![Opera РЎРЅРёРјРѕРє_2024-01-27_123924_www.liveinternet.ru (554x440, 420Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/633/161633451_Opera_RRRyoRRR_20240127_123924_wwwliveinternetru.png)
«Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям», 1896 г. К. Е. Маковский
|
Картину Константина Егоровича Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам» сложно описать словами — преобладают эмоции. Этот патриотический холст, написанный на основе исторических фактов 1611 года, в частности народного движения против польских интервентов во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским, — шедевр.
Поражет масштаб прорисовки деталей, выражений лиц, настроения и величественность происходящих событий.
При первом взгляде на картину - все кажется серой, печальной, невзрачной массой, пока не начнешь разглядывать.
Вот как высказался о картине Максим Горький, писавший в то время для газеты «Нижегородский листок»:
«Первое впечатление не в пользу картины. Она кажется тусклой, в ней мало солнца, и кучи ярких одежд, набросанные на земле, кубки, стопы, братины — всё это недостаточно ярко, недостаточно вырисовывается, как-то очень массивно.
И толпа тоже кажется массивной, неживой, без движения. Но стоит посмотреть минут десять, и картина оживает, и вы видите действительную, возбужденную, полную страшной силы толпу, собравшуюся «делать историю».
![00000 (595x700, 467Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/159/497/159497426_00000.jpg)
Кузьма Минин обращается к собравшейся вокруг него толпе с просьбой сделать пожертвование для создания ополчения, призванного защитить и освободить родину от врагов.
Речь купца возымела действие на население города и каждый стремится поделился чем может
Старик принес заступницу православных — икону в ризе и уповает, что она поможет собираемой рати.
Справа от главного персонажа чернобровая красавица в кокошнике вынимает серьги из своих ушей, чтобы положить их на стоящий рядом стол для пожертвований.
Слева от оратора стоит нищий инвалид с костылем. Его жизнь бедна, но он понимает, что должен отдать самое ценное — крестик, который носил с младенчества. ![СЏ (700x466, 465Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/159/497/159497310_S.jpg)
Художник не только изобразил более ста персонажей, но и точно передал настроения и эмоции людей.
В работе над картиной Маковский делал зарисовки людей разных сословий, часами наблюдая за ними.
А для передачи реальной картины приношений, срисовывал предметы быта, украшения, наряды и прочее с подлинных изделий
Маковский достоверно передал атмосферу и архитектуру того времени. ![000000000000000000 (700x404, 346Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/159/490/159490075_000000000000000000.jpg)
"Воззвание Минина" в специально построенном зале Нижегородского государственного художественного музея
С 1972 года находится в постоянной экспозиции Нижегородского Государственного художественного музея.
* Возможно, мир никогда не увидел бы , если бы не одно событие в 1891 году.
Когда Илья Репин представил обществу свою работу «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Пораженный размерами и мастерством художника, от зависти и желания превзойти Маковский решился на создание исторического полотна «Воззвание Минина к нижегородцам».
К. Е. Маковский у картины «Воззвание Минина к нижегородцам»
* Художник купил оборудованную мастерскую в пригороде Парижа, состоявшую из студии и огромного павильона под открытым небом. Там он мог работать с утра до вечера и писать при неизменном свете благодаря специальному оборудованию.
Мастерская Василия Верещагина в Париже
* Над картиной художник работал больше 20 лет — в эти десятилетия входит в том числе сбор материалов, а непосредственно процесс создания занял около 6 лет. Мастер не раз посещал Нижний Новгород, работал в архивах, писал этюды, искал народные типажи, с чем ему помогал фотограф Андрей Карелин.
* Действие происходит на фоне реально существующего и сейчас Ивановского спуска от Нижегородского кремля к Торговой площади. ![01 (700x466, 410Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/159/492/159492944_01.jpg)
![02 (700x466, 500Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/159/492/159492945_02.jpg)
Ивановский Съезд
Один из старейших съездов из верхней части Нижнего Новгорода к его "прибрежной" территории.
Сама площадь вполне предсказуемо именуется площадью Народного согласия![03 (700x525, 465Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/3/159/492/159492968_03.jpg)
Сейчас там стоит уменьшенная копия московского памятника Минину и Пожарскому работы Мартоса
* От эскиза к эскизу художник увеличивал количество участников события, усиливал экспрессию образа Минина,
Этюд к картине "Воззвание Минина к нижегородцам"
1890-е
На площади у Ивановского съезда Нижегородского Кремля.
Постепенно выделял из безликой толпы отдельных колоритных персонажей.
Этюд к картине 1890-е
В дальнейшем, пока с одной стороны он не заполнил плотно огромный холст народными массами.
Толпа льет с горы лавиной - она чувствуется и за серой, угрюмой стеной кремля.![4 (624x564, 664Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/633/161633609_4.png)
![Рё (2) (507x428, 365Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/159/504/159504457_Ryo__2_.png)
* Крестный ход со знаковой иконой Казанской Богоматери также присутствует на полотне, но смещен на средний план ближе к правому краю картины, его участники выходят из церкви Николы на торгу![СЊ (500x671, 505Kb)](//img1.liveinternet.ru/images/attach/d/3/159/504/159504509_S.jpg)
![8 (700x466, 505Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/635/161635080_8.jpg)
Вид церкви Рождества Иоанна Предтечи на Торгу с высоты птичьего полёта. Современный вид
![7 (700x180, 223Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/4/161/634/161634908_7.png)
* Художник поставил перед собой задачу максимально адекватно передать световоздушную среду.
«Утренняя дымка» на картине
В итоге даже неискушенный зритель видит, что яркие, прекрасно прописанные натюрмортные композиции, изображающие предметы, соседствуют с бледными и блеклыми кусками, похожими на непрописанный подмалевок.
Причина такого контраста заключается в том, что Маковскому было незнакомо понятие цветовоздушной перспективы, которая бы «объединила, связала всю композицию в единое пластическое целое, не нарушив ее цветоносности».
Этюд к картине "Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям
К тому же художник-баталист, который немного помогал Маковскому в работе над этюдами к «Воззванию», посоветовал ему использовать так называемую «пыльцу» или «утреннюю дымку», которая заполняла промежутки между фигурами и предметами.
Вот та самая дымка, которая внесла в полотно ощущение утренней свежести, попутно уничтожила красочность картины.
В итоге ее колорит ее стал высветленным, почти белесым.
* Впервые масштабное произведение показали в Нижнем Новгороде, на XVI Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в отдельном павильоне. К тому времени художнику было 57 лет. Перед картиной Маковский положил некоторые предметы быта XVII века из своей коллекции, чтобы достичь, как сказали бы сегодня, 3D-эффекта.
* После Выставки грандиозное полотно Маковского показывали в Москве, Санкт-Петербурге и в Париже. В итоге картину купил Николай II и подарил Нижнему Новгороду в честь заслуг нижегородцев. Только в 1972 году для картины построили отдельный павильон в Доме Сироткина — здании НГХМ, а новую раму для полотна сделали на заводе «Красное Сормово».
* «Воззвание Минина» считается самой большой картиной на историческую тему Размер полотна составляет внушительные 7 х 6 метров.
* Интересен тот факт, что народное ополчение пытались изобразить и другие художники, но лишь К. Е. Маковскому удалось передать мощь и размах народного движения.