В 1503 году при строительстве Санта-Мария-дель-Фьоре Микеланджело поручили создать статуи двенадцати апостолов, предназначенные для размещения в нефе или под куполом Флорентийского собора.
Микеланджело начал лепить Святого Матфея, но оставил его незавершенным, потому что папа Юлий II призвал великого художника эпохи Возрождения в Рим для создания своей монументальной гробницы.
Сан-Маттео Микеланджело, 1504-1505. Мрамор, высота 216 см, Флоренция, Галерея Академии.Размер:271 см
Святой Матфей Микеланджело является примером” незавершенной", скульптурной техники, которую он использовал.
Эта скульптура и сегодня хранится в Галерее Академии, и мы можем представить, как Микеланджело работал над глыбой мрамора, под каким углом и глубину входило сверло в мраморный блок. Как работал с зубилом. А затем с зубчатым резецом, который оставил ряд параллельных полос, которые остались видны.
Ряд параллельных полос, которые остались видны
Одновременно он приступил к некоторым частям, наиболее выступающим, но пока не отшлифовал их.
Результат получился динамичный, как будто святой прилагает усилия, чтобы освободиться от мрамора, который для Микеланджело является символом нашей “земной тюрьмы”.
Поза фигуры с частями тела, ориентированными в противоположных направлениях, называется серпентинатой и, кажется, вдохновлена позой Лаокоона, скульптурной группы эллинистической эпохи, при находке которой в 1506 году Буонарроти смог увидеть.
Как работал Микеланджело с мрамором
Историки искусств, начиная с Вазари, очень любят описывать, с какой ловкостью и эффективностью рубил камень Микеланджело. Однако, это совершенно непринципиально, поскольку главное – это правильно воссоздать замысел в камне, то есть воплотить рисунок или модель из мягкого материала, а сколько времени на это потребуется – несущественная деталь, кто будет это разбирать, глядя на скульптуру.
Естественно, Микеланджело делал рисунки будущей скульптуры, по этим рисункам и шла работа. К сожалению, огромную часть своих рисунков Микеланджело просто сжег незадолго до смерти, видимо, не хотел, чтобы кто-то видел процесс его творческих исканий.
Хотя Микеланджело использовал для совсем грубой обработки мраморной глыбы рабочих, тем не менее далее он работал сам.
Модели делать он не любил, тем более, в полный размер. А работать по рисунку достаточно сложно, поскольку, даже используя одновременно рисунки в фас и в профиль, их трудно согласовать в объемной скульптуре: отслеживая контуры фигуры в фас, не можешь отслеживать контур в профиль и наоборот.
И только для барельефа достаточно одного рисунка.
После сожжения архива осталось не так много подготовительных эскизов Микеланджело. Вот пример рисунка фаса и профиля скульптуры Речного божества, помещающихся на фоне блока мрамора
«Святой Матфей» — незавершенная скульптура, в которой фигура с большим трудом выходит из мрамора. Это один из первых ярких примеров non-finito
По словам Микеланджело, в скульптуре мы действуем путем удаления, как бы вызывая, высвобождая форму из глыбы.
Форма, проступает, пробуждается под взглядом и резцом художника.
Что собственно мы и можем наблюдать в этой незаконченной работе