Дорога к последним творениям М. Эйзенштейна. Часть 2 |
С Днём Знаний, товарищи! :)
Часть вторая. Кузница знаний на ул. Ломоносова
(Часть первая "Три книги" -- ЗДЕСЬ)
Самый первый архитектурный проект 29-летнего М.Эйзенштейна был реализован по адресу ул. Стрелниеку 19.
Вот этот дом:
Я когда книгу писал, то по этому адресу пришел и там четко осознал, что такое де-жа-вю. Потому что вспомнил, как я точно так же стоял у этого углового дома, но было это давным-давно, а именно в 1965 году – году моего выпуска из средней школы. Тоже было начало осени, первые дни сентября, и девчонки из нашей начальной школы номер 39, что на Красной Двине, разыскали меня по телефонному справочнику, предложив пойти навестить нашу первую учительницу Анастасию Васильевну. Святое дело! Я пришел по указанному адресу и стоял с цветочками, глядя в окна этого самого первого дома архитектора М.Эйзенштейна. Анастасия Васильевна жила во втором этаже.
Это только теперь, с годами, я отчетливо стал понимать, насколько же крепко я всеми своими корнями пророс в мой город...
***
Однако, как говорят французы, вернёмся к нашим барашкам! То есть ко мне и моему путешествию к финальной части творчества архитектора Эйзенштейна.
На снимке – место нашего старта, улица Пернавас, ведущая к ж/д переезду и далее -- в Московское предместье. Нам с вами – прямо!
Идём мимо удивительного дома Василия.
(Дом этот я лет двадцать кряду наблюдал из окна автобуса-троллейбуса , едущего через Деглавский мост, и всякий раз меня разрывало от любопытства: что же это за строение такое? Не так давно перестало разрывать, потому что пошёл да и познакомился с хозяином по имени Василий).
Идём мимо удивительно крепкого и столь же удивительно заброшенного, испоганенного, хотя очень жизненноважного оздоровительного центра.
Идем вдоль богатых особняков, стоящих так близко к центру города и одновременно так далеко от тяжкой атмосферы сгоревших нефтепродуктов на центральных улицах.
Это вид через дырку в заборе.
За дыркой – территория, кем-то удачно приватизированная, а потому теперь это Частная Земельная Собственность. Хозяин её разумно сидит в засаде и ждёт-выжидает своего часа, потому как мало что у нас в стране растёт, а вот цена на такие тихие места рядом с центром растёт неуклонно...
Напротив перспективных земель, за забором не здание Кремля, нет, бери выше: это офис нашего латвийского монополиста – компании «Латвияс Газе». Впрочем, хозяева того газа всё равно сидят в Кремле, и пусть мне попробуют доказать, что это не так...
А мимо монополиста течет простая и небогатая рижская жизнь. Небогатая, зато не столь обремененная титаническими заботами, как у тех, кто сильно богат или просто сидит на самом верху.
Знаменитые рижские водонапорные башни. Их в 1897 году спроектировал строительный инженер О. Интце, строил Рудольф Фриш.
А я долгие годы жил рядом с такой же башней, но в Пардаугаве, в Агенскалнских Соснах. «Мою» в 1910 году спроектировал Вильгельм Людвиг Бокслаф.
Вот кто скажет, что эта пастораль всего в паре километров от центра города Риги, а не в латгальском посёлке Эзерниеки?.. :)
Путь наверх, на одно из моих любимых мест в городе. Для кого-то странного места, а для меня любимого.
Сейчас объясню.
Всё, что слева от железной дороги, – это тюрьма. Но не это моё любимое место, нет!
Хотя я там тоже бывал: в составе молодёжного коллектива Народного театра ПрибВО был с «шефским» концертом – читал стихи М. Дудина «Соловьи». Принимали меня сидельцы хорошо. Но чтоб вы видели и слышали, как хорошо они принимали девчоночью часть нашего коллектива! Девочки могли вообще ничего не читать, а просто выйти и стоять, переминаясь – и делать это сколь угодно долго...
А люблю я вот что: я люблю железную дорогу! Во всех её видах, а особенно завораживающие виды сверху! Эта любовь у меня с детства: отец был офицером, пришлось поездить, коротая время на вокзалах и полустанках, под гудки и ночные огни паровозов...
А вот и начало ул. Ломоносова, на которой стоят два дома Эйзенштейна.
Это корпус бывшего Радиофакультета бывшего РКИИГА им. Ленинского комсомола.
Не знаю, что там сейчас, думаю, что-то «бестелесное», то есть преподаваемое с помощью лишь доски и мела, типа «менеджмент чего-то», или «маркетинг того-то», или «логистка всего и вся...». Если это уже не так, то слава богу!
Здесь, в этом корпусе, мы с Борисом Цилькером 30 лет тому назад «клепали» мою диссертацию.
Поясняю: Борис был непревзойдённым мастером в написании и отладке программ для ЦВМ М6000, входившей в состав комплекса «Луч-74». Тот комплекс дешифрировал и отображал в виде графиков информацию, скаченную с бортовых регистраторов параметров полёта, именуемых сегодня коллегами-журналистами «чёрными ящиками», хотя ящики те оранжевого цвета. Я же придумал, как ту информацию не только отображать, а представлять в виде объективных и понятных всем пятибалльных оценок за технику пилотирования и выполнение полётного задания. Но в программировании, да ещё и в машинных кодах, я был откровенно слаб – было начало 80-х годов, ещё не освоил... А Борис уже был силён! И мы нашли друг друга. И он мне здорово помог. (Прочтя эту публикацию на портале gazeta.lv, мне любезно прислали современное фото Бориса Яковлевича).
Где бы ты ни был, Боря, сегодня, в День знаний, передаю тебе привет! Знай: труды наши даром не пропали, и наша программа таки успешно всё оценивала, вызывая естественную неприязнь к нам с тобой со стороны лётчиков, за что я прошу у тебя прощения. :).
Символичное, однако, фото: Радиофак смущённо отражается в витринах игрового зала, что торчит прямо напротив, через дорогу.
Те, кто в том зале сидят, не достойны даже волоса, упавшего с умной головы Бориса Яковлевича! А ведь живут как-то, да и страна вцелом, переполненная залами и игроками, как-то живёт...
Рядом с игровым залом – бывшая общага и поликлиника РКИИГА, где когда-то совсем бесплатно лечили студентов.
Это главный (административный) корпус РКИИГА.
Эмблема на фасаде чудом сохранилась.
Хотите знать, в чем была уникальность этого известнейшего международного вуза?
Рассказываю: в нём обучались иностранные студенты всех стран социалистической ориентации и развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки.
В 1948 году этот вуз был Рижским Краснознамённым Высшим Инженерно-Авиационным Военным Училищем имени К.Е. Ворошилова. Но в 1960 году Никита Хрущёв то авиационное училище, равно как и все ВВС, похерил. После чего на базе военного училища возник Рижский Краснознаменный Институт Инженеров Гражданской Авиации имени Ленинского комсомола. С теми же самыми высококлассными преподавателями, только снявшими погоны…
Потом в Москве одумались, и, собрав отправленных в отставку военных преподавателей и вернув им погоны, снова образовали Высшее Военное Авиационное Инженерное Училище, присвоив ему имя Якова Алксниса. Но образовали уже в другом месте – на берегу озера Киш. Где я имел честь служить и преподавать.
Два авиационных вуза и одно среднее авиационное училище на одну Ригу – это был уникальный по своей мощи научный и преподавательский потенциал!
А это парк напротив РКИИГА.
Что б вы знали, сколько в нём было свиданий, сколько родилось любовей, а потом семей, а затем детей!..
А это бывший клуб РКИИГА, он расположен наискосок от парка.
Мы, команда студентов Рижского политехнического института, в этом клубе с треском продули финальную игру республиканского КВНа, продули блестящей команде РКИИГА под руководством Юры Радзиевского. Которая в том же году стала чемпионом СССР! Чем все мы очень гордились. Эх, как мы гордились!!
Над входом в клуб сегодня сверкает сталью вывеска, но она уже говорит о другом вузе, о других людях и о другом времени....
Адрес корпусов бывшего РКИИГА – ул. Ломоносова 1, а, b, c... и т.д.
Адреса последних домов Эйзенштейна – ул. Ломоносова 3 и 5.
То есть, мы с вами шли, шли и пришли. :)
Продолжение, в т.ч. и про РКИИГА -- ЗДЕСЬ.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |