-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в индуинка

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

вязание .бисероплетение .кулинария.здоровье.сад-ог

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.03.2013
Записей: 26656
Комментариев: 563
Написано: 27236


Без заголовка

Четверг, 01 Февраля 2024 г. 01:01 + в цитатник
Цитата сообщения vikusyagold Словарь швейных терминов К-О

К

КАЙМА — цветная полоса, обрамляющая края ткани или какого-либо предмета, например, шали, низа платья и пр. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КАЛЬСОНЫ — швейная или трикотажная поясная мужская и для мальчиков одежда, покрывающая нижнюю часть туловища и ноги до ступней, надеваемая непосредственно на тело. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

КАНТ — узкая цветная полоска, оторочка по краю или шву одежды. Выкраивается по косой нити ткани, пришивается к изделию так, чтобы выступающая ширина канта не превышала 2-3 мм. Иногда в него продергивают шнурок. Используется для отделки блузок, платьев, форменной одежды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

КАНТИК — узкий кант. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КАНТРИ-ЛУК, КАНТРИ-СТИЛЬ — название современной модной одежды «деревенского стиля». Чаще всего это одежда для отдыха, для дома. Создается на основе элементов народного костюма европейских стран. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КАПОР — швейный головной убор женский и для девочек спереди с полями или без полей с завязками под подбородком. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

КАПЮШОН — откидной головной убор, прикрепляемый (на пуговицах, кнопках, молнии, пришитый и пр.) к вороту верхней одежды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

КАРАБИН — запирающий механизм пружинного типа, предназначенный для соединения и разъёма без разрушения кожгалантерейных и швейных изделий. Застежка особой конструкции на комбинезонах, рюкзаках и т.п. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

КАРДИГАН — прямой удлиненный жакет без воротника и лацканов, традиционная принадлежность английской мужской одежды для досуга. Назван по имени лорда Кардигана, который ввел в моду этот вид одежды в начале XIX в. Позже К. стали называть вязаный спортивный джемпер. Сегодня такую одежду носят и мужчины и женщины. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КАРМАН — деталь или узел швейного изделия для хранения мелких предметов и декоративного оформления изделия. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

КАРТА РАСКРОЯ — технологический документ, содержащий задание для настилания партии материала и фактические данные раскроя. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

КАРТА РАСЧЕТА МАТЕРИАЛА — технологический документ, содержащий задание на раскрой куска материала. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

КЕПИ (КЕПКА) — швейный головной убор мягкой формы с козырьком. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

КИЛТ — традиционная мужская юбка, обычно клетчатой расцветки — цвет и рисунок определяли клановую принадлежность — у кельтских народов Великобритании и Ирландии. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

КИМОНО — традиционная мужская и женская одежда японцев. Это прямокройный халат с расписными и вышитыми узорами, запахивающийся направо и удерживаемый поясом. Очень широкие рукава внизу мешкообразно провисают. Женские кимоно отличаются чрезмерно широким поясом и длинными рукавами, внутренний край которых, как и подмышечная пройма, остаются незашитыми. Кимоно разделяются на ночные, домашние, повседневные, выходные и церемониальные. В европейскую моду Ккимоно ввел французский модельер Поль Пуаре в середине XX в. В современной европейской одежде нередко так называют цельнокроеный рукав, покрой которого заимствован в начале XX в. из японского кимоно. Рукав кимоно (иногда его называют «японка») может иметь разную глубину проймы, иногда она опускается очень низко, доходит до талии, тогда рукав называют «летучая мышь». (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КИСТИ — бахрома, собранная и закрепленная в пучки. Используется как отделка в одежде, головных уборах, обуви и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КИСТЬ — пучок нитей, шнурков и т. п., скрепленных в одно целое. Используется для украшения чего-либо, например, детских шапочек, завязок и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КЛАПАН — деталь кармана для обработки линии разреза или являющаяся элементом декоративного оформления изделия. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

КЛАССИЧЕСКИЙ КОСТЮМ — название мужского или женского костюма строгой формы, соответствующего образу жизни делового человека. Такой костюм иногда называют английский. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КЛАССИЧЕСКИЙ СТИЛЬ — современный стиль одежды, характеризующийся целостностью форм, соответствием объемов пропорциям фигуры, четкостью линии, соразмерностью деталей, сдержанностью цветовой гаммы. Одежда классического стиля стала приемлемой для мужчин и женщин любого возраста и телосложения. Этот полуприлегающий силуэт одежды современен при любых направлениях моды. Иногда этот стиль называют английским стилем. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КЛЁШ — женские брюки, увеличивающиеся в объеме книзу, подобно колоколу от бедра или от колена. Вошли в моду в 30-х годах XX в. и напоминали пижамные брюки, затем в 70-х гг. стали расширяться от колена, и вновь появились в 90-е гг. Так же стали называть юбки, плавно расширяющиеся от бедер. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

КЛЕЕВАЯ КРОМКА — узкая полоска шириной от 6 до 14 мм, которую получают при разрезании кромочной ткани на рулоно-резальной машине. Используется для прокладывания в борта, по низу, пройме, шлице и в других местах и деталях одежды для предохранения их от растяжения. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КЛИПСА — деталь замка-клипсы, предназначенная для ограничения перемещения накладки замка в вертикальной плоскости. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

КНОПКА — застежка пружинного действия. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

КОВБОЙСКАЯ ШЛЯПА — первоначально широкополая шляпа американских пастухов коров. Различные варианты этой шляпы время от времени появляются в мужской и женской современной моде. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОЗЫРЁК — деталь или узел головного убора для оформления передней части изделия. Козырёк может состоять из верхнего и нижнего козырька. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

КОКЕТКА — деталь верхней части переда, спинки, рукава, а также юбки и брюк. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

КОЛЛЕКЦИЯ — серия моделей одежды различного назначения, построенная на основе единого образного решения, стиля, конструкции и структуры материалов. Коллекция может охватить весь ассортимент одежды или изделия только одного сезона. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОЛПАК — головной убор остроконечной, овальной и другой формы различного назначения (например, ночной колпак, поварской колпак, шутовской колпак). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОМБИДРЕСС — то же, что и боди-шорт, новый вид женской трикотажной одежды, в которой кофточка (майка или свитер) соединена с маленькими трусиками. Ластовица спереди застегивается на пуговицы, кнопки или крючки. Изделие цельнокроеное, т. е. без шва по линии талии. Делают из эластика или лайкры. В зависимости от оформления и материала может использоваться как белье или как верхняя одежда в комплекте с юбкой, брюками и жакетом. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОМБИНАЦИЯ — швейное изделие женская или для девочек одежда, покрывающая туловище и ноги частично или полностью, надеваемая на корсетные изделия или непосредственно на тело. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

КОМБИНЕЗОН — швейная или трикотажная одежда, состоящая из лифа с рукавами и брюк, шорт, рейтуз, объединенных в одно целое. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

КОМПЛЕКТ БРЮЧНЫЙ — комплект швейной или трикотажной одежды женской и для девочек, состоящий из различных видов плечевой одежды и брюк. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

КОМПЛЕКТ ОДЕЖДЫ — одежда, состоящая из двух или более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

КОМПЛЕКТ ПЛЯЖНЫЙ — комплект швейной или трикотажной одежды, составной частью которого является купальник, или купальный костюм, или плавки. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

КОНВЕРТ ДЛЯ НОВОРОЖДЁННОГО — швейное или трикотажное изделия в виде конверта для сна и прогулок ребенка. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

КОНСТРУИРОВАНИЕ — важнейшая часть проектирования одежды, швейных изделий. Состоит из двух последовательных этапов. Первый этап — творческий поиск — включает в себя выбор метода конструирования и разработку чертежей изделия в объеме эскизного проекта, т. е. выбор методики измерений фигуры и конструирования, выбор формул для расчета конструкции, обработку сложных форм и покроев и т. д. Этап является ответственным и требует от исполнителя высокой квалификации. Второй этап — расчет формул, построение чертежа, изготовление лекал, составление разного рода рабочей документации. На этом этапе не требуется высокая квалификация исполнителя, работа сводится к выполнению в определенной последовательности простых математических и логических операций, которые могут быть автоматизированы средствами вычислительной техники. Конструирование одежды — прикладная наука, занимающаяся вопросами рационального проектирования конструкции одежды. При этом используются достижения и многолетний опыт практики конструирования одежды, а также достижения смежных дисциплин: прикладной антропологии, материаловедения, технологии и гигиены одежды, организации и экономики швейного производства. В последние годы все в большей степени привлекаются современные математические методы и ЭВМ для научного обоснования способов проектирования одежды. Наиболее перспективным для швейной промышленности является создание систем автоматизированного проектирования (САПР) одежды с применением современных технических средств (ЭВМ, дисплеев, графопостроителей), позволяющих из большого числа возможных вариантов решений выбрать оптимальный. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОНСТРУКТИВНЫЕ ЛИНИИ — контурные линии деталей (главным образом швы), разделяющие поверхность одежды на отдельные части (детали), создающие ее объемную форму и характеризующие ее внешний вид. Изменение конфигурации конструктивных линий влечет за собой изменение формы одежды. Необходимость членения изделий на детали продиктована анатомическим строением человека. Многолетней практикой выработано разделение поверхности одежды на части. Типовой, наиболее часто встречающейся формой членения поверхности плечевой одежды, является форма, состоящая из нескольких основных деталей — спинки, полочек, рукавов, воротника; поясной (юбок, брюк и и.д.) — форма, состоящая из передней и задней частей или половинок. Спинка изделия имеет следующие конструктивные линии: средняя линия, линия среза горловины, линия плечевого среза, линия среза проймы, линия бокового среза, линия низа, линия бортового среза, линия нагрудной вытачки. Рукав имеет линию среза оката рукава, нижнего среза, линию низа рукава. Воротник имеет следующие линии: средняя линия, линия отлета, линия среза концов, линия среза стойки, линия перегиба. Конструктивные линии передней и задней частей юбки имеют одинаковые названия: линии середины детали, линии верхних срезов, линии боковых срезов, линии нижних срезов. Конструктивные линии брюк имеют следующие названия: линии боковых срезов соответственно передней и задней половинок (частей), линии верхних срезов, линия переднего среза, линия среднего среза (или среза сидения), линии шаговых срезов, линии нижних срезов. Число и конфигурация деталей непостоянны. Они могут изменяться под влиянием моды, покроя одежды, структуры и вида поверхности формы, особенностей телосложения, свойств материала и других факторов. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОНСТРУКЦИЯ — строение, устройство, взаимное расположение частей какого-либо предмета. Характеристику конструкции одежды можно дать по нескольким позициям: внешней форме (силуэту и покрою); конструктивному построению составных частей (деталей); виду соединительных швов; виду материалов. В зависимости от способа изготовления различают конструкции кроеной и некроеной одежды. Конструкция кроеной одежды представляют собой структуру, состоящую из деталей определенной конфигурации и размера, соединение которых в заданном порядке обеспечивает получение необходимой формы. Конструкция некроеной одежды получают вязанием из нитей, путем формования плоского материала в одежду определенной формы, из расплава. Современную одежду изготавливают преимущественно из плоских материалов (тканых, нетканых) и трикотажных полотен. В связи с этим наибольшее распространение имеют К. кроеной одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОНТРАСТ — резко выраженная противоположность; контраст зрительный —зрительная оценка относительной яркости (освещенности) предмета или его цвета по сравнению с окружающим фоном. В отношении одежды, тканей и т. д., контраст — это художественный прием, который заключается в резко выраженном противопоставлении свойств одной композиции. Например, при выработке тканей по контрасту сопоставляются вертикальные и горизонтальные линии, большие и малые формы мотивов, светлые и темные участки и т. д. Контраст придает линейной композиции динамичность, усиливает ее образную выразительность, декоративность. При цветовом оформлении тканей контраст цвета позволяют получить наиболее яркие и эмоциональные сочетания. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОНТУР — линия, очерчивающая форму модели, костюма или фигуры. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОПИРОВАНИЕ РАСКЛАДКИ ЛЕКАЛ — воспроизведение раскладок лекал в натуральную величину или в уменьшенном масштабе. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

КОПИРОВАЛЬНЫЕ СТРОЧКИ (СИЛКИ) — строчки, образованные прямыми незатянутыми стежками. Используются для перенесения линий разметки с одной детали на другую. После выполнения копировальных строчек детали, сложенные лицевыми сторонами внутрь, разделяют, натягивая незатянутые стежки, и разрезают между ними нитки. Оставшиеся в материале концы ниток образуют (копируют) линии на лицевой стороне деталей. Копировальные строчки применяют в основном при изготовлении одежды по индивидуальным заказам. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОРПУС МЕХАНИЗМА ЗАМКА — корпус, предназначенный для размещения в нём механизма замка. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

КОРСАЖ — Часть женского платья, охватывающая грудь, спину и бока. Самостоятельная часть одежды в виде лифа со шнуровкой спереди. Жесткий пояс юбки, а также вид широкой тесьмы для такого пояса. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОРСЕТ — в XIV в. —нижнее женское бельё со шнуровкой, сильно стягивающее нижнюю часть фигуры; в XV-XVIII вв. — со вставленными металлическими прутиками или китовым усом. Сейчас так называю широкий пояс, плотно охватывающий нижнюю часть грудной клетки, талию и живот с целью придания фигуре стройности. Принадлежность женского туалета, которую носят обычно под платьем. Ортопедические корсеты — приспособления, которые применяют в медицине при искривлениях и травмах позвоночника. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОСТЮМ — определенная система предметов и элементов одежды, обуви, аксессуаров и др., отражающая социальную и национальную принадлежность человека, его пол, возраст, занятие, профессию и т. д. Костюм, как и одежда, покрывает тело человека, но функциональные особенности их различны. Если одежда служит человеку для того, чтобы защитить его от климатических воздействий, то костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание и является психологической, социальной, возрастной и исторической его характеристикой. В понятие «костюм» входит одежда, обувь, прическа, косметика, головной убор, перчатки, украшения. Костюм связан с определенным образом человека, манерой его поведения и ношения костюма. Через костюм можно выразить индивидуальность человека, по костюму можно определить культуру и принадлежность людей к определенной этнической группе. Выразительны народные костюмы. Они имеют специфические, традиционные особенности, которые выражаются в выборе тканей, покроя, орнаментов, в использовании цветовых сочетаний и отделочных материалов. Также костюм — комплект, состоящий из пиджака (жакета) и брюк (юбки), а также жилета. Сегодня это наиболее популярный вид деловой одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОСТЮМ ЖЕНСКИЙ — комплект одежды, состоящий из жакета и юбки или брюк, предназначенный для женщин и для девочек.

КОСТЮМ КУПАЛЬНЫЙ — пляжная комплектная женская и для девочек одежда, состоящая из бюстгальтера и плавок. Бюстгальтер и плавки могут быть дополнены халатом, юбкой, блузкой, сарафаном, панамой или косынкой. Шьют из ткани (ситец, сатин, махровое полотно) или трикотажного полотна с хорошими гигиеническими свойствами. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОСТЮМ МУЖСКОЙ — комплект одежды, состоящий из брюк и пиджака (костюм-двойка) или брюк, пиджака и жилета (костюм-тройка), предназначенный для ношения мужчинами и для мальчиков.

КОСЫНКА — треугольный головной или шейный платок. Материалы и способы ношения — самые разнообразные. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КОТЕЛОК — мужской головной убор, вошел в моду после 1850 г., когда цилиндр перестал быть обязательной принадлежностью одежды для выхода. Это нечто среднее между цилиндром и фетровой шляпой: поля узкие, ровные жесткая куполообразная тулья, обычно черного, реже серого цвета. Котелок и трость — типичные элементы официальной одежды в лондонском Сити. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

КОФТА — простое название женской блузки, чаще кофтами называют вязаные и трикотажные изделия.

КРАГИ, КРАГ — накладные кожаные голенища (гетры) с застежками. Лосиные краги на пуговицах при императоре Павле были частью обмундирования кавалерии в России. Раструбы у перчаток. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КРОЙ — детали и их части, полученные в результате раскроя. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

КРОМКА — узкая полоска по долевому краю ткани (вдоль нитей основы), отличающаяся выработкой.

КРУЧЁНАЯ НИТЬ — нить, скрученная из двух и более комплексных нитей, волокон или пряжи. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КУЛИСКА — деталь швейного изделия в виде полоски материала для оформления его стяжки в различных местах. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

КУПАЛЬНИК — пляжная женская и для девочек одежда, открытая и плотно облегающая фигуру в области груди, талии и бедер. Шьют из ткани или тонкого трикотажного полотна с хорошими гигиеническими свойствами. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

КУРТКА — верхняя плечевая короткая одежда с рукавами, с застежкой различной длины, не имеющая строго фиксированной формы и покроя. Разновидностью куртки является блузон с застежкой или с разрезом вверху. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Л

ЛАМПАС — цветная суконная нашивка вдоль боковых швов брюк. Принадлежность форменной военной одежды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ЛАСЫ — блестящие участки на ткани в одежде; образуются при прессовании и при носке. Удаляют, применяя влажно-тепловую обработку. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЛАЦКАН — отворот верхней части борта пиджака, жакета, пальто и т. п., соединяется с воротником по линии раскепа. Лацканы могут быть широкими и узкими, с прямыми, закругленными или острыми концами. Их форма и размеры зависят от моды. Часто лацкан делают не из ткани пиджака (например, на смокинге), а из атласа или ткани контрастного цвета. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЛЕГГИНСЫ — современные мягкие женские брюки, типа не облегающих тело рейтуз, со штрипками и резинкой на талии. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ — объемный, постепенно сужающийся к запястью цельновыкроенный рукав, нижняя линия проймы которого начинается от линии талии. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЛЕКАЛО — шаблон, безшкальный мерительный инструмент или разметочное устройство для контроля или обводки криволинейных контуров фасонных деталей одежды при их выкраивании. Конструкторская документация на новую модель в настоящее время оформляется в виде технического описания с приложением комплекта лекал деталей из основной ткани, подкладки, приклада. Рабочие чертежи лекал деталей являются техническим документом, который определяет конструкцию, форму и размеры деталей, технические условия их изготовления и раскроя. Рабочие чертежи лекал разрабатывают, как правило, на все детали, входящие в изделие. В условиях производства по рабочим чертежам изготовляют лекала двух видов: лекала- эталоны и рабочие лекала. Лекала-эталоны полностью повторяют рабочие чертежи лекал. Изготовляют их из плотной бумаги и используют в качестве контрольных для проверки рабочих лекал. Рабочие лекала основных деталей (шаблоны) используют непосредственно в производственном процессе. По ним выполняют обмеловки, вырезают и проверяют крой, уточняют контуры деталей в потоке и т. д. Эти лекала изготовляют из плотного специального картона толщиной 0,87-1,62 мм и проверяют по лекалам-эталонам или рабочим чертежам лекал не реже одного раза в месяц. Вспомогательные лекала разрабатывают на базе основных и используют в процессе пошива изделия для нанесения вспомогательных линий и контуров срезов, формы и размеры которых должны быть точно сохранены в готовом изделии (линии прокладывания строчек, расположения карманов, петель, пуговиц и т. д.). Вспомогательные лекала должны иметь точные контурные линии, быть удобными в использовании. Подсобными лекалами пользуются при вырезании на ленточной машине деталей со сложными контурами. Обычно подсобные лекала делают из особо плотного картона толщиной 2-3 мм, края окантовывают металлической лентой. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЛЕНТА — наименование различных текстильных материалов: полуфабрикатов прядильного производства, а также ткани, вырабатываемой в виде узкой полосы. Лента —полуфабрикат в прядении — малоуплотненная масса, состоящая из продольно расположенных более или менее распрямленных параллелизованных волокон; получают на чесальных машинах, гребнечесальных машинах и др. Тканная лента — полоска ткани различного волокнистого состава, имеющая кромки, ширина обычно 1-10 см. Вырабатывается на лентоткацких бесчелночных станках с каретками и жаккардовыми машинами. Вязаную ленту получают на основовязальных и уточновязальных машинах. Материалы для выработки лент, способы производства, ассортимент зависят от назначения лент. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЛЕНТОТКАЦКИЕ ИЗДЕЛИЯ — различные ленты, выработанные из хлопчатобумажной пряжи, искусственного, натурального и синтетического шелка, полушерстяные, с алюнитом, с резиновой нитью и нитью из латекса («спандекс»). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЛЕЯ — деталь из подкладочной ткани, покрывающая с изнаночной стороны брюк место соединения их среднего шва с шаговым. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЛИВРЕЯ — форменная одежда швейцаров, лакеев, обслуживающего персонала; обычно отделана галунами. В средние века эту одежду делали из материалов геральдических цветов; она состояла из фрачного пиджака, брюк до колен, чулок и туфель. Ливреи носили также солдаты до того, как была введена униформа в современном ее понимании; цвет солдатской ливреи соответствовал цвету одежды командира военного подразделения. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЛИПУЧКА — текстильная застёжка.

ЛИСТОЧКА — деталь, оформляющая линию разреза кармана и закрепленная по его боковым сторонам. Карманы с листочкой широко применяют как в мужской, так и в женской одежде. Листочки различаются по конструкции и форме, которая часто зависит от моды. Наиболее стабильна форма листочки верхних карманов в мужских пиджаках. Листочка может выполнять только декоративные функции, имитируя карман с листочкой. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЛИФ — часть женского платья, охватывающая грудь и спину.

ЛИЦЕВАТЬ — перешивать одежду, делая изнаночную сторону лицевой. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЛОСИНЫ — женские рейтузы длиной до щиколоток; предмет женской одежды плотно облегающий ноги, вырабатывается из эластичных материалов.

ЛОСКУТ — остатки, куски, отходы тканей, кожи и т. п. в швейном, текстильном и кожевенном производстве; подразделяется на весовой и мерный. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ЛЮВЕРС ЛЯМКА — ремень или тесьма через плечо, с помощью которого несут (тянут) что-то тяжелое, или просто какой-либо предмет, сумку; помочи, оплечья какой-либо одежды — например, сарафана. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

М

МАЙКА — трикотажная плечевая одежда (рубашка) без рукавов и воротника, без застежки, с большим вырезом горловины. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАКЕТ — модель чего-либо, предварительный образец, воспроизведенный в уменьшенном виде; условное объемное изображение предмета, дающее представление о его форме, пропорциях, функциях. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАКЕТНЫЙ МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ — создание и разработка формы одежды методом наколки ткани на манекене или на фигуре манекенщицы. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАКЕТЫ ФИГУР (макеты-эталоны фигур) — гипсовые торсы, точно передающие форму и рельеф поверхности тела человека, их выполняют обычно от середины шеи до верхней трети бедра или в полный рост человека. Эти макеты служат своего рода объемным паспортом фигур типового телосложения и являются основой для последующей разработки промышленных манекенов. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАКИНТОШ — Плащ или пальто из непромокаемой прорезиненной ткани, назван в 30-е гг. XIX в. по имени изобретателя ткани, шотландского химика Чарльза Макинтоша. Также летнее (обычно габардиновое) пальто, которое, как правило, имеет прямой силуэт, средних размеров отложной воротник, на спинке шлицу, на полочках прорезные карманы с листочкой, потайную (супатную) застежку, рукава-реглан. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАКСИ-ЮБКА — расширенная книзу юбка, доходящая до щиколоток. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МАЛОМЕРНЫЙ — небольшого размера, недостаточного размера, неполной меры (маломерная обувь, маломерная одежда). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАНЕКЕН — деревянная или пластмассовая фигура в форме человеческого тела для примерки или демонстрации одежды. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МАНЖЕТА — деталь, оформляющая низ рукавов и брюк. Может быть притачной или цельновыкроенной с основными частями рукавов или брюк. Манжеты по низу рукавов могут быть мягкими, жесткими (накрахмаленными) или с формоустойчивой жесткой прокладкой внутри. Мода на манжеты в брюках началась в 1922 г., когда принц Уэльский во время дождя подвернул низ брюк. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАНИШКА — имитация блузки или рубашки, носится только под костюм, жакет, платье. Может быть украшена кружевом, жабо, рюшами и др. отделкой Появилась в моде в начале 16 в., в 19 в. стала частью мужской одежды и представляла из себя белый крахмальный нагрудник, который надевался под жилет. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МАНТО — женское широкое пальто, обычно меховое. В Европе в период средневековья манто было распространенной одеждой для улицы. Это был плащ в форме полукруга с вырезом для шеи. Он скреплялся спереди пряжкой или завязками. В XVIII в. манто шили из дорогой ткани — бархата или атласа. Чтобы не скрывать платья из тонкой нарядной ткани, полы манто делали расходящимися. Конструкция современных манто имеет свободную, расширяющуюся книзу, форму; шьют манто из ткани или меха. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАТЕРИЯ — ткань, текстильный материал, полотно. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАТЕРЧАТЫЙ — сделанный из материи, т. е. из ткани. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАТРОСКА — форменная фуражка без козырька, с лентой по околышу. Состоит из донышка из четырех клиньев и околыша, к которому прикрепляют синюю или черную ленту с эмблемой и надписью. Также, форменная верхняя блуза матроса с большим отложным воротником особого покроя. Так же называется женская или детская блуза такого же покроя, обычно из белой ткани с воротником с синими или голубыми полосками. Предполагают, что первые матроски сшили для детей английской королевской семьи в середине XIX в. Матроски настолько понравились, что вскоре стали едва ли не самой популярной детской одеждой. В конце XIX — начале XX вв. их носили дети из дворянских семей во всей Европе. Из детской моды матроски пришли в моду взрослых. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАТРОССКИЙ ВОРОТНИК — съемный отложной синий воротник с белыми полосками. Был введен в русском флоте в 1874 г. (с 1881 г. — с тремя полосками). Воротник с белой полотняной или синей фланелевой рубахой. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МАШИНА ШВЕЙНАЯ — первые примитивные швейные машины появились лишь в конце XVIII в. По модели французского портного Тимонье было сделано 80 деревянных аппаратов для работы в мастерских. Лишь благодаря американцам Гау (1848 г., изобрел машину, которая делала 300 стежков в минуту) и Зингеру (1851 г., организовал крупное производство швейных машин) проблема была, наконец, решена. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МЕХАНИЗМ ЗАМКА — часть кожгалантерейного замка, предназначенная для фиксации накладки замка или рамки. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

МЕХАНИЗМ ЗАПИРАЮЩИЙ — механизм замка, предназначенный для запирания кожгалантерейного изделия ключом. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

МИДИ-ЮБКА — элемент дамской моды второй половины XX в.: расширенная книзу юбка, доходящая до середины икры. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МИНИ-БРЮКИ — очень короткие женские брючки; часто надевались с блузкой навыпуск, заменяли мини-юбку. Были в моде в начале 70-х гг. XX в. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МИНИ-ЮБКА — появилась в 50-е гг. XX в. в Англии. Юбка стала «короче, чем вспышка магния», обнажив не только колени, но и бедра. Бросив вызов морали, она стала символом независимости и свободы, которых достигли женщины. Создала ее модельер Мэри Куант. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МНОГОСЛОЙНОСТЬ — принцип соединения нескольких предметов одежды в единый ансамбль, позволяющий варьировать их назначение в зависимости от ситуации, сезона. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МОДЕЛИРОВАНИЕ — творческий процесс создания новой модели с учетом ее назначения и окружающей среды, свойств материалов, внешнего и внутреннего облика человека. В моделировании предметов одежды объектами разработок являются: форма и силуэт изделия, его покрой, выбор материалов, способов формообразования, композиция элементов, цветовое решение. Под «техническим моделированием» подразумевается процесс разработки чертежей и образца одежды по базовой готовой модели или по ее графическому изображению с использованием силуэтной основы изделия. Разработанный образец служит эталоном формы и конструкции для массового производства одежды. Задачей моделирования одежды является разработка новой модели, выполнение образца, рассмотрение и утверждение его на художественных советах разных уровне (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МОДЕЛЬЕР — специалист по изготовлению моделей, образцовых экземпляров изделий (например, одежды, обуви, головных уборов, причесок и т. д.). Художник-модельер, работая над композицией одежды, руководствуется направлением моды, сложившейся в определенный исторический период или характерным для сегодняшнего дня, учитывает назначение одежды (бытовая, спортивная, театральная, специальная и др.), сезонность (зимняя, летняя), возраст потребителей. Для каждой модели подбирает пакет материалов (ткани верха, подкладки, прокладки, отделочные материалы), фурнитуру и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

МУНДИР — форменная одежда, военная или гражданская. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

МУФТА — принадлежность женского зимнего туалета для согревания рук; меховой или стеганый нарукавник (манжет) для вкладывания рук с обеих сторон. Появилась в XVIII в., прообразом муфты было воронкообразное удлинение узких рукавов, которые носили как мужчины, так и женщины во время холодной погоды. Поначалу муфты нашла применение в мужской одежде, она согревала руки, т. к. в моде в то время были короткие рукава. Позже новинку переняли женщины. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

Н

НАВЕСКА — деталь, предназначенная для шарнирного соединения. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

НАГРУДНИК — деталь швейного изделия, покрывающая часть туловища в области груди. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения

НАДСЕЧКА КОНТРОЛЬНАЯ ДЕТАЛИ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ — небольшой надрез по краю детали, предназначенный для обозначения правильного соединения деталей. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

НАКИДКА — швейная или трикотажная плечевая одежда свободной формы без рукавов и пройм. Разновидностью накидки является пелерина. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

НАКЛАДКА — деталь или узел швейного изделия для повышения износоустойчивости и (или) защитных свойств отдельных мест изделия, а также для его декоративного оформления. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения

НАКЛАДКА ПЛЕЧЕВАЯ — накладка для придания формы плечевой части изделия. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения

НАМЁТЫВАНИЕ — технологический термин обозначающий временное соединение деталей при накладывании их одна на другую. Наметывание может быть выполнено вручную или на специальной машине. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

НАПЕРСТОК — название происходит от русского «перст» — палец. Предмет, который защищает палец от уколов иглы.

НАЛОБНЯК — деталь головного убора для оформления изделия с изнаночной стороны по всей внутренней окружности. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

НАРУКАВНИКИ — полурукава (до локтя), надеваемые поверх рукавов для предохранения от загрязнения во время работы. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

НАСТИЛ — несколько полотен материала на плоскости, наложенных одно на другое с выравниванием их по двум перпендикулярным сторонам и предназначенных для разрезания. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

НАСТИЛАНИЕ ПОЛОТЕН МАТЕРИАЛА — укладывание полотен материала для получения настила. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

НАСТИЛАНИЕ МАТЕРИАЛА «ЛИЦОМ К ЛИЦУ» — настилание полотен материала попарно лицом друг к другу. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

НАСТИЛАНИЕ МАТЕРИАЛА «ЛИЦОМ ВНИЗ» — настилание полотен материала лицом вниз. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения) НАСТРАЧИВАНИЕ ШВА — прокладывание строчки при наложении одной детали на другую для их соединения, закрепление припусков шва, складки, направленных в одну сторону. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

НАУШНИК — деталь головного убора, закрывающая уши и затылок. (ГОСТ 22977-89 — Детали швейных изделий. Термины и определения)

НЕТКАНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — текстильные изделия из волокон или нитей, полученные без применения ткачества. Для выработки нетканых материалов могут быть использованы низкосортные и непрядомые волокна, отходы текстильного производства, что обуславливает высокую экономическую эффективность производства нетканых материалов. Промышленное их производство началось в 40-е гг. XX в. Современные нетканые материалы — один из основных видов текстильной продукции, используемой для изготовления одежды во многих странах.

НИЖНЯЯ ЮБКА — тканевая или трикотажная юбка, надеваемая под верхнюю юбку или платье из прозрачных тканей, а также для придания им определенной формы или пышности; чехол под юбку или платье. Нижние юбки шьют разных фасонов, с оборками, кружевами, на эластичной тесьме. Для придания жесткости ее крахмалят или аппретируют. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

НИТКИ — крученые изделия, вырабатываемые из хлопчатобумажной, льняной, шерстяной пряжи, натурального шелка, химических волокон и нитей. Скручивание концов пряжи или нитей производится на крутильных машинах и может быть выполнено в три, шесть, девять и двенадцать сложений (концов). В зависимости от назначения нитки разделены на классы — швейные, вязальные и т.д.; по цвету: белые, черные и цветные, с матовой и глянцевой отделками, а также неотделанные — суровые. В зависимости от толщины нитки делят по торговым номерам: чем тоньше нитки, тем выше их номер (например, хлопчатобумажные нитки имеют номера от 80 до 10). Характеристикой толщины является линейная плотность в тексах.

НОРФОЛК — охотничья куртка до бедер с двумя складками на спине, спереди большие карманы с клапанами, по талии пришит пояс.

О

ОБЛИЦОВКА ЗАМКА — декоративная деталь, окаймляющая кожгалантерейный замок. (ГОСТ 15470-70 — Фурнитура для изделий кожевенно-галантерейной, текстильно-галантерейной, обувной и швейной промышленности. Термины и определения)

ОБМЕТЫВАНИЕ ДЕТАЛИ — ниточное закрепление среза детали или прорези для предохранения от осыпания. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОБМОТКИ — длинные полосы плотной ткани, которыми обматывают голени от ботинка до колена, как бы заменяют голенища сапог. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОБОРКА — косая или поперечная полоска ткани, собранная сборками заложенная складками или плиссированная. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ОБРАБОТКА ДЕТАЛИ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ ВЛАЖНО-ТЕПЛОВАЯ — обработка детали или изделия посредством специального оборудования с использованием влаги, тепла и давления. Влажно-тепловая обработка может быть внутрипроцессная и окончательная. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОБРАБОТКА ДЕТАЛИ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ УТЮЖИЛЬНАЯ — придание детали или изделию желаемой формы посредством утюжильного оборудования. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОБРАЗЕЦ — новое художественное и конструктивное решение внешнего вида изделия. Существует в виде готовой модели или рисунка.

ОБТАЧИВАНИЕ — ниточное соединение деталей с последующим их вывертыванием. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОБТАЧКА — деталь швейного изделия для обработки срезов (например, обтачка карманов); для обтачки берут основной материал. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОБХВАТ — дуговой поперечный периметр какой-либо части тела человека, измеренный с помощью полотняной сантиметровой ленты. Обхваты — размерная характеристика (признак) тела человека, который используется для конструирования одежды. Измеряются обхваты в поперечных плоскостях, при измерениях сантиметровая лента должна плотно прилегать к телу, не деформируя его. Обхват головы измеряют по лобной части над уровнем бровей и по самой выпуклой затылочной части. Обхват шеи — по ее основанию. Обхват груди — по наиболее вдавленным или выступающим участкам туловища (при измерении первого обхвата лента на спине проходит горизонтально по нижним углам лопаток, касаясь верхним краем задних углов подмышечных впадин, затем — по подмышечным впадинам, замыкается спереди над основанием грудных желез; при измерении второго обхвата лента со стороны спины и подмышечных впадин проходит так же как в первом случае, а впереди — через наиболее выступающие точки грудных желез). Обхват груди первой и второй измеряют непосредственно один за другим, не допуская сдвига сантиметровой ленты на спине. При измерении третьего обхвата груди лента проходит горизонтально вокруг туловища через выпускающие точки грудных желез. Обхват талии измеряют по завязанной на ней нитке в горизонтальной плоскости. Обхват бедер измеряют с учетом выпуклости живота и при втянутом животе. На конечностях измеряют обхваты щиколотки, колена, бедра, икры, запястья, плеча; определяют также обхваты колена при согнутом положении ноги, обхват подъема стопы, обхват кисти. Всего измеряется девятнадцать обхватов. По данным третьего обхвата груди ведут нумерацию типов фигур и одежды по размерам. По обхвату бедер с учетом выпуклости живота проводят нумерацию типов фигур и одежды по полнотам. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОБШЛАГ — отворот на нижнем конце рукава мундира и других видов обмундирования или ведомственной одежды.

ОДЕЖДА — совокупность изделий, надеваемых человеком, призванных защищать его от неблагоприятных климатических воздействий и выполняющих не только утилитарные, но и эстетические функции. Включает комплекс предметов: белье, легкое и верхнее платье, головные уборы, обувь, перчатки, чулки и др. В современном мире одежда в определенной степени является проявлением человеческой индивидуальности. Или совокупность изделий, которыми покрывают тело (пальто, платье и т. д.).

ОДЕЖДА ВЕРХНЯЯ — одежда (изделие) надеваемая на корсетные изделия, нательное белье и (или) изделия костюмно-платьевой группы. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА ВСЕСЕЗОННАЯ — одежда для ношения в любое время года. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА ДЕМИСЕЗОННАЯ — одежда для ношения в осенне-весенний период. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА ДЛЯ ДЕТЕЙ — одежда для детей разных возрастных групп. Различают одежду: для новорождённых (дети до 9 месяцев), для детей ясельной группы (дети от 9 месяцев до 3 лет), для детей дошкольной группы (от 3 до 7 лет), для детей младшей школьной группы (мальчики от 7 до 12,5 лет, девочки от 7 до 11,5 лет), для детей старшей школьной группы (мальчики от 12,5 до 15,5 лет, девочки от 11,5 до 14,5 лет), для детей подростковой группы (мальчики от 15,5 до 18 лет, девочки от 14,5 до 18 лет).

ОДЕЖДА ЖЕНСКАЯ — одежда для женщин.

ОДЕЖДА ЗИМНЯЯ — одежда на зимний период, утепленная, на подкладке и из теплых материалов.

ОДЕЖДА КОМПЛЕКТНАЯ — одежда, состоящая из двух или более изделий, каждое из которых является составной частью комплекта. Например, костюм (юбка и жакет), купальный комплект (бюстгальтер и плавки) и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОДЕЖДА ЛЕТНЯЯ — одежда для ношения в летний период. Отличается выполнением из лёгких тканей, часто без рукавов или с короткими рукавами.

ОДЕЖДА МАССОВОГО ПРОИЗВОДСТВА — одежда на типовые фигуры, изготовленная сериями в условиях поточного производства. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА МУЖСКАЯ — одежда для мужчин.

ОДЕЖДА НАЦИОНАЛЬНАЯ — бытовая одежда, отражающая специфику национальной культуры и быта одного или иного народа. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА ПЛЕЧЕВАЯ — одежда, опирающаяся на верхнюю опорную часть тела, ограниченную сверху линиями сочленения плечевого пояса с шеей и руками, а снизу линией проходящей через выступающие точки лопаток и груди. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА ПОВСЕДНЕВНАЯ — бытовая одежда для повседневного ношения . (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА ПО ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ — одежда, изготовленная по измерениям фигуры человека и предлагаемой модели. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА-ПОЛУФАБРИКАТ — одежда с незаконченным циклом технологической обработки. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА ПОЯСНАЯ — одежда, опирающаяся на нижнюю опорную часть дела, ограниченную сверху линией талии, а снизу линией бёдер. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА РАБОЧАЯ — домашняя одежда для работы в бытовых условиях. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА САНИТАРНАЯ — производственная одежда для защиты работающего от загрязнений. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА СПЕЦИАЛЬНАЯ — производственная одежда для защиты работающего от опасных и вредных производственных факторов. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА СПОРТИВНАЯ — бытовая одежда для занятий спортом и туризма. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА ТОРЖЕСТВЕННАЯ — бытовая одежда для ношения в торжественных условиях. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДЕЖДА ФОРМЕННАЯ — одежда военнослужащих, работников специальных ведомств и учащихся, для которых установлена форма. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОДНОБОРТНЫЙ — об изделии, имеющем центральную бортовую застежку с одним рядом пуговиц и, соответственно, одним рядом петель (например, однобортный пиджак). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОДНОСТОРОННИЕ ШВЫ — глухие и свободные вышивальные швы, образующие рисунок на лицевой стороне ткани (верхошов, счетная гладь и др.). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОДЕЯЛО СТЁГАННОЕ — швейное изделие, состоящее из двух слоёв ткани и утеплённой подкладки между ними, выстеганное сквозными стежками. (ГОСТ 17037-85 — Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения)

ОКАНТОВКА ДЕТАЛИ — обработка среза детали полоской материала, тесьмой для отделки или предохранения от осыпания. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОКРАСКА — цвет, оттенок цвета какого-либо материала. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОЛЬСТЕР — длинное просторное пальто из грубошерстного сукна, обычно с кушаком, иногда с капюшоном. Первоначально шилось из ирландского бобрика, названо по исторической области в Ирландии. (Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

ОПЛАВЛЕГНИЕ СРЕЗА— обработка среза деталей швейного изделия из термопластичных материалов тепловым методом для предохранения от осыпания. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОТЛЁТ ВОРОТНИКА — отгибающаяся часть воротника, расположенная выше верхней линии стойки воротника.

ОПОРНАЯ ПОВЕРХНОСТЬ ТКАНИ — площадь фактического контакта ткани с плоскостью предметов; одна из характеристик структуры поверхности ткани. Различают осново-опорные ткани — на их поверхности преобладают основные перекрытия, и уточно-опорные — на их поверхности преобладают уточные перекрытия. В том случае, если обе системы нитей выступают на поверхности поровну (например, в тканях полотняного переплетения), такие ткани называют равноопорные. Опорная поверхность ткани составляет 5-20% от всей ее площади. В процессе эксплуатации, при истирании в первую очередь разрушается опорная поверхность ткани. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОПОРНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ ОДЕЖДЫ — участки контакта одежды и тела человека. Для плечевой одежды (пальто, платье, пиджак) опорная поверхность сверху ограничивается линиями сочленения туловища с шеей и верхними конечностями, а снизу — выступающими точками лопаток и груди. Этот участок называется верхняя опорная поверхность. Для поясных изделий опорная поверхность ограничивается вверху линией талии, внизу — верхней частью бедер и живота. Участок называется нижней опорной поверхностью. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОПУШКА — меховая отделка по краям одежды. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТПАРИВАНИЕ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ — обработка изделия паром для удаления лас. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОТТЯГИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ШВЕЙНОГО ИЗДЕЛИЯ — увеличение линейных размеров некоторых деталей на отдельных участках посредством влажно-тепловой обработки для получения желаемой формы. (ГОСТ 20521-75 — Технология швейного производства. Термины и определения)

ОСНОВА и УТОК — две системы нитей, образующие ткань. Основа — нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. Уток — нити, расположенные перпендикулярно основе. В результате последовательного переплетения нитей основы и утка на ткацком станке вырабатывается ткань. Основа перед ткачеством подвергается шлихтованию — дополнительной обработке клеевыми веществами для придания ей большей гладкости и увеличения прочности. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОСЫПАЕМОСТЬ ТКАНИ — одно из технологических свойств тканей; выпадение нитей из открытых срезов; возникает вследствие недостаточно прочного закрепления нитей в ткани. Осыпаемость ткани зависит от параметров структуры пряжи и нитей, строения ткани, ее волокнистого состава, видов отделки и пр. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТВАРИВАНИЕ, ОТВАРКА — одна из основных отделочных операций при выработке хлопчатобумажных и льняных тканей; производится в варочных котлах в растворах щелочей при атмосферном или повышенном давлении с целью удаления примесей и подготовки к белению, крашению и набивке. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТДЕЛКА ОДЕЖДЫ — один из декоративных элементов композиции одежды. При моделировании отделку увязывают с формой и конструкцией изделия, материалом, цветом. Это дополнение и украшение, которое может вообще отсутствовать в одежде, т. к. не для всякой одежды оно обязательно. Отделка может быть постоянной (вышивка, оборка, кант, пуговицы и т. д.) и съемной (бант, пояс, цветок и пр.). При съемной отделке имеется возможность варьирования, например, строгое деловое платье, украшенное бантом, нарядным поясом или букетиком искусственных цветов, может быть надето для торжественного случая. Современные отделки в одежде очень разнообразны по виду, форме, способу изготовления, материалам. Условно их можно разделить на следующие группы: — выполненная непосредственно на поверхности деталей одежды (рельефные швы, отделочные строчки, складки, буфы, драпировки, сборки, плиссе, гофре); — выполненная из ткани изделия или отделочной ткани и являющаяся деталью изделия (оборки, воланы, банты, бейки, канты, клапаны, хлястики и т. д.); — сделанная из текстильных материалов (кружево, ленты, тесьма, шнур, бахрома); — выполненная вышиванием, аппликацией; — выполненная из др. (не основного) материала (из меха, замши, искусственной или натуральной кожи, бархата, трикотажа и др.); — выполненная фурнитурой (с использованием пуговиц, пряжки, молнии и т.д.); — выполненная печатным рисунком граффити; — сделанная из съемных деталей (жабо, воротники, галстуки и т. д.). (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — материалы и изделия, предназначенные для украшения или отделки предметов одежды. К отделочным текстильным материалам относятся кружева (край, прошва, мотив) и кружевные изделия (воротники, пелерины, манжеты и др.), ленты, тесьма, эмблемы, бахрома, кисти, крученые изделия (шнуры, нитки вышивальные и вязальные, мулине), а также ткани, трикотажные изделия, шитьё, гипюры, натуральные и искусственный мех, кожа. К не текстильным отделочным материалам относятся различного вида металлическая, деревянная и пластмассовая фурнитура (пуговицы, пряжки, кольца, блочки, декоративные кнопки, молнии), металлические эмблемы и т.д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТКОСОК — деталь передней половинки брюк для обработки потайной застежки, предназначенная для пришивания пуговиц, кнопок, молнии, текстильной застежки. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТОРОЧКА — узкая полоска ткани или меха, нашитая по краю одежды или обуви. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ОТРЕЗ — кусок ткани, отрезанный для пошива костюма, пальто, платья и т. д. (Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)



Серия сообщений "Шитьё":

Часть 1 - Детские тапочки "Мышата"
Часть 2 - Элементы одежды
...
Часть 12 - Пальто со шлицей по спинке
Часть 13 - Словарь швейных терминов А-И
Часть 14 - Словарь швейных терминов К-О
Часть 15 - Словарь швейных терминов П-Я
Часть 16 - Новогодний костюм "Мышонок" для сыночка
...
Часть 30 - Сарафан из шифона
Часть 31 - Многоликая шляпа Fedora. Выкройка
Часть 32 - Японский пэчворк. Детские панно и др.




Серия сообщений "Словарь швейных терминов":

Часть 1 - Словарь швейных терминов А-И
Часть 2 - Словарь швейных терминов К-О
Часть 3 - Словарь швейных терминов П-Я


Рубрики:  школа шитья
шьем.видео уроки

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку