Петербург один из бездонных и неисчерпаемых городов, который практически невозможно полностью исследовать из-за огромного размера. Эта статья является максимально субъективным обзором самых красивых на мой взгляд некультовых зданий этого города (статьи о культовых обязательно выйдут позже). Также здесь я сознательно избегаю совсем уж известных достопримечательностей, хотя некоторые из них - безусловные мировые шедевры.
1. Начну, пожалуй, с одного из первых каменных зданий Петербурга - Кикиных палат. Здание построено в 1714-1720 годах неизвестным архитектором в стиле барокко для Александра Кикина, сподвижника Петра I и начальника Адмиралтейства. В 1718 году Кикин был казнён как участник заговора против царя, который возглавлял царский сын Алексей. После этого дворец был отобран в казну, служил царской библиотекой и административным зданием одного из гвардейских полков. В середине XIX века здание было перестроено со значительным уничтожением декора, но после повреждений в Блокаду восстановлено уже в приблизительно первоначальном виде Ириной Бенуа из знаменитой творческой династии. Сейчас в Палатах - музыкальная школа.
2. Но барочных зданий в Петербурге осталось очень мало, в рядовой застройке господствуют классицизм XVIII - XIX веков и модерн, на который приходится, по моей оценке, процентов 50. О модерне позже, а вот типичный классицизм - это дома 97,99,101 по Фонтанке, удачно выкрашенные в "светофорные" цвета. Все три построены в 1790-1793 годах на участке, принадлежавшем Полторацкому, директору Певческой капеллы.
3. Есть и более парадные образцы классицизма, например, Елагинский дворец, невероятно красиво выглядящий ночью. Дворец и остров, на котором он располагается, названы в честь Ивана Елагина, государственного деятеля времён Екатерины II (он был сенатором, обер-гофмейстером и директором императорских театров). В 1777 году остров перешёл к нему во владение, и здесь был построен дворец и разбит пейзажный парк. Первоначальный облик, как и авторство, не сохранилось, так как в 1818-1822 годах здание было капитально перестроено для царской резиденции по проекту Карла Росси. На рубеже XIX-XX веков это место служило резиденцией премьер-министров.
4. Далее о классицизме, Дворец Бобринских на Галерной, 60, годы строительства - 1792-1796. Архитектор - Луиджи Руска, швейцарец, создавший проекты множества особняков в Петербурге и суммарно 35 лет работавший в России. Предметы интерьера дворца ныне находятся в Эрмитаже.
5. Императорское училище правоведения на Фонтанке, 6. Здание появилось в конце XVIII века как дом Ржевского, в 1814-1819 годах было перестроено следующим владельцем Неплюевым, а в 1835 году было выкуплено принцем Петром Ольденбургским (этот род - одни из ближайших родственников Романовых) с целью устройства в нём училища для подготовки чиновников. В советское время здесь чего только не находилось (из забавного - Областная совпартшкола нацменьшинств и Школа подготовки культполитпросветработников), а в наши дни - областной суд.
6. Вид со двора на Академию Художеств (1764-1788, архитекторы Юрий Фельтен и Жан-Батист Валлен-Деламот, известные даже школьникам), которая не нуждается в представлении.
7. Чистый классицизм со всеми традиционными элементами здания - Горный институт 1806-1811, архитектор - тот самый Андрей Воронихин, автор проекта Казанского собора, который строился в это же время.
8. Классицизм в Петербурге обитает не только в центре или на Васильевском, но и на самых окраинах, где когда-то были дачи. Например, усадьба Александрино на проспекте Стачек, автором проекта которой является тот же Валлен-Деламот. Сейчас тут художественная школа и неплохой парк.
9. Или ещё один пример - усадьба Дашковой 1783-1784 годов постройки на том же проспекте Стачек. Автор проекта - сам Джакомо Кваренги.
10. Один из самых гениальных образцов классицизма в России - это Мраморный дворец. Его нордический розово-серый облик с Александром III - это настоящая красота, соответствующая Петербургу по духу.
11. Интерьеры ещё более чудесны.
12. Прекрасный вид на знаменитый Михайловский замок из Летнего сада.
13. Одно из моих любимых мест Петербурга - площадь Старого Театра, на которой находится собственно классический театр (1843-1844, Альберт Кавос) и модерновый особняк Кляйнмихель (1911-1912, Мейбом), который, к сожалению, занят Администрацией президента.
14. Московский вокзал в стиле неоренессанс когда-то неплохо выглядел в ансамбле с площадью Восстания, но теперь деревья вырублены, а цвет штукатурки совершенно невзрачен.
15. Далее перейдём к модерну, который в деталях имеет широчайший разброс от "мавританского" стиля к северному романтизму. Это стиль свободных экспериментов каждого архитектора во время перехода от относительно тихого XIX-ого века к страшному XX-ому. Начнём с монументального доходного дома Колобовых на углу Пионерской (Большой Колтовской) и Большого проспекта Петроградской стороны. Это один из лучших "доходников" города, его особенность - атланты. Годы постройки - 1910-1912.
Многие знают, что такое доходный дом, но всё-таки поясню - это дом, простроенный владельцем на свои деньги для сдачи жилья в аренду и заработка. В Европе и России этот тип застройки сложился во второй половине XIX века; многие районы многих городов застроены таким жильём. Каждый владелец будто пытался перещеголять другого во внешнем виде и техническом оснащении дома, что доказывает: честная конкуренция - двигатель прогресса.
16. Два главных проспекта Петроги - Большой и Каменоостровский - в целом очень богаты на дома исключительной красоты. Один из множества - доходный дом Бернштейна на перекрёстке Каменоостровского и Профессора Попова (1910-1911). Архитектор - Дмитрий Крыжановский, имевший отношение и к предыдущему зданию. Мне нравится оформление перекрёстков такими домами с башенками.
17. Похожий ансамбль на перекрёстке Большой Конюшенной улицы и Волынского переулка, оформленный доходным домом Мельцера (1904-1905). Архитектор - Фёдор Лидваль, тоже известный по множеству домов в городе. Это место находится буквально в 100 метрах от Дворцовой площади.
18. Доходный дом Кондратьева (1913, он сам автор проекта) на площади Кулибина в Коломне похож на небольшой замок:
19. Дом с массивной угловой башней, локацию не могу вспомнить.
20. А это уже административное здание - Дом городских учреждений на перекрёстке Садовой и Вознесенского (1904-1906, арх. Александр Лишневский).
21. Один из лучших особняков-коттеджей - дача Хаусвальд на Каменном острове (повторюсь: это лучшее место для прогулок!) Её многие видели, поэтому скажу лишь то, что реставрация, на мой взгляд, неудачная (листай вправо).
22. Ещё один огромный доходник где-то в Песках примечателен ажурной готической башенкой:
23. Роддом №1 на Васильевском (а изначально Александровский женский приют) - наверно самая красивая больница Петербурга. Он был построен на средства прихожан Евангелического прихода в 1897-1899 и его историческая специализация совпадала с нынешней.
24. Особняк Бутурлиной на Чайковского - один из самых первых модерновых домов в городе; он построен в 1857-1860 годах по проекту Геральда Боссе. До Революции здесь размещалось посольство Австро-Венгрии.
25. А вот и северный модерн, родиной которого является Скандинавия, на 16-й линии.
26. Как ни странно, в центре Петербурга ещё остались деревянные дома! Этот пребывает в очень плохом состоянии, но, кажется, кто-то в нём ещё живёт. Но, боюсь, его дни сочтены, так как намного дешевле и в дальнейшем выгоднее просто снести его и построить 6-этажный дом бизнес-класса. Локация - Васильевский остров.