-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Харитоныч

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.12.2014
Записей: 11145
Комментариев: 29513
Написано: 65838

Харитоныч






Комментарии (2)

Интересные факты о понедельниках

Четверг, 24 Июля 2025 г. 09:00 + в цитатник

Интересные факты о понедельниках

Понедельник — день тяжелый. Это знают все. А в нашей подборке вы найдете интересные факты о понедельниках, многие из них научно обоснованы, а некоторые связаны с эмпирическими наблюдениями.


1. Большинство людей не улыбаются по понедельникам до 11:16 утра.


2. Лучшими способами побороть чувство ненависти к понедельнику считаются просмотр ТВ, секс, онлайн-шопинг, покупка шоколада или косметики, а также планирование отпуска.


3. 50% работников по понедельникам опаздывают на работу.

 

4. Большинству людей хватает 12 минут на то, чтобы посетовать на понедельник.


5. Больше всего от синдрома понедельников страдают люди в возрасте от 45 до 54 лет.


6. По понедельникам персонал сохраняет продуктивность только лишь на протяжении 3,5 часов.


7. В понедельники число жертв инфарктов возрастает на 20%. Действительно, уровень сердечных приступов и инфарктов выше именно по понедельникам. Учёные связывают это с резким переходом от расслабленного выходного ритма к стрессу рабочих дней. То ли дело пятница — сердце поёт.


8. Понедельник по статистике — наименее дождливый день недели.


9. Понедельник — единственный день, у которого больше всего "врагов" в поп-культуре. От «I Don’t Like Mondays» группы The Boomtown Rats до бесконечных мемов в интернете — кажется, именно этот день стал главным антагонистом трудовой недели.


10. Понедельник — день, когда люди чаще всего начинают "новую жизнь". Диеты, спорт, отказ от сладкого, саморазвитие — всё это чаще всего стартует именно в понедельник. Правда, нередко заканчивается уже в среду.


11. И кое-что позитивное: понедельник считается лучшим днем для покупки машины, поскольку большинство продаж совершаются в выходные и продавцы меньше рассчитывают на успешные продажи в этот день, а как следствие — более охотно делают скидку.

Поделись

 



Понравилось: 1 пользователю
Комментарии (0)

Почему мотыльки эволюционно не отучились лететь на огонь?

Четверг, 24 Июля 2025 г. 08:33 + в цитатник

Почему мотыльки эволюционно не отучились лететь на огонь?

 
 
В мире природы есть немало загадочных явлений, которые могут показаться нелогичными. Одно из них — поведение мотыльков, которые, несмотря на очевидную опасность, летят на огонь. Это кажется парадоксальным: почему эволюция не избавила их от такого саморазрушительного инстинкта?
Мотыльки, как и многие другие насекомые, ориентируются в пространстве с помощью света. В естественной среде они используют Луну или звёзды как источники света и этот механизм работал практически безупречно миллионы лет. Однако с появлением искусственных источников света, таких как огонь, свечи и лампы, их система дала сбой. Дело в том, что эти источники находятся гораздо ближе, чем небесные тела, и их свет становится для мотыльков ловушкой. Они пытаются сохранить фиксированный угол по отношению к свету, что заставляет их двигаться по спирали и в конечном итоге приводит к фатальному исходу.
Эволюция не смогла «починить» этот инстинкт, потому что такие опасности стали частью жизнь мотыльков относительно недавно. В доисторические времена огонь был редким явлением, возникавшим лишь из-за природных катаклизмов. Более того, огонь не угрожал всей популяции сразу: пока одни мотыльки погибали, другие продолжали размножаться. Таким образом, давление отбора оказалось недостаточным для того, чтобы исключить этот механизм из их поведенческой программы.
К тому же, сама природа инстинкта делает его трудно изменяемым. Ориентация по свету — это базовая функция их нервной системы и её изменение потребовало бы значительных эволюционных перестроек. А такие масштабные изменения происходят только тогда, когда угроза становится глобальной и системной, чего в случае с огнём так и не произошло.

 


Комментарии (0)

Почему число «12» имеет уникальное название — дюжина?

Четверг, 24 Июля 2025 г. 08:15 + в цитатник

Почему число «12» имеет уникальное название — дюжина?

 
 
Число 12 - уникальное, в отличие от других чисел, у него есть собственное имя, «дюжина». Но почему именно оно получило такое особое внимание? Ответ кроется в его необычных свойствах и особенностях древней торговли.
Слово «дюжина» пришло в русский язык из французского douzaine, а сама двенадцатиричная система счета считалась более гибкой и удобной задолго до того, как десятичная стала популярной.
В отличие от числа 10, которое делится всего на четыре числа (1, 2, 5 и 10), дюжина обладает шестью делителями: 1, 2, 3, 4, 6 и 12. Это делает её идеальной для расчетов и разбиений на различные равные части. Торговцам в древности было куда проще мыслить такими долями: половина дюжины, треть дюжины, четверть, а также пять дюжин и даже дюжина дюжин (она, кстати, также имела особо название — гросс). В повседневной жизни такие термины упрощали торговлю: яйца, свечи или хлеб часто продавали именно «по дюжине».
Историки полагают, что двенадцатеричная система возникла не случайно. Число 12 встречается в природе и календарях: год состоит из 12 месяцев, Луна совершает около 12 оборотов за год, а многие древние народы считали 12 священным числом.
Но есть и тёмная сторона этого числа — выражение «чёртова дюжина», то есть 13. В Англии его называют «пекарской дюжиной». Оказывается, когда-то пекари обязаны были продавать хлеб строго по весу. Чтобы не ошибиться в сторону недовеса и не получить весомый штраф, пекари при продаже своей продукции добавляли в упаковку дополнительную, тринадцатую, буханку, чтобы убедиться, что минимальный вес соблюден. В результате им нередко приходилось работать в убыток, поэтому число 13 с давних времен считалось несчастливым.

 



Понравилось: 1 пользователю
Комментарии (0)

Духовное детство в русской литературе

Среда, 23 Июля 2025 г. 12:39 + в цитатник

Духовное детство в русской литературе

 

Пустите детей  приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие  (Мк. 10, 14).

Ни одна из литератур христианской Европы не поднималась на такую духовную высоту, которой достигла русская литература, основанная на православно-христианских ценностях. Многие русские писатели, носители православной культуры, обращались в своих произведениях к духовно-нравственной теме детства: Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, Ф.М. Достоевский, В.Г. Короленко, А.И. Куприн, Н.Г. Гарин-Михайловский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.П. Чехов, И.А. Бунин, И.С. Шмелев и другие. Для наших классиков тема детства была важной, серьезной и сердечной, ибо они  прекрасно понимали, что именно в детстве закладывается характер, осознаются духовные ценности, формируется нравственные основы - точки опоры в дальнейшей судьбе человека.

Прежде чем перейти к рассмотрению темы духовного детства, следует дать определение понятию «духовность». По мнению профессора А.И. Осипова, духовность – это Богоподобие, стремление подражать Идеалу – Господу нашему Иисусу Христу. Основой духовности является любовь - любовь к Богу и к ближнему. В Евангелии сказано: «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (Ин. 4,12)». Духовные ценности – это и доброта, милосердие, сострадание, сочувствие чужой беде, целомудрие, смирение, кротость, чувство своего несовершенства, своей ничтожности пред Богом (иначе говоря, отсутствие гордыни); это и раскаяние в  собственных грехах, покаяние, стремление  к исполнению Евангелия в своей жизни, поиск высшей правды». Конечно, не все из перечисленных христианских добродетелей присущи детям в силу их раннего возраста.

Несмотря на то, что каждый художник слова освещает тему детства по-своему, все отечественные классики отмечают такие черты ребенка, как любовь к родителям, благодарность им, чистоту души, невинность, искренность, наивность, доброту, доверчивость,  сострадание к чужому горю, отвращение ко лжи, неприятие зла, фальши и лицемерия. Именно эти природные свойства души ребенка подразумеваются в словах Спасителя, обращенных к ученикам: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10,15).

В русской классике основоположником детской темы по праву считается Л.Н.Толстой. В автобиографической повести «Детство» (1854г.) писатель поэтизирует эту славную пору в жизни человека. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней?» - пишет Л.Н.Толстой. Детство, действительно, - самая счастливая, беззаботная пора в жизни человека, и это счастье напрямую зависит от атмосферы в семье.

В повести «Детство» Л.Н. Толстой описывает безмерную, безграничную взаимную любовь матери и  десятилетнего сына. Главный герой повести, Николенька Иртеньев, горячо любит маменьку, любуется ею, часто целует её руки; именно она научила его молиться, и мальчик возносил к Богу горячие молитвы о родителях. «Станешь перед иконами, какое чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку…» Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство!.. Еще помолишься о том, чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны…» Иногда эти молитвы сопровождались у ребенка чистыми слезами умиления. «Прилетал ангел-утешитель, с улыбкой утирал слёзы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению». В детстве, по словам Толстого, «невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни».

Мать Николеньки была очень религиозной, и, несмотря на недовольство мужа, принимала в дом и сажала за стол юродивого Гришу. Мальчик тайком наблюдал за тем, как Гриша молится перед сном. «Я продолжал с чувством детского удивления, жалости и благоговения следить за всеми движениями и словами Гриши… Я чувствовал дрожь и замирание сердца. О, великий христианин Гриша! Твоя вера была так сильна, что ты чувствовал близость Бога, твоя любовь так велика, что слова сами собою лились из уст твоих – ты их не поверял рассудком… И какую высокую хвалу ты принес Его величию, когда, не находя слов, в слезах повалился на землю!..» Эта картина настолько сильно подействовала на воображение Николеньки, что  на всю жизнь запечатлелась в его памяти.

Вот Николеньку и его брата отец везет в Москву для получения образования. Горестно и печально для него расставание с родным домом, с матерью, которую любил больше всего на свете. Через полгода маменька умирает в ужасных страданиях, успев лишь попросить благословение для детей: «Матерь Божия, не остави их!»  При виде умершей матери Николенькой овладели чувства отчаяния и страха. Он задыхался от рыданий, стоя у ее гроба.  Со смертью её закончилась для Николеньки счастливая пора детства.

Рано пришлось столкнуться со смертью и герою повести В.Г. Короленко «Дети подземелья» (1886г.). Детство представляется писателем как пора невинности и чистоты. Повествование ведется от первого лица - главного героя Васи, который мечтает быть любимым, переживает, что отец после смерти жены не обращает на него никакого внимания. «Моя мать умерла, когда мне было шесть лет… Я же рос, как дикое деревцо в поле… Никто не окружал меня заботливостью…» Мальчик из благополучной семьи судьи сталкивается с членами «дурного общества» - с нищей семьей воров, живущей в сумрачном, холодном, сыром склепе заброшенной часовни. Он сближается с «детьми подземелья» - семилетним Валеком и четырехлетней Марусей; его не смущает различное социальное положение его и его новых друзей. Чувствительный одинокий Вася испытывает острое чувство жалости к маленькой болезненной, всегда грустной и вечно голодной Марусе, о которой Валек сказал, что «серый камень высосал у неё жизнь». При виде её слезы подступали к его глазам. Вася проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным. Он с разрешения сестры Сони относит Марусе куклу, подарок покойной матери. Мальчик знает, что красть плохо, но ему безумно хочется порадовать бедную, тяжелобольную девочку, никогда в жизни не имевшую игрушек. Маруся несказанно обрадовалась кукле. Отец негодует, узнав, что сын украл у сестренки куклу. Мальчик признается, что взял куклу, но об остальном молчит. Слезы лились из его глаз, но внутри «поднималась жгучая любовь» к тем, кто пригрел его в старой часовне. Отец Маруси приходит в дом судьи и рассказывает про дружбу детей. Он же возвращает куклу и сообщает, что Маруся умерла. Отец теперь понимает, что его сын – добрый и отзывчивый человек, что он несправедливо обвинил Васю в воровстве, и просит у него прощение. Он разрешает сыну проститься с Марусей. При виде мертвой подруги Вася смутно начинает  познавать таинство смерти, что играет важную роль в становлении его внутреннего мира. Часто с Соней, а иногда и с отцом он посещает могилку Маруси. И, покидая город навсегда, дети «произносили над маленькой могилкой свои обеты». Так ребенок оказался нравственнее и чище взрослых: отец учится у сына пониманию истинного добра и правды.

Велико влияние семьи на духовное становление ребенка, ибо именно в семье он воспринимает уроки христианской нравственности на примере своих родителей. Действие в автобиографической повести Н.Г. Гарина-Михайловского «Детство Тёмы» (1892г.) происходит в семье генерала в отставке Николая Семеновича Карташева, который как бывший военный противится сентиментальному воспитанию сына Тёмы. Мать же, наоборот, считает, что ребенка нельзя запугивать, наказывать телесно, чтобы не унизить в нём человеческое достоинство. Первая встреча читателя с Тёмой происходит, когда он нечаянно сломал любимый отцовский цветок. Писатель прекрасно передает детскую психологию: мальчик не признается в содеянном, так как боится наказания. Отец жестоко выпорол сына, несмотря на его вопли о прощении. Такую экзекуцию Тёма запомнит на всю жизнь: ведь дети особенно остро  ощущают несправедливость. Автор показывает, что ребенок тяжелее переносит не физическую боль наказания, а нравственное страдание.

Испытывая ненависть к отцу, который поднял на него руку, мальчик, чувствуя теплое отношение матери к себе, охотно рассказывает ей о своих несчастьях в тот день. В ответ мать говорит ему, что он трус, так как весь день боялся сказать правду. «Мать встала, подошла к киоту, вынула оттуда Распятие и села опять возле сына…. «Бог, - сказала она, - принял вид человека и сошел с неба на землю. Ты знаешь, зачем Он пришел?  Он пришел научить людей говорить и делать правду. Ты видишь, у Него на руках, на ногах и вот здесь кровь? – Вижу. – Эта кровь оттого, что Его распяли, то есть повесили на кресте… Как ты думаешь, отчего Он позволил Себя распять, когда мог бы взглядом уничтожить этих дурных людей, которые Его умертвили?... Оттого, что Он не боялся правды, оттого, что правда была Ему дороже жизни, оттого, что Он хотел показать всем, что за правду не страшно умереть. И когда Он умирал, Он сказал: «Кто любит Меня, кто хочет быть со Мной, тот должен не бояться правды». Вот когда ты вырастешь и узнаешь, что нельзя было бы жить на земле без правды, тогда ты не только перестанешь бояться правды, а полюбишь её так, что захочешь умереть за неё, тогда ты будешь храбрый, добрый, любящий мальчик…» Тёма молча обнял мать и спрятал голову  на её груди».

После раскаяния Тёму переполняют возвышенные чувства. Он вспоминает о Жучке, любимой собачке, которую какой-то злодей бросил в старый заброшенный колодезь. Ценой невероятных усилий Тёма спасает Жучку, но этот подвиг  закончился для него горячкой и несколькими месяцами тяжелой болезни. Наконец, здоровый организм ребенка взял верх: жизнь победила смерть!

В книге С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (1858г.) глубоко раскрыт внутренний, душевный мир Сережи Багрова. Сережа – тонко чувствующий ребенок: он обожает маленькую сестренку, приходит в неописуемый восторг при виде крестного хода, падает в обморок от потрясения при известии о возвращении домой после лечения горячо любимой маменьки. Автор проводит своего маленького героя сквозь все впечатления деревенской жизни и природы. Рисуя прекрасные картины Южного Урала, он показывает любовь Сережи к природе. Поэзия природы, осознание своего единства с ней пришли к Сереже во время первой весны в деревне и сложились под влиянием отца и дядьки Евсеича: «Величие красот Божьего мира незаметно ложилось на детскую душу». Природа благотворно влияет и на физическое состояние ребенка.

Здесь мы снова видим проблему общения детей и родителей. Автор трогательно описывает взаимоотношения Сережи с матерью. Мать самоотверженно выхаживает горячо любимого сына, обреченного, по мнению врачей, на смерть. Долгие месяцы она, не зная ни сна, ни отдыха, просиживала у его постели, постоянно молясь. Выздоровление сына она приписывала бесконечному милосердию Божию. Мальчик привязывается к матери, растет взаимная любовь и понимание друг друга. Мать становится для Сережи самым большим авторитетом, самым дорогим и любимым человеком в мире. Он делится с ней всем увиденным, всем пережитым. Добросердечие и любовь к ближнему, которые мать воспитала в Сереже, вызывают у мальчика сочувствие к подневольному положению крепостных крестьян, жалость к ним. «Невыразимое чувство сострадания к работающим с таким напряжением сил на солнечном зное охватило мою душу», - признается Сережа. Растет милосердный человек, умеющий чувствовать чужую боль, сострадать.

Повесть Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» (1883), рассказы Ф.М. Достоевского «Мальчик на елке у Христа» и А.П. Чехова «Ванька» (1886) воспитывали в юных читателей чувства жалости и сострадания к чужому горю. Рассказ А.П. Чехова «Ванька» - это отчаянный крик детской души, взывающей о помощи. Ваня пишет дедушке о тяжелой жизни среди жестоких чужих людей: «Милый дедушка, сделай Божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности… Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно Богу молить, увези меня отсюда, а то помру». Не зная точного адреса, Ванька пишет: «На деревню дедушке». Как жаль бедного сироту! Здесь звучит мотив одиночества человека в горе, неспособности людей к взаимопомощи и поддержке.

В начале ХХ века ребенок оказался в центре творческих исканий многих художников слова Серебряного века. Феномен детства привлек внимание И.А. Бунина, Л.Н. Андреева, Б.К. Зайцева, И.С. Шмелева.

Детская душа – это чистая доска, и что будет написано на ней – добро или зло, во многом зависит от творцов процесса созидания: родителей, воспитателей, родственников, учителей. По мудрому высказыванию святителя Феофана Затворника, «воспитание – самое святое из всех святых дел». Большое влияние на духовное становление ребенка оказывает личность учителя, его мировоззрение, образ жизни. В рассказе И.А. Бунина «Цифры» (1906г.) в качестве учителя выступает родной дядя мальчика; от лица дяди и ведется повествование. Обращаясь к животрепещущей теме взаимоотношений взрослых и детей, автор раскрывает психологию взрослого в конфликте с ребенком, показывает, что взрослым не просто строить свои отношения с детьми. Задача и тех, и других состоит в том, чтобы понять и простить друг друга. Дядя обращается к любимому племяннику: «Если после ссоры я говорю тебе ласковое слово, ты порывисто целуешь меня, в избытке преданности и нежности, на которые способно только детство! Но это была слишком крупная ссора!...» И далее следует рассказ о конфликте между ними. Дело в том, что мальчик стремился немедленно осуществить свою мечту – научиться цифрам - и попросил дядю показать, как пишутся цифры. Дядя откладывает это занятие на следующий день – потерпи! В ответ ребенок стал мстить дяде: опрокидывал стулья, с силой бил ногами в пол, грубил дяде. Дядя наказал племянника. От обиды племянник закатил истерику, призывал на помощь маму и бабушку, но те приняли сторону дяди, не стали потакать капризам – смирись! И мальчик смирился и попросил у дяди прощения – дети быстро забывают обиду. Дядя смилостивился и стал учить ребенка цифрам. Оба счастливы. Что же хотел этим рассказом сказать читателям Бунин? Конечно, дядя в воспитательных целях правильно поступил, что выдержал характер, дабы в будущем мальчик капризами, криком и плачем не одерживал бы победы над взрослыми, но сам дядя сомневался в правильности своего поведения в отношении любимого племянника, если спустя много лет помнил об этом инциденте. Он чувствовал, что в чем-то был неправ, наказав ребенка, но гордыня не позволила ему тотчас же после ссоры пожалеть плачущего малыша и помириться с ним. Дядя хотел научить ребенка христианским добродетелям – терпению и смирению, однако сам был подвержен гневу и гордыне.

Одним из величайших художников слова ХХ века является Иван Сергеевич Шмелев. Шмелев – яркий, самобытный православный писатель, и его «Лето Господне» (1948г.) проникнуто светом и добротой христианской любви. «Лето Господне» - книга о религиозном осмыслении бытия, о помощи Божией в деле спасения человека. Это лучшая книга о православном быте русского человека, хотя быт в ней – не главное, а главное – встреча мира Православия с детской душой. Название книги символично: это цитата из Евангелия от Луки (Лк. 16,21). Перед читателем проходит церковный богослужебный год: отражены все основные праздники и церковные обряды. В романе «Лето Господне» Шмелев, как никто другой, сумел передать дух русского народа, сумел показать, как ребенок впитывает духовные традиции предков. По справедливому замечанию И.А. Ильина, идея книги Шмелева выражается в «древней глубине общенародной памяти».

Действие происходит в замоскворецкой купеческой семье, в которой царит атмосфера Православия, сердечности, радости. В центре романа – образ семилетнего Ванюши, вокруг которого вращается мир «Лета Господня»; этот мир рисуется глазами маленького ребенка. Шмелев показывает любовь мальчика к родителям, к ближнему, любовь-всепрощение. В романе даны яркие образы отца, Горкина, старого плотника, живущего в семье на правах «опекуна» Вани, приказчика Василь Василича. Горкин, смиренно считающий себя великим грешником, сыграл большую роль в формировании характера Вани, его мировоззрения, жизненных ценностей, а главное – заложил в него истину Православия. «Горкин так наставлял меня: - Православная  наша вера, русская…она, милок, самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость». Так истина Православия проникает в душу ребенка.

Основные части «Лета Господня» обозначены так: «Праздники», «Радости», «Скорби». Праздник содержит в себе что-то священное, таинственное и чудесное. Подлинный праздник всегда религиозен. Осознание праздников входит в детскую душу Вани сильным чувством и возносит её до Горнего. Автор передает то состояние Благодати, в котором жил человек верующий, православный. В старой Москве Рождество праздновали пышно и радостно. Иван Шмелев рассказывает о той поре с трепетным восторгом: «В Сочельник, под Рождество, - бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с медом… Ставили под образа, на сено. Почему? А будто – дар Христу. Ну…будто Он на сене, в яслях. Бывало, ждешь звезды, протрешь все стекла. На стеклах лед, с мороза. Вот, брат, красота-то! Ёлочки на них, разводы, как кружевное… И звон услышишь…Морозный, гулкий - прямо серебро….тугое серебро, как бархат звонный. И всё запело, тысяча церквей играет».

На Пасху отец устраивает иллюминацию в своей приходской церкви и даже в Кремле. А вот как описывает Иван Шмелев празднование Дня Святой Троицы: «Солнце слепит глаза, кто-то отдернул занавеску. Я жмурюсь радостно: Троицын день сегодня! Над моей головой зеленая березка дрожит листочками. У кивота, где Троица, тоже засунута березка, светится в ней лампадочка. Комната кажется мне другой, что-то живое в ней….Я гуляю по комнатам. Везде у икон березки. И по углам березки, в передней даже, словно не дома, а в роще. И пахнет зеленой рощей…

Мы идем все с цветами. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано всё травой… Теплятся в зелени лампадки. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться…Я слышу – поют знакомое: «Свете Тихий», а потом вдруг то самое…редкостное такое, страшно победное: «Кто Бог велий, яко Бо-ог наш? Ты еси Бо-ог, творя-ай чу-де-са!» Это не наша церковь: это совсем другое. Там, в березках, невидимо, смотрит на нас Господь во Святой Троице, таинственные Три Лица, с посошками. И ничего не страшно». Ребенок ощущает присутствие Бога в каждом событии. Христос – везде, а потому «ничего не страшно».

Но не только радости сопровождают детство верующего ребенка. Наступают и скорби – болезнь и кончина отца. Ваня потрясен смертью отца до такой степени, что потерял сознание у его гроба. Горкин успокаивает больного ребенка: «А плачешь-то чего? Ра-до-ваться об таких усопших надоть, а ты… Все души бессмертныи, не отмирают…» «Лето Господне» завершается пением «Трисвятой песни» на похоронах отца.

После прочтения книги Шмелева невольно делаешь вывод: только в семье возможно воспитание детей на основе духовных и нравственных ценностей Православия, и как полезно основы веры и все нравственные начала закладывать именно в детстве.

Замечательный русский писатель К.Г. Паустовский создал рассказ-сказку «Теплый хлеб» (1954 г.). Во времена безбожия автор не мог открыто учить детей правде Христовой, поэтому он избрал  форму притчи, назвав свои произведения для детей сказками. В «Теплом хлебе» рассказывается о злом мальчике Фильке, который не дал голодному раненому коню кусок хлеба. За этот его грех, за злое, жестокое дело вся деревня была наказана страшным морозом, сковавшим реку толстым слоем льда. Мельница не могла работать, зерно не молол старый мельник Панкрат, за отсутствием муки жителям деревни грозила голодная смерть. Писатель как бы говорит, что Господь так устроил, что люди несут ответственность не только за себя, но и за всех, с кем они связаны. Филька решил исправить содеянное. Глубокой ночью, в сильную пургу, преодолевая страх, он побежал к мельнику Панкрату – это был его путь к покаянию. Филька чистосердечно устыдился злого поступка и покаялся перед Панкратом. Он созвал ребят со всей деревни, и они начали колоть лед около мельницы; им помогали взрослые. В результате упорного труда лед поддался, показалась вода, мельница стала работать. Из муки люди напекли горячий хлеб. Филька принес большой кусок хлеба раненому коню. Конь при виде Фильки попятился назад, но, увидев слезы на глазах мальчика, взял из его рук хлеб, а потом, насытившись, доверчиво положил голову на плечо Фильки.

Этот рассказ так же, как и написанные прежде рассказы «Муму» И.С. Тургенева (1852), «Каштанка» А.П. Чехова и др., учат юных читателей доброжелательному отношения к нашим меньшим братьям. Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными».

Небольшой объем статьи не позволяет рассказать о бесчисленных сочинениях нашей литературы о детях, но уже на основании названных произведений можно сделать вывод о том, что православная вера и высота нравственных идеалов питали нашу классику.

В великой русской литературе заключены нравственные установки, высшие ценности бытия, сердечная теплота христианской любви, и надо приобщать детей к этим святыням. Детская литература развивает в ребенке любовь к добру, возвышает его душу примерами самоотвержения, учит преодолевать эгоизм, воспитывает осуждение пороков и человеческих слабостей. Она развивает в них и эстетическое чувство, которое является источником всего прекрасного. В наш жестокий, холодный и расчетливый век эти произведения воспитывают в юных читателях человеколюбие, доброту, уважение к родителям, женщине-матери, сострадание к горю ближнего, помогают лучше понимать жизненные ценности, заставляют задумываться над смыслом жизни. Во имя национального спасения и во исцеление искаженных душ, потерявших ориентиры, спутавших понятия о добре и зле, необходимо обратиться к изучению духоносных основ русской классической литературы.

Источник: РНЛ
Картина: Pinterest

Об авторе

Тоболова М. П.

 



Понравилось: 2 пользователям
Комментарии (1)

Чучундра: реальное животное или мифический персонаж?

Среда, 23 Июля 2025 г. 11:57 + в цитатник

Чучундра: реальное животное или мифический персонаж?

 
 
Слово «чучундра» звучит настолько комично, что многие сразу считают его выдумкой — чем-то вроде домовёнка из детской сказки или прозвищем для странного соседа. Но за этим забавным именем скрывается куда более любопытная история, в которой сошлись фольклор, литература и зоология.
На самом деле чучундра — это вовсе не выдумка, а реальное животное. Под этим названием подразумевают мускусную землеройку, которая действительно существует в природе. Это небольшое млекопитающее семейства землеройковых, обитающее в Южной и Юго-Восточной Азии. Внешне чучундра напоминает крысу или мышь, но с более вытянутым телом и заострённой мордочкой. Её настоящие латинские имена — Suncus murinus или Crocidura murina, в зависимости от классификации.
Однако настоящую популярность чучундра получила благодаря рассказу Редьярда Киплинга "Рикки-Тикки-Тави", где появляется персонаж по имени Чучундра — робкая и жалобная мускусная крыса, которая ползает вдоль стен и вечно боится всего на свете. Именно эта литературная чучундра и стала культурным образом: трусливым, несчастным и комичным существом.
Со временем слово вошло в разговорную речь, стало народным прозвищем для описания нерешительного, суетливого или просто забавного в своём поведении человека. Кто-то называет так домашнюю кошку, которая крадётся вдоль стен, кто-то — знакомую, вечно жалующегося на жизнь.
Таким образом, ответ на вопрос про чучундру звучит как "и то, и другое". Чучундра — одновременно и реальное животное и культурный образ, укреплённый литературой и фольклором. Это пример того, как язык способен наделять настоящих существ почти мифическими чертами, а выдумка — обретать плоть и кровь в научной классификации.

 



Понравилось: 4 пользователям
Комментарии (3)

Всё просто… Выходит солнце..

Среда, 23 Июля 2025 г. 08:04 + в цитатник

Всё просто… Выходит солнце..

 

Всё просто… Выходит солнце
И греет наш мир лучами…
Мы любим с собой бороться
И всё усложняем сами.
Привыкли учить кого-то,
Советы раздав небрежно…
А вот у луны работа -
Светить для влюблённых нежно…

Всё просто… Дожди прольются.
Потом расцветут ирисы…
А люди за счастье бьются,
Забыв вариант - делиться…
Достатка у Бога просят,
Но главный достаток самый -
Ребёночка сладкий носик,
Прижавшийся к щёчке мамы…

Всё просто. Заходит солнце,
Чтоб мы от любви сияли…
И новая жизнь забьётся,
Семью озарив лучами…
Мы всё усложняем часто…
Что в будущем - нам важнее!
Не видя сегодня счастья,
Не факт - что потом успеем…

Всё просто - любить и верить,
Ценить каждый день, мириться…
Прощать, а не хлопать дверью.
Друг друга жалеть учиться…
А время текло… Менялось
С роддома и до погоста -
Рождение, юность, старость…
И вечный покой… Всё просто.

Ирина Самарина-Лабиринт
Поделись

 



Понравилось: 6 пользователям
Комментарии (0)

Притча о чаше желаний

Вторник, 22 Июля 2025 г. 09:04 + в цитатник

Притча о чаше желаний

 

Жил некогда очень властный и гордый царь. Когда он проезжал по своим владениям, народ падал ниц и кричал:

– Да здравствует наш повелитель! А сзади шел казначей и кидал людям золото. Тому же, кто не склонялся перед царем, отрубали голову.

Однажды во время шествия царь заметил монаха, который шел ему навстречу с поднятой головой. Палач уже было занес над непокорным свой меч, но повелитель остановил его. Сойдя с паланкина, царь кинулся к страннику и пал перед ним на колени. Это был его отец, который когда-то отрекся от престола и отправился на поиски истины.

– Отец, как я рад, что ты вернулся!

– Я не вернулся. Я был на одном краю земли, а теперь иду на другой. Мой путь лежит через твои владения.

– Но это и твои владения, отец! Мне больно видеть тебя в этих лохмотьях. Казначей, отсыпь ему золота, сколько бы ни попросил!

– Нет, сын. Просто накорми меня или подай несколько монет.

С этими словами монах протянул царю деревянную чашу. Государь велел наполнить ее до краев, но сколько бы золота ни сыпали в нее, она оставалась пустой. Тогда царь велел привезти сначала одну телегу золотых монет, потом другую. Но все было тщетно. Чаша не наполнилась даже после того, как в ней оказалось сорок телег золота. И тогда царь воскликнул:

– Отец, я не пойму, мы бросили в чашу всю казну, но она по-прежнему пуста!

– Сынок, я рад, что ты уже сейчас задумался над этим. Увы, я был глуп и кинул в нее все что имел – свою молодость, здоровье, царство. Но, как видишь, она так и осталась пустой. Ибо это чаша желаний и она не станет полнее, даже если положить в нее собственную жизнь...
Поделись

 



Понравилось: 5 пользователям
Комментарии (0)

Как появилась фраза «положить зубы на полку»?

Вторник, 22 Июля 2025 г. 08:15 + в цитатник

Как появилась фраза «положить зубы на полку»?

 
 
Слышали выражение «положить зубы на полку»? Чаще всего его используют, когда хотят сказать о бедности, голодном существовании и временах, когда едва хватает на хлеб. Многие думают, что речь идёт о съемных челюстях, которые будто бы не нужны, если нечего жевать. Но на самом деле у этой фразы удивительная и совершенно неожиданная история, уходящая в далекое прошлое.
В старину большой частью заработка крестьян было производство льняной пряжи. Чтобы подготовить лён к работе, его расчесывали специальными деревянными досками с острыми железными зубьями — своеобразными гребнями.
Когда урожай льна был хороший, эти «зубы» не простаивали, работа кипела, а в доме был достаток. Но если год выдавался неурожайным и прясть было нечего, инструмент отправляли «на полку», а вместе с ним уходил и заработок, наступала бедность и голодные дни. Так и родилось образное выражение — «положить зубы на полку», то есть остаться без средств к существованию.
Со временем люди перестали помнить о льняных гребнях, а фраза зажила своей жизнью. Она дошла до наших дней как символ трудных времен, когда денег катастрофически не хватает, а слово «зубы» стали понимать буквально. Но если знать её подлинное происхождение, понимаешь, как жизнь многих людей в древности зависела от урожая и умения трудиться.

 



Понравилось: 5 пользователям
Комментарии (1)

Как появилась поговорка «Уйти несолоно хлебавши»

Вторник, 22 Июля 2025 г. 08:12 + в цитатник

Как появилась поговорка «Уйти несолоно хлебавши»

 
 
Выражение звучит смешно и старомодно, но смысл этой поговорки всем знаком: рассчитывал на награду, деньги, успех или хотя бы тёплый приём, а в итоге - ушёл ни с чем. Именно это и означает фраза «уйти несолоно хлебавши». Но почему же «несолоно» и при чём тут хлебание?
Чтобы понять, надо вернуться в ту эпоху, когда соль была не дешёвой и доступной белой россыпью из супермаркета, а дорогим и стратегическим продуктом. Соль сохраняла мясо, делала еду вкусной и была мерилом достатка. Недаром в традиции «хлеб-соль» соль стоит в паре с хлебом, как знак гостеприимства и благосклонности. В те времена гостю подать пресную похлёбку — значит проявить неуважение.
Глагол «хлебать» в старой речи буквально обозначал зачерпывать и шумно втягивать жидкую еду — похлёбку, щи. «Несолоно» — старое наречие от «солёный»: без соли, пресно. Соединив их получаем картинку моментального разочарования.
Постепенно конкретный столовый смысл растворился, а образ остался универсальным. В литературе XIX века герои «уходят несолоно хлебавши» от помещичьего двора, из канцелярии, от барыни, из суда — везде, где надежда оборачивается пустотой и разочарованием.

 



Понравилось: 5 пользователям
Комментарии (1)

Ржавеет ли металл в космосе и что ещё ему угрожает, кроме ржавчины?

Понедельник, 21 Июля 2025 г. 11:58 + в цитатник

Ржавеет ли металл в космосе и что ещё ему угрожает, кроме ржавчины?

 
 
Краткий ответ - да, металлы могут подвергаться коррозии или окислению даже в космосе. Однако процесс окисления в космосе может иметь некоторые особенности по сравнению с условиями на Земле.
 
На Земле процесс окисления металлов обычно вызывается реакцией металла с кислородом из воздуха или воды, что приводит к образованию оксидов металлов, таких как ржавчина у железа. В космическом же пространстве металлы могут окисляться в основном из-за воздействия высокоэнергетических частиц солнечного ветра и космических лучей.
Это может показаться странным, но металлы в вакууме ... могут испаряться! Испарение металлов - это процесс, при котором атомы или молекулы металлического вещества получают достаточно энергии, чтобы преодолеть силы притяжения друг к другу и выйти из поверхности твердого металла в виде пара. Естественно, происходит этот процесс оооочень медленно, но факт - даже такой фактор влияет на металл в космосе.
Металлические поверхности космических аппаратов, таких как космические корабли и спутники, защищены специальными покрытиями или материалами, которые предотвращают коррозию и окисление в космической среде. Эти материалы могут быть специально разработаны для обеспечения защиты от воздействия космических условий на металлические поверхности. Но в космосе можно повстречаться с метеоритами и космической пылью, которые оказывают механическое воздействие на металлические поверхности, нарушая нанесенный на поверхность аппарата защитный слой.

 



Понравилось: 5 пользователям
Комментарии (0)

Что случится, если Земля пролетит сквозь хвост кометы?

Понедельник, 21 Июля 2025 г. 11:53 + в цитатник

Что случится, если Земля пролетит сквозь хвост кометы?

 
 
Может ли нечто легкое, как дым, пролетающее миллионы километров по орбите, навредить целой планете? На первый взгляд — вряд ли. Но если эта «дымка» — хвост кометы, а планета — Земля, всё становится куда интереснее.
Оказывается, наша планета уже не раз пересекала "хвосты" комет. И каждый раз оставалась целой!
Хвост кометы состоит из пыли, газа и ионизированных частиц, которые комета теряет, приближаясь к Солнцу. У кометы может быть два хвоста — один из пыли, другой — ионный, или газовый. Эти хвосты могут растягиваться на миллионы километров и «светиться» в космосе благодаря солнечному ветру.
Когда Земля попадает в хвост, ничего апокалиптического не происходит. Нет ни сгорающих городов, ни ударных волн, ни внезапных катаклизмов. В лучшем случае мы замечаем метеорный дождь — когда частицы пыли, попадая в атмосферу, сгорают, образуя красивые вспышки на небе. Так происходят знаменитые Персеиды и Леониды — они как раз связаны с хвостами древних комет.
Но это — лучший сценарий. В истории есть исключение. В 1910 году Земля прошла сквозь хвост кометы Галлея. Учёные обнаружили в нём ядовитый цианоген — и газеты мгновенно запестрели паническими заголовками. Люди скупали противогазы, герметизировали дома, пили йод. На деле никакого вреда атмосфере или людям не было: плотность этих газов была ничтожна. Но сам факт массовой истерии вошёл в историю как «кометная паника».

 



Понравилось: 4 пользователям
Комментарии (2)

Самые дорогие марки мира

Понедельник, 21 Июля 2025 г. 08:33 + в цитатник

Самые дорогие марки мира

Филателисты не просто коллекционируют марки как таковые, а исследуют в рамках выбранного направления совокупность знаков почтовой оплаты, изучают историю и развитие почты. Увлеченные люди с раннего детства ищут и собирают марки, начиная от самых распространенных и заканчивая редкими и дорогими. Порой, за один экземпляр филателисты могут отдать целое состояние. Такое хобби может стать неплохим капиталовложением! Когда коллекционеры начали скупать эти маленькие бумажки с ребристыми краями, то марки даже начали выпускать отдельными сериями. К примеру, в честь праздников или исторических событий и прославившихся людей.
 
 
Многие марки появляются ограниченными тиражами. Представляем вашему вниманию самые дорогие почтовые марки мира. Многие из них равноценны покупке квартиры или автомобиля, некоторые можно найти только в частных коллекциях. Цена на марки определяется ее состоянием: если она уже использовалась (на ней стоит почтовый штамп) или была повреждена по другим причинам, ее стоимость снижается в несколько раз. Более других ценятся целые и чистые марки.

Маврикий


Одна из самых дорогих марок. Ее отпечатали на острове Маврикий в далеком 1847 году. Но при печати была допущена оплошность, поэтому марка стала очень редкой.
 
Специалисты допустили ошибку в надписи. Они напечатали Post Office вместо Post Paid. Известно только о 28 таких браках. Сегодня за такую марку на аукционе можно выручить около 20 миллионов долларов США.

Желтая шведская марка


Отпечатанная в 1855 году, является одной из самых дорогих. Марка должна была быть зеленого цвета, но по ошибке серию выкрасили в желтый цвет и выпустили в тираж.
 
В 1996 году желтая шведская марка или «Желтый трескиллинг» была куплена за 2,3 миллиона долларов.

Дженни


Существует блок из четырех марок. На них изображен аэроплан «Кертис-Дженни». Но ценность марки в ее опечатке. В партии аэроплан получился перевернутым, поэтому такие экземпляры ценятся выше оригиналов.
 
В 1954 году все марки были куплены за 18,2 тысяч долларов. В 2017 году их цена составляет 3 миллиона долларов.

Тифлисская марка


Оригинальные и дорогие марки встречаются с времен Российской империи. К примеру, Тифлисская марка. Ее отпечатали в 1857 году.
 
К сегодняшнему дню сохранилось только три экземпляра - все они принадлежали ювелиру и филателисту Фаберже. Сейчас же они находятся в частных коллекциях и даже взглянуть на них не так-то просто.

Гавайские миссионеры


Это первая марка, которую выпустили на Гавайях. Они появились в 1851 году и получили название «Гавайские миссионеры». Их особенность в том, что они некачественно напечатаны.
 
РЕКЛАМА
Из-за плохой и слишком тонкой бумаги сегодня они являются достаточно редкими. До наших дней дошло всего 16 экземпляров. Каждая стоит целое состояние – около половины миллиона долларов.

Бенджамин Франклин Z Grill


Самая редкая почтовая марка в США. Их в мире всего две штуки. В 1988 году Бенджамин Франклин Z Grill номиналом всего в один цент продали в США за рекордную сумму – 1,5 миллиона долларов.
 

Penny Black


Или «Черный пенни» - первая официальная почтовая марка, на обратную сторону которой нанесли клей. Ее выпустили в 1840 году.
 
Она совершила настоящий переворот в мире почтовых марок. Марка не считается редкой, но ее стоимость при этом доходит до 200-300 долларов.

British Guyana One Cent Black on Magenta

Эту марку мир увидел в 1856 году. Она напечатана на пурпурной низкокачественной бумаге черными чернилами.

 

Одри Хепбёрн


Неплохие деньги можно выручить и за почтовые марки нашего времени. К примеру, самой дорогой современной маркой является почтово-благотворительная марка Германии с изображением актрисы Одри Хепбёрн с сигаретой в зубах и в широкополой шляпе. Она появилась в 2001 году, но в почтовое обращение официально выпущена не была.
 
Эта марка должна была войти в серию, которая была посвящена актерам: Мерилин Монро, Чарли Чаплину, Жану Габену, Грете Гарбо, Ингрид Бергман. Изначально было напечатано 14 миллионов марок с Одри Хепбёрн. Однако выход тиража был отменен, поскольку сын актрисы забрал права на публикацию. Ему пришлось не по нраву то, что мать была с сигаретой. Тираж уничтожили, кроме 30 экземпляров. Они разошлись по музеям и архивам, и их стоимость составляет около 94 тысяч долларов.

Луи Армстронг


Марка легендарного трубача и композитора Луи Армстронга вышла в 1995 году в серии «Легенды американской музыки: джазовые музыканты». Музыкант также был пионером джазового пения в стиле скэт - импровизирование голосом как музыкальным инструментом. Кроме Армстронга, в эту серию вошла вокалистка Элла Фицджеральд.
 
РЕКЛАМА
Филателисты пополняют коллекции также и советскими марками, о самых дорогих из которых мы вам расскажем в материале ниже.

40 лет советскому цирку


По задумке эта марка должна была выйти в обращение в 1959 году - к 40-летию появления советского цирка, но позже возникли разногласия о дате его образования. В 2008 году на аукционе Cherrystone попавший к коллекционерам экземпляр этой марки был продан за $13 800.
 

250 лет исторической Полтавской победе 1709 года


Редкая и дорогая марка 1959 года выпуска. Марку не выпустили, так как на это время был назначен визит Хрущева в Швецию.
 

Лимонка


Заводской брак стал причиной появления раритетной марки, которую филателисты называют «Лимонка». В 1925 году в СССР был выпущен первый стандартизированный выпуск марок «Золотой стандарт», в который входили почтовые марки 20 различных номиналов – от 1 копейки до 5 рублей. Во время печати блоков 15-копеечных марок с лимонно-жёлтого цвета портретом крестьянина перфорационный станок вышел из строя. Чтобы не срывать сроки поставки руководство Гознака отправила партию лишь с несколькими листами этой марки. Сейчас стоимость «Лимонки» оценивается около $20 000.
 

Рейс мира и дружбы в Данию, Швецию и Норвегию



В 2008 году экземпляр марки «Рейс мира и дружбы в Данию, Швецию и Норвегию» был продан на аукционе Cherrystone за $28 750. Эта марка стала раритетом по тем же причинам, что и «250 лет Полтавской победы» - она не была выпущена в обращение из-за дипломатического визита Никиты Хрущёва в Швецию. В данном случае запланированный визит не состоялся.
 

Консульский полтинник


Не только входит в тройку самых дорогих советских марок, но также считается одной из самых необычных. Консульские марки появились в обращении ещё в 1913 году для оформления въездных и выездных документов. В 1922 году после заключения Рапалльского договора между РСФСР и Германией объемы переписки между двумя странами значительно увеличились, в связи с чем для ускорения процесса почтовых отправлений обычная корреспонденция пересылалась в Германию воздушной почтой с дополнительной оплатой, согласно действующим на территории Германии тарифам. Для этого в июле 1922 года на хранившихся в посольстве РСФСР консульских марках был сделан дополнительный штамп красной краской. Первоначально таких марок было 50-75, однако с течением времени их осталось и вовсе несколько экземпляров - все почтовые отправления консульства считались секретными и уничтожались. На одном из аукционов экземпляр этой марки был продан за $63 250.
 

«Картонка»


Рекордсменом среди лотов объектов советской почты является так называемая «Картонка» - сувенирный лист с четырьмя марками. В 1932 году почтовое ведомство выпустила эти листы тиражом в 500 экземпляров, они рассылались вместе с приглашениями на первую Всесоюзную филателистическую выставку. Однако 25 экземпляров из серии были подготовлены для награждения коллекционеров, внесших значительный вклад в организацию той выставки, - на этих листах была дополнительная надпечатка: «Лучшему ударнику Всесоюзного Общества Филателистов». Со временем большинство именных блоков были уничтожены, и к настоящему времени известен единственный блок на имя Э. М. Нуркаса. В 2008 году этот экземпляр был продан на Cherrystone за $776 250 – рекордную сумму для выпусков СССР.
 
Ну что, вы уже сверили свои марки с описанными в статье?
Источник: uznayvse.ru
Поделись

 




Процитировано 1 раз
Понравилось: 8 пользователям

Русские и россияне

Воскресенье, 20 Июля 2025 г. 12:43 + в цитатник

Русские и россияне

 

Ныне эти два понятия имеют принципиальное различие: русские – этнос, россияне – политическая нация, все граждане России. Подобные различия характерны для европейских стран, хотя и не предполагают вербальной разницы: например, французы (les Français) – и этнос, и гражданство. До ХХ века подобная разница отсутствовала и в России. Возможность для ее создания была обусловлена различием в написании названия страны: Русь / Россия.

«Россия» – слово, ничуть не более позднее, чем «Русь». Уже сирийский писатель VI века Захария Ритор упоминает «народ Рос», живущий в Северном Причерноморье[1]. С IX в. указания на его существование становятся в византийских (а затем и в арабских, и в западных) источниках частыми. При святом патриархе Фотии (IX в.), при котором первые русы приняли крещение, появляется «митрополия Росия». В договоре князя Олега с греками, который датируется 911 г., фиксируется «русь», причем именно в значении народа (ед. ч. – русин, мн. ч. – русь). В договоре Игоря с греками 944 г. Русь уже упоминается как страна. Подобные значения часто встречаются в «Слове о законе и благодати» (середина XI в.), «Повести временных лет» и более поздних источниках[2].

Этноним «русин / русь», известный с Х в., сохранялся веками. С XVI-XVII вв. в Речи Посполитой фиксируется форма множественного числа «русины». От слова «Русь / русь» происходит прилагательное «руский / руський», употреблявшееся в отношении как территории, так и населения. В «Слове о законе и благодати» упоминается «язык (т.е. народ) руский» и «Руская земля», в «Повести временных лет» – «русьстии людье» («русские люди», 1015 г.), «людем русьскым» (1103 г.), в «Задонщине» – «руский народ», в Новоторговом уставе 1667 г. – «руские люди»[3]. Обычное именование русского народа в российском законодательстве XVII в. – «Русские / руские люди»[4]. Разница в написании слова «русский» объясняется отсутствием официальных грамматических правил в древнерусском языке: это слово пишется как с «Ь», так и без оного, с одной или двумя «С». Форма «русский» («Русская земля»; с двумя «С» и без «Ь») зафиксирована в Лаврентьевском списке Повести Временных Лет под 1078, 1097, 1100, 1101, 1103 гг. и т.д.

В украинской публицистике распространено мнение о том, что самоназванием населения Великого княжества (Государства) Московского было «москвитяне»[5] или «московиты». Однако «московиты» – иностранный термин конца XV – XVIII вв., в России вообще не употреблявшийся. Его переводом на русский стало слово «москвитяне». Самоназванием было слово «москвичи» (Лаврентьевская летопись, 1285 г.), однако это лишь узкий термин, характерный для обозначения своей политической принадлежности к одному из русских княжеств – Московскому (подобно тверичам, суздальцам и др.); наряду с ним оставалось и прежнее самоназвание. Население Западной Руси также именовало себя «руським народом»[6]. Слово было закреплено в XIV в. в официальном именовании «Великого княжества Литовского и Русского»[7].

С конца XVII в. «русский / русские» (уже без пояснения «люди») начинает использоваться как этноним и свидетельство государственной принадлежности. Петр Великий обычно употреблял понятия «русские люди» и «русские» как равнозначные[8]. В данном случае «русский» из прилагательного становится существительным (субстантивированным прилагательным). Противопоставление существительного «русин» (в значении «украинец») и прилагательного «русский» (в значении «принадлежащий / присоединенный к руси иноплеменник») в украинской публицистике[9] является совершенно искусственным. Стоит также отметить, что в Европе, как правило, изначальное самоназвание народа в виде существительного имеет племенное происхождение. Более поздняя форма – в виде прилагательного («люди русские»), впоследствии субстантивированного прилагательного («русские») – обычно образуется от принадлежности к определенной территории и государству. Крупные европейские народы имеют самоназвания, образованные от прилагательных: например, древние римляне – Romani, англичане – Englishmen, English people, французы – les Français, немцы – Deutsche, итальянцы – italiani, испанцы – los españoles. Небольшие народы, наоборот, часто (но не обязательно) могут иметь самоназвание, образованное от существительного: поляки – Polacy, хорваты – Hrvati, баварцы – Bajuwarn, саксонцы – Sachsen, валлоны – Wallons.

Слово «русский» в таком значении стало общеупотребительным и фигурировало в политических проектах 1730 г.[10], оно употреблялось М.М. Щербатовым[11], А.В. Суворовым (во время Швейцарского похода: «Мы – русские! С нами Бог!») и т.д.

Форма «россияне» была образована от слова «Россия» и использовалась уже с начала XVI в. Она также имеет греческое происхождение и впервые встречается у прп. Максима Грека[12]. Однако распространение слово «россияне» в России получило лишь к концу XVII в. – и уже не через греков, а посредством выходцев из Западной Руси. Его употребляет в своих виршах «белорусец», учитель царских детей Симеон Полоцкий, имея в виду всех жителей Великой, Малой и Белой России (ок. 1660 г.):

Что ж з царя Алексея? – Орел Русси всея.
Кол красен? – Зело ясен.
Кол силны? – Предивны.
Что слава? – Даст Бог будем глава.
Ким народом? – России плодом.

Будь славен, Алексею, над землею всею,
Где светят луча слонца во вся земли конца,
Вся страны з Россияны да тя величают
И работают[13].

Изначально «россияне» было более торжественным, литературным вариантом слова «русины»[14]. Таким образом, это в первую очередь этноним, а не обозначение государственной принадлежности.

В том же значении его употребляют архимандрит Иннокентий Гизель (Синопсис[15], 1674 г., наиболее популярное в России историческое повествование вплоть до середины XVIII в.), А. Лызлов (Скифская история[16], 1692 г.), Петр Великий[17]. Феофан Прокопович в слове на погребение Петра произнес: «Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем!»[18]. Далее это слово активно использовал М.В. Ломоносов[19], М.М. Щербатов, А.В. Суворов («Горжусь, что я – россиянин»), Н.М. Карамзин и др. К середине XIX в. понятием «россияне» пользовались все реже, однако им все же продолжали пользоваться в старом значении.

Форма «россияне» оказалась реанимирована в кругах русской эмиграции с целью различения этнонима и политонима (политической, гражданской принадлежности). Председатель Русского Общевоинского союза генерал А.П. Кутепов в 1929 г. заявлял: «Все народы, населяющие Россию, независимо от их национальности, прежде всего – россияне. Я верю, что освобожденная и возрожденная Россия будет именно – Россия для россиян!»[20]. В дальнейшем новое значение было подхвачено русской эмиграцией, а в 1990-е годы стало активно прививаться в Российской Федерации[21].

Однако при смысловом разделении в ХХ веке понятий «русский» и «россиянин» произошла путаница. Именно существительное «россиянин», которое ныне означает гражданскую принадлежность, является тождественным древнерусскому слову «русин» и связано с этнической, племенной принадлежностью. И наоборот, субстантивированное прилагательное «русский» изначально имело более широкое значение принадлежности к территории и государственности Руси. Иными словами, все мы – жители Руси и граждане России – русские. Русские татары, русские немцы, русские армяне, русские буряты и, разумеется, русские великие, малые и белые.

 



Понравилось: 5 пользователям

Почему LED-лампочки потребляют так мало энергии?

Воскресенье, 20 Июля 2025 г. 08:28 + в цитатник

Почему LED-лампочки потребляют так мало энергии?

 
 
Известно, что первые лампы накаливания появились более 200 лет назад и широко использовались долгое время. Однако они имели низкий срок службы, большое энергопотребление и рассеивали до 98% потребляемой энергии в виде ненужного тепла. Пришедшие им на смену светодиодные LED-лампы потребляют в 10 раз меньше энергии по сравнению с обычными лампочками накаливания, являясь при этом не менее яркими. В чем их секрет?
Такая огромная экономия возникает потому, что LED-лампы используют электролюминесцентные диоды для создания света. Эти элементы очень эффективно преобразуют электрическую энергию в свет, минимизируя потери в виде тепла. В результате LED-лампы производят больше света и меньше греются, при гораздо меньшем потреблении энергии.
LED-лампы работают на основе полупроводниковых материалов, которые не нагреваются так сильно, как нити в лампах накаливания. А нагревание, как вы уже поняли, является одним из основных факторов потери энергии в традиционных источниках освещения.
Плюс ко всему, LED лампы обладают способностью испускать свет в определенном направлении. Это позволяет использовать свет более эффективно, не тратя энергию на освещение ненужных областей.
Все эти факторы вместе делают LED лампы энергоэффективными источниками освещения, способствуя экономии энергии и снижению электроэнергетических затрат.

 




Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

Почему голуби кивают, когда ходят?

Воскресенье, 20 Июля 2025 г. 08:25 + в цитатник

Почему голуби кивают, когда ходят?

 
 
Если вы хоть раз наблюдали за голубем на прогулке, то заметили, что он постоянно "кивает" головой, будто с кем-то соглашается. Но за этим, казалось бы, странным движением стоит вовсе не манера или стиль, а точный биомеханический механизм, помноженный на эволюцию.
На самом деле голубь не кивает, а стабилизирует изображение. Всё просто: при ходьбе глаза птицы двигаются вместе с телом, что создаёт размытость изображения. Чтобы видеть чётко, голубь выполняет движение головы вперёд, фиксирует её в пространстве, пока тело его "догоняет", и снова делает рывок — и так по кругу. Это называется "головной толчок" (head-bobbing) и является встроенной системой стабилизации изображения, почти как у дорогой камеры.
Если бы у человека не было шеи, он тоже вынужден был бы выработать что-то подобное. Но мы можем удерживать взгляд стабильно благодаря шее, зрению и сложной работе вестибулярного аппарата. А у голубей всё проще: они решили проблему чисто механически.
Интересно, что не все птицы кивают. Только те, у кого ограничена способность к движению глазных яблок. У тех же соколов и сов, например, глаза почти неподвижны, зато шея крутится по полному радиусу.
Любопытный факт: если поставить голубя на движущуюся ленту (например, беговую дорожку), он кивать не будет. Потому что нет необходимости стабилизировать изображение: тело неподвижно относительно окружающей среды, а значит — никакого размытия.

 



Понравилось: 5 пользователям

Может ли «насытиться» черная дыра?

Суббота, 19 Июля 2025 г. 08:36 + в цитатник

Может ли «насытиться» черная дыра?

 
 
Теоретически, масса черной дыры может расти бесконечно, однако для этого из окружающего пространства к ней должно постоянно притекать новое вещество. В обычных условиях это невозможно, поскольку количество вещества вблизи черной дыры ограничено.
 
К тому же, дыра способна притянуть только те объекты, чья скорость слишком мала, чтобы сопротивляться её гравитации.
Если, например, заменить наше Солнце на черную дыру такой же массы, то Земля и другие планеты не "упадут" на нее в силу высокой скорости вращения.
Предположим теперь, что черная дыра находится в середине вращающегося пылевого облака. Тогда на нее тоже упадет только та часть пыли, чья скорость недостаточно велика, чтобы «убежать» от мощной силы притяжения черной дыры. Дыра как бы "выест" центральную часть облака, а его периферийная область останется нетронутой.
Интересно то, что гравитация черной дыры также влияет на окружающее пространство и время. Эффекты гравитации черной дыры могут исказить пространство вокруг нее, а также замедлить ход времени для объектов, находящихся в ее близости. Эти аспекты делают черные дыры не только загадочными, но и весьма интересными объектами для изучения в контексте общей теории относительности и физики гравитации.

 



Понравилось: 4 пользователям

Поиск сообщений в Харитоныч
Страницы: [362] 361 360 ..
.. 1 Календарь