-Метки

алкоголь арии варяги великие евреи великие женщины великие украинцы викинги война генетика гигиена гитлер готы днк анализ евреи евреи врачи евреи и армия еврейские шпионы женщины животные звездные войны здоровье золотая орда иврит израиль история иудаизм каббала казаки караимы катастрофы кельты кино китай книги моего детства кошки крестовые походы крым кулинария кухня медицина монголо-татары монголы музыка наполеон народы симбионты народы-симбионты наука одежда одесса одесская кухня оружие памятники песни песня пираты погода пословицы правила жизни православие пророки пророчества пророчество психология пушкин разное революция религия россия россия история русские русский язык русы русь рюрик самураи символика сказки скифы славяне слова средневековье ссср стихи стихии в одессе сша татары тевтонский орден тест традиции тюрки украина украинцы фашизм франция хазары христианство шпионаж юмор языки япония

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Великая_Хазария


СУДЬБА РОДСТВЕННИКОВ КАРЛА МАРКСА В РОССИИ

Понедельник, 22 Декабря 2014 г. 13:22 + в цитатник

СУДЬБА РОДСТВЕННИКОВ КАРЛА МАРКСА В РОССИИ

(из моих лекций студентам)

Как сложилась судьба людей, имевших отношение к человеку, которого считали ро­доначальником нового строя?

5421357_M1 (237x286, 20Kb)Мать братьев и сестер Беркенгейм, урожден­ная Коган (Коэн) —родственница Карла Мар­кса по линии его матери. Фотография В. Штейнберга. 1878г

 

Московский купец первой гильдии Мои­сей Соломонович Беркенгейм женился на девице Коган (Коэн) — родственнице мате­ри Карла Маркса (подтверждение в генеалогической таблице из архива дома-музея К. Маркса в г. Трире, Германия).

От этого брака родилось пять сыновей и две дочери. Один из его сыновей — Леон Моисеевич — рано умерший врач, страдал психическим заболеванием. Другой — Аб­рам Моисеевич родился в 1867 году, окон­чил Московский университет, работал в Гер­мании. После возвращения в Россию защитил диссертацию и преподавал химию в мос­ковском университете. Оттуда был изгнан, как еврей. В знак протеста ряд выдающих­ся русских ученых во главе с Д. И. Менде­леевым отказались работать в реакционном учреждении.

Абрам Моисеевич покинул Россию в 1890 году и на протяжении ряда лет путешество­вал: жил во многих европейских странах, в США и в странах Латинской Америки, изу­чил девять языков, овладел основами агро­номической науки, несколько лет препода­вал химию в университете Буэнос-Айреса. В 1908 году вернулся в Москву, читал лек­ции в университете и слушательницам Выс­ших женских курсов. Во время первой ми­ровой войны конструировал отечественные противогазы. Его перу принадлежит книга «Основы электронной химии».

После Октябрьской революции Абрам Моисеевич возглавил отечественную фар­макологическую промышленность, разрабо­тал и внедрил в производство целый ряд ле­карственных препаратов, читал лекции в Ин­ституте химической технологии и во Вто­ром Московском медицинском институте (бывшие Высшие женские курсы).

В 1935 году вышел его труд «Химия и тех­нология синтетических лекарственных средств». Вскоре Абрама Моисеевича избра­ли депутатом Моссовета. Тогда же он стал председателем химической секции ВАКа (Высшая аттестационная комиссия). Умер он в 1938 году.

У Абрама Моисеевича были три дочери и сын. Старшая — Мария Абрамовна Беркен­гейм пошла по стопам отца, стала кандидатом химических наук, работала ассистентом на кафедре химии Второго Московского ме­дицинского института.

Григорий Моисеевич— третий сын Беркенгеймов — родился в 1872 году, закончил естественный факультет Московского универ­ситета с дипломом первой степени, затем — медицинский факультет. Работал врачом в Московской губернии, в детской больнице Москвы Во время русско-японской войны 1904—1905 годов Григорий Моисеевич — врач офицерского госпиталя, заведующий меди­цинской частью Харбинского управления — был награжден орденами св. Станислава и св. Анны IIIстепени.

После окончания войны Григорий Мои­сеевич — врач Самотецкой лечебницы, детского приюта и, наконец, — преподава­тель университета им Шанявского. (Туда принимались лица обоего пола независимо от национальной принадлежности и полити­ческих взглядов)

Во время первой мировой войны Григо­рий Моисеевич пошел врачом эвакогоспи­таля, демобилизовался в 1917 году по состо­янию здоровья, а в 1919 году скончался

Доктор Беркенгейм — душевный, обая­тельный человек, отличный диагност, пользо­вался в Москве широкой известностью.

Осенью 1901 года дочь Льва Николаеви­ча Толстого — Татьяна Львовна пригласи­ла его в Сухотино. После его отъезда она написала родителям: «Врач — настоящее сокровище Приласкайте его, он очень ми­лый человек, и нам высказал так много сер­дечного участия, что мы его никогда не забудем»

В 1903 году Григорий Моисеевич впервые появляется в Ясной Поляне. Он наблюдает Льва Николаевича, лечит Татьяну Львовну, консультирует брата Толстого — Сергея Николаевича С тех пор до конца жизни .

Толстого судьба Григория Моисеевича связана с домом писателя.

Одухотворенное лицо, высокий лоб, пре­красные глаза, мягкий тембр голоса — все располагало к нему людей. Была в докторе особая, притягательная сила добра...

О нем сохранились воспоминания людей, окружавших Льва Николаевича Толстого, та­ких, как А Б. Гольденвейзер, В. В. Гусев, В. Чертков, Т А. Кузминская, О. К. Толстая, В. Ф. Булгаков и др.

После кончины доктора у него оставался внебрачный сын, о котором постоянно за­ботились и которого материально поддержи­вали два дяди — Абрам и Борис. В честь ве­ликого писателя сына назвали Львом.

 

Александр Моисеевич— четвертый сын Беркенгеймов, с юности включился в рево­люционную борьбу, стал членом партии эсе­ров, принимал участие в революции 1905 года.

5421357_M2 (287x357, 26Kb)Когда начались репрессии против интел­лигенции, в 1918 году, первое правозащит­ное движение возглавили писатель В. В. Ве­ресаев и Е. П. Пешкова. Среди учредителей этого «Политического Красного Креста» зна­чился и Александр Моисеевич Беркенгейм. (Об этом упоминает автор журнала узников тоталитарных систем «Воля» №№ 4—5, 1996 г. Статья Сергея Голотика «Первые правоза­щитники в советской России».)

Друзьями Александра Моисеевича были известные политические деятели. В 1921 году, находясь в зарубежной командировке, он по­лучил письмо от Александра Ивановича Ры­кова, из которого понял, что возвращаться домой опасно, потому что уже начиналось преследование бывших эсеров. Что делать? На родине остались жена — русская дворян­ка и дочь Марина... Александр Моисеевич принял решение остаться в Польше. Ни о какой переписке с московскими родствен­никами, разумеется, не могло быть и речи*.

Александр Моисеевич женился вторично — на известной польской певице Шеришев-ской. Он умер в 1925 году. Его дочь Зося погибла во время бомбежки Варшавы.

 

Марина Александровна Беркенгейм вышла за­муж за эстонского барона фон Баменберга. Во время второй мировой войны муж и жена ока­зались по разные стороны, баррикад. Марина стала участницей антифашистского движе­ния в Варшаве. Фото 1956 года

 

Марина — старшая дочь Александра Мо­исеевича— вышла замуж за эстонского барона фон Баменберга, от которого родила сына.

Когда началась вторая мировая война, ее муж и сын, став фашистами, оказались по одну сторону баррикад, а Марина — член польской компартии — по другую. Она при­нимала активное участие в сопротивлении нацизму, проявляя истинный героизм.

Муж Марины Александровны пропал без вести, а сына она нашла спустя много лет после окончания войны. Он, женившись на «чистокровной арийке», жил в одном из го­родов ФРГ. По зову сердца Марина Александровна переехала в ФРГ и поселилась в семье сына, где к тому времени было уже шестеро детей. Но отношения с невесткой не сложились, и Марина вернулась в Польшу. А там — взрыв антисемитизма, нагнетавше­гося правительством Гомулки! Это застави­ло ее публично выступить с протестом, из-за чего пришлось искать пристанище в дру­гой стране.

Дважды Марина Александровна приезжа­ла в Москву и Ленинград, но остаться в СССР не удалось, и она направилась в Финляндию. Там получила вид на жительство, работу пе­реводчицы и пенсию.

Борис Моисеевич— последний сын Бер­кенгеймов. Родился в 1885 году. С золотой медалью закончил гимназию, поступил в Московский университет на физико-матема­тическое отделение естественного факульте­та. Как многие студенты, принял участие в восстании 1905 года, из-за чего вынужден был покинуть Россию".

До 1910 года он жил в Гейдельберге (Гер­мания), работал в лабораториях Штоле и Эрблера. После возвращения в Москву закон­чил университет, и, по представлению ака­демика Николая Дмитриевича Зелинского, его оставили при кафедре химии.

Во время первой мировой войны заведо­вал лабораторией Красного Креста Юго-За­падного фронта и вместе со старшим бра­том Абрамом Моисеевичем конструировал противогазы. Потом преподавал химию в высших учебных заведениях Киева.

После Октябрьской революции Бориса Моисеевича избрали профессором и замес­тителем ректора киевского рабоче-крестьян­ского университета. Некоторое время он жил и работал в Белоруссии, а в 1927 году вернулся в Москву, где стал одним из основате­лей журнала «Химия и социалистическое хозяйство», организатором и редактором журнала «Успехи химии». Благодаря его энер­гии и настойчивости началась работа по про­изводству сульфамидных препаратов.

В числе его друзей — ряд выдающихся лю­дей — ученых России: Н. Д. Зелинский, А. Н.Бах, А. Е. Чичибабин, Н. А. Шилов, В. И. Вер­надский, А. Е. Ферсман и другие. Но самым любимым учителем, наставником и другом на протяжении всей долгой жизни Бориса Моисеевича оставался Николай Дмитриевич Зелинский.

Личная жизнь Бориса Моисеевича сло­жилась непросто: он женился во время гражданской войны на Таисии Ивановне Алексеевой — дочери многодетного дьяко­на Ивана Михайловича, проживавшего в станице под Новочеркасском. Пьяница-свя­щенник обвенчал в Киеве «рабу Божию Таисию с иудеем Борисом» всего за пол­литра спирта!

Полунищего дьякона — отца Таисии Ива­новны — вскоре сослали на Соловки, а ее подраставшие братья и сестры один за дру­гим приезжали в Москву. Всем им Борис Мо­исеевич давал пристанище, помогал не толь­ко выжить, но и получить образование.

Иван Михайлович, помотавшись по лаге­рям, много лет тайно жил на даче у Бориса Моисеевича. «Легализовался» он лишь пос­ле смерти Сталина...

Как же самому Борису Моисеевичу уда­лось избежать ареста?! Он — купеческий сын, еврей, проживший до революции два года в Гейдельберге, брат сбежавшего эсера, зять опального дьякона, свояк арестованно­го во время Отечественной войны «врага народа» — нашего с сестрой отца, друг мно­гих узников ГУЛАГа. Почему он остался на свободе?

... Его несколько раз вызывали в КГБ, что­бы получить компромат на коллег, пытались запутать, но он мастерски разыгрывал «ду­рачка-простачка» и о каждом ученом шепо­том, как бы доверительно, сообщал:

— Бабник!

— Назовите фамилии его любовниц?

— Да он на улицах знакомился и через час расставался!

Всесильному ведомству так и не удалось замарать имена ученых устами профессора Беркенгейма.

Показания «чудаковатого свидетеля» фи­гурируют в некоторых реабилитационных де­лах...

Этот человек ушел из жизни с чистой со-

Евгения Моисеевна— старшая дочь Бер-кенгеймов, профессор, лингвист. Жила в Ленинграде. Ее сын Михаил Рагинский — специалист по радиолокации. Во время вой­ны занимался тем, что совершенствовал пер­вую партию присланных из Англии радио­локаторов.

В 1944 году Рагинского вызвали из Ленин­града в Москву на прием к министру. В Мос­кве Михаил навестил свою кузину — Ма­рию Абрамовну Беркенгейм. Внезапно в ком­нату ворвался неизвестный, в упор расстре­лял обоих и убежал. Убийцу — военнослу­жащего — задержали. Следствие было ко­ротким, дело слушалось в закрытом судеб­ном заседании. Убийцу осудили на несколь­ко лет, а родным погибших сказали, что пре­ступление носило «чисто бытовой характер». Все попытки разгадать тайну трагедии, вы­яснить истинные мотивы убийства уперлись в глухую стену...

Младший сын Бориса Моисеевича — Гри­горий Борисович— инвалид Отечественной войны, врач-анестезиолог — любезно предо­ставил всю литературу, связанную с по­хвальными, порой восторженными отзывами о его дяде, лечившем великого писателя.

Среди внуков и правнуков одаренных бра­тьев Беркенгеймов есть и врачи, и инжене­ры, и художница, и даже известный писа­тель, но большинство из них ассимилирова­лось, навсегда утратив звучную фамилию предков[1].

Последний из марксиан

5421357_M3 (165x201, 13Kb)5421357_M4 (182x243, 17Kb)     Если с фамилией повезет, так повезет. Игорю Константиновичу, проживающему в Наро-Фоминском районе в поселке Победа, подфартило дважды. По маме он Маркс, дальний потомок того самого Карла, автора “Капитала”, по папе — Щепкин, чье имя носит знаменитое московское театральное училище. Оба родственника здравствовали более столетия назад (К.Маркс, 1818—1883 гг., М.С.Щепкин, 1788—1863 гг.) и вряд ли мечтали о таком потомке, но оба были реформаторами: один в утопическом социализме, второй в русском театре. Как и их “наследник по прямой” — тоже в своем роде реформатор. В отдельно взятом козлином хозяйстве[2].

 



[1] «Наука • жизнь» № 8, 1997.

 

[2] Светлана ЛОГВИНОВА, Наро-Фоминский р-н.

Рубрики:  Евреи и Израиль/Великие евреи
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Пятница, 27 Февраля 2015 г. 15:20 (ссылка)
Здрасте моя бабушка Фрида и её сестра Альбина Фрицлеры, утверждали, что являются внучатыми племянницами Карла Маркса. Такое возможно или это просто глупая попытка примазаться. Их родителей должны были расстрелять как немецких дворян в РИ, а фамилия их маман(насколько я помню) было Маркс, и вот то ли сочинили, то ли взаправду сказав красным большевикам, что являются немного евреями и внучатыми племянницами Карла Маркса. Засим их не расстреляли, а просто сослали подальше в Сибирь.

Вот и интересуюсь возможно ли такое или это просто сказка, в которую поверили дети в те времена, выросшие моими бабушками...
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Аноним   обратиться по имени Пятница, 13 Ноября 2020 г. 08:41 (ссылка)
Аноним, добрый день. Не думаю, что вы когда-то прочтете это сообщение, но у моих предков была некая Фрида потомок М.(конечно по слухам.) Не могли бы вы припомнить имя матери Фриды.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку