-Цитатник

Я ненавижу... - (0)

Я ненавижу ваших мертвых. Всех сразу... Даже молодых. Я ненавижу ваши слезы. И ваших матерей ...

Реплика о начале Третьей Мировой. - (0)

Передаёт «The New York Times»: Президент Байден поручил своей команде обеспечить У...

Не проси у Бога денег - злато счастья не дает… - (0)

Не проси у Бога денег - Злато счастья не даёт. Не проси успеха в деле - Есть талант – успех при...

Твои глаза – как пепел, серые... - (0)

Твои глаза – как пепел, серые, Как в росных капельках рассвет. То сгустки утренней энергии, Как...

Женщины и розы! | Геннадий Анненков 68. - (0)

В бутоне розы, часто - тайна скрыта; - Мы смотрим на него, но прелести в нём нет! Но вот, бутон со...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в дедушка-разбойник

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт всем, кроме хозяина дневника.

 -Метки

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Empire" Онлайн-игра "Empire"Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
  • Перейти к приложению Онлайн-игра "Большая ферма" Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст

 -Рубрики

 -неизвестно

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.09.2013
Записей: 70792
Комментариев: 17811
Написано: 108599


Все работы Монферрана в Санкт-Петербурге.

Пятница, 19 Апреля 2024 г. 07:14 + в цитатник

👇saint-isaac-cathedral-spb.jpeg
Исаакиевский собор, открыт в 1858 году

По какому-то странному стечению обстоятельств получилось так, что о таком великом человеке, как Монферран практически мало что известно наверняка. А ведь он был архитектором двух величайших памятников, ставших впоследствии лицом Санкт-Петербурга — это Александровская колонна на Дворцовой площади и великий и могучий Исаакиевский собор. Именно эти два сооружения вызывают больше всего споров и теорий на форумах альтернативной истории, в частности по причине загадочности личности самого архитектора. Второй же причиной такой популярности у альтернативщиков служит огромный вес Александровской колонны и колонн Исаакиевского собора.

Александровская колонна является самой высокой монолитной гранитной колонной в мире, высота только одной колонны, без постамента составляет 25,6 м, вес около 600 тонн. Она стоит только под собственным весом и ни каким образом не прикреплена к постаменту, что само по себе показывает величайшее мастерство архитектора и исполнителей проекта. Исаакиевский собор до 2000 года был самым высоким православным собором в мире.


А возможно ли в наше время поднять 600 тонн?

Многие аналитики всерьез сомневаются в возможности вырубки из скалы, обработки и последующей транспортировки таких огромных масс гранита без технических средств. У них есть на это все основания. Даже в наше время, при современном уровне развитии техники подъем и обработка, например, Александровской колонны однозначно вызвала бы серьезные затруднения и потребовала бы привлечения сил проектного института, возможно даже не одного.

А 30 августа 1832 года подъем колонны занял всего 1 час 45 минут и был выполнен при стечении любопытной публики. А если бы что-то пошло не так, и колонна в какой-то момент подъема упала? Ну например, канат перетерся? Скольких бы людей могло убить? Неужели Монферран был так уверен в своих подъемных приспособлениях?


Немного из ранней биографии Монферрана

Как я заметила в самом начале статьи из биографии Монферрана до последнего времени было известно, мало и очень мало. По какому-то странному стечению обстоятельств его судьбой никто не интересовался. Это могло случиться по одной из двух причин: либо у Монферрана были серьезные враги при дворе, которое и устроили такое замалчивание, либо действительно не он был главным архитектором вышеназванных сооружений.

Начнем с того, что по последним данным Монферран не был дворянином и «Монферран» это даже не его настоящая фамилия. Настоящее имя и фамилия данные ему при рождении Анри Луи Огюст Рикар. Будущий архитектор Исаакиевского собора родился в 23 января 1786 года в пригороде Парижа. Его мать и отец так же никогда не были дворянами, кроме того его родной отец Бенуа Рикар рано умер и мальчик воспитывался отчимом Антуаном де Коммарьё. Отчим был художником и гравером и мог передать свои навыки пасынку, но никаких документальных подтверждений тому нет.

Огюст Рикар в возрасте 20 лет поступил в Париже в архитектурную школу, но его учебу прерывали наполеоновские войны. Его призывали на военную службу дважды. Как минимум год с 1806 по 1807 Огюст Рикар принимал участие в сражениях, был ранен и уволен из армии и далее продолжил обучение в архитектурной школе. Потом последовал еще один эпизод военной службы уже в 1813 -1814 годах уже на закате Наполеоновской эпохи.

И когда в 1814 году войска русского императора Александра I вошли в Париж, Огюст Рикар, как и многие другие французские архитекторы подарили Александру I альбомы со своими проектами, надеясь в далекой и богатой России сделать головокружительную карьеру. Это сейчас многие стремятся уехать из России на запад и сделать карьеру там, в XIX веке тренд был другим — специалисты ехали в Россию из Европы в надежде обогатиться. Этот подарочный альбом с проектами хранится в Эрмитаже до сих пор и на видео, расположенным ниже вы можете посмотреть, как хранительница Эрмитажа листает этот альбом и показывает и другие рисунки Монферрана.




При переезде в Россию Луи Огюст Рикар назвался «де Монферран» про себя имея в виду «из Монферрана», но большинство российских граждан почитали приставку «де» к фамилии признаком дворянства. Родной отец Луи Огюста Рикара происходил из маленького французского городка Монферран (сейчас это регион Овернь — Рона — Альпы). На настоящий момент родного города Огюста Рикара нет на карте Франции, дело в том что он объединен с соседним городом и получил название Клермон-Ферран.

В Петербургских архивах хранятся документы с разными подписями, на ранних Огюст подписывался своей настоящей фамилией Рикар, а на более поздних уже де Монферран. На многих документах есть следы подчистки подписи, возможно он хотел исправить свою подпись везде на де Монферран.

Вообще же Огюст Рикар на протяжении своей карьеры демонстрировал некоторую гибкость моральных принципов, возможно без этой гибкости ему бы не удалось стать ведущим архитектором Российской империи. Например, он не приписывал себе дворянства, но если окружающие принимали его за дворянина, то он не стремился их разубедить.

То что нам рассказал экскурсовод идет в некотором рассогласовании с тем что написано в Википедии. В Википедии утверждается, что Огюст Рикар прибыл в Санкт-Петербург по приглашению Александра I после демонстрации альбома с проектами, а экскурсовод говорил, что он приехал позже по собственной инициативе.

Больше всего отличаются версии начала карьеры в Санкт-Петербурге, что в общем то не удивительно. Кто интересовался судьбой безвестного рисовальщика из Франции? Естественно, что об этом периоде жизни сохранилось меньше всего сведений.


Начало карьеры в Санкт-Петербурге

Но  в 1814 году в Париже Огюст Рикар (де Монферран) не был замечен императором. Он прибыл в Санкт-Петербург лишь в 1816 году заручившись рекомендательными письмами, одно из которых было от Павла Николаевича Демидова — владельца заводов, домов, пароходов. С семейством Демидовых Монферран был связан через своего отчима, тот состоял на службе коллекционера Демидова в качестве агента.

По началу дела шли не важно, Огюст Рикар (де Монферран) снял жалкую квартирку в неустановленном месте Петербурга, денег не хватало, долги росли. Он претендовал на должность рисовальщика или чертежника.

В конце концов ему удалось поступить на службу в «Комитет городских строений и гидравлических работ», вся его дальнейшая деятельность была связана с именем Августина Августиновича Бетанкура (1758- 1824) под начальством которого он работал.

Любопытно что Монферрана в России так же называли Август Августовичем. Получается некое дублирование личности, два человека тесно связанные друг с другом по работе носили в России почти одинаковые имена? Причем Монферрану присвоили это русское имя произвольно, поскольку имя данное ему при рождении, ни капли не похоже на русское имя-прозвище Август (или даже Августин) Августович или Анатольевич. Хотя возможно русское имя-прозвище приклеилось к Монферрану уже после смерти Бетанкура?


Исаакиевский собор

Почти сразу по приезду  Монферрану повезло, его рисунки, представленные на  конкурс по перестройке Исаакиевского собора в 1816 году, понравились императору. Он представил 24 различных рисунка-проекта церквей в разных стилях, оформленных в красивом альбоме и выполнил пожелание императора о включении стен старого, третьего по счету собора, в новое здание. Вот с этим включением стен старого собора были трудности и поэтому многие гораздо более опытные конкуренты Монферрана погорели как раз на этом моменте.

К сожалению альбом с 24 рисунками не сохранился целиком, до нас дошел всего один рисунок. На мой скромный взгляд на ниже следующем рисунке изображено адское архитектурное излишество. Купол собора непомерно велик. А предоставление альбома с 24 рисунками в разных стилях от готического до китайского выглядят, как «любой каприз за ваши деньги». И тем не менее подобный подход позволил Огюсту Рикару получить должность придворного архитектора.


👇isaak-cathedral-1818.jpeg
Проект Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, архитектор Монферран, 1816 год

С 1816 по 1818 год Монферран работал над проектом будущего Исаакиевского собора. Первоначальный проект, утвержденный в 20 февраля 1818 года выглядел примерно так, как показано на акварели Садовникова. Как объясняют официальные историки, в те времена было принято рисовать еще не построенные здания в пейзажах города, руководствуясь только проектом.

👇issak-cathedral-sadovnikov-1820.jpeg
Проект Исаакиевского собора, утвержденный императором в 1818 году, архитектор Монферран

Прямо в 1818 году, глядя на этот проект, многие архитекторы Санкт-Петербурга высказались о том, что новый массивный купол собора технически невозможно поставить на старые пилоны ринальдиевского собора. Монферрана обвинили в шарлатанстве, отсутствии профессионализма. И в 1820 году он был отстранен от строительства, и даже был объявлен новый конкурс на разработку проекта собора.

И только в 1825 году Монферрану удалось вновь приступить к строительству, но уже по сильно переработанному проекту. Ему опять повезло, он победил в новом конкурсе. Во избежание подобных эксцессов в будущем была сформирована специальная комиссия для надзора за строительством. По всей видимости Монферрану все таки не хватало реального опыта строительства, а вот рисовать он умел и быстрее всего обладал даром самопрезентации, раз ему целых два раза удавалось выигрывать конкурс на постройку главного собора Российской империи.

Самые сложные работы по установке массивных колонн портиков, каждая их которых была длиной 17 метров и весила 114 тонн, были завершены к осени 1830 года. Механизм подъема колонн был разработан А. Бетанкуром. Далее приступили к выкладке стен. Установка верхних колонн на барабане была завершена в марте 1837 года.

Строительство Исаакиевского собора стало делом жизни Монферрана, оно продолжалось 40 лет. Согласитесь, что для безвестного рисовальщика не имеющего в своем портфолио ни одного завершенного проекта, стать архитектором самого главного собора Российской империи это не бывалый взлет карьеры. Буквально из пешек в дамки.

Естественно, что параллельно со строительством собора продвигались и другие проекты.


Дом  Лобанова-Ростовского

Первым большим законченным проектом Монферрана в Санкт-Петербурге стало строительство дома  Лобанова-Ростовского (1817—1820). Это внушительное строение расположено по одну из сторон Исаакиевской площади. Получается что при руководстве строительством дома Лобанова-Ростовкого Монферран имел возможность познакомится с петербургскими болотистыми грунтами.

👇dom-lobanova-rostockogo-spb.jpeg
Дом Лобанова-Ростовского (строительство 1817—1820)

Дом был построен всего за три года и вошел в петербургский фольклор. Именно со львов, украшающих подъезд дома Лобанова-Ростовского были срисованы иллюстрации к пушкинскому «Медному всаднику». А современные экскурсоводы имеют возможность так же рассказывать про львов следующую легенду.

👇lobanov-rostovskiy-house-spb-lions-scaled.jpeg
Львы у подъезда дома Лобанова Ростовского

Как вы видите один лев сейчас держит лапу на шаре, а другой как бы уже роняет лапу. Говорят что дрессированные львы охраняли сон иранского шаха, а поскольку кошачьи любят поспать, льву надлежало держать лапу на шаре, если животное начинало дремать и лапа с шара падала, дрессировщик его тяжко наказывал. Так что львов с шарами оказывается изображают не просто так, а с глубоким смыслом. Впрочем это все из области легенд и мифов.

Сейчас в доме со львами находится Отель Four Seasons Lion Palace.


Александровская колонна

В 1829 году Монферран победил в конкурсе на строительство Александровской колонны (1829 -1832), не с первого раза, но победил. В источниках сообщается, что Монферран представил императору рисунки в красиво оформленном альбоме. Очевидно, что Август Августович умел себя подать. Речь идет о рисунках, а не о чертежах и сметах. Я плохо понимаю разграничение обязанностей архитекторов и инженеров в наше время, а уж про XIX век и говорить не приходится. Положено ли было архитектору к рисункам разработать чертежи и техническую документацию или это было сделано другими людьми?

Бывший воин наполеоновской армии Огюст Монферран возвел монумент, посвященный победе в войне 1812 года, вот такие повороты судьбы. В связи с ангелом венчающим вершину колоны рассказывают еще одну легенду, якобы лицом он похож на победителя Наполеона Александра I, но если присмотреться, то фигура ангела больше напоминает женщину, чем мужчину.


👇1024px-angel_on_alexander_column.jpeg
Ангел на вершине Александровской колонны, фото с Википедии

А вам как кажется? Ангелы конечно существа бесполые, но бедро под тонкой тканью уж очень женственно выглядит.

Кстати крест, который держит ангел латинский, а не православный. Это будет важно в дальнейшем.


В России среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж» (от польск. krzyz — крест, и ассоциировано с крыжить — обрезать, обрубать).

Несколько залов в Эрмитаже

По проектам Монферрана было выполнено оформление нескольких залов в Эрмитаже и одного из залов в Адмиралтействе.

Все кто посещал Эрмитаж наверное видели зал Ротонды. Однако, оригинальное убранство зала погибло в пожаре 17-19 декабря 1837 года. То убранство зала Ротонды, которое мы видим сейчас было восстановлено под руководством архитектора Стасова.

Малахит, кстати, для строительства Исаакиевского собора и для украшения Эрмитажа поставлял Демидов.


Дома в которых жил или бывал Моферран

С момента начала строительства Исаакиевского собора в 1818 году Монферран переехал на служебную квартиру по адресу Малая Морская дом 20, это совсем рядом с Исаакиевской площадью. До наших дней этот дом не сохранился. А после получения премии по завершении строительства Александровской колонны, Монферран приобрел дом по адресу Большая Морская  45. Сейчас в нем располагается дом композиторов.

👇bolyshya-morskaya-45-monferran-house.jpeg
Бывший дом Монферрана по Большой Морской №45

Любопытно, что очень быстро Монферран продает свой дом П.Н. Демидову, владельцу соседнего особняка. Монферрана и Демидова связывали давние узы. Известно, что Монферран на свадьбе П.Н. Демидова и фрейлины Авроры Шернваль был свидетелем.

👇demidov-house-bolyshay-morskya-43-spb.jpeg
Дом Демидова по Большой Морской №43

Оба дома по Большой Морской 45 (недолгое время принадлежащий Монферррану) и соседний по  Большой Морской 43, принадлежащий Демидову, Монферран перестраивал по своим рисункам, но в интерьерах до нашего времени от проектов Монферрана ничего не сохранилось.

Дом Монферрана на Мойке 86

Остаток жизни, а именно с 1834 до 1858 года Монферран проживал по адресу набережная реки Мойки, 86. Это чуть дальше от Исаакиевской площади, но только чуть, меньше одной автобусной остановки. Монферран с супругой, бывшей французской актрисой, проживал только на одной половине дома. За годы строительства собора Монферран собрал у себя дома большую коллекцию произведений искусства, по этому факту даже производились проверки, после которых архитектор был признан невиновным. После его смерти эта коллекция таинственным образом исчезла.

Сейчас в здании расположено Главное следственное управление Следственного комитета РФ по г. Санкт-Петербургу.


👇monferran-house-moika-86.jpeg
Набережная реки Мойки, 86, половина дома Монферрана ближе к соседнему серому дому

Памятник Николаю I

Последней известной работой стало проектирование постамента памятника Николаю I, установленного перед Мариинским дворцом, саму статую изготовил известный всем П.К. Клодт. Открытие памятника состоялось уже после смерти Монферрана. Конная статуя Николая I стала первой подобной статуей в Европе стоящей всего на двух точках опоры.

👇cf882f8b-f7b7-11ec-a617-e1880d24521e_original.jpeg
Памятник Николаю I

А где же похоронен
великий архитектор Санкт-Петербурга?

Монферран хотел быть похороненным в подвале Исаакиевского собора, но Александр II отказал ему в этом желании на основании того, что архитектор был католиком. И это после того как было одобрена фигура ангела с латинским крестом на вершине Александровской колонны? На всех дверях Исаакиевского собора изображены греческие равносторонние кресты. А внутри собор украшен витражом, типичным для католических соборов и почти не встречающимся в православных. Последовательность редкая добродетель явно не присуща была Александру II, или у него были другие причины для отказа?

После смерти Монферрана вдова увезла тело во Францию и теперь считается, что великий архитектор Петербурга похоронен в Париже на Кладбище Монмартр рядом со своими родителями. На могиле не было даже надписи посвященной Огюсту Монферрану до 25 октября 2018 года и доподлинно факт захоронения не установлен. Детей у него не было.

Темный вопрос с захоронением льет воду на мельницы альтернативщиков и дает им повод предполагать, что Монферран был рисовальщиком, а не архитектором. Тогда вполне логично, что Александр II отказал ему в захоронении в Исаакиевском соборе.


Рисунки Монферрана

Действительно Огюст Монферран, человек со множеством имен, прославился своими рисунками известными по сей день. По результатам строительства Исаакиевского собора и Александровской колонны он издал по альбому на французском языке в Париже. Любопытно, что за 40 лет жизни в России он так и не выучил русский язык, по воспоминаниям рабочих, архитектор еле еле с большим акцентом пытался называть их по имени. В середине XIX века вся русская знать продолжала говорить на французском даже после войны 1812 года.

В этих рисунках и описаниях под ними содержится огромное количество противоречий. Поэтому в истории строительства Александровской колонны и Исаакиевского собора больше вопросов, чем ответов. Если бы техническая документация сохранилась, то вопросов бы никаких не было. Между рисунками и технической документацией существует огромная разница.

Рисовальщик вполне может себе позволить изобразить примерный вид объектов, а вот чертежник обязан изобразить ровно так, как следует построить, если в лестнице 10 ступенек, значит чертим 10, не более и не менее, указываем из какого материала будем строить лестницу, изготавливаем чертежи всех деталей с указанием всех размеров, а так же допусков и припусков и после разработки всех деталей выпускаем сборочный чертеж. Монферран на своих рисунках изобразил процесс транспортировки и подъема колонн. Но ни один документ или рисунок не описывает процесс придания гранитным глыбам идеальной формы.

30 апреля 2020 года на канале АНТРОПОГЕНЕЗ РУ вышел прелюбопытнейший фильм «Загадки Исаакиевского собора: взгляд архитектора. Максим Атаянц. Ученые против мифов 12-6». Естественно, архитектор настаивает на официальной версии строительства, но в процессе он показывает много чертежей, рисунков, фотографий из архивов, ранее не присутствующих в интернете, так что любопытствующим советую с фильмом ознакомиться.




Описанные события произошли всего около 150-200 лет назад и содержат столько загадок. Самой главной версией альтернативщиков является то, что строительство  Александровской колонны и Исаакиевского собора было произведено существовавшими ранее высокотехнологичными цивилизациями, а при Монферране этим строениям просто придали новый смысл. В ходу так же идея о том, что античный город был затоплен, а во времена Петра I показался из воды и его не строили с нуля, а просто обновляли и реконструировали.

Источник

Рубрики:  Архитектура


Процитировано 1 раз
Понравилось: 9 пользователям