-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Алла_Кныш

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.10.2013
Записей: 3908
Комментариев: 98
Написано: 4281


"Мода пушкинской эпохи". Часть 2

Среда, 01 Февраля 2017 г. 01:09 + в цитатник
Цитата сообщения Бахыт_Светлана "Мода пушкинской эпохи". Часть 2

Во дни веселий и желаний 
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний 
И для вручения письма.
<...>
Люблю я бешеную младость,
И тесноту, и блеск, и радость,
И дам обдуманный наряд...
А.С. Пушкин


  Ярким событием в жизни светского общества первой трети XIX века были балы. Открытие бального сезона ежегодно проходило в Зимнем дворце. Затем непрерывной чередой следовали балы в дворянских и офицерских клубах, великокняжеских и аристократических домах. Задолго до начала бала начиналась тщательная подготовка к нему: составлялись списки гостей, рассылались приглашения, продумывалось оформление парадных залов.
Дом, где давался бал, был ярко освещен. Вверх по лестнице стояли ливрейные лакеи. У входа в парадные залы приезжающих встречали хозяин и хозяйка дома. Этикет требовал строгого соблюдения бального церемониала. О начале бала объявлялось после приезда самых знатных из приглашенных гостей. Бал открывался полонезом. Если присутствовал император, он шел в первой паре с хозяйкой дома. Во второй - хозяин с самой почетной дамой. За полонезом следовал вальс, вошедший тогда в большую моду. Кульминацией бала считалась мазурка, которая нередко превращалась в целое действо, включающее элементы салонных игр. Заканчивался бал котильоном - танцем-игрой, особым видом кадрили с различными игровыми моментами. Естественно, в продолжение многочасового бала каждый танец мог исполняться несколько раз.Для представителей светского общества бал был одновременно и удовольствием, и общественной обязанностью. Для мужчин, желающих проявить себя на служебном поприще, он давал шанс существенно преуспеть в карьере. Еще более важную роль бал занимал в жизни женщины, общественная жизнь которой не простиралась дальше гостиной и бальной залы. Не удивительно, что готовя свой бальный наряд, женщины вкладывали в него все свои идеи, вкус, фантазии, продумывали мельчайшие детали. Диктат моды распространялся не только на цвет и покройплатья, но и на все атрибуты элегантного туалета: украшения, бальные книжки, цветы, перчатки. При этом бальный наряд светской дамы существенно отличался от наряда молодой девушки, приехавшей на свои первый бал. Согласно строгим правилам, принятым в свете, молодые барышни были одеты в белые или нежно-розовые платья, украшенные гирляндами цветов, ветками зелени или плюща. Из драгоценностей допускалась лишь нитка жемчуга. Мужчины являлись на бал в парадных мундирах или во фраках. Под фрак надевали жилет и тонкую фрачную рубашку. Головным убором при фраке был цилиндр. Одной из наиболее выразительных деталей мужского бального костюма был галстук, цвет и форма банта которого менялись каждый сезон в зависимости от моды.  Мода предъявляла свои требования не только к бальному туалету, но и к поведению человека на балу. В конце 1810-х — начале 1820-х годов, когда, по словам одного из пушкинских героев, "в моде" были "строгость правил и политическая экономия", декабристы отказывались от танцев, демонстрируя этим свое отношение к легкомысленным развлечениям. Среди петербургских «денди» признаком хорошего тона считалось "модное опоздание", поэтому они не появлялись в бальной зале раньше полуночи. Таким образом, пристрастия моды, связанные с социально-культурными и политическими особенностями времени, находили свое отражение во всей природе бала - от бальных туалетов до бытового поведения представителей светского общества. 



































































 

Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар.
И там гуляет на просторе,
Пока не дремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
А.С. Пушкин


  После утреннего туалета, чашки кофе или чаю, к двум-трем часам дня можно было отправиться на прогулку - пешком, верхом или в коляске. Как и положено настоящему "dandy", Онегин прогуливается по Невскому проспекту, бывшему в то время средоточием модной жизни Петербурга. Одет он также по последней моде: в конце 1810-х-начале 1820-х годов необычайную популярность приобрели черные атласные шляпы-цилиндры с широкими полями a la Боливар, получившие свое название по имени популярного южно-американского политического деятеля. 

  Для мужчин в первой половине дня приличными считались черный суконный сюртук или утренний фрак. Молодому человеку начала ХIХ века необходимо было иметь в своем гардеробе как минимум три фрака, каждый из которых предназначался для определенного времени и места. Отличались они цветом, тканью и, отчасти, фасоном. Так, для утреннего выхода по делам или на прогулку надевали фрак зеленого цвета (популярными были также синий и темно-лазурный). Воротник обычно обтягивали бархатом иного цвета, чем ткань фрака. Полы утреннего фрака в отличие от вечернего были несколько длиннее. Женщинам же во время прогулок этикетом позволялись цветные платья и шляпки разнообразных фасонов.

  Описывая своих современников, прогуливающихся по Невскому проспекту, Н. В. Гоголь обращал внимание на "длинные сюртуки мужчин" и "розовые, белые и бледно-голубые атласные рединготы и шляпки" женщин, на рукава их платьев, похожие на "воздухоплавательные шары": "Тысячи сортов шляпок,платьев, платков - пестрых, легких...Кажется, как будто целое море мотыльков поднялось вдруг со стеблей и волнуется блестящею тучею над черными жуками мужеского пола."

  В Москве гулянья, как правило, были приурочены к церковным праздникам и строго соотнесены с местом: Лазарева суббота накануне Вербного воскресенья - на Красной площади, Духов день - в Лефортовом саду. Особенно славились гулянья первого мая в Сокольниках. По словам одного из пушкинских современников, "не побывать первого мая в Сокольниках <...> - это значило лишить себя одного из величайших наслаждений в жизни".



























































Моду пушкинской эпохи можно разделить на три стилистических периода. Ампир, длившийся примерно до 1815 года, характерный приверженностью к классицизму, античной эстетики Древней Греции и Древнего Рима. Дамские платья из легких прозрачных светлых тканей (муслин, линобатист, тюль, вуаль, легкий шелк), без корсета, с завышенной талией имитировали античные статуи.  

Второй период 1815-1830 года — романтический историзм. На смену белому цвету, который остались только в бальных и подвенечный нарядах, в моду входит цветность и шотландка. Псевдоготические, «средневековые» мотивы, воротники-фрезы, рукава-буфы, «рыцарские» мотивы.

И период 1830-х годов — уютный домашний буржуазный стиль бидермейер: рукава «жиго», набивные «веселенькие» ситцы, «мушкетерские» воротники из батиста или шелка, вышитые в технике вышивки «белым по белому».

 

мода
 

 

Здесь мы видим образцы домашней одежды. Слева пудромантень — накидка, которую надевали на платье во время туалета, для защиты платья от пудры. Женский халат, нижняя юбка и канзу.

Домашней мужской одеждой был шлафор (нем), халат. Мода на мужской халат не менялась на протяжении всего 19-го века: воротник шалькой, длина по щиколотку, витой шнур, карманы. Халат мог быть стеганый, зимний, шелковый. Одевался всегда на сорочку. По правилам этикета мужчина мог в халате принимать гостей. Существовали даже ордена специально для халатов.          

Женщина могла ходить в халате в загородном доме и целый день, но только если она точно знала, что посторонние её не увидят.  

На фото мы видим дует или дульет — женское домашнее распашное платье с турецким или тюркским узором. Модести — «грудка», манишечка — по правилам моды платье не должно было соприкасаться с голым телом, под него зачастую надевали не сорочку, а именно модести.

В экспозициях выставки мы зачастую видим некоторые исторические неточности, так накидка-косынка на пудромантень не надевалась, но, видимо, это сделано для демонстрации различных предметов одежды и туалета. В частности на косынке демонстрируется английская вышивка «белым по белому». 

 

винтаж
 

 

Спенсер из сукна с отделкой синелью (Франция, конец 1820 - начало 1830-х) — короткая куртка-корсаж с завышенной талией, модный и значимый женский аксессуар с 1820-х годов. К 30-м годам 19-го века коротенький спенсер удлиняется до талии, в женскомкостюме появляется корсет.

 

 

 

Прогулочный редингот (Англия, 1823 год, шелк боше) и соломенная шляпка знаменитого фасона «Джейн Остин». 

 

 

 

Платье будушей мамы (Франция, конец 1810-х - 1820-е, шерсть).

 

 

 

Шаль была неотъемлемым атрибутом женского гардероба с конца 18-го века, когда вытканные вручную шерстяные восточные шали привезли солдаты Наполеона из Египетского похода. Императрица Жозефина влюбилась в шали, и они прекрасно дополняли тончайшие муслиновые платья эпохи ампир. В России было открыто производство Колокольцевские шалей. Такие шали были сшивные, двусторонние, с ювелирно пришитым к основному полотну вытканным восточным узором и стоили целое состояние. Встречались шали 4 х 4 метра. К их краю пришивали грузики — полые тончайшие золотые шарики для драпировки. Существовал знаменитый танец с шалью, который танцевали перед Императором лучшие выпускницы Института благородных девиц.

На фото выше барышня держит «свадебную корзину» с цветами.

 

 

 

Летнее платье (около 1815 года) с ручной вышивкой «белым по белому» на муслине.

 

 

 

 

 

 

Платье Фрация, начало 19 века, хлопчатобумажное полотно с жаккардовым рисунком. К сожалению, подобный тюдоровский воротник в это время не носили — это вольность составителей выставки.  

 

 

 

Еще фрагмент вышивки «белым по белому» на муслине, домашнее платье, Франция, начало 1810-е годы. 

 

 

 

На переднем фоне платье 1810-1820-е, Фракция, шелковый креп (поясок, к сожалению, к этому платью никакого отношения не имеет). Это повседневные платья, об этом говорит их длинные рукава. Подобный рукав буф, длинный рукав означает то, что платьене нарядное — ни на бал, ни в театр нельзя было прийти в платье с длинным рукавом.

 

 

 

 

 

 

Кисейная юбка, Англия, 1820-е, вышивка английским шитьем «белым по белому». Прогулочный спенсер, Англия, около 1827 года, ситец с цветочной набойкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Летнее дамское платье, Англия, хлопок с набивным рисунком, 1838-1842 года. Эпоха исторического романтизма. Воротник батист, вышивка тамбурным швом, 1830-е. Брошь, Италия 1830-е.

 

 

 

 

 

 

Слева — вечернее платье, Испания, 1820-е, шелк. Спенсер, Испания, 1820-е, атлас с отделкой металлизированнам кружевом.

 

 

 

Моду на тюрбаны в Россию привезла Жермена де Сталь. Тюрбаны зачастую надевали на каркасы. Колосья на тюрбане так же дань моде тех времен — колосья, скромные полевые цветы, украшающие головные уборы и прически дам символизировали их приверженность идеям Руссо, воспевающим путь «назад к природе». 

 

 

 

Вечернее платье, Россия (скорее всего), начало 1820-х. Пряжка на поясе, 1820-е, сам пояс, к сожалению, не сохранился, лента условна.

 

 

 

Бальное платье, Франция, 1830-е, воротник тюль, отделка шелковыми бейками. 

В 1826 году в Москве было 28 модных магазина, пять магазинов галантерейных и духов товаров, два магазина «Перьев и цветов неживых». Искусственные цветы были необычайно в моде, их привозили готовыми из Франции и Англии.

Традиция изготовления шелковых цветов появилась в средневековой западной Европе в монастырях, и это было необыкновенное искусство. От того, как барышня декорировала цветами свое платье, какой гирляндой его украшала, зависели даже её шансы на удачное замужество. Так Лермонтов написал однажды в одном из писем, как «NN появилась на балу в платье с гирляндой, похожей на связку засушенных грибов, Эдак она и замуж-то никогда не выйдет!».

 

 

 

Здесь представлено повседневное платье стиля Ампир (платье с длинным рукавом в театр надевать было не принято) в декорациях театрального вечера. Черный пояс тоже вольность организаторов выставки. 

 

 

 

Палантин брюссельского игольного кружева.

 

 

 

Бальное платье, Франция, 1830-е. Ну и много-много платочков, накидок брюссельского кружева.

 

 

 

Очень ценное бальное платье «Наташи Ростовой», 1810-е, шелк, отделка аппликациями в виде оленьих рогов из шелкового муслина. Кашемировая шаль, Франция, 1800-1810-е. По подолу платья можно увидеть подбитый ватой валик — такие валики делались на невесомых платьях стиля Ампир как некие грузы для их «утяжеления» и придания им формы. 

 

 

 

Бальное платье с треном, 1800 год, фасонный полосатый шелк.

 

 

 

Бальное платье, декорированное бранденбургами, Франция, конец 1810-х, шелк. На голове фантазии устроителей выставки с кружевом валансьен. Летняя шаль, 1800-е, шерстяной шифон, вышивка гладью и битью. Оттоманская работа для европейского рынка.

 

 

 

Летнее дамское платье, Англия, конец 1830-х, хлопок с набивным рисунком.

 

 

 

На заднем плане шляпка-кибитка. 

 

 

 

Домино, Франция, 1830-е, вощёный сатин, отделанный серебряным галуном.

 

 

 

Дамское платье с рукавами «жиго», около 1838 года, шерсть бал орал (клетка). Вуаль кружева Шантильи.

 

 

 

Платья эпохи исторического романтизма.

 

 

 

Прогулочная ротонда, Франция, 1830-е, шелк, бахрома из синели.

 

 

 

Зимний прогулочный редингот, 1838 год. Эшарп, конец 1830-х, шелковый атлас с клетчатой бархатной лентой и вышивкой швом корнели.

 

 

 

 

 

 

Платье с рукавами «жиго», Франция, вторая половина 1830-х, шелк. Аутентичный пояс 1830-е.

 

 

 

Платье, вторая половина 1820-х, муар антик в полоску. Колокольцевская шаль 4х4 метра.

 

 

 

 

 

 

Платье, США, около 1837 год, хлопчатобумажное полотно, накидка с кружевом Лимерик.

 

 

 

 

 

 

Бальное платье, Франция, около 1820 года, креп-жоржет, атлас.

 

 

 

 

 

 

Вечернее платье, Англия, 1820-е, полосатый шелк. Шляпка из итальянской соломки. Накидка с вышивкой и кружевом валансьен.

 

 

 

Здесь очень точно показано, что шляпка никогда не одевалась непосредственно на голову (так же как и платье не должно соприкасаться непосредственно с телом). Между шляпкой и волосами обязательно должны быть ткань, кружево, ленты, оборки, искусственные цветы. 

 

 

 

 

 

 

 Летнее прогулочные платье, 1830-е. Прекрасное брюссельское кружево.

В следующей публикации мы продолжим наше путешествие по выставке и рассмотрим другие её экспонаты: вышивки, предметы туалета, интерьера, мужской костюм и так далее. 

"Мода пушкинской эпохи". Часть 1

Мода пушкинской эпохи. Продолжение I

"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2
"Мода пушкинской эпохи". Часть 2

http://bellezza-storia.livejournal.com/357142.html

http://www.livemaster.ru/topic/1375963-moda-pushkinskoj-epohi

http://mediaspy.ru/post.php?id=2520112

Рубрики:  мода
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку