Золотое Руно |
«Золотое Руно» - это лучший и самый шикарный литературно-художественный журнал из числа выходивших на рубеже XIX-XX века в России (1906-1909). Журнал элитарный, рассчитанный на интеллектуалов, художников, искусствоведов, критиков, поставивший целью просвещать и знакомить образованную публику с последними достижениями в мировой и русской культуре.
Выходил всего четыре года, но уже в первый год стал чрезвычайно популярным и превратился в яркое явление русской культурной жизни. «Золотое Руно» объединило практически весь цвет писателей, поэтов и художников Серебряного века. С него начался русский авангард; он впервые познакомил Россию с французскими художниками, которых в самой Франции никто не принимал всерьез.
Здесь Блок начал выступать в роли литературоведа и критика, заложив основы теории символизма. «Золотое Руно» впервые стало организовывать выставок русского авангарда («Голубая роза») и художников новой волны французской живописи («Салон Золотого Руна»). Издательская деятельность журнала не ограничивалась только журналом, позднее стали выпускаться книги писателей и поэтов-символистов.
Открывался первый номер «Руна» Врубелем, что было продуманным и сознательным шагом. Именно этого художника, кумира символистов новой волны, «Золотое Руно» сделало своим камертоном, настраивая читателей и себя на высочайший эстетический уровень. Врубель являлся духовным ориентиром журнала, которому он оставался верен до конца.
Перечислим лишь некоторые имена, позволяющие понять масштаб издания, его влияние на культурную жизнь и какую высокую планку он держал. С журналом сотрудничали художники К.Сомов, Е.Лансере, Л.Бакст, М.Добужинский, М.Нестеров, Н.Рерих, В.Борисов-Мусатов, М.Сарьян, К.Петров-Водкин, С.Судейкин, Н.Гончарова, М.Ларионов; поэты А. Блок, А.Белый, Д.Мережковский, Вяч. Иванов, В.Брюсов, С. Городецкий, К.Бальмонт и многие другие.
Вокруг журнала сразу же возникла полемика и все четыре года атмосфера журнала была наполнена скандалами, сплетнями, интригами, связанными, прежде всего, с фигурой его спонсора и издателя – Николаем Павловичем Рябушинским. Но не только. Подливало масла в огонь и соперничество с другим журналом символистов «Весы», который редактировал Валерий Брюсов, так объяснявший причину этих бесконечных свар:
«Слишком много нас расплодилось, и приходится поедать друг друга, иначе не проживешь».
Впрочем, несмотря на это, история уже оправдала и существование журнала «Золотое Руно», и жизнь непутевого Николаши, как звали в семье богатого издателя журнала, с широтой русской души и купеческой щедростью вкладывавшего, не скупясь, тысячи и тысячи в свое любимое детище.
И всё было бы тихо и мирно, если бы он не претендовал на роль редактора, с чем не могли согласиться его сотоварищи. Но у Николая Павловича было звериное чутье на всё красивое и по-настоящему ценное, что он постоянно и демонстрировал не только в журнале, но и в организации выставок, проходивших под эгидой журнала.
«Голубая роза» - тому подтверждение. Выставка открылась через год после начала издания журнала, в марте 1907 года, и стала высшим достижением русского модерна и началом триумфа русского авангарда. В 2017 году исполнилось ровно сто лет со дня открытия этой потрясающей выставки. Рябушинский до конца дней гордился ею, считая, что это было высшим его достижением.
Несколько слов об этом человеке - меценате, издателе, коллекционере, художнике, писателе. Этот «отщепенец» в двадцать три года отказался участвовать в коммерческих делах отца и братьев, но после получения своей доли наследства, не стеснялся сорить деньгами, заработанными семьей, налево и направо. Дело дошло до того, что старшие братья вынуждены были, чтобы остановить буйство молодого отпрыска, взять его под опеку на пять лет, что пошло ему на пользу.
В это время он объездил многие стран, где его интересовало только искусство. Из поездок он привозил вазы, картины, сабли, разную бытовую утварь. В конечном итоге, возвратившись в Россию, он окончательно определился со своим будущим: только искусство и ничего больше. Благо, что для этого у него были средства, и немалые. Их-то он и предполагал использовать на исполнение своих планов.
А планы у него были грандиозные: ни больше, ни меньше, как стать вторым Сергеем Дягилевым и издавать журнал, который бы продолжил традиции просвещения и популяризации искусства, начатого журналом «Мир искусства», прекратившего своё существование в 1904 году. Это Рябушинскому принадлежит крылатая фраза «Богатство обязывает». И свои обязательства перед Отечеством и русской культурой Николай Павлович выполнил.
Здесь мне вспоминается "Хвала богатым" Марины Цветаевой:
…И засим, с колокольной крыши
Объявляю: люблю богатых!
За их корень, гнилой и шаткий,
С колыбели растящий рану,
За растерянную повадку
Из кармана и вновь к карману.
За тишайшую просьбу уст их,
Исполняемую как окрик.
И за то, что их в рай не впустят,
И за то, что в глаза не смотрят….
…
И за то, что в учетах, в скуках,
В позолотах, в зевотах, в ватах,
Вот меня, наглеца, не купят -
Подтверждаю: люблю богатых!
Название журнала Николай Рябушинский заимствовал из рассказа Андрея Белого «Аргонавты», в котором есть такие слова:
«Буду издавать журнал «Золотое руно». Сотрудниками моими будут аргонавты, а знаменем — Солнце. Популярным изложением основ солнечности зажгу я сердца. На весь мир наведу позолоту. Захлебнемся в жидком солнце».
Мечта о журнале-светоче была очень заманчивой, но мало кто верил, что этот малообразованный, неискушенный в искусстве, самоучка и дилетант, бесшабашный и безбашенный купчишко с золотым мешком сможет создать что-то путное. До сих пор является загадкой, как ему удалось сотворить это чудо.
Значит, несмотря на всю свою бестолковость, он оказался незаурядной личностью с мощной энергетикой и организаторскими способностями. Первый номер журнала, изданный на лучшей бумаге, красивый и большой (потом его формат уменьшился) предстал действительно как Солнце, символизируя собой конец сумрака ночи и начало новой Жизни.
Претендуя на лавры Дягилева, Рябушинский хотел, чтобы русское искусство узнали не только в России, но и на западе. Для этого первые полгода «Руно» выходило на русском и французском, но сложности с переводом, а также финансовые проблемы, заставили отказаться от этой идеи, хотя подписка на журнал шла и за рубежом.
Самое важное это то, что журнал популяризировал не только западно-европейское искусство, но и искусство молодых отечественных художников-новаторов, а также древнерусское искусство. Одним из самых значительных достижений считается издание в журнале очерков по истории русского искусства с красочными иллюстрациями.
И в дальнейшем каждый год журнал выпускал строенный номер, посвященный национальному искусству, сопровождавшийся не только иллюстрациями, но и вступительными статьями профессора А.И.Успенского. Для многих эти тексты и иллюстрации стали настоящим открытием, а их влияние на художников русского авангарда трудно переоценить.
Следующей выставкой после сенсационной «Голубой розы» стала выставка с участием картин французских художников - «Салон Золотого Руна». Она прошла в 1908 году. Здесь были представлены Ренуар, Тулуз-Лотрек, Сезанн, Ван-Гог, Дега, Писсаро, Боннар, Матисс, Жорж Брак и многие-многие другие. Всего 250 произведений. Выставка стала культурным шоком.
После этого прошли еще две выставки, последняя - в конце 1909, продолжаясь и в начале 1910 года. К тому времени журнал уже перестал выпускаться: меценат интерес к журналу утратил, да и финансовые дела его пошатнулись. Но свою миссию «Золотое Руно» выполнило, и уходил журнал с достоинством, прощаясь от имени редакции со своими читателями словами:
«Расставаясь теперь с читателями, мы вовсе не чувствуем себя утомленными. Ни постоянная борьба, которую мы в продолжение более трех лет ведем за дорогое для нас будущее искусства, ни громадные технические трудности печатания художественного отдела, ни систематическая конфискация наших номеров и изданий цензурой, ни равнодушие и кампании газетной критики не поколебали нашей энергии.
Но теперь мы ясно чувствуем, что течения, которые мы отстаивали как в области литературы, так и в области живописи уже достаточно окрепли и выразились, чтобы развиваться самостоятельно… Заканчивая нашу четырехлетнюю работу, мы уходим со спокойной уверенностью, что ничто уже не сможет заглушить и уничтожить тех художественных принципов, за которые боролось «Золотое Руно».
Тина Гай
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |