь, черная тушь, карандаш. 77,8 x 67,9 см.
Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 1993 г. Картина продана за USD 706.500 дол.
Макс Эрнст (1891-1976). 1. Молодая химера. 1920 г. Бумага, гуашь, акварель, коллаж. 8,5x25,5 см.
Частное собрание. 2. Химера. 1920 г. Бумага, гуашь, тушь, коллаж.
Макс Эрнст (1891-1976). Морской пейзаж. 1921 г. Холст, масло. 66 x 81 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Царь Эдип. 1922 г. Холст, масло. 93 x 102 см. Частное собрание, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Прибытие путешественников (Иллюстрация из серии «Несчастья бессмертных»).
1922. г. Бумага, гуашь, коллаж. 11 х 14 см. Частная коллекция.
Макс Эрнст (1891-1976). Фронтиспис к сборнику стихотворений Поля Элюара «Репетиции». 1922 г.
Макс Эрнст (1891-1976). 1. Вход, выход. 1923 г. 80x205 см. Частное собрание. 2. Вход и выход. Музей Кавамура, Япония. Из серии 17 росписей стен дома Поля Элюара. Моделью считается Гала Элюар, которая впоследствии стала любовницей Эрнста.
Макс Эрнст во время акции дада где-то во Франции. Фотография 1923 г.
Макс Эрнст начал экспериментировать с различными материалами, техникой коллажа. Для Эрнста коллаж был одним из способов реакции на мировую ситуацию в 1919 году: «Я пытался увидеть в коллаже разработку случайной встречи двух отдалённых реальностей на неподходящем плане (это если обобщить и перефразировать известную фразу Лотреамона: „Прекрасен как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки“ …»). Эрнст, как и его коллеги по цеху, давал своим работам замысловатые названия - от описаний до абсурдных стихов на немецком и французском. Традицией стало также брать себе новое тематическое имя: Дадамакс Эрнст, Минимакс Дадамакс и т. д.
Макс Эрнст (1891-1976). Рандеву с друзьями. 1922 г. Холст, масло. 95 х 130 см. Музей Людвига, Кёльн.
Макс Эрнст (1891-1976). Рандеву с друзьями. Фрагмент (1). Действующие лица и исполнители. 1922 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Рандеву с друзьями. Фрагмент (2). 1922 г. Холст, масло.
Музей Людвига, Кёльн.
Макс Эрнст (1891-1976). Рандеву с друзьями. Фрагмент (3). 1922 г. Холст, масло.
Музей Людвига, Кёльн.
Макс Эрнст (1891-1976). Автопортрет. Рандеву с друзьями. Фрагмент (4).
1922 г. Холст, масло. Музей Людвига, Кёльн.
Макс Эрнст (1891-1976). Слон Целебес (Celebes). 1921 г. Холст, масло, коллаж.
125,4 x 107,9 см. Галерея Тейт, Лондон.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия (Дада). 1922 г. Холст, масло.
43,2 х 31.5 см. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Макс Эрнст (1891-1976). Внутренний интерьер (L'Intérieur de la vue).
1922 г. Холст, масло. 86,4 х 66,4 см.
Макс Эрнст (1891-1976). Черный пейзаж (Paysage Noir). 1923 г. Фанера, масло. 31.5 x 39.8 см.
Музей современного искусства Берардо, Лиссабон, Португалия.
Макс Эрнст (1891-1976). Любовь земная и любовь небесная. 1923 г. Картон, масло. 48 x 63 см .
Художественный музей Гарвардского университета, Кембридж, США.
Макс Эрнст (1891-1976). При первом слове кристально ясно. 1923 г. Холст, масло. 167 х 232 см.
Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия.
Макс Эрнст (1891-1976). Естественная история (Histoire naturelle). 1923 г. Гипс, масло,
позже перенесено на холст. Музей современного искусства, Тегеран, Иран.
Макс Эрнст (1891-1976). Святая Цецилия (Невидимое пианино). 1923 г.
Холст, масло. 101 x 82 см. Государственная галерея, Штутгарт, Германия.
Макс Эрнст (1891-1976). Пиета, или Революционная ночь. 1923 г.
Холст, масло. 116,2 х 88,9 см. Галерея Тейт, Лондон.
Макс Эрнст (1891-1976). Падший ангел. 1923 г. Бумага, масло, коллаж.
44 x 34 см. Частное собрание.
Каталог первой выставки «Дада Макса Эрнста». Париж, 3 мая - 3 июня 1921 г.
В ноябре 1919 года Макс Эрнст и Бааргельд устроили дадаистскую выставку, на которой кроме работ организаторов и их друга Отто Фрейндлиха представлены работы художников-любителей и резидентов психиатрических лечебниц. Афиши и каталоги выставки были конфискованы оккупационными английскими властями. К творческому дуэту в начале следующего года присоединился приехавший в Кёльн Ханс Арп. В апреле 1920 года последовала выставка под названием «Ранняя весна дада» (нем. Dada-Vorfrühling), в пивной «Зима» (Winter), которая вызвала агрессию у публики - разъярённые посетители требовали убрать нарушающие общественный порядок предметы. На следующей день после скандала художник получил телеграмму от отца, в которой тот отрекался от него. Это был окончательный разрыв с семьёй, Эрнст больше никогда не виделся с отцом.
Макс Эрнст (1891-1976). Женщина, старик и цветок. 1923-1924 гг. Холст, масло. 96,5 x 130,2 см.
Музей современного искусства (МоМА), Нью-Йорк.
Макс Эрнст (1891-1976). Кастор и Поллукс, близнецы Диоскуры. 1923 г. Холст, масло. 73 x 100 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Двусмысленная женщина (Колеблющаяся женщина).
1923 г. Холст, масло. 130,5 x 97,5 см. Художественное собрание земли Северный
Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф, Германия.
Макс Эрнст (1891-1976). Да здравствует любовь (Long Live Love). 1923 г.
Художественный музей Сент-Луиса, штат Миссури, США.
Макс Эрнст (1891-1976). Работа (Вы не должны видеть реальность
такой, как Я). 1923 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж.
Макс Эрнст (1891-1976). Убю-король. 1923 г. Холст, масло. 100 x 81 см.
Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Об этом люди ничего не должны знать. 1923 г.
Холст, масло. 80,3 х 63,8 см. Галерея Тейт, Лондон.
Макс Эрнст (1891-1976). Кто этот больной человек? (Большой пациент).
1923 г. Холст, масло. 64,6 х 50 см. Частное собрание.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия (Бабочка). 1923 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Лес (The Forest). 1923 г. Холст, масло. 73 х 50,3 см.
Художественный музей Филадельфии, США. Начало большой «лесной» серии Эрнста.
Макс Эрнст (1891-1976). Город Дадавиль. 1924 г. Гипс, пробка, масло. 66 х 56 см.
Галерея Тейт, Лондон.
Эрнст был ключевой фигурой в анархических кругах кёльнского Дада до переезда в Париж и зарождающегося сюрреалистического движения. Эта странная работа датируется тем переходным моментом. Использование грубой пробки типично для изобретательного исследования материалов Эрнстом. Создавая стены города Дада из этого неожиданного вещества, можно предложить размышление о временной, но устойчивой природе Дада.
Макс Эрнст (1891-1976). Две ласточки пересекают океан в чемодане. 1924 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Без названия (Птицы). 1924 г. Мазонит, масло, песок на холсте в пробковом обрамлении.
19,1 х 29,2 см. Институт искусств, Чикаго.
Открытие выставки Макса Эрнста в галерее «Au Sans Pareil» 2 мая 1921 г. На снимке (слева направо):
Жак Риго, Бенджамен Пере, Серж Шаршун, Филипп Супо и Андре Бретон у книжной лавки «Sans Pareil»
на авеню Клебер, 31 во время выставки «Дада Макс Эрнст».
Выставки дадаистов вызвали ажиотаж, информация о них дошла до Парижа, Цюриха и Нью-Йорка, начался активный обмен письмами, текстами, работами. Вскоре художник получил письмо от Андре Бретона с предложением провести персональную выставку в Париже и, польщённый, ответил согласием. Выставка открылась в мае 1921, открытие сопровождалось большим представлением дадаистов, каталог вышел с предисловием Бретона. Сам Макс Эрнст не смог приехать, ему не давали французскую визу. Выставка имела большой резонанс, заметки о ней появились во многих журналах, её посетили различные представители парижской интеллигенции, но никакой личной выгоды художнику она не принесла.
Ханс Арп, Тристан Тцара и Макс Эрнст. Фотография 1921 г.
Тёплый приём его творчества среди друзей-дадаистов подал Эрнсту идею, что его место среди них, в Париже. Лето 1921 года Эрнст с женой провели в Тарренце, где встретились с Тристаном Тцарой, Хансом Арпом и Софи Тойбер. Эрнсту даже удалось наконец лично увидеть Андре Бретона, бывшего в свадебном путешествии с Симоной. Однако из-за окончания визы супруги были вынуждены уехать в конце сентября и разминулись с Полем Элюаром и Галой. В сентябре под редакцией Тцара, Арпа и Эрнста вышел специальный номер журнала «Дада» под заголовком «Дада на открытом воздухе», направленный против нападок Франсиса Пикабиа.
Макс Эрнст (1891-1976). Загадка осеннего послеполудня (по Джорджо де Кирико, из коллекции
Пегги Гуггенхейм, Венеция, 1910 г.). 1924 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Воскресные гости. Иллюстрация к стихотворению Элинор Уайли (1885-1928). 1924 г.
Холст, масло. 55 х 65 см. Аукцион Christie’s, Нью-Йорк, 2015 г. Картина продана почти за 9 млн. долларов.
Макс Эрнст (1891-1976). Гала Дали. 1924 г. Холст, масло. 81,3 х 65,4 см.
Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Макс Эрнст (1891-1976). Двое детей подвергаются угрозам соловья. 1924 г.
Дерево, масло, рама. 69,8 x 57,1 x 11,4 см. Музей современного искусства (МоМА),
Нью-Йорк.
Макс Эрнст (1891-1976). Письмо (The letter). 1924 г. Холст, масло.
Макс Эрнст (1891-1976). Пара. 1924 г. Холст, масло. 92 х 102 см.
Собрание г-жи Кребс, Брюссель.
Макс Эрнст (1891-1976). Лес (Forest). 1925 г. Бумага, фроттаж.
Макс Эрнст (1891-1976). Прекрасное время года (Beatiful Season). 1925 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Пещера на холсте и 100.000 голубей.1925 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Пара птиц (Бриллиантовая пара). 1925 г.
Макс Эрнст (1891-1976). Голубой лес. 1925 г. Холст, масло. 116 х 73 см.
Институт искусств, Чикаго.
Макс Эрнст (1891-1976). Белый голубь. 1925 г. Холст, масло, графит. 65 х 50 см.
Галерея де ла Бераудьер, Брюсснль.
Макс Эрнст (1891-1976). Золотое землетрясение черного Солнца. 1925 г. Открытка, накл. на холст,
масло, граттаж. 45,5 x 59,5 см.
Макс Эрнст, Гала и Поль Элюары. Фотография 1922 г.
В конце осени 1921 года чета Элюаров посетила художника в Кёльне. Встреча оказалась знаменательной. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. Элюар купил два наиболее законченных полотна художника - «Слон Целебес» (Celebes) и «Царь Эдип», а также выбрал дюжину коллажей для иллюстрирования своего сборника «Повторения» (фр. Répétitions). Как только сборник был опубликован в марте 1922 года, поэт решил лично передать Эрнсту его экземпляр. Они встретились в Дюссельдорфе. В открытке, посланной откуда Тристану Тцара, Эрнст писал, что Элюар «его друг и половина», а Элюар — что он больше не единственный сын[20]. Их духовное родство нашло продолжение в новом совместном проекте: сочинении поэм в прозе на основе коллажей Эрнста. Они отправляли друг другу письма с исправлениями, пока не приходили к варианту, который устраивал обоих. Результатом стала маленькая книжка «Несчастья бессмертных» (фр. Les malheurs des immortels), вышедшая небольшим тиражом в Тарренце, где Эрнст и Элюар с жёнами проводили лето. Художник большую часть времени оставался на вилле Элюаров, Гала стала его любовницей, завязался «любовный треугольник» (ménage à trois).
Ален и Одетт Кассу. Мэтры сюрреализма. Перевод с франц. Т.Б. Евдокимовой и др.
Санкт-Петербург, Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996 г.
(Серия «Компакт-энциклопедия»). Стр. 203-205.
Гастон Диль «Макс Эрнст». Монография. Перевод с франц. М.А. Трудолюбова.
Москва, Издательство Слово / SLOVO, 1995 г. – 96 стр., илл. (Серия «Картинная галерея»).
На обложке картина «Дети, играющие в астронавтов». 1927 г. Частное собрание.