14 августа Медовым Спасом. Первый день Успенского поста |
1 (14) августа, в первый день Успенского поста, Православная Церковь празднует происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. С того времени, как Сын Божий освятил Крест Своими страданиями, в нем стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. О ее проявлении свидетельствует и история праздника. Празднование было установлено в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе.
Начало этого праздника относится к IX веку, а в XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях во всем мире. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 1 августа по старому стилю, а по новому 14 августа, часть Животворящего Древа Креста, на котором был распят Иисус Христос, хранившаяся в церкви во дворце византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось освящение воды. Народ, прикладываясь к нему, исцелялся. 14 августа Крест снова возвращался в царские палаты, и в этот день был обычай торжественного освящения воды на источниках. Канон Животворящему Кресту был написан Георгием, епископом Амастридским, в VIII веке.
Затем две недели эту святыню носили по городу и служили молебны «для освящения мест и отвращения болезней». 14 августа, а по новому стилю 27 августа, Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.
Русское название праздника «происхождение» – неверный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, крестный ход. Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в летописях XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1». В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 14 августа по новому стилю совершается до или после литургии. По традиции вместе с освящением воды совершается освящение меда, (первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.
14 августа слились воедино три праздника: Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, поклонение Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Рядом стоит дата этого удивительного слияния -1164 год, т.е. 840 лет назад.
В 1164 году по Промыслу Божию случилось так, что в один и тот же день, 14 августа, императору Византийскому Мануилу и великому князю Владимирскому Андрею Боголюбскому Господь даровал победу над врагами. Император в решающей битве одолел турецкого султана, а Андрей Боголюбский победил языческое племя волжских болгар, совершавших грабительские набеги на Русские земли.
Святой благоверный князь Андрей Боголюбский всегда шел на брань с крестом и чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Перед выступлением в поход все его воины исповедовались и причащались. Князь Андрей говорил им, что крест его главное оружие, а не мечи и копья, и что без помощи Божией бессильны будут храбрость и численность войска. Воины Андрея Боголюбского на коленях молились пред Владимирской иконой и честным крестом Христовым.
Андрей Боголюбский не проиграл ни одного сражения. И болгары, после ожесточенной битвы, были обращены в бегство. Во время этого похода русские взяли пять богатых торговых городов на Волге и на Каме. С того времени Волга - русская река. Возвратясь в свой стан, воины узрели чудо, показавшее им, что Господь и Матерь Божия благословили их победу. Летопись повествует, что от Владимирской иконы исходили светлые, подобные огненным, лучи, осиявавшие все войско.
В этот же день подобное чудо исхождения сияния от иконы Божией Матери, шедшей вместе с Крестом впереди византийского войска, узрели полки императора Мануила после победы над турецким султаном. Император и князь торжественными посланиями известили об этом друг друга и постановили вместе с Патриархом Константинопольским совершать каждый год 1 (14) августа праздник Изнесения Честнаго Креста с торжественным освящением воды и благодарением Всемилостивого Спаса и Пречистой Его Матери за дарование победы православным христианам над врагами.
Этот день святые отцы советуют нам посвятить творению добрых дел, да дарует за милосердие Отец Небесный нам победу над страстями и вечное блаженство, по молитвам Богородицы и Всемилостивого Спаса, силою Честнаго Животворящего Креста.
14 августа начинается строгий Успенский пост. Не есть мяса и не пить молока - это легко, это и язычники могут. Мы же призваны не забывать и о духовной сущности поста: о покаянии и милосердии. Крест ведь действительно оружие обоюдоострое: оно может поразить лицемера, дерзающего незаконно именовать себя христианином.
В народе 14 августа называют Медовым Спасом, а Преображение - Яблочным Спасом. К богословскому смыслу праздников освящение меда и плодов никакого отношения не имеет, но это наши многовековые народные традиции, Церковь благословила их. Хорошо и первый мед освятить, и первые плоды. Только бы это не закрывало для нас главную, духовную сущность праздников.
взято здесь
Во Славу Господа истинного православного! Раздел: Русская православная кухня Традиции, молитвы, рецепты блюд http://supercook.ru/700-rpk-15.htmlРубрики: | пасха праздник на новым годом |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |