-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Слава44

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Live_Memory Только_для_мужчин
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) АРТ_АРТель

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 2079


АМАЗОНКИ РУССКОГО АВАНГАРДА. АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВНА ЭКСТЕР (1882-1949). ЧАСТЬ II

Среда, 31 Марта 2021 г. 22:21 + в цитатник
ФОТО 1918 О. Экстер в студии. Киев (583x700, 38Kb)
Александра Экстер в студии. Фотография. Киев, 1918 г.

«Эти три замечательные женщины (Наталья Гончарова, Ольга Розанова и Александра Экстер) все время были передовой заставой русской живописи и вносили в окружающую их среду тот воинственный пыл, без которого оказались бы немыслимы наши дальнейшие успехи. Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам, прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость западному «яду»
(Бенедикт Лившиц. Полутораглазый стрелец).


ФОТО 1912 А. Экстер (509x700, 87Kb)
Александра Экстер. Фрагмент фотографии ок.1912 г.

1916-1917 гг.

Борис Пастернак Сергею Боброву: «Был вчера в Камерном театре на «Виндзорских проказницах»… Слабо как играют! Работы Экстер очень мне понравились. Хороши Лентуловские ширмы. Но театр «как таковой»! О ужас! А может быть и мы таковы…» (РГАЛИ)

Bера Мухина: «Еще в шестнадцатом году мне пришлось познакомиться с Александрой Александровной Экстер, которая оказала большое влияние на мою жизнь. Как-то Любовь Сергеевна Попова сказала мне: «А вот Экстер в Камерном театре ставит «Фамиру Кифаред» Анненского. Там нужна лепка, не хочешь ли попробовать?» Я до этого никогда больших вещей не делала, говорю: «Не одолею». Все же пошла, познакомилась с Экстер, потом подружилась. Надо было вылепить всю раму вокруг сцены… Экстер была художница крайне левого направления. (…) Ее толкование античного мира чрезвычайно своеобразно… Своих нимф она раскрашивала прямо по голому телу. Грудь - нарисует круг, в середине точка. Обозначала краской некоторые мускулы. Парики синели – бархат с шелком. Кудри стояли, как у медузы-горгоны, как змеи…Специально для «Фамиры» обрамляли всю сцену лепкой. Наверху - картуш, связка музыкальных инструментов, маски, барочный орнамент, в конце рога изобилия, из которых выходили две колонны. Базой служили две большие головы - Аполлона и Диониса. Верх я делала по рисунку Александры Александровны, головы - сажень высотой - я делала самостоятельно».

1916 Сцена из спектакля Фамира-Кифаред. (700x478, 99Kb)
Сцена из спектакля «Фамира-Кифаред» (1). Фотография 1916 г.

1916 Сцена из спектакля Фамира-Кифаред 3 (700x448, 100Kb)
Сцена из спектакля «Фамира-Кифаред» (2). Фотография 1916 г.

1916 Сцена из спектакля Фамира Кифаред. Фотография (700x361, 138Kb)
Сцена из спектакля «Фамира-Кифаред» (3). Фотография 1916 г.

1916 вакханка. Бум. черная, гуашь, лак, бронзовая краска. 50,5х33,3ю СПб муз театр (414x600, 108Kb)1916 Эскиз жен. костюма девушки (Girl). 14.5 x 9.5 см. Аук Time & Again Galleries, Linden , NJ, US 2013 (394x600, 123Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). 1. Вакханка. Эскиз костюма к драме И. Анненского «Фамира-кифаред». 1916 г. Бумага черная, гуашь, лак, бронзовая краска. 50,5х33,3 см. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства. 2. Эскиз костюма девушки. 1916 г. Бумага, гуашь, карандаш. 14,5x9,5 см. Аукцион Time & Again Galleries, Линден, штат Нью-Джерси, США, 2013 г.

1916 Эскиз костюма для Московского театра. (518x700, 129Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма для Московского Камерного театра. 1916 г.

A. Эфрос: «Спектакль прошел бы и совсем бесследно, если бы не одно стороннее обстоятельство…Внутренний облик театра к этой премьере принял необычный вид. Вестибюль, лестница, фойе, наконец, самый портал сцены были покрыты сплошной, цепкой, добротной кубофутуристической живописью… За нее отвечало новое имя - Александра Экстер… Сдвиги и «разрывы» ее росписей, сделанные с горячей, скажу- страстной убежденностью, охватывали нас своим пафосом сразу же у входа, вели наверх, проводили в фойе и замыкались в зрительном зале великолепным занавесом стиля, своими черно-белыми шашками, геральдическими зверями и мрачно-цветными
полосами. Глядя на них, ожидая начала, зритель предчувствовал новое искусство, новую зрелищность и новую поступь драматического действия…».

1916 Костюм танцующей вакханки к драме И.Анненского «Фамира Кифаред» в постановке А.Таирова (591x700, 109Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма танцующей вакханки к драме И. Анненского
«Фамира-Кифаред». 1916 г.

1916 Костюм танцовщицы для драмы И.Ф. Анненского Фамира-кифарэд (700x671, 228Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюм танцовщицы для драмы И.Ф. Анненского «Фамира-Кифаред». 1916 г.

1916 Балерина. бумага, гуашь, бронза38,8 х 68 см. ГМИИ им. Пушкина (700x427, 102Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Балерина. 1916 г. Бумага, гуашь, бронза. 38,8 х 68 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

Декабрь 1916 – январь 1917 г.

А. Экстер участвует в выставке картин и скульптуры общества художников «Бубновый валет» в Москве (Кат. Nature mortes; Эскизы костюмов для «Фамиры Кифареда»; Эскиз костюмов хора вакханок). Участники: Н. Альтман, B. и Д. Бурлюки, М. Шагал, Р. Фальк, И.Клюн, A. Куприн, П. Кузнецов, А. Лентулов, К. Малевич, Л. Попова, И. Пуни, О. Розанова, Н. Удальцова.

Участвует в выставке современной русской живописи, организованной Художественным бюро H.E. Добычиной в Петрограде (Кат. Мотивы города; Эскизы костюмов хора к спектаклю «Фамира Кифаред» И. Анненского в Камерном театре). Участники: Н. Альтман, Д. Бурлюк, В. Кандинский, Н. Крымов, Н. Кульбин, А. Лентулов, Л. Попова, И. Пуни, Н. Удальцова, Р. Фальк, М. Шагал и др.

1914 Натюрморт. ГМИИ Узбекистана (645x700, 229Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Натюрморт. 1914 г. Государственный музей искусств Узбекистана, Ташкент.

1916 Абстрактная ++ композиция. Бумага, гуашь, белила, смешанная техника. 66×50,8.. (Собр. Беккерман) (536x700, 126Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Абстрактная композиция. 1916 г. Бумага, гуашь, белила,
смешанная техника. 66 х 50,8 см. Собрание Майи и Анатолия Беккерман, Нью-Йорк.

1916 Динамическая ++  композиция. Бумага, гуашь 65х51 Частное собрание (536x700, 116Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Динамическая композиция. 1916 г. Бумага, гуашь. 65 х 51 см.
Частное собрание.

1916 Композиция. ++ Бум, масло, гуашь. 71 x 55.8 cm. МОМА (547x700, 106Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Композиция. 1916 г. Бумага, масло, гуашь. 71 x 55,8 см.
Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1916-1918 Движение ++ плоскостей. Холст, масло 92,5х76 см. Нижнетагильский музей изобразительных искусств (571x700, 98Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Движение плоскостей. 1916-1918 гг. Холст, масло. 92,5х76 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.

1916-1918 Композиция. ++ Х, м. (Собр. Иветы и Тамаза Менашеровых) (512x700, 120Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Композиция. 1916-1918 гг. Холст, масло.
Собрание Иветы и Тамаза Манашеровых.

1917-1918 Эскиз ++. АТТР. Б.г. Холст, масло. 40 х 30 см. Кол. Рона и Роджерса Полларда, Нью-Йорк (559x700, 109Kb)
А.А. Экстер (1882-1949), атрибуция. Эскиз. Холст, масло. 40 х 30 см.
Коллекция Рона и Роджерса Полларда, Нью-Йорк.

1916 Городской пейзаж ++ (Композиция). Холст, масло 117х88 Слободской музейно-выставочный центр (508x700, 134Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Городской пейзаж (Композиция). 1916 г.
Холст, масло. 117 х 88 см. Слободской музейно-выставочный центр, Кировская обл.

1916 Цветовая ++ динамика. Картон, масло, гуашь 148х82 Частное собрание (385x700, 87Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Цветовая динамика. 1916 г.
Картон, масло, гуашь. 148 х 82 см. Частное собрание.

1916-1917 Беспредметная ++ композиция (Динамика цветов). Х, м. 98 х 62 см. ЧС 2 (443x700, 104Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Беспредметная композиция (Динамика цветов).
1916-1917 гг. Холст, масло. 98 х 62 см. Частное собрание.

1916-1917 Композиция ++. Х, м. 58×35 см. Аук Camard & Associes 2 (484x700, 124Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Композиция. 1916-1917 гг. Холст, масло. 58 х 35 см.
Аукцион Camard Et Associés, Париж.

1916-1917 Dynamic ++ composition 1916-1917 (476x700, 159Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Динамическая композиция (Dynamic composition).
1916-1917 гг. Холст, масло. 33,2 х 22,5 см. Частное собрание.

1916-1917 Центрифуга ++. 56,2x71,3 см. Кристис Милан 2008. Прод. EUR 101,600 (540x700, 83Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Центрифуга. 1916-1917 гг. Бумага, гуашь. 71,3 х 56,2 см.
Аукцион Christie’s, Милан, 2008 г. Картина продана за EUR 101.600 евро.

1917 г.

Февральская революция 1917 года.
А. Экстер выполнила обложку для книги И. Аксенова «Пикассо и окрестности» (Москва, издательство «Центрифуга»).
Весна – лето. Живет в Киеве.
Работает над макетом и костюмами к «Саломее» О. Уайльда.
A. Экстер к А. Таирову (8 июня): «Саломея - макет кончаю и быть может Вы отнесетесь к нему так же как и я. Я настолько захвачена работой, что перенесла его в спальню, чтоб ночью думать и смотреть. Делала я его для выставки очень свободно, смотрела на пластическое разрешение цветных масс».

1917 Иван Аксенов. Пикассо и окрестности. Москва, Изд. Центрифуга. 12 илл. 1-е изд. работ Пикассо в России (2) (412x540, 132Kb)1917 Иван Аксенов. Пикассо и окрестности. Москва, Изд. Центрифуга. Титул. лист (393x540, 81Kb)
1-2. Иван Аксёнов. Пикассо и окрестности. С двенадцатью гравюрами с картин мастера. Москва, Издательство «Центрифуга», 1917 г. Обложка А.А. Экстер. Титульный лист.

1917 Иван Аксенов. Пикассо и окрестности. Москва, Изд. Центрифуга. (700x487, 95Kb)
Иван Аксёнов. Пикассо и окрестности. С двенадцатью гравюрами с картин мастера.
Москва, Издательство «Центрифуга», 1917 г. Иллюстрация Пабло Пикассо (1)

1917 Иван Аксенов. Пикассо и окрестности. Москва, Изд. Центрифуга. 12 илл. (700x450, 100Kb)
Иван Аксёнов. Пикассо и окрестности. С двенадцатью гравюрами с картин мастера.
Москва, Издательство «Центрифуга», 1917 г. Иллюстрация Пабло Пикассо (2)

А. Экстер участвует в выставке «Народное искусство Буковины и Галиции», организованной в Киеве E. Прибыльской, Я.Тугендхольдом и др. «Комитет по устройству выставки приносит свою искреннюю благодарность художникам, написавшим плакаты для выставки - А.А.Экстер…»
Осенью 1917 года А. Экстер едет в Москву.
Становится членом левой федерации Профессионального союза художников-живописцев, учрежденного
в Москве в мае 1917 года.

1917 Дома ++ на берегу моря, Оригинал (578x700, 113Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Дома на берегу моря (Приморский итальянский городок).
1917 г. Институт искусств Миннеаполиса, штат Миннесота, США.

1917 Беспредметное ++. Холст, масло. 71х53 см. Краснодарский краевой художественный музей (521x700, 119Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Беспредметное. 1917 г. Холст, масло. 71 х 53 см.
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Картина экспонировалась на выставке в галерее Ван Димена, Берлин, 1922 г.

1917 Беспредметная ++ композиция. Холст, масло 88 х 70 см. ГРМ (550x700, 139Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Беспредметная композиция. 1917 г. Холст, масло.
88 х 70 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1917 Динамика ++ цвтов. Выставка в галерее Орландо, Цюрих, Швейцария, 2009 г (504x700, 105Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Динамика цветов. 1917 г. Выставка в галерее «Орландо»,
Цюрих, Швейцария, 2009 г.

1916-1918 Abstrakte ++ Komposition Aus Farbflächen. Б.г. (541x700, 145Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Абстрактная композиция из цветовых поверхностей
(Abstrakte Komposition Aus Farbflächen). Светло-коричневая бумага, гуашь, карандаш.
31,7 x 24,4 см. Аукцион Kunstauktionshaus Schloss Ahlden GmbH, Альден, Германия, 2020 г.

1916-1918 Цветовые ++ ритмы. Бум, гуашь, каран.35.5 x 26.6 cm. Кристис Лондон 2004. Прод 21.510 фунтов. (532x700, 118Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Цветовые ритмы. 1916-1918 гг. Бумага, гуашь, карандаш.
35,5x26,6 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2004 г. Картина продана за GBP 21.510 фунтов.

1916-1918 Цветовые ++ ритмы. Бум, гуашь, каран. 35.1 x 26.4 cm. Кристис Лондон 2004. Прод. 21.510 фунтов. (520x700, 112Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Цветовые ритмы. 1916-1918 гг. Бумага, гуашь, карандаш.
35,1x26,4 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2004 г. Картина продана за GBP 21.510 фунтов.

9 октября 1917 года, менее чем за месяц до Октябрьского переворота, состоялась премьера спектакля «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда в Московском Камерном театре. Режиссер Александр Таиров впервые в России поставил ранее запрещенную цензурой пьесу «Саломея». Постановка «Саломеи» в царской России была запрещена по тем же причинам, что и в Англии - нельзя было выводить на сцену библейских персонажей. Главную роль Саломеи исполнила Алиса КооненюЭскизы декораций и костюмов Александры Экстер. Ранее в Англии в 1894 году оригинальные рисунки к «Саломее» нарисовал Обри Бердслей.

1917-1920 Режиссер А. Таиров (700x504, 87Kb)
Режиссер Александр Таиров работает над новой пьесой. Фотография нач.1930-х гг.

Во второй половине 1930-х руководитель Камерного театра Александр Яковлевич Таиров (1885-1950) подвергся резкой критике со стороны властей за искажение событий русской истории в опере-буфф «Богатыри». Как неудачи были восприняты официальной критикой спектакли «Не сдадимся!», «Дети солнца» и «Думы о Британке». Таиров избежал ареста. Но позднее, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, он был уволен из Камерного театра (что примечательно, незадолго до этого он был награжден орденом Ленина). Через год Таирова не стало.

1917 Программа спектакля Саломея (270x700, 83Kb)
Программа спектакля «Саломея» по пьесе О. Уайльда.
1917-1918 гг.

1917 Сцена из спектакля Саломея в Камерном театре. Режиссёр А.Я.Таиров 2 (700x466, 106Kb)
Сцена из спектакля «Саломея» в Камерном театре (1). Режиссёр А.Я. Таиров. Фотография 1917 г.

1917 Сцена из спектакля Саломея в Камерном театре. Режиссёр А.Я.Таиров (700x310, 89Kb)
Сцена из спектакля «Саломея» в Камерном театре (2). Режиссёр А.Я. Таиров. Фотография 1917 г.

ЭСКИЗЫ ДЕКОРАЦИЙ И КОСТЮМОВ АЛЕКСАНДРЫ ЭКСТЕР К ПЬЕСЕ ОСКАРА УАЙЛЬДА «САЛОМЕЯ».
КАМЕРНЫЙ ТЕАТР, МОСКВА, 1917 г.

1916-1917 Саломея. Эскиз декораций. Первая сцена Бум, графит. карандаш, гуашь 22,5х30,8. ГЦТМ  (700x456, 114Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз декораций к пьесе О. Уайльда «Саломея». Первая сцена. 1916-1917 гг.
Бумага, графитный карандаш, гуашь. 22,5 х 30,8 см. Государственный центральный театральный музей
им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1917 Эскиз декораций. Сцена смерти молодого сирийца. Бум, граф кар, гуашь 22,5х33,5. ГЦТМ (700x450, 92Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз декораций к пьесе О. Уайльда «Саломея». Сцена смерти молодого сирийца.
1916-1917 гг. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 22,5 х 33,5 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1917 Эскиз декораций. Сцена Иоканаана и Саломеи. Бум, граф кар, гуашь 22,6х31. ГЦТМ (700x446, 112Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз декораций к пьесе О. Уайльда «Саломея». Сцена встречи Иоканаана и
Саломеи. 1916-1917 гг. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 22,6 х 31 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1917 Эскиз декора. Смерть Саломеи. Финал. Бум, граф кар, гуашь 22,8х30,8. ГЦТМ (700x488, 134Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз декораций к пьесе О. Уайльда «Саломея». Смерть Саломеи. Финал.
1916-1917 гг. Бумага, графитный карандаш, гуашь. 22,8 х 30,8 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1917 Эскиз декора (оригинал) (700x363, 78Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз декораций к пьесе О. Уайльда «Саломея». 1917 г.

1916-1917 Саломея + Саломея. Картон, гуашь, бронза, серебро 68,8х51,2. ГЦТМ (404x570, 89Kb)1917 Эскиз + костюма к драме О. Уальда Саломея. ГЦТМ (1) (394x570, 83Kb)

А.А. Экстер (1882-1949). 1-2. Эскиз костюмов Саломеи к пьесе О. Уайльда «Саломея». Картон, гуашь, бронза, серебро 68,8х51,2 см. 1916-1917 гг. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1917 Саломея +. Саломея. Картон, гуашь, бронза, серебро 64,8х36. ГЦТМ (402x700, 82Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма Саломеи к пьесе О. Уайльда «Саломея».
1916-1917 гг. Картон, гуашь, бронза, серебро. 64,8 х 36 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина.

1916-1917 Саломея + Иоканаан. Картон, гуашь 68х47,2. ГЦТМ (3) (593x700, 57Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма Иоканаана к пьесе О. Уайльда «Саломея».
1916-1917 гг. Картон, гуашь. 68 х 47,2 см. Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1917 Саломея + палач Нааман. Картон, гуашь, бронза, серебро 61,5х37,5  (417x700, 86Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма палача Наамана к пьесе О. Уайльда
«Саломея». 1916-1917 гг. Картон, гуашь, бронза, серебро 61,5х37,5 см.

1916-1917 Саломея + Ирод. Картон, гуашь, бронза, серебро 67,9х50,7. ГЦТМ  (433x590, 100Kb)1916-1917 Саломея + Ирод. Бум, гуаш. 57 x 39,5 cm. Galerie Moenius, Мури, Швейцария, 27.03.2021 (400x590, 113Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюмов Ирода к пьесе О. Уайльда «Саломея». 1. Картон, гуашь, бронза, серебро. 67,9х50,7 см. ГЦТМ. 2. Бумага, гуашь. 57x39,5 см. 1916-1917 гг. Galerie Moenius, Мури, Швейцария, 27.03.2021 г.

1916-1917 Саломея + Иродиада. Картон, гуашь, бронза 69,9х54,2. ГЦТМ  (539x700, 144Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма Иродиады к пьесе О. Уайльда «Саломея».
1916-1917 гг. Картон, гуашь, бронза. 69,9 х 54,2 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1917 Саломея + Сириец. Картон, гуашь, бронза 68х44,2. ГЦТМ (374x575, 78Kb)1917 Эскиз + костюма Тигеллина к драме О. Уайльда Саломея. ГЦТМ (7) (430x575, 98Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). 1. Эскиз костюма Сирийца, пажа Иродиады к пьесе О. Уайльда «Саломея». Картон, гуашь, бронза. 68х44,2 см. 2. Эскиз костюма Тигеллина к пьесе О. Уайльда «Саломея». Картон, гуашь, бронза. 67,8х43,9 см. 1916-1917 гг. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1917 Саломея + Паж Иродиады. Картон, гуашь, бронза 65,9х42. ГЦТМ  (364x580, 72Kb)1916-1917 Саломея + Паж Иродиады. Картон, гуашь, бронза 65,9х42. ГЦТМ  (2) (434x580, 91Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). 1-2. Эскиз костюмов пажа Иродиады к пьесе О. Уайльда «Саломея». Картон, гуашь, бронза 65,9х42 см. 2. Картон, гуашь, бронза 65,9х42 см. 1916-1917 гг. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1917 Эскиз + костюма (пажа) к драме О. Уальда Саломея. ГЦТМ (4) (591x700, 96Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма к пьесе О. Уайльда «Саломея» к драме
О. Уайльда «Саломея». 1917 г. Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1917 Саломея + Солдат. Картон, гуашь, серебро 67,3х49,5. ГЦТМ (2) (521x700, 89Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма Солдата к пьесе О. Уайльда «Саломея».
1916-1917 гг. Картон, гуашь, серебро. 67,3 х 49,5 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1917 Саломея + Иудеи. Картон, гуашь 68х52,6. ГЦТМ  (524x700, 149Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюмов иудеев к пьесе О. Уайльда «Саломея».
1916-1917 гг. Картон, гуашь. 68х52,6 см. Государственный центральный театральный
музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1917 Саломея + Саддукеи. Картон, гуашь, бронза, серебро 68х51,1. ГЦТМ (2) (525x700, 101Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюмов саддукеев к пьесе О. Уайльда «Саломея».
1916-1917 гг. Картон, гуашь, бронза, серебро 68 х 51,1 см. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1917 Эскиз + костюма к драме О. Уальда Саломея. ГЦТМ (2) (391x525, 87Kb)1916-1917 Саломея + Рабыня с кувшином. Картон, гуашь, бронза 67х52,3. ГЦТМ (412x525, 88Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). 1. Эскиз костюма рабыни с подносом к драме О. Уайльда Саломея. 2. Рабыня с кувшином. Картон, гуашь, бронза 67х52,3 см. 1916-1917 гг. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1916-1917 Эскиз + костюмов. Три рабыни. Картон, гуашь, бронза ГТГ  (404x540, 96Kb)1916-1917 Эскиз + костюма трех рабынь для Танца с семью вуалями (Кат.№35) (400x540, 104Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). 1. Эскиз костюмов трех рабынь для Танца с семью вуалями. Картон, гуашь, бронза. ГТГ. 2. Эскиз костюмов. Три рабыни. Картон, гуашь, бронза. 67,5х51,2 см. 1916-1917 гг. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1917 Саломея +. Design for Salome gouache on paper (400x600, 124Kb)1917 Саломея +.  Бум, гуашь. 55,5 x 32 cm. Аук HVMC-Hôtel des Ventes de Monte-Carlo, Монако 2015 (2) (413x600, 115Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюмов к пьесе О. Уайльда «Саломея». 1. Бумага, гуашь. 2. Бум, гуашь. 55,5x32 см. 1917 г. Аукцион HVMC - Hôtel des Ventes de Monte-Carlo, Монако, 2015 г.

1916-1917 Саломея +. Танец семи покрывал. Картон, гуашь, бронза, серебро 66,5х52,6 (542x700, 144Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма для Танца с семью вуалями к пьесе О. Уайльда
«Саломея». 1916-1917 г. Картон, гуашь, бронза, серебро. 66,5 х 52,6 см.


1917 Эскиз +  костюмов с факелами к драме О. Уальда Саломея. ГЦТМ (12) (400x475, 75Kb)1917 Саломея + Раб с факелом. Премьера 9 октября. ГЦТМ (402x475, 59Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). 1-2. Эскизы костюмов рабов с факелами к драме О. Уайльда «Саломея». 1916-1917 гг. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1917 Эскиз костюма к драме О. Уальда Саломея. ГЦТМ (5) (591x700, 115Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма к драме О. Уайльда «Саломея». 1917 г.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1917 Эскиз костюма к Саломее. Карт, акв, гуашь. 40 x 70,1 см. МСИ Салоники, кол. Г.Костаки (395x700, 77Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма к драме О. Уайльда «Саломея».
1917 г. Картон, акварель, гуашь. 40 x 70,1 см. Музей современного искусства,
Салоники, Греция. Коллекция Георгия Костаки.

1917 Костюмы из спек. Саломея Фото (700x416, 104Kb)
Костюмы Иоканаана, Саломеи и Ирода по эскизам А. Экстер в спектакле «Саломея».
Камерный театр, Москва, 1917 г. Фотография.

Я. Тугендхольд: «…Перед нами целая клавиатура красок, сопровождающих, как оркестр, развитие «Саломеи»: от серебряных до черных, на общем фоне красного занавеса, - лейтмотива этой драмы любви и смерти. Сравнивая эту условную постановку «Саломеи» с постановкой Леона Бакста и Иды Рубинштейн в Париже, я думаю, что подлинный О. Уайльд, с его драгоценной изысканностью слов, был не там, где Бакст дал реальную лунную перспективу Иерусалима и неподвижную луну, а скорее здесь, в этой искусственной оправе из серебра, золота, серного бархата и красно-багрового цвета».

1917 Саломея. Фото (700x493, 150Kb)
Сцена из спектакля «Саломея» в Камерном театре (3). Режиссёр А.Я. Таиров. Фотография 1917 г.

Алиса Коонен: «Оформление «Саломеи» было одной из лучших работ Экстер по экспрессии, темпераменту, по чувству формы. Было много интересных находок и в костюмах. Все костюмы делались из простого холста…Таиров еще раньше «открыл», что холст великолепно принимает и при соответствующем освещении производит впечатление драгоценного материала…Ирод, Иродиада, весь двор были одеты в холст, и их костюмы производили впечатление богатства и великолепия».

ФОТО 1914 Моріс Равель, Вацлав і Броніслава Ніжинські, 1914 р. (700x525, 109Kb)
Морис Равель, Вацлав Нижинский и Бронислава Нижинская. Фотография 1914 г.

Во время работы над «Саломеей» в Камерном театре А. Экстер знакомится с балериной Брониславой Нижинской и хореографами К. Голейзовским и М. Мордкиным, который ставил танец Саломеи для Алисы Коонен.

25 октября (7 ноября по новому стилю) 1917 года свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция.

Ноябрь – декабрь 1917 г. А. Экстер участвует в выставке картин оющества «Бубновый валет» в Москве в салоне Михайловой. Выставляет 36 работ (Кат. Рисунки к постановке и макет к Саломее; Рисунки «Дочь Иорио»; Живопись 1907-1917 гг.). Участники: В. и Д. Бурлюки, И. Клюн, В. Каменский, К. Малевич, О. Розанова, В. Ходасевич и др.

1917-1918 Композиция ++ с молотом. Этюд к картине Беспредметная композиция (448x700, 148Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Композиция с молотом. Этюд к картине
«Беспредметная композиция». 1917-1918 гг.

1917-1918 Беспредметная ++ композиция.  Холст, масло 88х70 Государственный Русский музей (551x700, 146Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Беспредметная композиция. 1917-1918 гг.
Холст, масло. 88 х 70 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1917-1918 Без названия, ++ масло, холст, 89 х 69,5. Собр. Лобанова-Ростовского (549x700, 115Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Без названия. 1917-1918 гг. Холст, масло.
89 х 69,5 см. Собрание Н.Д. Лобанова-Ростовского.

1917-1918 Синий,  ++ черный, красный (Синее, черное, красное) (491x700, 121Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Синий, черный, красный (Blue, black, red).
1917-1918. Холст, масло. Baskıloji.com.

1917-1918 Футуристическая композиция» (700x630, 213Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Футуристическая композиция. 1917-1918 гг. Холст, масло. Коллекция Вильгельма Оттена в Otten Kunstraum, Хохенемс, Австрия.

1918 г.

А. Экстер живет в Одессе. Организует обучение в детской художественной школе. В преподавательской практике использует приемы беспредметной живописи.
Умирает муж Александры Экстер - адвокат Николай Евгеньевич Экстер, затем в Одессе скончалась ее мать. Спор из-за наследства, инициированный бывшим свекром, лишил Экстер большей части ее живописных работ, оставшихся в киевском доме. Многие из них позднее были уничтожены в разрухе гражданской войны.
После смерти мужа А. Экстер возвращается в Киев.

ФОТО 1918-19Дом в Киеве по ул. Гимназическая 1 (ныне Б. Хмельницкого, 271), где 1905—1920 жила Экстер; мастерская (700x525, 171Kb)
Дом в Киеве по ул. Гимназическая, 1 (ныне Б. Хмельницкого, 271), где в 1905-1920 гг. жила А. Экстер.
В 1918-1919 гг. здесь располагалась её мастерская живописи.

В декабре 1918 года А.А. Экстер в Киеве совместно с И. Рабиновичем открывает
учебно-производственную студию и мастерскую декоративного искусства. В студии занимались Павел Челищев, Александр Тышлер, Ниссон Шифрин и другие. В мастерской принимали участие также художники В.Г. Меллер, А.Г. Петрицкий, К.Н. Редько и С.Б. Никритин. Экстер руководила своей киевской художественной мастерской, участвовала в агитационно-пропагандистской работе (оформление улиц к революционным праздникам).
Создает костюмы для спектакля балетной труппы М. Мордкина «Этюды Баха».

ФОТО 1918-1919 Экстер (в центре) и ее студенты в Киеве перед живописным панно П.Челищева (он сидит рядом с Экстер2 (700x422, 111Kb)
А. Экстер (в центре) и ее студенты в Киеве перед живописным панно П. Челищева
(он сидит рядом с Экстер). Фотография 1918-1919 гг.

1918 Венеция. Панно. Х м, 268×639 см. ГТГ ОРИГИНАЛ (700x408, 126Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). 1918 Венеция. Панно. Холст масло, 268 х 639 см. (!)
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Панно и сейчас висит в Третьяковской галерее на Крымском валу. С расстояния действительно
можно увидеть некие символы Венеции (канал, гондолы, мосты и т.д.)

В 2008 году на лондонском аукционе Бонхэмс за £350 тыс. фунтов вместо ожидаемых £400 - 600 тыс.
ушел один из трех известных этюдов к панно «Венеция», написанных художницей в 1924 году для
советского павильона на XIV Венецианской биеннале.

1918 Венеция. Этюд. Х, м. 62х99 см. ЧС.(Без даты) (700x408, 155Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Венеция. Этюд. 1924 г. Холст, масло. 62 х 99 см. Аукцион Bonhams,
Лондон, 2008 г.

1918 Венеция (Композиция). Б.г. Бум, гуашь. 35,5 x 52 cm. Аук The Bru Sale Gallery, Брюссель 2016 (700x489, 179Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Венеция (Композиция). Бумага, гуашь. 35,5 x 52 см. Аукцион The Bru Sale Gallery,
Брюссель, 2016 г.

1918 Динамич. комп. Бум, гуашь, кар. 66 by 50cm, Сотбис Лондон 2016. Estimate £80,000 - £120,000. (537x700, 138Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Динамическая композиция. 1918 г. Бумага, гуашь, карандаш.
66 х 50 см. Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2016 г. Эстимейт £80.000 - £120.000 фунтов.

1918 Построение плоскостей по движению цвета. Х, м. 64х45 см. Музей Вильгельма Хака, Людвигсхафен,  ФРГ (487x700, 163Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Построение плоскостей по движению цвета. 1918 г.
Холст, масло. 64 х 45 см. Музей Вильгельма Хака, Людвигсхафен-ам-Райн, Германия.

1918 Эскиз декоративного стенного панно. Бум, акв, гуашь, тушь, кар. 45.7 x 36.2 cm. Кристис Лондон 2005  (542x700, 93Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз декоративного стенного панно. 1918 г. Бумага, акварель,
гуашь, тушь, карандаш. 45,7 x 36,2 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г.

1918 Женский костюм. Картон, графитный карандаш, гуашь, апликация 51х34,4 Собрание С.Шустер и Е.Крюковой (468x700, 107Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Женский костюм. 1918 г. Картон, графитный карандаш,
гуашь, аппликация. 51 х 34,4 см. Собрание С. Шустера и Е. Крюковой.

1919-1920 гг.

А. Экстер живет в Киеве и Одессе.
Февраль 1919 г. Наркомат просвещения Украины приглашает А. Экстер участвовать в агитационно-пропагандистской работе – оформлять улицы города ко Дню Красной Армии.
Апрель 1919 г. Как опытного «монументального пропагандиста» А. Экстер направляют в освобожденную Одессу для подготовки города к празднованию 1 мая.
Лето. Возвращается в Киев. Вместе со своими учениками и соратниками расписывает агитпоезда, агитпароход «А. Пушкин», принимает участие в праздничном оформлении города.
Осень. Уезжает в Одессу. Участвует в Первой народной выставке картин, плакатов и детского творчества в Одессе.

1919 Композиция --. Х, м. 56х42 см. Аук Giafferi 2. (522x700, 116Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Композиция. 1919 г. Холст, масло. 56 х 42 см.
Аукцион Giafferi, Париж.

ФОТО Второй муж Экстер Георгий Некрасов. (443x700, 97Kb)
Георгий Георгиевич Некрасов (1878-1945). Фотография с дарственной надписью
«Ася, я люблю тебя по гроб жизни. Вечно твой Некрасов-Экстер. Париж, 13/XII-24».

1920 г.

В апреле 1920 года А. Экстер возвращается в Киев, а в августе 1920 года переезжает в Москву.
Работает в Народном доме.
Выполняет эскизы костюмов к спектаклю Московского Художественного театра «Дама-невидимка» по П. Кальдерону. Выполняет эскизы костюмов «Из серии танцев Э. Крюгер».
В Москве выходит замуж за драматического актера Георгия Георгиевича Некрасова (1878-1945). Вера Мухина: «Муж Александры Александровны – один из Нерасовых – была фирма, торговавшая чаем. Сам он - актер в театре Незлобина. Не очень талантливый, не очень развитой…Мы удивились, что Александра Александровна – такая тонкая, такая энергичная – вышла замуж за такого незначительного человека…Жорж Некрасов был очень ласков, очень добрый, очень нежный…Он ее очень любит, обожает – но он не рабочий человек. Александра Александровна представляет в доме мужское начало, зарабатывает, а он – хорошая домашняя хозяйка».
А. Экстер начинает работу над макетом, эскизами декораций и костюмов к спектаклю Камерного театра
«Ромео и Джульетта» по Уильяму Шекспиру.

1920 Композиция. Картон, гуашь 54,6х34,7. ГЦТМ  (448x700, 88Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Композиция. 1920 г. Картон, гуашь. 54,6 х 34,7 см.
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1920 Колористическая композиция (composition-coloree) (513x700, 94Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Колористическая композиция (Composition Colore). 1920 г.
http://russianconstructivists.blogspot.com.

1920-1921 Конструктивный натюрморт. Холст, масло 121х100 Государственный Русский музей (2) (571x700, 140Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Конструктивный натюрморт. 1920-1921 гг. Холст, масло.
121 х 109 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1921-1922 гг.

1921 Эскиз костюмов к спектаклю Смерть Тарелкина по комедии А.Сухово-Кобылина - Эскизы костюмов. Бумага, гуашь 19,7х14,4 ЧС (700x471, 104Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюмов к спектаклю «Смерть Тарелкина» по комедии А.Сухово-Кобылина.
1921 г. Бумага, гуашь. 19,7х14,4 см. Частное собрание, Санкт-Петербург.

1921 Эскиз костюмов к спектаклю Смерть Тарелкина по комедии А.Сухово-Кобылина - Чиновники. Бумага, гуашь 45,5х35,6. ГЦТМ  (408x520, 70Kb)1921 Эскиз костюма к спектаклю Смерть Тарелкина по комедии А.Сухово-Кобылина - Расплюев. Бумага, гуашь 45,2х35,5. ГЦТМ  (389x520, 71Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюмов к спектаклю «Смерть Тарелкина» по комедии А. Сухово-Кобылина. 1. Чиновники. Бумага на картоне, гуашь. 45,5х35,6 см. 2. Расплюев. Бумага на картоне, гуашь. 45,2х35,5 см. 1921 г. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

В 1921-1922 гг. А. Экстер преподает во ВХУТЕМАСЕ в мастерской дисциплину №3 «Цвет в пространстве».
Выполняет эскизы костюмов к спектаклю «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина в студии Московского Художественного театра, режиссер Б. Сушкевич (спектакль не осуществлен).
Работает над эскизами костюмов к спектаклю «Интермедии» в Московском Художественном театре (не осуществлено).

1921 Композиция. Бумага, графитный карандаш, тушь, кисть 48х32 Собрание Д.Сарабьянова (446x700, 113Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Композиция. 1921 г. Бумага, графитный карандаш,
тушь, кисть. 48 х 32 см. Собрание Д.В. Сарабьянова, Москва.

1921 Конструкция цветовых плоскостей. Холст, масло 89 х 89 см. Саратовский государственный художественный музей (2) (678x700, 131Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Цветовая конструкция. 1921 г. Холст, масло. 84 х 89 см.
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.

1921 Конструкция цветовых плоскос1972-1982 Композиция. Цвет. литография. Аук Art Legacy, Чикаго, ИЛ, 2016 (687x700, 139Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Композиция. 1972-1982 гг. Цветная литография с картины
«Цветовая конструкция, 1921 г.». Аукцион Art Legacy, Чикаго, штат Иллинойс, 2016 г.

1921 Цветовая конструкция. Холст, масло 88х72 Частное собрание (2) (566x700, 135Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Цветовая конструкция. 1921 г. Холст, масло. 88 х 72 см.
Собрание Д.В. Сарабьянова, Москва.

1921 Resimsel Konstruksiyon. Х, м. 88х72 см. Стамбул, ЧС (572x700, 139Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Живописная конструкция (Resimsel Konstruksiyon). 1921 г.
Холст, масло. 88 х 72 см. Частное собрание, Стамбул.

1921 Конструкция планов (Ритмы цвета). Картон, масло 36,2х28 Частное собрание (563x700, 140Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Конструкция планов (Ритмы цвета). 1921 г.
Картон, масло. 36,2 х 28 см. Частное собрание.

1921 Композиция. Бумага, гуашь 42х39,5 Художественная Галерея Олбрайт-Нокс, США (645x700, 102Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Композиция. 1921 г. Бумага, гуашь. 42 х 39,5 см.
Художественная Галерея Олбрайт-Нокс, США.

1921 Композиция. Б.г.  Х, М. 46,5 x 38,5 cm. Аук The Bru Sale Gallery, Брюссель 2018 (525x700, 138Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Композиция. Холст, масло. 46,5 x 38,5 см.
Аукцион The Bru Sale Gallery, Брюссель, 2018 г.

1921 Движение цвета по конструкции. Холст, масло 80х55 см. Частное собрание, ФРГ (2) (531x700, 148Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Движение цвета по конструкции. 1921 г.
Холст, масло. 80 х 55 см. Частное собрание, Германия.

1921 Цветные ритмы. Бум, акв, гувашь, тушь, кар. 48 x 32 cm. Кристис Лондон 2005 (460x700, 64Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Цветовые ритмы. 1921 г. Бумага, акварель,
гуашь, тушь, карандаш. 48 x 32 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г.

В 1921 году выходит книга А. Таирова «Записки режиссера» в оформлении А. Экстер.
Работает над оформлением спектакля «Современный Хлестаков» по пьесе Д. Смолина.
Принимает участие в выставке «5 x 5 = 25» в Москве (Кат. Задача цветовых контрастов; Цветовое напряжение). Участники: А. Веснин, Л. Попова, В. Степанова, А. Родченко.

1921 Обложка к книге А. Таирова «Записки режиссера». Москва. Издательство Камерного театра. ГЦТМ (459x700, 120Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Обложка книги А. Таирова «Записки режиссера».
Москва, Издательство Камерного театра, 1921 г. Государственный центральный
театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.

1921 Буква-заставка к книге А. Таирова «Записки режиссера». Москва. Издательство Камерного театра2 (394x510, 135Kb)1921 Буква-заставка к книге А. Таирова «Записки режиссера». Москва. Издательство Камерного театра (408x510, 105Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). 1-2. Эскизы иллюстраций для книги А. Таирова «Записки режиссера». Москва, Издательство Камерного театра, 1921 г.

1921 Буква-заставка к книге А. Таирова «Записки режиссера». Москва. Издательство Камерного театра3 (577x700, 127Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскизы буквиц для книги А. Таирова «Записки режиссера».
Москва, Издательство Камерного театра, 1921 г.

1921 Эскиз костюмов к спек. Товарищ Хлестаков. Бум, гуашь, тушь, кар. 47.8 x 64.5 cm. Кристис Лондон 2005 (700x520, 81Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюмов к спектаклю «Современный Хлестаков». 1921 г.
Бумага, гуашь, тушь, карандаш. 47,8 x 64,5 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2005 г.

1921 Эскиз костюма Хлестакова. смешанная техника с гуашью и-золотой пудрой. 33 х 24 см. Аук DVC, Гент, Бельгия 2012 (700x525, 64Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз костюма Хлестакова к спектаклю «Современный Хлестаков». 1921 г.
Бумага, смешанная техника с гуашью и золотой пудрой. 33 х 24 см. Аукцион DVC, Гент, Бельгия, 2012 г.

1921 Афиша выставки 5 х 5 = 25. Москва (613x700, 215Kb)
Афиша выставки «5 х 5 = 25». Москва, 1921 г.

1921 каталог выставки 5 х 5=25. Эскиз обложки. 17.8 × 11.7 cm. МОМА (414x520, 81Kb)1921 Каталог 5 х 5=25. Эскиз обложки. МОМА (400x520, 105Kb)
А.А. Экстер (1882-1949).1-2. Эскизы иллюстраций для каталога выставки «5 х 5 = 25». Москва, 1921 г. 17,8 х 11,7 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

1921 Илл. из каталога выставки 5 х 5=25. 17.8 × 11.7 cm. МОМА (700x548, 76Kb)
А.А. Экстер (1882-1949). Эскиз иллюстрации для каталога выставки «5 х 5 = 25». Москва, 1921 г.
17,8 х 11,7 см. Музей современного искусства (МОМА), Нью-Йорк.

ФОТО 1921 А. Экстер и А. Таиров.jpg (566x700, 193Kb)
Александра Экстер. Фотография 1921 г.

17 мая 1921 года состоялась премьера спектакля «Ромео и Джульетта» по Уильяму Шекспиру
в Московском Камерном театре. Режиссер А. Таиров, музыка А. Александрова...

ИСТОЧНИКИ
«Любите книгу – источник знаний!»
(Максим Горький)

ФОТО 2003 Амазонки авангарда, 2003 (2) (525x700, 123Kb)
Амазонки авангарда: Экстер, Гончарова, Попова, Розанова, Степанова, Удальцова.
Под редакцией Джона Э. Боулта и Мютью Дратта. Перевод с англ. Москва,
Издательство «Галарт», 2001 г. - Стр. 130-153. На обложке картина
Л.С. Поповой «Композиция с фигурами». 1913 г. ГТГ. Дар Георгия Костаки.
ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x510, 99Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 653-657, 670-671.

ФОТО 1993 Экстер Новая галерея 20 век. 1993 г (548x700, 132Kb)
Александра Экстер: Путь художника. Художник и время. Автор-составитель Г.Ф. Коваленко.
Москва, Издательство «Галарт», 1993 г. - 288 стр., илл. (Серия «Новая галерея. 20 век»).
Тираж 5000 экз.

ФОТО 1986 Экстер Александра Александровна. Каталог 1986 (2) (400x375, 76Kb)ФОТО 1986 Экстер Александра Александровна. Каталог 1986 г (411x375, 89Kb)
Александра Экстер. Эскизы декораций и костюмов из собрания ГЦТМ им. А.А. Бахрушина. Москва, Издание Государственного центрального театрального музей им. А.А. Бахрушина, 1986 г. – 64 стр., илл. Тираж 5000 экз.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Экстер,_Александра_Александровна
2. Александра Экстер. Энциклопедия русского авангарда



(Продолжение следует)


Рубрики:  Художники русского авангарда
Художники русского авангарда
Бубновый валет
Живопись
Художники русского зарубежья
Живопись
Метки:  
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку